Доклад личностная компетентность школьника и методы ее оценивания

Обновлено: 16.05.2024

В настоящее время в нашей стране поэтапно вводятся новые Федеральные образовательные стандарты общего образования, представляющие собой совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО). ( см. таблицу 1)

Если предметные результаты (в первую очередь знания) можно оценить традиционным способом, то методы оценки личностных и метапредметных результатов еще подлежат разработке и внедрению в образовательный процесс.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования.

(см схему: Структура деятельности (по Карнышеву А.Д.))

Применительно к обучающимися в системе общего образования, личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:

· индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);

· мотивационно-личностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки);

· деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);

· коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе). ( по Е.В. Леоновой)

Данные компоненты личностной компетентности, во-первых, отражают основные структуры личности и, во-вторых, позволяют произвести оценку личностных и метапредметных результатов начального, основного и среднего (полного) образования с использованием наиболее информативных и эффективных методов:

· метод экспертных оценок;

Методики должны подбираться в соответствии с измеряемыми характеристиками, возрастом, а в нашем случае и особенностями детей.

Необходимо, для каждой категории обучающихся, составить собственные пакеты психодиагностических методик в соответствии с целями, задачами конкретного образовательного учреждения. Методики должны быть надежными, валидными, достаточно информативными, простыми и понятными в использовании, сформированными для каждой отдельной параллели с соблюдением преемственности.

Однако, не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего, это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий.

В этом случае необходимо использовать малоформализованные методы оценки:

· метод исследующего (стандартизированного) наблюдения;

· метод экспертных оценок;

· метод анкетного опроса.

Для оценки сформированности универсальных учебных действий у ребенка – УУД, необходимо использовать в качестве критериев сформированности следующее:

1. Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов:

1. .Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.

2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.

3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учетом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.

4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.

По результатам оценки личностной компетентности, должны выдаваться индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

При оценке сформированности составляющих личностной компетентности, в качестве экспертов должны выступать учителя и родители обучающихся. (А не только один педагог-психолог!)

Сам процесс экспертной оценки должен выполнять двойную функцию:

1. ОУ получает оценку сформированности компонентов личностной компетентности каждого ученика от нескольких экспертов.

2. Взрослые участники образовательного процесса получают дополнительную информацию о том, что помимо знаний, умений и навыков, у школьников оценивается сформированность определенных личностных характеристик и универсальных учебных действий и обращают на них внимание в ежедневном общении с ребенком.

Таким образом, сам процесс оценки личностной компетентности школьника, так и обсуждение его результатов на педагогических совещаниях и родительских собраниях позволяют внести вклад в решение одной из проблем реализации новых образовательных стандартов.

Внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при функционировании в образовательном учреждении психологической службы. А полноценное формирование личностной компетентности школьников и ее оценка должна осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения. Только в этом случае мы можем говорить о наличии в ОУ системы психолого-педагогического сопровождения.

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя –

М.; Просвещение, 2008г.

2.Виноградова Н.Ф. Стандарты второго поколения (начальная школа): проблемы и трудности реализации. Материалы к заседанию Ученого совета ИСМО РАО 28 апреля 2011г.

3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003.-№5.

4.Леонова Е.В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки. // Начальная школа – 2012 -№4.

5.Маркова А.К. Психология профессионализма. // - М.; Знание, 1996г.

7. Черемухина К.С. Основы общей и социальной психологии. /Психология деятельности стр15-16; - Иркутск; издательство БГУП, 2005г.

Доклад 2Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания

Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции).

3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

Для достижения этих целей я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий руководствуюсь следующими критериями.

1. Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

5. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий. Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и наша задача формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.

Подготовили: учителя начальных классов

Портнова Ксения Юрьевна

Скосырская Олеся Юрьевна

Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности отношу: (Слайд 1)

обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности;

использование на практике современных педагогических технологий;

создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников;

осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников.

Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями: (Слайд 2)

Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям отношу: обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения.

Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.

(Слайд 3) . Так что же такое компетентность и компетенция?

Компетентность - это сумма знаний и умений. Она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях.

Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс, происходящий в школе, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.

(Слайд 4) Компетенция:

в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач;

в отличие от навыка – осознана;

в отличие от умения – совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;

в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так: (Слайд 5)

искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения

С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций: (Слайд 6)

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

- Общекультурные и социальные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Как видно из данной классификации, отдельных личностных компетенций нет, они не выделены. Это связано с тем, что личность - это человек, взятый в системе его устойчивых социально - обусловленных психологических характеристик, всё это входит в структуру личности.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы, портфолио, проекты.

Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.

Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:

– индивидуально психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);

– мотивационно ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);

– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);

– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).

Однако не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий. В этом случае используются малоформализованные методы оценки: метод исследующего (стандартизированного) наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетного опроса.

При разработке таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет в качестве критериев сформированности универсальных учебных действий используются критерии : а) соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям; б) соответствия свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов.

1. Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.

2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.

3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учётом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.

4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.

По результатам оценки личностной компетентности выдаются индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса.

Отмечу ещё один немаловажный момент. При оценке сформированности составляющих личностной компетентности в качестве экспертов выступают учителя и родители обучающихся.

Кроме того, привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет:

расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни;

убедить детей на примере их родителей, состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни;

овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и востребованности к жизни.

Полноценное формирование личностной компетентности школьников и её оценка должны осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения.

Формируя основные группы компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.

Содержимое разработки

Подготовили: учителя начальных классов

Портнова Ксения Юрьевна

Скосырская Олеся Юрьевна

Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.

Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. К основным задачам педагогической деятельности отношу: (Слайд 1)

обеспечение ресурсной базы для реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности;

использование на практике современных педагогических технологий;

создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников;

осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников.

Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями: (Слайд 2)

Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям отношу: обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения.

Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.

(Слайд 3) . Так что же такое компетентность и компетенция?

Компетентность - это сумма знаний и умений. Она выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности.

Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению в проблемных ситуациях.

Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс, происходящий в школе, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.

(Слайд 4) Компетенция:

в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач;

в отличие от навыка – осознана;

в отличие от умения – совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями;

в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования, то это будет выглядеть так: (Слайд 5)

искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения

С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций: (Слайд 6)

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

- Общекультурные и социальные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Как видно из данной классификации, отдельных личностных компетенций нет, они не выделены. Это связано с тем, что личность - это человек, взятый в системе его устойчивых социально - обусловленных психологических характеристик, всё это входит в структуру личности.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы, портфолио, проекты.

Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.

Применительно к обучающимся в системе общего образования личностная компетентность – это интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:

– индивидуально психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);

– мотивационно ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки);

– деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);

– коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе).

Однако не все компоненты личностной компетентности школьника можно оценить с помощью строго формализованных психодиагностических методик. Прежде всего это относится к деятельностному компоненту, включающему в себя сформированность универсальных учебных действий. В этом случае используются малоформализованные методы оценки: метод исследующего (стандартизированного) наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетного опроса.

При разработке таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет в качестве критериев сформированности универсальных учебных действий используются критерии : а) соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям; б) соответствия свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Разработка пакета инструментов для оценки сформированности личностной компетентности школьников должна проводиться комплексно и состоять из следующих этапов.

1. Психологический анализ личностных и метапредметных результатов ФГОС, определение критериев их сформированности.

2. Определение психодиагностических и поведенческих показателей, соответствующих этим критериям.

3. Составление пакета психодиагностических методик для обучающихся с учётом психометрических характеристик методик и временных затрат на сбор психодиагностических данных.

4. Разработка таблиц наблюдения, экспертных листов и анкет для учителей и родителей.

По результатам оценки личностной компетентности выдаются индивидуальные рекомендации обучающимся, их родителям и педагогам, на их основе разрабатываются коррекционные и развивающие программы психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса.

Отмечу ещё один немаловажный момент. При оценке сформированности составляющих личностной компетентности в качестве экспертов выступают учителя и родители обучающихся.

Кроме того, привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет:

расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни;

убедить детей на примере их родителей, состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни;

овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и востребованности к жизни.

Полноценное формирование личностной компетентности школьников и её оценка должны осуществляться в условиях тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов и психологической службы образовательного учреждения.

Формируя основные группы компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Благодарю за внимание!


-75%

Читайте также: