Доклад к семинару пример

Обновлено: 08.07.2024

Даже при грамотном написании доклада неправильное его оформление испортит впечатление, из-за чего может снизиться оценка. Если вам предстоит написание такой работы, но от куратора не последовало рекомендаций, как правильно оформить доклад можете узнать в подробностях ниже. Мы расскажем требования ГОСТ, правила написания и структуру, оформление титульного листа, оглавления, содержания, списка литературы и наглядных материалов.

Требования к докладу

Оформление доклада в первую очередь базируется на:

  • правильном построении структуры;
  • следованиям положениям ГОСТ.

Придерживаясь таких правил, учащийся продемонстрирует умение правильно работать с информацией и преподносить ее, квалифицированно и доступно отвечать на вопросы. Чаще всего речь идет о публичном выступлении в письменной и устной форме.

Структура

Как делать доклад и из чего состоит, можно проконсультироваться с преподавателем или следовать общим требованиям. Обычно такой труд студента включает 4 раздела:

  • вступление, как приветствие с аудиторией;
  • введение, как стремление заинтересовать слушателей, обозначая актуальность, цели и задачи, предмет и объект исследования;
  • основная часть, где раскрываются используемые методы исследования, проделанная работа, а также анализ результатов;
  • заключение, в котором автор подводит итоги, а после завершает выступление.

Требования по ГОСТу

Максимально подробная информация о том, как должно выполняться оформление доклада, прописано в положениях ГОСТ. Отдельного ГОСТа о докладах не предусмотрено, поэтому нужно попросить наставлений от преподавателя, какими методическими указаниями нужно будет пользоваться.

Основным документом, на который стоит опираться, будет ГОСТ, касающийся правил, как должен выглядеть реферат. Главное, чтобы присутствовал научный стиль передачи информации, а также не были допущены следующие погрешности:

  • длинные предложения;
  • общие слова и вода в тексте;
  • непонятные иностранные слова и узкопрофильная терминология, жаргонизм и сленг.

ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84)

Если преподаватель не дает четким указаний по выбору ГОСТ для правильного составления и написания доклада, можно воспользоваться уже известными вариантами:

  • ГОСТ 7.32-2001 об отчете по научно-исследовательской работе;
  • ГОСТ 2.105-95 об общих требованиях к текстовым документам;
  • ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84) о составлении и оформлении библиографических ссылок.

Уместными также будут правила ЕСКД о том, как должны выглядеть текстовые документы учащихся школ, ВУЗов и других образовательных заведений.

Правила написания доклада

Написание доклада может быть своими руками или в печатной форме. Для начала автор должен вникнуть в основную исследовательскую работу, будь то курсовая или дипломная. А уже после этого на основе полученных сведений и итогов можно составлять краткий информативный доклад. Как написать доклад, во многом зависит от правильного составления плана работы.

Подбор темы

Первым этапом планирования будет подбор темы. Желательно выбирать то, что автору будет интересно и понятно, в противном случае сложно будет донести свою мысль слушателям. Исследуемая область должна быть актуальной, если ее неоднократно изучали другие авторы и специалисты, лучше подыскать что-то другое.

Поиск литературы по теме

Не менее важным этапом планирования в вопросе, как подготовить доклад, будет поиск источников информации. В качестве литературы можно использовать учебники и книги, методические пособия в институте, а также электронные ресурсы, публикации в научных изданиях. Желательно, чтобы студент задействовал не мене 10 источников, указав их в соответствующем разделе работы.

Составление плана доклада

Прежде чем начинать написание своей работы, автору нужно набросать примерный план, по которому он будет в дальнейшем продвигаться. Что обязательно должно быть внутри, мы уже обсудили – это введение, основа и заключение. План оформляется также строго по требованиям ГОСТ, сюда же вносятся источники литературы, наглядные материалы.

Формулирование выводов

Если учащийся самостоятельно проводил работу (диплом, курсовую, реферат и др.), где была освещена и теоретическая и практическая часть работы, ему не составит труда подвести лаконичные и четкие выводы. Они должны составляться тезисно, напоминая по структуре введение, но с подведением итогов.

Продумайте, какие вопросы наиболее вероятно будут заданы преподавателем и аттестационной комиссией по вашей теме. Хорошо будет, если вы выучите все определяющие термины, отрепетируете выступление заранее, максимально проработаете источники литературы.

Содержание разделов доклада

Докладом можно считать своего рода справку и шпаргалку для защиты основной проделанной работы студента в университете. После ознакомления с базовыми правилами написания, можно приступать к составлению основного текста. Речь идет о правильном оглавлении, введении, основной и заключительной части, а также списке литературы.

Оглавление

Что такое оглавление? Речь идет о плане, составленном строго по структуре доклада. Структуры элементы маркируются списком, начиная с введения и до последнего листа научного труда учащегося. По стандартам, приуроченным к написанию реферата, в оглавление вносят:

  • введение;
  • название первой главы;
  • название второй главы;
  • название третьей главы;
  • заключение;
  • список используемых источников;
  • наглядные материалы (приложения).

Каждый пункт нужно начинать с новой строчки, указывая с другого края листа нумерацию страниц. Благодаря оглавлению преподавателю будет проще ориентироваться по докладу.

Введение

Введение – это краткий экскурс по проделанной научно-исследовательской работе, где студенту обязательно нужно тезисно обозначить:

  • актуальность;
  • предмет и объект;
  • цели и задачи.

Также проводится краткий обзор по важным источникам литературы. Благодаря такому подразделу аудитория уже имеет представление, насколько успешной и интересной будет выступление.

Основная часть

Внутри основной части доклада учащийся максимально сжато, но понятно и информативно раскрывает материал по главам и параграфам. Тут указываются рассматриваемые проблемы, а также разные стороны и методологии их решения. Каждый смысловой блок желательно обозначать оглавлением.

Заключение

Тут еще раз оговаривается коротко суть проблемы, актуальность ее изучения, применяемые методики, а также результаты, анализ и личное мнение автора. Своего рода это итог о проделанном исследовании.

Список литературы

Как подписывать и составлять список литературы, подробно описано и рассмотрено в положения ГОСТ. Автор указывает все источники по нумерации и в алфавитном порядке.

Как оформить титульный лист

Первое, с чего начинается работа – это титульный лист презентации, его составление и правильное оформление. На нем указывается:

  • официальное название организации сверху листа с выравниванием по центру;
  • тема работы с выравниванием по центру;
  • данные автора с выравниванием по правой стороне снизу листа;
  • данные преподавателя по правой стороне листа;
  • город и год выполнения в самом низу с выравниванием по центру.

Обратить внимание нужно и на то, каким шрифтом делать титульник. Набор производится в ВОРДе на компьютере строчными буквами, шрифт Times New Roman 14 кегля. Тема указывается заглавными литерами, полужирным шрифтом. Недопустимы переносы и опущение предлогов в конце строки, а также абзацный отступ и нумерация страниц.


Титульный лист – это своего рода лицо проделанного труда, поэтому чтобы не допустить ошибок, лучше взять на кафедре или у куратора образец, шаблон правильного составления.

Как оформить оглавление доклада

Красиво оформить оглавление – не менее важная задача, так как это путеводитель по докладу и всему научно-исследовательскому труду студента. Оно следует сразу после содержания, включая в себя разделы и подразделы, их страницы. Допустим шрифт Times New Roman 14 кегля прописными или строчными буквами. Если работа небольшая без разбивки на разделы, оглавление пропускают.


Как оформить основной текст доклада

Написание основной части предусматривает тот же шрифт, но 12 или 14 кегля. Здесь применимы только строчные буквы. Согласно ГОСТ текст набирается с абзацным отступом в 1,25 см, полуторным межстрочным интервалом, реже используется единичный интервал. Если пишется название главы, то это прописные полужирные буквы, точка здесь не ставится.

Особое внимание уделяется тому, чтобы по тексту не были двойные пробелы, переносы. Если в тексте предусмотрены формулы, их создают при помощи редактора Microsoft Equation 3.0. Они идут отдельной строкой с выравниванием по центру, абзацным отступом от текста сверху и снизу. Нумерация формул выполняется арабскими цифрами в круглых скобках справа по листу.

Оформление списка литературы

Любой проект студента должен завершаться перечислением используемых источников информации. Подробности о том, как сформировать список литературы, можно узнать из ГОСТ Р 7.0.5-2008. Студент указывает фамилию и инициалы автора книги, название источника, где оно издавалось и когда, количество страниц.

Если это журнал или статья, нужно обозначить фамилию и инициалы того, кто является владельцем текста, далее идет название публикации и журнала, год издания, номер выпуска журнала, страницы, где располагается нужная статья. Все пункты оформляются строго по алфавитному порядку. Внутри текста должны быть ссылки на список литературы в квадратных скобках.


Как оформляются иллюстрации в докладе

В ГОСТ и методических указаниях можно получить сведения о том, можно ли вставлять картинки, фото и наглядные материалы в доклад, а также как правильно это делается. К разрешенным иллюстрация относятся:

  • графики;
  • схемы;
  • фото;
  • рисунки;
  • диаграммы.

Как оформить таблицы

Если автор будет оставлять в тексте таблицы, в таком случае размер шрифта не должен превышать 10 или 12 пт. У каждой таблицы, что также следует сразу за текстом касательно нее, обязательно присутствует название и нумерация, как и в случае с иллюстрациями. Но здесь номер и наименование располагается сверху.

Советы, как оформить доклад правильно

Любое слово, надпись, иллюстрация должны быть выполнены согласно общим правилам. Чтобы доклад получился грамотным, красивым и верно составленным, следует прислушиваться к практическим рекомендациям:

Типичные ошибки

Чтобы избежать промахов и недочетов, давайте пробежимся по нескольким типичным ошибкам, совершаемым многими студентами. Например:

  • излишний объем, когда доклад должен составлять около 10% от курсовой, реферата или диплома;
  • длинные предложения, когда уместны тезисы и лаконичные умозаключения;
  • узкопрофильные термины и позаимствованные слова, которые будут непонятны аудитории;
  • наличие вводных ненужных слов и фраз, делающих текст невнятным и долгим;
  • низкая уникальность, в результате чего преподаватель сочтет работу копией чужого труда.

Пример доклада

Как украсить и правильно составить краткий доклад по проекту для студента, можно узнать или у преподавателя, или в положениях ГОСТ, а также на наглядном стендовом примере:

Заключение

Нужно ли уделять столько внимания оформлению текста и наглядных материалов? Несомненно, только так вы продемонстрируете свой уровень квалификации и осознанности в дисциплине и деле, которому обучаетесь. Правила форматирования, составления структуры и каждого элемента внутри, титульного листа и наглядных материалов выполняется по ГОСТ и методическим указаниям преподавателя. В статье были детально рассмотрены все тонкости по этим пунктам с наглядными примерами для большего понимания.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Неправильное оформление доклада может испортить впечатление даже от очень интересной темы. Поэтому, если преподаватель не дал вам никаких специальных указаний по оформлению доклада, воспользуйтесь нашими советами. В статье приведены самые распространенные правила оформления научно-исследовательских работ.

Как оформить доклад правильно – коротко о главном обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Как оформить доклад правильно – коротко о главном

Общие требования к оформлению

Сначала стоит разобраться, что собой представляет доклад.

Совершенно иначе обстоят дела с докладами, которые нужно сдавать на проверку учителю, преподавателю или конкурсной комиссии. В таком случае необходимо руководствоваться теми требованиями, которые предъявляет к оформлению работы проверяющий. Здесь и начинаются проблемы. Если для курсовых и дипломных работ обычно выпускаются специальные методические указания по их оформлению, то для докладов такие инструкции выпускаются крайне редко. Означает ли это, что можно дать волю фантазии и воплотить на бумаге все свои творческие порывы? Вовсе нет.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Какие ГОСТы использовать

При написании и оформлении такого вида работ следует руководствоваться ключевыми положениями ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95, ГОСТ Р 7.0.5-2008 (ГОСТ 7.1-84) и правилами ЕСКД, предъявляемыми к оформлению текстовых документов.

Как оформить титульный лист

Титульный лист доклада

Титульный лист доклада

Для доклада обязательно должна быть оформлена титульная страница. На ней указывается официальное название организации (сверху по центру), тема доклада (по центру листа), авторы (в правой нижней части страницы), город и год выполнения доклада (снизу по центру строки). При этом используется шрифт Times New Roman 14 пт, строчные буквы.

Абзацный отступ на титульной странице не используется.

Номер страницы не ставится, но учитывается.

Как оформить содержание

Содержание (оглавление) доклада

Содержание (оглавление) доклада

Оглавление следует сразу за титульной страницей, содержит сведения о разделах и подразделах доклада и страницах, на которых они располагаются. Шрифт Times New Roman 14 пт, допускается применение как строчных, так и прописных букв. Допускается не оформлять содержание, если текст доклада небольшой по объему и не разбит на разделы.

Как оформить текст доклада

Текст доклада оформляется шрифтом Times New Roman 14 пт или 12 пт. Для написания основного текста допускается применение только строчных букв..

По всему тексту должен применяться абзацный отступ, который составляет 1,25 см. Чаще всего используется полуторный межстрочный интервал, но допускается применение одинарного.

Точка после названий глав не ставится. В названии глав могут применяться прописные буквы, полужирное начертание.

Оформление формул в докладе

Оформление формул в докладе

Формулы выполняются в редакторе Microsoft Equation 3.0. Располагать формулы необходимо отдельной строкой, по центру, отделяя ее, при этом, абзацными отступами сверху и снизу от основного текста. Формулы нумеруются арабскими цифрами, которые заключаются в круглые скобки ставятся справа от формулы.

Как оформить иллюстрации в докладе

Оформление рисунков, изображений, в том числе диаграмм и схем

Оформление рисунков, изображений, в том числе диаграмм и схем

К иллюстрациям относятся схемы, графики, диаграммы, рисунки и фотографии. Если в тексте доклада присутствует несколько иллюстраций, они должны быть пронумерованы.

Выравниваются иллюстрации по центру и располагаются сразу после текста, в котором они упоминаются.

Как оформить таблицы

Оформление таблицы в докладе

Оформление таблицы в докладе

Таблицы располагаются в тексте сразу за их упоминанием в тексте.

Как оформить список литературы

Оформление списка использованных источников

Оформление списка использованных источников

Оформление списка источников регламентировано ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Для книг должны быть указаны: фамилия и инициалы авторов, название, место издания, издательство, год издание количество страниц.

Для статей из журналов указывается фамилия и инициалы авторов, название статьи, название журнала, год изданий, номер выпуска и страницы, на которых расположена статья.

Список литературы располагается в алфавитном порядке.

В тексте доклада должны быть указаны ссылки на источники с указанием в квадратных скобках номера соответствующего источника.

Полезные советы, как оформить доклад правильно

Напоследок несколько советов по подготовке и оформлению доклада:

Совет 2. Не расставляйте номера ссылок на источники литературы в черновом варианте доклада. Возможно, вы еще переделаете список литературы – какое-то количество источников добавиться или удалиться. Очень трудно будет потом соотнести по номерам все источники. Указывайте в скобках название книги или автора. И только убедившись в том, что работа полностью закончена, оформляется ссылки на источники.

Совет 3. Если в тексте присутствуют непонятные сложные термины, раскрывайте их смысл. Так вы сделаете доклад более доступным для слушателей.

Совет 4. Текст оформленного материала и текст выступления может незначительно отличаться. Текст выступления может быть максимально упрощен для слушателей. (Но не перестарайтесь. Разговорная речь не приветствуется на выступлении).

Совет 5. Используйте возможности Word для создания автоматического оглавления. Такое оглавление смотрится намного лучше, чем то, что сделано вручную. Кроме того, элементы такого оглавления – ссылки, при нажатии на которые открывается страница с соответствующей главой.

Совет 6. Перед печатью проверьте еще раз текст на ошибки (орфографические ошибки Word выделяет красным цветом). Визуально оцените оформление (это удобно сделать, уменьшив масштаб страницы): проверьте наличие подписей ко всем таблицам и рисункам, убедитесь в использовании одинакового шрифта в тексте, обратите внимание на выравнивание текста (оно должно быть по ширине).

Подведем итоги

Главное, что необходимо помнить: доклад – текст для выступления. Поэтому при написании доклада в первую очередь необходимо уделять внимание его информативности, лаконичности и доступности изложения для слушателя. От этого зависит результат выступления с докладом. Оформление – вторично, хотя и немаловажно.

Как оформить доклад правильно – коротко о главном обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступления на научно-практических конференциях,

педагогических чтениях и фестивалях

Шагдыр Айлана Николаевна –

МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района.

Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Одним из вариантов интегрированного образования, который получил развитие в образовательных учреждениях, является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школах.

Данная модель реализуется при организации обучения детей по специальной (коррекционной) программе 8 вида и представлена в двух вариантах:

Специальный (коррекционный) класс. Эта форма более привычная, именно так организовано обучение детей в коррекционных школах, но для открытия такого класса необходимо наличие на параллели 9-12 учащихся.

Как быть если количество детей меньше? Выходом в данной ситуации явилось создание специальных (коррекционных) классов по принципу малокомплектного (разновозрастной).

- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной учащихся с ЗПР, работе с их родителями;

- участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;

- ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дефектолога с педагогом, дневник наблюдений за учащимися, написание характеристик);

- работа с родителями, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям;

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:

- индивидуальная траектория образования в рабочей программе, поурочном планировании;

- планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий с педагогом (составляется с перспективой не более чем на 1 месяц).

Отслеживание динамики развития ребенка:

- регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;

-фиксация динамики развития, обучающихся с ЗПР в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий с учетом усвоения учащимися образовательных программ.

При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

- изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей и как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей.

- знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога- с результатами диагностики и планами специалистов;

- предоставление родителем учащихся в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями, как со стороны учителя, так и специалистов.

В организацию обучения в таком классе требует особого построения содержания и соответствующей технологии (учебный план, расписание, рабочая программа, журнал).

При обучении детей в специальных (коррекционных) классах, идея интеграции реализована через организацию внеурочной деятельности. Продумать весь уклад школьной жизни. Найти места включения детей с ОВЗ в проведение совместных мероприятий. Это проведение праздников, участие в акциях, конкурсах, соревнования, проектах и т.д. Занятия в кружках и секциях.

hello_html_m4ab5542f.jpg

hello_html_m464fcd.jpg

МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района.

Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок - это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

1. Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):

§ по звонку найти свое место;

§ рапорт дежурного, определение отсутствующих;

§ проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

2. Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:

§ индивидуальный опрос с вызовом к доске;

§ фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

§ индивидуальный письменный опрос;

§ уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

§ игра "Четвертый лишний";

§ словарная работа (связь с новым материалом);

§ в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

§ самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;

§ вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

§ чередование беседы и рассказа;

5. Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:

§ работа с учебником;

§ работа с тетрадью;

§ таблицы, схемы, тесты;

6. Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

тезисы доклада на конференцию пример

Умение создать уникальный научный доклад - это нелегкий труд. Выступая на конференциях, докладчик делится своим научным опытом, а также получает оценку своей деятельности со стороны научного сообщества, поэтому выступление с докладом на конференции – это очень ответственный момент.

Что такое научный доклад на конференцию

Научным докладом является исследование, изложенное в письменном виде, в котором описывается научный опыт автора или же содержатся результаты научного исследования в определенной области науки. Доклад может сопровождаться презентацией, которая готовится на базе данных из основного текста исследования и является наглядной демонстрацией. В докладе тезисно раскрываются исследуемые проблемы, инновационные разработки, которые могут впоследствии превратиться в крупномасштабное исследование. Устный научный доклад необходимо подготовить заблаговременно. Он должен представлять собой тщательно обоснованные тезисы и анализ проблем по теме. Его готовят с опорой на актуальные литературные источники и реальный практический опыт автора. Написать доклад на научную конференцию и выступить с ним – это значит, привлечь внимание к исследуемым проблемам и вызвать дискуссию.

Все работы, представленные на конференцию, публикуются в специальном, приуроченном к конференции, сборнике. Сборник преподносится в качестве подарка всем участникам конференции. Публикация исследования в сборнике – это очень хорошее подспорье для авторов. Они стремятся публиковать как можно большее количество своих работ, тем самым укрепляя свой авторитет в научном мире.

doklad-na-konferenciyu-primer-obrazec

Подготовка темы и аннотации

Выбор темы научного доклада на конференции по образцу является сложной проблемой, так как от правильно выбранной и сформулированной темы зависит то, как будет построено все исследование. Если тема интересна для автора, то работа продвигается намного быстрее, идеи для ее реализации приходят в голову сами, и доклад будет написан в срок.

При выборе темы и ее формулировке необходимо придерживаться требований:

  1. Не следует выбирать слишком обширную область изучения. Работа должна быть рассчитана максимально на 10 – 15 минут.
  2. Научный доклад должен вызывать интерес у слушателей. Он может содержать новую информацию, практическое исследование проблемы или изложение спорных точек зрения авторов по исследуемой проблеме.

К выбранной теме можно начинать подбор соответствующей литературы, писать план работы, составлять аннотацию – краткое изложение содержания доклада на конференцию и его характеристика. Написание аннотации требует краткости изложения основных положений работы. Основная особенность изложения заключается в том, что оно должно заинтересовать читателя, мотивировать его ознакомиться полностью со всем докладом. Объем аннотации для доклада составляет 0,5 страницы, для более объемного исследования объем не должен превышать 1 страницу.

Основная часть аннотации включает в себя изложение основных моментов, затем следует краткая характеристика основных положений. Написание этой структурной части научной работы особенно важно для автора, так как содержание аннотации создает первое впечатление о научном докладе. При написании аннотации необходимо отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитано само исследование. Так как доклад планируется представлять на научной конференции, то язык аннотации должен соответствовать аудитории: быть лаконичным и содержать соответствующую терминологию. Такие же требования предъявляются к реферату.

Формулировка основных тезисов доклада

Виды тезисов

Тезисы – это формулировка основных положений исследования. Тезисы формулируются кратко, их цель - передать содержание текста, его цели, задачи, методы исследования, результаты и сделанные автором выводы. Когда читатель ознакомлен с тезисами, он понимает суть работы, ее научную и практическую новизну и актуальность. Выступление студента в тезисной форме предоставляются заблаговременно организаторам научно-практической конференции, симпозиума или теоретического семинара. После окончания подобного рода мероприятий тезисы используются для отчетов об их итогах.

Различают несколько видов тезисов доклада на конференции:

  • Авторство. За основу для написания тезисов берутся работы собственного авторства, также работы других авторов.
  • В зависимости от места выступления автора с докладом. Перед формулировкой тезиса необходимо учитывать статус мероприятия: международная конференция, семинар или заседание научного общества. Чем выше статус собрания, тем более ответственно необходимо подойти к написанию тезисов.
  • По форме представления. Представление тезиса зависит от правил конференции, которые устанавливают организаторы. Тезисы могут быть переданы в организационный комитет перед началом заседания, озвучены автором во время выступления, опубликованы в журнале.
  • Тезисы могут быть сформулированы до начала конференции или после нее, но, согласно негласным правилам организации мероприятий тезисы пишутся заблаговременно.
  • Тезисы различают по содержанию на те, которые охватывают постановку проблемы, описание новой методики, предоставление результатов исследования и т.д.

Выбор вида тезисов зависит от правил, которые нужно узнать лучше всего задолго до проведения конференции (симпозиума, научного семинара), чтобы правильно выбрать формат изложения.

Правила написания тезисов на конференцию

Прежде чем приступить к написанию научных тезисов, необходимо продумать структуру работы, цель исследования, название работы.

При разработке тезисов к своей исследовательской работе необходимо придерживаться правил:

  1. Текст должен быть логично и упорядоченно изложен.
  2. Язык изложения использовать научный, с применением терминологии, но и обязательно быть доступным и для неподготовленного читателя.
  3. Все излагаемые факты необходимо проверить с использованием авторитетных источников.
  4. Таблицы, графики, схемы и диаграммы необходимы для наглядной иллюстрации информации.
  5. В список литературных источников включаются публикации не ранее чем за последние 5 лет. Список источников не нужно загромождать большим количеством литературы.

Качественное изложение и оформление тезисов научной работы для конференции влияет на решение оргкомитета о возможности публикации, поэтому соблюдение всех правил написания тезисов гарантирует положительную оценку исследования в научном сообществе.

doklad-na-profsoyuznuyu-konferenciyu-primer

Структура доклада

Название

Автору работы необходимо позаботиться о том, чтобы научная работа соответствовала типовой структуре исследовательских работ. Обычно примеры структурных особенностей указаны в методических рекомендациях учебного заведения, в котором обучаются студенты.

После определения темы и составления плана начинается процесс формулирования названия.Формулировка названия зависит от темы доклада и должна звучать и научно, и привлекательно одновременно.

Рекомендации по формулировке названия:

  1. Название доклада должно соответствовать содержанию. Заголовок не должен ни преувеличивать содержимое работы, ни преуменьшать его, быть соответствующим для научной среды, чтобы не испортить научную репутацию автора.
  2. Заголовок не должен быть длинным. Если слушатели будут в течение нескольких минут осмысливать только название, то это не добавит желания чтения или слушания самой работы. Заголовок должен выражать главную идею работы и быть оптимально лаконичным, чтобы даже при желании из него нельзя было удалить ни слова без ущерба для смысла.
  3. В названии необходим учет специфики сферы научной деятельности.

Введение

Заключение

Заключение завершает основной текст, и в нем содержатся выводы по итогам проделанной работы. В заключении не должно быть пересказа уже прозвучавшей информации, только ее систематизация и формулировка мнения автора об изученной проблеме, была ли она решена, подтверждена ли выдвинутая гипотеза, достигнуты ли поставленные цели.

Заключительные слова - это выводы, которые сделаны в результате изучения и анализа использованных в материале работ. Необходимо, чтобы присутствовали статистические и аналитические данные, если они присутствовали в основном тексте. Необходимо придерживаться публицистического и научного стиля изложения.

Наглядные материалы

Наглядность, которая сопровождает чтение доклада на конференции очень выгодно отличает выступление от простого чтения, а также экономит ограниченное время. Типы наглядных материалов:

  1. Стендовое оформление исследования - постерная презентация, которая представлена в виде краткого изложения текста работы в виде плаката. Плакат делится на несколько зон, в каждой из которых располагается элемент работы: введение, основная часть, заключение. Каждый элемент оформлен в виде кратко изложенного текста, рисунков, схем, диаграмм, если это необходимо. Докладчик поэтапно следует по стенду, излагая кратко каждый пункт.
  2. Презентация. После того как готов текст доклада, автор создает презентацию на нескольких слайдах, которые поочередно иллюстрируют данные исследования. В презентации должно быть минимальное количество информации из основного текста, так как читать текст исследования и то же самое в презентации – это вызовет негативную реакцию со стороны аудитории. Схемы, статистические данные, изображения из интернета, видео, можно включать в презентацию.
  3. Диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии на отдельных плакатах.

Наглядные материалы помогут аудитории в полной мере воспринять информацию выступления, так как зрительное восприятие в комплексе со слуховым способствует лучшему пониманию содержания.

doklad-na-konferenciyu

Оптимальная продолжительность доклада

Продолжительность выступления на конференциях или на других публичных мероприятиях различна и зависит от правил, которые установлены организаторами. Статус семинара (международный, региональный, университетский) также влияет на время, которое дают каждому выступающему для представления исследования аудитории: от 10 до 30 минут в среднем. Самый главный параметр, который определяет длительность выступления - это то, насколько заинтересована аудитория. Организаторы могут предоставить дополнительное время, если студент не уложился в регламент, но заинтересованность зала очевидна. Перед началом конференции выступающие могут сами попросить, сколько минут они хотели бы презентовать свое исследование. Организаторы могут дать им такую возможность, если позволяет общий регламент мероприятия.

Требования к оформлению

Неправильное оформление работы может испортить общее впечатление от нее, поэтому стоит уделить пристальное внимание этому вопросу. При оформлении следует руководствоваться рекомендациями:

В тексте делаются сноски на издания внизу страницы или внутри текста.

kak-nachat-doklad-na-konferencii-primery

Вопросы и обсуждение

Формат выступления на конференции подразумевает общение докладчика с аудиторией. Он является главным действующим лицом в уделенное ему время, так как демонстрирует свой труд. Ему предстоит не только ознакомить публику с исследованием, но и принять участие в обсуждении или ответить на вопросы, если таковые возникнут. Определенное количество времени организатор семинара должен выделить на дискуссию, если видит, что тема заинтересовала слушателей. Бывает так, что, отлично прочитав текст работы, спикер не в состоянии ответить внятно на вопросы, или наоборот, живое общение с аудиторией оставит хорошее впечатление о компетентности автора в исследуемой теме. Главное условие того, что выступающий гарантированно компетентно ответит на все вопросы – это досконально знать тему и быть увлеченным ею.

Ошибки при составлении доклада на конференцию

Во избежание ошибок необходимо устранить их в начале работы над темой:

    • уделять много времени подготовке;
    • определить целевую аудиторию и ориентироваться на ее запросы;
    • четко формулировать ключевые моменты;
    • главная мысль должна проходить красной линией через весь доклад;
    • придерживаться ГОСТ по оформлению работы;
    • уделять внимание практической целесообразности исследуемой проблемы, то есть, соответствовать требованиям аудитории;
    • избегать посредственной подготовки;
    • избегать наличия стилистических ошибок в речи, пунктуационных и орфографических – в тексте;
    • постоянно консультироваться у научного руководителя;
    • соблюдать регламент.

Ошибки в подготовке к выступлению – это мины замедленного действия, которые могут взорваться во время доклада или во время обсуждения. Доклад – это не разговор с самим собой, он должен быть ориентирован на целевую аудиторию, поэтому предпочтительнее при выступлении не считывать монотонно текст, а преподносить информацию аудитории, оперируя научной терминологией.

Примеры докладов и тезисов на конференцию

При написании докладов и тезисов необходимо не только изучить теорию оформления и общие требования к ним, но и ознакомиться с реальными аналогичными документами, которые были написаны с соблюдением требований государственных стандартов и прошли испытание на студенческих конференциях, научных симпозиумах, семинарах.

Учебный доклад требует от автора не только качественного содержания, но и достойного оформления. Органичное сплетение этих составляющих делает работу интересной, легкой и приятной для восприятия. Достичь такого эффекта можно с помощью богатства языковой палитры и умелого использования фраз-клише научного стиля в учебном докладе.

Что такое учебный доклад, где его используют?

Что такое учебный доклад

Учебный доклад – это изложение информации по определенной теме. Используется такой вид доклада на семинарских занятиях, лекциях, круглых столах в учебных заведениях разного уровня аккредитации, а также в школах.

Для поддержки связи со слушателями, а также логической связи частей доклада существуют специальные фразы-клише.

С какой фразы начать доклад?

Не забывайте о том, что вступительная фраза должна соответствовать деловому стилю, несмотря на то, что в аудитории ваши ровесники (одногруппники, однокурсники или одноклассники).

После вступительной фразы можно переходить непосредственно к выступлению.

Вспомогательные фразы для оформления введения

Оформление введения доклада

На что обращается внимание в введении доклада?

Введение – это первая часть, в которой автор ознакомляет с темой, раскрывает актуальность проблемы, изложенной в докладе, цели работы, делает краткий обзор существующих трудов по теме.

Введение имеет набор стандартных фраз:

Фразы для связки частей доклада

Соединение частей доклада

Как связать обособленные части доклада?

В основной части доклада автор представляет изложение темы (краткое или детальное) с элементами анализа и цитирования достоверных источников. Весь этот коллаж сведений нужно связать между собой органичными логическими переходами, для этого используются такие фразы:

Если нужно указать на причину, следствие или условие явления, прибегают к таким клише: откуда следует, вследствие, в силу… в виду этого, в таком (таких)… в этом случае, свидетельствует, дает возможность.

Фразы для оформления выводов

Оформление вывода в докладе

Как оформить вывод доклада?

Заключительная часть должна кратко подавать обобщенные выводы по теме. Для ее оформления используются следующие фразы:

Так как заключительная часть доклада небольшая по объему, достаточно 2-3 фраз для ее оформления, а в некоторых случаях можно ограничиться и одной (например, первой из приведенного списка).

Заключительная фраза доклада

Советы по использованию фраз-клише научного стиля

Советы по применению клише в докладе

Советы для начинающих

Это далеко не полный список фраз для оформления доклада, но при умелом использовании данный набор поможет оформить доклад для достойного выступления.

О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: