Доклад исследовательская деятельность учащихся

Обновлено: 05.07.2024

Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

Например (из книги Шелпаковой или собственный опыт)

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Но в нашей школе данный вид работы присутствует уже 5 год, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями :

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение .

Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями :

Педагог должен сам быть творческой личностью

Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Хотя не обходится и без проблем . Проблемы исследовательской работы в школе:

Практическое использование полученных результатов

Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело

Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Целью исследования было: проанализировать влияние слабых геомагнитных возмущений на некоторые физиологические параметры здоровья человека.

изучение литературы по вопросу, каким образом влияют геомагнитные возмущения на здоровье человека.

экспериментально проанализировать влияние геомагнитных бурь на некоторые параметры здоровья человека через проведение социологического опроса.

сделать вывод о влиянии геомагнитных бурь на здоровье человека в соответствии с возрастом исследуемых.

При слабых геомагнитных возмущениях исследуемые испытывали головные боли, причем число человек испытывающих головные боли возрастало в зависимости от возраста.

Примерно 50% опрошенных в возрасте от 10 лет и старше испытывали слабость.

Наблюдается общая тенденция роста плохого самочувствия, причем в подростковом возрасте и в возрасте кризиса средних лет процент испытывающих плохое самочувствие выше.

Более 50% всех опрошенных за исключением детей в возрасте до 10 лет, не испытывали повышение умственной работоспособности.

Наблюдается общая тенденция роста процентного соотношения людей не испытывающих повышение физической работоспособности, причем самый высокий процент отмечается в возрасте 20 – 30 лет.

Наибольшее число испытывающих усталость пришлось на возраст 40 – 50 лет, хотя более 15% отметили этот факт во всех возрастах.

наибольшее число испытывающих наиболее ярко воздействие геомагнитных возмущений пришлось на возраст 10 – 20 лет и 30 – 40 лет, два переходных физиологических кризиса.

Этапы работы над научным исследованием.

Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Например, мной разработана рабочая программа по работе с исследовательскими работами детей на данный учебный год.

Виды исследовательских работ .

Форма

ДОКЛАД

в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;

сущность темы, обоснованные научные предложения;

выводы и предложения.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

основные положения доклада;

основные выводы и предложения.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

краткие данные о методике исследования;

анализ собственные научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения;

ссылки на цитируемую литературу.

НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ

краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

детальная характеристика применявшихся методов;

существование новых научных результатов;

заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания.

Систематическая научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.

- Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

- Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

- Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.

Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе.

Исследования, как правило, завершаются письменной работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения.

И прежде чем говорить об исследовательской деятельности, мне хотелось бы немножко остановиться на том, какие это могут быть письменные работы.

Письменные работы учащихся можно подразделить на следующие группы.

Творческие работы.

2. Реферативные работы.

Для начинающих подготовка хорошего литературного обзора по любой теме – задача сложная. При написании реферата подразумевается, что автор проработал большое количество монографий, сборников, статей, содержащих материал по интересующей его теме. Хороший реферат – тоже научная работа. Однако если в нём нет анализа и нет обработки представленного материала, то его нельзя отнести к научной работе. В этом случае он скорее попадает в категорию исследовательских работ. Обычно

литературный обзор по теме исследования предусматривается в исследовательских работах как отдельная глава. В настоящее время начинающим исследователям существенно облегчают поиск необходимой литературы при подготовке рефератов новые информационные технологии (Интернет, который позволяет пользоваться электронными библиотеками и сайтами).

3.Отчёты об экспедициях и поездках.

В таких работах может содержаться интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но он часто излагается просто в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из походных дневников, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

4. Исследовательские работы.

Этот тип работ существенно отличается от описанных выше. В нём содержатся обязательные элементы научного исследования:

- выбор методов сбора и обработки материалов;

- проведение наблюдений, опытов и экспериментов;

- анализ и обсуждение полученного материала, в результате которого исследователь получает ответы (выводы) на поставленные в задачах вопросы.

5. Комплексные работы.

Часто во время экспедиций и других поездок школьники под руководством преподавателей выполняют различные исследования по многим направлениям. Это могут быть и зоология, и ботаника, и география, и геология, и этнография и т.д. Обычно по каждому разделу работают 2-3 учащихся. Выполненные исследовательские работы объединяются в общий отчёт, где они представлены в виде отдельных разделов. И если этот отчёт имеет общую цель и поставленные задачи для всего исследования, а так же проработанные методические вопросы, общие выводы и ли заключение, то такую работу можно назвать комплексным исследованием, осуществлённым группой учащихся.

Но мне хотелось бы несколько подробнее остановиться именно на исследовательских работах.

Различия между учебно-исследовательской и исследовательской работами малосущественны. Учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей, часто с использованием упрощённых методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учётом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны руководителям заранее. Таким образом, эти работы – как бы

упражнения на заданную тему, в ходе которых учащийся оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.

Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Они выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований, а руководители выступают при этом как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения.

И ещё одно отличие.

Учебно-исследовательская деятельность подразумевает, в первую очередь, ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, сбора, обработки, анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты. При проведении же исследовательских работ подразумевается, что учащийся уже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их, в состоянии сам оценить свои возможности в выполнении темы. Да и результаты, которые могут получиться, часто неизвестны даже преподавателям.

При организации исследовательской деятельности в школе возникают определённые трудности. В большинстве случаев они проистекают от непонимания руководителями сути исследовательской работы. Это понятно, поскольку в педагогических высших учебных заведениях студентов обучают учить детей, а проведение исследований требует несколько других знаний и умений.

Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. Им может быть как учитель-предметник, так и сотрудник научно-исследовательского или учебного института. В любом случае научный руководитель – это лицо компетентное в данной проблеме. От научного руководителя зависит выбор темы исследования и форма самой работы. И здесь необходимо чётко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы.

Прежде всего, предлагаемая тема не должна быть школьной лабораторной работой или чем-то на неё похожим. Надо, чтобы тема работы была актуальна, вызывала у исполнителей интерес, была им понятна, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности её реализации.

I . Подготовительный период в исследовательской работе.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы и явления с разных точек зрения. Поэтому формирование именно таких умений является одной из задач учителя – организатора исследовательской деятельности.

1. Выбор темы оказывается не очень сложным, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует его больше других. Если это сразу понять трудно, то можно попытаться ответить на следующие вопросы:

- что тебе интересно больше всего?

- чем ты хочешь заниматься в первую очередь (например, каким предметом?)

- чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

- что из изученного в школе хотелось бы знать глубже?

Темы исследований могут быть самыми разными.

Пример – сколько времени живёт …?

Количественные на выявление связи между явлениями (Какова связь?)

Пример – выявить связь между распределением планктона и растительностью водоёма.

3. После того, как цель и задачи сформулированы и приняты, выбирают объект исследования. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Необходимо, чтобы биологические характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дешевы.

4. Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача для руководителя, поскольку подразумевается, что самостоятельно учащиеся не смогут найти первоисточники. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителем работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых школьники могут восполнить в ходе работы.

5. Когда анализ литературы проведён, настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат. Это очень важный момент, поскольку сложившиеся у исследователей теоретические представления позволяют отчасти прогнозировать предполагаемый результат, а затем сравнивать теоретические представления с эмпирическими данными. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией. А если её опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

6. Вооружившись знаниями об объекте исследования и о состоянии проблемы в целом, пониманием цели и задач, а так же нулевой гипотезой, можно переходить к выбору методики проведения исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволит получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приёмы могут привести к ошибочным результатам. Надо, чтобы методическое обеспечение результатов учитывало все нюансы, способные повлиять на результаты исследования, и по возможности, исключить их. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников, даже если исследование проводится в лаборатории учебного или исследовательского института. Необходимо оценить, сколько следует провести однотипных измерений,

наблюдений и т.п., какие использовать способы обработки первичных данных.

Обычно в исследовательской работе на правильную формулировку темы и цели исследования, а так же на выбор или отработку его методики уходит 1/3 времени.

II . Сбор материала и принципы работы с ним.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

1.Записи наблюдений делаются в специальных журналах или полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

2.Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности, фото- и видеоизображение.

3.Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получаться сходные результаты. Необходимо так же учитывать, что любой опыт или описание нуждается в контроле и в проверке. И, если результаты несколько отличаются, следует оценить их достоверность с помощью методов статистики.

4.Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведённых в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом один из них, в котором условия остаются естественными или обычными, называется контрольным. Все варианты обязательно должны находиться в одинаковых условиях, изменяется только изучаемый фактор. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть.

Очень часто материалы или площадь исследуемого объекта настолько велики, что исследовать его весь невозможно. В таких случаях пользуются методом проб или выборки материала. Пробами могут быть отдельные участки местности, отрезки времени, отдельные части объекта и др.

Любые научные материалы должны быть достоверными, т.е. должны отражать истинную картину имеющихся в природе закономерностей, численных соотношений и процессов.

Поскольку различные закономерности иногда взаимно затушёвывают друг друга, очень малочисленные наблюдения и пробы часто дают данные, искажённые случайным взаимодействием каких-либо неучтённых обстоятельств.

Искажает истину и неосознанная предвзятость подбора проб. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинён математической закономерности. Например, изучающий состав и особенности произрастания травянистых растений на лугу бросает, не глядя, палку за спину и там, где она упадёт, закладывает пробную площадку ( и так 5 – 10 раз)

Математическое размещение проб – это размещение их в строго геометрическом порядке (в шахматном или через равные промежутки по прямой); либо проведение наблюдений через равные промежутки времени; или выбор каждой пятой, десятой и т.д. проб для обследования. Вместе с тем, если пространство неоднородно, то, например, площадки размещают так, чтобы они характеризовали участки с различными свойствами.

7. При обработке собранных материалов и изложении результатов необходимо как можно более полно сравнить полученные данные. Ещё до начала практической работы целесообразно составить чёткую и подробную таблицу, включающую все варианты эксперимента (наблюдения). При составлении протокола опыта графы такой таблицы заполняются данными, образуя матрицу. И вообще, сведение полученных данных в таблицу или представление их в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Однако сами по себе таблицы, диаграммы и графики – лишь материал для описаний и размышлений. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

Обработку результатов проводят после окончания наблюдений или учётов на основании записей в полевых дневниках. Это можно делать разными способами. Например, записи полевых наблюдений ежевечерне систематизируют и группируют по видам в специальном дневнике. Систематизированный фактический материал должен быть максимально достоверен, полноценен и охватывать весь период наблюдений, стиль изложения – максимально сжатый, главное внимание уделяется сводным таблицам, картам, рисункам.

После того как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы к которым исследователь пришёл в результате проведённых исследований.

Иногда полученные результаты противоречат ожиданиям исследователей. Причин, приводящих к такой ситуации может быть несколько: неправильная формулировка цели и постановки задач, ошибочная нулевая гипотеза, выбор неадекватной методики проведения эксперимента, неверное толкование полученных результатов, ошибочные выводы, наконец, неправильный выбор

III . Представление результатов исследования.

Собраны се сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Форм изложения исследовательских работ много: научный отчёт, статья, заметка, книга, доклад, литературный обзор, рецензия, реферат и т.д..

Отчёт о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение.

Во введении обосновывается необходимость выполнения данной работы. Здесь кратко описывается состояние проблемы, которая выбрана для изучения и объясняется актуальность темы. На основании актуальности определяется объект и предмет исследования. Далее формируется цель исследования, а на основании цели определяются задачи исследования.

Обзор литературных данных должен показать, что авторы работы прекрасно представляют себе состояние проблемы.

Чрезвычайно важно детально описать методику проведения исследования или эксперимента. Это необходимо для того, чтобы другие исследователи, заинтересовавшиеся результатами работы, смогли, прочитав описание методики, повторить исследование и получить сходные результаты. Здесь же даётся подробное описание биологии экспериментального объекта.

Основной текст содержит описание этапов и процесса исследования, может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, диаграммами, фотографиями, схемами, таблицами. Они должны иметь номер и чёткие названия. Ещё раз повторюсь, что сведение всех данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных, но сами по себе они - лишь материал для описаний и размышлений. При анализе данных, включённых в таблицу, в тексте работы необходимо сделать ссылку на обсуждаемую таблицу (график и т.п.)

В заключении приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснения полученных результатов или их содержания, т.е. не должна повторяться основная часть работы. Выводы должны быть выводами. Здесь же намечаются задачи дальнейших исслед-ий.

После заключения помещаются благодарности всем, кто помогал в работе, в подготовке к ней, в обработке результатов и в написании отчёта.

Затем следует список использованной литературы и других источников. Здесь перечисляются все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, использовавшиеся при выполнении работы.

Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объёмным. При его обработке делается много таблиц, схем, графиков и.т.п. нет смысла помещать их все в текст работы, их лучше вынести в приложения. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например описания пробных площадок или данные промеров и учётов, а так же схемы и фотографии, выполненные в процессе работы.

Завершая свой доклад мне хотелось бы упомянуть ещё один аспект, касающийся исследовательских работ.

Организованная исследовательская деятельность, как я уже говорила, способствует развитию личности учащихся, формирует их творческие способности, интерес к биологии как к предмету, даёт толчок к изучению научных основ проводимых исследований.

Актуальность темы: Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.

Цель работы: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности.

Задачи работы:

- обучать учащихся проводить учебные исследования, а так - же исследования личного желания;

- стимулировать интерес у детей к изучению предметов;

- познакомить учащихся с научной картиной мира;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- способствовать активному вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс.

Практическая значимость работы:

- расширение кругозора учащихся в различных областях знания;

- повышается познавательный интерес, мотивация учащихся;

- углубленное изучение учебного материала;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей у учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе.

Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств – главная задача современного педагога.

Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Исследование младшего школьника, так - же как и исследование взрослого научного сотрудника, включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту.

Любая исследовательская работа включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Исследовательская деятельность в нашем классе ведется по разным направлениям и принимает разные форы организации.

Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения.

Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

Проведение уроков в форме деловой игры.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.

Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект – процесс обучения выходит за стены школы. Учащиеся по средствам окружающего мира и семьи формируют свои выводы по изучению какой - либо темы.

Организация исследовательской деятельности.

Опираясь на методику проведения исследования в школе, можно сделать вывод, что это будет трудно, ребенок не сможет пройти через все этапы. Но это не так. Начинать работу по проведению исследований надо постепенно.

Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить.

Самое важное для учеников – умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких – то слов, затем к предложению. К примеру - на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я – математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Африки; защитим нашу планету.

Спустя полгода работы с первоклассниками, можно определить группы учеников по их способностям. У каждого свой индивидуальный темп, поэтому на этом этапе можно включать групповую работу. Учащиеся, у которых менее выражены исследовательские навыки, включаются в совместную работу, находят свою роль.

На уроках действенно использовать метод проектных задач. Эта технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Во внеурочное время исследовательская деятельность приобретает более длительный характер.

Алгоритм проведения исследования:

Определяем проблему, ставим вопрос.

Определяем цель исследования и задачи, которые предстоит решить по поставленной цели.

В некоторых исследованиях учащиеся могут выдвинуть гипотезу.

Работаем с информацией (думаем самостоятельно; работаем с книгой, журналом; спрашиваем у взрослых; ищем информацию в Интернете).

Важную информацию анализируем и синтезируем. Делаем пометки.

Формулируем выводы. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?

С первого класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе.

В своей работе мы с первого класса вовлекаю не только детей в исследовательскую деятельность, но и их родителей. Во время каникул учащиеся стали больше узнавать нового, читать, смотреть обучающие фильмы. Некоторые ученики начали проводить свои эксперименты, оформляя их и делая выводы. В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время.

Во втором классе мы продолжили работу над исследовательской работой. Учащиеся уже осознано ставят вопросы и ищут на них ответы.

Внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Организация тематических дней, как средство исследовательской деятельности.

Совершенно новый подход в обучении я открыла случайно. Отмечая с детьми какие-либо значимые праздники, мы углубляемся в историю, литературу, искусство. Мы проводим классные часы, театрализованные уроки. Но бывает и так, что праздники, которых мы не касаемся – отличный источник знаний. Не просто обыденных знаний, но и обширных.

Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации уроков с интересом, эмоционально – насыщенных, познавательных. К примеру праздник птиц, подготовка и помощь братьям нашим меньшим к зимовке. Учащиеся не просто повторяют правила поведения с животными, и то, что они могут сделать, а делают.

Учащиеся знакомятся с особенностями зимовки птиц в родном краю и помогают пернатым обрести дом на зиму. Применяя все свои творческие навыки.

Изучение окружающего мира происходит и из тематического дня, к примеру: День зайчиков. Данный день полностью посвящен этому животному. Дети самостоятельно придумывают задания на каждом уроке, организуют кружок по исследованию, а в конце мы торжественно делаем выводу по тому, что узнали.

Для того, чтобы познакомить учащихся с другими странами и расширить их кругозор, мы на целый день окунаемся в атмосферу какого-либо народа. К примеру: День Франции, День Бразилии.

Весной традиционно во Франции и Испании, а так же в ряде других стран Европы проходят фестивали лимонов и апельсинов. Использование такого события – интересный способ познакомить учащихся с культурой и традициями разных стран. Праздники, которые сопровождают наш класс, могут быть неординарными, к примеру: день оранжевых котов.

Праздник какого – то дня проходит через все уроки совершенно. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой – либо страны. К примеру – сказочник Франции Шарль Перро, викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология – кладезь в организации тематических дней. На этих уроках учащиеся самостоятельно выполняют поделки, творческие работы. Иногда в парах, иногда в группах. На уроках окружающего мира проводятся минутки интересных фактов, показ различных интересных фильмов.

Организация таких тематических дней способствует активному развитию словарного запаса учащихся, открытию новых слов и фактов. Мои ученики с удовольствием учат новые фразы, перенимают удивительные факты, а затем делятся с родителями.

Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.

Исследовательская работа ребёнка - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.

На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.

Свой доклад хочется закончить словами великого педагога Л. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Исследовательская деятельность учащихся

Что подразумевается под исследовательской деятельностью школьников? Исследовательская деятельность учащихся – это такая деятельность, в процессе которой учеником школы осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике.
Также, смотри: исследовательская деятельность в начальной школе


Осуществление самостоятельной исследовательской работы учеником возможно в том случае, если он владеет базовыми знаниями по исследуемой теме и имеет представление о ходе проведения поисково-исследовательской деятельности.

Приобретение навыков и умений проведения исследовательских работ способствует повышению образовательного уровня школьника и является трамплином для его успешного обучения в ВУЗе в будущем.

Для проведения исследовательского проектирования учащимися ставится творческая задача, решение которой им предстоит найти в ходе своей исследовательской деятельности.

Для точности полученного результата процесс творческого исследования осуществляется под руководством педагога, таким образом, приобретаемые учеником знания являются достоверными и хорошо уясняются.

Задачей проведения исследовательской деятельности среди учащихся школы является развитие у учеников творческих способностей и навыков исследования, воспитание целеустремленности. В ходе проведения поисково-исследовательских работ у ребенка формируется аналитическое, логическое и критическое мышление, формируется представление о будущей профессии.

Виды исследовательской деятельности

  • Реферативная
  • Экспериментальная
  • Проектная
  • Описательная
  • Исследовательская

Для написания реферата за основу берется сбор информации по выбранной теме и ее осуществляется ее представление в адаптированной форме. Для реферативной работы имеет значение достоверность информации и ссылки на первоисточники, в которых исследуемая проблема освещена более емко.

Во время проведения экспериментальных исследовательских работ основное внимание уделяется иллюстративному проведению эксперимента, уже существующего в науке, и его описанию. Ученик может дать свою трактовку полученного результата, ссылаясь на условия, в которых был проведен эксперимент.

В проектные работы (исследовательские проекты и исследовательские работы) входит прогнозирование результата решения проблемы исследования и приводится описание этапов его достижения.

Описательные работы предполагают описание процесса наблюдения за явлением, действием или развитием чего-либо. Для работ такого плана характерно выделение новизны исследования.

Работы учащихся, в ходе которых был самостоятельно получен экспериментальный материал и проведен анализ информации об исследуемом явлении, называются исследовательскими.

План проведения исследовательской деятельности

1. Выбор темы, выделение проблемы и формирование задач исследования .

2. Изучение теоретической информации по проблематике своего исследования в библиографических источниках.

4. Применение на практике разных методик исследования.

5. Сбор, анализ и обобщение своего материала, полученного в результате опытов.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности

7. Оформление исследовательской работы в письменном виде.

8. Публичное выступление с докладом о проведенной исследовательской деятельности.

Проведение исследовательской деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций является современным методом образования, позволяющего развить личностные и исследовательские способности ученика, выработать у него мотивацию к саморазвитию и стремление к приобретению новых знаний.

Читайте также: