Доклад игоря краснова коррупция 2020

Обновлено: 02.07.2024

Среди причин генпрокурор назвал неэффективность первичного расследования и задержки с приемом заявлений о преступлениях. Он также отметил взрывной рост киберпреступности.

23 апреля генеральный прокурор Игорь Краснов выступил в Совете Федерации с докладом об итогах 2020 года в сфере охраны правопорядка. Он отметил тревожные тенденции в расследовании уголовных преступлений, но указал на положительную динамику в борьбе с коррупцией и нарушениями прав предпринимателей.

Общий уровень раскрываемости в минувшем году снизился до 52% (в сравнении с 54% в 2019 году). 963 000 преступлений остались нераскрытыми. Основной причиной этого генеральный прокурор назвал задержки с первичным расследованием, промедление с приемом заявлений о преступлениях, а также рост числа расследований, продолжавшихся дольше установленного срока. За прошлый год прокуроры отменили 23 000 постановлений о прекращении уголовных дел и каждое третье – о приостановлении расследований.

В 2020 году на 14% выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, что вызывает беспокойство, подчеркнул Краснов. Во многом этот рост связан с преступлениями в сфере IT – их число в целом за год выросло на 74% и составило 510 000. Если тенденция сохранится, то скоро киберпреступность станет доминировать в структуре преступлений – она уже составляет четверть от их общего количества.

Краснов отметил, что хотя число преступлений в отношении несовершеннолетних падает год от года, но с отставанием от темпа снижения преступности в целом. При этом растет доля преступлений против их половой неприкосновенности. Генпрокурор назвал это свидетельством системных просчетов в профилактике преступлений.

В 2020 году выявлено более 245 000 коррупционных нарушений и свыше 30 000 коррупционных преступлений. С недобросовестных чиновников в судах взыскано свыше 79 млрд руб. неподтвержденных доходов – это в три раза больше прошлогоднего показателя, подчеркнул генпрокурор. Требования на 74 млрд руб. суды уже удовлетворили. На 16,7% выросло количество обнаруженных за год конфликтов интересов – 4200. Краснов отметил позитивную динамику в выявлении наиболее вредоносных видов коррупции.

476 уголовных дел за год возбудили в связи с махинациями при реализации национальных проектов, сообщил Краснов. В сфере гособоронзаказа прокуратура предотвратила необоснованные траты свыше 18 млрд руб. Оборонный заказ в 2020 году выполнен почти на 100%, констатировал генпрокурор. Несмотря на значительный прогресс, проблемы сохраняются, в частности, отстает от ожидаемых темпов импортозамещение в этой сфере.

За год прокуратура выявила около 5000 нарушений в кредитно-банковской сфере и свыше 200 000 нарушений при взаимодействии бизнеса и чиновников. Во многих случаях причиной нарушений были недостатки регионального правового регулирования, указал генпрокурор. По этим фактам в 2020 году вынесено свыше 32 000 актов прокурорского реагирования.

Более 2000 уголовных дел в минувшем году возбудили по фактам экологических преступлений. Прокуратура выявила 282 000 нарушений в сфере охраны окружающей среды, рассказал Краснов. В 40 городах России уровень загрязнения воздуха варьируется от высокого до очень высокого. Генпрокурор отметил, что взаимодействие между Росгидрометом и Росприроднадзором сейчас налажено плохо.

Генпрокурор подчеркнул, что законность и правопорядок удалось поддержать, несмотря на вызванные распространением COVID-19 сложности. Особое внимание на фоне кризиса прокуратура уделила защите трудовых прав граждан, взысканию невыплаченной зарплаты и борьбе с нарушениями норм охраны труда в условиях удаленной работы. Кроме того, в ряде регионов органы прокурорского надзора выявили нарушения при распределении средств в медицинской сфере, компенсаций врачам за работу с коронавирусом; общая сумма нарушений превысила 2,5 млрд руб.

Старые проблемы устами нового прокурора

Вообще лейтмотивом всего доклада генпрокурора были два основных тезиса. Первый - кругом происходит нечто ужасное, второй – мимо прокуроров это ужасное незамеченным не прошло, работа ведется очень активно. Мы тоже не можем обойти стороной достижения ведомства, и перечислим их. Прокуратура в честь 75-летия победы обратила внимание на ветеранов Великой отечественной войны (надеемся, в следующий раз обратит внимание хотя бы через год, а не через пять – к очередному юбилею) и обеспечила их жильём и лекарствами. Прокуратура защитила полмиллиона сотрудников компаний, которым злостные предприниматели установили зарплату ниже МРОТа. А некоторые предприниматели злоупотребили ограничительными мерами и либо вообще оставили сотрудников без зарплаты, либо уволили. Также в прокуратуре обеспокоены тем, что запрет на работу и отсутствие денег сыграли на руку бизнесу.

Алексей Федяров

- Человек просто не представляет себе, что такое частный бизнес. Зачем предпринимателю стрелять себе в ногу? Если не платить зарплату, то люди просто уйдут работать к другому. Это относится к любому бизнесу. Как можно перестать платить, понимая, что это риск остаться вообще без работников? Сложилась ситуация, при которой зарплаты платить надо, но дохода нет из-за запретов государства. Люди выбирали, куда отдать деньги: заплатить налоги, заплатить аренду или заплатить зарплату.

Илья Гращенков

- Обвинять предпринимателей в том, что они не платили зарплаты – это очень в духе нашего государства. Начнём хотя бы с того, что правительство так и не ввело режим ЧС. Фактически, вместо него был введён какой-то самостийный Режим самоизоляции, оплатить который пришлось малому и среднему бизнесу. Собственно, он сейчас находится под угрозой полного разорения, сначала от того, что устроили власти в стране, а теперь на фоне готовящейся второй волны. Поэтому предприниматели просто стараются спасти те деньги, которые у них остались. Считать, что они должны поделиться со своими работниками – значит переложить ответственность с государства на бизнес. Очевидно, что Краснов эти идеи полностью разделяет.

На все руки мастер

Отчет Краснова был очень детальным. Он явно дал понять, что незначительных проблем для ведомства нет. Важно все. Из доклада следует, что прокуратура защищает права несовершеннолетних, обучающихся в аварийных помещениях школ без должной охраны и рискующих отравиться школьным обедом, следит за состоянием школьных автобусов, защищает пенсионеров и инвалидов, обеспечивая беспрепятственный доступ в соцобъекты и выплату пенсий. Не остались в стороне и обманутые дольщики, которые никуда не испарились после того, как год назад государство фактически отменило долевое строительство, перейдя на эскроу-счета. По данным прокуратуры, число правонарушений даже возросло в прошлом году на 2,8% - до 11 193 случаев. Что делать? У прокуратуры есть решение, подкупающее своей новизной – разработать перечень мер по каждому долгострою. Примерно об этом же говорят чиновники и активисты из пострадавших дольщиков на каждом заседании и круглом столе. Только последние ещё и конкретные меры предлагают.

Именно прокуратура обеспечила выполнение гособоронзаказа в прошлом году на 97% (так что не надо думать, что это заслуга оборонных предприятий). Прокуратура разбирается и в мусоре: в половине регионов регоператоры ненадлежащим образом вывозят мусор, но виновато бездействие местных властей. Вообще органы местного самоуправления нередко у прокуратуры становятся крайними. Они же, а вовсе не высокие налоги, или постоянные проверки надзорными органами, и не запрет на работу, в первую очередь виноваты в неудовлетворительном состоянии бизнеса. Хотя есть всё-таки одна проблема за пределами ответственности органов местного самоуправления: неоправданные уголовные дела, возбуждаемые просто по факту банального невыполнения договорных обязательств. Оригинально и ново? Да, если не вспоминать множество требований Владимира Путина ослабить бессмысленное давление на бизнес.

Удивительная стабильность: из года в год в отчетах почти одни и те же цифры

Доклад можно было бы назвать вполне себе прорывным и сделать демонстрацией победы гласности и прозрачности в отдельно взятом ведомстве. Если бы не одно но. Подобные выводы делаются прокуратурой с завидным постоянством. И при любом руководстве. Приведённые Красновым и его предшественником Чайкой данные о правонарушениях за последние годы практически не отличаются друг от друга. Например, в сфере здравоохранения в 2015 году было выявлено 80 316 правонарушений, а в 2019 году – 77 364. К административной ответственности за невыплату зарплаты привлекли в 2017 году 24 951 работодателя, а в 2019 году – 24 819. Поразительная стабильность. А ведь за 3 года многое меняется, включая экономическую обстановку. Число правонарушений, затрагивающих интересы пенсионеров, сократилось в прошлом году на 4,9%. В сфере экономики число выявленных правонарушений за 5 лет сократилось на 17%, в сфере охраны окружающей среды число правонарушений снизилось с 2015 года на 2,5% - до 280 132 случаев.

Стабильность – признак мастерства?

В общем, статистика фактически неизменна. Прокуроры, если верить отчетам, работают активно. Остается один вопрос - а где же результат этой работы? Доклады о приложенных усилиях пестрят подробностями достижений ведомства и его сотрудников, а окружающая реальность в России в тех же докладах описывается из года в год фактически как фильм ужасов. Не сходится: либо прокуроры нарочито сгущают краски, докладывая об ужасных условиях в жизни в стране, либо к эффективности работы ведомства большой вопрос.

Вот как комментируют это противоречие наши эксперты.

Илья Гращенков:

- Критика происходящего – ядро деятельности ведомства, так как оно что-то должно исправлять, за чем-то следить. В сложившихся условиях прокурорский надзор действует строго в интересах общей системы управления государством. Собственно, как и другие ветви власти, начиная от законодательной и заканчивая судебной. Доклады с цифрами – это пиар для ведомства, которое должно доказывать, что оно независимое и все время борется с нарушителями.

Алексей Федяров:

- На протяжении долгих лет прокуратура задачи ставит само себе. И все они преследуют одну цель – бюрократическое расширение системы и получение дополнительного финансирования. В СССР было не более 20 тыс сотрудников прокуратуры вместе со следователями. Сейчас их около 60 тыс. без следствия. Кто вообще знает, чем занимается прокуратура. Зачастую она занимается абсолютной ерундой, например, был случай, когда прокурор пошёл на проверку энергосбытовых компаний, и обнаружил, что в подъездах нет замков на элетрощитках. И каждому такому ящику был написан судебный иск в защиту прав граждан. И из таких ничего не значащих дел получаются доклады. Но в России и так колоссальное количество надзорных органов и без прокуратуры.

Конкуренция – не помеха

Алексей Федяров:

- С точки зрения взаимоотношений с силовиками всё выстроено очень хорошо: у всех есть какие-то полномочия, но никто не может сделать всё. Это такая же мощная фигура, но никто не всесильны.

Илья Гращенков:

- Прокуратура – одно из ведущих ведомств среди силовиков, но, конечно, не самое сильное. Оно уступает ФСБ, МВД, однако играет важную роль в жизни регионов. Фактически, единственный, кто может противостоять беспределу на территориях – это прокуроры, поэтому, конечно, генеральный прокурор имеет очень большое значение и политический вес.

Единства в силовых ведомствах никакого нет, а по одиночке, как и в случае с прокуратурой, они ничего противопоставить системе не могут. Да и не хотят. Поэтому обречены эту систему кормить. Такие современные дети Кроноса.

23 апреля генеральный прокурор Игорь Краснов выступил в Совете Федерации с докладом об итогах 2020 года в сфере охраны правопорядка. Он отметил тревожные тенденции в расследовании уголовных преступлений, но указал на положительную динамику в борьбе с коррупцией и нарушениями прав предпринимателей.
Общий уровень раскрываемости в минувшем году снизился до 52% (в сравнении с 54% в 2019 году). 963 000 преступлений остались нераскрытыми. Основной причиной этого генеральный прокурор назвал задержки с первичным расследованием, промедление с приемом заявлений о преступлениях, а также рост числа расследований, продолжавшихся дольше установленного срока. За прошлый год прокуроры отменили 23 000 постановлений о прекращении уголовных дел и каждое третье – о приостановлении расследований.
В 2020 году на 14% выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, что вызывает беспокойство, подчеркнул Краснов. Во многом этот рост связан с преступлениями в сфере IT – их число в целом за год выросло на 74% и составило 510 000. Если тенденция сохранится, то скоро киберпреступность станет доминировать в структуре преступлений – она уже составляет четверть от их общего количества.
Краснов отметил, что хотя число преступлений в отношении несовершеннолетних падает год от года, но с отставанием от темпа снижения преступности в целом. При этом растет доля преступлений против их половой неприкосновенности. Генпрокурор назвал это свидетельством системных просчетов в профилактике преступлений.
В 2020 году выявлено более 245 000 коррупционных нарушений и свыше 30 000 коррупционных преступлений. С недобросовестных чиновников в судах взыскано свыше 79 млрд руб. неподтвержденных доходов – это в три раза больше прошлогоднего показателя, подчеркнул генпрокурор. Требования на 74 млрд руб. суды уже удовлетворили. На 16,7% выросло количество обнаруженных за год конфликтов интересов – 4200. Краснов отметил позитивную динамику в выявлении наиболее вредоносных видов коррупции.
476 уголовных дел за год возбудили в связи с махинациями при реализации национальных проектов, сообщил Краснов. В сфере гособоронзаказа прокуратура предотвратила необоснованные траты свыше 18 млрд руб. Оборонный заказ в 2020 году выполнен почти на 100%, констатировал генпрокурор. Несмотря на значительный прогресс, проблемы сохраняются, в частности, отстает от ожидаемых темпов импортозамещение в этой сфере.
За год прокуратура выявила около 5000 нарушений в кредитно-банковской сфере и свыше 200 000 нарушений при взаимодействии бизнеса и чиновников. Во многих случаях причиной нарушений были недостатки регионального правового регулирования, указал генпрокурор. По этим фактам в 2020 году вынесено свыше 32 000 актов прокурорского реагирования.
Более 2000 уголовных дел в минувшем году возбудили по фактам экологических преступлений. Прокуратура выявила 282 000 нарушений в сфере охраны окружающей среды, рассказал Краснов. В 40 городах России уровень загрязнения воздуха варьируется от высокого до очень высокого. Генпрокурор отметил, что взаимодействие между Росгидрометом и Росприроднадзором сейчас налажено плохо.
Генпрокурор подчеркнул, что законность и правопорядок удалось поддержать, несмотря на вызванные распространением COVID-19 сложности. Особое внимание на фоне кризиса прокуратура уделила защите трудовых прав граждан, взысканию невыплаченной зарплаты и борьбе с нарушениями норм охраны труда в условиях удаленной работы. Кроме того, в ряде регионов органы прокурорского надзора выявили нарушения при распределении средств в медицинской сфере, компенсаций врачам за работу с коронавирусом; общая сумма нарушений превысила 2,5 млрд руб.

Генеральный прокурор Краснов зачитал доклад о борьбе с коррупцией за 2019 год — у большой России большие проблемы



Генеральный прокурор Игорь Краснов представил доклад об итогах борьбы с коррупцией за 2019 год. Где, среди прочего, отметил, что выявляемая в России коррупция растет второй год подряд. Откаты в сфере закупок увеличились почти вдвое, а взятки на 11%.

Рост числа выявленных откатов в сфере закупок может быть связан с реализацией так называемых национальных проектов. Общее количество таких преступлений, вероятно, также увеличилось. В 2019 году в бюджет национальных проектов было заложено 1,75 трлн рублей. Фактические расходы составили 91,4% от запланированных.

О проблеме коррупции и давлении на бизнес в России мы поговорили с адвокатом и полковником МВД в отставке Евгением Черноусовым.

— Имеется рост преступлений, связанных с откатами. Когда мы говорим об откатах, речь идет о бюджетных деньгах. А значит о государственных служащих и чиновниках, которые создают условия для того, чтобы получать эти откаты. Для этого есть разные схемы и они давно существуют. Когда я еще учился в школе МВД в 70-х годах, нам говорили, что преступлениям, связанным с хищением государственных средств, нужно придавать особое значение. На сегодня эта борьба ослабла. Разворовыванию государственных средств не придают большого значения, потому что никому конкретно они не принадлежат.

Для чиновников, ворующих государственные деньги, должна быть повышенная уголовная ответственность. Я считаю, что депутатам Госдумы и правительству РФ нужно провести анализ и, если есть такая необходимость, ввести квалифицирующий признак повышенной ответственности в уголовном кодексе по составам преступления, когда его совершают государственные служащие. Считаю, что это улучшит положение дел.

Уголовный кодекс носит предупредительное значение. Если будет повышенная уголовная ответственность, как показывает практика, то количество преступлений снижается. Мы это видели на примере борьбы с педофилией. Сейчас за такие преступления очень строгая уголовная ответственность и случаев стало гораздо меньше.
Во-вторых, все эти чиновники проходили проверку перед тем, как были поставлены на должности, за них кто-то поручался и выдвигал на эти должности. Как они оказались у власти, если они разворовывают бюджетные средства? Это как поставить козла охранять огород с капустой. Нужно усилить контроль за кадрами: насколько они коррумпированы.

Кроме того, в России мало показательных процессов над проворовавшимися чиновниками. Одно дело, когда просто гражданин совершил хищение или дал взятку, и совсем другое дело, если преступление совершил высокопоставленный чиновник. На сегодня нет таких примеров, чтобы было неповадно.

— Давление на бизнес появилось сразу, как возникла частная собственность. Из года в год одни только заклинания и лозунги: нужно усилить контроль, активизировать и так далее. Понятно, кто давит на бизнес и имеет такие полномочия. Тот, кто может по заказу или собственной инициативе организовать внеплановые проверки. В ходе этих проверок, разумеется, находятся какие-то недостатки, на которые предлагается закрыть глаза за определенную сумму денег.

Были ли приняты какие-то меры для снижения давления на бизнес? Да, были. Те же проверки нужно проводить с разрешения прокуратуры. Но у правоохранительных органов есть еще возможности оказывать давление на бизнес. Допустим, они получают оперативную информацию на конфиденциальной основе в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности, которую вообще нельзя проверять, потому что она секретная. На основании такой информации заводятся дела оперативного учета, а потом они якобы реализуются. Дела оперативного учета никто не имеет право проверить, кроме специального прокурора. В конечном счете оказывается, что многие сведения о совершении преступления были сфальсифицированы. Проверяют такие дела в редких случаях. Здесь все упирается в секретность и этим правоохранители пользуются. Проще простого с потолка взять эти оперативные данные.

Вы не найдете ни одно большое дело, связанное с давлением на бизнес, где не были бы участниками действующие или бывшие сотрудники правоохранительных органов из числа руководителей. С ними никто эффективно не борется. Это стало проблемой в современной России, ранее она так остро не стояла. Без участия правоохранительных и регулирующих органов никакого давления на предпринимателей оказать нельзя.

Последние сюжеты говорят о том, что в России слишком много контролирующих органов, которых никто не контролирует. В этой ситуации встает вопрос: кто будет сторожить самих сторожей. Из года в год мы слышим заверения, что они будут с этим бороться, а воз и ныне там.

На Алтае надеются, что призыв президента дать больше свободы бизнесу приведёт к отзыву необоснованного иска Генпрокуратуры

Читайте также: