Свистулька народная игрушка доклад по окружающему миру 3 класс
Обновлено: 18.05.2024
Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.
Описание игрушки
Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:
Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.
Как играть?
Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.
Плюсы и минусы
Новый век
Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.
Производство
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
Остановите сейчас любого молодого человека [1] и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже об игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек. [2]
Увидев однажды такую птичку, мне стало интересно, как же она появилась? Что необходимо, чтобы эта птичка запела? Могу ли я сама сделать такую чудо-птичку?
Перед началом работы, мы поставили цель: познакомиться с народным инструментом – свистулька, выяснить, почему она поет.
1. познакомиться с происхождением свистульки;
2. Узнать о значении свистульки в жизни русского народа
3. Выяснить какие свистульки изготавливают в России
4. Узнать, почему поет свистулька
5. Рассмотреть варианты создания свистульки из подручных средств
6. создать свистульку из глины;
Мы предполагаем, что выяснив причину извлечения звука в свистульке, мы можем создать свой неповторимый музыкальный инструмент.
Объект исследования : культура русского народа.
Предмет исследования: свистулька
Для того чтобы проверить эти предположения, использовались метод изучения литературы, опрос и эксперимент.
Глава 1. Свистулька - народный музыкальный инструмент
В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой [4] свистулька трактуется как небольшой свисток или детский свисток.
Для изготовления свистулек используют глину [6] . Глина — мелкозернистая осадочная горная порода. В состав глины входят различные минералы:
а) глинозем, т. е. оксид алюминия Al2O3 , он придает белый цвет после обжига;
б) кремнезем, т.е. оксид кремния SiO2 , глина после обжига приобретает бурый цвет;
В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины.
Итак, можно сделать вывод, что свистулька – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.
Глиняная свистулька появилась в глубокой древности. Сначала их трудно было распознать – сохранились только комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички. С языческих времен их использовали для вызывания в летнюю жару ветра и дождя . Изготовляли их, чтобы задобрить духов-хранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. Свистулька переманивала на себя хворь, а в обычное время разнообразные свистульки стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку. Свистулькой изгоняли злые силы и призывали добрые, и было это не так давно.
Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.
У каждой свистульки свой звук. На Руси знали эту хитрость. Молодежь использовала свистульки для знакомств на расстоянии. как мобильные телефоны. Незамужние девушки и молодые люди выходили на берег озера и насвистывали мелодию, то есть приглашали на свидание.
Наши предки хорошо знали целебные свойства глины. Глина содержит все необходимые организму микро- и макроэлементы и минеральные соли. Лечебные свойства глины, в первую очередь, основываются на ее абсорбирующих способностях: она притягивает к себе токсины, шлаки, тяжелые металлы и выводит их из организма, тем самым очищая его, убивает бактерии, поглощает запахи и газы. Мастера глиняной игрушки считают свою продукцию лучшим средством от депрессии. Посвистишь - поднимается настроение и для здоровья полезно. Взрослым свистулька поможет поставить голос, а детей вылечит от бронхита.
Возникнув столетия назад, свистульки пережили ряд трансформаций: из обрядового предмета в детскую игрушку, а в настоящее время – в сувенир и объект коллекционирования. В последнее время они стали широко использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.
Свистулька развивалась как духовой музыкальный инструмент (окарина) и как народная игрушка.
Окарина [7] — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, что означает гусёнок.
Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа .
Каждая область или промысел имели свои отличительные черты, настолько индивидуальные, что место производства можно было определить с первого взгляда. Во многих городах России существует своя, традиционная глиняная свистулька.
Абашевская игрушка [10] родом из приволжских селений (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области). В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Основа изделия покрывается яркими масляными красками ( красный, синий, голубой,зеленый и черный), затем добавляется серебряная или золотая "оживка", которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер.
Игрушкииз Тверской области [11] , а точнее из г. Торжка узнаешь сразу: птички, петушки, жар – птицы, царь - рыбы, медведи и другие игрушки - свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно – коричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.
Свистульки изготавливаются не только из глины, но и из дерева. [12] Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.
Свистульки встречаются в самых разных концах земли. В каждом регионе они имеют свои особенности, однако некоторые повторяющиеся мотивы и, конечно же, любовь к свисту являются свидетельством некоего отдаленного родства всех народов. Неудивительно поэтому, что многие люди нашли свое призвание в коллекционировании свистулек, а в итальянском городе Чезена, в здании бывшей школы находится Музей свистульки [13] . Директор музея вот уже 40 лет собирает свою коллекцию. В экспозиции представлены традиционные и авторские глиняные свистульки со всего мира. Музей проводит международный фестиваль-конкурс свистулек из глины, постоянными участниками и, часто, победителями были многие любители свистулек из России.
Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.
Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.
На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изображения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Лепилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Секрет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного расположения воздуходувного канала в мундштуке и находившегося под ним отверстия для выхода части воздуха.
Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значительно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части игрушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.
Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.
В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.
Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.
Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.
На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.
Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.
Глина- это чудесный дар природы. Глина сопровождает людей с далеких времен и по сию пору. Из нее лепят, строят, ею лечат. Работая с глиной можно развить фантазию и самим создать произведение искусства.
Министерство культуры Республики Татарстан
Отдел культуры исполнительного комитета
МБОУ ДО «Бугульминская детская
Реферат на тему:
Автор: Хабиров Рустем Насимович
преподаватель высшей квалификационной категории
Бугульма 2021 г.
Глава 1. Глина и ее особенности
Глава 2. Глиняная свистулька.
2.1 История возникновения глиняной свистульки…………………………….6
2.2 Подготовка рабочего места для лепки из глины …………………………. 6
2.2 Способы лепки, сушка изделий ……………………………………………..6
Цель работы: знакомство с природным материалом – глиной в процессе создания поделки из данного вещества.
Для достижения данной цели выделили следующие задачи:
- выяснить из литературных источников, что такое глина;
- изучить правила и приемы работы с глиной,
- создать поделку из глины;
Изучив свойства глины, можно выполнить из неё различные поделки.
Глава 1. Глина и ее особенности
1.1 Что такое глина
Глина – это чудесный дар природы. Глина сопровождает людей с далеких времен по сию пору. Из нее лепят, строят, ею лечат.
Работая с глиной можно развить фантазию и самим создать произведение искусства.
Лепка из глины стала для меня увлекательным, поэтому я решил более подробно ознакомиться с материалом и его свойствами, узнать, как правильно подготовить глину к работе. Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина относится к неживой природе, но она близка и к живой, потому что в почве образуется комплекс с микроорганизмами.
1.2 Виды глины
Глина – это клад, который находится у нас под ногами. С древних времен люди знали о ее ценности и использовали в самых разных сферах жизни.
На Земле встречается глина самых разных видов, которые различаются по составу, характеристикам и даже цвету.
Различают несколько видов глин, среди которых можно назвать следующие:
Каолин— так называется знаменитая белая глина, которую используют для производства красивейшего фарфора и огнеупорных изделий.
Строительная глина — используется для приготовления растворов, которые применяются в процессе возведения сооружения различного назначения.
Глинистый сланец — применяется в процессе производства цемента.
Огнеупорная глина — подходит для изготовления огнеупорных кирпичей и других жаропрочных изделий.
Сукновальная глина — обладает отбеливающими и фильтрующими свойствами. Фильтры из сукновальной глины широко используются для очистки от примесей нефтепродуктов, а также различных видов масел — как пищевых, так и технических.
Гончарная (комовая) глина применяется в процессе изготовления керамической посуды.
Красная глина — применяется в качестве лечебного и косметического средства для нанесения масок на лицо и тело.
Глина из песчаника — используется для изготовления посуды, декоративных керамических изделий и сувениров.
Можно сделать следующий вывод: что глину используют во все сферы жизни человека.
1.3 Свойства глины
Свойства глины напрямую зависят от ее состава.
Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая. При сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. Высыхая, глина будет сохранять ту форму, которую ей придать Для разных работ нужны разные составы.
Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость.
При обжиге она станет твердой, как камень. Таким образом, глина бывает разного цвета, сохраняет ту форму, которую её придаёшь, уменьшается в размерах при высыхании, впитывает воду, при обжиге становится твердой. Свойства глины зависят от ее состава.
Глава 2. Глиняная свистулька
2.1 История возникновения глиняной свистульки.
Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние языческие времена, глиняная игрушка была магическим инструментом способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька-это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру из различных материалов дерева ,глины ,пластмассы ,фарфора.
Первые глиняные свистульки появились в VIII в.до н.э. Свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента , а также народные игрушки (Приложение №1).
2.2 Подготовка рабочего места для лепки из глины
Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для работы с глиной. Для того чтобы защитить стол от грязи, мы использовали лист ДВП.
Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске,
так как дерево хорошо впитывает влагу и материал к нему не прилипает.
Чтобы не испачкать одежду, нужно одеть фартук.
2.3 Способы лепки, сушка изделий
Существуют разные способы лепки. Я познакомилась лишь с некоторыми.
Пластический - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.
Комбинированный - этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно.
Рельефная лепка - это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины толщиной не меньше 0,8 см.
Спиральная техника лепки – работа заключается в накручивании жгутов на воображаемую модель.
Ленточный способ – лепка из полос. Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.
Формование – путем ручного оттиска форм. С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной.
Сушка и обжиг изделий
Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину. Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется, изделие уменьшается в размерах.
2.3 Моя работа
Для изготовления глиняной свистульки, я подготовил рабочее место и глину. Для того чтобы создать птичку свистульку нам понадобились следующие материалы : голубая глина, стеки(палочки штампы),баночка с водой влажная ткань .
Первый этап: Мы взяли не большей кусочек глины,( предварительно смочив руки водой) который уместился в моей ладони. Хорошенько почистили от камней, которые попадали в глине;
Второй этап: мнем глину лепим не большой шарик ;
Третий этап: в полученном шарике большим пальцем делаем дырочку;
Четвертый этап: формируем глиняную чашечку;
Пятый этап: края чашечки соединяем, при этом внутри остается пустота;
Шестой этап: сглаживаем, вытягиваем головку птички и хвост;
Седьмой этап: создаем свистковое отверстие (для этого нам понадобиться опыт и профессионализм, в настройке свистульки мне помог дядя ,он художник по керамике).
Читайте также: