Экологические приоритеты для россии доклад
Обновлено: 02.07.2024
Экологическая доктрина Российской Федерации (полный текст) одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.
Содержит следующие разделы:
- Общие положения.
- Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.
- Основные направления государственной политики в области экологии.
- Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
- Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:
- рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
- увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
- деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;
- возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
- возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
- продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:
- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
- последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
1. Общие положения
Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.
2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:
- устойчивое развитие;
- приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;
- отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;
- открытость экологической информации;
- участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3. Основные направления государственной политики в области экологии
- Обеспечение устойчивого природопользования.
- Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
- Сохранение и восстановление природной среды.
Обеспечение устойчивого природопользования
Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
Сохранение и восстановление природной среды
Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации
К приоритетным направления относятся:
- Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
- Экологические приоритеты в здравоохранении.
- Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
- Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.
- Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях
Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.
Экологические приоритеты в здравоохранении
Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.
Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды
Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.
Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии
1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.
3. Экономические и финансовые механизмы.
4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
5. Научное обеспечение.
6. Экологическое образование и просвещение.
7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.
8. Региональная политика в области экологии.
9. Международное сотрудничество.
10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.
Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.
Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.
Экономические и финансовые механизмы
Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.
Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.
Научное обеспечение
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.
Экологическое образование и просвещение
Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии
Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.
Региональная политика в области экологии
Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Международное сотрудничество
Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины Российской Федерации
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.
Исследователи НИУ ВШЭ предлагают сделать сохранение природы основой российской национальной идеи. Новыми приоритетами, по мнению экспертов, должны стать вопросы улучшения здоровья населения и качества среды обитания
По мнению исследователей, сейчас экологические проблемы превращаются в один из первоочередных вопросов международных отношений — наравне с международной безопасностью и экономическим развитием. В подтверждение этого тезиса авторы упоминают:
Как именно Россия может сделать экологию одним из приоритетов международной политики
- «сотрудничество в борьбе со всем комплексом экологических проблем,
- совместное развитие чистых производств,
- справедливое распределение ответственности за загрязнение природы между производителями и потребителями грязной продукции.
Международное позиционирование требует и действий внутри страны
Реализация этого нового внешнего измерения невозможна без внутренней составляющей — в частности реальных усилий по улучшению экологической ситуации в стране и позиционирования близости к природе как важной составляющей национальной идентичности и достояния.
Доля расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды. Источник: составлено авторами доклада на основе данных Министерства финансов Российской Федерации
Приоритеты новой экологической политики внутри страны, которые предлагают авторы доклада:
- обеспечение доступности экологической информации,
- трансформация системы экологического регулирования,
- построение системы углеродного регулирования,
- построение инновационной ресурсной экономики, основанной на соединении природных богатств, высоких технологий и современных практик природопользования, — ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока,
- введение прогрессивного налогообложения и повышенных налогов на предметы роскоши (в качестве покрытия экологического ущерба, наносимого сверхпотреблением),
- меры поощрения за более бережное отношение к природе и усилия по ее сохранению.
Практическая реализация идей доклада
По данным Всемирного Банка, в 2020 году около 22% глобальных выбросов парниковых газов было покрыто различными формами углеродного регулирования. Всего в мире запущено 64 подобные инициативы, из них 46 на национальном уровне.
Основа международного климатического режима — Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата, которая была подписана странами-участницами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Россия ратифицировала её в 1994 г. Конвенция включает в себя обязательства по предоставлению отчётности, обмену информации, общие базовые принципы. Статья 4 РКИК посвящена обязательствам по снижению уровня выбросов парниковых газов.
Согласно Парижскому соглашению, Россия взяла на себя обязательство достичь к 2030 году не более 70% выбросов парниковых газов от уровня 1990 г. По состоянию на 2018 г. объём выбросов парниковых газов в России снизился на 14,2% по сравнению с 1990 г. Это говорит о том, что наша страна на данный момент перевыполняет свой план в рамках Парижского соглашения.
Кроме участия в международном климатическом режиме, Россия имеет ряд иных международных договоров в области экологии. Среди них можно выделить экологические соглашения в рамках СНГ.Кроме того, у России есть ряд двусторонних договоров с рядом стран, таких как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Бельгией, Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Канадой, Южной Кореей, Литвой и другими странами.
Россия реализует международные экологические проекты в рамках договорённостей в различных международных организациях (в основном при ООН). Например, у Арктического совета существует программа сохранения арктической флоры и фауны, в реализации которой от российской стороны принимает участие министерство природных ресурсов и экологии.
Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях основаны действующие федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику.
В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.
На фоне всех законодательных актов в области экологии выделяются правовые акты президента РФ, которые в законодательстве в сфере экологии крайне малочисленны и носят самостоятельный характер в силу особого статуса президента страны.
Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. Среди задач стратегии: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.
Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.
Основа международного климатического режима — Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата, которая была подписана странами-участницами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Россия ратифицировала её в 1994 г. Конвенция включает в себя обязательства по предоставлению отчётности, обмену информации, общие базовые принципы. Статья 4 РКИК посвящена обязательствам по снижению уровня выбросов парниковых газов.
Рамочная конвенция подразумевала выработку дополнительных обязательств стран-участниц. Для этого было решено, что ежегодно будет проходить Конференция сторон конвенции (Conference of the Parties, COP). На COP-1 в Берлине в 1995 г. было принято решение начать переговоры о более четких обязательствах для развитых стран. После двух с половиной лет переговоров произошло расширение РКИК, который определил юридические обязательства стран по сокращению выбросов парниковых газов. В 1997 г. на COP-3 был принят Киотский протокол. Он носил необязательный характер, но установил количественные обязательства по снижению выбросов газов для 33 промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, указанных в Приложении B. Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г. Одним из нововведений Протокола стала система торговли квотами на выбросы. Оно было введено для того, чтобы страны из списка в Приложении B имели более гибкие возможности достижения поставленных Протоколом целей.
Россия в рамках Киотского протокола в период c 2008 по 2012 гг. брала на себя обязательства сократить суммарные ежегодные выбросы в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. В итоге наша страна перевыполнила этот план. Согласно данным министерства экономического развития России, выбросы парниковых газов из всех источников оказались на 44% ниже, чем в 1990 г.
Кроме того, российская сторона подписала несколько двусторонних договоров, таких как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Бельгией, Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Канадой, Южной Кореей, Литвой и другими странами. С некоторыми из вышеперечисленных стран имеются и дополнительные соглашения, протоколы и меморандумы, например, с Боливией, Германией, Ираном, Южной Кореей.
Россия реализует международные экологические проекты в рамках договорённостей в различных международных организациях (в основном при ООН). Например, у Арктического совета существует программа сохранения арктической флоры и фауны, в реализации которой от российской стороны принимает участие министерство природных ресурсов и экологии.
Российская экологическая политика и нормативно-правовая база
Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях действуют федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику России.
В Конституции РФ элементы природоохраны отражены в следующих статьях:
- Статья 9 посвящена охране и использованию земель и других ресурсов;
- Статья 36 допускает свободное владение землёй гражданами, если оно не наносит ей вреда;
- Статья 41 поощряет меры по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан;
- Статья 42 устанавливает право граждан на безопасную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии;
- Статья 58 обязывает каждого сохранять и бережно относиться к природным богатствам;
- Статья 71 устанавливает основы федеральной политики и федеральных программ в области экологической политики, защиту воздушного пространства, моря, континентального шельфа;
- Статья 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальном уровнях.
Закон обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека. Мера такого сочетания — предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, превышение которых создаёт опасность причинения вреда природе и человеку. Главным объектом закона является человек. Он рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за свои действия (предусмотрены штрафные санкции вплоть до уголовной ответственности), а также как объект такого воздействия, наделённый правами и гарантиями на возмещение причинённого вреда.
Рассмотренные выше законы являются основными в российском экологическом законодательстве и делают большой упор на здоровье человека и охране природы от вредных антропогенных факторов.
Регулирование охраны природы, природопользования и природных ресурсов в России
В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.
Регулирование экологической политики и экологического законодательства через стратегии и проекты
Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. При этом документ выделяет вопросы безопасности, связанные с экологией, ресурсами и здоровьем граждан. Уже в самом начале стратегии обозначаются оценки состоянию окружающей среды (делается упор на негативных оценках). Например, в Стратегии отмечается, что 74% населения России живёт на территориях, которые подвергаются негативному воздействию объектов промышленности, энергетики и транспорта. Также подчёркивается, что Россия теряет 3–4% ВВП из-за проблем, связанных с экологией. В документе указаны и другие экологические проблемы. Но главным новшеством документа стало обозначение вызовов экологической безопасности. Среди них отмечается, что последствия изменения климата отразятся на жизни и здоровье людей, флоры и фауны, что может стать угрозой для благополучия населения и устойчивого развития страны. Ещё одним вызовом экологической безопасности обозначается рост потребления при сокращении запасов природных ресурсов, что на фоне глобализации может привести к борьбе за доступ к ним и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности. Имеются в документе и другие вызовы экологической безопасности.
В стратегии экологической безопасности обозначены её задачи. Среди них: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.
Во исполнение Стратегии и для решения поставленных задач Правительство России в 2019 г. приняло Распоряжение №1124-р. В нём прописаны необходимые меры для реализации Стратегии — от принятия новых законов и внесения изменений в существующие до планов внедрения новых экологических технологий на производствах и развития экологического образования в стране.
Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.
1. Присоединившиеся к Киотскому протоколу страны брали на себя обязательство с 2008 по 2012 гг. сократить выбросы СО2 в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Страны, которые превышали установленный лимит, могли докупать квоты, а также продавать их другим странам, если выбросы от их собственного производства были ниже нормы. Покупать или продавать квоты можно было за единицы сокращения выбросов (ЕСВ). 1 ЕСВ равнялась 1 т двуокиси углерода.
Экологическая доктрина Российской Федерации (полный текст) одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.
Содержит следующие разделы:
- Общие положения.
- Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.
- Основные направления государственной политики в области экологии.
- Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
- Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:
- рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
- увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
- деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;
- возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
- возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
- продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:
- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
- последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
1. Общие положения
Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.
2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:
- устойчивое развитие;
- приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;
- отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;
- открытость экологической информации;
- участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3. Основные направления государственной политики в области экологии
- Обеспечение устойчивого природопользования.
- Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
- Сохранение и восстановление природной среды.
Обеспечение устойчивого природопользования
Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.
Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.
Сохранение и восстановление природной среды
Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации
К приоритетным направления относятся:
- Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
- Экологические приоритеты в здравоохранении.
- Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
- Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.
- Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях
Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.
Экологические приоритеты в здравоохранении
Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.
Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды
Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.
Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии
1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.
3. Экономические и финансовые механизмы.
4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
5. Научное обеспечение.
6. Экологическое образование и просвещение.
7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.
8. Региональная политика в области экологии.
9. Международное сотрудничество.
10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.
Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.
Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.
Экономические и финансовые механизмы
Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.
Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.
Научное обеспечение
Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.
Экологическое образование и просвещение
Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.
Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии
Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.
Региональная политика в области экологии
Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.
Международное сотрудничество
Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины Российской Федерации
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.
Читайте также: