Духовно нравственное воспитание детей младшего школьного возраста доклад

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети младшего школьного возраста активно накапливают нравственный опыт. Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное, гармоничное развитие, формирование личности.

В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные цели духовно-нравственного воспитания:

- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;

-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;

- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;

- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;

- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.

Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

Рекомендую к проведению игры:

Игры, направленные на доброжелательное отношение к людям, сверстникам.

Ребёнок передает любовь дальше, другому ребёнку.

Дети садятся по кругу так, чтобы каждый сидел вплотную к соседу. Воспитатель включает музыку и дети передают шарик друг другу, пока он не пройдёт круг. Потом отодвигаются дети назад, круг становится шире. Шарик опять проходит по кругу. Это уже сложнее. Дети еще отодвигаются назад. Бросать шарик нельзя, нужно именно передавать его.

- Вы чувствуете, как шарик заставляем нас тянуться?

Игры, на снятие эмоционального напряжения, агрессии

Воспитатель предлагает детям превратиться в деревья. Произносит текст. «В лесу светит солнышко и все деревья протягивают к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся веточки. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в стороны. Но деревья крепко держатся корнями за землю. Ветер принес дождевые тучи и пошли первые капли дождя. (Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит, усиливается, идёт сильнее и быстрее. (Дети стучат сильнее пальчиками). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от ударов дождя и ветра. (детки жалеют, гладят друг друга).

Игры доверия

Такие игры помогают детям испытать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети освоились и чувствуют себя уверенно в коллективе.

Дети разбиваются на пары – ведомый и ведущий. Ведомый завязывает глаза и полностью доверяет ведущему. Ведущий берёт за руку ведомого и объясняет как ему лучше и безопасней пройти, как избежать столкновения с предметами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. В конце упражнения обсудите чувства, которые испытал каждый из детей и какая роль ему больше понравилась.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Душа каждого человека-зародыш прекрасного цветка, но растет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в вопросах духовно – нравственного воспитания молодежи

Ирина Алексеевна Конева,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №16города Белово

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Душа каждого человека-зародыш прекрасного цветка, но растет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрым к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все качества человека будущего общества, но главное, эти качества должны закладываться сегодня.

Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия взаимопонимания в глазах наших детей. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах в духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:

Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

Гражданственность – Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

Семья – Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

Труд и творчество – Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

Наука – Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

Традиционные российские религии включают представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

Природа – Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

Человечество – Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 40,30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко мы встречаем у многих детей переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Главная цель проекта – посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение знаний в общество о глубинных корнях культуры российского народа.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.

Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу моих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и классными руководителями.

Основные направления работы:

Воспитательная работа по нравственному воспитанию.

Работа с родителями.

Данный опыт представляет особую ценность, так как содержит крупицы работы российских учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании/А.В.Бабаян//Педагогика-2005-№2-С. 67-68

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях/Т.Г.Жарковская//Стандарты и мониторинг образования-2003-№3-С.9-12

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека/В.С.Леднев//Стандарты и мониторинг в образовании-2002-№С.3-6

Доклад

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности.Ребёнок в младшем возрасте копирует поведение своих родителей, затем очень внимательно наблюдает за учителем. И выходя самостоятельно в социум пытается поступать так же, как и взрослые, за которыми он наблюдал и учился у них.

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа п. Спутник Можайского района Московской области

( из опыта работы)

Подготовила: Мельникова М. В.

Нравственное воспитание младших школьников.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.

Именно поэтому я продолжаю уделять особое внимание и внеклассной работе, особенно проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники, игры – это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.


Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование, в котором системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности гражданина России.

Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.

Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрезвычайно важным является вопрос формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образования.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Формирование у школьников позитивного отношения к базовым ценностям общества является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.

Таким образом, речь идет о диктуемых культурой формах поведения человека в различных ситуациях и отношениях — от поведения на уроке или перемене в школе до взаимодействия в семье, ближнем окружении.

В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание детей — мудрое ограничение, в котором ребенок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо [4].

С первых лет жизни ребенок, погружаясь в живые впечатления из окружающей жизни, знакомится с нормами поведения, а впоследствии учится строить в соответствии с ними повседневную жизнь. Недостаточно просто познакомить учащихся с нормами нравственного поведения. Ученики должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, так или иначе касается окружающих, что каждый их шаг, поступок — это испытание.

Позже, в школе, нравственное развитие приобретает еще большую системность и целенаправленность. В начальных классах ученик не только овладевает основами знаний — у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, труду, вещам и самому себе.

В результате у учащихся формируются основы личностного развития: готовность к духовному и нравственному самосовершенствованию; способность к предметно-продуктивной, творческой, социальной деятельности; трудолюбие и способность к преодолению проблем; бережное отношение к человеку, осознание ценности жизни; принятие национальных духовных традиций и культуры; происходит формирование морали, совести, мотивов к активному участию в общественной жизни; осознание себя гражданином России, жителем родного края, членом общества и семьи.

Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует не только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.

Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки.

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В моральном сознании учащихся начальной школы преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся еще на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Методы воспитания — это способы воздействия педагога на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Применительно к школьной практике можно сказать, что это способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые способствуют изменениям в уровне развития качеств личности младших школьников. В педагогической литературе описываются классические методы и приемы нравственного воспитания. Они направлены на привитие школьникам норм и правил общественной жизни.

В начальных классах часто анализируют рассказы на этические темы. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Проникая незаметно в психику, педагогическое наставление действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники податливы к нравоучениям взрослых. Педагог, опираясь на эту специфику детской психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой — либо нравственной проблемы.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Когда говорят о данном методе, подразумевают, прежде всего, образец — конкретных людей: родителей, учителей, друзей или героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, в этом случае психологической основой воздействия служит подражательность. Известно, что младшие школьники готовы подражать своему учителю во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

Перечисленные классические методы нравственного воспитания зачастую действуют в условиях достаточно мощного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Значимым же признаком сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит к эмоциональному дискомфорту, неудовлетворенности собой, если нарушаются проверенные личным опытом принципы социального существования.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и моральный выбор.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, ребенок, нравственное развитие, ценность, школьник, духовно-нравственное развитие, младший школьник, нравственный облик, Российская Федерация, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников

Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная.

Формирование нравственных качеств учащихся. нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Современная характеристика нравственной воспитанности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на духовно-нравственное развитие, становление личностных характеристик выпускника.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников.

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Духовно-нравственная парадигма в формировании.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того.

Духовно-нравственный аспект осознания младшими.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, многонациональное государство. Понятие духовно-нравственного воспитания являлось актуальной проблемой на протяжении развития всего общества.

Читайте также: