Доклад музыкального руководителя на методическом объединении

Обновлено: 05.07.2024

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя - одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Я думаю, что каждому музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Практика работы нашего детского сада показывает, что без активной помощи воспитателя, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста. Вместе с воспитателями продумываем как интереснее провести развлечения, праздники. Определяем роли каждого воспитателя на утреннике или на развлечениях. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на НОД зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группе . Например, при разучивании игр, воспитатель показывает все движения героев. В старшей группе проходят более самостоятельно. А в подготовительной группе воспитатель следит за качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет. Умения, знания и навыки, полученные детьми на НОД музыкальной деятельности , воспитатели умело применяют на других НОД и в повседневной жизни детей. Часто воспитатели при наблюдении за природой используют хорошо знакомые детям песни. В конце каждого квартала на НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование) дети изображают сюжет из своей любимой песни. По этим рисункам я определяю любимую песню ребёнка, при этом я отгадываю, а не называю песню. Я проигрываю вступление к ней, а ребёнок отвечает, угадала ли я его песню.

Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия. Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач по музыкальной деятельности .

Как же проявляется заинтересованность воспитателя в деятельности по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, перед ООД должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель при проведении ООД.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только в музыкальной деятельности, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные в ООД по музыкальному развитию, обязательно должны закрепляться и развиваться также в течение всего дня. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в разные виды деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные в совместной музыкальной деятельности, праздниках, в семье.

Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что воспитателю необходимо владеть определённым объёмом музыкально-эстетических знаний.

Воспитатель так же должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания (магнитофон, музыкальный центр). Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги должны соответствовать возрасту детей и хорошо иллюстрированы. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают в музыкальной ООД.

Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые.

Особое внимание следует обратить на наличие в музыкальном уголке музыкально-дидактических игр и пособий, которые помогают педагогу формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.

Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру.

С этой целью в группе оборудуется мини-сцена/ ширма, используются разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряжения.

В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей.

Итак, мне бы хотелось подвести итог своего выступления, что только в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы развития ребёнка:

-развитие музыкально-художественной деятельности,

-способности эмоционально воспринимать музыку;

- приобщение воспитанников к музыкальному искусству.

Для развития музыкальности детей педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному развитию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю в музыкальной ООД.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Организовывать регулярно совместную музыкальную деятельность с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Проводить индивидуальную работу по музыкальному развитию с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы программы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр в организованной деятельности, на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.


Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в разнообразных формах — на музыкальных занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, во время праздников и развлечений, в часы досуга. Одни из этих форм организуются регулярно, например музыкальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, другие — эпизодически. Организует и направляет всю работу по музыкальному воспитанию педагогический коллектив — заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.

Однако организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием — музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, игрушками-самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.

Оборудование зала

В детском саду музыкальные занятия проводятся в зале или групповой комнате.

Зал должен быть просторным, светлым, строго и красиво (без излишеств) убранным, особенно во время проведения праздничных утренников. Стены окрашиваются в приятные пастельные тона, с которыми гармонируют занавеси на окнах, матовые светильники, цветы в декоративных вазах. Для оформления зала используются декоративные панно, эстампы, портреты композиторов, рисунки детей и т. д. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены.

Для пианино следует выбрать такое место, чтобы педагог, сидя за инструментом, мог видеть всех детей.

Поскольку в большинстве детских садов зал служит одновременно местом проведения физкультурных занятий, то здесь находится и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, обручи и т. д. Это оборудование можно использовать и во время музыкальных занятий. Детские музыкальные инструменты, игрушки, музыкально-дидактические пособия, атрибуты для плясок, игр, ТСО, методическая литература хранятся в секционных шкафах в зале либо в методическом кабинете. Все оборудование должно отвечать современным эстетическим и педагогическим требованиям.

Соблюдение гигиенических требований не менее важно. Перед каждым занятием зал хорошо проветривается, делается влажная уборка. Пол в зале лучше всего застелить ковром или паласом чтобы во время движений дети не поскользнулись.

На занятия в зал дети приходят в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой спортивной обуви.

Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности детей

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, т. е. действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: небольшой шкаф или полки для хранения музыкальных пособий, 1—2 стола со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр. Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается.

Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них — самоделки отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место.

Пособия и музыкально-дидактические игры

Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.

Фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные игрушки, инструменты, которые могут использоваться в качестве дидактических пособий.

Фланелеграф представляет собой доску (100 X 70 см), обтянутую с одной стороны фланелью и укрепленную на деревянной подставке. Сверху на фланель наклеиваются узкие полоски бархатной бумаги, изображающие нотный стан, на котором выкладываются ноты-кружочки и карточки нотного лото.

В последние годы проведены исследования, доказывающие необходимость и возможность использования наглядных пособий, позволяющих приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. С этой целью разработаны дидактические пособия, которые помогают педагогу познакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Например, для развития у детей умений определять разный характер музыки в двух-трехчастном музыкальном произведении можно сделать такое пособие. Небольшая деревянная дощечка (в виде прямоугольника) делится двумя вертикальными линиями на три квадрата На одном из них дается изображение улыбающегося солнышка, на другом - солнышка, чуть прикрытого тучкой (засыпающего), на третьем нарисована тучка. Такие же квадраты раздаются детям. Все эти рисунки как бы условно соответствуют разному характеру музыки - бодрому, жизнерадостному; спокойному колыбельному; грустному. Слушая музыку того или иного характера, дети закрывают квадратом соответствующее изображение на дощечке.

Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра, например танцевального или маршевого. В этом случае на дощечке должны быть другие изображения. Так, для определения танцевальных жанров можно использовать рисунки: а) пляшущей девочки в русском сарафане (плясовая); б) девочки и мальчика, исполняющих веселую польку; в) девочки, танцующей вальс.

Различные условные обозначения (например, разные по цвету геометрические фигуры) можно использовать для определения частей в музыке, музыкальных фраз и предложений, вступления и заключения. Фигуры выкладываются на фланелеграфе. При этом разные части в музыкальном произведении могут обозначаться фигурами разного цвета, повторяющиеся части — фигурами одинакового цвета, музыкальное вступление и заключение — другими какими-либо геометрическими фигурами.

Прослушав звучание того или иного отрывка, ребенок выбирает нужную фигурку и вставляет ее в углубление на подставке.

Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах музыкального языка. Однако есть и различие. Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Дети с удовольствием в них играют и на музыкальных занятиях, и в своей самостоятельной деятельности.

Среди музыкально-дидактических игр наиболее многочисленную группу составляют настольно-печатные. Они получили наибольшее распространение в практике. Поскольку наша промышленность в настоящее время не производит в достаточном количестве и ассортименте подобные игры, в каждом дошкольном учреждении музыкально-дидактические игры делаются руками воспитателей, музыкальных руководителей, родителей.

Приведем в качестве примера несколько таких игр. Упражняя детей младшей группы в различении звуков по высоте, педагог выкладывает на столе карточки с изображением животных, например кошки и котят (отдельно), большой собаки и маленькой собачки, большой птицы и птенчиков. Затем, подражая голосу какого-либо животного, педагог передает голосом, высокий или низкий звук. Дети по высоте звука определяют, кто мяукал, кошка или котенок, кто лаял, большая собака или маленькая собачка, и т. д. После этого они находят на столе и отбирают соответствующую карточку.

Ведущий берет одну карточку из набора и показывает ее играющим. Тот из детей, кто узнает попенку, должен ее назвать и спеть. За правильный ответ вручается фишка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все карточки из набора. А выигрывает тот, кто получил больше фишек.

Технические средства обучения (ТСО)

Средства массовой информации – радио, телевидение, кино - оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей.

Во многих учебных заведениях нашей страны и за рубежом использование ТСО стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса как наиболее эффективных методов преподавания.

Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы народного образования. Поэтому использование ТСО в детском саду приобретает все большее значение.

Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств, как радио и телевидение, поможет педагогам в их работе.

Что же такое ТСО, применяемые в дошкольной педагогике? Это аудиовизуальные, т. е. слухо-зрительные средства: экранные, звуковые, экранно-звуковые.

К экранным средствам относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грампластинки, радиопередачи. К экранно-звуковым — звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.

Грамзапись доступна педагогам и может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дает наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомит со звучанием хора, оркестра.

Грамзаписи можно использовать в ходе музыкальных занятии, а также для организации праздников, развлечении, в самостоятельной детской деятельности и т. д.

Магнитофонная запись, позволяющая записать материал и сразу его прослушать, значительно обогащает педагогический про-

Радио и телевидение обогащают детские впечатления, воспитывают нравственно и эстетически, учат любить и понимать музыку. Однако необходимо помнить об обязательном соблюдении гигиенических условий при организации прослушивания радиопередач или просмотре телепередач. Звук и изображение должны быть качественными. Маленьких зрителей и слушателей рассаживают так, чтобы всем было достаточно хорошо видно и слышно. Необходимо помнить о том, что излишняя нагрузка действует на организм ребенка отрицательно, поэтому дошкольникам следует проводить у экрана телевизоров не более 20 минут в день. Посторонние шумы и разговоры не должны отвлекать детей. Педагог изредка, по ходу передачи дает необходимые пояснения.

Нередко участниками радиопередач становятся воспитанники детских садов. Они исполняют песни, читают стихи, инсценируют рассказы, сказки. Эти выступления всегда вызывают у слушающих передачу большой интерес.

Слушая передачи, дети становятся как бы соучастниками происходящих событий. Они переживают за своих героев: Буратино, Винни-Пуха, Чебурашку и др., радуются вместе с ними.

Видео фильмы относятся к статическим наглядным средствам обучения и проецируются на экран с помощью аппаратов.

Все перечисленные технические средства обладают определенными достоинствами, но лишь комплексное их использование сможет помочь в деле успешного обучения и воспитания дошкольников.

Музыкально-дидактические игры, пособия, игрушки-самоделки разнообразны по своей конструкции и назначению. Их использование на музыкальных занятиях и в часы самостоятельной деятельности активизирует детей и позволяет в доступной интересной форме приблизить ребенка к музыке.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление Котовой Людмилы Сергеевны, музыкального руководителя, на заседании методического объединения музыкальных руководителей Кировского городского округа 27.08.2018 г.

г. Новопавловск

К работе педагогов дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионализма педагогов.

Нужны ли педагогам конкурсы? Что даёт педагогу участие в профессиональных конкурсах?

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.

Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с опытом работы коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на педсоветах и методических часах, участвуя в дистанционных конкурсах.

Что заставило меня принять решение участвовать в конкурсах:

Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.

Желание приобрести определенный профессиональный статус.

Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

Конкурсы педагогического мастерства – это не только соревнование, но и возможность общения с другими педагогами, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для меня участие в конкурсах означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого из нас появляется возможность показать, что мы являемся современными педагогами, потому что используем современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщаем и распространяем собственный педагогический опыт на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровне.

Я сама неоднократно принимала участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

Принимала участие в краевом конкурсе на лучшую рабочую программу педагога ДОО. На сайте СКИРО ПК и ПРО.

в Международном педагогическом конкурсе ''Секреты педагогического мастерства'' Номинация: "Фольклор, народная музыка. Конкурсная работа: " Казаки и песни " на сайте: Евразийского института развития образования имени Януша Корчака.

Получила благодарность от проекта инфоурок за существенный вклад в развитие онлайн -библиотеки методических разработок для педагогов. Опубликовывала методические разработки.

Участие в городских фестивалях детского творчества побуждает меня более компетентно предъявить результаты своей работы с воспитанниками, совместной работы с родителями, местным сообществом.

В 2017 г. воспитанники нашего детского сада принимали участие в городском фестивале

принимали участие в городскогом концерте, посвященного 9 МАЯ

принимали участие в городском концерте во дворце Культуры, посвященный дню Матери.

Благодаря участию в конкурсах я прошла аттестацию и получила 1-ю квалификационную категорию.

Я считаю, что участие в конкурсах – это профессиональный рост, преодоление себя, комплексов, страхов, если хотите, насыщение новыми знаниями и идеями, обмен опытом работы и, конечно, ступенька к самосовершенствованию.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений работы современного учителя является использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления злоровья учащихся.

на районном семинаре учителей музыки:




Учитель музыки Рудакова Е.Н.
19 августа 2016 г.

В.А. Сухомлинский

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, з а последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Здоровьесберегающая технология - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Одним из важнейших направлений работы современного учителя музыки
является использование здоровьесберегающихтехнологий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Музыкальное искусство таит в себе огромные возможности воздействия на человека. Известно, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через З основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Восприятие музыки (заключающееся в ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением), её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального образования, но и основными формами музыкальной психотерпии. В связи с этим на уроках музыки необходимо использовать не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально- терапевтические.

Ритмотерапия включает в себя музыкально- ритмические упражнения, ритмические упражнения, пластическое интонирование музыки:
• музыкально- ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают снять переутомление, перегрузку, получить эмоциональную разрядку, способствуют развитию координации движений;
• ритмические упражнения (ритмизация литературных текстов, использование простейших движений: щелчки, хлопки, притопы и т.д. в ритмических рисунках; составление ритмического рисунка, передающего движение чего- либо или кого-либо и т. п.) помогают снять нервно- психическое напряжение, развивают координацию движений;

• пластическое интонирование музыки (пере интонирование услышанного музыкального образа на его выражение в танце, пантомиме) успешно решает различные проблемы, в том числе проблему проективной фантазии в реальных ситуациях, проблемы психотерапевтического воздействия и интериоризации знаний (перевода их в личностный план), снятия телесного и психологического зажимов.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Терапия творчеством включает в себя импровизацию вокальную, ритмическую, двигательную, инструментальную, благотворно действует на психику школьников, способствеют расширению репертуара их эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более глубокое познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся становятся и Исполнителями (солистами, участниками хора, вокального ансамбля, музыкально- театрализованного действия), и Слушателями и Авторами-Творцами, что предполагает динамичную смену видов деятельности на уроке.

Междисциплинарная модель обучения, применяемая на уроках музыки, является органичной частью общей системы музыкально- эстетического образования. Наряду с этим при реализации метода междисциплинарных взаимодействий применяются различные виды деятельности междисциплинарного характера: диалог, беседа, импровизация на заданные тексты, пение с элементами театрализации, выразительное чтение литературных фрагментов, подбор соответствующей музыки к изобразительным и литературно- поэтическим произведениям, импровизация средствами музыкальной выразительности. драматургия урока музыки предполагает наличие яркого кульминационного момента, возникающего как раз благодаря синтезу искусств и предметов междисциплинарного взаимодействия (МХК, ИЗО, литература, история).

Использование на уроке новых информационных технологий, мультимедийных возможностей благотворно сказывается на эмоциональном восприятии лучших мировых творений учащимися, позволяет значительно повысить их общеобразовательный уровень.
Все эти приёмы и методы, применяемые на уроках музыки, раскрепощают учащихся, повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих собственных возможностях. Успешное применение этих методов позволяет говорить о нивелировании стрессогенного фактора в учебном процессе, что, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма школьников к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.
Таким образом, возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий,

Практическая часть Фонопедический метод развития голоса

Десятки тысяч детей, взрослых ежедневно поют необычные, кому-то забавные, а кому-то странные упражнения системы В. Емельянова. Его система упражнений работает на всех уровнях – от детских садов до оперных театров.

1.Артикулярная гимнастика, которая активизирует мышцы лица:

Четыре раза слегка прикусите кончик языка. (Далее – каждое задание исполняется 4 р.)

Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

Массаж лица кончиками пальцев.

Массаж пальцами челюстно-височных суставов и т.п.

2.Голосовые сигналы доречевой коммуникации:

Согреваем дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным.

Перевести бесшумный выдох на шипение горлом, не прерывая дыхание.

Этот комплекс упражнений вырабатывает в учениках дикцию, дает свободу в пении, раскрепощает детей, дает возможность иметь здоровый, сильный и выразительный голос.

Лечебное воздействие гимнастики А.Н. Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Улучшает дренажную функцию бронхов

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении.

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно-психическое состояние.

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Логопедическая гимнастика

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г .

Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.

Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе. 2004.

Смирнов В. А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды: Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2004.

Тютюнникова Т.Д. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. М.: Астрель, 2000.

Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. 2003. № 5.

Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

Читайте также: