Доклад как жили и чем питались гунны

Обновлено: 08.05.2024

О гуннах слышали многие, ведь их нашествие полностью изменило уклад жизни в Европе. Нередко их представляют свирепыми варварами, пришедшими из Азии, жестокими воинственными кочевниками, что с лёгкостью покоряли новые земли. Более того, они сумели окончательно разбить некогда могущественную Римскую империю.

Появление гуннов

О происхождении гуннов существует несколько версий, однако самым распространённым стало мнение о том, что их предками были хунну (сюнну), кочевые племена, занимавшие север Китая. Однако с китайскими народностями у хунну сложились непростые отношения.

Стремясь покорить новые земли, они постоянно атаковали границы Китая. Итогом стало поражение хунну, после чего народ разделился на несколько ветвей. Западная группа двинулась в направлении Монголии, России и европейских стран.

По пути, смешиваясь с местными этносами, хунну преобразовывались, а их культура приобретала заимствования. Так появились их потомки — гунны, что стали ещё более могущественными завоевателями, чем их прародители.

Воины-гунны. Цветная гравюра 1890 года

Воины-гунны. Цветная гравюра 1890 года

Первые упоминания о гуннах как народе встречаются в китайских источниках, датируемых II веком до нашей эры. В записях европейцев о гуннах говорится через четыре столетия, однако расцвет этого народа начинается в IV веке до нашей эры.

В этот период гунны успешно атакуют аланов, чьи земли располагались на Северном Кавказе, после чего переходят к наступлению на остготов, государство которых дрогнуло под натиском воинственных кочевников. Соседи покорённых племён, вестготы, узнав о нашествии гуннов, отступают к фракийским территориям.

Гунны — народ воинов

Гунны славились как непобедимые воины, именно это подтолкнуло правителей Западной Римской империи вступить в союз с грозными племенами. Гунны успешно охраняли границы от германских племён, однако регулярно совершали набеги на окраины Восточной Римской империи.

Однако римляне не могли указывать гуннам. В V веке восточно-римским императором Феодосием II было решено выплачивать дань кочевникам — это помогало сдерживать их.

Как же гуннам удавалось так легко, поистине молниеносно завоёвывать новые земли? Мне кажется, причина крылась как в таланте полководцев и воинственном нраве самого народа, так и в образе жизни этих людей. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин писал:

“Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду”.

Как и любой кочевой народ, гунны с трепетом относились к лошадям, которые были и соратниками в бою, и верными помощниками, и источниками пищи. При этом один только необычный внешний вид гуннов приводил в ужас греков и римлян.

Тот же Аммиан Марцеллин отмечает:

“Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей”.

Гунны под предводительством Аттилы

Я хочу отметить, что многие вожди гуннов подавали пример своим подданным. Они вели жёсткую политику, практически не шли на компромисс, требовали уступок со стороны даже самых сильных противников.

Так, к примеру, вождь Ругила, узнав о беглецах, которых укрывали в Восточной Римской империи, потребовал немедленно вернуть преступников, иначе войска гуннов выступят против императора. Но самым известным гуннским вождём стал племянник Ругилы, Аттила. Историк Приск Панийский в своих трудах отмечал:

При этом вожде территории гуннов расширились до немыслимых пределов. Под его командованием войска взяли более полусотни крупных и укреплённых городов.Гуннам даже удалось вторгнуться в Италию и занять несколько регионов, однако римляне оказали серьёзное сопротивление, из-за чего армия Аттилы отступила.

Падение империи гуннов

После смерти Атиллы в 453 году среди кочевников начинаются распри и борьба за власть. Ослабление гуннов становится прекрасной возможностью восстановить свои права для покорённых народов.

Первыми этим воспользовались гепиды, что начинают наступление на гуннов. Уже через год после кончины своего известного предводителя кочевники потерпели сокрушительное поражение.

Под постоянным натиском племён, что некогда вынуждены были подчиняться им, гунны отступали к берегам Чёрного моря. Несколько раз они предпринимали попытки прорваться на Балканский полуостров, однако все они завершились неудачно.

Оказавшись поверженными в период Великого переселения народов, гунны обречены были влиться в новые племена, прибывающие с востока. Они растворились среди них крайне быстро. Несмотря на это, даже в Средние века некоторые историки использовали название “гунны” как определение для кочевников, прибывших в Европу из Азии.

Известно, что в VI-VIII веках в Дагестане существовало объединение, называемое в некоторых древних источниках “царством гуннов”, однако исследователи до сих пор не могут точно сказать, были ли это те самые гунны-завоеватели, оттеснённые к горам, или местные племена, ошибочно названные гуннами.

Гунны были не просто народом-завоевателем, но и людьми, что вершили историю своего времени. Вторжение кочевников на территорию европейских стран и часть России остановило германских воинов, что успешно распространяли свою власть.

Племена остготов и вестготов вынуждены были отступить перед новым народом и новой культурой, носителями которой являлись потомки хунну. Не будь гуннов, неизвестно, какими были бы мы сегодня, ведь история могла развиваться в совершенно ином направлении.

Вопрос о происхождении и судьбе народа гуннов – один из самых интригующих и наименее исследованных в истории. И даже парадоксально, что чем больше мы, казалось бы, узнаём о нём, тем всё больше загадок встаёт перед нами. А проверить их, именно за давностью веков, всё труднее…

Дикари-христиане готы и вандалы и относительно гуманные язычники-гунны

Римско-готский взгляд на гуннов

Из описания примитивного кочевого быта гуннов многие историки вплоть до недавнего времени делают вывод, что гунны явились из глубин Азии, были скотоводческим народом, родственным тюркам, уграм или монголам. В гуннах были склонны видеть страшных кочевнков сюнну древних китайских хроник, ушедших на восток в III веке – видимо, чтобы терзать Европу. Но прямых указаний на это в источниках нет. Простота нравов верхушки гуннов очень соответствует таковой же, например, у русского князя Святослава и его дружины в Х веке, в которых, кажется, уже никто не подозревает тюрок.

Таким образом, ничего такого, что делало бы древних гуннов не индоевропейцами (иранцами, скажем, германцами или славянами), в их древних описаниях не содержится.

Византийский взгляд на гуннов

Противоположный взгляд на гуннов просматривается у греческих авторов. Правда, их знакомство с гуннами относится к несколько более позднему времени – к середине V века, когда Аттила готовил поход на Рим. Тогда к Аттиле с деликатным поручением съездил посол из Константинополя Приск Панийский.

Но, быть может, мы знаем хотя бы, куда гунны делись? Да, народы многих стран Европы (и русские в том числе) производят Венгрию от названия гуннов. Но это – лишь свидетельство памяти о том, что когда-то там была столица гуннов. К слову, сами венгры – мадьяры – считают, что пришли в эту страну лишь в Х веке, а о том, что в ней когда-то жили грозные гунны, узнали лишь от более цивилизованных соседей и искусственно соединили их историю со своей.

Еще больше фактов о гуннах смотрите в ролике ниже на нашем ютуб канале. Также просим подписаться на ютуб канал, чтобы не пропустить новые выпуски и поставить лайк видео.
Приятного просмотра.

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Марк Твен

История гуннов, как народа, очень интересна, и для нас, славян, представляет интерес тем, что гунны, с большой долей вероятности, являются предками славян. В данной статье мы рассмотрим ряд исторических документов и древних писаний, которые достоверно подтверждают тот факт, что гунны и славяне это один народ.

Азиатская культура гуннов

азиатская история гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

европейская культура гуннов

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Племена гуннов в скандинавии

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

Великое переселение народов определило дальнейшее направление развития Европы, дало мощный толчок к образованию новых народностей, государств, языков. Начала зарождаться духовная и социальнопсихологическая атмосфера, нравственность и мораль. Наиболее значимыми последствиями переселения народов были, прежде всего, падение Западной Римской империи, образование новых варварских королевств, ставших предшественниками современных европейских государств, создание предпосылок для формирования феодального типа общества и др. Итогом невиданного ранее перемещения племен явилось также широкое распространение в южнорусских степях в IV-VII вв. народов тюркской языковой семьи. В течение всей эпохи Средневековья именно эти народы играли ведущую роль в истории нашего края: племена аланов, готов, гуннов и болгар.

Нашествие гуннов (заполнить таблицу)

Кто такие гунны? Откуда и когда началось песеление? Чем занимались? Общественное устройство? Традиции?

В конце IV в. н. э. Аланский и Готский племенные союзы были разбиты волной гуннского нашествия. Гунны – первые тюркоязычные племена, пришедшие с Востока. Предками гуннов, вероятно, являлся народ хунну, обитавший у границ Китая. Во II в. хунну потерпели поражение в войне с Китаем. Воюя и смешиваясь с другими кочевниками, они образовали новую этническую группу – гуннов.

Аттила, правитель гуннов с 434 по 453 годы, сумел не только объединить в одно целое западную и восточную части союза гуннских племен, но и создать мощное государство, простиравшееся от Кавказа до Эльбы. Аттила выучил латинский и греческий языки, изучил стратегию и тактику римской армии. Из гуннов, германцев, дунайских славян и других подвластных народов Аттила собрал громадное ополчение, более полумиллиона воинов. Опустошая все на своем пути, он прошел Германию и вторгся в Галлию и в Италию.. В 453 году, после очередного похода, правитель загадочно умирает. Историки до сих пор спорят о причинах его смерти. Захоронение великого полководца также до сих пор не найдено, хотя, если верить различным источникам, оно необычайно богато на археологические артефакты и драгоценные изделия. После смерти Аттилы в 453 г. созданный им союз распался, гунны вернулись в свои родные степи, а их история как отдельного народа со временем прерывается.

Военное искусство, повседневная жизнь, быт и традиции гуннов

Племенной союз – объединение нескольких племен, в которых выделяется племенная знать и наблюдается расслоение общества. Гуннское общество было патриархальным. Десяток семей образовывали табор. Такое количество семей было оптимальным для обеспечения выпаса стада и его охраны. Несколько таборов составляли основу племени. Гуннское племя состояло приблизительно из пятисот человек, его возглавлял совет старейшин родов. Во главе союза племен стоял правитель, власть которого передавалась по наследству от отца к сыну. Государственное объединение гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после правителя были верховный шаман и темник. Верховный шаман, проводил различные обряды и определял какие месяцы и годы будут благоприятными для гуннов. Темниками чаще всего становились близкие родственники правителя. Они возглавляли роды и подчинялись лично правителю. У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Три раза в год все вожди и военачальники собирались у правителя для совершения языческих ритуалов и жертвоприношений, а также для обсуждения государственных дел. У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие – использовали иные виды наказаний. По мнению ученых, гунны знали письменность, так как при дворе Аттилы была канцелярия, писари. Главным занятием членов племени было кочевое скотоводство, основой которого было коневодство. В их стадах находились все виды домашних животных – овцы, лошади, коровы, двугорбые верблюды, козы, ослы. В мирное время кочевники передвигались по степи вслед за своим скотом и одновременно охотились на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование. Часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Жилищем гуннов были юрты. Наиболее богатые гунны имели много скота и огромные юрты на колесах, которые тащили упряжки из 20-30 буйволов. В юртах передвигались женщины, дети и старики. Мужчины ехали на лошадях. Зимние жилища гуннов имели уникальную систему отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом. 1 Гунны носили одежду из шерсти и китайского шелка. Основными материалами для изготовления всех необходимых вещей и предметов у этих кочевников были кожа, шерсть, войлок, дерево. Кожаные одежды гуннов были прочными, удобными, легкими и красочными. Гуннские ювелирные украшения В гуннском обществе существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много дорогих вещей, а в могилах простых общинников – скромные вещи личного пользования. В могилы знатных гуннов клали золотые и серебряные украшения, поясные наборы, диадемы, седла, конскую сбрую, оружие, головные уборы, пряжки, подвески, фалары (большие выпуклые круглые бляхи с рельефным орнаментом). Часто серебряные и бронзовые изделия обтягивались золотым листом, украшались недорогими красными и лиловыми камнями, создавая впечатление пышности и богатства.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.


23.06.2017 01.04.2020 Admin до Рюриков, История Аттила, племя

ГУННЫ

375 год н.э. открыл страшный период в истории Европы. Дикие орды гуннов вторглись в ее пределы, начав опустошительную войну, которая привела к упадку огромный край, заселенный племенами, стоявшими на высокой ступени общественного и культурного развития.

В это время в Северном Причерноморье, на территории современной Украины, жило смешанное полукочевое население, известное античным авторам под именем сарматов. Полосу лесостепи занимали оседлые племена, которые считаются предками славян. Они были земледельцами и в IV в. н.э. переходили к интенсивной плужной обработке земли.

Гунны

К востоку от Дона, древнего Танаиса, возник еще один племенной союз, состоявший из местных племен и возглавленный аланами. Большую научную ценность представляют богатые курганы начала I тысячелетия н.э., принадлежавшие аланской знати. Под ними были открыты роскошные погребения-катакомбы. К сожалению, большинство могил ограблено еще в древности. Несмотря на это, в руки археологов попало немало вещей, которые дают возможность судить не только о широких культурных связях аланских племен, но и об их общественном строе, в частности о выделении племенной аристократии. Об экономических и культурных связях с соседними государствами и странами — Римской империей, причерноморскими греческими городами, Средней Азией — говорит большое количество обнаруженных в могилах привозных вещей (особенно монет), а также вещей, изготовленных местными мастерами под влиянием римских и восточных образцов.

Империя гуннов

Вот то население, с которым столкнулись гунны, хлынувшие в Европу из азиатских степей в середине IV в. н.э.

Кто были эти гунны, о которых с ужасом и отвращением рассказывали средневековые писатели на страницах дошедших до нас трактатов и хроник?

Гунны

К этой наиболее яркой эпохе истории хунну относятся обнаруженные в Забайкалье многочисленные обширные курганные могильники, состоявшие из каменных насыпей с бревенчатыми срубами под ними. Среди массы рядовых могил под едва заметными холмиками попадаются огромные курганы, сложенные из камней. Эти богатые курганы принадлежат хуннской знати и ханам (шаньюям). Наиболее известен могильник Ноин-Ула, расположенный в Монголии, недалеко от Улан-Батора. Несмотря на то, что большинство богатых погребений было ограблено еще в древности, огромное количество вещей, обнаруженных в погребениях, позволяет составить ясное представление о хозяйстве, культуре, торговых и культурных связях и общественном строе хунну того времени.

Скотоводство по-прежнему составляло основу хуннской экономики. Большую роль в хозяйстве играла и охота. Она была основным развлечением богачей, обеспечивала средствами существования рядовых общинников, у которых уже не было возможности разводить необходимое для жизни количество скота. Характерно, что бытовые предметы хунну любили украшать фигурами диких животных. Похожие изображения фантастических зверей известны в скифском и переднеазиатском искусстве. Наиболее тесно хунну были связаны с племенами Западной Сибири и Алтая.

Имущественная дифференциация хунну, судя по могильникам, настолько выразительна, что неизбежно наводит на мысль и о далеко зашедшей классовой дифференциации. Однако у них, как и у большинства кочевых народов (скифов, массагетов и др.), очень долго сохранялись внешние родовые формы общественных отношений. Хунну широко пользовались трудом рабов-военнопленных (правда, только в домашнем хозяйстве). Многие из захваченных в далеких походах военнопленных становились зависимыми от богачей земледельцами и ремесленниками.

В середине I в. до н.э. государство хунну распалось на две части — северную и южную. Южные хунну остались на месте, а северные постепенно отошли на запад — в Семиречье. Там часть из них и осела, образовав небольшое владение Юебань, а остальные двинулись в Приуралье.

Первое упоминание о гуннах в европейской литературе содержится в трудах византийца Дионисия, писавшего в 160 г. н.э. о том, что гунны жили за прикаспийскими скифами, в местности, прилегающей к Аральскому морю.

Во второй половине IV в. н.э. гунны, тесня аланов, вновь начинают движение на запад и снова, на этот раз надолго, приковывают внимание средневековых европейских писателей.


Восточная Европа в III-IV вв. н.э.

Захватив придонские степи в Приазовье, гуннские орды около 370 г. н.э. бросились на Крымский полуостров. Территория Боспорского царства, его селения и города были разгромлены.

Полное прекращение жизни на большинстве поселений Боспора, установленное археологическими раскопками последних лет, явное доказательство, что гунны действовали огнем и мечом, сметая все на своем пути. Уничтожены были не только мелкие города, не сумевшие оказать сопротивления противнику, но и столица царства — Пантикапей. В слоях этого времени на обширных участках города сохранились следы пожарищ и руины. Гуннское нашествие окончательно подорвало жизненные силы Боспорского царства. Разрушенными оказались и многие другие крупные города Крыма.

Союз, состоявший из многих разноязычных, чуждых друг другу причерноморских племен, распался при первом серьезном столкновении с противником. Некоторые из племен, входивших в этот союз (преимущественно кочевники), перешли на сторону гуннов, другие были ими покорены или истреблены. Часть их отступила к западу и здесь, на берегах Днестра, была окончательно разбита гуннскими полчищами. Остатки разгромленных готов и сарматов бежали в пределы Римской империи.

Империя гуннов

Одновременно гуннские орды, продолжая продвижение в Европе, вступили в пределы Римской империи. Здесь, на Дунае, они окончательно разбили остатки бежавших готов. Защищая свои границы, Византийская империя усиливала гарнизоны, а также путем подкупов пыталась внести раздоры в среду гуннских вождей.

В 30-х годах V в. н.э. во главе гуннского объединения встали два вождя — Аттила и Бледа. Существует предположение, что Аттила стоял во главе западных, а Бледа — во главе восточных гуннских племен, кочевавших от нижнего Дуная до Волги. В 445 г. н.э., убив Бледа, Аттила объединил все племена гуннов под своей властью и в течение 20 лет определял политическую жизнь Европы. Этот человек вошел в историю цивилизации как образец варовара-завоевателя, жестокого и безжалостного правителя.

Обосновавшиеся на Дунае в Паннонии гунны удерживали в своей власти причерноморские племена, которые составляли неисчерпаемый военный резерв гуннов и являлись их более или менее надежным тылом. Именно с населением Причерноморья гунны поддерживали тесные отношения, постепенно растворяясь в массе покоренных степных и лесостепных народов: угров, аланов, готов, славян и др. О степени ассимиляции гуннов свидетельствует то обстоятельство, что в Европе гуннские памятники до сих пор почти не выделяются среди других, одновременных им. Очевидно, их культура за период пребывания в европейских степях стала близка сармато-аланской. К собственно гуннским памятникам относятся только несколько обнаруженных в Восточной Европе погребений и кладов, а также появившиеся в Европе в IV в. н.э. деревянные и медные украшения, покрытые золотой фольгой, бронзовые котлы с фигурными ручками, деревянные седла.

Поэтому смерть Аттилы (453 г. н.э.), талантливого полководца и вождя, немедленно повлекла за собой распад гуннской державы. Это привело к освобождению многих племен, плативших ей дань. В частности, уже к концу V в. н.э. полностью отложились от гуннов и эмансипировались племена Северного Причерноморья. Правда, имя гуннов надолго еще сохранилось в сочинениях византийских, сирийских, закавказских авторов в качестве традиционного наименования варваров-кочевников степной полосы Причерноморья.

Однако вскоре эти племена начинают выступать под своими собственными наименованиями, они сами создают новые большие и малые племенные союзы.

Возникшие военные объединения и союзы распространяли свою власть на широкую территорию, достигали иногда большого, но эфемерного могущества и столь же быстро распадались после военного поражения, усиления соседнего союза племен или появления новой волны азиатских кочевников. Ни одно из этих объединений не достигло могущества и значения гуннской конфедерации. Но они полностью сохраняли паразитический характер ее экономики и грабительскую сущность ее политики. Большинство из них, истощенные экстенсивным кочевым скотоводством, полностью зависящие от ограбления земледельческих народов, были в конце концов разбиты последними и бесследно исчезли с исторической арены.

Лишь немногие из кочевых народов, вступив в тесное общение с земледельческими племенами, освоили земледелие и смогли интенсифицировать свое хозяйство. Именно эти народы и приняли участие в формировании и дальнейшем развитии европейских народов и их государств, в некоторых случаях сообщив им свое этническое имя.

Читайте также: