Доклад инвалиды уполномоченный по правам человека

Обновлено: 04.07.2024

МОСКВА, 28 фев — РАПСИ. Альтернативный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой о защите лиц с ограниченными возможностями здоровья был представлен комитету ООН по правам инвалидов, сообщается на официальном сайте омбудсмена.

В ходе рабочего визита в Женеву 21–23 февраля Москалькова приняла участие в ежегодном собрании Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека (ГАНРИ), на котором обсудила развитие мер по защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья с иностранными коллегами и поучаствовала в обмене лучшими практиками. Представитель омбудсмена 27 февраля на заседании 19-ой сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве представил альтернативный доклад уполномоченного. Текст альтернативного доклада о правах инвалидов в РФ опубликован на официальном сайте омбудсмена.

Новый подход к инвалидности — требования международных стандартов

В докладе отмечается, что на протяжении трех лет к уполномоченному поступает больше тысячи жалоб от инвалидов в год, а в 2017 году количество таких обращений составило 1 тысячу 546. Каждое пятое обращение содержит просьбу оказать помощь в решении проблем, связанных с установлением и переоформлением инвалидности, изменением причин инвалидности, внесением изменений в индивидуальную программу реабилитации. Как считает омбудсмен, причина жалоб – новый подход к инвалидности на основе международных стандартов, подразумевающий введение балльной системы оценки заболеваний, установление четырех степеней выраженности стойких нарушений функций организма больного, определение категорий жизнедеятельности человека.

Работа по внедрению новых стандартов, в том числе в рамках проведения медико-социальных экспертиз, пока не завершилась созданием исправно функционирующей системы, к такому выводу пришла Москалькова после анализа обращений граждан. Вмешательство уполномоченного помогло добиться восстановления нарушенных прав по 50% жалобам на проблемы с установлением (переоформлением) инвалидности. Для исправления ситуации омбудсмен предлагает организовать проведение независимой медико-социальной экспертизы, и данная инициатива уже нашла свое отражение в планах Минтруда по развитию мер социальной защиты инвалидов.

Обеспечение нужд инвалидов

Социальное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает, в первую очередь, получение средств технической реабилитации, санаторно-курортного лечения, медицинской помощи и лекарств. В своей деятельности уполномоченный помогает инвалидам в решении данных проблем.

При обеспечении граждан техническими средствами, к которым относятся инвалидные кресла, слуховые аппараты и протезы, возникают проблемы с ожиданием нужных предметов, качеством изделий и получении компенсации за самостоятельное приобретение. В прошлом году омбудсмен помогла более половине из 64 обратившихся к ней граждан по данному вопросу. Существующие противоречия предлагается решать с привлечением средств федерального бюджета и выпуска сертификатов на получение технических средств, которые можно будет реализовывать самостоятельно у определенных поставщиков. Реализации прав инвалидов на своевременное санаторно-курортное лечение должно помочь введение компенсаций лицам, самостоятельно оплачивающим такие услуги.

Как следует из доклада, в 80% случаев омбудсмен добивается положительного результата при рассмотрении жалоб на нарушение прав инвалидов при получении медицинской помощи и необходимых лекарств. Однако в данной сфере выявлены проблемы, требующие принятия комплексных мер по организации выездных приемов врачей узкой специализации, расширению возможностей по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, своевременному финансированию закупок необходимых лекарств и устранению препятствий к получению жизненно-важных препаратов.

Права инвалидов в местах лишения свободы

По состоянию на 1 января 2017 года в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России содержится 20 тысяч инвалидов, говорится в докладе. Москалькова считает, что ФСИН предстоит большая работа по переоборудованию инфраструктуры подведомственных учреждений под нужды лиц с ограниченными возможностями здоровья. По инициативе омбудсмена в Концепцию развития уголовно- исполнительной системы РФ до 2020 года были внесены изменения, направленные на обеспечение оказания медико-социальной помощи и создание улучшенных условий содержания инвалидам и лицам, не способным или ограниченно способными обслуживать себя самостоятельно. В настоящее время интересы инвалидов из числа заключенных в должной степени не обеспечены, считает уполномоченный. Среди выявленных недостатков — отсутствие безбарьерной среды в виде пандусов и иных приспособлений в исправительных учреждениях, проблемы с организацией жестового перевода для инвалидов по слуху, факты этапирования и перевозки заключенных в транспортных средствах, не оборудованных в соответствии с нуждами лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основную проблему уполномоченный видит в том, что в настоящее время в исправительные учреждения попадают тяжело больные люди. Проведенный аппаратом уполномоченного анализ в 2016 году выявил 749 случаев, когда лица, обратившиеся в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, умирали до начала рассмотрения заявления. Еще 119 осужденных умерли в ожидании вступления решения в законную силу. Из 3 тысяч 497 ходатайств об освобождении от наказания по болезни было удовлетворено меньше половины. Среди ходатайствовавших заключенных был 941 инвалид с заболеванием, препятствующим дальнейшему отбыванию наказания, однако просьбы каждого четвертого об освобождении были отклонены, поскольку установленный перечень болезней не является для суда обязательным. Уполномоченный добивается принятия поправки в Уголовный кодекс РФ, которая обяжет судей освобождать тяжело больных заключенных.

Доклад уполномоченного о правах инвалидов затрагивает множество других направлений политики государства по защите прав граждан с ограничениями по здоровью. Доля работающих инвалидов составляет 16,9%, и несмотря на отсутствие жалоб по данной теме, Москалькова убеждена в необходимости активно содействовать трудоустройству данной категории граждан. Реализация государственной программы по созданию доступной среды для инвалидов нуждается в контроле со стороны уполномоченного. Помимо работы с жалобами от населения, ведется разработка рекомендаций, предписывающих учитывать нужды инвалидов при строительстве жилых домов и иных объектов, а также организации общественного транспорта. Усилиями омбудсмена налаживается диалог государства и лиц с ограниченными возможностями здоровья: принятая в прошлом году резолюция совета уполномоченных рекомендует Правительству РФ определить перечень вопросов, решения по которым должны приниматься с учетом мнения общественных объединений инвалидов.


Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, права человека, защита прав человека, защита прав инвалидов.

По оценкам, более миллиарда человек во всем мире живут с той или иной формой инвалидности [7]. Инвалиды часто подвергаются дискриминации, подвергаются насилию и иным образом плохому обращению со стороны государственных и негосударственных акторов. Женщины-инвалиды часто подвергаются грубому обращению, такому как насилие, эксплуатация и принудительная стерилизация. Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в еще более уязвимом положении.

В последние годы международная система защиты прав человека уделяет больше внимания формулированию и обеспечению соблюдения прав инвалидов. На сегодняшний день международное сообщество использует социальную модель инвалидности, а не медицинскую модель. Это привело к обозначению широкого спектра прав в Конвенции ООН о правах инвалидов [1]. Международное сообщество также подчеркивает важность национальных правозащитных учреждений для содействия осуществлению государством на национальном уровне действий, направленных на защиту прав инвалидов, а также соблюдению их международно-правовых обязательств в отношении прав инвалидов.

Хотя на процесс международной аккредитации национальных правозащитных учреждений влияют юридические и политические аспекты, уполномоченные по правам человека на национальном уровне и комиссии по правам человека являются основополагающими институтами национальных правозащитных систем.

Способность института омбудсмена способствовать реализации международных и национальных норм о правах человека в значительной степени зависит от того, наделен ли омбудсмен мандатом по защите и поощрению прав человека одновременно с дополнительными полномочиями, которые часто сопровождают такие мандаты.

Уполномоченными по правам человека являются те омбудсмены, которым предоставлен мандат на защиту прав человека в рамках правовой системы. Количество этих учреждений растет: они встречаются повсеместно как на национальном, так и на региональном уровнях управления.

Мандат уполномоченного по правам человека может быть обширным, предоставляя ему функции защиты и продвижения прав человека. Многие омбудсмены наделены широкими полномочиями по защите и продвижению прав человека, имеют дополнительные полномочия, такие как осмотр объектов, в которых находятся люди, подача исков в защиту прав граждан, определение конституционности законов, внесение предложений в правительство, проведение исследований в области прав человека.

Уполномоченные по правам человека применяют международные и внутренние нормы о правах человека на основе национальных конституционных правовых рамок и международных правозащитных обязательств их государств. Многие омбудсмены находятся в странах, где ратифицированные акты автоматически является частью внутренней правовой системы государства или были внедрены в конституционное положение или статутное право.

Все конвенции ООН по правам человека и другие документы применяются к людям с ограниченными возможностями, но реальность такова, что до Конвенции о правах инвалидов мало кто делал на них конкретные ссылки. В то время как конвенции о правах человека содержат положения о недопущении дискриминации, ограниченные возможности не перечислены как запрещенное основание для дискриминации, хотя это подпадает под общее положение, которое запрещает дискриминацию по любому другому основанию. Конвенция по правам ребенка была первой конвенцией ООН, содержащей норму о праве на инвалидность (статья 23) [2].

Региональные системы также защищают права людей с ограниченными возможностями. В Европе это действующая в рамках Совета Европы Конвенция о правах человека, также Европейский суд по правам человека и Уполномоченный по правам человека, которые играют важную роль в защите прав инвалидов. Кроме того, развивающиеся элементы защиты прав человека Европейского союза имеют важное значение для защиты прав инвалидов посредством, например, недискриминации обязательства в договорном праве, Хартии основных прав и директив по борьбе с дискриминацией.

В Северной и Южной Америке к таким инструментам относятся Американская конвенция о правах человека, Межамериканская Комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека, которые обеспечивают некоторую защиту инвалидов, так же, как и Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов.

Что касается Конвенции о правах инвалидов, по состоянию на ноябрь 2019 года участниками Конвенции являются 181 государство и Евросоюз, 96 государств — в Факультативном протоколе. К ним относятся страны, где функционирует уполномоченный по правам человека (Испания, Португалия, Франция, Греция, Аргентина, Венгрия, Перу, Намибия), а также страны, где омбудсмен не имеет выраженного мандата по защите прав человека (Канада, Великобритания).

Все институты омбудсмена обладают юрисдикцией в отношении ряда организаций государственного сектора, которые могут негативно повлиять на людей с ограниченными возможностями (например, здравоохранение, образование, социальные услуги, правосудие, органы опеки и попечительства), а некоторые также имеют юрисдикцию над частными лицами. Все омбудсмены расследуют жалобы общественности на предполагаемое плохое управление и также могут рассматривать жалобы на нарушения прав человека. Повсюду омбудсмены получают жалобы от самого пострадавшего лица или от имени инвалидов, учитывая, что уязвимости последних часто приводят их к конфликту с государством.

Беспристрастность расследования омбудсмена основана на национальном законодательстве (включая нормы в области прав человека) и также базируется на международных обязательствах в области прав человека, таких как Конвенция о правах инвалидов. Омбудсмены могут вносить рекомендации по изменениям в законодательстве, процедурах и практике для улучшения защита прав инвалидов.

Например, омбудсмен Греции является уполномоченным по правам человека с функциями, которые включают защиту прав детей и прав равенства. Греческий омбудсмен расследовал жалобы и вынес рекомендации в отношении инвалидов, в том числе о проблемах в работе психиатрических учреждений и образовательной поддержки для учеников с ограниченными возможностями [5]. Омбудсмены также вправе расследовать жалобы, связанные с лечением инвалидов.

Также, к примеру, в 2011–2012 гг. омбудсмен Британской Колумбии расследовал многочисленные дела в отношении инвалидов, пожилых людей, детей и молодежи, вождения, здоровья, поддержки на дому и в области дохода и поддержки сообщества [6].

К примеру, Уполномоченный по правам человека в Валенсии занимался вопросами психического здоровья в течение нескольких десятилетий, в том числе проводя собственное расследование, такие как, касающиеся плохих условий в приютах для инвалидов, и проблем, с которыми сталкиваются люди с психическими расстройствами при взаимодействии с государственными органами Валенсии [4].

В 2012 омбудсмен Литвы провел собственное расследование о дифференцированном обращении муниципалитетов в вопросе парковки для инвалидов. Омбудсмен обнаружил, что эта практика носила дискриминационный характер и рекомендовал, чтобы ответственное министерство изменило закон для применение одинаковых разрешений и правил отказа от платы во всех муниципалитетах [4].

Различным омбудсменам были предоставлены законные полномочия по проверке объектов, таких как тюрьмы, центры содержания под стражей, объекты здравоохранения для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Шведские омбудсмены уже давно обладают полномочиями по проверке. Одна важная область для их инспекции — это поддержание и защита прав недееспособных взрослых. Общественные опекуны, которые должны защищать неспособных взрослых, иногда не справляются со своими обязанностями. Опыт Швеции в вопросах проведения проверок состоит в том, что они раскрывают проблемы, которые могут не являться предметом жалоб, например, потому что некоторые уязвимые люди не могут подавать жалобы самостоятельно на системные проблемы. Инспекции могут также предотвратить недобросовестное управление.

Каждый омбудсмен должен работать над тем, чтобы его помещения, услуги, вывески (включая публичные документы, веб-сайты) и другие соответствующие аспекты его деятельности были доступны для инвалидов. Это в особенности тот случай, когда государство, являясь стороной Конвенции о правах инвалидов, должно обеспечить, такое положение, чтобы все органы государственного сектора выполняли обязательства по обеспечению доступности по Конвенции.

Таким образом, офис омбудсмена должен быть доступен лицам, например, с физическими и сенсорными нарушениями, а вывески должны быть представлены на шрифте Брайля и легко читаться и быть в понятном формате. Переводчики языка жестов и другие вспомогательные услуги должны быть доступным для заявителей, имеющих нарушения слуха или речи. Общественные документы должны быть доступны в аудио формате, шрифте Брайля и / или в больших печатных форматах. Веб-сайты должны быть легко доступны для людей с ограниченными возможностями [3].

Институты омбудсмена должны стремиться обеспечивать разнообразие населения в своем штате и, где это возможно, нанимать инвалидов в качестве сотрудников. Как работодатель, омбудсмен должен помнить, что его собственные помещения и практики поддерживают персонал, являющийся инвалидами, и персонал, который заботится о членах семьи с ограниченными возможностями.

Ряд омбудсменов по всему миру могут давать рекомендации по изменению внутреннего законодательства и политики, а некоторые могут быть более формально вовлечены в процесс правовой реформы. Кроме того, некоторые омбудсмены по правам человека могут дать совет правительству о ратификации договоров по правам человека и об имплементации этих договоров во внутренней правовой системе. В результате эти омбудсмены могут рекомендовать реформу законодательства и способствовать деятельности их правительства, которое улучшит защиту прав инвалидов.

Кроме того, ряд омбудсменов по правам человека уполномочены проводить исследования в области прав человека. В целом, время от времени омбудсмены проводят конференции, семинары, имеющие отношение к их работе. Через эти различные виды деятельности происходит информирование общественности о положениях Конвенции о правах инвалидов. Аудитория может включать в себя работников государственного сектора, субъектов частного сектора, широкой общественности, инвалидов, детей и пенсионеров.

Российская Федерация в рамках Конвенции о правах инвалидов выполняет обязательства по отношению к гражданам с ограниченными возможностями здоровья. За время, прошедшее после ратификации этого международного договора, органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации проделана значительная работа по приведению отечественного законодательства и правоприменительной практики в соответствие с ее положениями [8].

Приняты нормативные правовые акты в сфере социальной защиты инвалидов, определены особенности организации их образования, установлены требования к оснащению для них специальных рабочих мест, им обеспечена доступность воздушных перевозок, непрерывно ведется работа по улучшению наземной логистики, расширена сфера использования русского жестового языка, гарантируется недопустимость их дискриминации.

Таким образом, создание для инвалидов условий, равных с другими гражданами, является важным фактором повышения качества и насыщенности их жизни. Проблемы социальной интеграции инвалидов должны решаться во взаимодействии органов государственной и муниципальной власти, предпринимательских кругов и институтов гражданского общества, этому обязано содействовать международное сотрудничество правовых социальных государств.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, омбудсмен, защита, государственный сектор, Конвенция, конвенция ООН, ограниченная возможность здоровья, отношение инвалидов, собственное расследование, Уполномоченный.

Инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения нашей страны. В отчетном году ощутимых изменений в их положении не произошло. Общее количество инвалидов в Российской Федерации превышает 13 миллионов человек, 700 тысяч из них – дети. Российским инвалидам неимоверно трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, у них возникают большие проблемы с передвижением в пределах населенного пункта. Главное же в том, что забота об инвалидах пока не стала ни составной частью общественной морали, ни приоритетом государственной политики.

В настоящее время лишь в 3–5% случаев удается восстановить трудоспособность инвалидов, устранив ограничения их жизнедеятельности.

Вполне понятно, что в таких условиях особое значение приобретает дополнительное лекарственное обеспечение инвалидов (ДЛО). Жалобы на недостатки в системе ДЛО поступают к Уполномоченному регулярно. По многим из них он обращается в федеральные органы государственной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Что-то удается сделать, однако общей картины это, конечно, не меняет. Система ДЛО по-прежнему нередко работает скорее в интересах дистрибьюторов лекарств, нежели самих льготников.

Кроме того, по оценкам специалистов, и сам перечень лекарственных средств, предоставляемых по программе ДЛО, тоже не лишен пробелов и недостатков.

До настоящего времени в Российской Федерации остается неразрешенной проблема бесплатного обеспечения или обеспечения на льготных условиях спецавтотранспортом в качестве средства реабилитации более 148 тысяч инвалидов, в том числе около 83 тысяч инвалидов Великой Отечественной войны, поставленных на учет до 1 января 2005 года.

В соответствии с печально известным Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ бесплатное обеспечение инвалидов, в том числе участников Великой Отечественной войны, спецавтотранспортом в качестве средства их реабилитации упразднено.

При этом остается открытым вопрос: как, собственно говоря, должны существовать люди, ставшие инвалидами вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата? Общественный транспорт для многих из них недоступен в силу его неприспособленности, такси слишком дорого. А самостоятельно приобрести даже сравнительно недорогую машину большинству инвалидов не под силу.

В результате инвалиды, получившие необходимые медицинские показания после 1 января 2005 года, либо те, у кого срок замены ранее полученного спецавтотранспорта истек после этой даты, оказываются прикованы к месту своего проживания.

Непростая ситуация сложилась также с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. Передача функций по обеспечению ими от медико-социальных экспертных комиссий Фонду социального страхования создала массу новых административных барьеров: теперь инвалидам приходится неделями блуждать по разным инстанциям, обивая пороги чиновничьих кабинетов. Соответственно увеличилось и количество жалоб, поступающих к Уполномоченному по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

В мае 2007 года в ходе проверки с выездом на место жалоб, поступивших из Астраханского дома-интерната для престарелых и инвалидов, выявлено, что инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания Астраханской области, несмотря на имеющиеся у них индивидуальные программы реабилитации, длительное время не обеспечиваются абсорбирующим бельем, что не позволяет создать соответствующие их состоянию здоровья и возрасту условия жизнедеятельности и нарушает их право на реабилитационные услуги, предусмотренные законодательством.

Подобные случаи ненадлежащего обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации характерны и для других субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствуют жалобы, поступающие к Уполномоченному.

Справедливости ради следует упомянуть о том, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы активизировали работу по составлению индивидуальных программ реабилитации. Однако, как показывает практика, в ИПР включаются не все необходимые инвалиду услуги и технические средства реабилитации, а лишь те, которые может предоставить государство. Такой подход явно нуждается в пересмотре. Индивидуальная программа реабилитации будет полезной только тогда, когда за основу будут взяты реальные потребности каждого конкретного человека, а не возможности государства.

Получение профессионального образования и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями зачастую является результатом действий, предпринятых самими инвалидами, а не государственными органами.

Только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность. При этом подавляющее большинство инвалидов хотело бы работать и зарабатывать, но не может реализовать свое право на труд.

Государственные гарантии трудовой занятости инвалидов должны, разумеется, предусматривать комплекс мер, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из наиболее эффективных мер является квотирование рабочих мест.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства, призванного обеспечить права инвалидов, Уполномоченный в марте отчетного года обратился к Президенту Российской Федерации с предложением ускорить процесс подписания и ратификации Россией Конвенции ООН о правах инвалидов (г. Нью-Йорк, 13.12.2006) и Факультативного протокола к ней.

Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что в апреле 2007 года официальные тексты указанных международных актов были направлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для межведомственной проработки вопроса об их подписании и ратификации Россией.

В связи с огромным практическим значением присоединения Российской Федерации к Конвенции о правах инвалидов и Факультативному протоколу к ней Уполномоченный в ноябре 2007 года повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой ускорить подготовку всех документов с последующим внесением в Государственную Думу проекта федерального закона об их ратификации.

2020 год навсегда войдет в историю событиями непреходящего значения как для России, так и для всего мирового сообщества: коренные изменения Конституции Российской Федерации, направленные на укрепление гарантий социальных прав граждан, суверенитета и основных ценностей нашего государства и общества, 75-летие окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны - самой разрушительной и жестокой за все время существования человечества, наиболее масштабной по нарушению прав человека, когда само понятие "права человека" было растоптано и уничтожено (превращено в пыль), 75-летие образования ООН и 70-летие принятия Конвенции о защите прав человека и основных свобод. И, конечно же, этот год останется в памяти миллиардов людей нашей планеты как год пандемии COVID-19, борьбы за спасение людей от заражения коронавирусом, изменения привычного образа жизни, переформатирования сознания и всех систем общественного бытия, а также механизмов и инструментариев соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Эти события в значительной степени детерминировали перезагрузку и всей деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее - региональные уполномоченные или уполномоченные в субъектах Российской Федерации), включая формы и контент работы.

В представляемом докладе изложены взгляды Уполномоченного на ситуацию с правами человека в России и в мире в системе координат современных реалий, в концентрированном виде показаны проблемы на правочеловеческом треке и представлены возможные пути их решения, подводятся итоги работы за нелегкий и во многом судьбоносный 2020 год.

Общее падение уровня жизни, увеличение безработицы, сложности передвижения и публичного выражения своих прав, цифровое неравенство и сужение личного пространства - все это стало реалиями сегодняшнего дня. Особенно тяжело эти обстоятельства отразились на наиболее уязвимых слоях населения: людях старшего поколения, многодетных семьях, инвалидах и других.

В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в нашей стране была по сути создана принципиально новая система прав на социально- экономическую поддержку, которую установило государство для широких слоев населения на время пандемии и в посткарантинный период: отсрочки по налогам, кредитам и страховым взносам, льготные кредиты, арендные каникулы, мораторий на банкротство, социальная поддержка семей с детьми и тех, кто потерял работу, субъектов малого и среднего предпринимательства, застройщиков и туроператоров, смягчение требований в лицензировании и в иных разрешительных процедурах, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, страховые и стимулирующие выплаты медицинским работникам и гражданам, принявшим на патронаж инвалидов и престарелых людей, отмена оформления специального продления патентов, разрешений на временное проживание и других документов, легализующих нахождение иностранных граждан на территории России, и многие другие.

Острая востребованность в помощи института государственной правозащиты человека стала ощущаться с первых дней пандемии. На специально организованную горячую линию и по электронной почте в этот период к нам поступило около трех тысяч обращений. Они были крайне эмоциональными, наполненными тревогой, а порой и отчаяньем. Особенно когда дело касалось потери работы, невозможности вернуться на Родину из других стран из- за закрытых границ или, напротив, выехать с территории России к месту постоянного проживания и воссоединиться с семьей, сложностей в обеспечении для детей- школьников дистанционного обучения ввиду отсутствия в доме компьютеров для каждого ребенка, оказания срочной медицинской помощи, недопусков адвокатов к лицам, находившимся под стражей, и т.д.

Несмотря на то что сотрудники Аппарата Уполномоченного также перешли на дистанционную форму работы, выполняя предписания о самоизоляции, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан не останавливались ни на один день. По видео- конференц- связи велся личный прием, большая доля переписки стала осуществляться по электронной почте. В результате удалось добиться восстановления прав свыше 5 тыс. человек только по обращениям, поступившим на горячую линию.


В таком же режиме трудились и региональные уполномоченные. Они проводили масштабную работу по соблюдению и защите прав человека в условиях стремительного распространения COVID-инфекции. Укрепление взаимодействия между уполномоченными позволило не только не снизить результативность в решении вопросов по оказанию помощи людям в защите прав, но и, напротив, улучшить эти результаты.

Всего в 2020 году удалось оказать содействие в защите прав по 1701 обращению 6492 гражданам. А вместе с неопределенным кругом лиц, т.е. когда, например, по одному обращению оказывалась помощь всем жильцам аварийного дома или целой группе лиц, содержащихся в лечебном учреждении, доме ветеранов, психоневрологическом интернате и т.д. - около 500 тыс. гражданам.

На этом фоне проявились морально устаревшие, не отвечающие современным потребностям законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также отсутствие в законах и подзаконных актах норм, регулирующих правоотношения в условиях ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией или другой чрезвычайной ситуацией. В настоящем докладе содержатся предложения и рекомендации государственным органам по этому поводу, сформулированные на основе примеров конкретных жизненных ситуаций, которые нам пришлось разрешать в наиболее острые фазы действия режимов ограничительных мер.

Кроме того, нам удалось, как представляется, не снизить темпы в работе и по другим направлениям: в области международного сотрудничества, правового просвещения, законотворчества и координации деятельности региональных уполномоченных.

В непростых условиях, под натиском угроз современности обязанностью всех демократических сил является укрепление правозащитного инструментария как на международном, так и на национальном уровнях. Этим целям была подчинена и деятельность Уполномоченного, направленная на развитие форм правозащитной дипломатии, консолидацию национальных институтов защиты прав человека на двусторонней и многосторонней основах. Нами была организована и проведена IV Международная научно- практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", в работе которой приняли участие более 80 человек, среди которых зарубежные омбудсмены из 18 государств, представители 6 международных организаций, 2 заседания Евразийского Альянса Омбудсменов (в апреле 2020 года, посвященное 75-летию победы в Великой Отечественной войне, и в ноябре 2020 года - по вопросам защиты прав человека в условиях COVID-19), подписан меморандум о сотрудничестве с омбудсменом Катара, проведены встречи с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович.

На правопросветительском направлении были проведены все без исключения традиционные мероприятия. Реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов. Среди них: Всероссийский единый урок по правам человека, охвативший впервые студентов вузов; интерактивный просветительский проект "Школа правозащитников: учиться и действовать"; Всероссийский социально-ориентированный проект "Правовой марафон для пенсионеров"; Всероссийский конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты"; в интернет- формате впервые был запущен "Правозащитный диктант" для студентов вузов и другие. В дека бре 2020 года состоялась очередная церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро".

Законотворческая активность в 2020 году была ознаменована не только изменениями в Конституцию Российской Федерации, о которых говорилось в первых строках вступительного слова, но и принятием многочисленных законов, направленных на укрепление гарантий прав граждан буквально во всех сегментах общественной жизни.


Продолжала развиваться и укрепляться правоприменительная практика института региональных уполномоченных, осуществлялись ротации омбудсменов в субъектах Российской Федерации, которым предшествовала процедура согласования соответствующих кандидатов на эту должность. Был проведен Всероссийский координационный совет по вопросам защиты прав граждан в условиях пандемии.

2020 год позволяет подвести и итоги моей пятилетней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Еще придет время более объемному и глубокому по содержанию описанию этого непростого, но, как представляется, вполне результативного периода в истории института Уполномоченного и, конечно же, моей жизни.

Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием.

Пройден огромный путь по укреплению системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с помощью использования новых механизмов. Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости.

Вместе с сотрудниками рабочего аппарата - командой профессионалов и сподвижников благодаря достаточно обширному инструментарию, предоставленному Уполномоченному Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", по каждому обращению проводилась большая кропотливая работа. В случае установления нарушений прав человека использовались все возможности, чтобы их устранить и восстановить справедливость.

В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан, в том числе по резонансным делам. В частности, речь идет об освобождении К. Вышинского, М. Бутиной, И. Голунова и других.

Высшей наградой за эту работу являются благодарности людей, которым удалось помочь на основе конструктивного взаимодействия с компетентными органами. Например, от российских моряков, освобожденных из пиратского плена в Нигерии, от эвенков, проживающих на Байкале, в связи с отменой им запрета на вылов омуля, от 6 тыс. строителей космодрома "Восточный", которым была погашена задолженность по заработной плате, от членов экипажа судна "Норд", более полугода удерживаемых на Украине без малейших на то оснований, от жителя села Ворга в Смоленской области (в отношении него отменили незаконный отказ в регистрации кандидатом в районные депутаты), от чернобыльца, наконец получившего квартиру, и многих других.

Наряду с рассмотрением обращений граждан непрерывно осуществлялась работа по совершенствованию законодательства, итогом которой становились решение системных правовых проблем и закрепление механизмов упреждения нарушений и защиты прав неограниченного круга лиц. Установление права осужденных на перевод в исправительное учреждение вблизи места жительства или места жительства их родственников; введение зачета времени содержания под стражей до вступления в силу приговора суда при определении срока отбывания наказания в виде лишения свободы; установление гарантий защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости; определение порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, - вот лишь некоторые результаты законопроектной работы, в которой институт Уполномоченного принял непосредственное участие. Нередко такая деятельность требовала многолетних совместных усилий с органами государственной власти, научным и правозащитным сообществами.

Удалось решить одну из главных задач, которая стояла передо мной как перед федеральным омбудсменом несколько лет, - подвести деятельность региональных уполномоченных под прочную, единую законодательную основу.

За эти годы выстроена разветвленная система правопросветительской работы, ориентированной на различные категории граждан и возрастные группы населения. Аппаратом Уполномоченного за 2016-2020 годы организовано порядка 500 мероприятий по правовому просвещению. Одним из наиболее масштабных стал Единый урок по правам человека, проводимый ежегодно с 2017 года. За это время в нем приняли участие более 27 млн школьников и студентов.

С 1 февраля 2019 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует созданный при поддержке Президента Российской Федерации Научно- образовательный центр по правам человека, который не только содействует научному и методическому обеспечению деятельности омбудсмена, но также организует обучение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, государственных служащих их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.

Одним из результатов пятилетней работы стало укрепление международных связей, что особенно важно в условиях геополитических противоречий и конфликтов, характерных для современного мира. Выстроены каналы взаимодействия Уполномоченного со структурами в рамках ООН и Совета Европы, осуществлялось тесное сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств. С 2017 года дан старт работе Евразийского Альянса Омбудсменов, учредителями которого выступили омбудсмены трех государств: России, Армении и Киргизии. На сегодняшний день он насчитывает 8 участников. Альянс позволяет объединить усилия государственных правозащитников в деле обмена опытом и, что особенно важно, защиты прав конкретных граждан, попавших в беду.

Многосторонняя и двусторонняя правозащитная дипломатия стала действенным инструментом для отстаивания нарушенных за рубежом прав россиян и соотечественников. Ярким примером может служить участие Уполномоченного в российско- украинском обмене заключенными, в результате которого в Россию в 2019 году вернулись 35 граждан, а также состоявшийся в 2018 году обмен российскими и украинскими рыбаками рыболовецкого судна "Норд" с российской стороны и судна "ЯМК-0041" - с украинской.


Работа уполномоченных по правам человека сегодня как никогда востребована и получила признание среди граждан, о чем свидетельствуют и опросы общественного мнения. Всякий раз, когда удается помочь людям и изменить правила жизни в их пользу, я чувствую за этим не просто перемену к лучшему, но ощущаю институт омбудсмена частью будущего. Того, в котором человек - нет, не застрахован от нарушения своих прав, так не бывает в жизни, мы живем и будем жить в условиях конфликта интересов, - но в котором он может рассчитывать на объективное и беспристрастное установление истины по своему делу, на уважение его прав и реальную возможность восстановления их в случае нарушения.

Прошедшие пять лет и особенно 2020-й год показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Возможно, для меня как Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом и заключается главный вывод доклада, который предлагается вашему вниманию.

В представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сохраняется преемственность с докладами прошлых лет.

Как и прежде, в нем приведены: тематическая статистика, инфографика о динамике состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 32 параграфа.

Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

По аналогии с прошлым годом во избежание значительного увеличения объема доклада в качестве самостоятельного издания выпущен сборник лучших практик Уполномоченного и Аппарата по оказанию содействия в защите прав человека 1 .

В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

Выражаю также свою искреннюю благодарность членам Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, моим коллегам - региональным омбудсменам, представителям правозащитного сообщества, государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего доклада.

Читайте также: