Доклад и презентация инновационные технологии в образовании

Обновлено: 05.07.2024

1. Инновации в образовании: современные педагогические технологии

2. Инновации в образовательном процессе.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка
означает “обновление, новшество или изменение“. Это
понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке
и означало введение некоторых элементов одной
культуры в другую.
В начале XX века возникла новая область знания,
инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой
стали
изучаться
закономерности
технических
нововведений в сфере материального производства.
Педагогические
инновационные
процессы
стали
предметом специального изучения на Западе
примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в
нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация
означает введение нового в цели, содержание, методы
и формы обучения и воспитания, организацию
совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с
80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема
инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали
предметом специальных исследований.
Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“,
употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены
в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую
деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и
воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким
образом,
инновационный
процесс
заключается
в
формировании и развитии содержания и организации нового. В
целом под инновационным процессом понимается комплексная
деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению,
использованию и распространению новшеств.
В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Результат, продукт
Изменение
отдельных
элементов
в существующей
системе
Полное обновление
позиции субъектов
практики,
преобразование
связей в системе
и самой системы
Новизна
Инициатива
в действиях,
рационализация,
обновление методик,
изобретение новой
методики
Открытие новых
направлений
деятельности, создание
новых технологий,
обретение нового
качества результатов
деятельности
Последствия
Усовершенствование
прежней системы,
рационализация
её функциональных
связей
Возможно рождение
новой практики или
новой парадигмы
исследований
и разработок

Итак, новация - это именно средство (новый
метод, методика, технология, программа и
т.п.), а инновация - это процесс освоения этого
средства.
Инновация
это
целенаправленное
изменение, вносящее в среду обитания новые
стабильные элементы, вызывающие переход
системы из одного состояния в другое.
Также следует разграничивать такие понятия,
как “инновация“ и “реформа“.

Нововведение при таком рассмотрении понимается
как результат инновации, а инновационный процесс
рассматривается как развитие трёх основных этапов:
генерирование идеи (в определённом случае научное открытие), разработка идеи в прикладном
аспекте и реализация нововведения в практике.
В связи с этим, инновационный процесс можно
рассматривать как процесс доведения научной идеи
до
стадии
практического
использования
и
реализация связанных с этим изменений в
социально - педагогической среде.
Деятельность, обеспечивающая превращение идей в
нововведение и формирующая систему управления
этим
процессом,
является
инновационной
деятельностью.

10. Инновационные процессы образования основываются на определённых принципах.

Принцип
проектирования
инновационного
развития образования означает, что сами подходы
к инновациям в образовании должны быть
инновационными для системы образования. Это
предполагает разработку и реализацию уже в
настоящее время проектов, направленных в будущее —
на
долговременное
развитие
образования.
Проектирование — это, по сути, устойчивое управление
педагогом
спланированной
образовательной
ситуацией.
Проект в деятельности педагога для нас не новость.
Каждый хорошо продуманный урок или мероприятие
является проектом, потому что есть обоснование для
проведения,
цель,
задачи,
план
проведения,
спрогнозированные результаты. Но проектирование, то
есть спланированное управление, должно стать
постоянным инструментом в деятельности каждого
педагога.

Принцип открытости образования
и
общественного
участия
предполагает
достижение
общественного согласия, на основе
которого власть, общество, бизнес,
общественные
организации
и
профессиональное
педагогическое
сообщество
принимают
на
себя
обязательства
по
совместному
продвижению
инновационных
образовательных процессов.

Принцип
стратегического
инвестирования
указывает, что если общество хочет долговременно и
устойчиво развиваться, его стратегические инвестиции
должны быть направлены на человека, а значит, в его
образование.
Это означает, что какие бы амбициозные программы или
проекты мы с вами не придумывали, они в первую
очередь должны быть направлены на ученика,
развитие его учебных компетенций, формирование его
миропонимания.
Государство продумало подушевое финансирование,
чтобы деньги шли за учеником, на ученика, чтобы мы
ещё раз поняли, что мы — профессиональные педагоги
— в школе для того, чтобы воспринимать классный
коллектив не как безликую группу, а как собрание
личностей. Поэтому личностно -ориентированный
подход и провозглашён основным в последних
документах Министерства образования (ФГОС)

15. Что можно считать инновацией?

Инновация-нововведение,
новшество,
изменение.
В историческом плане новизна всегда относительна.
Она носит конкретно-исторический характер, то
есть может возникать раньше своего времени,
затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития
образовательного учреждения выделяет:
абсолютную новизну
(отсутствие в данной
сфере аналогов и прототипов)
относительную новизну (внесение некоторых
изменений в имеющуюся практику)
псевдоновизну (видимость новизны)

16. Существуют различные основания для классификации инноваций:

1.
По определению сферы, в которой
осуществляется
инновационная деятельность:
цель и содержание образования
технологии, методы, средства организации педагогического процесса
формы организации обучения и воспитания
система управления (деятельность администрации, педагогов и учащихся)
образовательная экология
2. По способу возникновения и протекания инноваций:
систематические
планомерные
стихийные
3. По глубине и ширине осуществлению инноваций:
массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования
частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с
усовершенствованием, рационализацией, видоизменением

4. По характеру происхождения:
внешние
внутренние
5. По признакам масштабности:
частные (локальные и единичные, не связанные между собой)
модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой)
системные
(охватывающие все сферы жизнедеятельности
образовательного учреждения)
Источниками зарождения инновационной деятельности
в практике образовательного учреждения являются:
интуиция творческого руководителя, педагога
опыт других школ
опыт, рождённый в данной школе
директивы и нормативные документы
мнения потребителя образовательных услуг
потребности коллектива работать по-новому
потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании
достижения, разработки всего комплекса наук о человеке

Стадии развития инноваций:
Возникновение идеи.
Перевод идеи в цель. Этапы постановки цели:
сбор информации о желаемом образе нового, о
возможном плане действий по изменению
существующей ситуации у учителей, учащихся,
родителей,
представителей
общественности;
формирование цели
и принятие её всеми
участниками
воспитательно-образовательного
процесса.
Разработка
путей
реализации
цели
и
проектирование.
Реализация проекта.
Распространение новой практики.
Переход в новое качество и функционирование в
новом режиме.

19. Педагогические технологии: понятие, научные основы, основные качества.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм,
методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она
есть организационно-методический инструментарий педагогического
процесса.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации
учебного процесса.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения
планируемых результатов обучения.
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая технология - это системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования.
Педагогическая технология означает системную совокупность и
порядок функционирования всех личностных, инструментальных и
методологических
средств,
используемых
для
достижения
педагогических целей.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве
науки, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов,
применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Любая педагогическая технология основывается на том или ином
философском фундаменте.
Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы,
входящие в состав методологического обеспечения образовательной
технологии.
Источниками педагогической технологии являются достижения
педагогической, психологической и социальных наук, передовой
педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в
отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Для успешного функционирования педагогической системы нужна
тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих.
Любая современная педагогическая технология представляет собой
синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание
традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено
социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем
понятие "методика обучения".
Технология отвечает на вопрос - как наилучшим
образом достичь целей обучения, управления этим
процессом.
Технология направлена на последовательное
воплощение в практике заранее спланированного
процесса обучения.
Проектирование
педагогической
технологии
предполагает выбор оптимальной для конкретных
условии системы педагогических технологий.
Оно
требует
изучения
индивидуальных
особенностей
личности
и
отбора
видов
деятельности, адекватных возрастному этапу
развития
обучающихся
и
уровню
их
подготовленности.

25. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности,

27. Структура педагогической технологии

1
• Концептуальная основа
2
• Содержательный компонент
обучения
3
• Процессуальная часть –
технологический процесс

34. Классификация педагогических технологий

40. Технология развивающего обучения

43. Технология поэтапного формирования умственных действий

46. Технология коллективного взаимообучения (КСО)

49. Технология полного усвоения знаний.

Педагог должен довести до учащихся планируемые
показатели
полного
усвоения
учебного
содержания. Он определяет цели предстоящей
деятельности, конкретные действия и операции,
которые должен выполнять обучающийся, чтобы
достичь эталона.
К
целям
познавательной
деятельности
относятся:
знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);
понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал,
интерпретировал);
применение
(ученик
применил
изученный
материал в конкретных условиях и в новой
ситуации);
обобщение и систематизация (ученик выделил
части из целого, образовал новое целое);
оценка (ученик определил ценность и значение
объекта изучения).

В ходе работы каждый учащийся получает необходимую
помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений
ученику дается возможность выбора альтернативных
процедур для их преодоления.
Деятельность педагога в рамках данной технологии
предполагает следующее:
ознакомление с учебными целями;
разъяснение общего плана обучения;
изложение
нового
материала
(осуществляется
традиционно);
организацию текущей проверки;
оценивание текущих результатов;
коррекционную работу с учащимися, не достигшими
полного усвоения;
организацию малых подгрупп взаимопомощи;
повторное тестирование тех учащихся, которым была
оказана помощь.
Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения,
завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения
материала в целом каждым учеником.

53. Технология разноуровневого обучения

В качестве основных принципов педагогической
технологии были выбраны следующие:
всеобщая талантливость – нет бесталанных
людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство – если у кого-то что-то
получается хуже, чем у других, значит что-то
должно получаться лучше; это что-то нужно
искать;
неизбежность перемен – ни одно суждение о
человеке не может считаться окончательным.

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как: (Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

Технология уровневой дифференциации обучения

Технология развивающего обучения:

Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Общие основы технологий развивающего обучения

Здоровьесберегающая технология

В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий : (Таблица № 1)

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;

ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

изучение основ информатики и вычислительной техники;

составление отчётов, графиков, диаграмм;

тестирование по предметам, проверка техники чтения;

поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

проведение родительских собраний и лекториев;

воспитательные события и социальные проекты;

музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;

тренажёры по предметам, тестирования;

развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиром считаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.

Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.

В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:

административных контрольных работ;

областного мониторинга – выше средних показателей района и области;

стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;

преобладание учебно-познавательных мотивов;

систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;

участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

1 Инновационные технологии в образовании Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой. А.К.Гастев.

3 Инновации Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки: умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи; умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

4 Инновации Инновационные технологии предполагают: -повышение уровня мотивации к учебному труду. -формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность. -при активной поддержке учителя. -постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем. -ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.

5 Инновации Инновационные технологии предполагают: - создание когнитивной схемы мышления. -воспитание чувства собственного достоинства -в основе- дифференциальный подход. -хорошее знание теоретического материала успешность обучения. -создание проблемной ситуации. -работа с одаренными детьми.

6 Инновации Инновационные технологии = -Технологии развивающего обучения -Проектная деятельность( научно- исследовательская деятельность ) -Личностно- ориентированный подход -ИКТ- технологии -Мониторинг

7 Инновации Технологии развивающего обучения : -проблемное изложение учебного материала -частично-поисковая деятельность -самостоятельная проектная исследовательская деятельность

8 Инновации Проектная исследовательская деятельность: -Наличие значимой задачи, требующей поиск решения. -Практическая, теоретическая, познавательная значимость, предлагаемых результатов. -Самостоятельная деятельность, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. -Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов. Критерии внешней оценки проекта. -актуальность проблемы. -корректность методов исследования. -активность участников. -характер общения. -глубина общения. -умение аргументировать свои заключения, выводы. -эстетика оформления проекта. -умение отвечать на вопросы.

9 Инновации Создание собственных ресурсов: электронные тесты, презентации, лабораторные работы, программные продукты ИКТ-технологии: -работа с Интернет ресурсами. -создание мультимедийной библиотеки Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что "математика - наука для глаз, а не для ушей", считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

10 Инновации Преимущества использования ИКТ: -позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение; -способствуют повышению мотивации обучения; -повышают активность обучаемых; -повышают эффективность процесса обучения; -дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений; -усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей; -расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического); повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся; -предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

12 Инновации Успешность современного педагога: -способность управлять собой -ставить разумные личные цели -умение решать проблемы -личностный рост -изобретательность и способность к инновационному творчеству.

14 Мониторинг качества образования Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений. Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Для родителей хорошее качество образования связано: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. Для учителей хорошее качество образования связано: с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно; с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Инновационные образовательные методы и технологии. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения

Инновационная образовательная технология - форма организации учебного процесса, гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного, технического и т.п. характера

Электронное интерактивное обучение образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии

Электронное интерактивное обучение интерактивные ресурсы и материалы электронные библиотеки и ЭБС обучающие материалы и курсы обсуждения в реальном режиме времени чаты, видеочаты электронная почта видеоконференции видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства)

Преимущества электронных интерактивных форм обучения Обучающиеся - активные участники процесса обучения. Увеличение объема самостоятельной работы. Приобретение навыка владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации. Актуальность и оперативность получаемой информации. Гибкость и доступность. Постоянный контакт студентов с преподавателем. Индивидуальность образования.

Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека. Э. Флайано

Читайте также: