Доклад как вид исследовательской работы

Обновлено: 18.05.2024

Доклад — один из видов устного выступления, содержащее публичное развёрнутое, глубокое изложение определённой темы. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые учащимися высших и средних учебных заведений по заданию преподавателя.

Научный доклад готовится научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. Тезисы доклада, представленного на конференции, в обязательном порядке публикуются в сборнике тезисов докладов этой конференции. Кроме этого, возможна публикация статьи, написанной автором по материалам сделанного доклада, в сборнике трудов конференции

Структура доклада, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и темы доклада, однако традиционно включает в себя три части. Вступление. Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и др. Основная часть. Излагается основной материал в форме связного, последовательного, доказательного повествования, лишённого ненужных отступлений и повторений. Заключение. Подводятся итоги, формулируются выводы, подчёркивается значение рассмотренной проблемы и др

Требования к докладу. Подготовка доклада требует серьёзной исследовательской работы, которая должна включать в себя следующие этапы. Изучение наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (например, книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада (в случае учебного доклада перечень, как правило, определяется преподавателем). Анализ изученного материала с выделением наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений и научных положений. Обобщение изученного материала и логическое построение материала доклада в форме развёрнутого плана. Написание текста доклада в соответствии с требованиями научного стиля.

Тезис – это доказываемое положение или утверждение. Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Классификация тезисов научных работ

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).

2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.

Можно выделить 3 основных типа тезисов:

• К постановке проблемы;

• Новая методика работы.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

• Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.

• Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.

• Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.

• Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной те-ме.

• Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.

• Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

46. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи.

Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила.

Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей.

1 Название (заголовок).

3 Ключевые слова.

5 Обзор литературы.

6 Основная часть (методология, результаты).

7 Выводы и дальнейшие перспективы исследования.

8 Список литературы.

47. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.

Реферат– письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение информации, наиболее важных и главных аспектов (с точки зрения автора) темы, которые были выделены в результате изучения литературы и других источников информации. Это самостоятельная научно- исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, делает выводы, обобщения. Чтобы выразить свое собственное мнение по определённой проблеме, студенту требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым грамотно передать его содержание в письменной форме, про-анализировав информацию сделать логичные выводы Реферат является одной из форм отчётности по изучению дисциплины, он позволяет структурировать знания студентов. Цель работы над рефератом- обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, умения самостоятельно собирать данные, анализировать их, формулировать выводы.

Написание текста реферата.

Титульный лист заполняется по единой форме

Содержание включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате. Объём введения не должен превышать двух страниц.

Основная часть реферата может быть представлена одним или несколькими разделами, которые могут включать 2-3 подраздела. Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому. Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию раздела (подраздела). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т. е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Заключение. В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учётом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме, рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата.

Заключение по объёму не должно превышать 1-2 страниц. Приложения могут включать графики, таблицы, диаграммы, расчёты. Они обязательно должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию и название.

Список использованных источников. Здесь указывается использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания [5, с. 8]. Объём реферата составляет 15-30 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интел-лектуальный продукт).

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь, желательно используя технику визуализации информации.

План и содержание доклада

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- актуальные местные события;

- оптический или акустический эффект;

- неожиданное для слушателей начало доклада

Как правило, используется один из перечисленных приёмов.

Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна .

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы: - обобщение; - прогноз; - цитата; - пожелания; - объявление о продолжении дискуссии; - просьба о предложениях по улучшению; - благодарность за внимание.

Статья — это произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или сборника как составная часть его основного текста.

Критерии написания научной статьи по содержанию:

-актуальность – это острота поднятой проблемы и значимость ее решения не только в настоящем, но и в будущем;

-новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками);

-убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций);

- научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания);

- методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации).

48. Этика научно-исследовательской работы студента.

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

Планирование. Процесс планирования научного труда основывается на следующих принципах:

1. Необходимо рассчитать работу по времени, поэтапно, с учетом затрат времени на решение технических вопросов: заказ и получение книг в библиотеке.

2. Рассчитать работу по времени в целом.

3. Предусмотреть запас времени.

4. Составить детальный план работы (календарный), лучше письменно.

5. Вести картотеки (электронные, фактографические, адресные и др.) и записи исследований, фиксировать ход работы.

49. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы.

Структура научного произведения:

1. Титульный лист.

4. Главы основной части.

6. Список используемых источников.

8. Вспомогательные указатели.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Поэтому введение должно начинаться именно с обоснования актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным: достаточно 1–2 страниц машинописного текста.

Композиция научной работы – это последовательность расположения основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Стандарта по выбору композиции научной работы не существует. Каждый автор избирает любой строй и поря-док организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Отражается новизна и практическая значимость темы.

Раскрывается основное содержание темы.

Обосновываются выводы и предложения (авторские).

Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу

Наглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором

Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

Выделение наиболее важных частей прочитанного.

Составление тезисного плана прочитанного.

Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.

Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.

Краткие данные о методике исследования.

Анализ собственных научных результатов и их обобщение.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.

Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

Описание результатов исследования.

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.

Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.

Этапы работы над рецензией

Сбор материала для анализа:

Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы.

Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы.

Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений.

Оценка композиции исходного текста (реферата).

Оценка стилевого единства изложения.

Написание аналитического текста на основе собранного материала.

Формирование авторского замысла рецензента.

Продумывание личностной позиции рецензента:

Согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы.

Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.)

Выбор композиционного решения рецензии

3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции.

Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции

Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки.

NB! Учитель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Принципы организации работы над рефератом

Целесообразно привлекать к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.

Решение о занятии такого рода деятельностью учащийся должен принимать самостоятельно.

Учитель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует учащегося в процессе работы .

Исследовательская деятельность не должна носить массовый характер.

Приступая к работе учащийся должен знать точные сроки выполнения реферата ( они зависят от сложности темы ).

Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование.

Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.

Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях

Структура реферата

Содержание (оглавление с указанием страниц).

Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.

Цели и задачи работы.

Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).

Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).

Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы.

Основная часть.

Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.

Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).

Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).

Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.

Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.

Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).

Формулирование своей позиции (обобщение).

Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).

Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы.

Список источников.

Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.

Оценка реферата

При оценивании реферата необходимо учитывать следующие компоненты работы:

Содержательная часть (доминирующая) :

глубина и полнота раскрытия темы,

неординарность ( свежесть, новизна) темы,

научная доказательность (адекватность передачи информации),

структура работы (композиционная целостность),

единство стиля изложения и т. п.

соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 12 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,

эстетика иллюстративного материала.

Представление на процедуре защиты (в соответствии с требованиями к процедуре защиты)

Рецензия пишется руководителем в соответствии с требованиями к оформлению рецензии и на основе указанных компонентов работы.

Выставляется предварительная оценка.

Проект ( от лат. projectus – брошенный вперед ) –1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого – либо документа.

Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проекта

Монопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.

Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.

Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Доклад является одной из первых научных работ для студентов ВУЗов. Он помогает учащимся не только усваивать полученный материал, но и уметь грамотно выражать свои мысли. Научный доклад и его структура — это сложная работа, обладающая определенной алгоритмом и требующая правильного исполнения. Мало просто найти нужный материал — его следует правильно структурировать и представить преподавателям.

Что такое доклад и что он дает студентам?

Доклад является научно-исследовательской работой, выполняемой студентами, где они излагают суть проблемы, приводят подтвержденные факты, а также высказывают свое мнение касательно выбранной темы. Научный доклад оформляется как в печатной, так и в письменной форме. Доклад нужен не только для хорошей успеваемости учеников. Его главное назначение — это развить умение у студентов работать с документами, уметь компоновать информацию, высказывать свое мнение и выступать перед широкой публикой.

Если тему исследовательской работы ученики выбирают самостоятельно, то писаться доклад должен по четко предоставленной структуре. Студенты должны придерживаться правил оформления работы, чтобы преподаватели и другие ученики смогли лучше воспринимать преподносимую информацию.

Структура научного доклада

Структура доклада

Доклад представляет собой небольшое исследовательское задание, которое обычно не занимает более 5 страниц. Работу студенты выполняют на листах формата А4. Найденную и скомпонованную информацию записывают в письменном виде или распечатывают на компьютере. Структура научного доклада:

  • вступление. Обычно оно посвящено приветствию;
  • введение. в этой части обозревается главный вопрос, который будет поднят в докладе;
  • основная часть. В этой части представлен основной объем информации по заданной теме (вместе доводами автора).

Качественный доклад обязательно должен иметь небольшое заключение, позволяющее сделать вывод из представленной информации.

Требования по ГОСТу

Нормы оформления исследовательского доклады схожи со стандартами создания реферата. Следует отметить, что отдельного ГОСТа для научного доклада нет. Поэтому при компоновки информации рекомендовано обращать внимание на методические советы конкретного ВУЗа. Не существует также особых требований к передаче сведений в форме научного доклада. Единственное правило — текст должен быть написан в научном стиле. Также студентам необходимо пользоваться следующими правилами при написании работы:

  • отказаться от употребления длинных и сложных для восприятия предложений;
  • не употреблять иностранные слова, которые редко используются в русской речи;
  • отказаться от узкоспециальных терминов;
  • свести к минимуму применение вводных конструкций, которые не несут смысловую нагрузку.

В научном докладе может озвучиваться позиция автора. Однако она не должна занимать более 20-30 % всей работы. Ученикам рекомендовано минимизировать количество личных ремарок и правок.

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Доклад - выбор темы

Научные руководители обычно выдают студентам инструкции по написанию исследовательского доклада. Учащемуся необходимо тщательно ее прочитать и вникнуть в суд задания. Возможно, вопрос придется перечитать несколько раз, чтобы более четко понимать о том, что нужно писать. Чаще всего в таких заданиях дан четкий вопрос, на который необходимо ответить студенту, а также представлена дополнительная информация о целевой аудитории доклада, возможности применения личных ремарок.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Если возникают подобные трудности, не стоит бояться менять направление работы на начальном этапе. Лучше в начале пути выбрать что-то полегче, чем застрять на середине и долго топтаться на одном месте.

Подготовка к написанию доклада

После выбора тематики следует преступить к поиску информации и тщательно продумать оформление научной работы. Часто преподаватели дают волю фантазии ученикам и не требуют от них четкого следования всем критериям ГОСТа. В таких случаях студенты могут проявлять свою креативность в оформлении доклада, которая поможет им привлечь внимание публики и удержать его на время рассказа.

Немаловажная часть подготовки — это сбор достоверной информации. Не стоит в этом случае опираться только на интернет. Очень многие издания в сети не предоставляются в бесплатном режиме или в нужных форматах. Кроме того, в сети сведения могут быть недостоверными. Поэтому лучше все-таки обратиться в библиотеку и параллельно просматривать некоторые интернет-порталы.

Составление плана доклада

Чтобы не запутаться в большом объеме информации, необходимо набросать план научной работы. Все данные необходимо структурировать, чтобы по ходу чтения работы все больше и больше раскрывалась представленная тема. Ученикам стоит учитывать то, что научная работа в обязательном порядке должна содержать какие-либо фактические данные, цитаты, доводы и аргументы.

В докладе не должно быть воды, все сведения следует подкреплять какими-либо фактами (даты, мнения ученых).

Обязательно необходимо подготовить небольшое введение, чтобы вовлечь читателя в рассказ. Заканчивается повествование выводом, который закрепляет полученные сведения.

Рекомендации к написанию

Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.

Научный доклад

Введение содержит слова приветствия, цели и задачи представленного материала, информацию об авторе. студенту необходимо в доброжелательной и сдержанной форме поздороваться с аудиторией, назвать свои данные, тему выполняемой работы, обозначить цели, которые преследует написанная работа. Вводная часть не должна быть чрезмерно размытой и растянутой. Лучше в 4-7 предложениях представить четкую и интересную информацию, которая сможет вовлечь в слушание большую часть аудитории.

В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.

Список литературы и источников

После вывода с новой страницы ученики пишут список использованной литературы и источников. Это не обязательно должны быть книжные издания. в качестве источников можно вписывать журналы, интернет-порталы. Список литературы пишется в алфавитном порядке. Однако не все преподаватели призывают придерживаться этого правила.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст. Важно понимать его смысл.

Советы для выступающих перед аудиторией

Демонстрационность доклада

Чтобы грамотно презентовать написанную работу, необходимо предварительно ознакомиться со всеми незнакомыми или малознакомыми терминами, представленными в научной работе. Это поможет избежать неприятных казусов в процессе передачи информации в устной форме.

Лучше все-таки не использовать незнакомые понятия, если у ученика имеются сомнения в уместности их применения. Чтобы публика лучше воспринимала представленный материал, не нужно полностью считывать всю информацию с листа в одном голосовом режиме. Лучше всего пересказывать некоторые предложения своими словами, чаще отрывать глаза от документации, менять интонацию в нужных местах для лучшего восприятия материала.

Типичные ошибки

От ошибок не застраховании ни один студент. Чаще всего они заключаются в следующих моментах:

  • ошибки. Многие работы составляются в спешке из-за нехватки времени. Поэтому студенты не находят возможностей для корректировки написанного и исправления опечаток;
  • неактуальность или банальность темы. Эта ошибка распространена среди тех учащихся, которые не особо желают напрягаться в писке нужной информации;
  • представленный материал не содержит научных подкреплений. Часто студенты составляют водные работы, которые не содержат четкой конкретики и полностью лишены практической части. Научная работа должна подкрепляться примерами, доводами, фактами, вырезками из экспериментов.

Частые ошибки учащихся заключаются также в использовании публицистического стиля повествования, отклонении от выбранной темы, неправильном оформлении научного доклада.

Научно-исследовательский доклад — это студенческая работы , составленная на основе достоверных источников и презентованная перед аудиторией. Подобного рода работы помогают не только повысить успеваемость учащихся, но и научить их структурировать информацию, работать с большим объемом данных, уметь отделять главное от второстепенного.

Как правильно провести презентацию и стильно подать даже самую сложную информацию вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Что это такое?

Научный доклад – это научная работа в миниатюре, где автор полноценного исследовательского проекта кратко излагает суть: проблема, действия и результат. Здесь важен акцент на практику, освещать теорию можно очень кратко и емко или вовсе опустить данный фрагмент научного изыскания.

Научный доклад

Работа над докладом

Научный доклад может быть представлен в двух формах: устной – в виде выступления автора перед коллегами или комиссией, в письменной – в виде полноценного небольшого проекта. Независимо от формы представления проведенного исследования с помощью научного доклада автора должен показать три ключевых навыка: анализ информации и систематизация данных, грамотная интерпретация полученных результатов, а также готовность к дополнительным вопросам.

Миссия научного доклада заключается в кратком и емком представлении глобального исследования, отражении его сути и мастерства автора. Он необходим в определенных случаях: по требованию организаторов научно-исследовательского мероприятия (конференция, симпозиум и пр.), для защиты проекта на публике, для знакомства экзаменаторов с исследованием и пр.

Специфика выполнения научного доклада

Приступать к формированию научного доклада целесообразно и возможно только по мере проведения исследования, получения окончательных результатов и подведения итогов. Чаще всего создание этого документа начинается сразу же по мере формирования чернового или окончательного варианта научной работы, раньше подготовить текст для выступления не удастся.

В научном докладе особое место отводится практической части исследования. Теоретические аспекты доступны и известны всем, а вот результаты экспериментально-аналитической части могут быть уникальны и неординарны.

Специфика научного доклада

Особенности выполнения научного доклада

Несмотря на небольшой объем (в среднем около 2-6 страниц печатного текста), научный доклад должен соответствовать таким требованиям как:

  • Написание текста производится строго в рамках академического письма;
  • В докладе отмечается лишь суть исследования, с акцентом на цель, мероприятия и полученный результат;
  • Краткость и емкость изложения, читабельность и понятность, последовательность и логичность мыслей автора;
  • Возможно использование вводных конструкций и клише, отсутствие личных местоимений (обезличенная форма);
  • Наличие четкой структуры: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы;
  • Ключевые тенденции и закономерности, изменения целесообразно отмечать графически, чтобы упростит процесс внимания в информацию, отслеживание перемен и их воздействия на объект исследования.

Сам текст доклада (основная часть) – носит формальный характер и выполняется строго в научном стиле, но введение и заключение должно содержать и культурно-этические элементы: приветствие коллег и членов комиссии, благодарность за проявленное внимание и пр.

Немаловажную роль в оценке научного доклада и исследования в целом играет правильное оформление. Текст должен быть без ошибок и опечаток, структурирован логически и формально (главы, подпункты, абзацы), оформлен с учетом действующих норм (поля, шрифт, номер страницы, уникальность и пр.).

При оценке научного доклада эксперты уделяют особое внимание следующим моментам:

  • Логичное повествование хода исследования;
  • Анализ полученных результатов и аргументированные выводы автора;
  • Умение работать и обрабатывать информацию, преобразовывать ее в более сжатый и емкий вид, выделять исключительно важные моменты (суть) и грамотно ее преподносить;
  • Оформление, следование четким требованиям.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

От качества научного доклада и может зависеть успех автора научной работы. Поэтому к его написанию следует подойти с особым вниманием и ответственностью.

Инструкция по выполнению научного доклада

Важно отметить, что тема научного доклада изначально предопределена. Она полностью идентична с темой полномасштабного исследования: курсовой, дипломной, научной работы и т.д.

Инструкция по выполнению научного доклада

Схема выполнения научного доклада

Прежде, чем приступать к написанию научного доклада, автору необходимо подготовиться:

  • Еще раз изучить полноценную версию исследования и выделить основные моменты: цель и задачи, объект и предмет, методология и инструментарии, информационная база, новизна и значимость. Установление этих ориентиров облегчит подготовку введения доклада;
  • Определить основные термины, методики и кратко их отметить. Достаточно выделить наиболее распространенные приемы, актуальные методики и перечислить их с кратким описанием (что делать, в какой последовательности и пр.);
  • Отметить ключевые моменты практической части: последовательность действий и полученный результат на каждом этапе. Здесь важно сразу же предоставлять результаты анализа: о чем свидетельствуют те или иные тенденции и отклонения, на чем отражаются и что провоцирует их появление;
  • Подвести итог, обозначив актуальную проблему и предложив новый способ ее решения с учетом современных возможностей объекта. Притом все мероприятия по решению проблемы должны быть реалистичными, выполнимыми и достижимыми. Если имеются результаты апробации, то автору следует сразу же отметить степень эффективности предложенных мер, пояснить возможность использования полученных и проверенных результатов в перспективе (где, как уместны и пр.).

В научном докладе не нужно подробно расписывать каждый этап или мероприятие. Достаточно пронумеровать их, отметив: что было сделано (анализ деятельности ООО), что выявлено (какая проблема), что предпринято (что предлагает автора), что получено (результат новшеств).

В основу научного доклада должны лечь только достоверные, поверенные и обоснованные сведения, подтверждающие точность и верность результатов и рекомендаций автора.

Пример формирования научного доклада

  • Введение призвано очертить ключевые моменты и заинтересовать аудиторию;
  • Основная часть – раскрыть основные моменты и решить проблему;
  • Заключение – подвести итог, подчеркнуть самостоятельность и компетентность автора, эффективность решений.

Для формирования оглавления научного доклада достаточно взглянуть на оглавление научного изыскания и преобразовать его следующим образом: введение, теоретические аспекты по теме (краткий очерк, современные тенденции), характеристика объекта исследования диагностика проблемы и ее проявления, возможности объекта, рекомендации автора и оценка их эффективности (мероприятия, анализ результатов), заключение список литературы.

Титульный лист должен быть оформлен с учетом требований ГОСТ: образовательное учреждение, вид работы (доклад, научный доклад), тема, исполнитель, руководитель (преподаватель), дата защиты.

Титульный лист доклада

Как оформить титульный лист?

Оформление содержания доклада

Создаем оглавление

Основной текст доклада представлен в виде текстовой информации, которая кратко рассказывает об истории становления этики и риторики, их взаимосвязи и важности, проблемах, важности, основных факторах и тенденциях.

Что должно быть в научном докладе? Содержание научного доклада Основная часть научного доклада

Заключение подводит итог: зачем нужна риторика и этика, как она сказывается на общении и презентации личности, чем способствует (ее значимость) и пр.

Выводы в научном докладе

Заключительная часть доклада

Список литературы подчеркивает основу исследования (научные труды, данные и пр.).

Список литературы

Оформляем список литературы по всем требованиям и стандартам

По мере формирования научного доклада обязательно перечитайте его, проверьте на ошибки, логичность и последовательность ясность и читабельность, оформление.

Написание научного доклада представляет собой тщательную переработку проведенного исследования, поэтому он всегда получается уникальным.

Научный доклад облегчает защиту любого проекта независимо от уровня сложности, направления деятельности и темы. Он поможет как студенту при защите курсовой, дипломной работы, так и ученому на защите монографии, диссертации, на конференции и пр.

Притом обратите внимание, что комиссия чаще всего задает вопросы автору по тем моментам, которые он опустил в научном докладе, но указал в полномасштабной работе (термины, определения, формулы, промежуточные результаты, причина выбора конкретного мероприятия или метода и пр.). Поэтому у него есть шанс досконально подготовиться к ним, пометив их отдельно.

Виды и формы научно-исследовательской работы (НИР) студентов

Вуз готовит не только специалистов определенного направления, но и кадры для научной деятельности. Чтобы у студентов сформировались необходимые навыки, их приобщают к научно-исследовательской работе (НИР). Пусть вас не пугает сложное название: мы расскажем, какие виды научно-исследовательских работ бывают и что в них нужно писать.

НИРС — важная часть учебного процесса в любом вузе. Она предусмотрена учебными планами, а потому обязательна для каждого студента.

В каждом институте есть своя специфика организации НИР: формы и темы зависят от профиля факультета и кафедры, а также учебного плана специальности. Однако есть общепринятые формы научно-исследовательских работ, которые готовят студенты любого вуза.

Виды научно-исследовательских работ

Чаще всего студенты выполняют следующие виды НИР:

  • рефераты;
  • эссе;
  • проекты;
  • курсовые;
  • дипломные.

Реферат

Это самая простая разновидность НИР, их учатся готовить еще в школе. Это краткое изложение одного или нескольких источников, объединенных конкретной темой.

Готовя реферат, студент учится искать и конспектировать информацию, от него не требуется выдвигать или доказывать свои гипотезы.

Эссе — творческая работа, которая должна показать, что автор усвоил материал, может выдвигать собственные идеи в рамках определенной темы и аргументировать свою позицию.

В эссе требуется четко формулировать мысли, подкреплять тезисы аргументами, а также уметь опровергать существующие контраргументы.

Проект

Проект как вид научно исследовательской работы студента подразумевает оригинальную разработку, которую студент сам планирует и реализует. Она может быть посвящена теме, которая интересна учащемуся и перекликается с научной направленностью кафедры.

С проектами студенты часто участвуют в конкурсах и турнирах.

Курсовая

Курсовая работа — исследование научно-практического характера, которое демонстрирует приобретенные студентом знания и навыки по конкретному предмету.

В курсовой обязательно присутствует теоретическая и эмпирическая часть: это подтверждает, что студент может эффективно применять полученные знания для решения реальных задач.

Диплом

Дипломная работа является финальным этапом в обучении специалиста. Цель этого типа НИР — углубленное изучение одного из аспектов выбранной темы.

В дипломной работе студент не просто пересказывает имеющиеся теории, а предлагает решение конкретной проблемы с помощью новой программы, методики и пр.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


НИРС часто становится основой для серьезных научных трудов

НИР в аспирантуре

Если после окончания вуза студент решает продолжить обучение в аспирантуре, основной формой НИР становится кандидатская диссертация. Кроме того, он пишет научные статьи (чаще всего в соавторстве с научным руководителем и другими преподавателями).

Формы научно исследовательской работы студентов во внеучебное время

Помимо типов НИР, предусмотренных учебным планом, студент также может заниматься ей в свободное время.

К этому виду научно-исследовательских работ относится:

  1. Участие в кружках и секциях.
  2. Подготовка тезисов на конференции.
  3. Написание научных статей.

Работа в секциях

Кружки делятся на предметные и проблемные. На первых занимаются студенты младших курсов, глубже изучая выбранную дисциплину. Старшекурсники предпочитают посещать узконаправленные проблемные секции, работая над интересующей темой.

Студенческие конференции

Участие в конференциях в большинстве вузов необязательно, но некоторые учащиеся готовя тезисы и доклады по интересующей их проблематике.

Сертификаты об участии в конференции могут принести дополнительные баллы по соответствующим предметам.

Публикации

Научные статьи обычно готовят магистранты, которые собираются остаться в аспирантуре и глубоко исследовать выбранную тему. К этому типу НИР предъявляется много требований: определенный объем, количество источников и т. д.

Написать научную статью, диплом или обычную курсовую бывает непросто. Студенты тратят на это много времени, изучают специализированную литературу, проводят исследования и эксперименты. Или обращаются за помощью в студенческий сервис. Его специалисты помогут с подготовкой любой учебной или научной работы.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: