Доклад мастер класс как эффективная форма трансляции передового опыта учителя

Обновлено: 06.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс – как эффективная форма трансляции и диссеминации

передового педагогического опыта.

Учитель не профессия, а вся жизнь!

Чтобы быть хорошим преподавателем ,

нужно любить то, что ты преподаешь, и любить того, кому преподаешь.

Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик учителей и целых педагогических коллективов определена на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования.

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

Итак, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы и контексты существования?

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.

Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;

- коммуникационные - профессиональные события;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.


Одна из форм эффективного профессионального обучения как учителей, проявляющих активность в поиске путей роста своего педагогического мастерства, так и учителей, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию, является мастер-класс.

Такой вид профессионального объединения в школе предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру мастера и группу учителей-учеников, что отражается в следующем определении:

мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача ученикам его опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей.

- мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса;

- повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу. Действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема. Разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых, ведущих качеств личности, оригинальность методики.

Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами, несмотря на общие признаки системы работы педагогов-мастеров. Этот феномен объясняется тем, что у каждого мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Положительный результат обучения в работе мастера-класса состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что при такой форме обучения могут быть созданы три типа условий:

1. Обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.

2. Стимулирование познавательного интереса и отработка умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности.

3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класса как форма организации активной самостоятельной работы учителей предполагает в процессе работы профессионального объединения использование эмпирических методов исследования: наблюдения, изучения документов и результатов деятельности мастера и школьников, тестирования, — а также разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

Наблюдение как наиболее информативный метод исследования приобретает особое значение в работе мастер-класса.

Процесс педагогического наблюдения осуществляется поэтапно:

1. Выбор объекта и определение цели.

2. Составление плана.

3. Подготовка документации (бланки протоколов, инструкции, и др.)

4. Сбор данных наблюдения (протоколы, записи, таблицы).

5. Обработка и оформление результатов наблюдения.

6. Анализ результатов.

7. Выводы наблюдения.

Педагогическая технология, как известно, представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и обучающегося, критерии оценки и качественно новый результат.

Предлагаю рассмотреть каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса. Последовательность действий — пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера. Критерии оценки — новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Качественно новый результат — умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Рассмотрим основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса

- Шаг 1. Презентация педагогического опыта мастера. На этом этапе кратко характеризуются учащиеся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития обучающихся; обосновываются основные идеи технологии, которая обеспечивает эффективность работы в экспериментальном классе; предлагается информация о достижениях мастера, его публикациях; определяются проблемы и перспективы в работе учителя.

- Шаг 2. Представление системы уроков. Предлагается система уроков в режиме эффективной педагогической технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

- Шаг 3. Имитационная игра. Учитель-мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися; слушатели одновременно играют две роли: обучающихся данного класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

- Шаг 4. Моделирование. Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную модель урока в режиме технологии урока мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею; проводится обсуждение авторских моделей урока.

- Шаг 5. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей; достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.

Мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность обучающихся и создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Основные термины (генерируются автоматически): мастер, педагогическая деятельность, работа мастер-класса, индивидуальный стиль, критерий оценки, педагогическое мастерство, профессиональное объединение, слушатель, собственная практика, учитель, Шаг, экспериментальный класс.

Похожие статьи

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

участник мастер-класса, профессиональное обучение, проведение мастер-класса, структура мастер-класса, слушатель мастер-класса, мастер, педагогический опыт, педагог, основная часть, форма.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении.

Особенности организации процесса изучения и внедрения.

работа мастер-класса, мастер, педагогическая деятельность, Шаг, учитель, собственная практика, слушатель, индивидуальный стиль, профессиональное объединение.

Мастерство педагога в решении.

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко).

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство.

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист.

Формирование педагогических способностей будущего учителя.

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая

Профессиональная педагогическая компетентность учителя.

Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Повышение качества образования через повышение уровня.

Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются

Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству.

Мастер-классы как педагогическая технология развития.

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом. По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа.

Усовершенствование процесса обучения, направленного на.

Одним из условий реализации этих требований является разработка и внедрение в практику новых методик и технологий, формирования и развитие профессионального и педагогического мастерства будущих учителей.

Похожие статьи

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

участник мастер-класса, профессиональное обучение, проведение мастер-класса, структура мастер-класса, слушатель мастер-класса, мастер, педагогический опыт, педагог, основная часть, форма.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении.

Особенности организации процесса изучения и внедрения.

работа мастер-класса, мастер, педагогическая деятельность, Шаг, учитель, собственная практика, слушатель, индивидуальный стиль, профессиональное объединение.

Мастерство педагога в решении.

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко).

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство.

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист.

Формирование педагогических способностей будущего учителя.

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая

Профессиональная педагогическая компетентность учителя.

Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Повышение качества образования через повышение уровня.

Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются

Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству.

Мастер-классы как педагогическая технология развития.

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом. По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа.

Усовершенствование процесса обучения, направленного на.

Одним из условий реализации этих требований является разработка и внедрение в практику новых методик и технологий, формирования и развитие профессионального и педагогического мастерства будущих учителей.


Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному. Основные задачи мастер-класса. - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; - повышение профессионального мастерства и квалификации участников; - распространение передового педагогического опыта; - внедрение новых технологий обучения и воспитания. Основным условием эффективного мастер-класса является наличие специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего собственный подход к педагогической деятельности. Мастер-класс может иметь разовый характер, но наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов. Он может проводиться - для начинающих педагогов, - педагогов, имеющих значительный стаж работы, - для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов, а так же родителей и детей. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса. При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач необходимо разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий.

Содержимое разработки

Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать свои наработанные методики, технологии.

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Основные задачи мастер-класса.

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Основным условием эффективного мастер-класса является наличие специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего собственный подход к педагогической деятельности.

Мастер-класс может иметь разовый характер, но наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.

Он может проводиться

- для начинающих педагогов,

- педагогов, имеющих значительный стаж работы,

- для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов, а так же родителей и детей.

В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.

При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач необходимо разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий.

Примерный план проведения мастер-класса:

вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

основная демонстрационная часть;

комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны;

обсуждение занятия самими участниками мастер-класса.;

подведение итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию содержания мастер-класса.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости слушателя.

Основные преимущества мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков.

Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Условия проведения мастер-класса.

Есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать при проведении мастер-класса. А именно:

удобное для проведения занятий помещение;

технические средства: компьютер, проектор, экран, доска и т.п.;

канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т.д.);

вода, чай, кофе, продукты питания для использования в перерыве и др.

Формы проведения мастер-класса

Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации +практическая работа, написание экспресс-сценария и пр.

Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество дополнительного образования.

Алгоритм проведения мастер-класса:
Первый этап – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника, личностное начало Мастера.
Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной.

Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса.

«Наступает Новый год,

Это нам поможет узнать Восточный календарь.

Я выбрала изделие, исходя из наших возможностей, материалов, которые есть в мастерской и дома. Наши знания и умения, воображение и творческие способности помогут нам изготовить интересную новогоднюю игрушку – сувенир.

Требования к изделию

1. Оригинальность формы.

2. Простота в изготовлении.

3. Привлекательный внешний вид.

4. Наличие доступных материалов, инструментов и приспособлений.

Обдумывание плана работы над проектом

- По выбранному эскизу сделать шаблон.

- Подобрать необходимые материалы и фурнитуру.

- Выкроить необходимые детали.

- Пришить приклеить глаза.

Сконструировать хвост (Проволока и нитки «Мулине)

- Соединить детали ручными стежками, набить синтепоном, закрепить игрушку на твёрдой поверхности..

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап 1. Изготовление деталей выкройки

Распечатать на принтере и вырезать детали мягкой игрушки.

При желании можно увеличить размер игрушки при помощи ксерокса.

Раскрой деталей мягкой игрушки

Провести выкраивание деталей игрушки из ткани, при помощи трафаретов (шаблонов)

Ободок для шапочки-1деталь

Соединение деталей быка

Совместите две детали туловища, ушей, рог, шапочки. Закрепите несколькими ручными стежками чтобы ткань не сдвигалась при наметывании. Не забудьте оставить незашитым отрезок, отмеченный зелеными точками - для выворачивания и наполнения игрушки. Затем прошейте на швейной машине.

Придание формы (Набивка изделия).

Выверните деталь туловища на лицевую сторону и наполните форму синтепоном. Вставьте также наполненные синтепоном уши и рога в сформированное тело быка. Зашейте отверстие при помощи потайного шва.

Схематическое изображение потайного шва.

Оформление изделия.

Приклеиваем глазки и рисуем ноздри носа при помощи черного маркера

Затем закрепляем на конце сформированного из проволоки хвоста нить клеем.

Вставляем хвост в нижнюю часть туловища. Зашейте отверстие при помощи потайного шва.

Соединение деталей шапочки.

Совместите две детали шапочки светло зеленого цвета, наметайте и прошейте на швейной машине.

Наметайте и прошейте на швейной машине.

Варианты цветового решения шапочки.

Надеть шапочку Можно приклеить.

Экологическое обоснование

Свою работу учащиеся выполнили из синтетической ткани мягкой на ощупь, не осыпающейся, не наносящей вреда окружающей среде и здоровью человека. Процесс обработки изделия связан с развитием мелкой моторики обучающихся и знанием технологии выполнения ручных стежков и швов, правила пришивания пуговиц. Отходы производства изделия можно использовать как материал для набивки.

Итоги работы

При выборе изделия я опиралась на интерес учащихся. Мне хотелось выявить их творческие способности, проверить трудовые навыки, возможности реализации идеи проекта. Изготовленное изделие получились удачным и соответствует всем требованиям задуманного дизайна. Поставленная задача успешно выполнена. В процессе своей деятельности дети получили моральное удовлетворение от результатов проделанной работы.

Спасибо за внимание!


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке раскрывается понятие и методика проведения мастер-класса как формы обобщения педагогического опыта.

Мастер-класс

как форма обобщения опыта педагогов

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.

Существует различные формы обобщения педагогического опыта: открытое занятие, публичное выступление, стендовый доклад, публикация, но в последнее время более актуальной стала такая форма как мастер-класс.

Что такое мастер класс?

Какова цель мастер-класса?

В чем заключается методика мастер-класса?

Чем отличается мастер-класс от других форм обобщения опыта?

Каков алгоритм технологии мастер-класса?

По каким критериям можно судить о качестве проведения мастер-класса?

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС?

Идея мастер-класса заимствована из педагогической практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный матер демонстрирует свои уникальные приёмы работы (например, работы над исполнением музыкального произведения) широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь, в отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность увидеть процесс рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удаётся лишь немногим.

Мастер-класс

- (англ. master искусный специалист, мастер и class курс обучения, класс),

краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете,

драматическом, оперном искусстве и др., проводимый выдающимися масте-рами. Энциклопедический словарь. 2009.

- публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле. Словарь иностранных слов русского языка. 2009

- одна из форм эффективного профессионального, активного обучения.

- ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

М.М. Поташник

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы людей, как правило, по предварительной записи (4, 205).

Мастер-класс – это показательный урок (занятие) специалиста для работающих без отрыва от производства (1,17).

Мастер-класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог-мастер передаёт свой опыт слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы (5,88).

Мастер-класс – это демонстрация педагогом-мастером, имеющим высокие достижения в определённой области, уникальных, самобытных, присущим только ему способов и форм взаимодействия с обучающимися (2,227).

! Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путём прямого комментированного показа приёмов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии .

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ЭТУ ФОРМУ?

Преимущества мастер-класса:

- приобретение и закрепление практических знаний и навыков,

- развитие гибкости мышления,

- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками (4,205).

КАКОВА ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА?

Цель мастер-класса

! - повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера (1,21).

Задачи мастер-класса:

Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрации.

Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов.

Демонстрация умения педагога проектировать образовательную деятельность обучающихся.

Популяризация инновационных идей, авторских находок.

Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального совершенствования .

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ МАСТЕР-КЛАССА?

Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы, под-готовленные Мастером и изученные участниками;

2) освоение содержания и проблематики мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

Продолжительность мастер-класса от 2 - 4-х часов до 2-3-х дней.

Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек

При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой:

КАК? КОГО? ЧЕМУ УЧИТЬ?

КАК УЧИТЬ? Отвечая на этот вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приёмов работы.

КОГО УЧИТЬ? Отвечая на данный вопрос, мы определяем целевую аудиторию мастер-класса. Более всего мастер-класс будет полезен:

-педагогам, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую программу,

- педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную методику, технологию, приём и т.д.,

- педагогам, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности,

- методистам образовательных организаций (1,18).

ЧЕМУ УЧИТЬ? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, чем можете заинтересовать их, чему вы их научите.

Мастер-класс предполагает:

- описание общего алгоритма работы,

- анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности,

- обратную связь для участников

- подготовку портфолио и раскрытие методов его эффективного использования

- ответы педагога-мастера на интересующие вопросы (1,19).

Ожидаемые результаты мастер-класса:

Понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера.

Практическое освоение участниками важнейших приёмов, техник в рамках транслируемого опыта.

Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.

Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.

Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

План-конспект мастер-класса может иметь следующую структуру (1,23):

- цель и задачи мастер-класса

- методы и приёмы

Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса (1,22):

Изложение концептуальных основ собственной системы работы:

-основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности

Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагог-мастера:

- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера

- краткая характеристика обучающихся

- информирование участников мастер-класса с основными приёмами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.

Постановка целей и задач мастер-класса

Активизация деятельности участников мастер-класса

- тренинг, разминка и т.д.

Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов работы педагога-мастера в форме:

- элементов открытого занятия с участием обучающимися

- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности

- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса

- индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).

- самоанализ проведённого занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером

- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию

- заключительное слово педагога-мастера

Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта.

Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса?

Проявление творческой активности

Профессионально-личностные качества педагога-мастера

Условия результативности мастер-класса:

- мотивация осознанной деятельности всех педагогов, принимающих участие в мастер-классе;

- повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

Мастер-класс может проводиться как на уровне образовательной организации, так и на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях. Часто мастер-класс включается в программу конкурсов педагогического мастерства. Он может проводиться как разовое мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединённых одной темой. Участие педагогов в проведении мастер-классов, как правило, учитывается при аттестации.

Список использованной литературы

1. Абдухакимова С.А, Клёнова Н.В. Организация мастер-класса в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010, №1. – С. 17-26.

3. Стрельникова Т.Д. Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта// География в школе. – 2010, №5. - С. 51-54.

5. Технология развития методических служб: анализ, планирование, оценка деятельности / авт.-сост. В.В. Пустовалова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 215с.

2. Шакирова М.Г. Мастер-класс - активная форма коллективного творчества педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. - 2009г, №4 - С. 87-94.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА (1,23)

Изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса:

-основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности

Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагог-мастера:

- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера

- краткая характеристика обучающихся

- информирование участников мастер-класса с основными приёмами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться

Постановка целей и задач мастер-класса

Активизация деятельности участников мастер-класса

- тренинг, разминка и т.д.

Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов работы педагога-мастера в форме:

- элементов открытого занятия с участием обучающимися

- практического занятия с участниками мастер-класса путём непосредственного контактного обучения основным приёмам осуществления представляемой деятельности

- ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса

- индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости)

Рефлексия:

- самоанализ проведённого занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером

- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведённому занятию

- заключительное слово педагога-мастера

Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию представленного педагогического опыта

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА (5,88)

1 ШАГ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА

Краткое обоснование основных идей технологии

Описание достижений, одобренных (обобщённых и рекомендованных к распространению) муниципальной методической службой

Аргументация результативности используемой технологии

Определение проблем и перспектив дальнейших методических разработок по данной теме

2 ШАГ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Описание системы занятий в режиме представленной технологии

3 ШАГ: ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

4 ШАГ: МОДЕЛИРОВАНИЕ

5 ШАГ: РЕФЛЕКСИЯ

Анкета участника мастер-класса

Ф.И.О. педагога, ведущего мастер-класс

Уважаемый коллега!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса. Информация, полученная от Вас будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.

Читайте также: