Доклад максимович нестор максимович

Обновлено: 02.07.2024

Один из основоположников научного акушерства, фитотерапии и создателей медицинской терминологии в России. Доктор медицины (1775), первый российский профессор акушерства.

Основные научные труды

Вклад в развитие медицины

· Профессор повивального искусства Петербургского воспитательного дома.

· Автор первого российского руководства по акушерству. Считал специальную подготовку акушерок главной задачей в улучшении родовспоможения в России.

· Первый в России стал преподавать акушерство на русском языке.

· Основатель русской акушерской терминологии. При нем Петербургская школа повивальных бабок превратилась в учреждение более высокого типа – в Повивальный институт.

· Подготовил и предложил для обучения фантом женского таза с куклой-ребенком, составил многочисленные прекрасно оформленные анатомические таблицы по акушерству и гинекологии.

· Автор рисунков, ставших основой для изготовления прямых и изогнутых стальных акушерских щипцов с деревянными рукоятками, серебряного катетера и ряда других инструментов.

· Одновременно с практической деятельностью врача-акушера и преподавателя работал в области ботаники и лекарствоведения. Издал более десяти книг на различные медицинские и биологические темы. Автор многочисленных переводов на русский язык с французского и латинского.

Хотовицкий Степан Фомич

Российский врач, акушер, один из основоположников педиатрии в России, академик Петербургской Медико-хирургической академии (1842), Заслуженный профессор (1843).

Основные научные труды

Вклад в развитие медицины

· Профессор кафедры акушерства с учением о женских и детских болезнях (1836-1847). Инициатор открытия (1842) при кафедре объединенной клиники (акушерской, женской, детской).

· Первым среди русских ученых стал читать полный курс детских болезней, включая и детские инфекции.

· Первым из русских ученых выделил педиатрию, как отдельную отрасль медицины, определил ее цели и задачи.

· Один из первых членов Общества русских врачей Санкт-Петербурга, основанного в 1833 году.

Филомафитский Алексей Матвеевич

Российский врач, один из основоположников экспериментальной физиологии в России. Родился в Романовском уезде Ярославской губернии. Выпускник Харьковского университета (1828), профессор Московского университета.

Основные научные труды

Вклад в развитие медицины

· Возглавлял кафедру физиологии медицинского факультета Московского университета (1835-1849).

· Создатель первого русского оригинального трехтомного учебника по физиологии, удостоенного Демидовской премии Академии наук (1841).

· Один из основоположников экспериментального метода в физиологии, широко применявший его в преподавательской и исследовательской работе.

· Впервые (1836) высказал мысль о тканевом происхождении животной теплоты (и окислительных процессов), что впоследствии было научно обосновано в трудах французского физиолога Поля Бера.

· Разрабатывал вопросы о роли головного мозга, которые впоследствии были развиты И.М.Сеченовым.

· Экспериментально работал в области переливания крови, обобщив свои исследования в подробном трактате.

· Одним из первых в России (совместно с Н.И.Пироговым) начал работы в области ингаляционной анестезии. Исследовал действие паров серного эфира и других летучих веществ, притупляющих нервную деятельность.

· Первым в России ввел в преподавание физиологии демонстрацию опытов над животными (лягушками, собаками, голубями).

Пирогов Николай Иванович

Выдающийся деятель мировой и отечественной медицины, хирург, анатом, педагог, общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в практической хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии. Выпускник Московского университета (1828), доктор медицины (1832), профессор Дерптского университета (1836), Петербургской Медико-хирургической академии (1841), член-корреспондент Петербургской академии наук (1847).

Основные научные труды

Вклад в развитие медицины

· Основоположник новой отрасли анатомии – хирургической (топографической) анатомии.

· Инициатор создания клиники госпитальной хирургии и госпиталя на 1000 коек при Медико-хирургической академии.

· Основатель патологоанатомического музея при Академии, которому передал свою коллекцию препаратов.

· Впервые разработал и применил новые методы анатомического исследования – распилы замороженных трупов (в трех направлениях на пластины 5-10 мм каждая) и высечение отдельных органов из замороженных трупов, что открыло возможность с небывалой до того точностью установить топографию и форму органов (только за время пребывания в академии Н.И.Пирогов произвел 12000 патологоанатомических вскрытий).

· В 1846 г. создал при Медико-хирургической академии Анатомический институт, которым сам заведовал.

· Дал научное обоснование применения эфирного наркоза. В 1847 г. (одновременно с А.Филомафитским и Ф.Иноземцевым, работавшими в Москве) провел экспериментальное исследование свойств эфира при различных способах введения (ингаляционном, внутрисосудистом, ректальном). В клинике Пирогова впервые был применен хлороформный наркоз.

· 14 февраля 1847 г. осуществил первую операцию под эфирным наркозом.

· Впервые в истории медицины (1847) применил эфирный наркоз в массовой военно-полевой практике (в Дагестане). Позднее, во время Крымской войны в Севастополе во фронтовых условиях произвел около 10000 операций с применением обезболивания.

· Предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку. Первым применил гипсовую повязку в полевых условиях.

· Исследовал патологическую анатомию азиатской холеры, обработав материалы вскрытия более 800 больных холерой.

· Впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: 1)безнадежно больные и смертельно раненые; 2)тяжело раненые, требующие срочной операции; 3)раненые средней тяжести, которых можно оперировать на следующий день; 4) легкораненые, которых можно возвращать в полк после оказания первой помощи.

· Один из основоположников диетотерапии. Разработал вопросы режима и питания раненых.

· Разделил послеоперационных больных на чистых и гнойных. Инициатор открытия отделений гнойной хирургии.

· В период Крымской войны (1853-1856) открыл первые перевязочные пункты. Применял для дезинфекции йод, ляпис, хлористую воду, спирт, марганцовку.

· Инициатор привлечения медицинских сестер к уходу за ранеными непосредственно на фронте (первый отряд сестер милосердия /120 человек/ был сформирован и отправлен в Крым по инициативе Н.И.Пирогова). Сестры милосердия делились на группы: сестры перевязывающие, сестры аптекарши, сестры хозяйки.

· Автор тезиса о том, что будущее принадлежит медицинепредохранительной (т.е. профилактической).

· Один из активных организаторов земской медицины.

· Дал классическое описание шока, которое вошло во все учебники хирургии и является непревзойденным и в настоящее время. Автор подробной характеристики патогенеза, методов профилактики и лечения шока. Сформулировал основу организационных, тактических и методических принципов военной медицины.

· Основоположник научной хирургической школы. Среди его учеников: А.А.Китер, В.А.Караваев, К.К.Штраух, П.Ю.Неммерт, П.П.Заболоцкий-Десятовский, Л.А.Беккерс, П.С.Платонов и др.

· Свидетельством международного признания и авторитета Н.И.Пирогова является приглашение его в качестве консультанта к канцлеру Германии Отто Бисмарку (1859) и национальному герою Италии Дж.Гарибальди (1862).

· Резко критиковал существующую систему воспитания, активно пропагандировал общее начальное образование. Будучи попечителем Одесского (с 1856 г.), позже Киевского (с 1858 г.) учебных округов, пытался реформировать постановку обучения в школах. В 1861 г. был отправлен в отставку. Выступал в защиту женского образования.

· После смерти Н.И.Пирогова, в память о нем, было основано Общество русских врачей (1883-1918), сыгравшее заметную роль в развитии отечественной медицины. Для обсуждения и научно-практической разработки врачебных, санитарных и врачебно-бытовых вопросов общество периодически созывало съезды русских врачей (т.н. Пироговские съезды). С 1885 по 1918 гг. состоялось 16 съездов.

Сеченов Иван Михайлович

Великий русский ученый-естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы, материалистической психологии в России. Выпускник Московского университета (1855), профессор Петербургской Медико-хирургической академии (1860-1870), Новороссийского(1871-1876), Петербургского (1876-1888), Московского (1891-1901) университетов, почетный член (1904) Петербургской академии наук.

Основные научные труды

Вклад в развитие медицины

· Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Идея И.М.Сеченова о рефлекторной основе психической деятельности явилась фундаментом для построения психофизиологии, способствовала созданию и развитию физиологии высшей нервной деятельности.

· Выдвинул важнейшее положение о том, что в научное определение организма должна входить и среда, действующая на организм.

· Показал, что в основе сложных психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

· Открыл и описал явления суммации в нервной системе, показал наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе. Обосновал положение о ведущем значении процесса обмена веществ в осуществлении процесса возбуждения.

· Впервые обнаружил и описал ритмические потенциалы продолговатого мозга (1882). Это исследование, при котором электрофизиологический метод был применен для анализа деятельности ЦНС, стало первым в мире.Исследовал дыхательную функцию крови. И.М.Сеченову принадлежат исследования по физиологии дыхания и крови, растворению газов в жидкостях, газообмену и обмену энергии, алкогольному отравлению, физиологии центральной нервной деятельности, нервно-мышечной физиологии, электрофизиологии.

· Изучал закономерности распределения газов в крови, в частности, растворение углекислого газа. С помощью сконструированного им прибора – абсорбциометра, позволившего с большой точностью анализировать поглощение газов цельной кровью и плазмой, сделал принципиально новый вывод об исключительно важной роли эритроцитов крови в обмене СО2.

· Создатель объективной теории поведения.

· Заложил основы возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Своеобразие его эволюционно-биологического подхода состоит в том, что он распространялся на самый высший уровень организации – нервную систему.


Нестор Максимович – ученый-медик, основоположник русской акушерской школы. Псевдоним Амбодик в переводе с латинского означает "скажи дважды" и взят мужчиной по причине того, что фамилия и отчество совпадают.

Детство и юность

Родился Нестор осенью 1744 года в небольшом селении Веприк Полтавской губернии. Его отец был настоятелем церкви. В основу начального образования мальчика легли уроки в приходской школе, а затем обучение в Киево-Могилянской академии.

В 1768 году Нестор поступает на медицинское отделение Московского университета. Молодой человек отличался ответственностью, трудолюбием и отличным знанием иностранных языков. В 1770 году в числе 3-х выдающихся студентов, Нестор направляется на обучение в университет города Страсбурга. На новом месте юноша изучает основы медицины и акушерства. В 1775 году, сдав диссертацию на тему "Печень человека", Максимович получает статус доктора медицины.

По окончанию университета, Нестор некоторое время проводит в Германии, посещая клиники и медицинские лекции.

Акушерская деятельность

В конце 1776 года Амбодик возвращается на родину. Подтвердив свою квалификацию в Медицинской Коллегии, Нестор устраивается в Петербуржский морской госпиталь. Выполняя обязанности помощника доктора, мужчина параллельно преподает повивальное искусство в 2-х госпиталях.

В 1781 году Медицинская коллегия принимает решение назначить Максимовича главой акушерского дела. Основной задачей Нестора становится обучение повивальных бабок в специальных училищах. Мужчина быстро меняет всю систему преподавания. Теперь женщины изучают хирургию и акушерство как в теории, так и практике, получают основные знания в педиатрии. Со временем социальное значение выпускниц таких школ существенно возрастает.

В 1793 году за успешную трудовую деятельность Нестор входит в состав почетных членов Медицинской Коллегии. Амбодик числится лекарем при дворе Екатерины II. Императрица относится к нему с большим уважением.

Последние годы жизни

С приходом на царствование Павла I, карьера Максимовича начала рушиться. Павел I активно менял режимы матери, отправлял в отставку ее приближенных. Нововведения затронули и Нестора. Его вскоре отстраняют от преподавательской деятельности.

О последующих годах жизни Амбодика известно мало. Мужчина некоторое время руководит родильным отделением при Калинкинской больнице.

Император Александр I, стараясь изменить ошибки отца, удостоил Максимовича звания статского советника. Однако, за этим действием ничего нового в жизни Нестора не последовало и он продолжает оставаться в тени.

Последние несколько лет жизни Амбодик проживал в небольшом домике на одной из улиц Санкт-Петербурга, где и скончался в июле 1812 года. Место захоронения медика остается неизвестным.

Реферат - Нестор Максимович Максимович-Амбодик

15 стр. Нестор Максимович Максимович-Амбодик — крупнейший ученый второй половины XVIII века—является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогнозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка акушерских кадров в России были бы невозможны.
Содержание:
Жизненный путь H. M. Максимовича-Амбодика.
Основоположник отечественного акушерства и педиатрии.
Вклад в отечественную педиатрию.
Вклад в отечественную фармакогнозию.
Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в разработке о отечественной медицинской терминологии.
Вклад в отечественную медицинскую литературу.

Реферат - Аллергия у детей

  • формат doc
  • размер 196.5 КБ
  • добавлен 23 ноября 2009 г.

Бронхиальная астма. Бронхит астматический. Дерматит атонический. Дерматит контактный. Крапивница. Поллинозы. Шок анафилактический. Отек Квинке. Сывороточная болезнь. Васкулит аллергический. Синдром Лайелла. Синдром Стивенсона-Джонсона. Ринит аллергический. Отит аллергический. Хейлит аллергический. Пищевая аллергия. Лекарственная аллергия. Инсектная аллергия.

Реферат - Бронхиальная астма у детей

  • формат docx
  • размер 76.54 КБ
  • добавлен 26 января 2012 г.

2009 г. 25 стр. Содержание: Определение БА. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника приступного и внеприступного периода. Особенности БА у детей раннего возраста. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Рекомендуемые препараты соответственно степени тяжести для детей до 5 лет и старше 5 лет.

Реферат - Дозирование сердечных гликозидов у детей

  • формат doc
  • размер 1.84 КБ
  • добавлен 09 января 2010 г.

Реферат - Желчнокаменная болезнь у детей

  • формат doc
  • размер 18.09 КБ
  • добавлен 13 февраля 2011 г.

9 стр. Желчнокаменная болезнь у детей: определение, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение ВУЗ: НГМА, 2010 г.

Реферат - Медико-социальная реабилитация в педиатрии

  • формат doc
  • размер 20.84 КБ
  • добавлен 07 июня 2011 г.

Определение Принципы реабилитации Реабилитация больного ребенка (три этапа) Основные направления Врачебный контроль Основные задачи Литература

Реферат - Неврозы у детей и их предупреждение

  • формат doc
  • размер 73.5 КБ
  • добавлен 22 сентября 2011 г.

МПГУ (бывш.им.Ленина), Москва, 2008г. - 18 с. Детские неврозы в современном обществе Факторы, влияющие на возникновение неврозов Предупреждение неврозов, пренатальный период Предупреждение неврозов, первый год жизни

Реферат - Острые кишечные инфекции

  • формат doc
  • размер 83 КБ
  • добавлен 08 января 2010 г.

Реферат - Профилактика простудных заболеваний в ДОУ

  • формат doc
  • размер 97 КБ
  • добавлен 06 октября 2011 г.

2010г. 20 стр. Реферат по дисциплине Основы педиатрии для студентов педагогических дошкольных колледжей Введение Простудные заболевания и причины их возникновения Профилактика простудных заболеваний Анализ работы ДОУ по профилактике простудных заболеваний Заключение Список литературы

Реферат - Способы определения плоскостопия

  • формат doc
  • размер 46 КБ
  • добавлен 20 ноября 2010 г.

Реферат Прививки мифы и реальность

  • формат docx
  • размер 44.35 КБ
  • добавлен 19 ноября 2011 г.

АГМА г. Благовещенск 2011 г., 17 стр врачу информация для работы с родителями об антипрививочном движении. Вакцинопрофилактика — один из наиболее благотворных вкладов медицинской науки в общественное здравоохранение. Cтрах перед поствакцинальными реакциями Давние антипрививочные мифы

По свидетельствам современников этот остроумный и жизнерадостный человек при любом подходящем случае шутил и острословил. Даже придумал себе необычный псевдоним — Амбодик. С латыни “ambo dic” означает “дважды скажи”. Ведь у него были идентичны фамилия и отчество. И этот приколист считается основателем российского акушерства.

maksimovich-nestor

Он отправился во французский Страсбург на практическую подготовку по акушерству. Во время обучения Максимович получал стипендию из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир, завещавшей свой капитал для постоянного обучения за границей “природных россиян” по акушерской специализации. После пятилетней учебы 26 сентября 1775 года Нестор защитил докторскую диссертационную работу “О печени человека”, получив восхищенный отзыв самого декана медицинского факультета Страсбургского университета Шпильмана.

На протяжении следующего года Максимович знакомился с врачебным делом Германии, посещая клиники, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуя знания немецкого языка. В сентябре 1776-го Нестор вернулся на родину. После сдачи экзамена в Медицинской Коллегии он получил право практиковать в качестве младшего доктора адмиралтейского и сухопутного госпиталей Петербурга. (Такому строгому испытанию подвергались тогда все, возвращающиеся из-за рубежа после университетских студий.)
Одновременно с врачебной практикой Нестор Максимович преподавал акушерство, читая лекции о “женском повое” в лекарских школах при госпиталях.

До середины ХVIII века родовспомогательных учреждений в России не существовало. Младенцы появлялись на свет божий, как правило, дома с помощью повитух, в основном неграмотных и невежественных, нередко причиняющих вред, как матери, так и ребенку. В 1757 г. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты первые “бабичьи школы”. Однако преподавание там велось на иностранных языках, отсутствовала практическая база, подготовка отечественных акушерских кадров не имела надлежащего развития. Только с появлением в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) родовспомогательных отделений появилась возможность практического обучения акушерок.

В 1777-ом Нестор Максимович вновь “по высочайшему повелению” отправился за границу для углубления знаний по акушерскому делу. Однако после возвращения он был назначен преподавателем школы при Кронштадтском адмиралтейском госпитале для чтения лекций по физиологии, медико-хирургической практике и лекарственным растениям. Через полгода Максимович, ссылаясь на то, что всегда готовился быть акушером, подал прошение о переводе его в Петербург. Тогда он становится известным под псевдонимом Амбодик. 10 мая 1781 года он был назначен профессором Санкт-Петербургской “бабичьей школы” вместо вышедшего в отставку доктора А. Линдемана. (В октябре 1792-го Максимович стал первым российским преподавателем, получившим звание профессора акушерства.)

Возглавив петербургскую школу, Нестор Максимович первым из акушеров начал читать лекции на русском языке, что открывало путь в медицину соотечественникам. Однако этот процесс тормозило отсутствие в русском языке научной медицинской терминологии. Эту проблему успешно разрешил сам Нестор Максимович, который написал несколько медицинских терминологических словарей, став пионером русской медицинской номенклатуры. Максимович, не обладая большим капиталом, многие из своих работ издавал на собственные средства. Владея французским, немецким и латинским языками, он постоянно переводил зарубежные медицинские работы. В 1784 г. Петербургская школа была преобразована в Повивальное училище, а через два года — в Повивальный институт. Профессор Максимович, который читал в институте повивальное дело, был освобожден от работы в госпитальных школах. В 1793 г. за заслуги в медицине Нестор Максимович был избран почетным членом Медицинской коллегии. В это же время он составил проект развития акушерского образования в России, который так и не был реализован при его жизни.

“Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле” Максимовича — первое отечественное руководство по акушерству, по которому российские врачи и акушерки учились почти 100 лет. Многие положения гениального полтавчанина не утратили своей актуальности и в наши дни. Описанные им формы узкого таза будущих матерей легли в основу классификаций, предложенных в дальнейшем многими авторами. Нестор Максимович первым в России описал асинклитическое вставление головки плода. Блестящий акушер-практик Нестор Максимович одним из первых в России применил наложение акушерских щипцов при операциях. А принцип операции наложения щипцов при ножном предлежании плода не утратил своей актуальности и сегодня. Сторонник по возможности естественного протекания родов, Максимович положил начало бережному ведению родового процесса, в основе которого лежала выжидательная тактика, которой придерживаются и современные акушеры. Широкое распространение получил предложенный Нестором Максимовичем метод массажа матки на кулаке с целью ее сокращения, который предупреждает возможное послеродовое кровотечение…

Руководство по педиатрии Нестора Максимовича, по сути, является первым в своем роде на русском языке. Максимович ратовал за грудное вскармливание детей. Рекомендовал в случае болезни матери пользоваться свежим нежирным молоком, разбавленным водой с небольшим добавлением сахара. Прикармливать младенца советовал начинать постепенно, избегая резкой перемены пищи.
Он категорически возражал против телесных наказаний, указывая, что “телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью”. Это было написано во времена, когда телесные наказания считались обязательным элементом воспитания.

В возрасте 54 лет Амбодик прекратил преподавательскую работу. Подробности его жизни в последующие 14 лет неизвестны. История только сохранила сведения о скромном месте консультанта в Калинкинской больнице Санкт-Петербурга до самой его кончины 24 июля 1812 года. Неизвестно даже место его захоронения.

Читайте также: