Доклад медиаобразование и медиакомпетентность педагога в воспитательном процессе

Обновлено: 02.07.2024

Сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным – вот задача, которая стоит перед современным педагогом. Это позволит развивать у детей устойчивый познавательный интерес к учению. Используемый материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Прекрасными помощниками педагогам ДОУ при проведении организованной образовательной деятельности стали мультимедийные презентации, которые включили в себя занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов.

Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Это рассматривается педагогами как верная тенденция в развитии информационного общества. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека (А. В. Шариков). Деятельность каждого педагога, направленная на формирование медиакультуры современного ребенка, должна начинаться с формирования его собственной медиакомпетентности.

Медиа : спутниковое и цифровое ТV, видео, кино, компьютерная и сотовая связь, Интернет, графика, музыка, радио и др., трансформируют медиасреду, оказывают существенное влияние на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, киностудий, музеев, театров. Медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, в особенности подростков.

Развитие медиакомпетентности основано на ряде компонентов. Первый – опыт использования медиаматериалов.

Второй - активное приложение умений в сфере медиа.

Третий - готовность к самообразованию. Отсюда вытекают основные умения, необходимые для медиакомпетентности личности (С. Дж. БэрЭн) :

понимание и уважение силы влияния медиатекстов;

способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;

развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;

знание условностей жанров и способность определять их синтез;

способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;

Структуру медиакомпетентности разработал немецкий педагог В. Вебер (блоки) :

отбор и использование того, что могут предложить медиа;

разработка своего собственного медиапродукта;

креативные возможности, на которых основаны различные виды медиа;

предусловия для эффективного использования медиа;

экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов.

В. Вебер также составил классификацию показателей медиакомпетентности личности :

Эта типология достаточно условна, несомненно одно: без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным.

Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория, теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию.

Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры детей.

Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего воспитанника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад «Процесс медиавосприятия.

Уровни и типологии медиавосприятий (первичная, вторичная идентификация, комплексная идентификация)

Исследователь процессов восприятия В. Прозоров выделил следующую иерархию уровней восприятия художественного текста, каждый из которых может быть и самостоятельным в зависимости от подготовленности воспринимающего:

1. Уровень внимания , при котором достигается направленное и сосредоточенное введение читателя в художественное повествование, знакомство с внешними реалиями мира, воплощенными в тексте; возбуждение, по выражению психологов, временного или ситуативного интереса, возникающего в процессе чтения и угасающего по его окончанию.

3. Уровень открытия , то есть понимания авторского пафоса, присоединения к поэтичной тайне существования, своего рода самостоятельное нахождение истины, выстраданной автором и воплощенной в тексте.

Особенности восприятия медиатекстов

В настоящее время медиатекст приобрел статус базовой категории в медиалингвистике, медиастилистике, медиакультуре, медиаобразовании – новых направлениях лингвистической, философской, педагогической науки. Можно говорить и о том, что теория медиатекста претендует на самостоятельную нишу в рамках теории текста или стремится отделиться от нее.

В настоящее время немало пишут о том, что предложенные в лингвистике признаки являются недостаточными при объяснении текстов, функционирующих в массовой коммуникации. Оспариваются такие критерии, как форма существования текста, вербальный характер текста, законченность отдельных произведений, авторство, обязательное наличие заголовка или сверхфразовых единств и др. Вместе с тем следует говорить не столько о недостатках классической теории, сколько о том, что современная текстовая действительность, не отменяя традиционных теорий, требует интегративных интерпретаций, способных объяснить новые аспекты или новые типы текстов массовой коммуникации – смешанных, поликодовых, гипертекстов, мультимедиатекстов, сущностные характеристики которых связаны с развитием информационных технологий и конвергенцией средств массовой коммуникации.

При переносе классического текста в сферу массмедиа текст получает новые смысловые оттенки и медийные добавки, приобретает расширительное толкование и – в итоге – выходит за пределы знаковой системы языка, приближаясь к семиотическому пониманию текста. Еще в 1979 г. Ю.В. Рождественский писал о том, что специфика медиапродукта связана с изменением статуса классического произведения и определяется внешними условиями его существования. Специфика медиапродукта определяется внешними условиями его существования:

· медийность – опосредованность текста техническими возможностями передающего канала, зависимость семиотической организации текста от форматных свойств канала;

· многофункциональность массовых коммуникаций, которые осуществляют воздействие на аудиторию через информирование, убеждение и воздействие;

Способы создания медиатекстов

создание текста проходит несколько этапов.

обеспечивает его содержательную связность.

Осуществляется процесс последовательного формирования и формулирования замысла,

Обдумывания содержательной стороны текста. Именно на этом этапе автор должен учитывать

автор и адресат, определенным образом отражающие внешнюю, реальную коммуникативную ситуацию

На этом этапе определяется композиционный и языковой план произведения. Поскольку

5. Интернет жанры медиатекстов

Существуют разные классификации интернет ‐ СМИ. В качестве основания классификации можно использовать отношение сетевого издания к другим СМИ.

3) смешанные (мегамедийные) издания. Можно также различать веб ‐ издания по сходности с их

традиционными аналогами: 1) интернет ‐ газеты – часто обновляемые издания,

специализирующиеся в основном на новостях; 2) интернет ‐ журналы – издания в основном аналитического характера, тематические, специальные, научно ‐ популярные и т. п.; 3) интернет ‐ радио, web ‐ радиостанции;

4) web ‐ телевидение – развивающееся интерактивное телевидение;

5) специализированные информационные агентства

6) мегамедийные ресурсы – объединяющие в себе несколько позиций.

Существует также классификация, построенная на основании различения доминирующих технологий

• Информационные (вещательные) технологии – задача издания состоит в информировании посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, дневники) собственно, именно эти ресурсы легче всего идентифицировать как СМИ, и именно они учитываются в статистике;

• Фото ‐ аудио, видеотехнологии, использующие мультимедийный контент как информационный канал и средство взаимодействия (фоторепортажи, слайд ‐ фильмы, радио, телевидение);

• Анимационные flash т ехнологии, использующие в качестве информационного носителя интерактивную векторную графику.

медиасфере трех типов СМИ:

• Интернет в ерсии оффлайновых СМИ сайты СМИ, лишь транслирующие контент, созданный для оффлайновых изданий в

Показатели медиакомпетентности личности: перцептивный, интерпретационный, практико-операционный, креативный

Классификация показателей медиакомпетентности личности:

мотивы контакта с медиа и медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.

частота общения/контакта с медиа и произведениями медиакультуры (медиатекстами)

знания терминологии, теории и истории медиакультуры, процесса массовой коммуникации

способности к восприятию медиатекстов

умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления

практико- операционный (деятельностный)

умения выбирать те или иные медиа и медиатексты, создавать/распространять собственные медиатексты, умения самообразования в медийной сфере

наличие творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа

Характеристика высокого уровня развития медиакомпетентности:

выделение главного смысла медиатекста;

анализ: выявление основных элементов медиатекста;

сравнение: определение похожих и уникальных фрагментов медиатекста;

оценка ценности медиатекста или его фрагмента; суждение на основе сравнения согласно определенному критерию;

реферирование: способность создавать краткое, ясное и точное описание медиатекста;

дедукция: использование общих принципов, чтобы объяснить отдельные сведения;

индукция: выведение общих принципов из наблюдения отдельных сведений;

Характеристика низкого уровня развития медиакомпетентности :

7. Профессиональная медиакомпетентность современного педагога как совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих медиаобразовательной деятельности в аудиториях различного возраста.

Классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности, разработал известный американский медиапедагог С.Дж.Бэрэном:

2) понимание и уважение силы влияния медиатекстов;

3) способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;

4) развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;

5) знание условностей жанров и способность определять их синтез;

6) способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;

Аналогичную, но более компактную и систематизированную структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В.Вебер: «Во-первых, это обе формы деятельностно-ориентированного анализа медиа:

1) отбор и использование того, что могут предложить медиа;

2) разработка своего собственного медиапродукта.

На этом фоне ключевые знания и умения, характеризующие информационную компетентность (уровень информационной культуры), предложенные Н.И.Гендиной, кажутся более узкими (умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность и выразить ее словесно; знание основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида запроса: адресный, тематический, фактографический; умение извлечь информацию из источника и правильно оформить результаты своей информационно-аналитической деятельности).

8.Показатели медиакомпетентности педагога.

А.В. Федоров – классификация показателей:

Мотивационный показатель: широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, гносеологических, гедонистических, интеллектуальных, психологических, творческих, этических, эстетических мотивов с медиа и медиатекстами, включающих:

выбор разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;

стремление получить новую информацию;

стремление к рекреации, компенсации развлечению (в умеренных дозах);

стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры;

стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;

стремление научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов;

2) контактного показателя: частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;

3) информационного показателя: знания большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;

5) интерпретационного/оценочного показателя: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления.

6) практико-операционного показателя: практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения медиатекстов (в том числе — созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;

7) креативного показателя развития медиаграмотности аудитории: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа.

А.В.Федоров трактует профессиональную медиакомпетентность педагога таким образом, это совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеющий другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение.

Мы все живем в информационном обществе. Наши дети – это уже члены информационного общества. Информационные навыки прочно входят в их менталитет. Объем информации, которая обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще несколько десятков лет назад. Наша главная задача – научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Важно научить ученика находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане, сформировать культурологический аспект использования средств информатизации как элемента общей культуры. Учитель в этой среде является не только источником информации – он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Он помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года направлены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения системного эффекта в области управления и развития образования и науки, экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ИКТ.

Мы с вами уже ощущаем результаты этих усилий. Все школы с 2008 года имели возможность установить лицензионное ПО на школьные компьютеры. Создано много цифровых ресурсов по поддержке учителей, по вопросам ЕГЭ, аттестации, коллекций методических материалов.

Современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.

Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.

В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:

  • Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).
  • Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.
  • Мультимедийные программные продукты.
  • Компьютерные средства телекоммуникаций.

Эти направления можно реализовать в школе ( Где? Для чего? Что? Как?).

  • Никакая техника не может заменить живого слова преподавателя;
  • Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная; при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза;
  • Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами все равно может остаться не усвоенным;
  • Машина ограничивает инициативу и творчество;
  • Компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления;
  • ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей;
  • ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
  • ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока;
  • ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Существуют следующие уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе:

  1. компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Готовит к уроку дидактические материалы с помощью ИКТ.
  2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Учитель использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации) распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Для этого уровня характерно также проектирование учителем заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
  3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, тесты в электронном виде, проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, самостоятельно изучают программное обеспечение ЦОР. Также для учителей этого уровня характерно использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  4. информационная культура, характеризующаяся направленностью на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Это проведение консультаций, дополнительных занятий, выкладка домашних заданий посредством электронной почты, школьного сайта, форума. Учителя на этом этапе разрабатывают свои электронные учебники, дистанционные курсы, ведут цифровое портфолио свое, класса.

Данная градация уровней готовности учителей рассматривается как основа для определения направления методического сопровождения учителей в области ИКТ:

1) Построение образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

2) Оказание методической поддержки педагогам.

    • конечно знаю, могу научить, показать;
    • сяду за компьютер – вспомню;
    • представляю в общих чертах;
    • ничего не могу сказать.

    Что же у нас получилось? (по слайдам). Как видим, ситуация не совсем обнадеживающая, но резервы есть. Поэтому деятельность всего педагогического коллектива должна быть направлена на обновление профессиональных компетенций педагогов и активное вовлечение всех учителей в информационное образовательное пространство. На заседаниях кафедр мы обсуждаем вопросы современного образования, акцентируем внимание на проблемах и методах их решения, в том числе и в вопросах использования ИКТ в образовательной деятельности педагога. Осуществление обзора передового педагогического опыта, анализ современных программ, учебно-методических пособий проходит на заседаниях методического совета лицея. Методические консультации по вопросам оформления в печатном и электронном виде школьной документации разного рода (оформление рабочих программ, индивидуальных планов, материалов передового педагогического опыта, портфолио и др.) носят как групповой, так и индивидуальный характер.

    3) Создание единой коммуникативной среды.

    Лицей взаимодействует с Отделом образования, чаще с методическим кабинетом, с другими образовательными учреждениями: обмен информации по электронной почте, редко on-line – общение. В этом учебном году начали осваивать такой вид связи как Интернет-конференция через Skype. Одной из составляющих единого образовательного пространства ОУ должен быть сайт лицея, целью развития которого является создание новых форм взаимодействия всех участников образовательного пространства, формирование банка данных образовательных ресурсов, осуществление документооборота. В этом плане работа только начала сдвигаться с места, сайт долгое время практически не обновлялся.

    4) Формирование документооборота.

    У нас в электронном виде сформирован банк данных по педагогическим и техническим работникам, по обучающимся лицея. В электронном виде учителям предлагаются формы внутришкольной документации, образцы ее заполнения. Предстоит в дальнейшем все учебные пособия, художественную литературу, имеющуюся в наличии в школьной библиотеке внести в электронную базу данных.

    5) Формирование банка передового педагогического опыта.

    В связи с информатизацией образования возникла необходимость создания банка передового опыта, оформленного и систематизированного в электронном виде. Создание банка методических разработок позволит систематизировать информацию о педагогическом опыте в методике преподавания предметов, воспитательной работе лицея, инновациях в области педагогики и методики, обеспечит открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет. Описание ППО в электронном виде даст возможность в полной мере представить все его составляющие, не исключая, а дополняя традиционные формы возможностями ИКТ. Оформление ППО в электронном виде позволяет включить в пакет такие материалы, которые невозможно поместить в методическое издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио – и видеофрагменты и т.д. При таком подходе значительно снизятся экономические затраты.

    6) Организация проектной и исследовательской деятельности.

    А если есть результаты, значит, мы движемся в правильном направлении.

    1. незнание возможностей современных ИКТ – зачастую педагоги даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и Интернет-сервисов;
    2. отсутствие навыков эффективного использования инструментов Икт – нехватка времени на самостоятельное освоение, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей. Очень часто возникает ситуация, когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, учитель решает не тратить время на изучение нового программного продукта;
    3. отсутствие методики применения ИКТ - знания о возможностях ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в образовательном процессе. Для этого нужны методические материалы по разработке мультимедийных материалов, по разработке УМК и т.д.

    Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Предполагаемые результаты семинара: педагоги получат информацию о месте и роли медиаресурсов и медиаобразования в современном мире, познакомятся с ключевыми понятиями и терминами медиаобразования, рассмотрят зависимость м/у медиа компетентностью и развитием критического мышления.

    Без неё невозможно существование ни одного СМИ

    В фокусе многих теорий медиаобразования находятся вопросы её обеспечения

    веб-сайт , структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим. Впервые термин был использован в 1995 году Уордом Каннингемом для описания веб-сайта

    Процесс растущего системного единства мира в экономике, политике, культуре

    Изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату. Изначально появились как пародия на мотивационные постеры.

    Для них создание медиапродуктов является профессиональной деятельностью

    Эта информационная среда за 5 лет набрала аудиторию в 50 млн. потребителей

    процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники.

    в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медийной техники

    Это технологии обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к сетям передачи данных , серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам

    крупный сайт , объединяющий различные сервисы .

    Тут могла быть и ваша …, но я, пользуясь случаем, напоминаю …

    Всё это можно назвать По сути, эта аббревиатура устарела, т.к. правильно говорить о современных средствах массовой коммуникации масс-медиа

    жизненный материал медиатекста

    Стирание отличий, приведение к одному стандарту (катастрофично в культурной сфере)

    цепь событий в сюжете медиатекста;

    ( англ. hacker , от to hack — рубить, кромсать) предложена в октябре 2003 года Эриком Рэймондом как символ отношения к …. культуре.

    А какой у вас поисковик! Современная поговорка: Гугл в помощь!

    Семинар

    «Медиаобразование и медиакомпетентность.

    Цель: скоординировать деятельность педагогов по использованию медиаресурсов в профессиональной деятельности.

    познакомить педагогов с понятиями медиаобразование и медиакомпетентность, рассмотреть уровни развития медиакомпетентности педагогов и лицеистов;

    познакомить участников семинара с технологиями медиатворчества в формировании медиакультуры у лицеистов;

    мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;

    провести диагностику уровня медиакомпетентности педагогов.

    Предполагаемые результаты: педагоги получат информацию о месте и роли медиаресурсов и медиаобразования в современном мире, познакомятся с ключевыми понятиями и терминами медиаобразования, рассмотрят зависимость м/у медиа компетентностью и развитием критического мышления.

    План проведения:

    Методический журнал(теоретический материал по рассматриваемой проблеме; выступление педагогов)

    Работа в группах (моделирование урока)

    Презентация идей. Подведение итогов работы семинара

    Ход семинара:

    При подготовке роликов педагогам и учащимся были заданы следующие вопросы:

    Творческий педагог это…Что Вы вкладываете в это понятие?

    Какими качествами, на Ваш взгляд, обладает творческий и активный педагог?

    С какими проблемами, по Вашему мнению, сталкивается в своей работе учитель?

    От чего зависит, будет ли успешным и интересным урок в лицее?

    Как Вы считаете, есть ли необходимость использовать на уроках электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет? С какой частотой? Почему?

    С одной стороны, жизнь сегодня ставит перед человеком множество нестандарт­ных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффек­том определяет его благополучие.

    Историки подтвердят, что такой типаж людей нельзя относить только к современности. Люди такого типа существуют всегда, чувствуют себя диском­фортно от непризнания, неудач и неуспеха.

    В современных динамичных условиях конкуренции на рынке труда необходимо позна­вать основы высоких достижений, развивать личностные ка­чества, являющиеся базой для успеха в конкурентном соперничестве.

    Учитель, который стремится стать мастером, довести свою дея­тельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика, учитель, добивающийся эффективно­сти в своей деятельности за счет ориентации на успех и достижения сравнительно высокого ре­зультата, всегда будет признан и востребован.

    Как построить образовательный процесс эффективно? Как добиться результата? Как привести к результату других? Как стать успешным самому и как обеспечить успех учащимся? Об этом и другом мы задумывались не раз, об этом сегодня - простейшими тезиса­ми, алгоритмами, схемами. Наша задача сегодня:

    познакомиться с понятиями медиаобразование и медиакомпетентность, рассмотреть уровни развития медиакомпетентности педагогов и лицеистов;

    познакомиться с технологиями медиатворчества в формировании медиакультуры лицеистов

    Методический журнал (теоретический материал по рассматриваемой проблеме; выступление педагогов)

    - Что такое медиаобразование ?

    Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медийной техники.

    Медиакомпетентность/медиаграмотность, обретенная в результате этого процесса, помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.

    - Каковы задачи медиаобразования сегодня?

    1.Развивать способности к критическому мышлению/критической автономии личности: 2.Развивать способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов: 3.Готовить людей к жизни в демократическом обществе

    4.Развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов

    6.Развивать коммуникативные способности личности

    7.Развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов

    8.Обучать человека самовыражаться с помощью медиа

    9.Обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты

    11.Давать знания по истории медиа, по истории медиакультуры

    - Какое значение Вы вкладываете в понятие "Критическое мышление"? ( система суждений , которая позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам, с пособность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное; аргументировано опровергать ложное и т.д.)

    - Какие технологии способствуют развитию критического мышления учащихся? (Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, личностно ориентированные технологии и др.)

    - Речь в последующие несколько минут пойдет о конкретных методиках в технологии развития критического мышления. А что такое методика в образовании? ( Методика в образовании — описание конкретных приёмов , способов , техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах )

    - Какие медиаобразовательные методики развития критического мышления Вам известны? (инсерт, ЗХУ, направляемое чтение, графические редакторы (уточняющие таблицы, кластер) и др.)

    - Расскажите о методике ИНСЕРТ (интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления).

    (Цель методики - побудить учащихся к отслеживанию собственного понимания читаемой информации, используя определенную маркировку. Выраженная в символах маркировка позволяет зафиксировать соответствующую мыслительную операцию. Она стимулирует концентрацию учащихся не только на известном им материале (что психологически вполне объяснимо), но и на новом, учит сомневаться в представляемой информации и вычленять ложную информацию, задавать вопросы, возникающие в процессе работы над текстом. В целом методика направлена на глубокую проработку информации. Поэтому целесообразнее обращаться к ней, если мы имеем дело с информацией, отличающейся насыщенностью, неоднозначностью изложенных фактов. Обычно такая информация является ключевой в изучаемой теме.

    (Цель методики: данная методика предполагает управление процессом проникновения в содержание и смысл текста. Для этого используется таблица, в основе которой лежит естественная для человека схема познания: активность понимания поддерживается за счет того, что сначала выявляется все известное по теме, ставятся вопросы по тому, что неизвестно в ней, а затем при чтении взвешивается ценность информации для читающего, находятся ответы на вопросы, отмечается новое и фиксируются вновь возникающие вопросы. Именно на этих особенностях усвоения темы основана методика з/х/у. Педагоги используют ее в работе над научными, научно-популярными (медиа)текстами, когда необходимо поддержать интерес у учащихся к воспринимаемой информации, добиться ее понимания через поставленные на стадии вызова вопросы. Эта стратегия также стимулирует индивидуальную самостоятельную работу учащихся.

    (Цель методики: глубокое понимание содержания (медиа)текста и всесторонняя рефлексия по поводу прочитанного, благодаря целому спектру ролей. Предлагаемый для работы (медиа)текст может быть и художественным, и научно-популярным, и публицистическим. От преподавателя зависит, в каком направлении будет идти анализ. Он также должен подвести учащихся к развернутой рефлексии по содержанию (медиа)текста, оттеняя цель, задачи и вклад каждого члена минигруппы в зависимости от его роли.

    (О методике: Информация может быть дана не только через текст (устный письменный), но и через образный зрительно-слуховой ряд (научные, научно-популярные, игровые, документальные, анимационные, учебные фильмы, телепередачи). Подобная презентация аудиовизуальных медиатекстов вызывает у учеников/студентов особую заинтересованность. Специфика данного способа в подключении основных анализаторов через образный звукозрительный ряд. Работа с аудиовизуальными медиатекстами всегда сопровождается повышенной эмоциональностью что, безусловно, стимулирует эффективность обучения. Однако восприятие и осмысление аудиовизуальных медиатекстов связано с некоторыми сложностями. Во-первых, такого рода медиатексты воздействуют на аудиторию в зависимости от индивидуальных особенностей – преобладания того или иного вида памяти и восприятия. Во-вторых, знакомство с медиатекстами в такой форме обычно ограничено временными рамками.

    На что обратить внимание: Данная методика способствует всестороннему анализу медиатекста, представленного в образном аудиовизуальном виде; совершенствованию коммуникативных умений; развитию различных видов памяти и внимания)

    - Наверное, нет ни одного педагога, который не пользовался бы различными графическими организаторами. Перечислите их особенности.

    (О методике: Методика развития критического мышления предлагает довольно обширный корпус графических организаторов, которые, с одной стороны, способствуют глубокому пониманию и резюмированию изучаемых (медиа)текстов, а с другой - стимулируют отражение обучаемыми собственного видения и восприятия.

    В процессе составления резюме предполагается выделение ключевой идеи и определение главных положений (медиа)текста, разворачивающих ее, выстраивание связей между ними. Это процесс демонстрирует понимание (медиа)текста и способствует выработке умений выделения главного и второстепенного, а также сжатого изложения (медийной) информации. Собственные идеи, которые представляются учащимися в форме какого-либо графического организатора, отражают оригинальный, созданный их усилиями и творческим воображением продукт мыслительнойдеятельности. Благодаря этому мыслительные процессы учащихся становятся особенно прозрачными.

    Предлагаемые графические организаторы можно подразделить на три группы:

    К первой группе относятся организаторы, имеющие конкретную, строго заданную форму, направленную на определенную деятельность и мыслительные процессы учеников. (диаграмма Венна, концептуальная таблица, Т-схема).

    Вторую группу составляют графические организаторы с менее заданной формой. Предлагается лишь определенная манера, технический способ её создания, реальные очертания возникают только в процессе конкретной работы. (кластер)

    В третью группу отнесем такие организаторы, дающие максимальную свободу при его создании. (карта концепции)

    - Наиболее часто используемой методикой по данным анкетирования педагогов лицея оказалась дискуссия (65% респондентов). На что направлена эта методика и какие цели преследует?

    Вопросы, задаваемые во время дискуссии, помогают ученикам понять, что знания не являются чем-то застывшим, что идеи могут видоизменяться.

    В последнее время в педагогике вопросы подразделяются на фактологические (или закрытые) и концептуальные (или открытые). Первые нацеливают на накопление, информации, на ее запоминание. Ответы на них односложны, требуют минимальных средств языка. Насколько это актуально сегодня, когда доступ к информации упростился, когда ее достаточно много, и когда она быстро меняется? Сегодня важнее, чтобы ученики умели размышлять о новой информации и интегрировать ее с предшествующими знаниями и представлениями, могли участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новую терминологию, расширять свой словарный запас. Этому способствуют концептуальные вопросы, которые побуждают к размышлению, реконструированию, активизации воображения, к творчеству (Почему? Зачем? Как?).

    Работа в группах (моделирование урока)

    Читайте также: