Доклад критерии эффективности современного урока

Обновлено: 03.07.2024

Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности затраченных усилий, средств, и времени.
Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.
Об этом и идёт речь в данной статье.

Оценить 1691 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Критерии эффективности

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов

учитель начальных классов,

высшая категория

октябрь 2016 г.

Критерии эффективности современного урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности затраченных усилий, средств, и времени.

Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика.

И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

Урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.

Почему?

Колоссальная избыточность материала.

Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности.

Есть “кнут”, мало “пряников”.

В классе сидят дети с разными способностями.

Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала.

Как это сделать?

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

побудить к действию,

придумать изюминку урока,

урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок…

А вот тут масса возможностей для творчества учителя…

Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?

Основные компоненты урока:

1. Содержательно-целевой Что и зачем?

2. Организационно-практический Как?

3. Контрольно-оценочный Что в итоге?

Цель– это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей , а они не всегда совпадают с целями учеников.

Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)

Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе…

Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

Что в итоге?

Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту.

Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.

Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…

Как её организовать:

взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,

самостоятельный выбор заданий по уровню сложности,

работа под копирку,

работа без ошибок, но с отметкой,

работа без отметки, но с ошибками,

работа без отметки и без ошибок, только с пометками учителя

“чистая доска” - всё, что надо запомнить, написано на доске. По мере работы стирается часть материала, а устно восстанавливаются пустоты.

договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.

Основными критериями урока являются:

Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течении всего урока.

Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Мотивация познавательной деятельности на уроке.

Призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

Проблемы эффективности

Однообразие используемых методов;

Нерациональное использование времени;

Редкое применение элементов проблемного обучения;

проблема активизации познавательной деятельности;

Проблема профессионализма педагогов;

Недостаточная обеспеченность наглядными и техническими средствами обучения

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения - ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Критерии эффективности современного урока

ЦЕЛЬ: ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА

  • Обучение через открытие
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность, открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Критерии эффективности урока

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.

Выделяют 2 цели:

А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 группа – урок отработки умений и рефлексии.

А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.

Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4 группа – уроки развивающего контроля.

А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

5 группа - – урок – исследования (урок творчества)

А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях, анализировать урок в аспекте системно-деятельностного подхода.

Реакция на действия ученика

  1. Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

  1. Похвала, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”.
  1. Шутки, использование юмора.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося.

Учитель. Самостоятельные действия.

Реакция на действия ученика

Характер вопроса, обращенность, форма.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует

Цель, продолжительность, результативность.

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

  1. Разговор с учителем по собственной инициативе.

Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога.

Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

  1. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу.
  1. Форма выражения своего отношения к уроку и учителя.
  1. Молчание или замешательство ученика, чем вызвано.Продолжительность.
  1. Другие формы поведения высказываний взрослых и детей.

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

  • целеполагание
  • планирование
  • организация
  • реализация целей
  • анализ результатов деятельности.

В деятельности целеполагания воспитывается:

  • свобода
  • целеустремленность
  • достоинство
  • честь
  • гордость
  • самостоятельность

При планировании воспитывается:

  • самостоятельность
  • воля
  • творчество
  • созидание
  • инициатива
  • организованность

На этапе реализации целей:

  • трудолюбие
  • воля
  • мастерство
  • исполнительность
  • дисциплинированность
  • активность

На этапе анализа, формируются:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Методические рекомендации

Критерии эффективного урока.

Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

  1. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

  1. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
  2. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

Эффективность:

От чего зависит эффективность уроков.

Подготовка учителя к уроку.

При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитывает особенности класса:

* отношение к предмету,

* отношение к дисциплине,

Учитывает свои особенности:

настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.

Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

- определить место урока в теме, темы в годовом курсе;

- выделить общую задачу урока;

- посмотреть учебную программу, учебную литературу;

- восстановить в памяти материал учебника;

- отобрать опорные знания;

- выделить главную идею урока;

- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;

- чётко и ясно ставить задачи перед учениками;

- следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;

- поддерживать темп, посильный для большинства.

У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Способы, формы и виды

организации эффективного урока.

Виды организации деятельности учащихся на уроке:

Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

- - урок усвоения новых знаний;

- - урок усвоения навыков и умений;

- - урок комплексного применения знаний;

- - урок обобщения и систематизации знаний;

- - урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Типы и виды уроков.

1. 1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;

2. 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3. 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

- - повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

- - отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

- - выдача домашнего задания.

Методы и приёмы на уроке, способствующие

проведению эффективного урока.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Классификация методов обучения.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Более подробно остановимся на этой классификации.

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др., выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа. Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

- развивает их память и речь;

- делает открытыми знания учащихся;

- имеет большую воспитательную силу;

- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим запас знаний.

Дискуссия . Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция . Лекция – это монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

- Составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного.

- Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование краткое свернутое изложение содержания, прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

- Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения, прочитанного.

- Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.

- Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

м етод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Какие бывают цели и

что такое результат эффективного урока?

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Цель обучающая, воспитывающая.

Каждый этап урока может иметь свою цель.

Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум)

для детей (программа-минимум)

При постановке целей следует обращать внимание на следующее:

  • проблемность материала
  • наглядность
  • воздействие на эмоции и чувства
  • стиль общения
  • применение учащимися знаний на практике
  • развитие способностей учащихся
  • содержание материала
  • интеллектуальные способности учащихся
  • совокупность решений множества задач
  • ожидание результата.

- выполнение поставленных задач

- использование знаний в новых ситуациях

- использование знаний в жизни

- содержание урока – это ступенька к результату

-правильный подбор методов и приёмов – это результат

- качество знаний и умений

- саморазвитие, самообучение, самообразование.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

Населенный пункт: г. Москва

  1. Что такое урок?
  1. Что отличает современный урок от традиционного?
  1. Проектирование современного урока
  1. Технологическая карта
  1. Критерии современного урока
  1. Что включает в себя урок в настоящее время?

Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования определены требования к основной образовательной программе. Данные требования касаются структуры программы, условий реализации, а также результатов освоения образовательной программы начального и основного общего образования. В связи с этим урок должен соответствовать запросам государства и отвечать требованиям государственных образовательных стандартов.

1. Что такое урок?

Несмотря на развитие системы российского образования и введение стандартов нового поколения, урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса, однако меняются задачи урока.

2. Что отличает современный урок от традиционного?

Одной из целей современной образовательной концепции является развитие личности, способной к самообразованию. Данная цель характерна и для урока. Для начала давайте рассмотрим, чем отличается урок от такой формы организации учебного процесса как лекция. Основная задача лекции заключается в изложении материала. Одним из результатов урока является усвоение учащимися определенной учебной информации. Лекция проходит в форме монолога, урок, построенный в соответствии с федеральным государственным стандартом, - это урок-диалог.

Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру. Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся. Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др. Кроме того, современный урок строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных. Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности 2 . На традиционном уроке учитель лишь выясняет у учеников, что они запомнили.

Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности. Мы перечислили только некоторые отличия современного урока от традиционного, но в общем виде можно сказать, что требования к организации урока значительно выросли.

  1. Проектирование современного урока

С чего начинается урок? Урок начинается с проектирования. Главным субъектом урока являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учет планируемых результатов 3 .

Любой урок (современный или традиционный) строится в соответствии с определенной структурой. В общем виде в структуре урока можно выделить три компонента.

  1. Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС ООО: методическое пособие / авт. – сост: С.В. Фаттахова.- Казань: ИРО РТ, 2015, с. 7, с. 16

Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели:

1. Уроки изучения нового материала.

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала.

4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков.

5. Комбинированные уроки.

Далее давайте обратим внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:

  • Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке);
  • Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
  • Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
  • Усвоение новых знаний и способов действий;
  • Проверка понимания учащимися нового материала;
  • Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
  • Контроль, самопроверка, рефлексия;
  • Поведение итогов урока;
  • Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.

Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов.

Традиционно выделяю три формы организации деятельности на уроке: фронтальная форма, групповая (в т.ч. парная) и индивидуальная. Методов гораздо больше, как правило, выделяют три группы методов: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а также методы контроля и самоконтроля. Важным является использование таких средств и методов, которые направлены на включение каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения.

Помещение оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Подробный перечень требований представлен в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"". Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.

4. Технологическая карта

Разработку урока удобно представлять в виде такой формы планирования как технологическая карта, которая позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить УУД, реализовать планируемые результаты.

Наиболее целесообразным является составление технологической карты в виде таблицы с учетом следующих разделов:

    • Этапы урока (на каждом этапе рекомендуется определить цель и прогнозируемый результат);
      • Планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные);
        • Деятельность учителя (например, создание эмоционального настроя, формулировка задания, организация самопроверки, оценивание и др.);
          • Деятельность учащихся (например, ответы на вопросы, работа с карточками, проведение анализа, самопроверка и др.).

          Таким образом, технологическая карта позволяет описать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы, учесть необходимые условия. Кроме того, технологическая карта позволяет спланировать не только деятельность учителя на уроке, но и деятельность учеников. Проектирование современного урока с помощью технологической карты способствует осуществлению формирования результатов обучения осознанно.

          5. Критерии современного урока

          Важным критерием современного урока является его результативность. Сюда можно отнести объем и прочность полученных на уроке знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся.

          Структура современного урока была рассмотрена выше, она также является одним из основных критериев. Современный урок должен гармонично сочетать в себе учебную и творческую деятельность учащихся, урок должен быть направлен на самореализацию потенциала каждого ученика. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.

          Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:

          • Преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

          Принципы непрерывности и преемственности направлены на непрерывный образовательный процесс учеников и преемственность между всеми ступенями образования.

          Принцип целостности связан с формированием у учащихся обобщенного системного представления о мире, т.е. целостной картины мира.

          Принцип научности означает не только представление научно достоверных фактов, но и формирование умений учеников определять необходимые способы решения, разрабатывать соответствующие методы.

          Принцип гуманизации связан с ориентацией содержания урока на личностные и социально значимые проблемы. Урок, с точки зрения идеи гуманизации, включает в себя три блока: здоровье ребенка, культуру общения и психолого-педагогическую культуру учителя.

          Принцип культуросообразности направлен на становление культурной, гражданской и личностной идентификации учащихся.

          Таким образом, мы перечислили одни из основных критериев современного урока.

          6. Что включает в себя урок в настоящее время?

          Современный педагог должен владеть различными схемами урока с целью успешного достижения разнообразных целей. Урок, построенный в соответствии с ФГОС, является многокомпонентным и направлен не только на усвоение предметных знаний, но и на достижение метапредметных результатов (формирование познавательных универсальных учебных действий). Построение такого урока возможно с помощью личностно-ориентированного подхода.

          Для современного урока характерно применение учебной ситуации, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия и исследуют его в процессе совершения различных учебных действий.

          Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок необходимо строить с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.

          Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определенные задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться. Таким образом, можно сформулировать еще одно отличие современного урока от традиционного: традиционный подход в педагогике связан с внешней стимуляцией действий учащихся, современный урок строится преимущественно таким образом, чтобы сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию.

          Некоторые этапы современного урока направлены на формирование внутренней мотивации ученика. Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии сформированности у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.

          Кроме того, для современного урока характерно использование деятельностных методов и приемов. Давайте обратим внимание на другие возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:

          Работу в группах или парах;

          С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.

          Урок, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер в отличие от линейного урока, на котором, как правило, используются фронтальные методы работы с классом. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следуют выделить:

          • Технологию решения исследовательских задач;
          • Технологию развивающего обучения;
          • Технологию проблемного обучения;
          • Технологию деятельностного метода;
          • Проектную технологию;
          • Технологию развития критического мышления.

          Мы перечислили лишь некоторые современные педагогические технологии, и в рамках данного курса мы не будем останавливаться на них подробно.

          В настоящее время педагоги широко применяют ИКТ на уроке. Чаще всего используются презентации, которые позволяют повысить наглядность, мотивацию, интерес к обучению.

          Однако не стоит включать презентации в каждый урок. Материал для презентации должен быть тщательно проработан, презентация должна быть качественной и способствовать решению поставленных задач.

          В заключении

          Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!

          Читайте также: