Доклад казахстана по правам человека

Обновлено: 06.07.2024

итуация с правами человека в Казахстане, одном из центральноазиатских государств, являвшихся ранее частью Советского Союза, в последние пять-семь лет характеризуется негативной динамикой политического процесса и серьезными нарушениями фундаментальных прав и свобод человека.

Содержимое работы - 1 файл

prava cheloveka.docx

Права человека в Казахстане

Выступление на конференции "Права человека в Казахстане и Центральной Азии. Чем Европа может помочь?" Европарламент, Брюссель.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ: ДИНАМИКА И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ. ВЗГЛЯД ПРАВОЗАЩИТНИКА

директор Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности, лауреат Международной премии США и Европейского Союза в области развития демократии и гражданского общества, лауреат премии Международной Лиги прав человека

Ситуация с правами человека в Казахстане, одном из центральноазиатских государств, являвшихся ранее частью Советского Союза, в последние пять-семь лет характеризуется негативной динамикой политического процесса и серьезными нарушениями фундаментальных прав и свобод человека.

Казахстан стал независимым государством в 1991 году. С этого времени и по настоящий момент эту богатую природными ресурсами, в том числе нефтью и газом, 15 миллионную республику возглавляет Нурсултан Назарбаев, бывший первый секретарь Коммунистической партии Казахстана.

Период с 1991 по конец 1994 года можно охарактеризовать как время политической и экономической либерализации в Казахстане. Находящаяся у власти посткоммунистическая бюрократическая номенклатура выбрала путь ускоренного перехода к рыночной экономике и, следует отметить, достаточно преуспела в проведении широкомасштабной приватизации, создании института частной собственности, и основ рыночной экономики, во всяком случае, на макроэкономическом уровне.

В это же время правящая элита, желая быть включенной в мировое сообщество, в международные торговые отношения, с имиджем страны, строящей демократию, предприняла ряд шагов по предоставлению гражданам Казахстана политических прав и гражданских свобод, в том числе путем принятия ряда законов, касающихся обеспечения свободы слова и средств, массовой информации, свободы ассоциации и мирного собрания, свободы политической деятельности, в том числе оппозиционной, свободы совести и религии и т.д.

Конец 1994 - начало 1995 года ознаменовались резким поворотом от демократических к авторитарным тенденциям в политике Назарбаева и его окружения.

В конце 1995 года были проведены выборы нового Парламента, которые отмечены серьезными нарушениями принципов честных и справедливых выборов, что отмечают международные наблюдатели и организации.

В конце 1999 года и начале 2000 были проведены парламентские и президентские выборы, охарактеризовавшиеся массовыми нарушениями и вызвавшие серьезную критику международного сообщества, включая заявление ОБСЕ о несоответствии этих выборов международным стандартам. Кажегельдин не был допущен к этим выборам и был вынужден покинуть страну.

В настоящий момент положение в области прав человека в Казахстане можно охарактеризовать как вызывающее крайнюю тревогу.

Законодательство Казахстана, обеспечивающее реализацию основных прав и свобод человека не соответствует международным стандартам. Казахстан - единственное государство из стран бывшего Советского Союза, которое не ратифицировало основополагающие международные документы в области права человека - Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических и социальных прав.

Законодательство о выборах, критикуемое ОБСЕ, наделяет исполнительную власть правом формирования избирательных комиссий, в результате чего выборы не соответствуют критериям справедливости и честности. Существуют многочисленные свидетельства о фальсификации выборов в различных регионах страны.

Сохранялись ограничения свободы выражения мнений, объединений и мирных собраний. Административные аресты использовались для того, чтобы не допустить участия людей в несанкционированных акциях протеста; против пользователей соцсетей и независимых журналистов возбуждались уголовные дела. Впервые к лидерам общественных объединений (выделенным в отдельную категорию правонарушителей в рамках Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса) были применены более суровые наказания. Сообщалось о новых случаях пыток и жестокого обращения с подозреваемыми и заключёнными.Множество трудовых мигрантов в стране сталкивались с эксплуатацией, невозможностью лечиться и получать образование. Одного человека приговорили к смерти.

Свобода собраний

Свобода выражения мнений

Прокуратура возбуждала уголовные дела против активистов за публикации в социальных сетях.

В январе Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина приговорили к лишению свободы за выкладывание в Фейсбуке отрывков из неопубликованной книги, в которой было усмотрено оскорбление казахского народа. При обжаловании им заменили реальные сроки ограничением свободы. Также в январе блогер Игорь Сычёв был приговорён к пяти годам заключения за то, что разместил в другой социальной сети опрос, должен ли его родной город войти в состав России. По итогам обжалования приговор остался в силе.

Уголовное преследование журналистов

В октябре Сейтказы Матаева и его сына Асета Матаева приговорили к шести и пяти годам лишения свободы соответственно по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налога. Сейтказы Матаев возглавлял Союз журналистов Казахстана, а также возглавлял Национальный пресс-клуб, а Асет Матаев был генеральным директором информагентства КазТАГ.

Свобода объединений

Согласно поправкам к законам, принятым в конце 2015 года, предусматривалось создание в стране центрального государственного реестра НКО.

Непредоставление в реестр своевременной и точной информации грозит штрафами или приостановкой деятельности.

Активисты гражданского общества беспокоились, что новый закон наложит на НКО слишком обременительные требования и свяжет им руки.

Религиозные объединения

Пытки и другие виды жестокого обращения

В сентябре в Алматинской области бывшего надзирателя СИЗО осудили за изнасилование и пытки осуждённой женщины и приговорили к девяти годам лишения свободы. Женщина заявила, что её изнасиловали и избили четыре сотрудника СИЗО. В результате изнасилования она забеременела и родила ребёнка. Дело в отношении остальных трёх надзирателей было закрыто за отсутствием доказательств. Единственный обвинительный приговор был основан на тесте на отцовство, который показал, что бывший сотрудник СИЗО является отцом ребёнка. Дело привлекло внимание в связи с более широкой проблемой сексуального насилия над женщинами в местах лишения свободы и содержания под стражей.

Права трудовых мигрантов

Трудовые мигранты в Казахстане, прибывшие в основном из соседних Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, были в большинстве своём нелегальными. По официальным оценкам, в стране находилось от 300 000 до 1,5 млн трудовых мигрантов, и в 2016 году на работу приехало намного больше людей, чем в 2015. Как правило, трудовые мигранты работали без заключения письменных договоров и подвергались эксплуатации: работали по многу часов без отдыха или с очень маленьким перерывом, получали низкую и нерегулярную зарплату, трудились в опасных условиях, особенно в сельском хозяйстве и строительстве. Многие зависели от работодателя в жилищном вопросе, и их нередко селили в переполненном и низкокачественном жилье. Некоторые работодатели отбирали у трудовых мигрантов паспорта, что превращало их труд в принудительный. Не имевшие постоянного вида на жительство трудовые мигранты не могли бесплатно лечиться и сталкивались с трудностями при попытках отдать детей в школы.

Казахстан не ратифицировал Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Смертная казнь

В Казахстане смертная казнь отменена за общеуголовные преступления, однако сохраняется в качестве наказания за 17 преступлений террористической направленности и за военные преступления.

В ноябре Руслана Кулекбаева признали виновным в террористических преступлениях и приговорили к смерти за убийство 10 человек в Алматы в июле. Он стал шестым по счёту человеком, приговорённым к высшей мере наказания, с тех пор как в 2003 году президент Назарбаев подписал мораторий на казни. С этого момента все смертные приговоры заменялись пожизненным заключением.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

Доклад Комиссии по правам человека

при Президенте Республики Казахстан

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2004 ГОДУ

Доклад Комиссии по правам человека при Президенте

Республики Казахстан «О соблюдении прав человека и

Под общей редакцией: Т.Д. Абишева – Астана, ТОО «Издательство

Доклад основан на результатах правозащитной деятельности самой Комиссии по правам человека за истекший период времени, в нем широко привлечены данные государственных органов и неправительственных организаций Республики Казахстан, международных организаций.

Доклад содержит сравнительный анализ национального законодательства по правам человека, оценку деятельности государственных органов, выводы по ситуации в сфере прав человека, а также рекомендации Комиссии по дальнейшему совершенствованию правовой политики, механизма обеспечения и защиты прав человека в Казахстане.

Материалы, содержащиеся в докладе, будут полезны представителям органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры, других институтов внесудебной защиты прав человека, неправительственных организаций, международных организаций и дипломатических служб, аккредитованных в Казахстане, государственным служащим, научным работникам, студентам, аспирантам, докторантам и преподавателям юридических вузов и факультетов, всем интересующимся вопросами прав человека.

Доклад обсужден и одобрен на расширенном заседании Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан под председательством Государственного секретаря Республики Казахстан 18 марта 2005 года.

Подготовка доклада осуществлена при поддержке Социально-политического отдела Администрации Президента Республики Казахстан.

Издание доклада осуществлено при финансовой поддержке Программы Развития ООН в Казахстане.


© Комиссия по правам человека при Президенте

Республики Казахстан, 2005

О Г Л А В Л Е Н И Е

I. Приоритетные направления развития системы защиты

прав человека в Республике Казахстан ………………………….. 6

II. Анализ соблюдения гражданских (личных) прав человека

и гражданина в Республике Казахстан …………………………. 9

III. О состоянии законности в сфере миграционных отношений

и вопросы соблюдения прав человека …………………………. 21

IV. Анализ соблюдения политических прав граждан

Республики Казахстан …………………………………………… 43

V. Анализ соблюдения социальных и экономических прав

человека и гражданина в Республике Казахстан ……………… 46

VI. Актуальные вопросы обеспечения законности и защиты

прав человека в сфере трудовых правоотношений…………….. 68


  1. Анализ соблюдения культурных прав человека и

VIII. Анализ соблюдения прав человека и гражданина

в ходе предварительного следствия и дознания…………….. 92

IX. Анализ соблюдения прав человека и гражданина

в сфере отправления правосудия……………………………….. 102

X. Анализ соблюдения прав человека и гражданина

в стадии исполнительного производства……………………… 117

XI. Анализ соблюдения прав человека и гражданина

в пенитенциарной системе ………………………………………. 124

Настоящий информационно - аналитический доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Республике Казахстан в 2004 году (далее – доклад) подготовлен и составлен Комиссией по правам человека при Главе государства в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан № 1042 от 19 марта 2003 года.

Доклад имеет своей целью информирование Главы государства о ситуации с правами человека и гражданина в Казахстане в 2004 году и посвящен решению следующих задач, возложенных на Комиссию:

- создание условий для реализации Президентом Республики Казахстан его конституционного статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан;

- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие укреплению международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав человека и гражданина в Казахстане, обобщения итогов рассмотрения поступивших Комиссию по правам человека при Главе государства индивидуальных и коллективных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения членами Комиссии и сотрудниками ее Секретариата учреждений пенитенциарной системы, здравоохранения, социальной защиты, образования и других государственных органов.

^ За период с 1 января по 31 декабря 2004 года в сектор Секретариата Комиссии по правам человека Социально-политического отдела Управления внутренней политики Администрации Президента РК через Канцелярию Президента РК и Общественную приемную Администрации Президента Республики Казахстан поступило 903 письменных обращения по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина (см. Приложения № 1, 2).

В ходе анализа поступивших обращений выявлены следующие тенденции: жалобы граждан, несогласных с решениями судов составляет ^ 32,56 % от общего количества письменных обращений в Комиссию по правам человека; жалобы, связанные с нарушениями социальных и трудовых прав граждан - 14,17%; жалобы на действия и бездействие правоохранительных органов – 12,51%; жалобы, связанные с неисполнением судебных решений – 6,87%; жалобы на действия и бездействие судебных органов – 4,43%; жалобы на действия и бездействие должностных лиц исправительных учреждений и на условия содержания в учреждениях пенитенциарной системы – 2,43% (более подробная картина о структуре письменных обращений граждан в Комиссию по правам человека представлена в Приложении № 1 настоящего доклада). Поступившие обращения граждан с соответствующими рекомендациями либо заключениями Комиссии по правам человека при Главе государства направлялись для рассмотрения по существу в государственные органы Республики Казахстан (прокуратуру, суд, центральные и местные исполнительные органы), а также национальные учреждения по правам человека зарубежных государств по обращениям иностранных граждан.

^ Кроме того, в 2004 году Секретариат Комиссии по правам человека рассмотрел 340 устных обращений граждан по поводу защиты их прав во внесудебном порядке. Всем гражданам, устно обратившимся в Комиссию по правам человека (это в основном граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения), членами Комиссии и сотрудниками ее Секретариата давались исчерпывающие юридические консультации.

В ходе изучения поступивших письменных обращений Комиссией было взято на особый контроль 67 жалоб граждан, вызвавших обоснованные сомнения в объективности их рассмотрения уполномоченными государственными органами. Из них в 27 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение. При непосредственной помощи Комиссии по правам человека при Главе государства нарушенные права этих граждан были восстановлены.

Практически в каждой главе доклада для сравнительного анализа нарушений прав человека приводятся сведения о решенных положительно обращениях граждан, поступивших в Комиссию по правам человека.

Наряду с привлеченным разнообразным фактическим материалом, характеризующим правоприменительную практику государственных органов, хозяйствующих субъектов и иных организаций в контексте соблюдения прав и свобод человека и гражданина, доклад содержит анализ национального законодательства, регулирующего сферу прав человека на предмет его соответствия международным стандартам, а также заключения и рекомендации по совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав человека.

По своей структуре доклад отчасти отражает стремление его составителей придерживаться международных стандартов, предъявляемых к докладам в области прав человека, в нем анализируются вопросы соблюдения гражданских (личных) и политических прав, экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина.

В контексте соблюдения гражданских (личных) и социальных прав человека и гражданина в докладе впервые представлены результаты специальных исследований Комиссии по правам человека при Главе государства, посвященные актуальным вопросам обеспечения законности и защиты прав человека в сферах миграционных и трудовых отношений.

Отдельные главы доклада посвящены анализу соблюдения прав человека и гражданина в ходе предварительного следствия и дознания; в сфере отправления правосудия; в стадии исполнительного производства; в пенитенциарной системе.

В заключении доклада сформулированы основные выводы и рекомендации Комиссии по правам человека при Главе государства, посвященные вопросам совершенствования системы обеспечения и защиты прав человека и гражданина в Республике Казахстан.

Штаб-квартира ООН в Женеве

В Казахстане происходят масштабные реформы: часть полномочий президента передана парламенту, законодательная и исполнительная ветви власти теперь напрямую подотчетны народу, а ряд принятых законов позволил укрепить многопартийную систему в стране. Об этом говорится в отчете, который сегодня представила в Женеве делегация Казахстана.

С момента предыдущего отчета в 2014 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов. В сотрудничестве с ООН, как говорится в докладе, совершенствуются национальные механизмы защиты прав человека; разработаны соответствующие индикаторы для отслеживания ситуации в сфере образования, обеспечения жильем, а также борьбы с гендерным насилием.

В Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека высоко оценили уровень взаимодействия Казахстана с правозащитными механизмами ООН. При этом стране рекомендовали ратифицировать Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

В Комитете по экономическим, социальным и культурным правам выразили обеспокоенность в связи с тем, что законодательство Казахстана не содержит прямого запрета на дискриминацию на основе сексуальной ориентации и гендерной принадлежности.

Каждое государство-член ООН периодически отчитывается о соблюдении прав человека. Этот механизм называется Универсальным периодическим обзором. Рабочая группа, состоящая из членов Совета по правам человека, рассматривает, как государство соблюдает права человека, анализирует его достижения и неудачи в правозащитной сфере и выносит рекомендации на этот счет.

Читайте также: