Доклад индекс качества городской среды

Обновлено: 07.07.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 марта 2019 года N 510-р

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Минстрою России ежегодно, до 1 апреля, обеспечить формирование индекса качества городской среды, определяемого в соответствии с методикой.

3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим сбор и хранение информации, предусмотренной методикой, представлять в Минстрой России информацию для формирования индекса качества городской среды ежегодно, в сроки, установленные методикой, по форме, установленной Минстроем России.

4. Минэкономразвития России и Росстату совместно с Минстроем России обеспечить внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения, необходимые для формирования индекса качества городской среды.

5. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на сбор данных для формирования индекса качества городской среды), осуществляющим сбор и хранение информации, предусмотренной методикой, представлять в Минстрой России информацию для расчета индикаторов и формирования индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации ежегодно, в сроки, установленные формой федерального статистического наблюдения, содержащей сведения, необходимые для формирования индекса качества городской среды.

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 марта 2019 года N 510-р

Методика формирования индекса качества городской среды

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящая методика разработана в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект), в том числе выявления конкурентных преимуществ городов и ограничений, препятствующих их развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития городов, и предназначена для определения уровня качества городской среды городов путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды (далее - индекс городов), а также для определения уровня качества городской среды городов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах городов, присвоенных городам, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - индекс субъекта Российской Федерации), и индекса качества городской среды по Российской Федерации путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах городов Российской Федерации.

Значения индексов субъектов Российской Федерации учитываются при определении размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, реализуемых в рамках национального проекта.

2. Понятия, используемые в настоящей методике, означают следующее:

"город" - населенный пункт, имеющий статус города в соответствии с нормативным правовым актом, принятым субъектом Российской Федерации;

"территория города" - территория, расположенная в границах города, установленных в соответствии с генеральным планом городского поселения и (или) городского округа.

3. Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности города на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.

4. Индекс города представляет собой цифровое значение (в баллах) состояния городской среды, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению индикаторов, характеризующих уровень комфорта проживания в соответствующем городе (далее - индикаторы).

5. На основе совокупности значений индикаторов определяются следующие уровни качества городской среды:

а) благоприятная городская среда - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города;

б) неблагоприятная городская среда - состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет менее 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города.

6. Целями формирования индекса города и индекса субъекта Российской Федерации являются:

а) определение текущего состояния городской среды, в том числе конкурентных преимуществ города и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем и перспективных направлений развития;

б) формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе на поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;

в) подготовка ежегодного перечня субъектов Российской Федерации на основе итоговых значений индексов субъектов Российской Федерации;

г) обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных городах и субъектах Российской Федерации;

д) повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации национального проекта;

е) стимулирование граждан и представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству городов.

7. Индекс города и индекс субъекта Российской Федерации формируются исходя из следующих основных подходов:

а) значения индикаторов рассчитываются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежегодно на основе данных за отчетный период по состоянию на 1 января года расчета значений индикаторов, за исключением данных о численности населения города, которые учитываются при определении значений индикаторов на 1 января года, предшествующего году проведения оценки;

б) информация, используемая для расчета индикаторов, является актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой;

в) свободный доступ к информации об индексах городов индексах субъектов Российской Федерации и индексе качества городской среды по Российской Федерации имеет неопределенный круг лиц;

г) оценка индикаторов осуществляется на основе комплексного анализа, позволяющего получить наиболее полное представление о всех наиболее значимых составляющих городской среды;

д) используются только рассчитываемые индикаторы, исключающие субъективный характер оценки и обеспечивающие их достоверность и объективность.

8. Для расчета индикаторов используются данные, содержащиеся в следующих государственных информационных системах, а также в открытых источниках:

а) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства;

б) официальная статистическая информация;

в) информация из открытых источников (поисково-информационные картографические службы, позволяющие осуществлять поиск отдельных объектов или компаний в соответствии с их геолокационной привязкой, а также социальные сети, данные дистанционного зондирования земли и информационный портал "Реформа ЖКХ"), перечень которых утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

9. Федеральная служба государственной статистики утверждает форму федерального статистического наблюдения, содержащую сведения, необходимые для формирования индекса качества городской среды, используемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в качестве базовой статистической информации при расчете индикаторов и формировании индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации.

Информация (базовые показатели, используемые в формулах), необходимая для расчета индикаторов и формирования индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации, представляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими сбор и хранение такой информации (далее - государственный орган), в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по его запросу в виде ответа, содержащего запрашиваемую информацию по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, либо мотивированного отказа в представлении запрашиваемых данных до 5 февраля года формирования индекса качества городской среды, за исключением Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое представляет указанную информацию до 15 февраля года формирования индекса качества городской среды, если иной срок не предусмотрен приложением N 1.

10. Если запрашиваемые данные относятся к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. Если часть запрашиваемых данных относится к данным ограниченного доступа, а остальные данные являются общедоступными, государственный орган предоставляет запрашиваемые данные, за исключением информации ограниченного доступа.

11. Получение информации осуществляется также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

II. Описание структуры индекса города и индекса субъекта Российской Федерации, порядок их присвоения

12. Расчет индекса города осуществляется на основании значений индикаторов, предусмотренных перечнем индикаторов для расчета индекса городов согласно приложению N 1 к настоящей методике.

13. Индекс города определяется на основании суммы значений всех индикаторов.

14. Индикаторы оцениваются по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 шаг соответствует 1 баллу. 1 балл означает минимальное значение, 10 баллов - максимальное значение. Для индикаторов, предусмотренных позициями 1, 4, 7, 9, 30 и 31 приложения N 1 к настоящей методике, 1 балл означает максимальное значение, 10 баллов - минимальное значение.

Минимальные и максимальные абсолютные значения определяются после сбора данных для каждой группы из размерной и климатической групп.


Для каждого балла индикатора определяется пороговое значение вычисляемого шага одного балла ().


Для индикаторов, предусмотренных позициями 7, 12, 24, 27 и 36 приложения N 1 к настоящей методике, определяется пороговое значение вычисляемого шага 1 балла () для каждого показателя, входящего в состав индикатора, при этом количество шагов шкалы соответствует максимальному количеству баллов для соответствующего показателя, входящего в состав индикатора, в соответствии с приложением N 1 к настоящей методике. Общая оценка индикаторов, предусмотренных позициями 7, 12, 24, 27 и 36 приложения N 1 к настоящей методике, определяется суммированием баллов, полученных по каждому показателю, входящему в состав индикатора.


Пороговое значение вычисляемого шага 1 балла (), которое рассчитывается как разница между максимальным значением в массиве данных и минимальным значением в массиве данных, разделенная на количество шагов условной шкалы, и определяется по формуле:


,

Min - минимальное значение в массиве данных;

N - порядковый номер шага шкалы;

Мах - максимальное значение в массиве данных;

А - количество баллов, являющееся максимально возможным для соответствующего индикатора (показателя, входящего в состав индикатора).

15. Для устранения статистических выбросов:

максимальное значение в массиве данных (Мах) определяется по формуле:


,

Город Раменское (Большой 121,9 числ. Тыс. чел.)
Прирост ИКГС в 2020 году (205 баллов) по отношению к 2019 году (195 баллов) составил 10 баллов
№ п/п
1
2
3
Индикатор
Доля площади многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, в общей
площади многоквартирных домов
Доля площади жилых помещений, оборудованных одновременно водопроводом,
водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или
напольными электрическими плитами, в общей площади жилых помещений
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме
образованных и вывезенных твердых коммунальных отходов
Значение
индикатора
2019
Значение
индикатора
2020
План 2021
Факт
6 месяцев
Ответственный ЦИОГВ
8
9
9
9
Минстрой МО
9
8
8
8
МинЖКХ МО
10
10
10
5
МинЖКХ МО
4
Разнообразие жилой застройки
9
8
8
8
Минжилполитики МО
5
Разнообразие услуг в жилой зоне
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении
которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве
многоквартирных домов
3
3
4 (+1)
3
Минсельхоз МО
1
1
2 (+1)
1
7
8 (+1)
8 (+1)
МТДИ МО
5
6 (+1)
5
МТДИ МО
6
5
МинЖКХ МО
7
Доля погибших в дорожно-транспортных происшествиях
8
Доля общей протяженности улиц, обеспеченных ливневой канализацией (подземными
водостоками), в общей протяженности улиц, проездов, набережных
5
9
Загруженность дорог
5
4
6 (+2)
5 (+1)
МТДИ МО
10
Количество улиц с развитой сферой услуг
5
5
5
5
Минсельхоз МО
11
Индекс пешеходной доступности
8
8
8
8
Минблагоустройства МО
12
Уровень доступности городской среды для инвалидов и иных маломобильных групп
населения
6
8
8
8
Минсоцразвития МО
13
Доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений
2
8
8
8
Минблагоустройства МО
14
Уровень озеленения
7
7
8 (+1)
8 (+1)
Минблагоустройства МО
15
16
17
Состояние зеленых насаждений
Привлекательность озелененных территорий
Разнообразие услуг на озелененных территориях
Доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования
(городские леса, парки, сады и др.), в общей численности населения
2
5
6
2
4
6
4 (+2)
6 (+2)
6
4 (+2)
6 (+2)
6
Минблагоустройства МО
Минблагоустройства МО
Минблагоустройства МО
2
2
4 (+2)
2
Минблагоустройства МО
18
3

№ п/п
Индикатор
19
Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей
протяженности улиц, проездов, набережных
20
Разнообразие услуг в общественно-деловых районах
21
22
Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади
города
Концентрация объектов культурного наследия
Значение
индикатора
2019
Значение
индикатора
2020
План 2021
Факт 6
месяцев
Ответственный ЦИОГВ
10
10
10
10
Минблагоустройства МО
2
2
3 (+1)
3 (+1)
Комитет по архитектуре и
градостроительству МО
5
4
7 (+3)
7 (+3)
Минблагоустройства МО
1
1
1
1
ГУКН МО
23
Уровень развития общественно-деловых районов города
6
6
6
6
Комитет по архитектуре и
градостроительству МО
24
Уровень внешнего оформления городского пространства
6
9
9
9
Минблагоустройства МО
3
3
5 (+2)
4 (+1)
МТДИ МО
3
6
3
6
4 (+1)
7 (+1)
4 (+1)
7 (+1)
Минкультуры МО
5
4
4
4
ГУКН МО
9
9
9
9
Минсоцразвития МО
4
5
5
5
Минобр МО
25
26
27
28
29
30
Безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения, образования,
культуры и спорта
Разнообразие культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры
Обеспеченность спортивной инфраструктурой
Доля объектов культурного наследия, в которых размещаются объекты социальнодосуговой инфраструктуры, в общем количестве объектов культурного наследия
Доля сервисов, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных
групп населения, в количестве таких сервисов, предусмотренных правовым актом
Минстроя РФ
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в
дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 6 лет
Минспорт МО
31
Количество дорожно-транспортных происшествий по отношению к численности
населения в городе
8
9
9
9
МТДИ МО
32
Доступность остановок общественного транспорта
7
7
10 (+3)
10 (+3)
МТДИ МО
33
Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем
централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения
9
9
9
9
МинЖКХ МО
34
Количество центров притяжения для населения
4
3
5 (+2)
4 (+1)
Комитет по туризму МО
35
Доля работающего населения, работающего в непроизводственном секторе
экономики, в общей численности работающего населения
5
5
5
5
Мининвест МО
36
Доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по
вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте
14 лет и старше
4
5
6 (+1)
6 (+1)
Минблагоустройства МО
195
205
232 (+27)
224 (+19)
ИТОГО
4

ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ НЕРАСЧЕТНЫХ ИНДИКАТОРОВ ИКГС, план 2021
Значение
индикатора

Индикатор
2019
2020
План
2021
Мероприятия по повышению значений в 2021 году
(с указанием количественных значений, адресов,
объектов)
Благоустройство дворовых территорий:
1) Раменское , ул. Высоковольтная,д.20,21,22,23;
2) Раменское, ул. Красноармейская,д.8,10,12,14,16,16/1,18;
3) Раменское, ул. Прямолинейная,д.24, Королева, д.
31,33,35,37, ул. Коммунистическая д.37, ул. Космонавтов, д.40;
4) Раменское, ул. Красноармейская,д.15,17, ул. Гурьева д. 6,8,
ул. Донинское шоссе д.3а;
5
Разнообразие
услуг в жилой
зоне
3
3
4 (+1)
5) ул. Чугунова ,д. 15,15б,15/1,15/3,15/4,15/5;
6) Ул. Мира д. 1,2,4,5,6
7) Ул. Октябрьская д.3
8) Ул. Коммунистическая, д. 7,8,9,10
9) Ул. Донинское шоссе, 2,2а,4,4а,6,8,10,14
10) Ул. Приборостроителей , д. 1,2,3,5,7
----- данные мероприятия не смогут позволить получить
положительную динамику по 5 индикатору, посмотрите
пожалуйста в методике, какие мероприятия вы проводите
7
Доля погибших
в дорожно–
транспортных
происшествиях
5
7 (+2) 8 (+1)
Устройство пешеходной зоны – Космонавтов 34,36;
Ремонтные работы по ул. Левашова, Гурьева;
Нанесены новые элементы дорожной разметки по ул. Гурьева,
Левашова, Космонавтов, Донинское шоссе.
Занесено ли это все на карты? Если нет то до необходимо
Статус/результаты выполнения
запланированных мероприятий (на
01.07.2021)
Отв. ЦИОГВ
Работы выполнены
Работы по благоустройству дворовых
территорий
по
ул.
Чугунова
д. 15,15б,15/1,15/3,15/4,15/5; ул. Мира
д. 1,2,4,5,6; ул. Октябрьская д.3;
ул. Коммунистическая, д. 7,8,9,10;
ул. Донинское шоссе, 2,2а,4,4а,6,8,10,14;
ул. Приборостроителей , д. 1,2,3,5,7
будут завершены до 01.11.2021.
Минсельхоз
МО
Все перечисленные мероприятия
выполнены.
МТДИ МО
10

ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ НЕРАСЧЕТНЫХ ИНДИКАТОРОВ ИКГС, план 2021
Значение индикатора

Индикатор
2019
2020
План 2021
Мероприятия по повышению значений в 2021
году
(с указанием количественных значений,
адресов, объектов)
Статус/результаты выполнения
запланированных мероприятий
(на 01.07.2021)
Отв. ЦИОГВ
Проведены акции: Лес победы , ул. Крымская д.5, ул.
Дергаевская 23.
14
Уровень озеленения
7
7
Наш лес Северное шоссе 20;
Все перечисленные мероприятия
выполнены
Минблагоустрой
ства МО
4 (+2)
По периметру города на постоянной основе
осуществляется осмотр зеленых насаждений,
происходит своевременное кронирование, обрезка,
вырубка аварийных деревьев, и компенсационное
озеленение. Своевременное реагирование на обращение
граждан.
Постоянно
Минблагоустрой
ства МО
4 (+2)
Планируется сдача корпуса нового дома , по адресу
Северное шоссе (общая жилая площадь – 23,3 тыс.кв.м.
– 602 квартиры), что позволит увеличить долю
населения, имеющего доступ к озелененным
территориям общего пользования.
Срок 01.11.2021
Минблагоустрой
ства МО
8 (+1)
Зеленые ограждение по ул. Космонавтов , Карла Маркса
В рамках КБДТ и ДИП
15
18
20
Состояние зеленых
насаждений
Доля населения,
имеющего доступ к
озелененным
территориям общего
пользования (городские
леса, парки, сады и др.), в
общей численности
населения
Разнообразие услуг в
общественно-деловых
районах
2
2
2
2
2
2
3 (+1)
Работа по актуализации информации об объектах
потребительского рынка, торговли, общественного
питания, бытового обслуживания населения в
поисково-информационных системах (Яндекс.Карты.)
Введено более 100 объектов
потребительского рынка,
торговли, общественного
питания, бытового
обслуживания населения
Комитет по
архитектуре и
градостроитель
ству МО
11

Объясняем, зачем измерять качество городской среды

Индекс качества среды для 1114 городов России был впервые представлен Минстроем в начале ноября 2019 года. Разбираемся, почему индекс нельзя называть рейтингом, как его правильно читать, какую работу в городах предстоит провести в ближайший год и почему не стоит сравнивать значения индекса во всех городах друг с другом.

Кто и зачем измеряет качество городской среды

В мире существуют более 200 различных индексов и рейтингов городов. Они касаются 13 различных сфер деятельности: транспорта, экологии, качества жизни, городской экономики, уровня цен и других. Однако ни один из рейтингов не посвящен полностью городской среде. Например, Индекс лучшей жизни (Better Life Index) оценивает страны в целом, а не отдельные города. Ещё несколько исследований посвящены городам по всему миру: Инициатива благополучия городов (City Prosperity Initiative), Индекс глобальных городов (Global Cities Index), Рейтинг качества жизни в городах мира (Quality of Living Rankings), а также Глобальный индекс комфорта проживания (Global Liveability Index).

Почему индекс нельзя воспринимать как рейтинг

Как читать индекс

Индекс качества городской среды — это первый индекс, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории.

При разработке методологии изначально ставилась цель сделать её максимально прозрачной. В индексе нет исходного целевого показателя: зачастую его просто невозможно установить. Не существует точной цифры, насколько город должен быть озеленён. Нельзя сказать, что норма озеленения городов составляет 75% или 25%. Но при этом понимаем, что ноль ДТП или полное отсутствие аварийного жилья — это хорошо и это тот идеал, к которому нужно стремиться.

Суть методики в том, чтобы перевести восприятие городской среды в измеряемую метрику. Это позволяет уйти от субъективности. Человек, который родился и вырос в одном городе, априори считает, что его город лучше города-конкурента, с командами из которого они соревновались на футболе в школьные годы. Представления о городе у тех, кто туда просто приезжает и проводит там небольшое количество времени, отличаются от представлений местных жителей. Туристы формируют свой образ города на основании центральных улиц, ключевых достопримечательностей, гостиниц — всё это только одна пятая часть того, что составляет городскую среду и с чем горожане взаимодействуют каждый день в повседневной жизни.

Слишком разные города — как их сравнивать?

1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Здесь важно подчеркнуть, что это не попытка создать новый климатический атлас России — ни для кого не секрет, в какой зоне расположен город. Чтобы индикаторы работали корректно, более важно посмотреть на влияние климатических факторов на состояние и формирование городской среды. В городах с полярной ночью общественные пространства не имеют в жизни людей такого же значения, как в городах с более благоприятными климатическими условиями.

Все города с тяжёлыми климатическими условиями не выделяются в отдельную группу, потому что климат не влияет на такие индикаторы, как количество ДТП или доля детей, стоящих на очереди в детский сад. Поэтому по климатическим группам считаются только индикаторы, касающиеся озеленения города или популярности общественных пространств. Остальные индикаторы, например доля аварийного жилья, считаются уже по размерным группам.

Города из разных размерных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно. У каждой размерно-климатической группы есть своя шкала значений. К примеру, 45% освещённости улиц в Новосибирске (город с населением более 1,6 миллиона человек) — это не то же самое, что 45% освещённости улиц в Бирюсинке (малый город с населением менее 10 тысяч человек), дополненных фонарными столбами на каждом участке с частным домом. Если для малого города освещённость в 45% — это относительно большой показатель, который оценивается в 5–6 баллов, то миллионник за тот же процент освещённости улиц получит уже 1-2 балла.

Зачем нужны баллы

От баллов уйти невозможно, потому что оцениваются параметры в разных единицах измерения. Они могут быть выражены в процентах, в численности людей, количестве инфраструктурных объектов или безразмерным коэффициентом. Чисто математически логично сравнивать разные показатели друг с другом, используя баллы.

Да, существуют индексы, основанные на качественных показателях, например на социологических опросах или на экспертной оценке. Но такая методика не подходит для масштаба задачи в России. 1114 городов — это очень много, в них живут 75% населения страны. Если ежегодно проводить соцопросы или выезжать в каждый город, то оценка городской среды превратится в перепись населения. Чтобы охватить такое количество городов, потребуется огромное число людей, и пропорционально будет расти количество ошибок. Единственная возможность уйти от субъективности и манипуляции данными — переход на количественную оценку.

На что реально влияет индекс?

Если мы представим обычный день муниципального чиновника или главы города, то поймём, что он существует в огромном количестве задач, которые формируются реализацией двенадцати национальных проектов, объединяющих по 2-5 федеральных проектов. Дополнительно к этому существуют региональные проекты, набор муниципальных программ, работа с запросами горожан и с частными проектами.

Индекс — это не панацея и не единственный инструмент, который спасёт всю Россию. Это инструмент, который оценивает качество городской среды, а не измеряет качество жизни во всей стране.

Что делать чиновникам, когда индекс опубликован

Индекс будет публиковаться каждый год. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды или внести корректировки в существующие.

Здесь важно понимать: оценка устроена таким образом, что, улучшая только один индикатор, невозможно добиться каких-то значимых результатов. Например, если в городе выявлены большое количество ДТП, высокая смертность на дорогах, недостаток улиц с развитым стрит-ритейлом и низкий индекс пешеходной доступности, то становится очевидно, что улично-дорожная сеть в таком городе ориентирована на машины и перемещение из точки А в точку Б, а не на людей. Улицы — такое же общественное пространство, что соответствует международным принципам и стандартам развития городской среды.

Что нужно сделать в таком случае: создать комплексную программу развития улиц в городе. Уже в рамках этой программы, работая со многими индикаторами, попутно можно решить проблему луж в городе, сделать ливневую канализацию, выявить места, в которых наиболее часто происходят ДТП, и сделать их более безопасными. Повышая освещённость улиц, можно повлиять на количество ДТП в тёмное время суток на отдельных участках дороги.

Обнародован Индекс качества городской среды за 2020 год

По итогам оценки качества городской среды для субъектов за 2020-й год, Московская область заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, набрав 208 баллов по среднему значению индекса качества городской среды. Доля городов с благоприятной городской средой составила 85% (62 города из 73). Прирост среднего значения индекса качества городской среды к 2019 году составил 3%.

В число крупных городов с численностью населения 250 тыс. – 1 млн. чел., признанных с благоприятной городской средой вошли подмосковные Химки (217 б.), Балашиха (208 б.), Подольск (195 б.).

Города-лидеры качества городской среды в своей категории по численности населения:

1-е место - Реутов (263 б.),

3-е место - Красногорск (238 б.)

4-е место – Одинцово (232 б.)

5-е место – Люберцы (229 б.)

1-е место - Видное (235 б.)

2-е место - Фрязино (228 б.)

3-е место - Лобня (226 б.)

4-е место – Дзержинский (224 б.)

Малые города (25 – 50 тыс. чел.):

2-е место - Истра (235 б.)

3-е место - Котельники (232 б.)

4-е место – Краснознаменск (227 б.)

5-е место – Можайск (226 б.)

Малые города (5 – 25 тыс.чел.):

1-е место - Талдом (230 б.)

2-е место – Пересвет (229 б.)

4-е место – Черноголовка (220 б.)

Один из критериев Индекса – вовлечение граждан в принятие решений по вопросам городского развития. Именно граждане создают запрос на определенные территории. Только они знают, что именно им необходимо для комфортной жизни, чего им не хватает в городе в целом или рядом с домом. Диалог с жителями и обсуждение с ними ключевых решений позволяет создавать действительно востребованные общественные пространства, повышает экономическую привлекательность территорий.

Широкое вовлечение горожан в процессы, связанные с повышением качества городской среды, способно оказать влияние на преобразования по любому из индикаторов. Поэтому, чтобы упростить и систематизировать опрос граждан, дать россиянам во всех регионах страны возможность принимать участие в благоустройстве, в 2021 году запускается общефедеральная рейтинговая платформа по голосованию за объекты благоустройства.

В России появился первый индекс качества городской среды

Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ

Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ

Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ

Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ

Как рассчитывался индекс

При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.

При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.

Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Денис Филиппов, заместитель генерального директора ДОМ.РФ, генеральный директор Фонда ДОМ.РФ

Денис Филиппов, заместитель генерального директора ДОМ.РФ, генеральный директор Фонда ДОМ.РФ

Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.

Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.

При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).

Зачем улучшать городскую среду в мире

Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.

Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития. И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.

Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.

Зачем это надо России

В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.

Почему все города похожи друг на друга

77% существующего жилого фонда создано в советское и постсоветское время, построено по нормативам, принятым в период другой экономики. Действующие нормы постоянно актуализируются в той или иной части, но этого недостаточно для серьезного изменения облика наших городов. В результате в российских городах создается застройка, не обеспечивающая комфортность и безопасность горожан, что не стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Более того, хаотичная застройка разрывает существующую ткань городов.

По сути это руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. Содержит каталог архитектурно-планировочных решений как самого жилья, так и благоустройства общественных пространств, прилегающих к жилой застройке.

Проектирование жилых территорий по принципам Стандарта призвано создать функционально разнообразные, компактные и безопасные города с сомасштабной человеку застройкой, комфортным жильем и высокой транспортной и пешеходной доступностью. Стандарт помогает адаптировать градостроительные решения под различные целевые модели среды, что особенно актуально для российских городов с зачастую смешанными типами застройки. Стандарт предусматривает комплекс инструментов развития городских территорий, который охватывает документы всех уровней: стратегия пространственного развития города, объемно-пространственный регламент, дизайн-код.

Пилотные проекты применения Стандарта уже разработаны для Владивостока, Саратова, Калининграда, Иваново, Сергиева Посада и Свободного, Южно-Сахалинска, в разработке находятся проекты для Магадана, Кисловодска, Великого Новгорода и Геленджика. Реализация вышеупомянутых пилотных проектов, разработанных на основе Стандарта, возможна уже сегодня. Например, в Саратове, Иваново и Калининграде утверждены разработанные для этих городов правила размещения вывесок и навигации (дизайн-коды). Во Владивостоке принято постановление администрации города о разработке документации по планировке территории на основе мастер-плана острова Русский.

Чтобы формируемая среда соответствовала стандарту, необходимо научиться строить новое жилье, которое будет отвечать спросу современного человека.

Сегодняшнее поколение уже предъявляет другие требования к дому и среде, в которой оно живет. Оно более мобильно, оно предпочитает быстро получить все сервисы и услуги в шаговой доступности от дома или работы. Экономика совместного потребления формирует запрос на новые типы пространств и устойчивые планировочные решения.

Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики

Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики

Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики

Развитие городской среды, повышение ее качества — тема, которая актуальна сегодня для всех городов нашей страны именно в контексте наведения порядка и попытки найти баланс интересов. Город – это сложная система, балансирующая между запросами жителей на комфорт и безопасность среды, потребностями бизнеса в ресурсе для реализации своих проектов и стремлением власти иметь эффективные инструменты регулирования.

Читайте также: