Доклад храмы костромской области
Обновлено: 19.05.2024
На Ипацком мысу (забавное название) - стрелке, где река Кострома впадает в Волгу, - стоит белокаменный Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь (XIV в.).
Он считается одним из древнейших в нашем Отечестве. Его история связана со многими громкими именами, в его стенах бывали Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов. А в 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова, положив начало 300-летнему царствованию Дома Романовых. Это если совсем кратко :)
А в остальном всё, как и везде в подобных музеях, - избушки, амбары, конюшни, часовни, есть даже своя мельница. В этой части Костромы реально теряешь связь с настоящим временем, - всё настолько аутентично.
Расстрел бывшего царя Николая Второго, его семьи и слуг был осуществлён в полуподвальном помещении Дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, а часовня в память об их мученической смерти возведена здесь - в Костороме, у стен Ипатьевского монастыря. Только в первом случае название связано с русским инженером-строителем Ипатьевым, а во втором - со священномучеником Ипатием.
Часовня строилась по инициативе заслуженного художника России Олега Молчанова, на его средства и добровольные пожертвования всех сочувствующих: можно было вложить в стену именной кирпич, купленный здесь же и за любую монету.
Чудотворная икона Богоявленского собора
Настоящим украшением улицы Симановского является Богоявленский Анастасиин монастырь, основанный первой женой Ивана Грозного. В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери - чудотворная! Икона известна как одна из святынь дома Романовых. Предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии — царя Михаила Фёдоровича в Ипатьевском монастыре.
Церковь с фотографий Прокудина-Горского
Церковь Воскресения Христова на Дебре - посадский храм XVII века с множеством сказочных деталей. Точный адрес: ул. Нижняя Дебря, 37 (одна из старейших улиц Костромы, между прочим!).
Древняя Костромская земля славится своими духовными богатствами — монастырями, чудотворными иконами, огромным духовным наследием и молитвенными подвигами многих угодников Божиих. В нашем материале — лишь 10 из множества святынь Костромской земли.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
Женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь. В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской Православной Церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.
Также среди святынь монастыря: мощи преподобного Никиты Костромского (XIV век) (в крипте под алтарем) и Тимона Надеевского (XIX век), Костромская-Смоленская икона Божией Матери.
Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий пребывал на попечении русских царей. И неслучайно: именно там находился в 1613 году юный боярин Михаил Романов, когда к нему приехало посольство из Москвы с вестью, что Земской Собор избрал его царем. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году.
Святыни: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, частица ризы Господней, частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского, часть главы блаженного Симона Юрьевецкого.
Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне
Храм Спаса-на-Запрудне построен в 1754 году на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На пне того самого дерева, на котором явилась мировая святыня, установлен престол нижнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В храме находится чудотворная икона Спаса Нерукотворного.
Храм стоит на правом берегу реки Запрудни (притока Костромы), на северной окраине Костромы.
Воскресенский собор на Дебре
Более 50 лет в этом храме хранилась его главная святыня — чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная из разрушенного Успенского собора. Не так давно ее передали в Богоявленско-Анастасиин монастырь. А здесь теперь находится список, выполненный в середине XIX века.
Еще одной святыней является Бабаевская икона святителя Николая Мирликийского. Кроме того, в церкви на Дебре можно увидеть уникальный иконостас. Некоторые образы в нем сохранились с XVII века. Перед иконостасом размещен небольшой ковчег с частицами мощей святых. Над ковчегом икона, где все они изображены.
Троице-Сыпанов женский монастырь
Православный женский монастырь в Костромской области. Основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским.
Святыни: мощи преподобного Пахомия Нерехтского (XIV век); чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пахомия Нерехтского.
Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
Православная женская обитель, основанная в 1439 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1919 году, возвращен Церкви в 1994 году. Основатель: преподобный Макарий Унженский, Желтоводский (XV век).
Святыни: мощи преподобного Макария, Унженского и Желтоводского чудотворца, список с чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери, святой источник преподобного Макария.
Иаково-Железноборовский мужской монастырь
Этот мужской монастырь основан около 1390 года. После революции монастырь был закрыт, возрожден в 1994 году. Основатель — преподобный Иаков Железноборовский (XIV век), его мощи покоятся в обители.
Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь
Основан в конце XIV века. Возобновлен в 1994 году. Основатель: преподобный Макарий Писемский (XIV век).
Святыни: мощи преподобного Макария Писемского; посох преподобного Макария, колодец, выкопанный преподобным Макарием.
Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь
Основан во второй половине XIV века. Основатели: преподобный Паисий Галичский (XV век) и галичский боярин Иоанн Овин.
Святыни: мощи преподобного Паисия Галичского, чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Божией Матери .
Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь
Основан в XIV веке. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х годах, возвращен Церкви в 1991 году. Основатель: преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец (XIV век).
Святыни: мощи преподобного Макария, старинный покров с раки мощей преподобного, колодец, выкопанный основателем монастыря.
В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.
Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
Адрес: 156005, г. Кострома, пер. Мельничный, 5-а
Существующий как деревянный еще в XVII в., каменный пятиглавый храм построен был в 1751 г на деньги купца Ивана Аравина., расширен в 1791 г. на деньги купцов Дурыгиных. С 1929 по 1964 г. собор был кафедральным. В этом храме до 1964 г. находилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери; была перенесена отсюда в церковь Воскресения на Дебре в связи с планами властей уничтожить храм.
Адрес: ул. Лавровская, 5. Тел.: (4942) 51-44-93.
Храм Спаса-на-Запрудне располагается в северо-западной части города Костромы, на правом берегу речки Запрудни. История создания храма связана с явлением великой православной святыни — Феодоровской иконы Божией Матери. Именно здесь, на берегу речки Запрудня, на месте некогда дремучего леса, в середине 13 века костромскому князю Василию Ярославичу, младшему брату святого благоверного и великого князя Александра Невского, была явлена эта икона. После её торжественного перенесения в соборный храм города благочестивый князь Василий повелел воздвигнуть на месте обретения иконы церковь во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и устроить монастырь. Учреждённая князем Василием мужская обитель стала первым костромским монастырём.
Адрес: Россия, 156003, г. Кострома, ул. Запрудня, 2.
В новом костромском микрорайоне Давыдовский необходимость постройки храма стала очевидной в первые годы возрождения Церкви на Костромской земле. Несколько крупных жилых массивов, насчитывающих более 70 тысяч жителей, не имели ни одного храма. Между тем, существовавшие среди населения духовные и нравственные проблемы требовали налаженного и регулярного пастырского окормления. Для этого в декабре 1991 года общине верующих было передано здание, использовавшееся ранее как бытовое помещение.
Одновременно администрация города выделила рядом земельный участок для строительства нового храма. В это же время, указом епископа Костромского и Галичского Александра, был открыт приход и благословлено строительство нового храма во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
Богослужения в небольшой временной церкви начались в феврале 1993 года, а закладка нового храма состоялась 9 мая того же года; ее совершил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Кострому и передавший в дар приходу ковчег с частицей мощей святителя Тихона.
Начало строительства храма ознаменовалось удивительным событием: в ковше экскаватора, рывшего котлован, строители обнаружили небольшую металлическую икону святителя Николая Чудотворца. Сейчас эта икона пребывает на престоле Свято-Тихоновской церкви.
Строительство храма в целом завершилось в 2002 году, 25 августа состоялось его малое освящение, а 29 августа храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Адрес: Кострома, ул. Профсоюзная, 25/2
В шестидесятых годах XVIII века попечением купца Стефана Семеновича Белова взамен прежней деревянной церкви был возведен каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени – пятиглавый, бесстолпный, одноабсидный – освящение которого состоялось в 1766 году. В начале девяностых годов XVIII века при постройке Гостиного двора церковь оказалась внутри торговых рядов; над ближайшими к храму воротами известный зодчий С.А. Воротилов в 1792-1793 годах воздвигнул колокольню в стиле позднего барокко. В 1803-1808 годах к Спасскому храму пристроили теплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в 1855-1856 годах – каменную ограду со стороны двора Красных рядов.
Адрес: 156000, Россия, Кострома, Центр Красные ряды, 129
Первая деревянная церковь, возведенная в 1562 году, была уничтожена пожаром 1680 года.
Строительство нового начали 1681 году, по благословению Патриарха Иоакима. Поскольку размеры нового храма были значительно больше предыдущего, под его строительство отвели место и находящегося рядом деревянного Храма во имя Николая Чудотворца, сгоревшего в том же пожаре 1680 года.
Строительство храма было закончено в 1687 году, и 11(21) декабря того же года новопостроенный храм был освещен настоятелем Ипатьевского монастыря архимандритом Феодосием.
Богослужения в храме продолжаются до 1949 года, после чего храм был закрыт, в нём начинаются реставрационные работы, проводимые Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, которые были закончены только к 1960 году, после чего в храме размещена экспозиция Костромского историко-архитектурного музея. В 1970 годах архитектор К. Г. Тороп провела реставрацию ограды с воротами. Впоследствии, пока музей в Ипатьевском монастыре занимал всю его территорию, в храме располагалась община Ипатьевского монастыря.
В 2005 году храм полностью передали епархии.
Адрес: 156004, Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Евгения Осетрова, 4
Находится на правом берегу Волги. Раньше здесь была слобода Новоселки (ныне – с. Селище), в котором останавливалось на ночлег посольство Земского собора, прибывшее из Москвы для призвания Михаила Романова на царство.
В храме сохраняется образ святителя Николая Мирликийского, местно почитаемый как чудотворный.
Адрес: ул. Верхне-Селищенская, 35а. Тел.: (4942) 53-43-91.
Храм в формах барокко построен в бывшей Гашеевой слободе на средства прихожан. Строительство осуществлялось в два этапа: собственно храм возведен в 1762 году, а трапезная и нижний ярус колокольни – предположительно в 1770-х годах. Верхние два яруса колокольни, а также западное крыльцо относятся к первой половине XIX века.
В октябре 1929 года Алексеевская церковь была закрыта властями, уничтожены верхние ярусы колокольни, крыльцо и барабан.
Здание использовалось как изолятор отдела народного образования, потом общежитие, жилой дом.
В 1988 –1992 годах проведены реставрационные работы, которыми руководил архитектор И. Ш. Шевелёв, восстановлен первоначальный облик церкви.
В 1992 году храм вернули верующим.
Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, Катушечная ул., д. 14.
Монастыри издавна играли в истории Костромы большую роль. В разное время их на территории города существовало около десяти. Древнейшими из них являлся Спасо-Запрудненский (осн. в 13 в.) и Ипатьевский (скорее всего, так же осн. в 13 в.). Древнейшим женским, монастырем был Ризоположенско-Анастасиин монастырь, существовавший уже в начале 15 в. Наибольшее количество монастырей в Костроме (восемь) было в 17 веке, а в 18 в. большинство монастырей было закрыто и преобразовано в приходские церкви. В начале 20 век в Костроме находилось два монастыря: Ипатьевскй мужской монастырь и Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Оба эти монастыря были закрыты в 1919 году. Процесс их возрождения начался в 90-е гг. 20 в. В 1990 г. был восстановлен Богоявлемско-Анастасиин монастырь, в 1991 г. воссоздана община Ипатьевского монастыря.
Церкви Костромы
Приходские церкви Костромы с древности играли значительную роль в жизни города. Время появления многих из них уходит вглубь истории Костромы, однако первыми сведениями о большинстве из них появились лишь с 1628 г., когда была составлена старейшая из дошедших до нас костромских писцовых книг.
На протяжении веков церкви Костромы строились из дерева. Обычно они возводились парами: в одном храме — отапливаемом — служили в холодное время, в другом – неотапливаемом — в теплое. Неотапливаемые храмы нередко были шатровыми — обычно их ставили на вершинах холмов, у пересечения улиц. На 1628 г. в Костроме насчитывалось около 30 приходских церквей (з т. к. они стояли парами, то всего храмов было 60), из них 10 являлись шатровыми.
Первые приходские церкви были закрыты в Костроме после Октябрьской революции уже в 20-е гг., их массовое закрытие произошло в 1929-1935 гг., отдельные храмы закрывались в 1940-е гг., так что к 1950-м гг. в городе осталось только три действовавшие церкви. С 1929 г. началось массовое разрушение храмов (6ольшая часть разбиралась для добычи кирпича и щебня, шедшего на новое строительство, в частности на сооружение льнокомбината им. И.Д.Зворыкина). В эти годы полностью разрушили 29 храмов, и около десяти разрушено частично, в результате чего облику Костромы был нанесён страшный ущерб. В 60-80-е гг. 20 в. кое-что из разрушенного было возрождено (важнейшим событием этого времени стало восстановление в середине, 1970-х гг. колокольни и главной церкви Спаса в рядах, вернувшее центру Костромы, часть его былой красоты).
Подлинное возрождение церквей Костромы началось в 1989 г., когда впервые за много десятилетий общине верующих возвратили один из городских храмов. С тех пор верующим был возвращен целый ряд старых костромских церквей, а на окраинах города строятся новые.
Часовни Костромы
Часовни в Костроме это малые церкви без алтаря. Обычно часовни, ставились в память о различных событиях, в память об упраздненных церквях и монастырях — ими отмечались святые места, они сооружались над могилами и т. д. В прошлом в Костроме существовало немало часовен. Долгое время их строили из дерева, в 17-19 вв. обычно возводили из камня. На начале 20 века в Костроме и ее окрестностях, позднее вошедших в черту города, было около десятка часовен, 6ольшую часть которых разрушили после Октябрьской революции. Наиболее, почитаемые часовни в Костроме являлись Александровская, поставленная в память убитого императоре Александра II, и две часовни на Святом озере — памятники бите костромичей с татарами в 13 в. и с поляками в 17 в.
Читайте также: