Доклад игры и ремесла донских казаков

Обновлено: 18.05.2024

На сегодняшний день донские казаки – это самое многочисленное и первое по старшинству войско из всех казачьих войск на территории Российской Федерации. На первых порах казаки в основном разбойничали, нападали на речные и морские персидские и турецкие караваны. Позднее они подписали договор с царем о защите южных рубежей России, верой и правдой служили Отечеству 1 . Раскопки на территории островов Поречный и Гостевой показали, что в старину казаки жили закрытыми мужскими поселениями, в землянках, без мягких перин и белых простыней, одевались скромно и просто.

При внешней простоте и скудости запасов, казаки поражали окружающих своим богатством: преданностью воинскому братству, законам равенства и справедливости, удивительным гостеприимством, готовностью поделиться с первым встречным, даже с чужаком по крови и вере.

Казачье звание обязывало каждого из них с двойной ответственностью подходить к формированию характера, укрощать свои недостойные желания, не пускать наружу эмоции, лишние слова, постоянно думать о главном и не растрачивать свою силу попусту. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.



Жизнь, полная опасностей, сформировала у казаков сильный характер, личную неуст- рашимость и выносливость, вырабатывала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество

Казаки, и мужчины и женщины, отлично владели холодным и огнестрельным оружием. Нередко женщина-казачка, выйдя на казачий круг, отрезала свои косы и становилась воином, наравне с мужчинами участвовала во всех походах и войнах. Такие воины легко ходили в разведку, приносили ценные сведения о силах врага, не подозревавшего о наличии казака-лазутчика в своем стане.

Жизнь, полная опасностей, сформировала у казаков сильный характер, личную неустрашимость и выносливость, вырабатывала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество.

В центре станицы находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. Одно из строений было станичным куренём, где находилось станичное правление – орган исполнительной власти населённых пунктов Войска Донского. У донского казачества было административно-территориальное деление: хутор, станица, округ, войско. По свидетельству адмирала К.Крюйса. городки делились на две части: имевшие зимние жилища (отапливаемые) и летние. Многие исследователи утверждают, что после пятилетнего пребывания в Азове (1637-1642 г.г) донские казаки приступили к широкомасштабному строительству городов с каменными домами. Число каменных и домов на каменном цоколе в пределах одного укреплённого города выросло к концу 17 века от 200 куреней, что соответствовало числу жителей (от 100 по росписи 16 века) до 300, на Донце почти 400 в конце 17-го века.

Военные занятия донских казаков требовали и знаний, и смекалки, и практических навыков. Они были искусны в добывании селитры для взрывчатки, умели точно рассчитывать выход подкопа. В морских походах приходилось ориентироваться по звёздам.

Обучали письму и грамоте донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и свои светские учителя. Центрами распространения книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своём, на Дону были рукописными.

К концу XVII века территория Донского казачьего войска простиралась от устья Хопра до устья Аксая и даже начинала вклиниваться в пределы Екатеринославских, Воронежских и Саратовских земель. На Дону уже существовало более 50 казачьих городков, число которых продолжало расти. Появились мазанки, деревянные дома, церкви и другие строения.



Казачье вооружение и снаряжение также изменилось – те- перь в ходу были персидская сабля или черкесская шашка, булатный кинжал, русская пи- щаль, турецкое ружье или вос- точный пистоль, обязательной частью снаряжения стали шебалташ – кожаный ремень с пряжкой, на котором висели большой рог для пороха, стальное огниво с отверткой и са- фьяновый гаман для пуль

Быт донского казачества постепенно менялся. Уже почти не осталось холостых казаков, шло расслоение на богатых и бедных. Одежда казаков стала более разнообразной. По праздникам они надевали яркие русские шелковые кафтаны и суконные зипуны, дорогие пестрые турецкие и татарские халаты, однотонные, обшитые тесьмой кавказские полукафтаны – бешметы и калмыцкие по- лукафтаны – ахалуки, широкие разноцветные шаровары; на серебряных или золотых турецких кушаках висели булатные ножи с черенками из рыбьей кости в черных нож- нах, оправленных серебром, на голову надевали высокие меховые шапки с цветным верхом, ноги обували в кожаные сапоги с высокими голенищами разной длины, выделки и отделки. Казачье вооружение и снаряжение также изменилось – теперь в ходу были персидская сабля или черкесская ша- шка, булатный кинжал, русская пищаль, ту- рецкое ружье или восточный пистоль, обязательной частью снаряжения стали шебалташ – кожаный ремень с пряжкой, на котором висели большой рог для пороха, стальное огниво с отверткой и сафьяновый гаман для пуль. Дух войны господствовал во всем, и обычаи предков соблюдались неукоснительно. Попытки отдельных семейных ка- заков перейти к мирным занятиям решительно пресекались, войско даже постановило: если кто станет пахать землю и сеять хлеб – того бить до смерти и грабить.

Официально донские казаки стали нести службу с 1584 года, получая жалование от государя деньгами, серебряной посудой и в виде припасов: хлеба, пороха, селитры, свинца и сукна.

Казаки в старину имели несколько наборов оружия: рабочее и парадное. Парадное добывали в бою у врага, держали в специальном лазе в землянке. Казаки не брезговали оружием врага, но предпочитали сабле шашку (имеет закругленное окончание). Казаки Дона били врага боевыми топориками, кистенем, шестопером, поясным и подсайдашным ножами. В 15 веке у казаков появилось огнестрельное оружие — самопалы. На вооружении донских казаков с ХV по ХVII вв. были: ручная кулеврина (ручница), ручная пищаль с боковой полкой, русский фитильный мушкет, багинет, бердыш-ружье, казачий колесцовый пистолет 1610 г. итальянского образца. При Петре Первом — фузеи, а с 1871 г. – знаменитая берданка, с 1891 г. в казачьих войсках появилась трехлинейная винтовка Мосина (укороченная, казачьего образца). В 1738 году на вооружении казаков впервые появились пики и дротики. Страшным оружием в руках умелого казака могла стать обычная нагайка.

Дух донских казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определённой поддержке и внимании. А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание.

Определённым опытом врачевания, основанным на наблюдении природы, растений, обладало большинство донских казаков. Знания о лечебных свойствах огня, пепла, воды, росы, трав и прочего передавались из поколения в поколение. До появления на Дону первых лекарей (1672 г.) эту роль выполняли знахари из среды грамотных местных жителей и монахов. Казачьи знахари сопровождали лечение заговорами: смерть, ранения, болезни стремились предотвратить оберегами.

промыслы и занятия 4

Для всех донских казаков коневодство было основным направлением хозяйственной деятельности. Каждая станица содержала конский табун. Коней разводили для себя и на продажу. Этот промысел высоко ценился на Донской земле. Донские породы лошадей известны резвостью и легкостью в беге. Помимо донских казаков официальными поставщиками лошадей для российской кавалерии были терские, сибирские, черноморские и забайкальские казаки.

Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали рыбой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана. Известные казачьи фамилии держали свои рыбоспетные заводы.

Третьим донским промыслом было виноградарство и виноделие. Каждая семья имела в своем саду до 400 кустов винограда и в среднем ежегодно собирала до трех пудов ягод. Многие казачьи атаманы имели в личном пользовании до 8 виноградников. Донские вина (цимлянское, раздорское) высоко ценились в Москве и Петербурге.



Многочисленные реки донского края сполна обеспечивали ры- бой, и рыбный промысел не только кормил казаков, но и обеспечивал высокий процент прибыли для казачьей казны за счет продажи балыка и икры, закупаемых Турцией, Грецией, Италией и Францией. Кроме того, донские казаки по китайской технологии создавали искусственные озера. В них разводили карпа и сазана

Дон всегда был славен огородничеством и садоводством. Донская бахча поставляла на российский рынок сладкую тыкву, арбузы и дыни. Арбузное варенье (нардек) и повидло из тыквы — традиционное лакомство на Донской земле. В 1840 году донские казаки познако мились с картофелем. Вскоре на Дону появляются заводы по производству крахмала и спирта. Донские казаки бесплатно поставляли на императорский стол рыбу и икру, ягоды и фрукты, виноград и вино. И в XXI веке казаки не утратили своего умения сохранять свежесть виноградной грозди до нового сбора. Занимались донские казаки и пчеловодством. Донские меды: липовый, из боярышника, разнотравье и майский — сохраняли здоровье казака круглый год. Славен Дон и изготовлением плетеной мебели, ваз и посуды из камыша, бересты и ивового прута. лозы. Этот казачий промысел имеет более чем семи вековую историю. Казачки издавна занимались бисероплетением. Особо использовались вышитые полоски для украшения головных уборов, одежды и мебели.

Возле другого рундука на богатом персидском ковре располагались для душевной беседы жены донских старшин. Пленные татарки и турчанки (ясырки), жившие в казачьих семьях на правах младших членов, родственников, прислуживали старшинским женам, разливая в серебряные чары сладкий мед и с поклоном подавая его. Казачки степенно, без торопливости, вкушали мед, хвалили дедовскую старину и, слегка захмелев, пели душевные песни о подвигах своих дедов, отцов и мужей.

Молодые казачки в праздничных одеждах гуляли отдельно. Щелкая жаренные арбузные и тыквенные семечки, они собирались своими компаниями себя показать и других посмотреть. Подражая старшим, девушки душевно пели псалмы и веселые песни. Если мимо молодежи проходил казак в летах, то за несколько метров до него малолетки почтительно вскакивали и кланялись ему. Сесть они могли только тогда, когда казак откланялся от них на почтительное расстояние. Это не притворное уважение к старшим воспитывалось в казачьих семьях с детства. Если малолеток выказывал неуважение к старшему, то тот мог приструнить мальца увесистой оплеухой, что с одобрением встречалось всеми, в том числе и родителями неучтивого казачонка.

Женщины-казачки должны были с почтением относится к мужчинам, уступать им во многих бытовых ситуациях. Если, например, на узком мостике, каких множество имелось в Черкасске, встречались женщина и мужчина-казак, то слабая половина в любом случаи должна была уступить казаку место, даже если при этом ей приходилось спрыгивать с моста.

Компании мальчишек и юношей выходили на игрища за город, к палисаду и крепостным стенам. Здесь ставилась самодельная цель, и казачата, одни с луками, другие с ружьями, соревновались в меткости стрельбы. Наиболее натренированные могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, поставленную на ребро. После стрельб обычно устраивали потешные бои.

Свободное время казаки любили проводить в так называемых станичных избах, которых в Черкасске в это время насчитывалось девять, и стояли они на берегу Дона не далеко друг от друга. Казаки из двух-трех станичных изб на одинаковом расстояние от каждого стаяли на воде деревянный поплавок с мишенью. По условному знаку специально выбранного распорядителя-судьи начиналась стрельба по этой цели. Победители одерживали казаки того станичного куреня, которым удавалось потопить цель. Проигравшие угощали победителей тройным касильчатым медом и пили сами за здоровье победителей.

Компании стариков любили собираться на Преображенском кладбище, где были похоронены многие выдающиеся донцы. Среди славных могил в неторопливой беседе опорожнялись ендовы крепкого меда, и поминальная богатырская песня тихо и мерно лилась среди кладбищенской тишины.

С особым весельем праздновали донцы масленицу. Целую неделю от мало до велико веселился Черкасск и донские станицы. Кроме шумных застолий, по всему Дону устраивались грандиозные скачки, состязание в стрельбе Долго и тщательно готовилась к этому празднику казачья молодежь, не досыпая, но холя верного друга-коня для предстоящих скачек и готовя оружие для состязаний.



Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту пору Дон. Сотни казаков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула

Лишь только наступал первый день масленицы, вооруженные наездники собирались заранее в назначенном месте. Всякий старался блеснуть своим скакуном, сбруей и оружием. На открытом месте, в поле, уже стояла заранее приготовленная мишень из камыша. На расстояние триста-четыреста метров суетливо кучковались казаки, желавшие вступить в состязание. Первым открывал игрище опытный в боевом ремесле казак. На полном скаку, бросив поводья у самой мишени, он выстрелом из оружия ловко поджигал камыш. Следом стремглав летел молодой казак. На всем скаку, умело соскочив с лошади, держась одной рукой за гриву скакуна, другой он выхватывал из-за пояса пистолет и метким выстрелом поражал цель. Еще мгновение – и изумленные зрители уже видели казака на лошади целым и невредимым. А следом уже скакали другие казаки, перемахивая на конях через огонь. Гвоздем состязаний были скачки, победителей которые получали весовые награды, становясь героями дня. Непременным элементом масленичных торжеств являлась охота на дичь, которой изобиловал в ту по- ру Дон. Сотни казаков собирались на охоту, которую открывал троекратный ружейный выстрел есаула. Вот группа удачливых охотников подняла в кустарнике свирепого вида вепря-кабана. Ссекая клыками камыши, кабан вырывается из зарослей, зло посверкивая маленькими глазками. Пораженный несколькими меткими выстрелами, оставляя за собой кровавый след, разъяренный секач бросался в отчаянной ярости на охотников. Казаки, привыкшие подобным поворотам событий, ловко расступались и добивали кабана пиками. В другом месте группа всадников стремительно преследовала матерого волка, который, подняв дыбом шерсть и поминутно оглядываясь, пытался уйти от неутомимых охотников. Однако казаки нагоняли серого разбойника и длинными плетками, в концах которых был зашит свинец, убивали хищника. Таким же манером охотились на зайцев, лис, а быстроногих коз ловили с помощью арканов.

После охоты и скачек, состязаний в стрельбе донцы садились за праздничные столы. Ели в ту пору вкусно и обильно. Сначала подавали круглики – пироги с рубленным мясом и перепелками. Затем поочередно следовали восемьдесят блюд: студень, сек – разварная филейная говядина, лизни (языки), приправленные солеными огурцами; блюда из поросенка, гуся, индейки, подаваемые на красочных подносах. Затем подавались внушительные части дикой свиньи в разваре, следом шел лебедь, соленый журавль и другие закуски.

По казачьим обычаям, чтобы не обидеть хозяина, каждый из гостей должен был непременно отведать каждого блюда. Перед каждым новым блюдом следовал тост. Первый тост провозглашал хозяин, потом пили за здоровья атамана, всех гостей и родственников.

Главной частью женской одежды бал кубилек, сшитый из порчи и имевший форму татарского кафтана. Он спускался ниже колен, но высоко от пят. Кубилеки застегивались на груди рядом серебряных с позолотой пуговиц. Имелся еще один ряд пуговиц, гораздо больших по величине, золотых или низанных из жемчуга. Под кубилеком были рубаха и шаровары, доходившие до самых туфель, сшитых из сафьяна. Казачки подпоясывались поясами, украшенными камнями и драгоценными металлами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.
Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня.
Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой. Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.


Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России "виноградные и арбузные сады". Популярными на Дону сортами винограда являлись "Краснотоп золотовский", "Сибирысовый", "Пухляковский белый". Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.
В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.
Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Россия — огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население Ростовской области составляют донские казаки. Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения. Казаки живут не только в России, каждый год со всего мира приезжают потомки эмигрировавших казаков на родину предков, чтобы приобщиться к казачеству — явлению, связывающему людей единством духа, морали и культуры. Они до сих пор чтят свои традиции, обычаи и бережно относятся к истории.

Собираясь посетить интересную на события, своеобразную на культуру, красивейшую на природу Ростовскую область, опытный путешественник постарается найти хотя бы краткую информацию о традициях коренного населения. А начинается все с фольклора — кладезя необыкновенных знаний о жизни донских казаков.

Фольклор

Рождение

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе — родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение и почет к старшим воспитывался с рождения. Но тем не менее отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли — ружье или шашку.

Инициация

В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом — майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту — символ настоящего казака.

Свадьба

Свадьба — интереснейший обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов.

Смотрины — церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко. После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданое за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Донская кухня

Традиции вкусной кухни и гостеприимства испокон веков живут на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Проводы на войну

Защита родины — дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть

Смерть для казаков — естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают. В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью.

Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью.

В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество, каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа безмолвно говорят курганы и памятники.


Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Казаки и гости

В сентябре 1991 года при поездке в г. Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка) и не были отпущены до тех пор пока не были накормлены наваристым кубанским борщем, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, что на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Отношение к женщине


Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее твоего народа. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно — среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии — нищему (считалось — лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Казак в быту

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни.


Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы — это было заботой о нравственности устоев молодежи — ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.

Похороны в казачьей семье

Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы — белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.

Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня-кобылицу.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.

Кинжал у казака


У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).

Казак и казаки

Муза — только свобода и воля,

Песня — только к восстанию зов.

Вера — только в дикое поле.

Кровь — одной лишь стране казаков.

Рождение казака


Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Женщина-казачка

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры. До первой половины 16 века еще сохранялось веяние востока — власть мужа над женой была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе — и своим влиянием.

Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую — татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни.

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение 2-3 стр.

Виды народных промыслов России. Их характеристика. 4-5 стр.

Народные промыслы Дона. 6-11 стр.

Заключение. 12-13 стр.

Список используемой литературы. 14 стр.

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов России и Донского края, их особенностей, а также изучение отдельных исторических центров их бытования.

Если быть более точным, отобразить народное искусство, отражающее не только внешний облик окружающего мира, но и внутреннюю жизнь народной души, глубину народного духа, которое не поддается моде, как это бывает в профессиональном. Не зависит от нее, оно более традиционно, им полностью управляют неизменные законы, и, главное, оно открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа, благодаря чему и является самым непосредственным и прямым свидетельством его талантливости, его творческой мощи.

1.Познакомиться с видами народных промыслов донских казаков. Историей их развития.

2.Проследить виды ремесел и промысла донских казаков.

3.Обобщить, проанализировать практический опыт развития народных современных промыслов Дона.

4.Сформировать интерес у подрастающего поколения к декоративно-прикладному творчеству.

5.Способствовать сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремеслам.

II . Виды народных промыслов России. Их характеристика

Народное декоративно-прикладное творчество — сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки — все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа — дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

hello_html_m65e39114.jpg
hello_html_m10d75e6f.jpg

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Именно поэтому в своей работе я хочу рассказать о народных промыслах казаков Дона.

III . Народные ремесла и промыслы Дона.

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Донские казаки на протяжении многовековой своей истории были глубоко верующими людьми и исповедовали православную христианскую веру.

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали.

Казаки - народ, имеющий свою культуру, историю и память.

Славное прошлое в Казачестве - общее всегда было выше личного.

Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему Народу и своему Государству.

hello_html_m5c6eff79.jpg

hello_html_m2c21dbb7.jpg

Как уже известно, пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия - воля и земля.

hello_html_36536d88.jpg

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России "виноградные и арбузные сады". Популярными на Дону сортами винограда являлись "Краснотоп золотовский", "Сибирысовый", "Пухляковский белый". Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

hello_html_m44a9e99d.jpg

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

hello_html_m455c0d11.jpg

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой – сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между теми и другими есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве. Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризует произведения народных мастеров Дона. Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в созданном произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души. В этом своеобразии и сила воздействия народного искусства.

hello_html_19c1ea07.jpg

В настоящее время государственная политика в сфере культуры предполагает активизацию усилий по поиску возможных путей развития народного творчества. С этой целью создаются кружки и студии, авторские школы народных ремесел, проводятся праздники мастеров-умельцев, тематические выставки, где каждый, независимо от пола, возраста и вероисповедования, может приобщиться к многовековым корням народной культуры. И сегодня работники различных сфер деятельности проводят огромную работу по сохранению и развитию народного искусства, постоянно совершенствуют, позволяя раскрыть уникальные богатства культуры народов России, возвращая к жизни традиционные ритуалы, обряды, костюмы, музыкальные инструменты, промыслы и ремесла.

Читайте также: