Доклад математические игры на прогулке

Обновлено: 02.07.2024

Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста.

воспитатель 1 квалификационной категории

Математика входит в жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. Наблюдая за (живой – неживой) природой, трудом взрослых, жизнью улицы, идет развитие у ребенка умственных способностей логического типа, ребенок учится выделять основные существенные признаки, параметры объекта и их отношения. Предлагая задания на ориентировку, сравнение по величине, форме, размеру, вычислительные действия мы способствуем не только интеллектуальному развитию, одновременно дети усваивают математические термины.

Дидактические задания могут включаться в какой – либо компонент прогулки, либо использоваться в течение всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям: (в данном случае мы ведем речь о развитии математических представлений) – задания на прогулке целесообразнее предлагать на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с легкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, учитывая такую особенность необходимо постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание уделять индивидуальной работе с детьми, которые не могут усваивать знания наравне со всеми.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка видеть и соотносить элементы одного множества с элементами другого.

Работу с детьми начинаем с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (Отбери все синие кубики,красные лопатки, желтые листья, большие, маленькие камешки, детей в розовых куртках, в синих куртках, длинные прутики, короткие прутики и т.д), а затем по 2-3 признакам.

Далее важнейшей задачей становится научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество. Также дети разбивают множества на части и воссоединяют их по общему свойству, устанавливают отношения между целым и каждой его частью, понимают. Что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивают разные части множества на основе счета и соотнесения элементов один к одному, определяют большую или меньшую часть множества или их равенство.

Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число.

Для овладения всеми этими понятиями и операциями можно и нужно на прогулке использовать выносной и природный материал (обручи, мячи, кубики, лопатки, мелкие игрушки, шишки, листья, самих детей, посуду детскую, песочные наборы и т.д.)

Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете с активным участием разных анализаторов: счет звуков, движений, счет предметов на ощупь.

Для формирования счета групп предметов (множеств), воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным) наряду с опорой на зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет движений.

Упражнения в счете на ощупь, а также в счете звуков проводят, не предлагая детям закрывать глаза. Это отвлекает ребят от счета. Воспитатель извлекает звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не видели движений руки. Они считают на ощупь предметы, помещенные в мешочки. Для этой цели используют разные пособия. Например, можно считать пуговицы на карточках, отверстия в дощечке, игрушки в мешочке или под салфеткой и т. п. Соответственно и звуки извлекаются на разных музыкальных инструментах: барабане, металлофоне, палочках(игры на веранде).

Упражняя детей в счете движений, им предлагают воспроизвести указанное количество движений либо по образцу, либо по названному числу: "Постучи столько раз, сколько раз ударит молоточек", "Присядь 4 раза". Воспитатель постепенно усложняет характер движений, предлагая детям притопнуть правой (левой) ногой, поднять левую (правую) руку, наклониться вперед и т. п.

Звуки и движения должны быть ритмичны, разнообразны, интересны: удары в барабан, бубен, стук в дверь, проговаривание одного и того же слова, хлопки над головой, прыжки, подбрасы­вание мяча и др. Лучше, если источник звука скрыт от детей ширмой, дверью. Возможен счет на слух, с закрытыми глазами, что обостряет деятельность слухового анализатора.

При счете движений, предметов по осязанию иногда имеет место неадекватное отражение их количества в числе. Дети, считая одно движение, называют два числа (подъем рук вверх и опуска­ние их вниз). В ходе обучения необходимо пояснять, что название числа должно совпадать с определенным моментом осуществления движения, например, при подбрасывании мяча, когда он находится вверху, в полете.

Сопоставляются множества, воспринятые разными анализаторами, что способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает обобщение знаний о числе. Детям предлагают, например, поднять руку столько раз, сколько они услышали звуков, или сколько пуговиц было на карточке, или сколько игрушек стоит.

Затем дети упражняются в счете множеств, воспринимаемых различными анализаторами: предметов, звуков, движений. В сравнении со средней группой усложняется характер пересчитываемых звуков, движений, материал для счета на ощупь, возрастает самостоятельность детей:

считают количество громких и тихих звуков с разными интервалами,

предметы, нани­занные на проволоку, зашитые в мешочек,

нашитые на карточку (считают, спрятав их за спину) и т. д.

считают звуки (когда источник звука отделен ширмой),

предметы по осязанию с открытыми глазами и закрытыми глазами,

сравнивают полученные числа,

отсчитывают предметы по заданному числу и образцу,

запо­минают числа и качественные признаки предметов (отсчитать 3 красных и 8 зе­леных карандашей, сосчитать, сколько окон в комнате и сколько дверей, и т.п.).

Счет на ощупь. В старшей группе упражнения в счете предметов на ощупь несколько усложняют. Например, как и в средней группе, дети считают пуговицы, нашитые на карточку, но карточку они держат за спиной. Нашивают на карточку 6 - 10 пуговиц в 2 ряда. Используют пуговицы более мелких размеров. Детям дают задания сосчитать пуговицы на ощупь с закрытыми глазами, сосчитать камешки, перекладывая их из руки в руку. Целесообразно проводить упражнения в такой форме, которая обеспечивала бы включение в работу всех детей. Так, все дети одновременно упражняются в счете на ощупь в игре "Пошли, пошли, пошли. ".

Счет звуков. В старшей группе счет звуков связывают со счетом и отсчетом предметов. Характер заданий постепенно усложняют. Например, вначале детям предлагают сосчитать звуки, затем отсчитать столько же игрушек, позднее одновременно считать звуки и откладывать игрушки, а закончив счет, сказать, сколько звуков услышали и сколько игрушек поставили. Счет звуков часто связывают с выполнением движений. ("Подпрыгни столько раз, сколько звуков услышал".) Пятилетним детям можно предлагать считать звуки с закрытыми глазами.

Одновременно с количественным счетом овладевают и порядковым.

Находят место в строю, перестраиваются по указанию воспитателя. Например, воспитатель вызывает 4—5 детей, предлагает им встать друг за друга, пересчитаться, поднять руку, хлопнуть в ладоши, присесть. Детей, занимающих определенные порядковые места, просит поменяться местами, предлагает кому-либо из детей встать, например, между третьим и четвертым номерами. Одновременно ребята упражняются в выделении порядковых отношений, определяют, кто стоит перед Олей, за Олей, между Леной и Аней и т. п.

При формировании понятия числа как количественной характеристики множества, у детей проявляется феномен Пиаже.

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п. Этот феномен выражается в ошибках количественного сопоставления характеристик.

Всемирно известный швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) провел серию исследований развития у детей понятия (принципа) сохранения количества или величины объектов при изменении их формы. Он обоснованно считал, что понимание сохранения объекта в процессе изменения его формы составляет необходимое условие всякой рациональной деятельности.

- предметов, положенных в ряд, по его мнению, становится больше, если их же расставить с бо́льшими промежутками.

- верёвка становится короче, если её изогнуть.

Феномен объясняют тем, что понимание абстрактных законов происходит в процессе воспитания и обучения, не сразу. При этом обычно закон сохранения количества предметов (при их передвижении) постигается ребёнком на 1,5-2 года раньше, чем закон сохранения непрерывного вещества (при деформировании тела).

Отсюда можно сделать вывод, что овладение действием количественного сравнения не происходит спонтанно, как утверждал Ж. Пиаже, а требует специального обучения, в том числе обучения логическим правилам выполнения этого действия.

Л. Ф. Обухова под руководством П. Я. Гальперина провела большое исследование формирования у старших дошкольников принципа сохранения количества по различным параметрам физических величин. Для этого она с помощью методики поэтапного формирования умственных действий учила детей определять размер каждой из сравниваемых величин с помощью выбранной общей мерки и оценивать эти величины по результатам измерения.

Одной из основной формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию, являются дидактические игры, в частности логико-математические игры, которые побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей.

В развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр прогулка занимает достойное место. При проведении этих игр на прогулке вносятся необычность ситуации, новизна, несоответствие прежним стандартам. Ведь традиционным считается проведение этих игр в группе. Все это вызывает познавательный интерес у детей, что способствует интеллектуальному развитию. Все, что нас окружает в природе, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.

Детям предлагается сравнить следы по размеру. У кого самый "большой" "маленький" след.

Учить сравнивать предметы по величине.

Сказать сколько снежков получилось "много", "мало".

Игры на ориентировку в пространстве. «Беги к названному дереву".

"Что может быть такой же формы?". Дидактическое задание на

Учить находить на участке предметы названной формы.

Загадки математического содержания.

За руки взявшись, я и Тамара

Словом одним называемся

Пальцы руки сосчитай ты опять,

Быть их должно каждый раз ровно

Мама в окошке квартиры видна,

Мама у деток всегда лишь

Итак используя на прогулках логико-математические игры, можно сделать вывод, что данные игры являются эффективным средством развития познавательной активности, помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, стимулирует активность в преодолении трудностей.

-развитие математического мышления

-формирование геометрического мышления

-продолжать развивать сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность, внимание и память.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


математические игры с мячем на прогулке

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ НА ПРОГУЛКЕВы идете с ребенком на прогулку - возьмите с собой мяч! С мячом можно организовать большое количество разнообразных развивающих игр.


Интерактивная математическая игра на прогулке
Математические игры на прогулке

Организация двигательной игровой деятельности дошкольников в интеграции с познавательным развитием.

Ольга Копылова
Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста.

В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом является формирование у детей основ математической культуры.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного процесса, одним из которых является прогулка.

Цель наполнения прогулок математическим содержанием :

• Развитие математических способностей дошкольников на основе интегрированного подхода.

Задачи наполнения прогулок математическим содержанием :

• Усвоение и закрепление математических знаний детей.

• Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активность через математические задания.

• Формирование интереса к математическим понятиям.

• Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).

Сезонные прогулки развивают у ребенка чувство природы. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие, пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно - эмоциональное отношение к образовательной деятельности и к процессу их получения.

Прогулки в осенний период

Задачи – ориентиры: Развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам. Расширение представлений об овощах и фруктах. Развитие интереса к красоте родной природы.

В ходе прогулок я с детьми : сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками.

Прогулки в зимний период

Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы. Различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих. Расширение представлений о связях между живой и неживой природой. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время. Развитие исследовательского интереса к природе.

В ходе прогулок я с детьми : обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек, упражняю детей в умении ориентироваться в пространстве. Изготавливаем кормушки для птиц, ежедневно подкармливаем птиц. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом.

Прогулки весенний период

Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы. Формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений. Расширение представлений о птицах, их образе жизни весной. Развитие интереса к жизни насекомых весной. Воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.

В ходе прогулок я с детьми : осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за лужами. Пускаем кораблики в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками. Наблюдаем за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.

Прогулки в летний период

Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение. Развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.

В ходе прогулок я с детьми я : осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем

игры с песком, водой, ветром, природным материалом.

На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за природными объектами и явлениями, учатся анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, занимаются различными видами детской деятельности.

Математическое развитие на прогулке осуществляется через - наблюдение, индивидуальную работу, подвижные и малоподвижные игры. Большое место на прогулках я отвожу наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения я провожу как с целой группой детей, так и с отдельными ребятами. В процессе наблюдения знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, прокатить). А так же формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. Предлагаю дидактические задания, которые являются одним из структурных компонентов, и выступают на прогулке в роли стимуляции детской активности. В зависимости от наблюдения дидактические задания включаю в само наблюдение, либо использую в течении всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям: (в данном случае мы ведем речь о развитии математических представлений) – задания на прогулке предлагаю на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с легкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, я учитываю такую особенность возвращаюсь к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми, которые не могут усваивать знания наравне со всеми. Примеры дидактических заданий на прогулке :

Подвижные и малоподвижные игры

Освоение задач математического развития детей осуществляю в игровых, развивающих ситуациях. Игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Я предлагаю детям подвижные игры на закрепление математических представлений по пройденным темам в соответствии с возрастными особенностями, погодными условиями:

И в конце своего выступления я хотела бы подвести итог своей работы!

Различные математические понятия, внедренные в организованную образовательную деятельность на прогулке, воспринимаются детьми без осознания нагрузки, где дети с удовольствием считают, размышляют, думают. Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка.

В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод.

Анцупова Елена Геннадьевна 1 , Буркова Алёна Андреевна 2
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 города Ставрополя, Воспитатель
2 ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт", Студентка


Аннотация
В статье описаны методы, формы и особенности организации работы с детьми на прогулке. Приведены примеры заданий и игр, направленных на формирование математических представлений дошкольников на прогулке.


Abstract
The article describes methods, forms and features of the organization of work with the children for a walk. Examples of tasks and games aimed at the formation of mathematical concepts for a walk.

Развитие детей в детском саду проводится по различным образовательным областям. Одной из таких областей является познавательное развитие, в состав которой входит формирование и развитие элементарных математических представлений. Воспитатель должен обеспечить условия для освоения детьми математических представлений [1].

Развитие математических представлений дошкольников – это целенаправленный и организованный процесс передачи и освоения знаний, методов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями. Изучением вопроса формирования элементарных математических представлений дошкольников занимались: Ф. Энгельс, Ж. Пиаже, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, В.В. Данилова, Н.Г. Белоус и др. [2].

Формировать, развивать и закреплять математические представления детей можно не только на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике, но и на прогулке, что способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. Результативность задач в развитии математических представлений на прогулке зависит от разнообразной формы работы и четко спланированной структуры компонентов прогулки.

Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий собственную структуру и временной интервал, во время которого дети могут осуществлять не только двигательную активность, но и удовлетворить познавательный интерес, желание и привычку думать, овладеть речевыми, умственными и практическими навыками [3]. Цель прогулки состоит не только в восстановлении функциональных ресурсов организма, но и во всестороннем развитии ребенка, в том числе развитии его математических представлений.

Среди форм организации математического развития детей на прогулке выделяют: индивидуальную, групповую и коллективную (фронтальную). Среди методов чаще всего используются: словесный (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, опрос) и практический (упражнения, подвижно-дидактические игры, игры с природным материалом).

Составной частью прогулки является – наблюдение. Во время прогулки, детям необходимо давать возможность почувствовать запах цветов, послушать шелест листьев на деревьях, увидеть между ними золотистые лучики солнца, подержать на ладошке божью коровку, потрогать руками лепестки цветов, так как это способствует развитию ребенка через познание окружающего мира. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику лучше усваивать математические знания. Детскому вниманию свойственно как быстрое сосредоточивание на объекте наблюдения, так и быстрое рассеивание внимания. В связи с этим наблюдение должно быть не продолжительным (7-10 минут), но в тоже время ярким и содержательным. Вопросы и интересные загадки в процессе наблюдения за окружающим на прогулке способствуют решению программных задач, в том числе и по математике.

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения.

В процессе наблюдения отстающие дети без перегрузки организма осваивают необходимый минимум для дальнейшего продвижения, тем самым не тормозя развитие более способных детей. Постепенное усложнение математических заданий на прогулке дает возможность дальнейшего развития дошкольников.

Дидактические задания, предлагаемые детям воспитателем, являются одним из структурных компонентов прогулки выступающим как стимулятор детской активизации. Разнообразие дидактических заданий зависит от применения различных знаний. Детям можно давать дидактические задания на прогулке по всем программным разделам математики:

На прогулке детям можно давать задания на сравнение: по форме, величине, размеру, что в свою очередь способствует интеллектуальному развитию и усвоению детьми математических терминов [6].

Для закрепления знаний эталонных единиц измерения длины и отработки измерительных навыков [8] можно предложить детям измерить метровой линейкой, например, длину и ширину беседки, клумбы, дорожки, длину лавочки и т.п.

Анализ литературы и практического опыта показал, что развитие математических представлений детей на прогулке позволяет обеспечить достаточные условия для надежного закрепления математических умений, полученных каждым ребенком на НОД. Данная форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, умения и навыки, что способствует развитию самостоятельности, активности, инициативности и формированию умений доводить начатое дело до конца.

Таким образом, интеграция образовательной деятельности в различные режимные моменты позволяет развивать детей не только на НОД, но и в других режимных моментах, в том числе и на прогулке.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: