Доклад католическая церковь и ересь

Обновлено: 02.05.2024

Допросы, суд, костры на площадях. Пытки ученых, признания невинных девушек в ведьмовстве. На протяжении столетий так создавался образ инквизиции. В мировой культуре борьба с ересью выглядит мрачно и жестоко. Более достоверную картину показали исследования архивов в конце XX века.

История возникновения

Ранней христианской церкви не требовалась сила для борьбы с вероотступниками. Главным оружием в теологических раздорах было слово. До XI века к еретикам не применялись жесткие меры наказания. Заблудшие души на путь истинный направлял епископский суд.

В XII веке на юге Франции распространилась альбигойская ересь. Альбигойцы считались христианами, но их вероучение сильно отличалось от доктрины католицизма. В 1209 г. папа Иннокентий III после увещеваний объявил против них крестовый поход.

Но даже война не искоренила все тайные еретические общины. Они активно проповедовали от Рейна до Пиренеев. В это время церкви угрожали не ведьмы, а опасность гораздо серьезней – ересь и фальшивое почитание христианской веры. Появилась потребность в особом церковном органе.

В 1215 г. IV Латеранский собор учредил суд католической церкви – святую инквизицию. Ее миссией стало разоблачение еретиков, прячущихся среди добрых католиков. Инквизиторы проводили следствие и хорошо разбирались в христианском учении.

В истории инквизиции можно выделить 2 периода:

  • епископальный – с IV по XIII век, когда дела еретиков в судах рассматривали епископы;
  • монашеский – с XIV по XIX век, когда монахи доминиканского и францисканского орденов руководили инквизиторскими трибуналами.

Цели инквизиции

Цель инквизиции – розыск и наказание еретиков. Всех сомневающихся, оспаривающих догматы церкви ждал Святой трибунал. Но возмездие за вероотступничество было не главной задачей. Преобладало стремление вернуть заблудших в лоно церкви.

С XV века инквизиторы открыли охоту на ведьм и колдунов. Причиной этого стало распространение мистицизма и протестантизма. Святая инквизиция беспощадно преследовала науки, если они не соответствовали религиозным канонам.

Методы работы

Инквизиторы действовали по судебному регламенту. Буква закона строго соблюдалась.

Следствие начиналось с доноса. Вызывали свидетелей, собирали улики. Эксперты, помощники инквизитора, определяли обоснованность подозрения в ереси. Обвиняемого отправляли в каземат, имущество его описывали. Все показания на допросах документировал секретарь.

Обвиняемому назначался адвокат. Но тот больше убеждал подзащитного признаться, чем старался оправдать его. Трибунал мог заподозрить защитника в симпатии еретику.

Человек, уличенный в ереси, мог признать вину и раскаяться. Тогда на него накладывали епитимью. Наказания для грешников были разные:

  • многократное чтение молитв;
  • паломничество к святым местам;
  • тюремный срок;
  • удары бичем;
  • конфискация имущества или штраф;
  • ношение позорной одежды.

Подсудимый мог упорствовать в своих убеждениях. В таких случаях его подвергали пыткам. Набор для допроса с пристрастием в основном включал огонь, воду, плети, дыбу. Церковники сами не касались несчастного. Приглашали городского палача.

Если не получалось получить от обвиненного в ереси признания, то инквизиторы отлучали жертву от церкви и передавали ее светскому суду. Обычно это означало смерть на костре.

Миллионы казненных. Кому выгодно

Книги о средних веках рассказывают о фантастическом количестве казненных инквизицией. Называются 10–12 миллионов жертв.

Открытые архивы показали истинную картину. Все судебные процессы протоколировались. Например, инквизиция в Испании за 150 лет вела почти 50 тысяч дел. На костер отправили только 775 человек.

Массовая культура рисует Святую инквизицию черными красками. Впервые инквизицию стали критиковать в эпоху Просвещения. Сказать о христианстве доброе слово в образованной среде было неприлично. Тогда начал формироваться образ жестокого орудия церкви.

Протестанты ненавидели католическую церковь. Они тратили крупные средства для уменьшения ее роли и возвышения себя. В английских научных трудах отражена старая вражда католиков и протестантов.

Франция XIX века была полем сражения либералов и консерваторов. Последние пользовались поддержкой католической церкви. Либеральная пресса публиковала научные работы, направленные на дискредитацию церкви.

Инквизиция оказалась удобной организацией. На нее повесили тяжелые обвинения в мракобесии, стяжательстве и жестокости.

Инквизиция сегодня

Сегодня Конгрегация доктрины веры управляется кардиналом. Занимается вопросами веры и морали внутри церкви.


Сословие - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.

Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.

Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).

На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:

1) отлучение от церкви <анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;

2) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции;

3) инквизиция - специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, пытки, костры - вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.

В XIII в. появляется множество, нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов. Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения. К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.

Именно распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого человека, оспаривающего или отрицающего католическую церковь. Вопреки мнению, которое распространяли церковники, еретики редко были сатанистами или неверующими. Во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у самих священнослужителей. Они полагали, что классические религиозные пути были ошибочными, и поэтому решили создать собственное верование.

определение в истории

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

в философии

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения .

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).


Кто такие еретики

Так называют людей, сознательно отклоняющихся от религиозного учения, считающегося верным.

Историческое значение

Первоначально так называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Симон Волхв считается первым еретиком ( Деян.8:9 ).

К раннему периоду относятся следующие еретические учения:

  • евионитство;
  • керинфианство;
  • елкезаитство;
  • докетизм;
  • манихейство;
  • монтанизм;
  • хилиазм.

Историческое значение появления еретиков и раскольников состоит в том, что они вызывали церковь на усиленную интеллектуальную деятельность, тем самым побуждая ее к более точному формулированию и более подробному раскрытию своего учения. Конечной целью стала систематизация, которая для Восточной церкви была сделана еще в VIII столетии Иоанном Дамаскиным .


Суть учения и веры

В средние века еретические учения были распространенным явлением, и суть их была достаточно разнообразна.

Основные направления учений и веры еретиков:

  1. Отрицание одновременного наличия в Спасителе Божественного и человеческого начал.
  2. Мир — это арена для борьбы сил добра и зла.
  3. Упор на широкие социальные реформы.
  4. Призыв к равенству в имуществе или к полному отказу от любой собственности.
  5. Предсказание близкого наступления Царства Божия на земле.
  6. Отрицание таинства Причастия.
  7. Проведение крещения одним наложением рук.
  8. Отрицание культа Распятия.

Катары и вальденсы являлись наиболее влиятельными учениями в X-XIII столетиях. Французский купец Пьер Вальдо стал основателем вальденсов. Он утверждал, что спастись можно только через служение Иисусу Христу и следование его учению, а не через церковь. Вальдо считал, что церковь развращена богатством и лишена изначальной святости.

Древние еретические тексты, как правило, уничтожались, поэтому сведения об учениях можно почерпнуть у их обличителей:

  • св. Иринея Лионского;
  • св. Ипполита Римского;
  • Тертуллиана;
  • Оригена;
  • св. Киприана Карфагенского;
  • св. Епифания Кипрского;
  • Климента Александрийского;
  • Евсевия Памфила;
  • бл. Феодорита;
  • бл. Августина;
  • Евфимия Зигабена.

в христианстве

Причины появления

Еретиков было много, но при всех различиях учений их объединяло недовольство существующими порядками. Люди пытались понять причины несправедливости, царящей в обществе. Ответы на свои вопросы они искали в Библии, но находили совсем не то, о чем проповедуют священники. Получалось так, что святые отцы скрывают истинный смысл Святого писания от верующих. Следовательно, вся церковь служит дьяволу, а не Богу.

Католические с вященнослужители навязывали людям комплексы ничтожности и неполноценности перед Богом: с этой целью началось строительство знаменитых соборов, впечатляющих величественностью и грандиозностью. Священники ревностно проповедовали: единственный способ получить божественную благодать — это жить в бедности. Сами же служители купались в роскоши, собирали десятину с населения и проводили дорогие обряды, а церковь обладала неограниченной властью и бессметным количеством владений.

Внешний облик разодетых в роскошные одежды и раскормленных аббатов и епископов не имел ничего общего с образом жизни Христа и апостолов. Еретики стремились возродить евангельскую простоту и бедность, требовали отказа духовенства от богатств и земельных владений. Они одевались в лохмотья, раздавали свое имущество нищим, странствовали и проповедовали, питались подаянием .


Историческая справка

На пространстве истории, от начала возникновения церквей до наших дней, вереницей непрерывно тянется ряд бесчисленных еретических движений, древних и новых. Из повторения старых условий возникают внецерковные видоизмененные учения о христианских догматах. Церковь опровергает их, борется с ними и побеждает, а еретиков предает отлучению после безуспешных попыток обратить их в свою веру.

Во все времена источниками еретических движений обыкновенно являлись:

  1. Нежелание язычников, иудеев и последователей восточного дуализма, приняв христианство, окончательно расстаться с прежним религиозным мировоззрением. Они пытались объединить в единое целое новые христианские доктрины со своими старыми.
  2. Стремление более сильных умов поставить учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским мировоззрением античного мира. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей — неисполнимое. Привело все к рационализму. Таким было самое сильное учение еретиков всех времен — арианство со всеми его отраслями.
  3. Самобытное богословствование учителей церковного предания и общего голоса Вселенского собора. При самоуверенности и самомнении отсутствие узаконенных начал влекло к нарушению нормального состава учения церкви.

В данном ролике рассматриваются истоки еретических учений на примере арианства.

Современные еретики

В наше время термин используется для обозначения представителей любого религиозного движения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или общепринятых мнений. Большинство современных представителей движения проповедуют взгляды, противоречащие содержанию Библии.

Современные еретические движения (XX век — по настоящее время) и их суть:

значение слова ересь

Борьба католической церкви с еретиками

Причины развития

Возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными переменами, которые появились в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения искали в новой религии равенства и примирения, поэтому постепенное обогащение духовенства, отступничество в период гонений и укрепление административного начала вызывали осуждение со стороны простых верующих. В самых бедных слоях населения продолжали жить идеалы простого и скромного раннехристианского быта.

Причины появления и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровавую борьбу:

  • противоречивые настроения народных масс;
  • разнообразные толкования христианского учения;
  • всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.

определение в истории

Преследования еретиков

Согласно средневековым хроникам и анналам, еретиком называли человека, отрицающего авторитет и учения Соборов. Первое упоминание борьбы церкви с такими людьми датировано 1022 годом: в Орлеане к сожжению приговаривались все инакомыслящие. Первыми жертвами костров стали образованные духовники, оправдывающие свое инакомыслие с помощью теологии.

Казни в Орлеане открыли путь к самым жестоким репрессиям, костры жгли в Тулузе и Аквитании. Целые общины иноверцев представали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными судами. Цитатами из Священного писания они пытались доказать правильность проповедуемых ими учений. Приговоренных в полном составе отправляли на костер, не щадя детей и стариков. Сожжение — самый яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.

В XII столетии костры вспыхнули в Рейнских землях. Приговоренных было настолько много, что монах Эвервин де Стейнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернарда, имеющего репутацию жестокого преследователя иноверцев. После масштабных облав и погромов костры зажглись в Кельне. Судебные приговоры уже не были полны голословными обвинениями в распущенности и колдовстве, а содержали четкие пункты разногласий сектантов с ортодоксальными церковными понятиями.

Известно, что еретики имели собственные церковные институты, проводили свои соборы, привлекали в свои ряды новых приверженцев. Франция и Германия уничтожали инакомыслие в зародыше, но в Италии и Лангедоке катары укрепили и расширили свое влияние. В то время многие знатные семьи принимали новую веру, давали кров и пищу гонимым единоверцам и распространяли проповедуемые ими учения.


Инквизиция и публичная казнь

Вопреки деспотической политике церкви, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, ставивших под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство мгновенно отреагировало на религиозные бунтарства, ответив суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

На первоначальной стадии жертвами становились люди, не согласные с классическими учениями церкви. Со временем категории отступников увеличились в геометрической прогрессии. Привлекательные женщины и девушки обвинялись в порочных связях с дьяволом и колдовстве. Родившиеся с физическими недостатками младенцы считались детьми сатаны. Всех их ожидала неминуемая смертная участь.

Семьи еретиков разорялись, их имущество делили пополам между собой духовенство и государственное казначейство. Жертвами инквизиционных процессов также стали и научные деятели, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

в философии

Видео

В данном ролике представлена история возникновения и развития еретических движений.

Официальные постановления Православной Церкви о католической церкви, мнение Святых Отцов, правила Вселенских соборов о еретических сообществах.


Содержание:

  • 1. Что такое ересь;
  • 2. Правила Вселенских соборов Православной Церкви о еретических сообществах;
  • 3. Являются ли католики еретиками и католическая церковь – еретическим сообществом?
  • 3.1. Определения святых отцов Православной Церкви:
  • Преподобный Паисий Величковский о католичестве (XVIII век)
  • Преподобный Амвросий Оптинский о католичестве (XIX век)
  • Святитель Игнатий Брянчанинов о католичестве (XIX век)
  • Святитель Феофан Затворник о католичестве (XIX век)
  • Священномученик Илларион Троицкого о католичестве (XX век)
  • Преподобный Иустин Попович о католичестве (XX век)
  • Святитель Серафим Соболев о католичестве (XX век)
  • 3.2. Официальные документы Православной Церкви о католической церкви

1. Что такое ересь

"Ересь - слово греческое – значит вообще какое-либо отдельное учение. Так христианское учение при появлении своём иногда называлось [иудеями] ересью (Деян. 28:22). Но впоследствии название "ересь" усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви" [1].

"Ересь есть прикровенное отвержение христианства" (там же).

"Сущность этого греха – богохульство" (Там же).

10-е правило святых Апостолов: "Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен".

45-е правило святых Апостолов: "епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен".

2. Правила Вселенских соборов Православной Церкви о еретических сообществах:

Определение VI Вселенского собора:

"…Итак, после того, как все сие уставлено нами со всевозможным тщанием и вниманием, определяем, что никому не позволяется проповедовать другую веру, или списывать, или составлять. или держать в уме, или иначе как-нибудь учить. А тем, которые дерзнут или составлять другую веру, или распространять или учить, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины из язычества, или иудейства, или ереси какой-нибудь, или вводить новые слова, или изобретать чтение, к превращению ныне нами определенного, — тем, если они епископы или клирики, быть чуждым — епископам епископства, клирикам клира, если же монахи, или миряне, быть под анафемой" [2].

Определение VII Вселенского собора:

"…Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непогребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие либо нововведения, или же отвергать что либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, — определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы" [3].

Из вышеуказанных Определений очевидно, что участь всех еретиков – анафема [4], то есть отделение от Церкви Христовой.

Церковное понятие анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) означает отлучение, отделение.

3. Являются ли католики еретиками и католическая церковь – еретическим сообществом?

Преподобный Паисий Величковский о католичестве (XVIII век)

"Римляне еретики… Лжет папа римский, яко не может согрешити: но… всегда согрешает гордынею сатанинскою: за ню же и в различные ереси впаде". "Униаты… догматы православной веры попраша и римские восприяша… И папе римскому еретику сущему… поклонишася… То как униаты не суть еретики, якоже и римляне". Учение, что "Дух Святой от Отца и от Сына исходит. есть первая и главнейшая паче всех их ересей ересь" [5].

Преподобный Паисий писал, что латинство "пало. в бездну ересей и заблуждений своих, и лежит в них без всякой надежды восстания" [6].

Преподобный Амвросий Оптинский о католичестве (XIX век)

"Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. отцами означен совсем иной, т. е. соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь. Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви" [7].

Святитель Игнатий Брянчанинов о католичестве (XIX век)

"То же усиливается совершить папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа" [8].

Святитель Феофан Затворник о католичестве (XIX век)

"Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских Преданий и повредилась…[Она] есть уклонение от Церкви, ересь" [9].

Позиция священномученика Иллариона Троицкого:

"Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия" [10].

Преподобный Иустин Попович о католичестве (XX век)

"Совершенно несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости папы римо-католичество стало панересью. И хваленый 2 ватиканский собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее её укрепил. По этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции святых Саввы, Марка Эфесского. Космы Италийского, Иоанна Кронштадтского и других святых иповедников и мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католоков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах – о Святой Троице и Церкви" [11].

Святитель Серафим Соболев о католичестве (XX век):

"Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православною, когда Вселенские соборы всегда предавали еретиков анафеме, т. е. отлучению от Церкви?" [12].

  • Основные отклонения Римо-Католической церкви от вероучения Вселенской Церкви - протоиерей Владимир Васечко
  • А что, если Бог сказал правду? Ответ на статью Сергея Худиева "Отвергает ли Христос католиков?" - иерей Георгий Максимов
  • Римское учение о папе и о Церкви - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Догматические отступления Рима. В учении о Святом Духе - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Что нас разделяет с католиками? - протоиерей Максим Козлов
  • Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви - Патриархия.Ru
  • "Для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является Православная Церковь" - епископ Венский и Австрийский Иларион
  • Православие и Католичество сегодня. К вопросу общения в Таинствах - диакон Александр Занемонец
  • Можно ли молиться вместе с католиками? - Леонид Виноградов

3.2. Официальные документы Православной Церкви о католической церкви

"Окружное послание Единой Святой и Соборной Апостольской церкви ко всем православным христианам." от 6 мая 1848 года, подписанное патриархами Вселенским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским, а также синодами этих поместных церквей:

"Из ересей распространившихся, какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь папизм".

Окружное Патриаршее и Синодальное послание 1895 г. о соединении Церквей - Ответ на энциклику Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 г.:

"Но, как сказано, западная церковь с X века и далее ввела у себя, под влиянием папизма, различные чуждые и еретические учения и новшества и таким образом отделилась и удалилась от истинной и православной Христовой Церкви".

Дмитрий Малышев

Использованная литература

1. Свт. Игнатий Брянчанинов

2. "Деяния вселенских соборов". Часть 2. СПб. 2008. С. 222;

3. "Деяния вселенских соборов". Часть 2. СПб. 2008. С.591;

5. Прп. Паисий Величковский. "Ко всечестному иерею отцу Иоанну, о унии краткое послание".

6. Прп. Паисий Величковский. Премалое сочинение о Знамении Честного и Животворящего Креста.

Читайте также: