Доклад на 10 минут сколько слайдов

Обновлено: 05.07.2024

Конец мая и начало июня — традиционное время защиты дипломов в вузах. Помимо самой выпускной работы, студентам нужно подготовить короткое (на 7–10 минут) выступление перед экзаменационной комиссией, а также сделать презентацию. И зачастую для студента подготовить нормальный доклад/презентацию — чуть ли не более сложная вещь, чем написать сам диплом. При этом часто оказывается, что чем содержательнее и интереснее работа, тем сложнее бывает сделать по ней качественное выступление/презентацию. В этой статье мы предлагаем наш взгляд на то, как решать эту проблему.

Примечание: дальнейшие иллюстрации взяты из презентации к дипломной работе студента 1-го года обучения нашей магистратуры “Программирование и анализ данных”, выпускника бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” Егора Богомолова.

1. Прежде всего, формат 7–10-минутного выступления существенным образом ограничивает количество слайдов в презентации. Опыт подсказывает, что в ней должно быть не более 12–15 слайдов. Почему? Если мы возьмем 7-минутный доклад и поделим 7 на количество слайдов, то в среднем на слайд у нас получится около 30 секунд. 30 секунд — это достаточно небольшой промежуток времени, что-то содержательное за это время сказать тяжело. Если же количество слайдов становится больше, то либо доклад превращается в пулеметную очередь и никто ничего не успевает понять, либо докладчик гарантированно не укладывается в отведенное для него время. Исходя из этого, давайте зафиксируем количество слайдов (12–15) и поймем, что на них должно быть.


2. С первым слайдом все более-менее понятно: на нем указывается название доклада, автор, научный руководитель, организация. Желательно также отметить город и год. Единственный тонкий момент: хочется, чтобы размещенная на первом слайде информация была нормально оформлена. Данный слайд задает стиль всей презентации: стиль и размер штифта, цвета, которые будут использоваться далее. Например, мы рекомендуем использовать синий и белый цвет — корпоративные цвета Вышки.


Сразу скажу о стиле оставшихся слайдов. На каждом из них желательно делать и верхний, и нижний колонтитулы. В верхнем желательно указать название блока презентации (о блоках скажем чуть ниже), в нижнем — еще раз фамилию докладчика, краткое название доклада, и, важно, номер слайда в формате x/y, где x — номер текущего слайда, y — общее количество слайдов. Зачем это делается? Слушателям, как правило, хочется понимать, в какой точке доклада они находятся и сколько еще слайдов впереди. Если этой информации нет, то либо создается впечатление, что доклад может длиться бесконечно, либо что он может кончиться в любой момент. Это раздражает.

3. Теперь перейдем к содержанию слайдов. Весь доклад условно можно поделить на две части: вводная часть (до формулировки цели и задач работы) и содержательная часть (после цели и задач). Важно: в хорошем докладе вводная часть занимает примерно половину (!) всей презентации, и вот почему. Если докладчик не сделает нормальное введение, не добьется того, чтобы всем присутствующим стали предельно понятны тема работы, постановка задачи и пр., то содержательную часть никто слушать уже не будет — слушатели просто не будут понимать, о чем же в докладе идет речь. Поэтому 50 % успеха — это грамотно построенная вводная часть.


Важно: с нашей точки зрения, вводная часть обязана состоять из трех блоков. Первый блок — постановка задачи, в нем докладчик рассказывает, в чем состоит задача, к какой предметной области она относится, вводит основные понятия и определения, указывает, почему решение этой задачи важно. И этот блок, за редким исключением, не забывают включить в свой доклад все. Однако не все, увы, умеют правильно ее рассказывать. Типичное заблуждение докладчика — что об этой задаче слушателям известно почти все, за исключением мелких деталей. И вместо того чтобы на пальцах объяснить, в чем же его задача состоит, докладчик начинает свободно использовать термины, определения и факты, известные, как правило, только ему и узкой группе его коллег, никак их не объясняя.

Я могу сказать довольно крамольную вещь, но постановка задачи должна в какой-то степени быть похожей на ответ родителям/друзьям/знакомым в баре на вопрос “А чем ты там у себя в вузе/на работе занимаешься?” И вряд ли, сидя в баре или на кухне с родителями, вы будете сыпать незнакомыми терминами и строить из себя крутого специалиста. Скорее всего вы попытаетесь на пальцах объяснить хотя бы предметную область, в которой вы проводите исследования. И как правило, сидя в баре/на кухне, вам это удается сделать, а вот во время доклада — почему-то нет. Вы должны понимать: чем проще, яснее и понятнее вы расскажете о своей предметной области, тем большее количество народа дослушает ваш доклад до конца.


Перейдем ко второму блоку — обзору имеющихся в данной области результатов. С ним у большей части докладчиков просто беда. Почему-то считается, что его смело можно выкидывать, особенно в случае коротких докладов. Между тем, это — колоссальное заблуждение, этот блок категорически необходим. Если его в докладе нет, то это, как правило, означает два варианта.

Первый вариант — докладчик просто не понимает, что, помимо него, существуют сотни, а то и тысячи исследователей, работающих и получающих результаты в данной области. Как следствие, высока вероятность того, что все, о чем докладчик собирается говорить, уже кем-то где-то давным-давно сделано, а он лишь переизобретает велосипед.

Второй вариант — что задача настолько неинтересная и никому не нужная, что ею никто не занимается. Следовательно, актуальность данной задачи близка к нулю и слушать эту работу также смысла не имеет. Это, конечно же, крайние случаи, есть и промежуточные. Например, пара ссылок на работы 1994 года. И если это все — то снова беда, смотри рассмотренные выше два варианта.


Казалось бы, на обзоре литературы можно заканчивать вводную часть и переходить к формулировке цели и задач исследования. Собственно, большинство неопытных докладчиков так и пытаются поступать. А это очень грубая ошибка: в любой презентации обязательно должна быть еще один крайне важный блок, а именно, блок под условным названием “Большое НО”. В этом блоке вы должны говорить примерно следующее: да, в моей области (смотри обязательную 1-ю часть) много чего уже сделано (смотри обязательную 2-ю часть), но: в такой-то работе имеются такие-то недостатки, в такой-то работе не сделано то-то и то-то, а из этой работы осталось непонятно то-то и то-то. И вот в моей работе я собираюсь эти моменты устранить / эти недоделанные задачи дорешать / предложить свои, более удачные решения. И только после этого вы можете переходить к центральной части доклада — формулировке цели и задач работы.


4. Цель у любой работы должна быть одна. Не допускается несколько целей. Если их несколько — это, скорее, не в том месте и не в той форме сформулированные задачи исследования. Цель — это нечто, чего вы интегрально хотите достичь своей работой: создать программный продукт, собрать датасет, построить модель, провести анализ и т. д. Подумайте, чего вы хотите достичь своей работой. Как правило, это и будет ваша цель.

Важно: в очень многих работах в этом месте встречается довольно существенная ошибка — цель формулируется слишком общо, например, “создание системы фильтрации спама” или “обнаружение ботов в социальных сетях”. Коллеги, это — задачи, которые на протяжении нескольких лет решают огромные IT-компании типа Google или Facebook. И будет очень забавно, если вдруг окажется, что именно в вашей работе эта глобальная задача будет наконец решена. С очень малой вероятностью слушатели поверят в столь оптимистичный сценарий. Скорее всего, подобным образом широко сформулированная цель — это все же, как правило, признак неопытности и/или некомпетентности. Пожалуйста, не делайте подобного рода ошибок — формулируйте цель предельно конкретно.

Перейдем к задачам. Задачи — это, по сути, краткий план вашей работы, краткое описание того, как вы собираетесь достичь поставленной выше цели. Например, “для создания модели нужно”: 1) создать такой-то инструмент; 2) собрать такой-то датасет; 3) построить прототип модели; 4) протестировать этот прототип на таких-то данных. Часто для того, чтобы правильно сформулировать задачи, вам просто нужно еще раз посмотреть на свою работу, разбить ее на 3–4 больших блока и как-то эти блоки назвать. Собственно, это и будут ваши задачи.

Важно: и в цели, и в задачах не должно быть никаких новых терминов. Если вдруг они появляются, это означает, что вы не доделали постановку задачи, не до конца объяснили все термины, инструменты, механизмы, использующиеся обычно для решения подобного рода задач и т. д. Далее, задач не должно быть много. Как правило, это 3–4 глобальные задачи. Не дробите их, не делайте 7–8 задач. Наконец, задачи должны быть достаточно короткими и емкими. В идеале, каждая из этих задач должна на последующих слайдах помещаться в колонтитул.


5. Перейдем теперь ко второй, содержательной части доклада. Ее строить очень просто. У вас осталось в запасе где-то 7 слайдов. Последний слайд вы должны оставить на выводы, остается 6 слайдов. Эти слайды разбиваются на блоки по числу задач. И на каждую задачу в своем коротком докладе вы оставляете 1–2 слайда. Увы, это — максимум, что вы можете себе позволить из-за лимита по времени. Что туда выносить — это уже довольно специфический вопрос, каждый должен эту задачу решить для себя сам. Здесь важно выбрать действительно принципиальные моменты в каждой из задач и постараться сжато про них рассказать. Общих рецептов для этой части маловато, и здесь очень важен опыт: ваш, вашего научного руководителя и ваших коллег.



Часто в этом месте студенты задают вопрос: ну хорошо, я как-то схематично, на пальцах, успею на 1–2 слайдах что-то там показать; но ведь там же куча важных деталей, десятки важных подробностей, и ни один профессионал, слушающий доклад, не сможет оценить работу без этой дополнительной информации. Что же делать в этом случае?

Здесь вы должны понимать следующее. Как правило, среди слушателей есть только 2–3 человека, которые действительно понимают, о чем идет речь в вашем докладе. Скорее всего, им действительно было бы интересно узнать о деталях исследования. Остальным же детали не важны, им нужна общая идея. Объясните ее на пальцах, а для узких профессионалов подготовьте от каждого блока несколько дополнительных слайдов за пределами презентации. Например, в вашем докладе 15 слайдов. Нумерацию оставьте по прежнему x/15, где x — номер текущего слайда. За 15-м слайдом сделайте дополнительные 16–17-й слайды в формате x/15, x=16,17 и так далее, на которые можно вынести не поместившуюся в основные блоки информацию.


Если вдруг (что не факт) после вашего доклада кто-то из слушателей решит задать вам конкретный вопрос, вы откроете эти слайды и подробно на этот вопрос ответите. При этом, отвечая на вопрос, вы уже не будете ограничены теми 7–10 минутами, которые вам отвели на доклад. Поэтому вы сможете добавить ту информацию, которая физически не влезла в основной доклад, но про которую вам так хотелось что-то рассказать.


6. Переходим к последнему слайду. На этом слайде вы формулируете выводы или результаты своего исследования. По сути, здесь вы просто должны продублировать те задачи, которые были сформулированы в середине вашего доклада. Однако при этом возникает вопрос: зачем же тогда вообще этот слайд нужен? Не легче ли просто еще раз показать задачи и сказать, что все они выполнены? Нет, здесь есть важные отличия. Дело в том, что, формулируя задачи исследования, вы еще не можете апеллировать к той информации, которая у вас появится в содержательной части вашего доклада. Вы еще не раскрыли, с помощью каких идей, методов и подходов вы достигли поставленной цели, насколько удачными оказались ваши подходы, насколько хорошо было проведено тестирование и т. д. Однако в конце вашего доклада слушатели уже погружены в тему, им известна терминология, известны предложенные вами решения, и вы можете смело в выводах сформулированные выше задачи раскрыть и коротко описать, как именно вы эти задачи решили.

Ну и вишенкой на тортике в этой части работы будут, например, ссылки на статьи, которые вы написали по результатам исследования, на доклады, которые вы сделали на той или иной конференции, на программные продукты, которые стали использовать написанный вами код и т. д.

Мелкое замечание: заключительный отдельный слайд “Спасибо за внимание” не нужен — эту фразу совершенно спокойно можно сказать в конце словами. Также неуместен слайд типа “Ваши вопросы?” Эту фразу должен сказать тот человек, который председательствует на этом собрании, не надо отнимать его хлеб.

7. Ну и в заключение пара слов о том, что делать, если у вас не короткий, 7–10-минутный, а большой, 30–40-минутный доклад. Важно: вся описанная выше структура категорически остается неизменной. Остаются блоки “постановка задачи”, “обзор имеющихся результатов”, блок “но”, слайд “цель и задачи”, слайд “выводы”. Что же меняется? Меняется количество слайдов, прежде всего в содержательной части: теперь вместо 1–2 слайдов вы, наконец, можете вставить 5–7 подробных слайдов по каждой задаче.

Но это еще не все: расширяя содержательную часть, вы не должны забывать о вводной части. Она также должна быть расширена: нужно обстоятельнее рассказать о постановке задачи, дать более подробный обзор имеющихся результатов. Помните, что вводная часть по-прежнему остается не менее, если не более, важной частью вашего доклада. Сделаете ее некачественно — и всю оставшуюся информацию либо никто не поймет, либо никто не будет слушать.

На этом в целом все. Очень надеемся, что эти заметки окажутся полезными всем, кто готовит свои доклады, а особенно — тем студентам, которые прямо сейчас готовят презентации своих выпускных работ.


Победители в премии WOW!HR определяются на ежегодной конференции. Номинанты презентуют свои проекты, а потом сами решают, чей кейс был самым эффективным. Спикер, выступление которого стало наиболее ярким, как правило, получает больше голосов. Поэтому очень важно уместно показать видео, фото и самое важное – историю. На выступление мы отводим 20 минут с ответами на вопросы. Это значит, что если спикер покажет видео на 5 минут, то к нему он сможет добавить всего пару слайдов, не считая организационных. В этом случае аудитории может быть недостаточно контакта с выступающим. Потому очень важно продумать структуру, чтобы был баланс визуализации, фактажа и контакта со зрителем.

Гоар Ананян

Рекомендации от VisualMethod

Какое время оптимально для выступления?

Много слайдов – это сколько?

В среднем аудитория воспринимает 1 слайд на 2-3 минуты выступления спикера, но ваш случай может быть другим. Не важно, как часто вы жмете на кликер, важно, как слайд подтверждает ваши слова. Вполне возможно, вам понадобится всего 5 слайдов, а может вы хотите сделать анимацию с помощью слайдов. Все это возможно, если вы делали это много раз и видели восторг аудитории. Как показывает практика, когда зритель частит с переключением слайдов, он и сам отвлекается, и аудитория сосредотачивается не на его истории, а на том, как бы успеть увидеть все на экране.


Решение: один слайд на две минуты выступления

Эксперты, принявшие участие в исследовании, рекомендуют перед созданием презентаций узнавать формат мероприятия и смотреть записи успешных выступлений. Из таблицы вы можете узнать, сколько слайдов нужно для участия в современных форматах презентаций.

Название Длительность выступления Количество слайдов Наполнение слайдов Смысл мероприятия
Печа-куча 6 минут 40 секунд 20 слайдов, которые автоматически сменяются через каждые 20 секунд Картинки и схемы Формат вечерних мероприятий, где в непринужденной атмосфере люди быстро получают обзор трендов и кейсов, которые обсуждают после каждого выступления.
Обращение президента на Новый год 10 минут Сторителлинг без слайдов Презентация достижений и планов страны.
TED talks Не дольше 18 минут Слайды не обязательны Часто используются фотографии-ассоциации Лекции с яркими историями, которые читаются умнейшимии знаменитыми людьми планетыс 1984 года в рамках проекта TED.
Молитва Папы Римского 20 минут Сторителлинг без слайдов Ремарки по поводу текущих событий в мире.
Бизнес стенд-ап 20 минут Слайды не обязательны Иногда используются казусные фотографии Монологи о бизнесе с легкой подачей и юмором.
Дискуссия на Гайдаровском форуме 30 минутна 2 спикеров Слайды не обязательны Яркие факты и цифры Презентация двух разных точек зрения на один вопрос.
Презентация проекта на Питерском международном экономическом форуме 1 час 15 минут с участием до 5 спикеров На усмотрение спикера Схемы, карты проектов, инфографика Презентация крупных сделок и программ.
Доклад на Давосском форуме (Всемирный экономический форум) 1 час 15 минут с участием до 5 спикеров На усмотрение спикера Аналитика, фотографии-ассоциации Презентация последних мировых трендов и достижений.

Вы прочли один из 12 разделов исследования VisualMethod, посвященного распространенным ошибкам в презентациях. В течение трех месяцев маркетологи агентства информационного дизайна VisualMethod общались с организаторами ТОП-конференций в России. С помощью анкет и очного общения экспертам задавали вопросы о том, какие самые частые ошибки спикеров, как можно улучшить слайды, и что мешает зрителям получать пользу от выступлений.

Есть разные презентации в зависимости от целей и они отличаются по структуре — возьмём к примеру презентации для отправки по почте и для выступления.

В презентации для выступления слайды должны подстраиваться под тайминг. Их количество не ограничено — можно хоть написать на слайдах одно-два слова.

Презентация не должна отвлекать внимание от главного — самого спикера и его рассказа. Зрители не должны читать слайды вместо того, чтобы слушать выступающего. Поэтому нужно свести к минимуму текст на слайде и максимально использовать визуализацию: фото, 3D, иллюстрации. На слайдах Apple, Samsung или Google часто нет даже подписи к картинке или вообще одно-два слова на однотонном фоне.

В презентации для чтения наоборот нужно быть кратким и уметь донести суть и полезное действие, пока читатель не заскучал и не закрыл документ. При этом нужно держать баланс и не поддаваться искушению попытаться впихнуть максимум текста и данных на каждый слайд.

В презентации для чтения нет спикера, поэтому слайды должны говорить сами за себя. Но это не значит, что можно перегружать слайды текстом — визуализация всё равно остаётся на первом месте.

Хорошая презентация может содержать как 10, так и 100 слайдов. Просто начинать нужно не с них — в случае с презентациями наполнение определяет форму.

Хорошая презентация может содержать как 10, так и 100 слайдов. Просто начинать нужно не с них — в случае с презентациями наполнение определяет форму.

Не ограничивайте себя выдуманными стандартами — иначе презентация не достигнет цели, если все усилия пойдут только на то, чтобы вписаться в гипотетические 15 слайдов, которые никак не обоснованы.

Старайтесь не перегружать слайды в независимости от того, делаете вы презентацию для чтения или выступления. Не существует налогов на дополнительные слайды — если вы сделаете ещё один, никто вас не оштрафует.

Зато это позволит вам свободно располагать главную мысль на площади слайда, чтобы вторичная информация не отвлекала на себя внимание.

Как это работает? Если на слайде три уровня заголовков, значит, на нём нет главной мысли. Если на слайде больше одной, ну максимум двух диаграмм, значит, что вы скорее всего информируете слушателя и заваливаете его данными вместо того, чтобы вести диалог.

Главное — это достижение результата с помощью презентации. Не существует одного магического числа слайдов, которое решит именно вашу задачу.

Каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации, когда нужно подготовить презентацию за пару часов — для срочного питча клиенту, выступления перед к.

crello presentation tips title

Каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации, когда нужно подготовить презентацию за пару часов — для срочного питча клиенту, выступления перед коллегами или незапланированного совещания. Даже если времени мало, нет повода паниковать. Соберите основную информацию, которую нужно донести, разделите ее на логические фрагменты, структурируйте и упакуйте в подходящие шаблоны для презентации.

Вот шесть основных правил, которые помогут сделать отличную презентацию быстро и без стресса.

1. Сценарий


2. Шаблоны

Собирать презентацию с нуля сложно. Если вы не дизайнер, высок риск того, что не угадаете со шрифтами, расстоянием между элементами, архитектурой слайда и цветовой гаммой.
Чтобы неудачно выбранный шрифт не испортил впечатление или не пришлось по пятому кругу перегруппировывать элементы, используйте шаблоны для презентации из VistaCreate, созданные профессиональными дизайнерами.
Отталкиваясь от темы, содержания и стиля презентации, выберите подходящий дизайн. В каждом из шаблонов для презентации в VistaCreate несколько готовых слайдов — их можно дублировать или добавлять свои в том же стиле.
Идеального количества слайдов для презентации не существует. Все зависит от ситуации, темы, темпа и задач. Рассуждая о том, как сделать презентацию, известный венчурный капиталист и автор книг Гай Кавасаки предложил формулу 10/ 20 /30: 10 слайдов за 20 минут, с текстом, набранным 30-м кеглем.



3. Минимум текста


4. Акценты

Прежде чем создавать презентацию, определитесь, что в ней главное — какие цифры и выводы основные. Ключевых точек не должно быть много. Цель — не подчеркнуть все, а выделить главное.


Крупный кегль и иллюстрации помогут привлечь внимание к значимым элементам даже на экране с большим количеством текста и графики. Но чтобы не было визуального конфликта, важные цифры и надписи размещайте на слайде без отвлекающих объектов. Фон для презентации тоже лучше сделать нейтральным. Больше воздуха — проще сфокусироваться.


5. Юмор

crello presentation tips 08

Скриншот видео с фрагментом презентации Apple

6. Призыв к действию

Цель любой презентации — рассказать людям историю и подтолкнуть их к действию. Оно может быть сложным и требующим усилий — например, куда-то пойти или пожертвовать 100 долларов. А может простым — позвонить, посмотреть, познакомиться с другими работами или подписаться в Instagram. Как бы там ни было, скажите людям, что именно делать после получения этой информации.

Обычно призыв размещают в конце презентации или в конце каждой смысловой части. Оставьте минимум один слайд для просьбы, еще один — для благодарности аудитории. Или совместите их.
Еще можно добавить бонус — в виде списка полезных книг или топ-5 сервисов по теме.

В заключение

Любая графическая презентация — только вспомогательный инструмент для живого выступления. Не нужно вкладывать все силы и время в подготовку мощного оформления, если содержание не до конца проработано. Если с ним все в порядке, тем более не тратьте время на графику — просто найдите подходящий шаблон в VistaCreate и выделите вечер, чтобы сделать презентацию онлайн.
Надеемся, что наши простые советы для подготовки презентации вам помогут — и на нее уйдет всего несколько часов, а не целые сутки. Освободившееся время лучше потратить на репетицию и хороший сон перед важным днем.

Читайте также: