Доклад кофи аннана при большей свободе

Обновлено: 14.05.2024

Реформа Совета Безопасности ООН подразумевает разнообразные предложения, включающие в себя процедурные реформы, такие, как его расширение, ограничение права вето имеющееся у пяти постоянных членов. Практически обычно подразумевается план реорганизации структуры или расширения числа членов.

Основную позицию Китая по реформе составляют следующие положения (на 2004 год [3] ): 1. СБ ООН должен провести необходимую реформу; 2) при реформировании СБ ООН необходимо преимущественно усилить представительство развивающихся стран. Поскольку в сегодняшнем мире влияние развивающихся стран постепенно расширяется, однако такое изменение не получило полное воплощение в СБ ООН; 3) реформа СБ ООН представляет собой важный вопрос, по которому следует достичь общего мнения между его членами.

Содержание

Рабочая группа Генеральной Ассамблеи

Рабочая группа Генеральной Ассамблеи по Реформе Совета Безопасности ООН выпустила доклад (касающийся более равного представительства и увеличения числа членов Совета Безопасности), рекомендующий компромиссное решение по внедрению в жизнь межправительственных переговоров по реформе.

Расширение числа членов

Два варианта, упомянутых Аннаном, ссылаются на План A и План B: План A призывает создать шесть новых постоянных членов, плюс трёх новых непостоянных членов при общем числе мест в совете — 24. План B призывает создать восемь новых мест в новом классе членов, которые будут переизбираться через четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24.

Упомянутый Аннаном Саммит 2005 г. (сентябрь 2005 г). — это пленарное совещание на высшем уровне, рассмотренное в докладе Аннана, реализация Декларации Тысячелетия 2000 г. и другие решения, связанные с реформой ООН.

Единство ради согласия

26 июля 2005 г., пять членов ООН — Аргентина, Италия, Канада, Колумбия и Пакистан, представляющие большую группу стран, названную [Uniting for Consensus] (Единство ради согласия), предложили Генеральной Ассамблее другой проект, который сохраняет пять постоянных членов и увеличивает число непостоянных членов до 20. 11 апреля 2005 г. Китай поддержал эту инициативу.

Предложение о новых постоянных членах

Предложенное изменение — увеличить число членов Совбеза: под кандидатами обычно подразумевается Япония, Германия, Индия и Бразилия (нации G4) и страна Африки.

Великобритания, Россия и Франция поддержали в ООН членов G4 [1]. Италия всегда противилась такого рода реформе и приняла в 1992 г. совместно с рядом стран другое предложение, основанное на введении полупостоянных членов; кроме того, Пакистан возражает против Индии; а Мексика и Аргентина — возражают против Бразилии, португалоязычной страны в испаноязычной по большей части Латинской Америке. Все эти страны традиционно себя группируют в так называемый Кофейный Клуб; официально Uniting for Consensus (Единство ради Согласия).

Большинство ведущих кандидатов на постоянное членство регулярно избираются в Совет Безопасности в соответствующие группы: Япония и Бразилия были избраны на девять двухлетних сроков каждая, а Германия — на три срока. Индия избиралась в Совбез суммарно шесть раз, хотя последнее её избрание состоялось более десятилетия назад — в 1991-92 гг.

Бразилия

Бразилия избиралась девять раз в Совет Безопасности ООН. Её вооруженные подразделения внесли вклад в усилия ООН по поддержанию мира на Ближнем Востоке, в бывшем Бельгийском Конго, на Кипре, в Мозамбике, Анголе, и позже — в Восточном Тиморе и на Гаити[4]. Бразилия является одним из наибольших вкладчиков в регулярный бюджет ООН.

США выразили твердую поддержку Бразилии в намерении стать постоянным членом, однако без права вето.

Бразилия также получила поддержку других постоянных членов: России [4] , Великобритании и Франции [5] и также португалоязычных стран [6]. Бразилия рассчитывала получить поддержку со стороны Китая, признав Китай страной с полностью рыночной экономикой [7], однако, несмотря на эти усилия, Китай не выразил официальной поддержки.

Наибольшим препятствием являются сопротивление стран региона — Мексики и Аргентины, двух важных стран Латинской Америки.

Германия

Германия — третья страна по размеру вклада в регулярный бюджет ООН, и также претендует на место в Совбезе вслед за Японией.

Индия

Индия — ядерная держава и вторая в мире по населению страна. Она также входит в число двенадцати наибольших экономик и четвёртая по емкости рынка. В настоящее время Индия имеет третьи по величине в мире вооруженные силы. Индия также вносит один из наибольших вкладов в миссии контингентов ООН по поддержанию мира.

Принимая в расчет огромное население и растущий экономический и политический вес, Индия — сильный претендент на место постоянного члена СБ ООН. Другим фактором в пользу кандидатуры Индии является факт, что она была одним из членов-основателей Совета Безопасности и участвовала в ряде его мероприятий, включая операции ООН в Демократической Республике Конго, на Кипре, в Камбодже, Йемене, Сомали, Руанде , Намибии, на Синайском полуострове и других.

Япония

Япония, вступившая в ООН в 1956 г., второй по размеру вкладчик в регулярный бюджет ООН [11]. Её платежи превосходят суммарные взносы Великобритании, Китая, России и Франции вместе взятые. Япония — одна из самых крупных стран-доноров (ODA). Таким образом, Япония считается наиболее подходящим кандидатом на место одного из новых постоянных членов.

Стремление Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН встретило сильное сопротивление со стороны Китайской Народной Республики, Северной Кореи и Южной Кореи. Однако Монголия поддержала приглашение Японии.

Некоторые японцы предполагают, что этими странами, особенно Китаем, больше движут текущие проблемы, такие, как территориальные споры. В конце апреля 2005 г. по материковому Китаю прокатились широкомасштабные антияпонские протесты. Причины протестов были разнообразные, включая одобренные японским правительством книги по истории, ежегодные визиты бывшего премьер-министра Коидзуми в храм Ясукуни-дзиндзя, где поклонлся душам 14 военных преступников класса A и территориальные споры о принадлежности островов между Китаем и Тайванем. Хотя протесты официально не санкционировались КНР, некоторые аналитики предположили, что правительство КНР разрешило проведение акций протеста, чтобы помешать приглашению Японии в Совет Безопасности. Другие доказывают, что китайское правительство не хотело, чтобы гнев протестующих сфокусировался на него, поскольку препятствование демонстрациям было бы воспринято как поддержка Японии. Также много протестов прошло в Южной Корее. Правящие и оппозиционные партии, большинство СМИ и даже Президент Южной Кореи в открытую критиковали визиты, которые не сочетающиеся с их политическим положением [17].

Некоторые другие азиатские страны, включая Камбоджу, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины и Вьетнам [18] — все самые главные получатели японских займов и / или зарубежных инвестиций выразили твердую поддержку просьбам Японии. Другие страны, такие, как Австралия, Бразилия, Великобритания, Индия, Германия, Франция также поддержали приглашение Японии. [19]

Несмотря на то, что США твердо поддерживают приглашение Японии в постоянные члены Совбеза ООН, они отклоняют коллективное членство стран G4+1 в целом, в поддержке со стороны которых нуждается Япония. Хотя Россия и заинтересована в локальном противовесе Китаю, она также проявляет осторожность из-за прочных связей Японии с Соединенными Штатами. Однако Китай имеет право вето и применит его в любом случае приглашения Японии в качестве постоянного члена.

Китайская Народная Республика, а также Северная Корея и Южная Корея, возражают против членства Японии, поскольку они понимают отказ Японии принять полную ответственность за её зверства в годы Второй Мировой Войны, а также за потенциальный милитаризм [21]. Австралия, Острова Кука, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу и Вануату поддерживают Японию [22].

Членство страны с исламским большинством

За пределами исламского мира, обозреватели проявляют растущую озабоченность, что исламская страна, наделенная правом вето, использует его для ограничения способностей ООН решительно действовать на Ближнем Востоке или на границах Исламского мира, приведя к бессилию ООН в этих регионах. Впечатление об отсутствии демократии в странах Среднего Востока, преимущественно мусульманских — другой довод, приводимый некоторыми западными обозревателями против идеи включения этих стран в клуб постоянных, наделенных правом вето, государств.

В то же время, проект реформы, предложенный странами G-4 предлагает оставить более 1.2 миллиарда мусульман во всем мире (что не ограничивается только Средним Востоком, но также включает такие территории, как Юго-Восточная Азия) без какого-либо постоянного представительства в Совете Безопасности ООН. Это крайне непоследовательное по отношению к исламскому миру решение и может неприятно ударить по доверию к ООН у части стран Среднего Востока и исламского мира. В июне 2005 г. министры иностранных дел Организации Исламская Конференция (ОИК) призвали создать место постоянного члена Совета Безопасности ООН для исламского государства [24].

Недавнее сопротивление предложенному проекту реформ, исходящее от стран G-4 может быть причислено в данной части к наиболее заметным. США и несколько западных стран возражают любому предложению, которое даст новым членам какое-либо право вето [25], а Египет с Африканским Союзом возглавляет сопротивление предложению Нигерии принять версию предложений G-4, устраняющих право вето для новых стран [26], и согласно которым может стать возможным создание нового Совбеза, в котором не будет ни одного члена с исламским большинством.

Другой довод против включения исламской нации — связанный с этим религиозный аспект [27]. В таком случае и нации, исповедующие другие религии, могли бы потребовать себе постоянного членства в Совбезе во имя религии, такие, как в большинстве своем Иудейское государство Израиль или же страны с большим числом Буддистов, Индуистов, Сикхов и т. д. [28]

Дата публикации: 27 Апреля 2005

В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех", уже получившему известность как очередной проект реформы ООН, говорится о том, что подлинная международная безопасность не может ограничиваться только военно-политической сферой. Безопасность невозможна ни в нищете, ни в бесправии. К.Аннан подчеркивает, что оказание помощи беднейшим странам и распространение уважения к правам человека официально объявлены целями предложенных изменений и составляющими укрепления международной безопасности.

Это, впрочем, не ново. Основы подобного широкого подхода к пониманию международной безопасности содержатся в Уставе ООН и в течение прошедшей половины века были развиты в нескольких международных докладах и декларациях. С наибольшим торжеством идея связать безопасность с преодолением бедности и унижения была воплощена в документах "Саммита тысячелетия" 2000 года. В этом отношении нынешний доклад К.Аннана представляет собой не более чем обобщение возникших проблем и предложение ключей к их решению накануне следующего саммита ООН в сентябре 2005 года.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Генеральный секретарь откровенно позиционирует свой план реформ как попытку воспротивиться установлению в международной политике принципов "однополярного мира" (подразумевающего глобальное доминирование США). Во-первых, в докладе утверждается, что "никакое государство не может держаться абсолютно особняком" в современном мире, во-вторых, провозглашается принцип взаимосвязанности угроз: "Мы должны реагировать на ВИЧ/СПИД так же энергично, как на терроризм, а на нищету - так же энергично, как на распространение оружия массового уничтожения". Правда, на этом выпады дипломатичного К.Аннана против "однополярного мира" заканчиваются.

Вернемся к провозглашенному с трибуны ООН курсу на активизацию помощи беднейшим странам. Предполагается, что объем помощи развивающимся странам станет критерием, согласно которому будут определяться возможности стран участвовать в работе Совета Безопасности ООН. В свою очередь, нуждающиеся страны должны будут создать национальные стратегии развития, включающие укрепление частного сектора и специальные меры по борьбе с коррупцией.

Кроме того, в число средств поддержания международной безопасности предложено включить всемирную систему раннего предупреждения о стихийных бедствиях. Предлагается также разработать после 2012 года новые конвенции об изменении климата, предусматривающие "более широкое участие всех стран, на долю которых приходится основная часть выбросов".

Провозглашается также принцип, согласно которому "демократия не ограничивается какой-либо страной или регионом, а является универсальным правом". Это значит, что отныне любые ссылки на национальные особенности не могут служить оправданием нарушений прав человека. Означает ли это, что сама ООН дает добро на экспорт демократии на крыльях бомбардировщиков? Пока речь идет лишь об абстрактной "ответственности перед международным сообществом". Но что будет дальше?

Как известно, проблематика "гуманитарных интервенций" - это излюбленная тема Кофи Аннана со времен операции НАТО против Югославии. Тогда это называлось "доктриной Аннана" или "доктриной суверенитета личности". К.Аннан тогда утверждал, что принцип защиты прав человека в международном праве выше, чем государственный суверенитет: "┘принцип невмешательства во внутренние дела не может служить броней для нарушителей прав человека". Таким образом, нынешняя декларация не может не наводить на определенные размышления.

Между тем предложенный Аннаном принцип дает все основания для обвинения ООН в приверженности политики "двойных стандартов" и лицемерии. Пусть демократия западного образца действительно самая гуманная форма политического режима. Но как можно провозглашать это в административном порядке? Не будет ли это воспринято как унизительное навязывание? И кто позволит убедить себя в том, что приемлемым средством защиты прав человека может быть война, означающая лишение людей самого главного права - права на жизнь?

1) первоначальная ответственность за защиту прав человека лежит на каждом государстве, и только в случае, если государство явно не в состоянии или не желает ее осуществить, ответственность переходит к международному сообществу;

2) доказательствами неспособности или нежелания государства защищать права человека являются факты преступлений против человечности (геноцид, этническая чистка и др.), которые будут рассматриваться как отдельный вид угроз для международного мира и безопасности;

3) решение о вооруженном вмешательстве будет принимать не какое-либо государство или региональная организация в одностороннем порядке, а Совет Безопасности ООН.

Предлагается создание нескольких новых механизмов контроля, таких как более активное участие Верховного комиссара ООН по правам человека в работе Совета Безопасности, новый Совет по правам человека (компетенция которого, правда, в докладе не определяется) и Фонд демократии "для оказания содействия странам, прилагающим усилия по созданию и укреплению своей демократии". Очевидно, что последний орган (так же, как и другие новые органы - Комиссия по миростроительству и Управление по поддержке миростроительства) призван, среди прочего, решать задачи, подобные тем, которые сейчас особенно насущны в Ираке, то есть обеспечивать участие ООН в послевоенном восстановлении страны и общества. Сложность этих заданий и количество ответственных за них органов показывает, что проблема вмешательства как минимум неоднозначна. Бурная деятельность ООН на развалинах государства, нарушавшего права человека, вообще говоря, является довольно сомнительным удовольствием для его граждан. Тех, разумеется, кто после "гуманитарной интервенции" вообще останется жив.

. Но наиболее революционные предложения ООН касаются фактического демонтажа "ялтинской системы". К 60-летию победы над фашизмом ООН предлагается избавиться от черт военного блока победителей, призванного закрепить их господствующее положение в ООН. В частности, планируется расширить членский состав Совета Безопасности. Из Устава ООН исчезнут упоминания о "вражеских государствах", по отношению к которым Устав формально по сей день разрешает неограниченное применение принудительных мер. За неимением подопечных территорий будет упразднен Совет по опеке.

Эти меры, ущемляющие права стран-победительниц во Второй мировой войне, могут быть приняты лишь в обмен на очень серьезные уступки. И такие уступки ООН делает в военно-политической сфере.

К.Аннан предлагает признать законным применение государствами вооруженной силы не только для защиты от вооруженного нападения (как в настоящее время определяет ст. 51 Устава ООН), но также ввиду "неминуемой угрозы" вооруженного нападения, то есть превентивно. Между тем сегодня никто не в состоянии непредвзято проверить, действительно ли "неминуемая угроза" имела место, или речь идет о сознательном подлоге со стороны государства-агрессора.

Предполагается, что эта мера облегчит "демократическим государствам" проблему выбора средств в борьбе против терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Однако как-то упускается из вида, что речь идет об универсальном правиле. И воспользоваться им могут и те, против кого эти меры якобы направлены. Например, военные планы США в отношении стран "оси зла" давно известны. Чем не "неминуемая угроза"? Почему бы им не нанести по США превентивный удар.

Можно возразить (и возразить резонно), что никакое государство, имея данные о готовящемся на него нападении, не согласится сидеть и ждать, пока это нападение произойдет. Зачем жертвовать людьми, терять время, упускать стратегическое преимущество? Ведь если защищаться "по закону", то будет уже поздно.

Проблема снимается, если наделить какой-либо международный орган полномочиями решать вопрос о законности применения силы в каждом конкретном случае, и так, чтобы:
а) он мог предоставить эффективную помощь государству, которое защищается от незаконного применения силы;
б) его решения были бы обязательны для всех государств и он мог бы заставить себе повиноваться.

Такой орган давно есть - Совет Безопасности ООН.

Расширяя представительность Совета за счет новых членов, реформа не затрагивает сам механизм принятия решений, включающий знаменитое право вето постоянного члена. Новым членам Совета право вето предоставлено не будет. То есть в этом ключевом вопросе ничего не изменится.

Совет Безопасности ООН, который часто именуют "мировым правительством", на самом деле орган разрешения международных споров, решения которого обязательны для всех государств - членов ООН, а не только для спорящих сторон непосредственно. Но деятельность этого органа абсолютно бесконтрольна с юридической точки зрения. Проверить законность его решений никто не может. С другой стороны, если кто-нибудь из постоянных членов парализует своим вето работу Совета, никаких других способов повлиять на ситуацию не остается.

В международной практике предлагалось два способа проконтролировать извне деятельность Совета Безопасности ООН:

1) позволить Генеральной Ассамблее подменять его в случае вынужденного бездействия,

2) позволить Международному суду ООН проверять международную законность его резолюций аналогично полномочиям конституционных судов государств по отношению к национальному законодательству.

И то и другое противоречит Уставу ООН в его современном виде. Международный суд теоретически может принять решение, противоречащее позиции Совета Безопасности, и это решение будет обязательно для спорящих государств, но он не может отменить резолюцию Совета. В свою очередь, резолюции Генеральной Ассамблеи носят лишь рекомендательный характер, но по тем вопросам, которые уже рассматривает Совет Безопасности, она даже рекомендовать ничего не должна (разве что Совет ее об этом попросит).

В докладе К.Аннана возможность предложить новые пути взаимодействия между этими органами упущена. Генеральной Ассамблее предлагается заниматься связями с представителями гражданского общества и всеобъемлющей конвенцией по борьбе с терроризмом (которой, кстати, до сих пор не существует, так что члены "международной антитеррористической коалиции" не могут одинаково ответить, в чем состоит зло, с которым они борются). Суд упомянут мельком, хотя говорится о его "важной роли".

Понятно, что органы ООН должны работать согласованно и конфронтация между ними не на пользу Организации. Но проблема состоит в том, что ООН не может противопоставить себя никому из постоянных членов Совета Безопасности. Чтобы продолжать сотрудничать в рамках организации, бороться с нищетой и защищать права человека, сильнейшие государства должны сохранять уверенность, что могут использовать Организацию в своих целях.

. Реформа ООН - это, конечно же, искусство возможного. Но вот что хотелось бы отметить: критерием эффективности международной безопасности, то есть способности ООН осуществить свои цели, все равно остается отношение к жизни человека. В преамбуле Устава ООН есть краткое упоминание о том, что вся эта разветвленная и чересчур возвышенно-далекая для большинства людей структура была создана лишь затем, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе". До сих пор ООН с этой задачей справлялась, мягко говоря, с переменным успехом. После реформы человеческая жизнь, похоже, будет стоить еще меньше.

21 марта - Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан представил Генеральной Ассамблее исторический доклад “При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех”. Он рекомендовал государствам принять пакет решений, направленных на достижение развития, обеспечение безопасности и прав человека, а также реформирование ООН. “Главная идея доклада сводится к тому, что цели Декларации тысячелетия могут быть достигнуты только в том случае, если государства окажутся готовы принять пакет конкретных решений уже в этом году”, - заявил Кофи Аннан.

По форме это отчет об итогах первых пяти лет осуществления Декларации тысячелетия. Принятая в 2000 г., она содержит перечень мер по преодолению нищеты и отсталости, которые должны быть осуществлены к 2015 г. На самом деле Генеральный секретарь вышел далеко за рамки простого отчета. В докладе “При большей свободе”, само название которого является цитатой из преамбулы Устава ООН, он предложил программу мер по перестройке всей системы международных отношений и самой ООН.

Среди его революционных предложений - увеличение официальной помощи в целях развития, расширение состава Совета Безопасности, предотвращение глобального изменения климата, разработка единой антитеррористической конвенции, создание Совета ООН по правам человека, учреждение Комиссии ООН по миростроительству и фонда для развития демократии.

“Некоторые из этих решений настолько важны, что они могут быть приняты лишь на уровне глав государства и правительств”, - подчеркнул Генеральный секретарь, выразив надежду, что мировые лидеры смогут одобрить их уже в сентябре на саммите в ходе 60-й сессии Генеральной Ассамблеи.

Кофи Аннан подчеркнул, что все современные проблемы необходимо решать совместными усилиями и одновременно. По его словам, ООН может стать главным инструментом в их разрешении, но для этого ее необходимо реформировать.

В первом разделе доклада “Избавление от нужды” глава ООН рекомендовал развитым странам как можно скорее увеличить официальную помощь в целях развития до 0,7 % валового национального продукта.

Кофи Аннан призвал разработать международный рамочный механизм стабилизации концентрации парниковых газов после окончания срока действия Киотского протокола в 2012 г.

В разделе “Избавление от страха” Генеральный секретарь призвал мировых лидеров одобрить новую стратегию безопасности и заключить всеобъемлющую конвенцию о терроризме и конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Здесь же он предложил создать в Секретариате ООН межправительственную комиссию по миростроительству.

Кофи Аннан призвал международное сообщество более активно брать на себя ответственность за защиту прав человека и в случае необходимости применять силу. Он также предложил создать в ООН фонд демократии для оказания содействия странам, которые стремятся к ней.

В последней главе доклада “Укрепление ООН” Генеральный секретарь рекомендовал одобрить систему трех советов, занимающихся вопросами мира и безопасности, экономическими и социальными вопросами и правами человека. “Первые два совета уже существуют, но их необходимо укрепить. Для создания третьего необходима далеко идущая трансформация и модернизация существующего механизма в области прав человека”, — заявил Кофи Аннан, имея ввиду под первыми двумя Совет Безопасности и Экономический и Социальный Совет. Он призвал принять решение о замене Комиссии ООН по правам человека меньшим по составу постоянным Советом по правам человека. Глава ООН предложил также два варианта расширения Совета Безопасности.

Доклад “При большей свободе”

21 марта – Согласно заявлению представителей ООН, в новом докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана представлен “смелый и выполнимый” путь реформирования ООН, с тем чтобы она могла лучше справляться с главными мировыми проблемами.

Начальник Канцелярии Генерального секретаря Марк Маллок Браун заявил, что лидеры стран должны стремиться принять эти всесторонние рекомендации во время сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной 60-й годовщине ООН.

Он опроверг заявления прессы о том, что доклад является “панической реакцией на кризис, который сейчас охватил ООН”. Наоборот, согласно М. Маллоку Брауну, время “весьма подходящее, так как позволяет нам разработать амбициозный план на будущее”.

“Это предложение Генерального секретаря мировому сообществу; весьма тщательным образом разработанное предложение”, - добавил он, подчеркнув, что его подготовка основывалась на широком обсуждении двух главных докладов, запрошенных Кофи Аннаном: доклада Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам и Доклада об осуществлении Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

М. Маллок Браун сказал, что по некоторым параметрам новый доклад превзошел своих предшественников: например, он призывает к созданию нового Совета по правам человека, члены которого будут избираться Генеральной Ассамблеей.

Опровергая некоторые заявления СМИ, он заявил, что доклад не является ни в коей мере “уступкой американцам”. В то же время он считает, что Вашингтон одобрит амбициозные предложения доклада по терроризму и правам человека.

М. Маллок Браун добавил, что развивающиеся страны также должны осознать, что доклад непосредственно затрагивает их интересы. “Доклад не только о безопасности для богатых, но и о безопасности для бедных стран”, - подчеркнул он.

М. Маллок Браун сделал реальную, но в то же время оптимистичную оценку вызовов, с которыми придется столкнуться в будущем. “Мы не можем надеяться, что ни одно предложение не исчезнет из доклада в течение шести месяцев, пока здесь будут работать миссии – они останутся без работы, если документ попадет в руки участников сессии совсем без изменений, но мы настаиваем на том, чтобы основные пункты доклада сохранились”, - подчеркнул он.

Доклад призывает к увеличению числа членов Совета Безопасности на девять стран одним из способов: либо при помощи увеличения количества непостоянных членов либо посредством расширения числа постоянных членов. Когда М. Маллока Брауна спросили, удастся ли достичь согласия по такому спорному вопросу, он ответил, что время для его обсуждения пришло”. Он добавил, что “сентябрь текущего года – подходящий момент, учитывая, какие активные дискуссии по данной тематике к тому времени уже пройдут”.

Кыргызстан

21 марта - Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обеспокоен эскалацией напряженности в Кыргызстане. Он заявил, что выступает против использования насилия и угроз для разрешения избирательных и политических разногласий и призвал все стороны проявить сдержанность.

В заявлении, с которым от имени Кофи Аннана выступил его пресс-секретарь, подчеркивается, что глава ООН “крайне обеспокоен по поводу недавней эскалации серьезных инцидентов на юге Кыргызстана, где демонстранты вступили в столкновения с полицией и захватили ряд правительственных зданий в городах Ош и Джалал-Абад”.

“Диалог - единственный возможный способ разрешения нынешней напряженности”, - заявил Кофи Аннан. В связи с этим он приветствовал недавнее предложение президента Кыргызстана Аскара Акаева начать такой диалог и позитивный ответ оппозиции на это предложение.

Ближний Восток

21 марта – Как сказал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, после поездки на Ближний Восток на прошлой неделе у него сложилось впечатление, что как израильтяне, так и палестинцы оптимистично смотрят на действия, направленные на прекращение насилия после более четырех лет открытого конфликта, хотя они и понимают, что ситуация еще далека от стабильной.

“Обе стороны должны прикладывать серьезные усилия, и международное сообщество должно помочь палестинцам в укреплении системы безопасности, проведении реформы и в укреплении экономических и социальных структур”, - заявил Кофи Аннан на пресс-конференции в Нью-Йорке. Он также сообщил, что вывод сирийских войск из Ливана проходит успешно. “Они пообещали полный вывод войск, и мы будет работать вместе с ними, чтобы выполнить это обещание”, - добавил глава ООН, заметив, что 22 марта на саммите Лиги арабских государств в Алжире он встретится с президентом Сирии Башаром Асадом.

Между тем, в Ираке, где ООН также помогает осуществить переход к демократии, специальный представитель Кофи Аннана Ашраф Кази уже восьмую неделю ведет переговоры с политическими, социальными и религиозными лидерами, пытаясь обеспечить участие всех слоев иракского общества в следующем этапе перехода к демократии, в том числе в составлении новой конституции. Это касается и арабов-суннитов, которые не приняли участия в недавно прошедших выборах.

Расовая дискриминация

21 марта - В послании по случаю отмечаемого 21 марта Международного дня борьбы за ликвидацию расовой дискриминации Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал государства-члены покончить с современными формами проявления расизма и дискриминации. Он выразил надежду, что предложенные им сегодня меры по реформированию правозащитных механизмов ООН будут способствовать более эффективной борьбе с расизмом.

“Никто не должен оставаться безучастным в борьбе против нетерпимости. Несмотря на десятилетние усилия, направленные на ее ликвидацию, вирус расизма продолжает поражать человеческие взаимоотношения”, - заявил Кофи Аннан. Он также добавил, что сегодня старые проявления этого заболевания, такие, как дискриминация, насилие на почве расизма, преступления, вызванные ненавистью, гонения и преследования уживаются с новыми формами дискриминации.

МАГАТЭ

21 марта - Международное агентство по атомной энергии призвало к информированию общества обо всех рисках и преимуществах ядерной промышленности. Предполагается, что потребность в энергии увеличится вдвое к середине нынешнего века, и производство ядерной энергии к 2020 г. вырастет, по самым скромным оценкам, на эквивалент 127 станций мощностью 1000 мегаватт.

Как заявил на конференции по ядерной энергии в Париже генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадей, репутации ядерной промышленности был нанесен тяжелый удар взрывом и пожаром на Чернобыльской АЭС на Украине, и последствия этого удара до сих пор сказываются на репутации отрасли. Тем не менее, был принят ряд мер по предотвращению аналогичных серьезных катастроф в будущем. Он выразил уверенность в том, что уровень ядерной безопасности возрос. “Но мы не должны почивать на лаврах”, - добавил М. Эль-Барадей. “По мере того, как ядерные технологии распространяются по все новым и новым странам и по мере того, как разрабатываются и запускаются новые станции, а лицензии уже существующих станций продлеваются, важно, чтобы имеющиеся стандарты безопасности, способы эксплуатации и контроля применялись, а в некоторых случаях усиливались – чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности в будущем”, - подчеркнул он.

В условиях угрозы ядерного терроризма действия служб по обеспечению безопасности стали существенно шире по масштабу и объему. “В этой сфере международное сообщество также делает успехи”, - заявил руководитель МАГАТЭ. “Хотя многое еще нужно сделать, ядерные установки усилили службы безопасности, защитные преграды, а также способствовали принятию других мер по борьбе с рисками и недостатками систем безопасности”, - сказал М. Эль-Барадей.

Водные ресурсы

21 марта - В послании по случаю отмечаемого 22 марта Международного дня водных ресурсов Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул, что вода является движущей силой устойчивого развития и ликвидации нищеты. Он призвал международное сообщество более рационально использовать мировые водные ресурсы.

“Вода - это основа жизни. Однако многие миллионы людей в мире испытывают ее нехватку. Многие миллионы детей ежегодно умирают от болезней, связанных с водой. Наряду с этим засуха регулярно поражает часть наиболее бедных стран мира”, - говорится в послании главы ООН.

Кофи Аннан призвал повысить эффективность использования водных ресурсов, прежде всего в сельском хозяйстве, освободить женщин и девочек от повседневного домашнего труда, связанного с доставкой воды из весьма удаленных источников, и улучшить санитарные условия жизни населения.

“В этой области достигнуты значительные успехи. Однако по-прежнему требуются более решительные усилия. Вот почему в этом году Международный день водных ресурсов знаменует собой также начало Международного десятилетия действий “Вода для жизни”. Наша задача заключается в том, чтобы к 2015 г. добиться реализации согласованных на международном уровне Целей развития Тысячелетия, связанных с водой и улучшением санитарных условий”, - подчеркивается в послании главы ООН.

Они, в частности, предусматривают сокращение вдвое к 2015 году доли населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде, а также доступа к надлежащим санитарным условиям.

Стремление Египта занять место постоянного члена СБ ООН логически вытекает из его внешнеполитической стратегии, нацеленной на укрепление своих международных позиций. Египет – активный участник миротворческих миссий ООН, автор различных инициатив, направленных на снижение напряженности в международных отношениях. Главным направлением миротворческой деятельности Каира является его участие в качестве посредника в процессе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Также Египет прилагает активные усилия с целью скорейшей стабилизации в Ираке, способствуя осуществлению диалога между различными иракскими политическими силами. Египет выступает за превращение Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового поражения. Египет уделяет повышенное внимание вопросам безопасности в Африке, особенно, в Северной Африке и районе Африканского рога. По мнению Каира, Египет сыграл и играет значительную роль в судьбе африканского континента, особенно в период борьбы африканских стран за независимость и последовавшего за этим периода строительства Египет активно участвует в процессе стабилизации внутриполитической ситуации в Судане. Египет одним из первых (еще в 80-е годы) указал на растущую опасность международного терроризма, и выступил с инициативой созыва международной конференции под эгидой ООН и выработки мер противодействия этой угрозе. Египет занимает третье место в Африке по взносам в бюджет ООН. Есть положительный опыт работы в структурах ООН египетских представителей. Такой известный египетский дипломат как Бутрос Бутрос Гали занимал пост генерального секретаря ООН, Мохаммед аль-Барадеи возглавляет МАГАТЭ, а египтянин Набиль аль-Араби является судьей в Международном суде в Гааге.

Арабский мир, в том числе и его ключевой дипломатический центр – Египет, связывает с ООН большие надежды, рассчитывая на поддержку этой организации в вопросе справедливого урегулирования арабо-израильского и иракского конфликтов, а в последующем – установления и развития равноправного, взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества в ближневосточном регионе.

Читайте также: