Доклад музыкальные инструменты мордовии

Обновлено: 20.05.2024

- привить интерес к мордовским музыкальным инструментам.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов нашей республики- Мордовии.

А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка. Слышите? Звучит мордовская музыка.

Сегодня мы с вами посетим Город музыкальных инструментов. Ребята, а вы знаете, что инструменты бывают разные?

Бывают ударные музыкальные инструменты, звук происходит от удара по инструменту, как например барабан, духовые- звучат, когда в них дуют, это дудочка, свирель, труба; струнные- состоят из струн, по которым играют смычками или щипают пальцами. (показы картинок). Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома — Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

А чтобы лучше познакомиться с мордовскими музыкальными инструментами, я вам расскажу сказку. А вы мне будете помогать.

Один музыкант вошел в дом с большой коробкой. В ней были разные музыкальные инструменты. Он вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан, свистульки, бубенцы и еще много других.

- Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

- Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.

- Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

- Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

- Не шумите малыши, посмотрите, это что за музыкальные инструменты? - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

- Дин-дон! И на нас они совсем не похожи. - удивился колокольчик.

- Мы ваши родственники- мы мордовские народные инструменты.

Музыкальные инструменты пошумели, затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье. Все инструменты заиграли свои мелодии.

- Трах-тах-тах – трещали трещотки.

- Трам-там-там – били барабанные палочки.

- Динь-дон! – звенел колокольчик.

- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял мордовские инструменты, показал детям, как на них нужно играть. Ребята взяли все инструменты и началось общее веселье.

- Мы все из одной семьи музыкальных инструментов, и у нас свои названия.

- Меня зовут колотушка!

-А я – веселая свистулька.

-Я нюди- говорила грустная дудочка!

- Нам не нужно спорить, - разводила меха гармошка, и все инструменты с ней были согласны!

Педагог: Ребята, ну вот мы и прослушали сказку о музыкальных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?

2. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?

3. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

4. Придумайте свои веселые названия для разных музыкальных инструментов.

Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями музыкальных инструментов.

Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации

Мастер-класс по изготовлению шумовых музыкальных инструментов

Мастер-класс по изготовлению шумовых музыкальных инструментов По мнению ученых, музыкальные способности есть у каждого ребенка,но у одних детей они лучше развиты,а у других - хуже в силу особенностей.

Музыкальный фольклор мордвы близок творчеству других народов финно-угорской группы. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народно-песенного творчества – земледельческие и семейно-обрядовые песни. Характерной чертой мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции является многоголосие.

Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например, в одной из мордовских загадок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком.

Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба – торама, звуки которой были слышны далеко в окрýге. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус их владельцев. Символом власти издавна считалась торама . Справедливый и могучий царь Тюштя оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти в день, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет протрубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края. Колокольчики – символ юности, красоты. Они также входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде также считался оберегом - чтобы никто не мог навредить жениху и невесте. Зимой праздник Рождественского дома – Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также сопровождался игрой на музыкальных инструментах.

Вплоть до начала ХХ века мокша и эрзя оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались в, первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Воды, Огня и многим другим поклонялись, исполняя моляны – языческие обряды, сопровождаемые пением божественных песен.

В современной Мордовии звучат и народные песни, и классические симфонии. В столице республики - городе Саранске проходят фестивали джазовой музыки, детские конкурсы и спортивные соревнования. Традиционная культура обогащается новыми, современными ритмами.

Если понравилась статья, поставьте лайк и поделитесь ей в соцсетях. Спасибо!

В республике Мордовия проживает две народности – мокша и эрзя. У них различаются традиционные костюмы, язык. По-разному называют мокша и эрьзя и музыкальные инструменты. Здесь есть свои национальные варианты волынки, варгана, скрипки, флейты, кларнета, трубы. Музыкальные инструменты имеют символическое значение. Например, колокольчики считались символом юности и красоты, ими украшали наряд девушки, невесты.

Ключевые слова

Музыка, фольклор, традиции, Мордовия, народные инструменты, скульптор, музей, революция, обряд, религия, пение, танец.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке Мы узнаем, как называются народные инструменты Мордовии. Научимся узнавать их голоса. Сможем исполнить мордовские песни и наигрыши.

Основное содержание урока

Республика Мордовия расположена в самом сердце России. Красивые леса, зелёные луга раскинулись по берегам рек Волжского бассейна – Суры и Мокши. Люди, живущие здесь, бережно хранят богатые культурные традиции своего края.

В Мордовии живут две основные народности: мокша и эрзя. А еще есть татарские села, семьи с русскими, чувашскими корнями, представители других народностей. И все живут в мире и согласии уже много веков.

У народов мокша и эрзя есть различия и в облике народных костюмов, и в языке. В том числе одни и те же музыкальные инструменты могут называться по-разному. Однако сами музыкальные традиции, календарные обряды, мелодии и ритмы песен и танцев во многом похожи друг на друга. Так, и мокша, и эрзя верили в магическую силу звука и украшали ракушками, бубенчиками, монетками предметы быта, одежды. При движении они позвякивали, отпугивая злых духов.

Во многих песнях и сказаниях упоминаются народные музыкальные инструменты. Местные жители умели извлекать музыкальные звуки даже из обычной пилы, или из бересты, натянутой на гребешок. Здесь также как и в других республиках России можно было услышать варган, волынку, струнные смычковые инструменты, напоминающие скрипку.

Отношение к музыкальным инструментам в народе было очень бережным, трепетным. Например, в одной из мордовских загадок скрипка гарьзи сравнивается с единственным ребеночком….

Из цельного ствола дерева или из древесной коры изготавливалась большая труба – торама, звуки которой были слышны далеко в окрýге. В современных мордовских селах часто звучит и русская гармонь, полюбившаяся местным жителям и ставшая уже родной на мордовской земле.

В жизни народов мокши и эрзи музыкальные инструменты имели символическое значение, они показывали достаток, общественный статус их владельцев. Символом власти издавна считалась торама. Справедливый и могучий царь Тюштя оставил своим потомкам на память этот музыкальный инструмент. По завету Тюшти в день, когда враги придут на мордовскую землю, надо будет протрубить в тораму. И тогда он вернется и встанет на защиту родного края.

Колокольчики – символ юности, красоты. Колокольчики, бубенцы входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшений девушки. Колокольчик в свадебном обряде также считался оберегом - чтобы никто не мог навредить жениху и невесте.

Круглый год звучала на мордовской земле музыка. В жаркие летние дни далеко по лугам были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо.

Зимой праздник Рождественского дома – Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также сопровождался игрой на музыкальных инструментах.

Вплоть до начала ХХ века мокша и эрзя оставались язычниками. Силы природы в их верованиях выражались в, первую очередь, женскими образами. Богиням Неба, Земли, Воды, Огня и многим другим поклонялись, исполняя моляны – языческие обряды, сопровождаемые пением божественных песен.

Словно впитав в себя древние верования своего народа, скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов создал свой мир красоты и вдохновенья, рождённый самой природой. Он взял себе творческий псевдоним Эрьзя, так как чувствовал себя неотделимой частицей своего народа…

После революции 1917 года скульптор лишь чудом уцелел во время гражданской войны.

Эрьзя эмигрировал в Аргентину. Там, в лесах Южной Америки он нашёл удивительные, неизвестные в Европе материалы для своих скульптур: Ценные породы древесины с выразительной фактурой, причудливыми нагромождениями наростов, переплетенными ветвями…

Своим резцом он словно освобождал образы, спрятанные под корой могучих деревьев. Если пройти по залам музея Эрьзи, можно услышать многоголосие самой природы, ожившей благодаря таланту одного из сыновей мордовской земли.

В современной Мордовии звучат и народные песни, и классические симфонии. В столице республики - городе Саранске проходят фестивали джазовой музыки, детские конкурсы и спортивные соревнования. Традиционная культура обогащается новыми, современными ритмами.

Разбор типового тренировочного задания


В этом скульптурном портрете Степан Эрьзя запечатлел облик известного композитора. Чей это портрет?


Народные музыкальные инструменты эрзи — памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Оказали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки.


По признаку вибратора (источника звука) основными классами эрзянских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).

Из идиофонов известны:

Кальдердема.
Распространены 4 вида.

Баяга — массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами длиной около 150 см, шириной 40—50 см, толщиной 12—15 см. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) — металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Люляма — стержень (палка), сверху которой вырезали фигурку в виде головы лошади и подвешивали к ней 5—7 колокольчиков и погремушек. Сопровождали различные ритуалы.

Диннема — гетероглотический варган, до наших дней сохранившийся у каратаев. Представляет собой подковообразную железную пластину с гибким стальным язычком посредине. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

Из хордофонов известны:

Кайга — лютня (скрипка), имеющая общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки — 370 мм, ширина у нижнего конца — 180 мм, верхнего — 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй. Детские инструменты составляли 2/3 величины обычной кайги.

Аэрофоны
— самый многочисленный класс эрзянских инструментов.
Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев (лопа, килей цёков, сандеень морама, олгонь морама, зундерь и др.).

Вешкема — флейта из липовой или ивовой коры, дерева, а также тростника, реже — птичьей кости. Бытовали 2 вида.
Кувака вяшкема (длинная флейта) длиной 500—700 мм. На ней вырезалось обычно 6 грифных отверстий (вайгель варят). Инструмент без свисткового устройства.
Нурькине вяшкема (короткая продольная флейта) с 2—3 грифными отверстиями или без них со свистковым устройством. Флейта известна эрзянам с эпохи бронзы.

Кевень тутушка — глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с 2 игровыми отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных. Применялась во время календарных и семейных праздников для интонирования программных наигрышей. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э.

Нудей — кларнет из 2 полых тростниковых трубок длтной около 200 мм, диаметром 6—8 мм с вырезными на них язычками-вибраторами длиной около 20 мм и 3 грифными отверстиями на каждом стволе. Обе трубки обычно монтировались в деревянной ложе, которое вставлялось в коровий или бычий рог, служивший резонатором (иногда в качестве резонатора использовали конусообразную бересту). Инструмент обладал сильным звуком с небольшим носовым оттенком, отличался разнообразной динамикой. На нём извлекались развёрнутые 2-голосные протяжные мелодии и быстрые танцевальные наигрыши. Тип нудея существовал у эрзян в середине 2-го тысячелетия н. э.

Пувамо
— волынка.
Известны 2 вида.
Первый имел 2 мелодичные трубки из тростника, по конструкции и названию соответствовавшие нудею, и 2 басовые трубки для извлечения низких бурдонов.
Второй — озкс пувамо — применялся на молянах для исполнения обрядовых наигрышей. В отличие от первого вида он не имел басовых бурдонов. Полифоны нудея и пувамо оказали большое влияние на становление развитых форм эрзянского народного многоголосия.

Дорама — сигнальный инструмент.
По технологии изготовления выделяются 2 вида. Первый изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой. При этом одну сторону трубки делали шире, другую уже. Второй вид представлял собой кольца липовой коры, вставленные друг в друга и заклеенные столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Для исключения зазоров швы трубки обливались варом. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. С узкой стороны делали небольшое чашеобразное углубление или в более поздних вариантах — изредка вставляли металлический мундштук. Оба вида не имели голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Сюро — труба из бычьего или коровьего рога. Мундштук либо вырезался в форме небольшого углубления, либо делался из катушки для ниток. В последнем случае одна сторона катушки стачивалась, вставлялась в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюро использовали в качестве сигнального инструмента (пастухи), а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.

С середины 19 века в быт эрзян повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских.

Читайте также: