Доклад из опыта работы учителя истории

Обновлено: 02.07.2024

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной), т.е. речь идёт о социализации.

Формирование функциональной грамотности происходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории и обществознания, такие как: коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

Методы и приемы работы

  • Пересказ - умение выстраивать монологическое высказывание с опорой на текст, умение рассказать о том или ином историческом событии;
  • Составление рассказа по иллюстрации - умение выстраивать самостоятельное речевое высказывание, обращая внимание на детали изображения, характеризующие те или иные события, или исторический период.

История 5 класс.

- Написание рассказа от лица древнеегипетского вельможи, крестьянина или фараона в 5 классе, от лица московского ремесленника, помещика, крестьянина начала 16 века в 6 классе. Учащемуся необходимо примерить на себя те или иные исторические сюжеты и образы, проникнуться духом того времени, очеловечить события, эмоционально окрасить свой рассказ, изложить его в письменном виде.

- Особое место занимает изучение, подробный анализ исторических, правовых документов, знакомство с мнениями историков, современников по тому или иному вопросу. Учащиеся высказывают свое мнение по проблеме, на основе тех этических ценностей, которые выработало человечество в ходе своего развития. И вот здесь возникает место для дискуссии, т.к. мнения учащихся могут не совпадать, возникает необходимость приводить доводы в защиту своей точки зрения, т.е. давать аргументированный ответ.

История 5 класс.

  • Анализируя высказывания древнегреческих ученых о природе человека, учащимся задается вопрос: чьи мысли кажутся им более правильными? Почему?
  • деловое общение;
  • общение родителей и детей;
  • дружеское общение и т.п.

Обществознание 6 класс.

- Работа в группах способствует формированию коммуникативной грамотности. Викторины, кроссворды способствуют систематизации и обобщению изученного материала, а если эта работа огранизована в группах, то можно говорить и формировании коммуникации.

Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение - важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника, письменными историческими источниками, при работе с картой, схемой, таблицами, иллюстрациями. Работа с материалами учебника является важнейшим структурным элементом урока.

- Формирование хронологической грамотности - при помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат учащиеся учатся определять временные рамки изучаемого исторического периода, формируется навык определения принадлежности даты к веку.

- Работа с картой - умение читать карту, а значит извлекать информацию.Умение привязывать историческое событие к той или иной территории, показывать на карте границы государств в древности и проводить аналогию с современной политической картой мира, как менялись границы государств с течением времени и определенных событий, прежде всего войн. Умение читать историческую карту с использованием условных обозначений.

История 5 класс.

Работа с картой. Определите область, где жили древнейшие люди; определите древнейшие районы земледелия.

Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст. Он создает возможности для формирования функциональной грамотности. Прочтение текста сопровождается разными заданиями, направленными на его осмысление и интерпретацию.

Формирование понятийного аппарата - найдите определение в тексте учебника или словаре учебника, выделите признаки, по которым мы можем определить тот или иной термин (держава в 5 классе, закон на уроках обществознания в 7 классе)

- Прочитайте пункт параграфа, назовите причины Ливонской войны в 7 классе, а что послужило поводом к войне?

- Прочитайте материал учебника, назовите функции закона на уроке обществознания в 7 классе.

Осмысление и интерпретация прочитанного, систематизация информации. Составление таблицы (сравнительная, хронологическая, тематическая), схем - сжатое представление информации. Главная задача - прочитать предложенный материал, осмыслить его и изложить коротко, не изменяя смысла прочитанного.

История 6 класс.

История 7 класс.

Обществознание 7 класс.

Обществознание 7 класс.

  • Как называется группа государственных органов, перечисленных в таблице? Какие еще государственные органы из этой группы вам известны?
  • Какой орган власти из перечисленных в таблице наиболее известен россиянам? Чем это можно объяснить?
  • Перечислите основные задачи, которые стоят перед сотрудниками названных вами органов государственной власти.

Полиция

75

Прокуратура

42

Суд

39

ФСБ

34

Хочется отметить и воспитательный аспект каждого урока истории и обществознания. Изучая Всеобщую историю, историю Отечества ученик приобщается к тому пути, который прошло человечество. Знакомство с историческими событиями, образами, деятелями создают эмоциональную основу для формирования общечеловеческих ценностей. Социально-адаптационная функция уроков истории и обществознания способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, приобретению ими качеств гражданина своей страны.

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться.,общаться, жить в ладу с самим собой и с окружением. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.

ВложениеРазмер
обобщение педагогического опыта 54.02 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя

истории и обществознания Шуваловой И.А.

Нужно, чтобы ученики,

по возможности, учились самостоятельно,

а учитель руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал.

Исторические аспекты проблемного обучения и его сущность.

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.

Это вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван разрешить эту проблему путем формирования общих и профессиональных компетенций, приобретая которые обучающийся научится успешно действовать в учебной и профессиональной деятельности.

Компетентностный подход к обучению позволяет обучающемуся овладеть различными мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развивает творческое мышление.

Объяснительно-иллюстративный метод не позволяет решить эту задачу, поэтому преподаватель на своих занятиях должен использовать различные педагогические технологии.

Достаточно действенным способом активизации мышления обучающихся на уроках истории и обществознания является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроках, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы активизирует мыслительную деятельность обучающихся и поддерживает глубокий познавательный интерес.

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем. Эта технология не способствует отработке навыков, требует больших затрат времени.

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.

В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

М.И. Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения .

Наиболее важными, на наш взгляд, функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала.

Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо научить учащихся решать поставленные задачи. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в проблемном обучении.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

1) возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

3) доказательство гипотезы;

4) проверка правильности решения проблемы

Правила создания проблемных ситуаций.

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ученика. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

1) учитель сам ставит и решает проблему;

2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

3) обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя ;

4) ученики самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Актуальность опыта заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.

Основной идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении социальных проблем через уроки истории и обществознания.

Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией проблемного обучения и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся.Большое значение для создания на уроке ситуации успеха как для ученика, так и для учителя, на мой взгляд, имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения.

Моя педагогическая деятельность базируется на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт ниже.

Цели и задачи педагогического процесса.

Основная цель: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности обучающегося, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков).

Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:

- Дать ученикам прочные и глубокие знания по предметам.

- Вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение.

- Научить исследовательской деятельности.

- Содействовать творческому развитию каждого ученика.

- Воспитывать у детей любознательность, самостоятельность.

- Развивать интеллектуальные способности.

Принципы педагогической деятельности.

Принцип научности . Этот принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории:

- рассмотрение всякого исторического явления в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счёте, стало; нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций;

- рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон;

- рассмотрение историко-экономических процессов с учётом социальных интересов различных слоёв населения, различных форм их проявления в обществе;

- рассмотрение того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.

Реализовать данный принцип помогает использование на уроках ИКТ. Это позволяет мне сэкономить массу времени, которое раньше затрачивалось на меловые записи и рисунки на доске и позволяет на уроке работать с различным текстовым и наглядным материалом.

Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.

Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.

На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных.

Личностно-деятельностный принцип. Суть принципа — в организации процесса обучения таким образом, что приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытие ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Принцип вариативности. Суть принципа — в развитии у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации — ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.

Благодаря исследованию вероятных версий этих причин учащиеся в конечном итоге выбирают из них наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.

Принцип креативности. Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. Одной формой активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческих способностей является написание эссе по обществознанию и по истории.

Принцип практической ориентации . Суть принципа в связи теории с практикой. Работая на проблемном уроке с историческими источниками, газетными публикациями, видеоматериалами, картами и т.д., учащиеся приобретают умения и навыки практической деятельности

- Почему древнегреческие мифы интересны нашим современникам?

- Какие знания мы получаем при прочтении мифов?

Методы и приёмы педагогической деятельности.

Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечить достижение педагогических целей.

М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.

Это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.

При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приёмы, усиливающие его возможности. Среди таковых я использую:

- В чём сущность Новой экономической политики?

- В чём проявились экономические и социальные противоречия НЭПа?

- Каковы причины свёртывания НЭПа?

Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции.

Был ли царь Алексей Михайлович " Тишайшим"?

Коллективизация - трагедия крестьянина труженика?

Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.

Приём дискуссии — вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем. Тема: Коллективизация - трагедия крестьянина труженика или благо?

Дискуссию целесообразно проводить в заключительной части урока, когда ученики уже познакомились с причинами перехода к коллективизации, её сущностью и результатами.

Эвристический метод предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать эвристический метод от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

Почему стали возникать средневековые города?

Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:

Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?

Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Затем формулирую вопросы более узкого характера:

- Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?

- Кто еще селится в этой местности?

Таким образом, в результате беседы создается такая логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов.

Планирую продолжить работу по данной теме в дальнейшем.

Ставлю перед собою следующие задачи:

  1. Повысить уровень подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию;
  2. Развитие творческого потенциала учащихся через привлечение учащихся к участию в конкурсах по истории и обществознанию;
  3. Воспитывать в каждом ребёнке желание стать исследователем.
  4. Создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать знания.

Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников формирование таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикет речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.

Результаты педагогической деятельности Шуваловой И.А.

за аттестационный период.

I. Результаты качества знаний по истории и обществознанию за аттестационный период.

в 2013-2014 уч.г - 72%

в 2014-2015 уч.г – 72%

в 2015-2016 уч.г – 75% ,

в 2016-2017 уч.г – 74%, что в среднем составляет 73%

II. Результаты ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

ЕГЭ (2015-2016 учебный год)

ОГЭ (2017-2017 учебный год)

Средний балл – 61

Качество знаний – 65,3%

Средний балл – 4

Качество знаний – 69,8%

III. Результаты участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию и праву.

Одной из наиболее спорных тем, связанных с современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Свои суждения высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и они очень разнообразны.

Наиболее частым предметом по выбору является обществознание.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) – это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Сдать экзамен по обществознанию не просто ещё и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Первым шагом должно стать знакомство выпускников 9 класса со спецификой экзамена и самих заданий. Здесь важна совместная с учителем и самостоятельная работа.

В начале работы следует решить демонстрационную версию одного из вариантов, чтобы понять по каким темам есть существенные пробелы. Обучающихся следует познакомить с литературой: сборники, справочники, интернет-ресурсы.

Основную работу в подготовке к экзамену следует строить на основе повторения материала. После решения каждого тренировочного материала важно большое внимание уделять анализу, т. е. разбору заданий, где есть ошибки или затруднения, просмотреть аналогичные задания и отработать их решение. Решение данной задачи на уроке может достигаться с помощью различных методов работы.

1. Использование на уроке и в качестве Д/З рабочих тетрадей к учебнику по обществознанию.

2. Систематическая работа на уроке с понятиями и определениями (запись в тетрадях, работа по карточкам, задания на приведение примеров с использованием понятий и определений).

3. Использование тестовых заданий к учебнику по обществознанию, с тестами на каждый параграф, в качестве проверки Д/З. Такие тесты обычно состоят из 3х частей. 1 и 2 части используются в качестве опроса на уроке (на их выполнение даётся 10 минут, 3-я часть задаётся как Д/З тем, кто планирует сдавать экзамен и желающим получить дополнительные навыки, знания, компетенции, оценку.

4. В качестве Д/З постоянные задания по подбору материалов по теме из СМИ с умением их презентовать на уроке.

5. Проведение контрольных и проверочных работ с использованием материалов из открытой базы вопросов КИМов ФИПИ, т. к. практика показала, что многие ученики не пользуются ею для самостоятельной подготовки.

6. Отдельное внимание нужно уделять работе с текстом, составлению плана, использованию контекстных знаний для приведения примеров на предложенную тему (составить план пункта параграфа, текста из открытой базы ФИПИ) как на уроке, так и в качестве Д/З.

Очевидно, что представленные формы работы на уроке не являются единственными и не охватывают все формы заданий КИМ по предмету. Однако, систематическое использование данных форм работы на уроке позволяет помочь ученикам понять структуру КИМ, вариативность заданий, оценить свой уровень знаний и умений.

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает

4 этапа: вводный, диагностический, функциональный и контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Некоторые учащиеся начитают более серьёзно относиться с самоподготовке, к выполнению предложенных Д/З и к перспективе сдачи экзамена.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Поэтому уже с 6 класса я веду работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура, сферы общества и др.).

Не зная терминов будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь данное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Задание – форма территориального устройства страны Y – унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двухпалатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

А. Голосование в РФ тайное, что обозначает, что участник голосует анонимно и имеет право только на один голос.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип – равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А – неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б – неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание – 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания.

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

-экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

-духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

-право (характеристики отраслей права);

-государство (гражданское общество, формы государственно – территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т. е. соответствующего данной формулировке.

Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию 26. Оно требует составления плана по конкретной теме курса.

Учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю проектные технологии, которые способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т. д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

Итак, подводя итог, следует отметить, что в работе по подготовке к ОГЭ важна системность, которая предполагает следующие принципы:

- постоянное решение тестовых заданий;

-умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

- Учить терминологию и тренироваться мыслить логически – это первая ступенька к успеху на экзамене.

3. Киба О. В, Чернышенко Е. Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2013. – № 3. – С. 16-21.

4. Крицкая Н. Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. – № 10. – С. 16-20.

5. Лазебникова А. Ю., Котова О. А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию : первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. – 2008. – № 2. – С. 30.

9. Лазебникова А. Ю. ,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бутырки

Лысогорского муниципального района

Доклад на педагогическом совете

Кузнецова Елена Анатольевна,

учитель истории и обществознания

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

Опыт коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребёнком с ТНР в логопедической группе ДОУ комбинированного вида Существует множество руководств и практических пособий, посвященных проблеме коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Система работы по подготовке к обучению грамоте учителя — логопеда в ДОУ Цель. Обучение детей грамоте в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения. Задачи: Фонетика. 1. Развивать у детей.

Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Так, в работе Г. К. Селевко описано свыше пятидесяти, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед нами проблем, ошеломляет, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии, ее достоинств и недостатков.

Владею и применяю в практической профессиональной деятельности, следующие современные образовательные технологии и методики:

- методы и приёмы технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология проблемного обучения достаточно популярна в современном сообществе учителей, но между тем эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30 годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Считаю, что реализация технологии проблемного обучения возможна при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмет.

Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

В проблемном обучении применяю 3 метода (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Наиболее характерные типы проблемных ситуаций, которые применяются мною на практике:

Задача учащихся состоит в том, чтобы выявить разные позиции и взгляды на изучаемый исторический материал;

- задания, направленные на решение проблемных задач по истории, например:

Задача учащихся состоит в том, чтобы проанализировав период правления Л.И.Брежнева, найти ответ на этот вопрос. Такую задачу можно ставить перед учащимися в начале изучения темы или перед повторительно - обобщающим уроком

В качестве проблемной ситуации на уроке можно применять

-Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.

- Различные точки зрения на один и тот же вопрос

- Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками

- Поиск истины (способа, приёма, правила решения)

- Пути подведения учащихся к проблемной ситуации

- Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов.

- Применение мотивирующих приёмов

Технология развития критического мышления (РКМЧП) - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

На своих уроках я использую такие приемы критического мышления, как:

Описание порядка использования

Толстые и тонкие вопросы

(Тонкими вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения.Толстые вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку).

Применяется для самостоятельной учебной и домашней работы

Систематическое применение данного приёма учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности

это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, элемент рефлексии

Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы .

Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас, синтез изученного материала, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

Установить максимальное количество признаков изучаемого понятия

В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Кластер (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме

схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, позволяющая наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Данный прием помогает установить причинно-следственные взаимосвязи. Позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

t1639299886aa.jpg
t1639299886ab.jpg

t1639299886ac.jpg
t1639299886ad.jpg

предлагается тема урока, оформленная в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики

(смысловые блоки) темы.

после чтения текста дополнить каждую планету - спутниками, раскрывающими смысл данных понятий

Инструмент проверки:

1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы;

4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.

t1639299886ae.jpg

Использование технологии РКМЧП на уроках истории, обществознания и права и в работе классного руководителя (классные часы и родительские собрания) способствовало формированию таких умений у учащихся:

умение работать в группе;

умение графически оформить текстовый материал;

умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

умение обобщить полученные знания.

Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии стремительно вошли в жизнь школы. И если ещё 7-10 лет назад их применение в деятельности учителя было чем-то инновационным, то сегодня без таких инноваций трудно представить работу современного учителя.

В условиях личностно-ориентированного обучения современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник. Решить эту задачу, на мой взгляд, поможет использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Что касается ИКТ-технологии, то современный учитель обязан владеть данной технологией, так как это одна из ключевых компетенций современного педагога.

Я применяю компьютерные технологии в своей работе при подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, в методической и воспитательной работе, а также для повышения профессионального уровня и представления своих педагогических находок.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности всех составляющих образовательного процесса и создание оптимальных условий для развития и самосовершенствования как обучающихся, так и самого педагога.

В своей деятельности я использую следующие ресурсы ИКТ:

ПрограммыМ S Office (Word, Excel, Power Point, Publisher, Access, Front Page);

Конструкторы тестов, кроссвордов;

Электронные учебные пособия;

Цифровые образовательные ресурсы;

Программы для создания фильмов и сайтов.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, представлять опорные конспекты, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.

t1639299886ah.jpg

При работе с данными ЦОРами использую следующие варианты исследовательских заданий :

- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);

- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);

- создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы).

В урочной деятельности я использую ИКТ для наглядного представления материала, организации устной работы, контроля знаний. Видеоуроки и пособия, используемые мной, содержат большой справочный материал, различные виды работ, тренировочные упражнения, разноуровневые задания для контроля знаний. Применение в преподавании ИКТ отличается высокой эффективностью и целесообразностью, помогает активизировать познавательную деятельность учеников.

Работая классным руководителем, я создаю презентации для проведения классных часов, родительских собраний и других мероприятий. Вместе с ребятами мы ведем электронное портфолио класса, создаем фильмы и презентации о школьной жизни. Большую помощь как классному руководителю компьютер оказывает мне при подведении итогов и ведении мониторинга успеваемости.

t1639299886ai.jpg

Считаю очень удобным, что на данном ресурсе педагог может приобрести комплекты для всех классов и предметов. В комплект входит: видеоуроки, презентации, тесты для проверки. Можно платно подключить электронные тетради (платит педагог, ученики имеют доступ к заданиям бесплатно).

t1639299886aj.jpg

Я создаю проверочные работы и домашние задания, как для всей параллели, так и для отдельно взятого класса, а также учеников, которые не посещают школу. Проверочные или домашние работы по своему усмотрению разрабатываю различного объема и сложности.

t1639299886al.jpg

Технология опорных конспектов

Учителю истории на каждом уроке приходится излагать новый материал, оперируя огромным количеством сведений, фактов, имен, дат и библиографических ссылок. При этом обычно уделяется большое внимание развитию понятийного, словесно-логического мышления, т.е. делается ставка в основном на его вербальную сторону, часто в ущерб другому не менее важному компоненту мышления – невербальному (образному). Это создает большие трудности: учащиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных фактов. Отсутствие четких и адекватных образов не позволяет им наполнить исторические понятия, законы общественного развития живым и конкретным содержанием. Использование же опорных схем и конспектов делает усвоение учебного материала осознанным, доступным и результативным

t1639299886am.jpg
t1639299886an.jpg

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Центром опорного конспекта становится опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок, цифра, буква, условные картографические знаки, размер, форма, цвет). Использую на уроках, при подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам по истории тематические блоки. Одним из элементов данной системы являются блок схемы. Ученикам предлагается самостоятельно расшифровать данный опорный конспект. В задание вносится элемент состязательности и стимулирования. При завершении изучения темы у учащихся формируется целостная картина по данному периоду истории, так как к блок схеме прилагается пояснительная записка, тренинг и блок контроля.

Накопленный опыт, систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе технологию дистанционного обучения дали ощутимые результаты: 100% успеваемость, хорошее качество знаний по истории, обществознанию и праву

Читайте также: