Доклад министра здравоохранения казахстана

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассмотрены аспекты внедрения цифровой модернизации в сфере здравоохранения Казахстана.

На сегодняшний день цифровизация в здравоохранении Казахстана – одна из приоритетных задач. Актуальность вопросов цифровизации продиктована растущим запросом граждан на качественное медицинское обслуживание. Повышение качества медицинских услуг требует приоритетного развития сферы электронного здравоохранения и перехода на безбумажный документооборот. В Казахстане принята Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы, целью которой является обеспечение качественного и доступного здравоохранения. Одним из главных акцентов Программы станет укрепление здоровья детей, подростков и молодежи путем предупреждения заболеваний, оказания своевременной помощи и полноценной реабилитации с учетом лучшей международной практики, в соответствии с подходами в Стратегии здоровья на 2016 – 2030 годы ЮНИСЕФ [1].

В настоящее время благодаря современным технологиям сформированы централизованные регистры, необходимые для обмена данными об оказанной медицинской помощи. Утверждены стандарты для обеспечения единых подходов к формированию ИТ-архитектуры цифрового здравоохранения. Завершена разработка интеграционной платформы здравоохранения. Развитие информационных систем расширило спектр автоматизированных государственных услуг, снизило бумажный документооборот в медицинских организациях, повысило качество информации о медицинских и фармацевтических услугах. Однако все эти процессы в то же время не отменят традиционный поход в поликлиники. Люди, привыкшие ходить к врачам на прием лично, также по-прежнему смогут ходить на консультации [1].

Качество медицинских услуг является важнейшим компонентом социального самочувствия населения. И в первую очередь здесь важна доступность и качество медицинской помощи, а также вопросы профилактики заболеваний. Внедрение цифровых технологий в здравоохранении поможет решить прежде всего, повышение качества медицинских услуг требует развития сферы электронного здравоохранения и перехода на безбумажный документооборот. Все это даст возможность медицинским организациям Казахстана быть готовыми к внедрению обязательного социального медицинского страхования с 1 января 2020 года, а также позволит усилить активность населения в управлении собственным здоровьем, повысить доверие к службам здравоохранения, оптимизировать государственные затраты на оказание медицинской помощи.

Цифровая модернизация здравоохранения рассматриваются в настоящее время как один из основных механизмов модернизации отечественного здравоохранения. В то же время, несмотря на очевидный успех отдельных проектов, массовое внедрение методов цифровизации в повседневную работу большинства учреждений здравоохранения страны остаётся недостаточным. Основные проблемы – отсутствие четко регламентированного механизма финансирования и нормативного обеспечения цифровизации, научно обоснованного алгоритма применения электронных технологий, дефицит технического оснащения и обученных кадров.

На начало 2019 года оснащенность компьютерами организаций здравоохранения составляет 94,1%. На уровне городов и районных центров 65,8% организаций здравоохранения обеспечены доступом к сети интернет. В организациях здравоохранения республики внедрение медицинских информационных систем (МИС) составило 65,1%. На региональном уровне в МИС созданы и заполнены 16,3 млн. электронных паспортов здоровья, что составляет 89% от общего количества населения [3].

Технологическая эволюция системы здравоохранения – это фундаментальная часть развития общества, благодаря которой происходит преобразование, хранение и генерирование информации в цифровом пространстве. Современная медицина все чаще использует электронные возможности, улучшая качество обслуживания и подстраиваясь под быстрый ритм жизни граждан. Казахстанские компании активно вводят цифровые платформы для продвижения медицины нового поколения.

В перспективе повсеместное внедрение цифровой медицины и искусственного интеллекта создаст условия для реализации персонализированной медицины в Казахстане (4П-медицина). Персонализированная медицина позволит на доклиническом этапе выявлять и прогнозировать ход заболевания, выполнять превентивные мероприятия, тем самым снизить расходы на лечение и реабилитацию предотвратимых заболеваний. Будут подготовлены квалифицированные научные и медицинские кадры по персонализированной медицине (биоинформатика, медицинская генетика, фармакогенетика и т.д.) в рамках магистратуры, докторантуры и постдокторантуры [1]. Основную роль в реализации 4П-медицины сыграют генетические лаборатории и биобанки, медицинские информационные системы и искусственный интеллект. Будет создан биобанк для проведения клинических исследований в области персонализированной медицины с базой больших данных.

На наш взгляд, цифровое здравоохранение – это самый действенный и экономически эффективный способ для мирового сообщества достичь целей в области здравоохранения, являющихся Целями устойчивого развития ООН, в частности всеобщего охвата услугами здравоохранения, при котором каждый может получить доступ к качественной медицинской помощи, в которой он нуждается, не подвергаясь финансовым затруднениям.

О развитии системы здравоохранения за 30 лет рассказал Алексей Цой

Участие в данном мероприятии приняли политические и государственные деятели республики: заместитель Премьер-Министра Ералы Тугжанов, руководители министерства здравоохранения, подведомственных учреждений и заслуженные деятели в сфере здравоохранения.

Вместе с подъемом экономики в стране разрабатывались и принимались государственные программы развития здравоохранения, а также отраслевые программы по развития кардиологической и кардиохирургической службы, противодействию распространения туберкулеза и СПИДа.

Так, одной из первых была принята Госпрограмма реформирования и развития здравоохранения на 2005–2010 годы, в рамках которой в регионах начали массово открываться центры по оказанию первичной медико-санитарной помощи, вводиться в эксплуатацию новые районные больницы и другие объекты здравоохранения.

Одним из основных приоритетов системы здравоохранения, как подчеркнул глава МЗ РК, является обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи.

Также в своем докладе он озвучил меры, предпринимаемые в Казахстане, в рамках работы по охране здоровья матери и ребенка.

Так, в настоящее время сложившаяся за годы Независимости широкая сеть женских консультаций и службы планирования семьи позволяет охватить ранней явкой практически 90% беременных женщин.

Для обеспечения охраны здоровья детей продолжается их скрининговые исследования. В 2020 году скринингом охвачено более 4 млн детей, у которых выявлено около 400 тыс. заболеваний, из них взято на учет более 151 тыс. человек.

Продолжая тему высокотехнологичных медуслуг Алексей Цой отметил, что они выдвинули Казахстан в лидеры прорывной медицины.

Так, впервые в Казахстане появилась возможность трансплантации сердца, пересадки легких, стентирования брахиоцефальных сосудов и рентгенэндоваскулярное лечение всех видов артериовенозных мальформаций вертебропластика тел позвонков при остеопоротических переломах и заболеваниях позвоночника, эндопротезирования. В целом, населению обеспечена доступность по 78 видам высокотехнологичной медицинской помощи.

Также министр здравоохранения информировал о сформировании службы передвижных медицинских комплексов, трассовых медико – спасательных пунктов, санитарной авиации и службы скорой медицинской помощи.

В свою очередь он доложил и о развитии электронного здравоохранения нами. В настоящее время оснащенность медицинских организаций компьютерной техникой составляет порядка 99%, свободный доступ к интернет обеспечен на 86,4% организаций здравоохранения, охват медицинскими информационными системами субъектов здравоохранения составил около 95%.В настоящее время все медицинские документы уже заполняются в электронном формате, в том числе выписка рецептов на лекарственные средства осуществляется только в электронном формате.

Все эти меры позволили нам сэкономить время как врача, так и пациента, в результате очереди в поликлиниках сокращены в 2 раза.

В заключении доклада министр здравоохранения отметил главную роль медработников в достижении значительных успехов в своем развитии.


На заседании Правительства РК Министр здравоохранения РК Каирбекова С.З. выступила с докладом о Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы.


Концептуальное видение электронного здравоохранения состоит в том, что к 2020 году реализация электронного здравоохранения РК должна обеспечить возможность автоматизированного получения своевременной, актуальной, достоверной и достаточной информации, обеспечивающей безопасную, справедливую, качественную и устойчивую систему здравоохранения, в первую очередь, ориентированную на потребности пациента и медицинского работника.


Новые подходы ставят на первое место вопросы непосредственного оказания медицинской помощи. Необходимо обеспечить предоставление информации, которая помогает принимать клинические решения, избегать медицинских ошибок, повышать качество оказываемых услуг.


Центральным элементом электронного здравоохранения должен стать электронный паспорт здоровья каждого гражданина нашей страны. Он представляет собой суммарную информацию о здоровье человека, включающую: 1) демографические данные; 2) сведения о перенесенных и/или имеющихся заболеваниях; 3) биометрические данные; 4) аллергологический и иммунный статус.


На основе электронного паспорта здоровья планируется создать личный кабинет пациента, где каждый сможет получить информацию о собственном здоровье, уведомления о необходимости посетить врача, пройти скрининг или профилактическую процедуру.


Электронный паспорт здоровья станет частью центрального единого хранилища баз данных. Остальные системы будут взаимодействовать с электронным паспортом здоровья и центральным хранилищем данных, получая и отдавая необходимую информацию.


В будущей модели электронного здравоохранения планируется разработка 10 новых информационных систем. Разработка 4-х приоритетных систем, таких как: Единая платежная система, Справочники и классификаторы, Поликлиника и Качество медицинских услуг начнется в 2013 году.


В следующем году будут разработаны оставшиеся информационные системы, а также электронный паспорт здоровья.


Начиная с 2015 года, в рамках дальнейшего развития электронного здравоохранения, рассматривается возможность разработки других информационных систем для узкоспециализированных направлений здравоохранения.


Параллельно начинается разработка базового набора стандартов электронного здравоохранения, которые позволят сформировать единое информационное пространство, нацеленное на решение задач и проблем системы здравоохранения. Это особо важно при реализации нового подхода финансирования на амбулаторно-поликлиническом уровне, который должен быть внедрен в каждом регионе страны, начиная с 2014 года.


Согласно разработанной Концепции будет полностью модернизирована функциональная архитектура Единой Национальной системы здравоохранения, учитывающая интересы пациентов и медицинских работников.

Ситуацию в системе здравоохранения РК на сегодняшний день можно назвать шахматным термином: цугцванг


Эксперт: Казахстанцы сами должны распоряжаться деньгами, выделяемыми на их здоровье из бюджета

Эксперт: Казахстанцы сами должны распоряжаться деньгами, выделяемыми на их здоровье из бюджета

Увы, сейчас наше системное отставание от мировых достижений медицины очевидно, несмотря на мнимую доступность медицинских услуг.

Ситуацию в системе здравоохранения РК на сегодняшний день можно назвать шахматным термином цугцванг. Любая реформа в области здравоохранения ведет к ещё большему ухудшению положения.

Все имеющие проблемы системы здравоохранения РК, а именно устаревшая материально-техническая база, нехватка квалифицированных кадров, низкое качество медицинских услуг, а главное, низкая мотивация к улучшению качества, низкая заработная плата медработников и многое другое являются результатом одной экономической тенденции. А именно, система здравоохранения РК не интегрирована в национальную экономику, остаётся дотационной. Тогда как в странах с рыночной экономикой объекты здравоохранения являются не дотационными, а прибыльными.

США тратят на здравоохранение 18% ВВП и занимают первое место в мире по расходам на эту сферу. Финансирование здравоохранения происходит не из бюджета, а от страховых организаций. Что это даёт? Организации здравоохранения являются прибыльными. Соединённые Штаты занимают ведущее место в мире по уровню и результативности научных исследований. Здравоохранение в США обеспечено самым совершенным медицинским оборудованием, лекарствами и расходными материалами. Большую часть нобелевских премий в области медицины получают представители США — 18 из 25 последних лауреатов были американскими гражданами либо приглашёнными учёными. На США приходится половина всех созданных за последние 20 лет новых медицинских препаратов. По уровню своих доходов американские врачи намного превосходят своих коллег из других стран.

А вот Казахстан в 2018 израсходовал на медицину 3,4% от ВВП, что в три раза меньше показателей развитых стран. В СССР расходы на здравоохранение были разделены на науку и здравоохранение, составляли в среднем 8,4% от общих госрасходов (многие научные республиканские клиники имели щедрое финансирование как научные центры).

Биртанов: Мы хотим, чтобы врачи получали 500 тысяч тенге в месяц

Биртанов: Мы хотим, чтобы врачи получали 500 тысяч тенге в месяц

Эффективность всей системы здравоохранения любой страны можно оценить через лишь один статистический показатель - средняя продолжительность жизни. В эпоху Казахской ССР, в 1987 году средняя продолжительность жизни у нас была 69,3 года, и этот показатель неуклонно рос. С обретением независимости этот показатель начал неуклонно снижаться и к 1996 году составлял 64,1 год (снизился на 5,2 года за 9 лет), приблизившись к 1978 году (64,2 года). Казахстан только к 2011 приблизился к показателям КазССР 1987 года в 69 лет. Сейчас этот показатель составляет 72,3 года, что на 8,5 года меньше европейского показателя. Казахстан по индексу продолжительности жизни в 2016 году занял 111 место в мире, что указывает на низкую эффективность системы здравоохранения страны.

Наша система здравоохранения все эти 28 лет является переходной моделью, до сих пор не может определиться, какую все-таки систему выбрать: бюджетную (которая была у нас и есть во многих странах Европы, например в Великобритании) или страховую модель. При смешанной модели финансирования здравоохранения, бюджетно-страховой модели, как принято во многих странах, должно быть чёткое разграничение: бюджет платит за капитальные вложения, за улучшение материально-технической базы, а оплата собственно медицинской помощи осуществляется за счёт страховых взносов.

Будут ли испытывать западные лекарства на казахстанских детях?

Будут ли испытывать западные лекарства на казахстанских детях?

Приватизация объектов здравоохранения, которая продолжается в последние годы, является ещё одной важной тенденцией для системы здравоохранения. Нормативно-правовая база в этом вопросе также не совершенна. Полагаем, что нет механизмов препятствия участия в тендере покупателей со средствами, добытыми преступным путём. При объявленной транспарентности тендеров, чтобы получить результаты тендера и договоры купли-продажи, нужно делать запрос в государственный орган. Итоги тендера и подписанный договор купли-продажи не выставлены на сайте Госреестра и не являются достоянием общественности, поэтому назвать полностью процедуру тендера транспарентной очень сложно.

В результате приватизации в ближайшие 3-5 лет систему здравоохранения ждёт крупная реструктуризация объектов. Отсутствие понимания работы таких объектов, а также отсутствие чётко прописанных механизмов дальнейшего контроля за объектами здравоохранения может привести к хаосу в системе. В настоящий момент нет нормативного документа, где прописывались бы единые эффективные механизмы контроля со стороны медицинских надзорных органов за проданными объектами.

Сама по себе приватизация объектов здравоохранения – это очень хороший стимул для развития медицинского бизнеса, внедрения в систему здравоохранения эффективных бизнес-моделей и управления, укрепления здоровой конкуренции. Все это позволит интегрировать в целом систему здравоохранения в национальную экономику. Но из-за слабой нормативно-правовой базы, которая направлена на приватизацию ради приватизации, а не на улучшение медицинской помощи, в ближайшее время ожидается масса проблем в развитии данного направления.

Помимо тех пессимистичных прогнозов, которые указаны выше, систему здравоохранения ждут и положительные моменты.

Хирургия для всех: почему странам выгодны расходы на операции

На сегодняшний день в здравоохранении многих стран вводится кодификация всех симптомов, которая в принципе уже есть и эффективно применяется другими странами. Благодаря правильному выбору симптомов болезни на первоначальном этапе возможно заподозрить ту или иную болезнь. Сейчас достаточно развиты компьютерные программы для пользователей, благодаря которым человек ещё до посещения врача может ввести все свои симптомы и получить предложение - либо визит к врачу, либо прохождение дополнительного обследования. То есть с задачей участкового врача прекрасно справляются компьютерные программы.

В ближайшем будущем в РК внедрят электронные медицинские паспорта каждого гражданина. Соединение этих данных с общей базой кодификаторов симптомов позволит пациенту на начальном этапе, до обращения за медицинской помощью, выбрать направление. Таким образом, как таковая специальность участковый врач, или врач общей практики, исчезнет. Большое количество врачей будет вынуждено переучиваться, и это благоприятно отразится на здоровой конкуренции и стремлении врачей осваивать всё новые специальности и методики. Причём переход на электронные системы дифференцировки пациентов (кодификации симптомов) произойдёт за короткий промежуток времени, и одномоментно в отрасли произойдёт перенасыщение кадров.

Увеличение количества частных клиник в долгосрочной перспективе приведёт к удорожанию медицинских услуг. Это будет выгодно медорганизациям, повысятся зарплаты медработников, улучшится материально-техническая база, будут в стране широко внедряться последние достижения мировой медицины. Но для пациента неминуемое удорожание будет снижать доступность медицинских услуг. С другой стороны, из-за высокой конкуренции медорганизации будут заинтересованы в улучшении качества, будут внедрять передовые технологии. И тогда здравоохранение станет саморегулируемой и саморазвивающейся системой, интегрированной в национальную систему экономики.

Эти все системные преобразования дадут эффективный результат лишь при улучшении нормативно-правовой базы, когда государство определится, будет система финансирования здравоохранения страховой или бюджетно-страховой.

Читайте также: