Южная осетия непризнанное государство доклад

Обновлено: 18.05.2024

За три года руководства Саакашвили провокации против России возросли многократно. Конфликт достиг такого уровня, что без принятия радикальных мер, способных резко изменить ситуацию по основному вопросу противостояния — признания принадлежности территории непризнанных государств, ситуация становится просто патовой. Да и 16 млн. человек должны жить в определенном юридически–правовом пространстве.

Вариантов, устраивающих все стороны, вовлеченные в конфликт, на сегодняшний день не существует, и в ближайшее время не предвидится.

Правовые основы границ Кавказских государственных образований

Грузия как нация — это молодое по историческим меркам формирование нескольких этносов, существовавших раздельно в виде суверенных образований независимо друг от друга несколько тысячелетий и объединенное только при развале Российской империи в 1918 году. Георгиевским трактатом (1773 г.) границы Картли–Кахетинского царства, присоединенные под покровительство Российской империи, определены не были.

Поэтому Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в Россию. Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мегрелия в состав Грузии не входили. Мегрелия вошла в состав Российской империи в 1803 году. Имеретия — в 1804 году. Гурийское княжество — в 1811 году. Азербайджанские ханства были присоединены к России в 1804–1806 годах. Абхазское княжество сохраняло свой суверенитет до окончания Кавказской войны. С 1864 по 1918 год Абхазия напрямую управлялась российской администрацией. С 1883 года Абхазия называлась Сухумским округом и делилась на Бзыбский, Абхазский (Сухумский), Абджуйский округа, Цебельдинское (с 1837 г.), Самурзакандское (с 1840 г.), Джигетское (с 1840 г.) приставства.

Границы суверенных государств, присоединенных к России, описаны в архивных документах. Осетия вошла в состав Российской империи в 1774 году. Грамота от 17 февраля 1810 года о покровительстве Российской империи над Абхазским княжеством, имеющим свою территорию, действовала до 1864 года. Границы Грузии и Абхазии как суверенного государства были определены соглашением от 9 февраля 1918 года между Национальным Советом Грузии и Абхазским Народным Советом. Один из пунктов соглашения четко оговаривал границу от р. Ингур на юге и до р. Мзымта на севере. В документах объединения ряда княжеств в Грузинскую Демократическую республику от 26 мая 1918 г. о границах Абхазии вопрос не ставился. Отдельные документы российской империи о разделе Осетии в 1917 году на Северную в составе Горской республики и Южную в составе Грузии, тоже определяли их границы вне Грузии.

Исторически сложилось так, что Закавказские государства в XX веке дважды объявляли о своей независимости. Первый раз после развала Российской империи, второй раз после развала Советского Союза. И оба раза имелись моменты, о которых грузинская сторона либо умалчивает, либо дает свою отличную от мировой юридической практики интерпретацию.

Правовые аспекты договоров первой Демократической Республики Грузии

С образованием Грузинской Демократической республики в мае 1918 года начался процесс насильственного присоединения Абхазии к Грузии. Но юридически как независимое государство до 7 мая 1920 г. Грузия оставалась в составе Российского государства, и Европейские страны не спешили ее признавать. 7 мая 1920 года Россия признала Грузию де-юре.

Ссылка Грузии на договор с РСФСР от 7 мая 1920 г., в котором Грузия присоединяет, причем без взаимного согласия, территорию Абхазии в соответствии с международным правом, не имеет юридической силы. На самой процедуре подписания этого договора представители Абхазии отсутствовали. Их просто не пригласили, и не известили.

Это положение нашло применения в практике Международного суда ООН и подтверждено Комиссией международного права. В случае нарушения императивной нормы основополагающий принцип права paсta sunt servanda (договора должны выполнятся) теряет силу и должен быть либо пересмотрен, в части исключения вопросов, подпадающих под императивную норму, либо аннулирован вообще. Особенностью его пересмотра является положение, при котором согласия подписавших сторон не требуется. Недействительность навязанных силой договоров была признанна Лигой Наций в 1932 г., затем подкреплен ст. 53 Венской конвенции 1939 г.

Кроме того, вступая в договорные отношения с Грузией, РСФСР сама нарушила гарантию незыблемости автономии Абхазии в составе Российской Империи и ее правопреемницы России. Абхазия потеряла не просто автономию, она теряла при подписании этого договора государственность и суверенность. Абхазия превратилась из объекта международного права во внутренний округ в составе другого государства.

Грузинское общественное сознание с удовольствием констатирует нелегитимное подавление грузинской государственности после 25 февраля 1921 г., и в то же время лукаво умалчивает о нелегитимном занятия соседних территорий. Геноцид не грузинского, а осетинского и абхазского населения в нынешнее время осуществляется при действующей международной Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.

Юридические и правовые мифы о непризнанных государствах

Развал СССР повторно вынудил страны Закавказья объявить о независимости.

10 ноября 1989 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил свою автономию в составе Грузинской ССР. Грузия объявила эти требования незаконными. 23 ноября 1989 г. началась осада Цхинвали. В ходе грузино-осетинского конфликта тогда погибли около 3000 грузин и более 1500 осетин.

20 июня 1990 г. Верховный Совет ГССР отменил все законы и законодательные акты, принятые ГССР после 1921 г., что явилось нарушением принципа целостности и нерушимости границ СССР, поскольку СССР, а не Грузия, являлся субъектом международного права. В период с июня по сентябрь в Южной Осетии был принят ответный пакет документов, в том числе 20 сентября 1990 г. принята Декларация о суверенитете республики. Фактически ГССР вернулась в то правовое поле, которое существовало до вхождения Южной Осетии в ГССР. 10 декабря 1990 г. власти Тбилиси упразднили осетинскую автономию, объявив территорию Южной Осетии — Цхинвальским регионом. В ночь с 5 на 6 января 1991 г. начался третий грузино-осетинский конфликт, который продолжался до 14 июля 1992 г.

Среди современных документов можно отметить Декларацию Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 г. о государственном суверенитете Абхазии, Постановления о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии, а также решение Верховного Совета Абхазии об отмене конституции 1978 г. и переходе к конституции 1925 г., согласно которой Абхазия является субъектом международного права.

Восстановление государственной независимости Грузии, оформленное Актом независимости от 9 апреля 1991 г., фактически объявляло о выходе из СССР и преемстве конституции от 26 мая 1918 г. Исторически сложилось так, что Советский Союз являлся преемником царской России, поэтому при выходе Грузии из СССР, Грузия аннулировала Георгиевский договор 1783 г., и Манифест 1800 г. об упразднении Картли–Кахетинского царства. В соответствии с международным правом Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в царскую Россию.

В то же время Южная Осетия и Абхазия, оставаясь в правовом поле СССР, приняли участие в референдуме 17 марта 1991 г., в котором Грузия участия не принимала, высказались за сохранение СССР, что подтверждено Центральной Комиссией референдума СССР. Таким образом, возникли три государства: Грузия, объявившая о независимости, Абхазия и Южная Осетия, оставшиеся в составе СССР. Абхазия участвовала во всех переговорах касательно реформирования СССР. Понятно, что она не могла при этом быть одновременно и составной частью Грузии. В связи с этим признание ООН Грузии в пределах бывшей Грузинской ССР по состоянию на 21 декабря 1991 г. лишено правовых оснований

Стратегическая цель Тбилиси состоит в первую очередь в том, чтобы изменить формат грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, превратив их конфликт в грузино-российский. А в дальнейшем, при измененном формате, привлечь в конфликт международное сообщество.

С учетом сложившейся ситуации в грузино-российских отношениях следует признать, что вариант федеративного устройства Грузии, на основании которого можно было бы рассчитывать на сохранение Грузии как единого государства, потерпел провал.

В нынешней ситуации Россия поступила в соответствии с международными нормами, рассмотрев и приняв в стенах Государственной Думы документы, подтверждающие независимость новых государств и ратифицировав Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (в том числе и военной).

Грузия, юридически не имеющая прав на территорию Южной Осетии и Абхазии, фактически готовится не присоединить, а поглотить непризнанные государства.

Россия при принятии таких решений руководствовалась следующими моментами.

Третий, но самый важный факт, который не принимает во внимание Тбилиси. Непризнанные Цхинвали и Сухуми фактически обладают всеми характеристиками государственности. У них 15 лет функционирует законодательная и исполнительная власть, действует система образования и здравоохранения, имеются силовые и полицейские структуры. В них на демократических основаниях происходят выборы, дважды произошла смена власти. Кстати, в Абхазии был избран не кандидат, на которого делал ставку Кремль, а кандидат, которого поддержал абхазский народ.

Россия, не дожидаясь окончательного вердикта европейского сообщества по Косово, сама сделала шаг к признанию Абхазии и Южной Осетии и, тем самым, сама создала прецедент решения замороженных конфликтов на Южном Кавказе.

История ещё рассудит, кто был прав и виноват в данной ситуации, однако очевидно, что Абхазия и Южная Осетия имеют все юридические и исторические предпосылки и основания для установления своей самостоятельной государственно

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 18782
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

10 ноября 1989 года совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о её преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября при непосредственной помощи высших должностых лиц республики более 15 тысяч грузин пыталось прибыть в Цхинвал, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией на пути в город, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую демократическую республику в составе СССР. Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

26 октября 1990 года в сессии Областного совета народных депутатов было предложено избрание временного исполкома республики под председательством Тореза Кулумбегова и утверждение Положения о выборах, представленного молодежной Группой ДСМ “Авзонгад” по формированию Верховного совета Республики Южная Осетия 1-го созыва по ускоренной процедуре с назначением даты выборов на 9 декабря.

28 ноября 1990 года Юго-Осетинской советская демократическая Республика переименована в Юго-Осетинскую Советскую республику.

9 декабря 1990 года прошли выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Республики. Жители грузинской национальности их бойкотировали.

10 декабря 1990 года председателем Верховного Совета Южная Осетия был избран Торез Кулумбегов. В этот же день Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении осетинской автономии.

11 декабря 1990 года в Цхинвале в межэтническом столкновении погибли три человека, и Грузия ввела в Цхинвале и Дзауском районе чрезвычайное положение.

В ночь с 5 на 6 января 1991 года в Цхинвал были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Следствием этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения. В доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали младенцы.

29 апреля 1991 года в Южной Осетии произошло землетрясение, был разрушен центр Дзауского района посёлок Дзау.

4 мая 1991 года Собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней проголосовало (при 1 голосе против) за отмену самопровозглашённой Юго-Осетинской Советской республики и возвращение к статусу автономной области. Это решение было отвергнуто Верховным Советом Грузии.

В течение 1991 года продолжались периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию.

Грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвала и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Осетинские отряды, базировавшиеся в блокированном Цхинвале, испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов и действовали мелкими диверсионными группами. Гуманитарная ситуация в бывшей автономной области и городе была катастрофической, в госпитале города температура воздуха равнялась 13—14 °C.

1 сентября 1991 года Сессия Совета народных депутатов Южной Осетии отменила решения Собрания Советов всех уровней 4 мая как юридически неправомочное, упразднила Собрание как неконституционный орган и провозгласила Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Это решение было аннулировано грузинским парламентом.

21 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости.

На итоговый результат военных действий в значительной степени повлияла политическая нестабильность в самой Грузии, где в конце 1991 — начале 1992 годов началась гражданская война. 29 декабря 1991 года в ходе гражданской войны в Тбилиси Т. Кулумбегов был освобождён Джабой Иоселиани из тбилисской тюрьмы и отправлен на вертолёте в Цхинвал, где тот вновь возглавил Верховный Совет Южной Осетии.

19 января 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум по двум вопросам:
согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?
согласны ли вы с решением Верховного Совета независимой Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?
Более 98 % ответили „да“ на оба вопроса.

В феврале 1992 года начались артиллерийские обстрелы Цхинвала грузинской артиллерией и бронетехникой.

20 мая 1992 года произошёл расстрел грузинскими боевиками у села Зар колонны беженцев, направлявшихся в Северную Осетию, было убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет.

29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия.

Боевые действия, сошедшие на уровень одиночных огневых контактов и рейдов, были прекращены после подписания между Россией и Грузией Дагомысских соглашений. Дагомысские соглашения предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и юго-осетинская (в грузинских источниках называемая „Цхинвальской“) стороны, Россия и, в качестве отдельной стороны, Северная Осетия.

13 июля 1992 года были прекращены артобстрелы Цхинвала.

14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

14 августа 1992 года неизвестными преступниками были расстреляны 6 гвардейцев из грузинского батальона объединённых миротворческих сил.

14 сентября 1993 года было заключено российско-грузинское соглашение о восстановлении экономики Южной Осетии.

17 сентября 1993 года председатель Верховного Совета Южной Осетии Торез Кулумбегов ушёл в отставку.

23 сентября 1993 года новым председателем Верховного Совета Южной Осетии был избран Людвиг Чибиров. Председателем парламента избран кандидат философских наук Коста Дзугаев.

2 ноября 1993 года Верховный Совет Южной Осетии принял Конституцию Республики Южная Осетия.

27 мая 1994 года прошли выборы в Верховный Совет Республики Южная Осетия. Большинство голосов получила Коммунистическая партия Южной Осетии. Получив поддержку депутатов компартии, беспартийный Л. Чибиров был вновь избран председателем Верховного Совета. В августе 1994 года Чибиров подал в отставку, однако депутаты проголосовали за то, чтобы Чибиров остался на своём посту.

30 октября 1995 года в Цхинвале состоялась первая грузино-осетинская встреча с участием представителей России, Северной Осетии и ОБСЕ. Была достигнута договорённость аннулировать решение Верховного Совета Грузии о ликвидации автономии Южной Осетии и решения Верховного Совета Южной Осетии о выходе из состава Грузии. Начался переговорный процесс между Южной Осетией и Грузией.

17 апреля 1996 года на осетино-грузинских переговорах в Цхинвале выработан текст „Меморандума“ о неприменении силы, предотвращении дискриминации по этническому принципу и возвращении беженцев.

16 мая 1996 года в Москве был подписан „Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте“.

27 августа 1996 года состоялась первая официальная встреча во Владикавказе председателя парламента Южной Осетии Людвига Чибирова и президента Грузии Э. Шеварднадзе. По окончании встречи Шеварднадзе заявил, что, хотя „об автономии говорить рано“, он не исключает в будущем возможности получения Южной Осетией статуса автономной республики с собственным парламентом и другими структурами управления. В совместном заявлении по итогам встречи утверждалось, что „стороны наметили пути дальнейшего развития процессов полномасштабного урегулирования грузино-осетинского конфликта, отметив в этом контексте важность взаимоприемлемого разрешения государственно-правового аспекта урегулирования“.

10 ноября 1996 года Людвиг Чибиров избран первым Президентом Южной Осетии.

4 марта 1997 года начались „полномасштабные переговоры“ по мирному урегулированию между Республикой Южная Осетия и Грузией.

12 мая 1999 года состоялись выборы парламента Южной Осетии третьего созыва. На выборах лидировала Компартия Южной Осетии, получившая 47,70 % голосов и 12 мандатов из 29 (7 — по пропорциональной системе, 5 — по мажоритарным округам). Социалистическое народное движение „Фыдыбаста“ („Отечество“) Вячеслава Гобозова получило 9,56 % и 3 мандата, Всеосетинский Народный Совет „Стыр Ныхас“ К. Челехсаты — 8,87 % и 4 мандата, Национал-демократическая партия Х. Гаглойты — 3,63 % и 1 мандат, Союз молодежи „Адамон Цадис“ — 2,53 % и 1 мандат.
22 декабря 2000 года было подписано российско-грузинское межправительственное соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев.

6 декабря 2001 года президентом Южной Осетии после двух туров голосования был избран Эдуард Кокойты. Людвиг Чибиров проиграл ему в первом туре голосования.

15 января 2002 года парламент Южной Осетии принял поддержанное президентом Кокойты постановление просить российские власти принять Южную Осетию в состав России.

3 января 2004 года кандидат в президенты Грузии Михаил Саакашвили без согласования с цхинвальскими властями посетил грузинское село Тамарашени в Южной Осетии близ Цхинвала и в своём выступлении перед жителями села заявил, что 2004 год — это последний год, когда Южная Осетия и Абхазия не принимают участия в грузинских выборах.

9 февраля 2004 года в районе села Ередви в 7 км от Цхинвала в результате обстрела автомобиля грузинским полицейским постом убит высокопоставленный сотрудник минобороны Южной Осетии Виктор Мамитов.

23 мая 2004 года состоялись выборы парламента Южной Осетии четвёртого созыва. За политическую партию „Единство“ проголосовало 54,6 % избирателей (18 мандатов из 30), за коммунистическую партию — 24,7 % избирателей, за общественно-политическое движение „Народная партия“ — 11,4 % избирателей, против всех — 2,9 % избирателей.

В конце мая 2004 года, заявив о своём намерении бороться с контрабандой, Грузия ввела на подконтрольную Южной Осетии территорию отряды МВД и армейского спецназа. 19 августа 2004 года Цхинвал был обстрелян из миномётов, погибли четыре человека. В тот же день произошли боевые столкновения у села Тлиакан, в ходе которых погибло 16 грузинских военнослужащих и один осетинский ополченец. Грузинские власти также сообщили о гибели восьми казаков, якобы поддерживавших осетин, однако эта информация была опровергнута осетинской стороной. Показанный под видом убитого казака по грузинскому телевидению человек был опознан родственниками как сотрудник отделения внутренних дел Дзауского района Южной Осетии Геннадий Санакоев. При содействии ОБСЕ его тело было передано родственникам и похоронено в Южной Осетии 20 августа 2004 года грузинские войска были выведены из зоны конфликта.

12 декабря 2005 года Кокойты обратился с официальным заявлением к президенту РФ Владимиру Путину, президенту Грузии Михаилу Саакашвили и главам государств ОБСЕ, выступив с новой инициативой по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. Предусматривалась трёхэтапная схема урегулирования, включающая демилитаризацию зоны конфликта, социально-экономическую реабилитацию региона и политические переговоры. Кроме того, предполагалась создание зоны экономического благоприятствования (офшора), которая, как вариант, могла бы включать Алагирский район Северной Осетии РФ, Южную Осетию и Горийский район Грузии.

В феврале 2006 года Эдуард Кокойты обвинил Тбилиси в подготовке спецоперации по уничтожению руководства Южной Осетии, в том числе и его самого.

В марте 2006 года Эдуард Кокойты подал в Конституционный суд РФ заявление о присоединении непризнанной республики к Российской Федерации.

14 июня 2006 года главы Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья — Эдуард Кокойты, Сергей Багапш и Игорь Смирнов — подписали декларацию о сотрудничестве. В этом документе говорилось о намерении непризнанных республик создать совместные миротворческие силы в том случае, если из зон конфликтов выведут российских миротворцев. В документе подчёркивалось стремление трёх непризнанных государств развивать отношения с Россией.

4 июля 2006 года руководители Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии подписали двухсторонние соглашения о сотрудничестве в различных сферах деятельности непризнанных тогда республик.
15 августа 2006 года республика начинает выдавать собственные паспорта (ранее жители ЮО пользовались паспортами СССР, а также российскими паспортами, так как Россия массово принимала жителей ЮО в своё гражданство, что возможно, например, в соответствии со ст. 14.1 ФЗ „О гражданстве РФ“).

Осенью 2006 года Кокойты обвинил руководство Грузии в наращивании военных сил в верхней части Кодорского ущелья, на границе с Абхазией и пообещал оказать военную помощь Абхазии в случае нападения со стороны Грузии.

12 ноября 2006 года президентом Южной Осетии вновь избран Эдуард Кокойты, набрав 96 % голосов избирателей. Одновременно с выборами президента проходил референдум, на котором 99 % проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость (явка избирателей составила 95,2 процента); референдум не был признан международным сообществом. На альтернативных выборах в сёлах (преимущественно грузинских), контролируемых правительством Грузии, победил Дмитрий Санакоев, возглавивший прогрузинскую администрацию Цхинвальского региона в селе Курта.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года Грузия попыталась навязать силовое решение конфликта Южной Осетии, находившейся в тот момент в статусе непризнанной республики. В результате военных действий, по данным Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, погибли 48 российских военнослужащих, включая 10 российских миротворцев, и 162 мирных жителя (данные по погибшим мирным жителям неокончательные). Российская Федерация ввела свои войска в Южную Осетию, в результате чего через несколько дней грузинские войска были отброшены из Южной Осетии, также в ходе конфликта вооружённые силы Грузии оставили ранее контролируемую ими верхнюю часть Кодорского ущелья в Абхазии. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, 9 сентября между государствами были установлены дипломатические отношения.

Вечером 7 августа грузинская и югоосетинская стороны конфликта обвинили друг друга в нарушении условий перемирия. Грузинская артиллерия, включая реактивную, начала интенсивный обстрел Цхинвала и прилегающих районов около 24:00 по московскому времени 7 августа 2008 года; через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты.

Утром 8 августа президент Грузии Михаил Саакашвили в своём телеобращении заявил об „освобождении“ силовыми структурами Грузии Цинагарского и Знаурского районов, сел Дмениси, Громи и Хетагурово, а также большей части Цхинвала. Он обвинил Россию в бомбардировке территории Грузии, назвав это „классической международной агрессией“. В Грузии была объявлена всеобщая мобилизация.

В тот же день президент России Дмитрий Медведев назвал действия грузинских войск „актом агрессии против российских миротворцев и мирных жителей“, заявив, что не допустит „безнаказанной гибели“ граждан России.

Примерно в 15 часов 8 августа СМИ сообщили, что в Южную Осетию вошла российская бронетехника.

Несмотря на то, что Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики как самостоятельного государства основываясь на праве на самоопределение, предусмотренном в Уставе ООН и другими международно-правовыми документами, а также учитывая итоги выборов в Верховный Совет РЮО от 9 декабря 1990 года, и волеизъявление народа, выраженное в референдуме от 19 января 1992 года, до войны в Южной Осетии в августе 2008 года самостоятельность Южной Осетии, была признана только другими непризнанными государственными образованиями на постсоветской территории (Абхазией, Нагорным Карабахом и Приднестровьем).

По Конституции Грузии продолжает входить в её состав (в виде частей четырёх разных районов), но де-факто является независимой от Грузии последние 15 лет.

Признавшие страны:

Независимость Южной Осетии от Грузии первой признала Россия в августе 2008 года. Впоследствии примеру РФ последовали Никарагуа, Венесуэла и Науру (16.12.2009). За границей открыто несколько дипломатических представительств и консульских учреждений Южной Осетии. Также 23 сентября 2011 года независимость республики была признана Тувалу.

В преддверии визита Лаврова на Фиджи некоторые австралийские политики заявили, что его подлинная цель — покупка признания независимости для Абхазии и Южной Осетии. Лавров эти обвинения категорически опроверг.

Флаг:

Карта:

800px-SO2

Территория:

Демография:

По итогам Всесоюзной переписи населения СССР 1989 года численность населения Южной Осетии составила 98 527 человек. Население Цхинвала составляло 39 800 человек, с пригородами (или по другим данным в 1989 г.) 42 300 человек.

В Докладе ООН приводятся данные, согласно которым на территории Южной Осетии до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек.

По официальным данным самой Южной Осетии (на официальном сайте президента РЮО) указана численность республики в 72 тысячи человек.

По данным Комитета по миграции ПАСЕ численность Южной Осетии после августовских событий составила порядка 50 тысяч человек в 2009 г.

Население Южной Осетии состоит из осетин, грузин и некоторых других этнических групп (в основном русские, армяне, евреи), при этом осетинские и грузинские населённые пункты (до августа 2008 г.) были перемешаны друг с другом. Многие осетинские семьи покинули регион в результате вооружённого конфликта начала 1990-х годов, найдя убежище на российской территории, в основном в Северной Осетии-Алании. Большинство грузин покинули свои сёла в результате последствий войны августа 2008 года и бежало в Грузию.

Во время вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года беженцами из зоны конфликта стали 15 тысяч этнических грузин (более 80 % грузинского населения) и 34 тысячи осетин (более 70 % осетинского населения).

Религия:

Основной религией в Южной Осетии является православие.

Языки:

Осетинский и русский языки имеют статус государственных языков в Южной Осетии. Грузинский язык официально используется для общения в Ленингорском районе республики (в местах компактного проживания граждан РЮО грузинской национальности).

Вооруженные силы:

К началу войны с Грузией, вооружённые силы Южной Осетии насчитывали:

На вооружении Военно-воздушных сил республики находилось 4 вертолёта Ми-8.

В связи с празднованием 25-летия со дня провозглашения Республики Южная Осетия выходными днями были объявлены 19,20,21 и 22 сентября 2015 года. День республики является главным государственным праздником в Южной Осетии.

17 сентября группа сотрудников КГБ установила югоосетинский триколор и оставила памятную капсулу с медалью в ознаменование 25-летия республики на самую высокую вершину Южной Осетии - гору Халаца, высота которой составляет 3938 метров над уровнем моря.

Географическое положение

Республика Южная Осетия занимает центральную часть южных склонов Большого Кавказа и северную оконечность закавказской Внутреннекартлийской равнины. По площади (3900 кв. км) Южная Осетия более чем в два раза уступает Кипру, в семь раз Албании и более чем в 10 раз площади Швейцарии. Занимала около 18% площади территории Грузии в границах советского периода.

На севере граничит с Россией (Алагирский район Северной Осетии), на западе, востоке и юге — с Грузией. Не имеет выхода к морю. Почти 90% территории Южной Осетии расположены на высотах более 1000 м над уровнем моря. Высшей точкой является гора Халаца (3938 м). Горную часть Южной Осетии составляют Двалетский хребет на границе с Россией и приросшие к нему поперечные хребты — Рачинский с Лихским, Кешелтский, Машхарский, Дзауский, Гудисский, Харульский, Ломисский и Мтиулетский. Между ними расположены глубокие ущелья — Кударгом, Синагурское, Машхарское, Кешелтское, Дзауское, Рокское, Гудисское, Зонкарское, Ксанское, Лехурское. Предгорная область расположена на крайнем юге республики, где долины рек Проне, Большая и Малая Лиахва, Меджуда и Ксан выходят на северную окраину Внутреннекартлийской равнины 1 .

Климат Южной Осетии меняется по высотным поясам от умеренно теплого и влажного в южной части до климата вечных снегов в северных высокогорных частях. От северных холодных ветров Южная Осетия защищена Главным Кавказским хребтом, вследствие чего здесь даже на большей высоте теплее, чем на Северном Кавказе: средняя температура января +4,5 С°, а июля +20,3 2 .

Южная Осетия — регион повышенной сейсмической опасности. В апреле 1991 года почти в самом эпицентре восьмибалльного землетрясения оказался райцентр и известный горный курорт Джава, поселок не отстроен до сих пор.

История

Со второй половины 1-го тыс. до н.э. территория Южной Осетии входила в Иберийское (Картлийское) государство. В IX—XII вв. у предков осетин — аланов - на Северном Кавказе сложилось раннефеодальное государство, поддерживавшее торговые и культурные связи с Грузией, русскими княжествами, Византией. Нашествия монголо-татар (с конца 30-х годов XIII в.) и Тамерлана (конец XIV в.) вынудили осетин переместиться в горные ущелья Кавказа, откуда они начали заселять южные склоны гор.

В XVII—XVIII вв. осетины, вначале занимавшие высокогорную часть Центральной Грузии, распространились в предгорной и равнинной зонах.

В 1801 году Южная Осетия вместе с Грузией, согласно Георгиевскому трактату 1783 года, добровольно присоединилась к Российской империи 3 .

После Октябрьской революции 1917 года на территории Грузии, в 1918 году, была провозглашена Грузинская Демократическая Республика. В марте 1918 года осетинские крестьяне выступили против притеснений грузинской администрацией, повстанцы заняли Цхинвал, но превосходящие вооруженные силы грузинского правительства вынудили их отступить. Восставшие отошли в Северную Осетию, где влились в события Гражданской войны на Северном Кавказе.

20 апреля 1922 года, через год после падения Грузинской Демократической Республики и установления в Грузии Советской власти, Южная Осетия получила статус автономной области в составе Грузинской ССР.

В последние годы существования СССР обострились отношения между центральной грузинской властью и осетинским населением Южной Осетии. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской АО в автономную республику в составе Грузинской ССР, что вызвало негативную реакцию со стороны президиума Верховного совета Грузинской ССР, который признал это решение незаконным.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Южной Оестии (в связи с выходом Грузии из состава СССР и прекращения действия законов СССР) провозгласил Юго-Осетинскую Советскую демократическую республику в составе СССР.

Обострившийся грузино-южноосетинский конфликт вылился в вооруженное противостояние 1991-1992 гг., в ходе которого были убиты и пропали без вести более тысячи человек (в основном мирное население), сожжены 93 деревни (главным образом осетинские), оказались разрушенными объекты промышленности и инфраструктуры.

19 января 1992 года по итогам референдума Южная Осетия объявила о своей независимости от Грузии и, одновременно, о "воссоединении с Россией".

В июле 1992 года, согласно Сочинским договоренностям между Россией и Грузией, в Южную Осетию были введены трехсторонние российско-грузино-осетинские миротворческие силы, после чего до середины 2000-х годов в регионе сохранялось хрупкое равновесие.

В 1996 году Людвиг Чибиров избран первым президентом Южной Осетии. В 2001 году его сменил на президентском посту Эдуард Кокойты.

Государственный статус

Южная Осетия - частично признанное государство.

26 августа 2008 Российская Федерация объявила о признании независимости Абхазии и независимости Южной Осетии. В ответ парламент Грузии принял постановление "Об оккупации Российской Федерацией территорий Грузии".

Вслед за Россией независимость Южной Осетии признали Никарагуа (2008) и Венесуэла (2009), а также карликовые островные государства Науру (2009) и Тувалу (2011).

31 марта 2014 года МИД Грузии сообщил, что государство Тувалу также отменило решение о признании.

28 января 2015 года Южная Осетия была признана непризнанной Луганской Народной Республикой.

18 марта 2015 года Южная Осетия подписала с Российской Федерацией договор о союзничестве и интеграции.

29 мая 2018 года Сирия признала Южную Осетию.

Большинство государств мира не признало независимость Южной Осетии, и, согласно международным правовым нормам, она продолжает считаться частью Грузии и входит в состав края Шида-Картли (другое название - Цхинвальский регион).

Грузия в настоящее время считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, но отвергает вариант силового решения конфликта с этими республиками и готова предоставить их жителям те же права, что и своим гражданам.

Политика

Согласно Конституции, принятой в 1993 году (с поправками, утвержденными на референдуме, прошедшем в апреле 2001 года), Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия 4 .

По форме правления Южная Осетия является унитарной президентской республикой. Глава государства — президент, он избирается прямым всеобщим тайным голосованием каждые пять лет. Парламент республики избирается путем всеобщих тайных выборов также сроком на пять лет. Председатель парламента избирается из числа депутатов самими депутатами. Председатель правительства утверждается парламентом по представлению президента. Правительство подотчетно парламенту и президенту. Парламент и президент подотчетны народу.

Республика Южная Осетия имеет свое гражданство, но законодательство РЮО разрешает двойное гражданство. Значительная часть населения региона ныне является гражданами России.

Президентом Южной Осетии является - Анатолий Бибилов; премьер-министром - Эрик Пухаев. Председателем парламента - Петр Гассиев.

В ноябре 2011 года очередные выборы президента Южной Осетии переросли в продолжительный политический кризис. Результаты выборов были аннулированы, парламент Южной Осетии назначил повторные президентские выборы на 25 марта 2012 года. В ходе состоявшихся 25 марта и 8 апреля 2012 года повторных президентских выборов победу одержал Леонид Тибилов.

В апреле 2017 года на президентских выборах, где его соперниками были действующий на тот момент президент Леонид Тибилов и сотрудник КГБ Алан Гаглоев, Анатолий Бибилов победил с результатом 57,98% голосов.

8 июня 2014 года в Южной Осетии прошли очередные парламентские выборы. Победившая на выборах республиканская партия "Единая Осетия" Анатолия Бибилова получила поддержку 43,19% проголосовавших. За социалистическую партию "Единство народа" Владимира Келехсаева отдали свои голоса 13,24% участников голосования. "Народная партия" во главе с Александром Плиевым получила 9,09% голосов, а партия "Ныхас", лидером которой является Алан Алборов, - 7,47%.

Европейский союз не признал легитимность парламентских выборов в Южной Осетии. Официальный Тбилиси также заявил о нелигитимности выборов и несоответствии их нормам международного права.

Административное деление

Республика Южная Осетия включает пять административно-территориальных единиц: Дзауский, Знаурский, Ленингорский и Цхинвальский районы и город республиканского подчинения – Цхинвал 5 .

Столица – город Цхинвал (около 40 тыс. человек).

Население

Население состоит из осетин, грузин и других этнических групп (русские, армяне, евреи). Последняя перепись проводилась в 1989 году в рамках Всесоюзной переписи населения СССР. По итогам переписи 1989 года, численность населения Южной Осетии составляла 98 527 человек.

По данным на 1989 год, национальный состав Южной Осетии был следующим:

  • осетины - 60.351 (69,1%)
  • грузины - 23.538 (26,9%)
  • армяне - 1.374 (1,6%)
  • евреи - 1.739 (2,0%)
  • русские - 157 (0,2%)

По данным ООН, на территории республики до августа 2008 года проживали около 83 тысячи человек 6 . В докладе Комитета по миграции ПАСЕ за 2009 год названа цифра 50 тысяч человек, оставшихся на территории Южной Осетии после военных действий 2008 года.

Многие осетинские семьи покинули регион в результате вооруженного конфликта начала 1990-х годов, найдя убежище в России, в основном в Северной Осетии-Алании. Большинство грузин покинули свои села после событий августа 2008 года. По данным Южной Осетии за 2009 год, большинство населения составляют осетины (80%).

В 2012 году управление государственной статистики РЮО провело в республике "подворовой опрос", в соответствии с которым численность населения составляла 51572 человека, из которых 28664 человека являлись жителями Цхинвала 7 .

Новые данные (оценка) об этносоставе Южной Осетии на 2012 год:

  • всего - 100,0 % = 51572 чел.
  • осетины - 89,1 % или около 45950 чел.
  • грузины - 8,9 % или св. 4590 чел.
  • русские - 1,0 % или св. 500 чел.
  • другие - 1,0 % или св. 500 чел.

Запланировано проведение переписи населения Южной Осетии в 2015 году.

Все основные этнические группы Южной Осетии исповедуют православное христианство. В Конституции республики православие названо одной из основ национального самосознания осетинского народа 8 .

В Южной Осетии официальными языками являются осетинский, русский и грузинский. Осетинский и русский имеют статус государственных языков.

Экономика

Флаг и герб Южной Осетии. Источник: www.osinform.ru

В советское время Южная Осетия была одним из экономически наименее развитых регионов Грузии. Главной отраслью экономики было машиностроение, в Цхинвале работали заводы "Электровибромашина" (одно из двух предприятий СССР, специализировавшихся на выпуске горно-шахтного и обогатительного оборудования), "Эмальпровод", механический, автобусоремонтный заводы. Деревообрабатывающая промышленность (лесокомбинат в Цхинвале) базировалась на местной древесине. Производились стройматериалы. В пищевой промышленности было развито производство консервов, пива и фруктовых вод, молочной продукции, плодово-ягодных вин.

В настоящее время экономика Южной Осетии находится в глубоком экономическом кризисе, что обусловлено чередой войн с Грузией, общим разрывом экономических связей при распаде СССР и неразвитостью рыночных форм хозяйствования, многолетней экономической блокадой республики со стороны Грузии, закрывшей для предприятий РЮО закавказский рынок, и рядом других факторов 9 .

Значительную долю бюджета Южной Осетии составляет российская финансовая помощь 10 .

Большинство промышленных предприятий, существовавших во времена СССР, закрыты либо работают на 5-10% от прежней мощности.

В Южной Осетии традиционно сформировались сельскохозяйственные зоны: производство зерновых в Знаурском районе, скотоводство – Дзауский район, овцеводство – Ленингорская зона, овощеводство – Цинагарская зона, садоводство – Цхинвальский район. В настоящее время проводятся комплексные меры по восстановлению сельского хозяйства республики, в том числе в рамках государственных инвестиционных программ 11 .

Большинство месторождений полезных ископаемых Южной Осетии расположено в Дзауском районе. Из них в промышленных масштабах разрабатываются лишь свинцово-цинковые руды на руднике в Квайсе. Известны месторождения облицовочных материалов: мрамора различных расцветок, габбро; существуют и разрабатываются источники минеральной воды.

Примечания:

  1. Дзагоев А.Д. География Южной Осетии: Учебное пособие. — Владикавказ: "Олимп", 2003.
  2. Заяц Д.В. Республика Южная Осетия. "География". №27/28 (754/755) / 16-31 июля 2004.
  3. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. – М., 1889.
  4. Конституция Республики Южная Осетия.
  5. Электронный путеводитель по Южной Осетии.
  6. ООН: из-за конфликта в Южной Осетии беженцами стали более 118 тыс. человек // Газета.ру, 15.08.2008.
  7. Республика Южная Осетия // Сайт МИД РФ, 22.05.2014.
  8. Пахоменко В. Обитаемый остров: Заметки о демографии югоосетинского конфликта. Polit.Ru
  9. Кокоев Г. Пути становления экономики. Газета "Южная Осетия", №6, 2010 г.
  10. В Южной Осетии утвержден государственный бюджет на 2012 год. ИА "Осинформ".
  11. Кулумбегов Р. Сельское хозяйство – основа продовольственной безопасности Южной Осетии. ИА "Рес".

Автор: Кавказский Узел

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Южно-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного Договора. 28 ноября 1990 года Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика переименована в Южно-Осетинскую Советскую Республику. В ночь с 5 на 6 января 1991 года в Цхинвал были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город. 1 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года Грузия попыталась навязать силовое решение конфликта Южной Осетии, находившейся в тот момент в статусе непризнанной республики. В результате военных действий, по данным Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, погибли 48 российских военнослужащих, включая 10 российских миротворцев. Российская Федерация ввела свои войска в Южную Осетию, в результате чего через несколько дней грузинские войска были отброшены из Южной Осетии, также в ходе конфликта вооружённые силы Грузии оставили ранее контролируемую ими верхнюю часть Кодорского ущелья в Абхазии. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии, а 9 сентября между государствами были установлены дипломатические отношения. Кроме России независимость Южной Осетии была признана только другими непризнанными государственными образованиями на постсоветской территории - Абхазией, Нагорным Карабахом и Приднестровьем. 3 сентября 2008 года Президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил о признании независимости Южной Осетии. 19 сентября 2008 года Республика Сербская Краина признала независимость Южной Осетии. 10 сентября 2009 года Боливарианская Республика Венесуэла признала независимость Южной Осетии. 16 декабря 2009 года Южную Осетию признала тихоокеанская Республика Науру.

С 2009 года в Южной Осетии дислоцируется 4-я российская военная база численностью 4000 человек. 23 сентября 2011 года независимость республики была признана Государством Тувалу. 8 января 2015 года Южная Осетия была признана самопровозглашенной Луганской Народной Республикой. 18 марта 2015 года Южная Осетия подписала с Российской Федерацией договор о союзничестве и интеграции. 9 апреля был проведен референдум об вводе ещё одного официального названия РЮО — Республика Южная Осетия (Алания). 9 мая 2018 года Сирийская Арабская Республика признала Южную Осетию. На данный момент международно-правовой статус Республики Южная Осетия является спорным и согласно официальной позиции большинства стран мира, Южная Осетия является частью Грузии.

Фото из интернета
Информация для статьи взята из Википедии, БРЭ

Читайте также: