Доклад конструирование в школе

Обновлено: 18.05.2024

Актуальность

Должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся в большой степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.

На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.

Моделирование

Говоря о конструировании, как инструменте обучения, включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки.

Конструирование

Современное образование представляет возможность учителю выбора программ обучения. Каждое образовательное учреждение, руководствуясь своими возможностями и необходимой нормативно- правовой и методической базой, может самостоятельно выбирать программы по различным предметам, в том числе и по технологии.

В практической части проекта мною был проведен сравнительный анализ программ по технологии из разных УМК (учебно-методических комплексов) авторов: Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой, О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой с целью определения конструкторских умений, которые должны быть сформированы у младших школьников. (Слайд 2)- рассмотреть цели есть только у 2 программ………

Я пришли к выводу о том, что все программы содержат уроки конструирования. В программном содержании курса во всех анализируемых УМК (учебно-методических комплексов) обучение носит системно – деятельностный подход, что является обязательным на наш взгляд, в формировании конструкторских умений. Именно такой подход дает возможность творчески и самостоятельно выполнять задания, в итоге чего получать продукт своей деятельности, а это главный личностный результат и показатель сформированности умений каждого обучающегося в области конструирования и моделирования.

Уроки технологии проводились один раз в неделю в классе. При проведении разработанных нами цикла уроков по формированию конструкторских умений, мы опирались на технологические карты, при разработке которых воздействовали на мыслительную и творческую деятельность детей, научить различать видами конструирования, с переходом от простых форм к более сложным, с использованием разного материала, на составление плана действий, создание проблемных ситуаций на уроке. Планируя уроки по конструированию, мы учитываем возрастные особенности детей.

Перед выполнением изделий проводилась беседа для расширения кругозора детей.

Наша задача состоит в том, чтобы детям был понятен и доступен тот материал, который мы даём. Готовясь к занятию, я использовала различные наглядные пособия, демонстрационные материалы, пособия в напечатанном и наглядном (электронном) виде. Также предлагались разные варианты конструирования изделий, чтобы работы не были однообразными. При изготовлении поделок из бумаги, обучающимся было предложено сделать не только само изделие, но и самостоятельно придумать к нему интересные добавления изменить вид изделия или переконструировать его самостоятельно. Это действие было в виде дополнительного задания к непосредственной работе по теме.

Я, использовала в работе несколько методических подходов, от простых форм конструирования (по образцу), ( по модели), и к более сложным (по заданным условиям). Как было сказано выше, ребята выполняли работу по теме, а затем те решения конструкторских задач при выполнении задания на доконструирование и переконструирование. Мною были разработаны и проведены интересные и познавательные уроки, с использованием игровых моментов.

При изготовлении поделок из бумаги ( модель Земли ), обучающимся было предложено сделать не только само изделие, но и самостоятельно придумать к нему интересные добавления изменить вид изделия или переконструировать его самостоятельно. Это действие было в виде дополнительного задания к непосредственной работе по теме.

Важным условием при проведении уроков было тематическое музыкальное сопровождение, что помогало создавать нужный эмоциональный настрой, в результате которого работа была продуктивной. Также для сохранения здоровьесберегающей среды на уроке, были включены инструктажи и физкультминутки.

Анализ результатов проектной работы показал, что работа по конструированию на уроках технологии содержит большие возможности для формирования креативной компетентности. На каждом уроке должны быть задания, связанные с конструированием, так как этот вид работы нравится детям, главным образом развиваем их способности и повышает уровень результатов при учебном конструировании разных вид. Слайд 5


Полный текст материала Статья "Формирование у младших школьников конструкторских умений на уроках технологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад «Робототехника - средство развития у учащихся способностей к научной и творческой деятельности

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов развития мирового общества 21 века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Школьникам, которые сегодня сидят за партами, предстоит осваивать новые профессии, новые технологии, решать новые задачи.

Зачем нужна робототехника детям?

А зачем нужны роботы в школе? Конструирование роботов - что же это такое? Еще одно веяние моды или требование времени? Чем занимаются школьники в кружках лего - конструирования: играют или учатся? На все эти вопросы мы сегодня ответим.

В настоящее время робототехника в школе становится все более значимой и актуальной. Одной из причин является ФГОС, который требует освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности. Второй причиной является актуальность в свете развития инновационных технологий. И третье, это способствует развитию личности ребёнка, его социализации.

Бренд LEGO является сегодня самым известным в мире игрушек .

Ну а сейчас немного истории.

Компания Lego основана в 1932 году. Ее основатель - датчанин Оле Кирк Кристиансен. Будучи плотником, он сначала основал фирму по производству изделий для дома, а позже занялся еще и производством деревянных кубиков для детей. Фирма получила название Lego, соединив датские слова leg играть и godt хорошо.

В 1947 году компания Lego начала выпуск пластиковых игрушек и уже 1949 году появились знаменитые защелкивающиеся кирпичики Lego. Основными идеями Lego являются модульность и совместимость. Компания создает одежду, фильмы, игры, организует конкурсы. В мире открыты музеи Lego, тематические парки развлечений - леголенды, которые практически полностью построены их кирпичиков Lego.

Идея добавить к стандартным деталям Lego электронный программируемый блок, датчики и электродвигатели оживила не только Lego-конструкции, но и всю компанию. С 1991 года 11 лет подряд компания несла убытки. И именно робототехническое направление спасло ситуацию.

В нашей школе мы работаем с LEGO конструктором миндсторм.

Впервые этот конструктор был представлен в 1998 году. B 2006 году вышла вторая версия конструктора , и в начале 2013 года появилась новая версия.

Этот конструктор - это набор стандартных деталей Lego, микрокомпьютер и датчик.

Сердцем конструктора является микрокомпьютер. Стандартные детали Lego мало изменяются с развитием конструктора, наибольшие изменения претерпевает именно микрокомпьютер.

В нашей школе работает кружок по робототехнике.

Какова цель этих занятий?

Цель этих занятий :

развитие интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию;

развитие творческие способности детей,

развитие коммуникативных навыков;

формирование технической грамотности;

управление готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.

Робототехника рассматривает два направления - конструирование и программирование. Занятия по робототехнике в нашей школе реализуются на двух ступенях – это в начальной школе и в старших классах.

В начальной школе рассматриваются конструирование, начальное техническое моделирование и программирование. Для этого используется конструктор лего миндстормс, который даёт возможность построить модели по инструкции, а также разрабатывать собственные. В 3 классах мы ходили на занятия по информатике. В 4 классах мы конструируем и моделируем, программируем. Учащиеся старших классов конструируют, моделируют, программируют и выходят на городские соревнования при творческой лаборатории учителей информатики. Программируя через компьютер, ребенок наделяет интеллектом свои модели.

Как строятся занятия? Занятия строятся в форме урока-исследования. Учащиеся самостоятельно решают, что они будут конструировать, составляют программы, выделяют этапы предстоящей работы. Все это сопровождается коллективными обсуждениями, что помогает им быстрее достигать поставленных целей. Работать они могут индивидуально, парами, группами. Учитель выступает в качестве куратора исследования.

План проведения занятий таков:

способы ее решения логическим путем и определение какие именно команды должен выполнить робот;

конструирование робота с необходимыми блоками, моторами и сенсорами;

участие в соревнованиях роботов;

размышление, что можно улучшить или изменить в конструкции робота или программе для более качественного решения поставленной задачи.

Учащиеся, которые посещают данный кружок стали более грамотными в техническом плане, стали проявлять интерес к компьютерным новинкам. Заинтересованность учащихся изучением робототехники приведет в дальнейшем к заинтересованности в углубленном изучении таких дисциплин как радиоэлектроника, программирование , механика, а это может стать решающим фактором в выборе профессии.

Говорить о программе можно много, но у любой программы должен быть выход. А выход – это результаты работы. Наши первые результаты таковы.

Ну а сейчас мы приглашаем вас принять участие в мастер – классе и пройти в кабинет информатики.

Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В начальных классах учащиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Значительное место занимают техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.

Модель и моделирование.

Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.

Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности.

Значительное место занимает техническое моделирование и конструирование на уроках технологии и внеклассных занятиях в школе, где учащиеся получают первоначальные сведения о моделях, машинах знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Модель – слово многозначное, используется в различных отраслях знаний, производстве, технике. Под моделью в широком смысле подразумевают устройство, которое воспроизводит действительный объект (в большинстве случаев в уменьшенном виде) в научных, практических или спортивных целях.

В проектировании моделью называют изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе. Модель является составной частью макета.

Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.

Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели.

Модели могут быть подвижными и неподвижными.

Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.

Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе.

Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии. Таким образом, процесс моделирования можно расчленить на несколько этапов в зависимости от уровня подготовки учащихся. Если дети имеют опыт работы, моделирование может иметь такие этапы: 1) определение объекта моделирования; 2) подготовка рабочих чертежей; 3) составление плана работы, подбор материала; 4) исполнение намеченного плана.

На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.

Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом реализуются принципы научности и доступности.

Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.

В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. С этой целью можно использовать диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.

В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Машины, механизмы, оборудование постоянно совершенствуются, обновляются, модернизируются. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.

Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых.

Условно конструирование можно разделить на несколько этапов: 1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия; 2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации; 3) исполнение намеченного плана.

Урок технологии в 3 классе по теме: “Строительные сооружения. Гараж”(2 часа).

Цель: дать общие сведения о строительных сооружениях, их назначении; учить детей читать чертеж; отрабатывать умение строить чертеж; совершенствовать навыки коллективной работы.

Оборудование: макет небольшого района города; плакат “Правила работы с ножницами”; технический чертеж гаража; кодоскоп.

1. Организационный момент. Учитель дает детям рассмотреть макет небольшого района города. Дети обсуждают, что из чего сделано, размеры, пробуют играть. Ребят много, а макет один, всем неудобно и класс приходит к выводу, что им необходимо иметь несколько таких макетов. Они решают начать работу и для этого делятся на группы.

2. Вступительное слово учителя.

– Архитектуру называют застывшей музыкой. Прекрасные архитектурные сооружения можно найти и в городе, и в деревне. Нас приводит в восторг ажурная резьба деревянного дома и величественная стройность соборов, легкая чаша трибун стадиона и пластика многоэтажных зданий. Никого не оставляет равнодушным подковообразный изгиб плотины Днепровской ГЭС и легкая игла телебашни в Останкине. Таких примеров можно привести великое множество.

Учитель сообщает тему урока. Демонстрирует различные архитектурные сооружения, выясняется их назначение.

Вывод. Строительные сооружения предназначены для различных целей, их даже условно можно разбить на группы: спортивные, бытовые, промышленные, транспортные, жилые, культурно-массовые, учебные, здравоохранительные.

3. Работа в командах. Каждой команде дается задание выписать из данного списка сооружения по группам и дополнить список известными им сооружениями.

1 команда: спортивные сооружения.
2 команда: бытовые сооружения.
3 команда: промышленные сооружения.
4 команда: транспортные сооружения.
5 команда: жилые сооружения.
6 команда: культурно-массовые сооружения.
7 команда: учебные сооружения.
8 команда: здравоохранительные сооружения.

Через кодоскоп на экране появляется перечень сооружений: стадион, баня, завод, поликлиника, вокзал, дом, клуб, институт, Дворец спорта, больница, прачечная, гараж, остановка, общежитие, госпиталь, кинотеатр, техникум, баскетбольная площадка, мастерская, гостиница, клиника, Дом культуры, училище, химчистка, депо.

В дополнение к списку: бассейн, каток, ателье, парикмахерская, фабрика, шахта, мост, аэропорт, автобусный парк, барак, дача, театр, цирк, лицей, колледж.

Проверка работы. Коллективное обсуждение.

4. Планирование предстоящих трудовых действий.

    • Рассматриваем образец изделия, выясняем назначение, определяем его устройство, количество деталей, способ скрепления.

    Гараж – это строение для стоянки и ремонта автомобилей, мотоциклов. Макет несложен в изготовлении. Для работы используют плотную рисовальную или чертежную бумагу. Развертка стен состоит из одного листа размером 150х202 мм, на котором оставляют клапаны для подклейки. Торцевые стены могут иметь различную форму, влияющую на архитектуру строения. Строение имеет большие двери для въезда машин. Эти части здания приклеивают из коричневой бумаги. С противоположной стороны делают окна. На готовом здании производят дополнительную отделку: рисуют ручки на дверях, перемычки на окнах и другие небольшие детали.

      • Чтение чертежа. Повторяем условные обозначения.
      • Внесение изменений в чертеж согласно задуманной учеником конструкции.

      6. Проверяем работу.

      7. Итоги урока. Выставление отметок.

      На данном этапе урок 1 может быть закончен. На следующем уроке дети подбирают материал для гаража, вырезают и склеивают детали, ставят цели следующего урока.

      Для упрощения работы развертка выполняется на двойном листе в клетку, затем вырезается, наклеивается на изнаночную сторону цветной бумаги или тонкого картона и снова вырезается. Затем детали скрепляются между собой.

      Имеет смысл продолжить работу по блокам: транспорт, суда и корабли, строительные сооружения, мебель, авиационная техника. В результате по окончании работы у детей скапливается большое количество моделей. Они могут построить из них свой макет города (или несколько макетов по количеству команд), использовать его для игр на переменах, как пособие для занятий по Правилам дорожного движения.

      Следовательно, конструктивная деятельность - это творческая деятельность, так как в педагогический процесс здесь включается активное мышление ученика.

      Л.А. Парамонова [50] в своих исследованиях показала, что дети с дошкольного возраста осваивают различные виды детского конструирования.

      Конструирование по образцу (разработано Ф. Фребелем) - детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование не развивает творческих способностей, но это один из важных этапов обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой воспроизведения построек, учатся в точности соблюдать требования дизайн спецификации и др. Обследование образцов на данном этапе обучения помогает детям овладевать обобщенными способами анализа - умение определить в любом предмете основные и отделочные детали, их пространственное расположение, главные и второстепенные признаки и т.д.

      Несомненным достоинством данного вида конструирования является возможность строгого контроля и объективной оценки на уроке. На таких уроках целесообразно обучать детей планированию предстоящей деятельности, поскольку единообразие работ допускает единого для всех плана работы.

      Конструирование по модели (разработано А.Н. Миреновой) - детям в качестве образца предъявляют модель - образец какого-нибудь изделия, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной бумагой). Эту модель необходимо воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Постановка таких задач, как установил А.Р. Лурия, является эффективным средством развития мышления у детей. Данный вид деятельности требует хорошего пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Например, мысленно развернуть какую-нибудь фигуру, форму и представить, как она будет выглядеть. С этой целью можно предложить изготовление подставки для кисти, салфетки, снежинки или сборку из разверток макетов домов, сборку конструкций из готовых геометрических форм и др.

      Конструирование по условиям (предложено Н.Н. Поддъяковым) - детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. К примеру, детям дают задание построить мост определенной ширины для пешеходов или транспорта, гараж для грузовых или легковых машин. Задачи такого конструирования носят проблемный характер и формируют у детей умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Данная форма организации в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

      Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (разработано С. Леоно Лоренсо и В.В. Холмовской) - из деталей строительного материала воссоздаются внешние отдельные функциональные особенности реальных объектов. В данном виде конструирования создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, так как конструирование по чертежам и схемам имеет в своей основе моделирующий характер.

      Конструирование по замыслу - здесь ребенок сам решает, что и как строить. Этот вид конструирования обладает большими возможностями для развертывания творчества детей. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, уметь находить новые способы конструирования, подбирать конструктивные материалы.

      Конструирование по теме - детям предлагают общую тематику конструкций, а они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, сами выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации такого конструирования - актуализация имеющихся знаний и умений.

      Детское конструирование отличается от взрослого нечеткостью и неустойчивостью замысла - дети начинают создавать один объект, а получают совсем другой и довольствуются этим; поспешностью исполнительской части деятельности и излишней увлеченностью ею, а замыслу уделяется крайне мало внимания; нечеткостью представлений о последовательности действий и неумением их планировать; неумением предварительно анализировать задачу, результаты труда детей несут только субъективную новизну. И, тем не менее, оно включает такие элементы профессионального конструирования как обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, определение последовательности изготовления изделия, набор необходимых материалов и инструментов.

      Важным моментом конструирования является тот факт, что в процессе работы детям постоянно приходится решать самые разнообразные конструкторские задачи. Решение таких задач активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию зачатков технического и технологического мышления.

      Выделяют 4 вида конструкторских задач [19].

      Задачи на моделирование. Элементарная форма конструкторско-технических задач. Некоторые этапы таких задач носят творческий характер. К примеру, элементарный случай – сборка по натуральному образцу или расчлененной схеме, более сложная задача – сборка по нерасчлененному образцу или по план-схеме.

      Задачи, требующие доработки, доконструирования отсутствующего звена какой-то конструкции. В дошкольном и младшем школьном возрасте конструирование отсутствующего звена должно быть не сложным, таким, чтобы ребенок легко вышел к единственно правильному решению. Эти задачи включают в процесс деятельности творческие элементы. Например, задачи по выполнению отделки изделий.

      Задачи на переконструирование. В процессе решения таких задач в техническое устройство вносят некоторые конструктивные изменения. Достаточно сложные, эти задачи требуют переосмысления объекта, рассмотрения его под иным углом зрения. Решение таких задач требует более глубокой технической подготовки, более глубоких знаний по конструированию. Например, задачи на переконструирование из плоских геометрических фигур (Танграмм, Волшебный круг).

      Собственно-конструкторские задачи или задачи на конструирование. Самый сложный вид конструкторских задач. Такой вид задач дается детям на заключительных этапах освоения образовательного модуля в рамках проектной деятельности.

      Анализ содержания конструкторских задач позволяет сделать вывод, что все четыре вида конструкторских задач могут решаться детьми уже в дошкольном возрасте, что подтверждено исследованиями Л.И. Венгера [8, 9].

      Таким образом, трудовое воспитание, осуществляемое на занятиях по конструированию должно стать, как считала Н.К. Крупская, мощным средством всестороннего развития и гражданского воспитания. Тогда трудовая деятельность будет оказывать сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, волевых сторон и качеств личности.

      В младшем школьном возрасте дети конструируют в основном макеты технических объектов, игрушки, сувениры простейших конструкций, в процессе, которого у них формируются начальные политехнические знания и умения, трудовая и технологическая культура. Занимаясь конструированием, дети сравнивают предметы по разным признакам, обобщают их в группы, соотносят свою работу с образцом, выделяют особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, обращают внимание на то, что соединение различных деталей превращает их в нечто совершенно новое, логически рассуждают и делают выводы.

      Таким образом, в процессе конструирования в начальных классах у учащихся формируются элементарные конструкторские знания и умения, интенсивно развиваются творческие способности ребенка. Творческие способности непосредственно связаны с таким психическим процессом как воображение. Воображение всегда имеет какой-нибудь продукт (рисунок, конструкцию, сочиненную историю), в котором ребенок непосредственно выражает свое отношение к окружающему. Эти качества необходимо учитывать в художественном конструировании.

      Художественное конструирование

      Художественное конструирование понимается гораздо шире, чем простое украшение предмета. Художник - конструктор - это человек, сочетающий в себе и художественные и технические способности. На уроках художественного конструирования учитель знакомит учащихся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, показывает на примерах, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих предметов. Красота вещей и их сочетаний друг с другом определяется некоторыми закономерностями. Знание таких закономерностей составляет элементарную эстетическую грамотность.

      Классификация признаков предметов, определяющих их эстетическую ценность, достаточно подробно рассмотрена Г.П. Калининой и изложена в методических рекомендациях по организации конструкторской деятельности школьников [29]. Автор выделяет следующие средства выразительности предметов, создаваемых человеком:

      форма - для передачи художественных достоинств формы предметов используют такие средства как изящество контуров, симметрия и асимметрия, размер, объем, красоту материала из которого они сделаны;

      цвет имеет решающее значение в создании отделки любых изделий. Используя разные цветовые оттенки, мастер предает свое настроение и отношение к предмету;

      композиция (процесс создания гармоничного произведения) опирается на органичность и целостность внешней формы предмета. Чем больше декор подчеркивает форму предмета, тем лучше он сочетается с формой этого предмета. Это означает, что созданная композиция настолько цельна, что каждый ее элемент органично составляет единое целое;

      соподчиненность - в сложной композиции все части органично связаны в единое целое, при выпадении одной из частей изделие будет выглядеть как несколько самостоятельных отдельных элементов, соподчинение частей композиции связано с симметрией, пропорциональностью;

      ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов в отделке изделий, способствующий ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия;

      Важным средством изображения является масштабность, пластичность, рельеф и др.

      Разные материалы имеют разные характерные ему свойства: текстурные - твердость, строение, цвет и фактурные - гладкость, шероховатость поверхности. В художественном конструировании эти особенности должны быть ярко выражены.

      Одним из обязательных условий создания предметов - связь формы с технологическими способами ее обработки. С каждым новым витком в развитии техники и производства, расширяются возможности извлекать из материалов природы неведомые прежде качества.

      Г.П. Калинина [29], исследуя процесс развития детского конструирования, изучила проблему особенностей восприятия человеком художественных объектов. Автор акцентирует внимание на том, что художественные произведения воспринимаются человеком не по отдельным признакам, а комплексно. Поэтому, чтобы мастеру обратить внимание зрителя на какие-то особенности создаваемого им изделия необходимо учитывать художественно-конструкторские свойства предметов и способы их сочетаний. Г.П. Калинина выделила несколько групп, которые объединяют следующие сочетания признаков: сочетания цвета и формы, сочетание материала и формы, сочетание форм, сочетание формы и назначения.

      Наиболее часто в отделке изделий используют орнамент. Орнамент является вспомогательным художественным средством архитектуры и прикладных искусств, им называют узор, построенный на чередовании отдельных элементов. Сам по себе, в качестве самостоятельного произведения искусства, орнамент существовать не может. Дело в том, что ни ковер, ни вышивка не являются станковыми произведениями искусства, т.е. создаются не для того, чтобы демонстрировать красоту орнаментального узора. Поэтому произведениями искусства здесь являются сами орнаментированные предметы, обладающие определенной, функционально и конструктивно обусловленной формой, окраской, фактурой.

      Орнаментальность - это своеобразное отражение действительности. В орнаменте, в отличие от живописи, мотив может повторяться несколько раз. Это связано с тем, что орнамент декорирует поверхность предметов имеющих определенную форму, где декорируемая поверхность течет бесконечно и этому течению подчиняется строение декора.

      Орнамент используют для удовлетворения эстетических потребностей человека. Потребности эти состоят в том, чтобы при помощи орнамента развить и обогатить художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Художественно-образная природа орнамента состоит в том, что с помощью доступных ему архитектонических средств он может выражать самые разнообразные человеческие настроения. Глаз человека способен уловить изгибы, изломы линий рисунка. Они бывают частые и редкие, быстрые и медленные, сильные и слабые, спокойные и возбужденные. В линях узора всегда бывает заложено какое-то чувство, и человек с развитым вкусом всегда воспринимает и умеет оценить через согласованность или беспорядочность их сочетаний, те чувства, которые хотел выразить мастер. Так прямой горизонтальной линией обозначали в древности поверхность земли, а горизонтальной волнистой - воду, вертикальной волнистой - дождь и грозу, треугольником - горы, солнце и луну изображали в виде круга, многоугольника, венец сруба дома изображали в виде ромбов с продленными сторонами или пересеченными диагоналями - и т.д.

      По способам создания мотивов орнамента выделяют геометрический - орнамент, построенный на абстрактных, ничего в природе не изображающих, геометрических форм и изобразительный - мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира. Изобразительный, в свою очередь, делят на: фитоморфный - состоящий из стилизованных цветов, листьев, плодов, бутонов; зооморфный - состоящий из стилизованных изображений птиц, зверей, насекомых; антропоморфный - состоящий из чередования изображений человеческих фигур.

      Задача конструирования мотивов не сложных для исполнения и понятных для зрителя решается средствами стилизации. Стилизацией называют способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого, так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных иногда малопривлекательных деталей в образе. В стилизованных изображениях могут отсутствовать одна или несколько деталей, мастер может изменить цвет, данный природой изображаемому предмету, выделить контуром контрастного цвета форму предмета, добавить чуждые природе изображаемого предмета детали.

      Конструирование стилизованного изображения подчиняется законам сочетания выразительных средств.

      Создавая орнамент, художник не пытается изобразить какие-то предметы, а, в первую очередь, старается вызвать определенное отношение к данному предмету. Орнамент может сделать предмет более нарядным и более строгим, может подчеркнуть будничное или праздничное его предназначение.

      Чтобы распределить декор на поверхности изделия необходимо разделить ее на части. Разделение украшаемых поверхностей осуществляют с помощью прямых или кривых линий и их производных - квадрата, прямоугольника и, соответственно, круга, спирали и др. Орнаментируя какую-то часть предмета, художник старается выделить именно ее, чтобы заставить наше зрение уделить ей при восприятии особое внимание.

      Таким образом, по способам конструирования орнамента, выделяют орнамент, законченный, бесконечный; орнамент в полосе, круге, четырехугольнике, многоугольнике; ленточный; сетчатый; украшающий часть предмета.

      Вещи, создаваемые детьми в процессе художественного конструирования должны быть насыщены чувством и смыслом, иметь свое назначение и нравиться им.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

      Работая с бумагой с помощью техники конструирования можно создать разные виды игрушек, одними из которых являются подвижные модели из бумаги, они универсальны и имеют ряд преимуществ: динамичность, быстрота создания, простота создания, доступность материала, применение в игровой деятельности.

      Таким образом, пытаясь вникнуть в суть понятия, мы прежде всего обращаем внимание на то, что конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность.

      Процесс конструирования включает активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально-практической задачи, т. е. в нем присутствует поисковая деятельность.

      Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.

      Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей [9].

      Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

      В настоящее время в теории и на практике существуют различные классификации видов учебного конструирования. Любая классификация предполагает выделение какого-то основания, принципа, который позволяет отделить один вид от другого.

      Существует несколько классификаций видов конструирования:

      1) классификация видов конструирования по способу организации работы учащихся;

      2) классификация видов конструирования по степени полноты технического процесса;

      3) классификация видов конструирования на основе общей цели конструктивно – технической деятельности;

      4) классификация видов конструирования по характеру познавательной деятельности и степени творческой самостоятельности учащихся в решении конструктивно – художественных задач.

      Итак, сейчас мы кратко рассмотрим каждую классификацию видов конструирования.

      1) Классификация видов конструирования по способу организации работы учащихся. Данная классификация является одной из наиболее общепринятых в методике начальной школы, а также применяется в дошкольной педагогике.

      В соответствии с ней выделяют три основных вида учебного конструирования:

      - конструирование по образцу (или по предмету);

      - конструирование по модели;

      - конструирование по заданным условиям.

      В дополнение к ним отдельные методисты выделяют еще такие виды конструирования, как конструирование по заданной теме и конструирование по замыслу.

      Рассмотрим каждый из названных видов конструирования:

      Конструирование по образцу. Этот вид конструирования предполагает, главным образом, воссоздание, копирование предмета. Для его характеристики следует прежде всего определить, что называется образцом. Образец – это предмет, изделие, которое предлагается ученикам для анализа его устройства и последующего копирования.

      Конструирование по модели. Этот термин в свое время был предложен психологом А. Р. Лурия, который рассматривал подобную работу как действенное средство активизации умственной деятельности учащихся. Прежде всего определим, что мы подразумеваем под моделью. Модель, как и образец, – это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Разумеется, модель имеет совершенно определенную конструкцию, однако ее подробности ученику не видны; их следует выявить путем мысленного анализа, основываясь на внешне воспринимаемых особенностях формы предмета.

      Конструирование по модели – это главным образом умственная работа, требующая хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Не случайно подобные задания широко используются психологами для проверки умственных способностей, в первую очередь пространственного воображения.

      Конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. При таком способе организации занятия образец как объект копирования отсутствует. Вместо этого ученик предлагается перечень условий, которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации.

      2) Классификация видов конструирования по степени полноты технического процесса. Данная классификация была предложена авторами Е. А. Пустовым и Э. А. Фарапоновой. В соответствии с ней выделяются следующие три вида конструирования:

      - конструирование из готовых деталей;

      - конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися;

      - смешанное конструирование (в основном берутся готовые детали, но по необходимости они дополняются деталями собственного изготовления).

      В данной классификации во главу угла поставлено то обстоятельство, насколько полно в работе учащихся по изготовлению того или иного изделия представлен целостный технологический процесс.

      Конструирование из готовых деталей и конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися. При конструировании из готовых деталей этот процесс искусственно сокращен: ведь ученики не получают представления о том, с чего на самом деле начинается работа над конструкцией. Кроме того, далеко не всегда для изготовления того или иного изделия могут найтись в наборе необходимые детали и заготовки. Однако у данного вида конструирования имеется и неоспоримое преимущество: благодаря использованию готовых деталей сокращаются затраты учебного времени на изготовление изделия. Разумеется, наиболее полное представление о целостном технологическом процессе ученики получают в том случае, когда все необходимые детали и заготовки для изделия им приходится конструировать и изготавливать самостоятельно. Еще одно преимущество данного вида конструирования заключается в том, что ученик может работать над изделием более свободно, поскольку он не так жестко зависит от наличия или отсутствия необходимых материалов. Но при этом следует учитывать, что такая работа потребует значительно больших затрат времени.

      Смешанное конструирование. Оно соединяет в себе и недостатки, и преимущества двух других. С одной стороны, есть возможность сократить время на изготовление изделия за счет использования готовых деталей, но при этом полнота и целостность технологического процесса по изготовлению изделия в какой-то мере нарушаются. С другой стороны, отсутствие некоторых необходимых деталей побуждает школьников самостоятельно разрабатывать и изготавливать их в соответствии с поставленной задачей. Это удлиняет время, затрачиваемое на изделие, но позволяет ученикам проявить собственное творчество и изобретательность.

      Каждый из этих видов конструирования призван решать свои учебные задачи и потому используется в соответствующих ситуациях.

      - решение задач на доконструирование – доработка, доделка, доведение до конца начатой кем-то работы;

      - решение задач на переконструирование – внесение в устройство конструктивных изменений в соответствии с заданными условиями;

      Анализ этих четырех видов конструкторских задач показывает, что основная разница между ними заключается в различном соотношении репродуктивной и творческой деятельности, что мы уже отметили и в первой из приведенных здесь классификаций.

      Решение задач на моделирование (воссоздание предмета) – наиболее простая разновидность конструирования. Однако, как отмечает и сам автор классификации, не следует думать, что здесь имеет место одна репродуктивная деятельность. Процесс моделирования может носить более или менее творческий характер и включать в себя задачи, требующие активной мыслительной деятельности.

      Решение задач на доконструирование и переконструирование также может требовать от субъекта творчества в большей или меньшей степени. В одних случаях внесение конструктивных дополнений или изменений может быть несложным делом, так как вся логика конструкции достаточно хорошо видна. В других же случаях эти изменения или дополнения могут играть принципиально важную роль во всей конструкции и их поиск превращается в серьезную проблему.

      4) Классификация видов конструирования по характеру познавательной деятельности и степени творческой самостоятельности учащихся в решении конструктивно – художественных задач. В данной классификации можно выделить следующие виды конструирования:

      - копирование образца на основе репродуктивной деятельности (конструирование по образцу изделия или заменяющему его рисунку);

      - воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции (по образцу изделия, рисунку, чертежу, эскизу, модели, схеме);

      - доконструирование – доработка, доделка изделия (образца) в соответствии с дополнительными требованиями;

      - переконструирование – переделывание изделия, внесение в него конструктивных изменений в соответствии с новыми условиями и требованиями;

      - конструирование по заданным условиям – создание оригинального, нового для субъекта продукта, соответствующего определенным требованиям.

      Поскольку одним из главных оснований в данной классификации является характер познавательной деятельности учащихся, она в целом наглядно соотносится с одной из классификаций методов обучения, принятой в современной дидактике и построенной на аналогичном основании. Это обстоятельство, во-первых, подтверждает, что методика преподавания того или иного учебного предмета основана на общих положениях педагогической теории и демонстрирует конкретное использование этих положений в учебном предмете. Во-вторых, оно означает, что в рамках каждого из обозначенных здесь видов конструирования познавательная деятельность учеников организуется разными способами и предполагает решение разных познавательных задач.

      Завершая краткую характеристику данной классификации, можно сказать, что в некоторых видах конструирования подразумевается самостоятельный выбор ученика материалов, деталей и способов работы. Часто утверждается, что это наиболее творческие виды конструирования.

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Гурвиц, Н.В. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста: педагогический аспект [Текст] / Н.В Гурвиц // Педагогические исследования. – 2012. С. 121 – 124.

      2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: кн. для учителя [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. 159с.

      6. Конышева, И.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов. [Текст] / И.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 294 с.

      7. Копцев, В. Волшебная бумага: энциклопедия [Текст] / В. Копцев. – Москва: Первое сентября, 2005. – 84 с.

      8. Лилов, А. Природа художественного творчества: энциклопедия [Текст] / А. Лилов. – М.: Искусство, 1981. 479 с.

      9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: [Текст] / С.И Ожегов, Н.Ю Шведова. – 20-е изд., стер. - Москва: Русский язык, 1989. – 748 с.

      Читайте также: