Доклад методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_4_KURS.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Кафедра ФК, ТиМОФК

Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

По специальности физическая культура с дополнительной специальностью безопасность жизнедеятельности

Говорун Александр Юрьевич

“Допущен к защите” группа ФБ-ФК-41

Бутакова Елена Владимировна “Прошел защиту” канд.пед.наук, доцент

ГЛАВА I Понятие и виды гибкости

Глава II. Развитие гибкости у детей

младшего школьного возраста

  1. Возрастные особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста. . . . 15-18
  2. Средства и методы развития гибкости у детей младшего
  1. Методика развития гибкости на уроках физкультуры. 20 -22
  2. Методы контроля и оценки гибкости у детей младшего школьного возраста. . . . 22-23
  3. Комплекс упражнений для воспитания гибкости у

детей младшего школьного возраста. . . 24-26

Список литературы. . . . 30-33

Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности.

В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию.

Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития.

Особо важными особенностями возрастного развития детей младшего школьного возраста является:

- относительно равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;

- большая подвижность суставов;

- высокая эластичность связочного аппарата;

- наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;

- эластичность мышц впоследствии значительного содержания белковых неорганических солей и воды;

- достаточная естественная гибкость позвоночного столба;

- незавершенный процесс окостенения.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.

Актуальность выбранной темы обусловлена:

- сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличием тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;

- большими педагогическими возможностями гимнастических упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.

Объект исследования: развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачами курсовой работы является:

1 .Определить понятие и виды гибкости.

2.Выявить возрастные особенности развития гибкости у детей младшего возраста.

3.Определить средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

4.0пределить методы контроля и оценки гибкости у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: развитие гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры будет проходить успешно если:

-под гибкостью понимается, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга (В.И. Лях, 1999г).

-развитие указанного качества будет включать в себя ряд этапов:

2 этап - специализированного развития подвижности в суставах.

3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

-при развитии гибкости будут учитываться возрастные особенности детей младшего школьного возраста

-в качестве средств развития гибкости будут использоваться упражнения на растягивание, а в качестве методов будут использовать игровой и соревновательный.

Глава I. Понятие и виды гибкости

1.1. Понятие гибкости

Под гибкостью понимают способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга (В.И. Лях, 1999г. стр.4).

Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы.

Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности. Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

Гибкость - рациональная работа наших мышц, при отсутствии запаса подвижности трудно выполнять амплитудные двигательные действия, что снижает потенциальные возможности занимающихся.

Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких (А.М. Шлемин, 1973). Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов.

Факторы, определяющие развитие гибкости:

- анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;

- способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации;

- эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными;

-общее функциональное состояние организма, под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно - психические факторы ухудшают;

- внешние условия: время суток, температура воздуха, наличие разминки;

- пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин.

1.2. Виды гибкости

Выделяют следующие виды гибкости (рис. 1):

Активная гибкость развивается следующими средствами: [48]

  1. упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
  2. упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.

Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.

Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.

Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока [13].

Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды [30]. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой.

Она обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав. Активная гибкость развивается следующими средствами: упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц; упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции. Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них, амплитуда подъема прямой ноги махом вверх из положения стоя.

Читайте также: