Доклад про режиссера театра

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Режиссер и его функции в театре и театрализованных представлений

Век режиссера, как признанного театрального лидера, наступил через многие столетия после возникновения театра.

На русской сцене эпоха режиссера всерьез началась осенью 1898 года, когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко положили в Москве твёрдое основание театральному делу нового типа художественно-общедоступного театру. Великому театру, оказавшему могучее воздействие на дальнейшее развитие театральной культуры России и мира.

Режиссер является лидером театрального производства, возглавляет и ведет театральное дело, именно режиссер сегодня определяет творческое лицо театра, его идейную направленность, репертуарную политику, его художественный стиль, потери, метод, организационную и творческую структуру, его эстетические и этические принципы.

Режиссер сегодня это автор спектакля. Такова органика эволюции театрального искусства, логика его исторического развития: драматург — актер — режиссер. Однако театральная эволюция не просто передала в руки режиссера бразды правления, сделав его первой фигурой театральной иерархии. дало тут не в административных полномочиях власти режиссера, а в том, что в структуре современного спектакля режиссер наделен чрезвычайными художественными полномочиями. Искусство сценической режиссуры коренным образом изменило принципы, форму, содержание театрального представления.

Режиссерское искусство заключается в организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы.

«Режиссер – профессия комплексная, в режиссере скрыты многообразные способности.

а) режиссер-администратор, который может вести спектакль; поддерживать систематическую работу и порядок. Это очень трудно, и не каждому дана эта нотка, которая заставляет слушаться;

б) режиссер-постановщик. Это тот, который умеет говорить с декоратором, с рабочими, который может провести в жизнь свою или чужую. постановку;

в) режиссер-литератор, который может повести пьесу и спектакль по верной литературной линии;

г) режиссер-художник, который сам может создать художественную сторону спектакля; д) режиссер-психолог, который может верно провести внутреннюю линию;

(К.С. Станиславский)

педагог – толкователь – помощник

зеркало – исполнитель

режиссер – организатор всего спектакля

Режиссер - толкователь.

Режиссер – зеркало.

Важнейшая его способность почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет, а что не идет, куда клонит его фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Одновременно и следовать за волей актера и направлять её, направлять, не давая чувствовать насилие. Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у вас выходит, вы этого хотели? Чтобы актер воочию увидел себя как в зеркале.

Режиссер – организатор.

должен представить весь будущий спектакль;

быть организатором всего репетиционного процесса;

знать во имя чего сегодня ставит пьесу;

Немирович – Данченко говорил об обосновании выбора пьесы, ставя три вопроса: Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

Почему я сегодня ставлю эту пьесу?

четко знать свою конечную цель – куда поведет актеров;

должен быть готов к первой репетиции;

не должен навязывать – а увлекать коллектив – создать для актера такие условия, при которых он чувствует личную ответственность за роль и только тогда он станет максимально активен;

необходимо знакомить с эпохой, где происходит действие:

не посвящать заранее в свой замысел – не перегружать его;

надо не давить, а лишь корректировать творческий поиск актера:

как и в жизни психическое и физическое неразрывны;

сразу соединять психическое и физическое;

текст – не просто механический ответ на реплику, а ответ на мысль.

проникновение во внешность и глубь мотивов актера;

действенный анализ – пьеса не просто читается, а разбирается:

действенный анализ – органичный и кратчайший путь к воплощению замысла

Цель – помочь актеру как можно быстрее ощутить себя в роли, а роль в себе.

режиссеру важно создать творческую атмосферу, один из элементов работы актера над ролью импровизационность;

формировать сверхзадачу так, чтобы она вдохновляла актеров;

средствами искусства правильно выразить авторский жанр;

Между режиссером и драматургом не может быть учителя и ученика, но пьеса может существовать без спектакля, а спектакль без пьесы не может.

режиссер должен быть широко образован;

режиссер цементирует все элементы без которых не может быть театра;

режиссер должен уметь играть на душе артиста;

слабость режиссера – отсутствие образного видения.

Но многоохватывающая деятельность режиссера не ограничена лишь работой с актером. А его работа с театральным художником. С композитором. Со многими другими участниками создания спектакля. Он же причастен ко всему в театре: к демонстрациям, к реквизиту и бутафории, к парикам и гримам, к осветительной технике, костюмам — всего не перечесть. Но и тут, чтобы ни делал режиссер, он более озабочен интересами актера.

Есть у режиссера немало и других забот, других интересов и дел.

Он встречается с художником и заказывает ему декорации для будущего спектакля. Режиссеру предстоит вести с художником профессиональный, а не любительский, дилетантский разговор. Значит, он должен со знанием дела разбираться и в изобразительном искусстве, знать его историю, виднейших его мастеров, различия художественных школ и направлений, разбираться в особенностях художественных стилей разных эпох, в современных художественных течениях.

Режиссер встречается далее с композитором, что бы заказать ему музыку для спектакля. Какую музыку? Уже написанную кем-то ранее или ее надо писать заново? Какого она должна быть стиля, какого характера, звучания? Какое место и какая роль предназначены ей в развитии сценического действия? Что она должна значить для актера, для зрителя? Почему театр не может обойтись в предстоящем спектакле без музыки? Композитор должен услышать от режиссера все.

И на этот раз, как и при встрече с художником, режиссеру предстоит вести профессиональный, а не любительский диалог с композитором. Значит, ему должно быть присуще знание и понимание музыки, представление о различных музыкальных течениях и школах, о природе музыкального мышления.

И тут невольно возникает вопрос: что же должен знать режиссер как профессионал своего дела? Он должен знать все!

Как театральный деятель, театральный руководитель, он должен знать все о театре — все то, чем он живет, все то, что движет его вперед.

А как гражданин, во всей полноте понимающий ответственный и общественный смысл деятельности человека искусства, он должен знать, чувствовать, улавливать, чем живут стана и мир, все человечество, вся наша планета. должен знать, на чем сосредоточены кардинальные интересы современной жизни: ощущать её пульс, её сердцебиение, находить формы и средства соподчиненности своего творчества решающим проблемам времени, передовым идеалам века.

Все должен знать, все должен уметь режиссер, чтобы во всеоружии знаний и опыта приступать к главному — к сооружению спектакля. Не к созданию, а действительно к сооружению. К художественному сооружению по законам красоты, гармонии, правды жизни, правды его художественного постижения.

Основы режиссуры эстрады:

Режиссеру эстрады и массовых представлений необходимо знать превосходно литературу и владеть законами драматургии.

Специфика эстрады требует от режиссера активного участия в процессе создания сценария номера или представления, он должен ощущать природу драматургического конфликта.

Режиссер должен обладать композиционным даром.

Необходимо знание радиотехники, чтобы уметь пользоваться в современном эстрадном спектакле и массовом действии, без помощи радиотехники и фонограммы не обойтись.

театральный режиссер

Режиссёр - это творческая и очень непростая профессия. Для того, чтобы им стать нужны незаурядный ум, напористость, серьёзность, грамотность, оригинальность. Режиссура театрализованных представлений и праздников - трудная задача, ведь за какой-то очень короткий промежуток времени нужно создать то, что ярким пламенем осветит души зрителей, войдет в умы и сердца людей. Они заставляют страницы нетленных книг оживать на наших глазах. Но сделать это нужно так, чтобы не опорочить известные произведения классиков, а возвысить их. А очень часто выходит так, что театральные режиссёры очень ограничены и в средствах, и возможностях.

О профессии

Профессия театрального режиссёра неотрывно связана с творчеством. Он интерпретирует произведения по-своему, проводя их через призму собственного сознания. Для этого требуется неустанное руководство коллективом актёров, работа с каждым из них в отдельности. Зачастую именно работа режиссера с актером становится основой успеха спектакля. Кроме того, театральный режиссёр контролирует и композитора, и художника-декоратора, и других косвенных участников действа. Он, также, является и режиссёром-постановщиком.

Для того чтобы поставить спектакль, нужно разработать специальный план репетиций. Это тоже входит в обязанности театрального режиссёра, причём все репетиции ведет он сам. Фактически, он является главным человеком спектакля.

Историческая справка

Профессия театрального режиссёра берет своё начала во второй половине девятнадцатого века. Но сам замысел профессии появился ещё в древнегреческом театре, хотя тогда роль учителя или дидаскала играл сам автор драматургического произведения. Во времена эпохи Возрождения всё было с точностью наоборот.

Очень часто главный член артистической труппы становился драматургом и постановщиком. Такие случаи известны в итальянских, испанских и немецких театрах.

Само зарождение театрального режиссёра, как профессии, произошло уже намного позже. В девятнадцатом веке прослеживалась следующая тенденция в театре: пьесы ставились для прим, для ведущих актёров. Для них делалось все: изменялись роли, пьесы. Основным показателем качества спектакля стало актёрское мастерство определённых артистов. Смена декораций и музыки ничего не значила, случалось такое, что некоторые пьесы исполнялись с одними и теми же декорациями.

Театральный режиссёр двадцатого века


Что делает режиссер в современном театре? Это, в первую очередь, человек, который трактует пьесу, согласно своему видению сценических образов, в которых предстают персонажи пьесы. Именно он должен найти основную сюжетную нить и построить вокруг нее все действие. При этом он должен правильно расставить акценты на те моменты, которые призваны привлечь внимание современного человека, на то что, по мнению театрального режиссера, находит отражение в современной действительности.

Театральный режиссер создает собственный мир для героев пьесы, окружает его вещами-декорациями, задает нужный ритм, подбирает необходимое музыкальное сопровождение. Все это входит в план постановки спектакля. Главная цель театрального режиссера – донести до зрителя основную мысль драматического произведения.

Задача театрального режиссера – умело реализовать свой замысел постановки драматического произведения, уже знакомого зрителям так, чтобы оно зазвучало по-новому, заинтересовало людей и заставило их вновь и вновь приходить на спектакли. Для этого он должен наиболее точно передать свои задумки актерам, декораторам, костюмерам и звукорежиссерам, чтобы они поняли и воплотили на сцене то, что от них требуется. Ведь спектакль – это огромный труд всех этих людей. И задача театрального режиссера – сплотить их вокруг единой идеи, заставить проникнуться ею и отдать все свои силы, вложить в спектакль свою душу.

Чтобы успешно решать эти задачи, театральный режиссер должен быть хорошим психологом, обладать чувством современности и высоким интеллектом, иметь хорошее воображение и широкий кругозор. Чтобы управлять другими людьми, а именно этим и занимается театральный режиссер, человек должен уметь управлять собой. Поэтому он должен обладать высоким самообладанием и самодисциплиной.

2) Режиссёр – воспитатель творческого коллектива.

Загоревшись сверхзадачей автора пьесы и, желая своим будущим спектаклем заразить этой сверхзадачей зрителей, режиссёр не может обойтись без единомышленников. Поэтому, чтобы спектакль получился, режиссёр должен этой сверхзадачей заразить актёров. Кроме того, ему необходимо так же влюбить актёров в пьесу автора, т.е. раскрыть им все художественные достоинства пьесы, увлечь задачей поиска выразительных средств для передачи художественной уникальности драматурга со сцены. Увлечение творческого коллектива работой над пьесой ради утверждения со сцены духовных идеалов, отрицания житейской грязи и зла – и есть исполнение воспитательной функции режиссёра.

3) Режиссёр – организатор всего творческого процесса.

Режиссёр обязан также спланировать и организовать всю работу по подготовке спектакля (работа с художником и композитором, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.д.), проведению репетиций (график репетиций, организация помещений, оснащение и т.д.) выпуска спектакля (определить срок выпуска, организовать изготовление афиш и программок и т.д.) и проката спектакля (наметить и скоординировать даты и время спектаклей, организовать гастроли и т.д.)

Пьеса как основа спектакля.

Одним из признаков театра как вида искусства является то, что театр – искусство вторичное, т.е. искусство, рождаемое на основе драматургического произведения – пьесы. Пьеса является основой спектакля.

Почему это так? Главным творцом спектакля является актёр. А материалом для актёрского творчества служит действие. Но для действия необходима побудительная причина, необходима цель, к которой стремится образ, исполняемый актёром и окружающая обстановка (предлагаемые обстоятельства), в которых это действие протекает, то есть для действия необходима пьеса. Вот почему без драматургии театр существовать не может.

Содержательность спектакля, его эмоциональная заразительность для зрителей – не только и не столько в словах, написанных автором, а в подтексте этих слов, т.е. в претворении этих слов в сценическое действие. Поэтому индивидуальность драматурга как художника следует искать прежде всего не в его словах, а в языке его драматургии.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Старший тоже оставил портрет младшего, 34-летнего:

В тот летний день два человека провели в беседе 18 часов. Они хотели создать свой театр — свободный, независимый, художественный, противостоящий ка­зенной сцене. Старшим был Владимир Иванович Немирович-Данченко; млад­шим — Константин Сергеевич Алексеев (на сцене — Станиславский). Через год они откроют Московский Художественный общедоступный театр, которому в истории мирового сценического искусства предстоит стать эмблемой новой эпохи — эры режиссерского театра.

Должность режиссера существовала в русской практике XIX века и прежде всего на императорской сцене, но это была техническая (административная) единица с нечетким кругом обязанностей. Создателем же театрального пред­­ставления в эпоху дорежиссерского театра считался драматург (автор пьесы)
и/или актер (автор роли).

Еще одна функция — педагогическая, которая заключается в воспитании и акте­ров, и — зрителей в определенных правилах, подходящих для данного конкрет­ного театра.

Творческая же возможность режиссера — прежде всего в создании мизансцен. Мизансцена — буквально расположение на сцене: актеров по отношению друг к другу, к отдельным частям декорации, к пространству сцены, к зрителю. Сложное продуманное мизансценирование в режиссерскую эпоху стало новым театральным языком наряду со словом и пластикой (жестом, позой, мимикой), а сформироваться оно могло лишь тогда, когда появился некто — режиссер, — кто увидел сцену со стороны зрительного зала.

И наконец, когда все эти задачи и возможности сложились воедино, режиссер заявил о себе как автор спектакля — взамен драматурга и актера. С этого мо­мен­та именно режиссерский замысел и режиссерская композиция спектакля стали определяющими и главенствующими. Тогда и появилась возможность гово­рить о целостности спектакля, подчиненного одной художественной воле.

Первые европейские режиссеры появились в Англии в 1850–60-х, во Франции и Германии — в 1870–80-х годах. Особенность же русской ситуации заклю­чалась в том, что, во-первых, Россия была молодой европейской театральной державой и все процессы шли здесь в несколько ином по сравнению с теат­раль­ной Европой ритме. Во-вторых, закон о театральной монополии, изданный еще Ека­­териной II, почти столетие сдерживал энергию развития театра в Санкт-Петербурге и Москве. По этому указу в двух столицах (в отличие от про­винции) не разрешались частные теа­тральные антрепризы, а могли существовать только императорские театры. Отмена государственной моно­полии в 1882 году высвободила эту энергию и привела к появлению частных театров в столицах. Однако этим театрам было трудно конкурировать с импе­раторской сценой. Частные театры 1880-х–90-х годов возникали и вскоре закрывались, не успев оказать существенного вли­яния на петербургскую и московскую театральную жизнь.

Немирович вторил ему:

Практически сразу же они договорились о двойном руководстве театром. Учли и организаторский дар Станиславского, авторитет фамилии Алексеевых в мос­ков­ской меценатской среде (именно он позволит создать общество пайщиков для начала театральной деятельности), и литературную репутацию Немиро­вича. В практике МХТ Немирович получит право на литературное, а Стани­слав­­ский — на постановочное вето (то есть запрет). Основу труппы составят акте­ры-любители из Алексеевского кружка и молодежь из класса Немировича в Филармоническом обществе разных выпусков: Иван Москвин, Ольга Книп­пер, Всеволод Мейерхольд и другие.

С самого начала отношения внутри труппы пытались выстроить иначе, чем на казенной сцене, основываясь на социальном и творческом равенстве. Неми­рович перечислял пайщиков МХТ:

Читайте также: