Доклад игровые технологии в спо

Обновлено: 26.04.2024

Аннотация: Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования нового поколения в пункте 5.2. отмечено, что воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности : организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; организация различных видов деятельности и общения детей; взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.

Игровая технология обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Б) познавательные, воспитательные, развивающие;

В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д.

Что даёт применение игровых технологий на учебных занятиях?

•повышается интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые оказываются включёнными в содержание учебного занятия;

•повышается результативность обучения, так как происходит соотношение теоретических знаний студентов с их личным опытом;

•формируются навыки практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальной профессиональной деятельности;

• создаются условия для формирования личной позиции студента;

• развиваются коммуникативные навыки студентов и др.

Применение игровых технологий (в отличие от отдельных методов обучения) позволяет создавать и условия для реализации целостности педагогического процесса.

Среди различных активных методов обучения в игровой технологии, хочется выделить деловую игру.

• активная форма взаимодействия людей (В. А. Сластенин);

• активная самостоятельная познавательная деятельность студентов (Ж. С. Хайдаров);

• специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность преподавателя (В. А. Трайнев, Л. Н. Матросова);

• модель взаимодействия людей в процессе достижения определенных целей (А. Г. Ивановский, С. В. Емельянов);

• модель процесса принятия решения (И. М. Сыроежкин).

Деловая игра позволяет обеспечить активную форму взаимодействия, в которой в имитационной форме, приближенной к реальным условиям деятельности, можно воссоздать модель будущей профессиональной деятельности : игра предоставляет участнику возможность побывать в роли воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, методиста, заведующей детским садом и т. д.

Виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама.

Функции игры (В. В. Петрусинский) :

1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;

2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;

3. коммуникативная – объединение коллектива студентов (участников игры, установление эмоциональных контактов;

4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;

5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Технология деловой игры включает три этапа:

1. Подготовительный (организационный)

На подготовительном этапе студенты актуализируют (при необходимости пополняют) свои знания по педагогике, психологии, методикам. После этого начинается ознакомление с обязанностями участников игры и правилами; распределяются роли, уясняется ход игры, время, исходная ситуация.

2. Основной (игровой)

Основной этап характеризуется выполнением всеми участниками своих ролей согласно исходным условиям и примерному плану игры.

3. Заключительный (результативный, итоговый).

На третьем, заключительном этапе деловой игры под руководством преподавателя осуществляется ее подробный анализ-разбор, подводятся итоги, выводы и обобщения, даются рекомендации.

Следует отметить, что деловые игры имеют ряд преимуществ:

1. В деловой игре достигается более высокий уровень общения, т. к. деловая игра предполагает реализацию конкретной деятельности (в нашем случае беседа с коллегами при анализе занятия).

2. Деловая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие всей группы и каждого участника группы.

3. Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, у студентов возникает чувство удовлетворения от совместных действий.

4. В деловой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта, правильного восприятия и оценки партнера как личности.

5. Деловая игра – это формирование методологической компетенции выпускника, т. е. его готовности использовать различные методы деятельности.

6. Деловая игра – это средство становления начинающего педагога, формирования устойчивого интереса к будущей профессии.

Система оценивания в деловой игре выполняет функцию контроля и самоконтроля. Выбирая систему оценивания, необходимо ответить на следующие вопросы:

• что оценивать (знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции?

• кто и как это будет делать?

• в каких единицах оценивать?

Функции оценивания могут выполнять преподаватель (он представляет оценку деятельности групп и игроков как по формализированным критериям, так и в свободной форме, а также сами игроки (ассистенты, эксперты). (см. Приложение 1)

Таким образом, опыт работы доказывает, что деловая игра как один из методов активного обучения игровой технологии помогает систематизировать и актуализировать профессиональные знания будущих воспитателей, придав им жизненность, действенную направленность, способствует формированию опыта профессиональной деятельности, общих и профессиональный компетенций.

Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества профессионального образования.

1. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.

2. Полтавцева, Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве. [Текст] / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – М. : Просвещение, 2005.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32с.

Использование игровой технологии в образовательном процессе «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра. А. С. Макаренко Игра - ведущий наиболее доступный.

Использование Лего-технологии в игровой деятельности дошкольников

Использование Лего-технологии в игровой деятельности дошкольников Использование ЛЕГО-технологии является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования.

Роль игровой деятельности в формировании предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Роль игровой деятельности в формирование предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников Теоретический анализ исследований.

Система контроля при преподавании на уроках химии Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учат сами. Али Алшерони. Система контроля. Обучение в средней.

В наше время, время перемен, на рынке труда нужен рабочий -творческий, активный, талантливый, для обучения такого рабочего необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения и формирования личности. Именно поэтому в последние годы всё более широкое применение в процессе изучения специальных предметов и учебной практики находят обучающие игры, в процессе которых реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая цели.

Спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют:
• активизировать и интенсифицировать процесс обучения, т.к. достаточно сильно стимулирует мотивы учебной деятельности студентов;
• воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия
коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;
• в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;

• гибко сочетать разнообразие приемы и методы обучения и учения: от репродуктивных до проблемных;
• моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;
• игра студентов выступает и как специфический феномен развития юношеской культуры творчества, т. к. позволяет расширить и углубить процесс творческого самоуправления, самосовершенствования,
самоуправления, самореализации, а следовательно, и творческого саморазвития студентов.

Немного забегая вперёд скажу, что с этими целями они благополучно справились. Хотя акцент на скорость выполнения работы не ставился, но нормы были разработаны.
Непосредственно на вводном инструктаже мы разобрали актуальность проведения урока. Я заострил внимание на техническом потенциале студентов, немного поговорили о том, что в жизни каждого из них присутствует какой-либо коллектив, хотя профессия Токарь считается индивидуальной, но многие детали изготовляются по операциям, т.е. один человек выполняет одну операцию, второй вторую и т.д., от их работы будет зависеть не только личный план, но план других людей, цеха и предприятия в целом.

Разобрали особенности деталей, их выполнение, повторили теоретическую часть, разобрали обязанности всех членов игры.

Бригады получили задание которое состояло из чертежей и маршрутных карт и приступили его выполнять.
Бригадиры получили лист анализа работы членов бригады, где они распределяли и фиксировали работу.
И здесь хотелось бы сказать, с первых минут было видно как ребята не побоюсь этого слова прониклись и проявили себя только с лучшей стороны, ответственность, взаимовыручка, помощь всё это присутствовало, и хочу заметить настрой ребят резко отличался от обыкновенного урока.
(вспомнить фразы ребят о том, что лучше я сам выточу или мне одному удобней)
В процессе работы я ходил проверял правильность выполнения работы, корректировал ход выполнения задания, контролировал соблюдение правил охраны труда

На заключительном инструктаже я на примере урока объяснил студентам, что кроме профессионально-важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят студентам стать после выпуска из техникума конкурентоспособными рабочими.
Затем был отчёт бригадиров о работе(наблюдения, о деталях, и т.п.)
Я поблагодарил всех студентов за плодотворную и творческую работу.
Разобрали некоторые недочеты и ошибки.
Отметили лучших ребят, заостряется внимание на самостоятельности и взаимовыручке при выполнении работы.
Объявляются оценки за урок (аргументация оценок).
Также я хочу вспомнить ещё некоторые уроки которые мы проводили в техникуме,
Уроки технического творчества. Идея этих уроков состояла в том, что ребята заранее получали задание разработать чертёж изделия, а на уроке учебной практики используя различные материалы изготовить это изделие. Так студенты изготовляли вроде и не сложные, но очень красивые Ручки и Подсвечники.

В заключении хотелось бы сказать, что практическое обучение и, в частности, учебная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО.
Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение умений и навыков рабочей профессии.
Расширение роли учебной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций
и, одновременно, как стимул для их формирования.
Спасибо за внимание!
Я готов ответить на ваши вопросы.

Целью публикуемого материала является повышение эффективности образовательного процесса при подготовке специалистов в организациях СПО Основной задачей Использование игровых технологий в обучении для активизации творческой деятельности обучающихся, формирования интереса к знаниям, развития профессиональной, учебной мотивации и инициативы, предупреждения утомляемости и создания комфортной среды обучения и воспитания

Использование игровых технологий при подготовке специалистов в организациях среднего специального образования

Педагоги среднего профессионального образования зачастую сталкиваются с проблемами в подготовке конкурентоспособного специалиста, так как каждый год в колледжи поступают обучающиеся с разным уровнем сформированности учебной деятельности, профессиональной и учебной мотивацией. Использование игровых технологий позволяет активизировать творческую деятельность этих студентов, сформировать интерес к знаниям, развить профессиональную, учебную мотивацию и инициативу, предупреждает утомление и создает комфортную среду обучения и воспитания.

В профессиональном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, чаще всего используются деловые игры, поэтому я в своем ответе подробно остановлюсь на сущности и методике проведения именно этого вида обучающих игр.

Деловая игра – это активный метод обучения, позволяющий обучающимся творчески осмысливать знания и применять их в ситуациях, моделирующих условия их профессиональной деятельности.

Деловая игра в профессиональном образовании, прежде всего, используется для решения следующих педагогических задач:

- формирование у студентов целостного представления о будущей профессии;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- приобретение опыта работы в коллективе и принятия индивидуальных решений;

- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Деловая игра в среднем профессиональном образовании может использоваться для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Структура деловой игры включает подготовительный этап, этап проведения игры и анализа.

Подготовительный этап предполагает:

- определение проблемы, темы, предмета, содержания и учебной цели игры;

- выбор объекта деловой игры (определяется часть производственного или трудового процесса, который предстоит моделировать, подбирается проблемная ситуация; определяются условия конкретных типовых ситуаций);

- разработку сценария деловой игры (представляет собой развернутое изложение содержания деловой игры и последовательности ее выполнения).

Затем следует этап проведения деловой игры, в котором, как правило, принимают участие: ведущий (руководитель деловой игры, преподаватель), эксперты (анализируют ход игры, исполнение игровых ролей, правильность выполнения заданий) и игроки.

Данный этап состоит из введения в деловую игру и самого процесса игры.

1.Введение в игру включает:

- совместное определение задач игры и учебных задач, постановки проблемы;

- ознакомление участников и экспертов с исходной информацией, условиями игры, введение игровых правил, вручение пакета игровых материалов, определение режима работы;

2. В ходе процесса игры происходит:

- анализ исходной информации;

- групповая работа над заданиями;

- выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий;

Особое значение приобретает в деловой игре совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта, это являет заключительным этапом в структуре игры. На данном этапе преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного процесса.

Таким образом, занятия в форме деловой игры побуждают познавательный интерес к предмету, приводят к достижению высокой степени усвоения материала, развитию творческого мышления обучающихся, формируют практические навыки и профессиональные представления студентов.

Актуальность темы исследования. Активные процессы развития рыночных экономических отношений во всех сферах деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности конкурентоспособного специалиста.

Масштабность и плотность информационного потока нового знаний ускоряет процесс старения теоретической базы, формирующей готовность личности к профессиональной деятельности на этапе обучения в учреждениях СПО.

Вместе с тем своевременность воспитания личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению, осознанию себя как субъекта жизненного существования и выбора, диктуется не только потребностями государства и общества, но и потребностями личности, которая в современных экономически и социально нестабильных условиях должна максимально целенаправленно развивать свои способности, свой внутренний потенциал.

В современных условиях в России особая ситуация сложилась с подготовкой специалистов технического профиля. За последние двадцать лет интерес к профессии инженера со стороны молодого поколения заметно упал, и без возвращения должного высокого престижа инженерному труду успешное дальнейшее развитие нашего общества и производства представляется достаточно проблематичным

Состояние технического образования, перспективы его обновления как в общеобразовательной школе, так и в профессиональной средней и высшей школе делают актуальной задачу повышения качества знаний и умений выпускников этих учебных заведений. Уровень подготовки таких выпускников должен не только отвечать текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечить способность личности будущего специалиста:

• успешно адаптироваться к новым социально-экономическим условиям;

• самостоятельно находить решения технических ситуаций;

• творчески мыслить и действовать.

Учитывая, выше сказанное очевидной становится необходимость применения таких педагогических технологий, которые способны обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в учреждениях СПО.

Читайте также: