Доклад методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся

Обновлено: 02.07.2024

О том, как лучше организовать обучение детей рассуждали многие великие педагоги.

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действии в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Как создать такой рассол? Что взять за его основу?

В первую очередь , следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.


Полный текст материала Статья "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определения ситуации успеха, что такое успех для обучающихся, типы и методы создания ситуации успеха.

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.
Л. Н. Толстой

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский.

Цель: создание условий для формирования образовательного пространства, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах учебной деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия, что будет способствовать повышению качества образования.

1.Определение успех, ситуация успеха

2.Типы ситуаций успеха

3.Технодогии создания ситуации успеха

4.Приемы создания ситуации успеха.
5.Система методов создания ситуации успеха на занятии.

6.Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

1. Определение успех, ситуация успеха.

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха.

Чтобы выйти из такого положения необходимо на своих занятиях применять методы и приемы, которые помогут детям почувствовать себя успешным.
Беседы, наблюдения и опыт помогают понять, что большинство детей теряют интерес от того, что испытывают на занятиях трудности. Поэтому занятия должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ребенка, через успех – к самосовершенствованию и заботе о здоровье каждого обучающегося.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. А сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны.

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание ребенком ситуации успеха:
– повышает мотивацию к обучению и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
– стимулирует к высокой результативности труда;
– корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
– развивает инициативность, креативность, активность;
– поддерживает в группе благоприятный психологический климат

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Среднее звено. Ведущая деятельность – общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на занятиях с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие. Предпочитаемым педагогом считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. Достижения обучающихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации детей в общении и социально направленной активности.

Факторы, создающие ситуацию успеха

Соответствие материала по сложности и типу класса;

Применение уровневого деления обучающихся;

Учет психофизического развития каждого ребенка;

Оптимальный темп занятия;

Опора на знания обучающихся;

Выбор действия в соответствии с возможностями детей;

Индивидуальные задания для слабых и сильных обучающихся;

Использование здоровьесберегающих технологий;

Создание положительного психологического климата на занятии;

2. Типы ситуаций успеха
Неожиданная радость - чувство удовлетворения от того, что деятельность обучающегося превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.

5.Система методов создания ситуации успеха на занятии.

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на занятии ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет детям почувствовать свою причастность к происходящему на занятии.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством педагога. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в коллективе и насколько успешно оценивают свои достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит обучающихся, подводя итоги занятия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга .

Я мог (ла) бы работать лучше.

Сегодня я понял(а), чего мне не хватает для успешной работы.

Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня всё получилось.

Я очень старался (ась), но у меня не всё получилось.

Я сегодня плохо работал.

Данная методика помогает обучающимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъе­ма, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. По­мня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Условия, способствующие созданию ситуации успеха

Соответствие материала по сложности и типу класса;

Применение уровневого деления учащихся;

Учет психофизического развития каждого ученика

Оптимальный темп урока;

Опора на знания учащихся;

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому обучающему возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Как же создать на уроке и воспитательном занятии ситуацию успеха? Ведь ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

- Я горжусь собой, когда я .
- Я симпатичный человек, потому что .
- У меня есть такие два замечательных качества .
- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(-а) в своей жизни .


Вопросы для обсуждения:
• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Нам, взрослым людям, очень сложно откровенно говорить о самих себе, а каково нашим ученикам слышать от окружающих нелестные отзывы о своей учебе, поведении и нравах? Именно ситуации успеха, создаваемые педагогами на занятиях, позволят детям раскрыться со своих лучших, скрытых сторон.


ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ/ЗАНЯТИИ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований


Некоторые варианты:
Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Молодец! Вы меня порадовали!
Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания!
Грандиозно! У вас сегодня всё получилось!
Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями!
Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!
Ты на верном пути.
Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Замечательно!
Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
Так держать!
Это успешное начало.
Отлично!
Фантастика!
Поздравляю!
Ты прав.
Превосходно!
Умничка!
Молодчина!
Большое тебе спасибо!
Твои успехи все заметнее.
Это твоя победа!
Красивая мысль!
Это интересно!
Я верю в тебя.
Спасибо.

"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“ Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“ Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

“ У вас обязательно получиться”.

“ Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“ Возможно, лучше всего начать с…..”.

“ Выполняя работу, не забудьте о…..”.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“ Только ты и мог бы….”.

“ Только тебе я и могу доверить…”.

“ Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

“ Нам уже не терпится начать работу…”.

“ Так хочется поскорее увидеть…”

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“ Тебе особенно удалось то объяснение”.

“ Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

“ Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

И в конце нашей встречи предлагаю Вам протестировать себя:


Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении и воспитании ребят. Ведь закон успешности гласит:
*Счастливого человека может воспитать только счастливый.
* Успех школьнику может создать педагог, который сам переживает радость успеха.

Желаю себе и всем Вам:
МУЖЕСТВА - изменить то, что можно изменить в себе.
СМИРЕНИЯ - принять то, что изменить в себе невозможно.
РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

Оценить 529 1

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Токмалаева Н.Г, учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5А класса

Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что она предназначена для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога.

Успех школьнику может создать учитель, кото­рый сам переживает радость успеха.

Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Учитываются особенности класса:

* уровень успеваемости, * отношение к дисциплине,

* отношение к предмету, * индивидуальные особенности,

* темп работы, * подготовленность учащихся.

Приемы создания ситуаций успеха

1.Эмоциональные поглаживания

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи

+ корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Ученик 6 класса Вадим Г. не очень любил русский язык, но зани мался более или менее регулярно, имел средние отметки.

На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил больше не обременять себя домашними заданиями.

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику!

Формируем веру в себя, веру в успех.

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожи данно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Итак, учитель обращался к лучшему математику класса, когда действительно ошибался, и, кроме того, использовал это как педагогический прием развития способностей школьника.

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Учитель дает ученику доклад, который не только принес ребенку радость первого успеха, но и, самое главное, раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска, нарисовал волнующую для него картину развития человеческого разума, рождающего удивительные творения науки и техники.

Что используется конкретно мною на уроках русского языка в 5 классах?

Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).

Вопросы, которые задают сами дети друг другу

Прием-подсказка (план-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы )

Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)

Предложение всего перечня работ в начале урока

Объяснение более слабым ученикам непонятных заданий;

Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)

Заполнение пропусков в информации

Поиск своих ошибок и сделанных преднамеренно самим учителем

Подбор заданий нарастающей сложности

Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности

объяснение более слабым ученикам непонятных заданий;

Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)

Заполнение пропусков в информации

Поиск своих ошибок и сделанных преднамеренно самим учителем

Подбор заданий нарастающей сложности

Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности

Алгоритмы создания ситуации успеха

На фоне эмоциональной комфортности снятие страха

Авансирование успешного результата

Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности

Внесение мотива (обозначить практическую значимость)

Персональная исключительность

Мобилизация активности, или педагогическое внушение

Высокая оценка деталей

Условия создания ситуации успеха

Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться следующих правил:

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Важна реальная помощь в продвижении к успеху.

Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.

Свое выступление мне хотелось бы закончить притчей:

Заповеди учителю!

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).

Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.

С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не сколько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не может докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

По мнению И. Ф. Харламова, доктора педагогических наук, сформировать у обучающихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и обучающимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Этой же точки зрения придерживается известный педагог С.А. Смирнов, уделяющий большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем обучающимся и оценке успехов в учебной деятельности.

ПРЕДЛАГАЮ БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

Условия создания ситуации успеха

1.Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний: что должен будет ребенок сделать (повторить, перечитать, прорешать). Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

6.Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.

Приемы создания ситуаций успеха

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи

+ корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Ученик 6 класса Вадим Г. не очень любил русский язык, но зани мался более или менее регулярно, имел средние отметки.

На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил больше не обременять себя домашними заданиями.

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику!

Формируем веру в себя, веру в успех.

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожи данно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Итак, учитель обращался к лучшему математику класса, когда действительно ошибался, и, кроме того, использовал это как педагогический прием развития способностей школьника.

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Учитель дает ученику доклад, который не только принес ребенку радость первого успеха, но и, самое главное, раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска, нарисовал волнующую для него картину развития человеческого разума, рождающего удивительные творения науки и техники.

Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:

Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.

Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.

Не давайте детям прозвища,

не вешайте на них ярлыки.

Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте

Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику.

Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.

Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.

Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.

Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.

Похожие документы:

Задачи и проблемы школы на 2016 2016 учебный год. Раздел

. педагогическом совете . воспитанию и социализации обучающихся; . : «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества . учащихся Обучающиеся 1-11 кл. Педсоветы, психолого-педагогический консилиум Сентябрь Организация .

Работы педагогического совета 30

. методов и приемов . создаётся ситуация успеха, . педагогического совета. 2. Историческая память как один из . одна из лучших в районе. План по профориентации учащихся на 2013 . Организацию воспитания и социализации учащихся осуществить по следующим направлениям .

Публичный доклад о результатах деятельности Управления образования Тайшетского района в 2012-2013 учебном году

. организации подвоза обучающихся к общеобразовательным учреждениям рассматривается Управлением образования как одно из направлений . 2013 учебном году выбыли из общеобразовательных учреждений на основании решений школьных педагогических советов .

Приказ № принято на заседании педагогического совета 2011 года

. воспитанию учащихся Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного . воспитания и социализации. 11.Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности Направление Программы (рабочие .

Работы педагогического совета 27

. методов и приемов . ситуация успеха, . педагогического совета. 2. Историческая память как один из . направлен на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся . социализации учащихся. Этот вид работы проводится как . .11.2013 . как одного из .

Читайте также: