Школа 8 вида доклад

Обновлено: 30.06.2024

Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Умственно отсталым (с нарушениями интеллекта) называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Исходя из патогенеза, М. С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении с их подробной характеристикой (на этих характеристиках останавливаться долго, поэтому не затронем этот вопрос).

С учетом всех параметров выделяются группы учащихся, по-разному относящихся к учению:

- дети с положительным устойчиво продуктивным отношением;

- дети с неустойчиво продуктивным отношением;

- дети с малопродуктивным отношением;

- дети с индифферентным отношением.

Они все сидят в одном классе, к ним нужен необходимый подход с учётом всех их данных и возможностей, учителю надо знать специфику обучения глубже.

Помимо привития умственно отсталым детям навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.

Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ.

Все учебные предметы в коррекционном учреждении группируются в два блока: образовательный блок и коррекционно-развивающий. Базисный план включает в себя общеобразовательные предметы: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.

Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида эффективна только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем:

Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы - сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах.

В коррекционной школе используются те же принципы обучения, которые практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. (Здесь перечисляются 10 принципов с характеристикой для обучения в коррекционной школе).

В коррекционной школе восьмого вида объем общеобразовательных предметов меньше, чем в обычной общеобразовательной школе. Программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, даётся значительно меньше специальных терминов.

Наполняемость классов не более 12 человек.

Подготовка урока в школе VIII вида - ответственный и кропотливый труд.

Готовиться необходимо к каждому уроку, сколько времени на это уйдет, зависит от опыта и мастерства педагога.

Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока. Существует много классификаций типологий уроков. Помимо традиционных (стандартных) типов уроков существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. Большинство из них не подходит для коррекционных школ. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозировка времени связана с психофизическими и интеллектуальными особенностями учащихся.

Готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие.

коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения. ;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение. ;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом). ;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) . ;

коррекция и развитие зрительных восприятий. ;

развитие слухового восприятия. ;

коррекция и развитие тактильного восприятия. ;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений). ;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления). ;

Продолжительность урока 40- 45 минут, а для 1 классов 30-35 минут. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физкультминуток (начальные классы - 2 физкультминутки, старшие классы - 1 физкультминутка);

- соответствие мебели возрасту детей;

- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

В течение урока учитель должен охватить каждого ученика в нескольких видах заданий, к каждому необходим индивидуальный подход, иначе ленивый может просидеть пассивно, слабый не освоит материала, и по отношению ко всем требуется ступенчатое повторение и закрепление материала. Учитель должен знать каждого ребёнка, фазы работоспособности каждого ученика.

Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.

Как и учитель массовой школы, учитель коррекционной школы должен хорошо знать и представлять, какой тип урока наиболее эффективен для контингента. Должен знать, на каком этапе урока акцентировать внимание определённых учеников, какой этап повторить на следующем уроке.

Подробно стоит акцентировать внимание на некоторых этапах и моментах урока, присущих для коррекционной школы.

При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

На этапе объяснения нового материала необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения. Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый - замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Хотя дети являются обучающимися коррекционных учреждений, но требования в системе образования к педагогу столько же серьёзные, как и в массовых общеобразовательных школах. От правильно организованного педагогического процесса, как и от воспитательного процесса, зависит интеграция особого ребёнка в общество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционные учреждения VIII вида создаются для обучения детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Умственно отсталым (с нарушениями интеллекта) называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Исходя из патогенеза, М. С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении с их подробной характеристикой (на этих характеристиках останавливаться долго, поэтому не затронем этот вопрос).

С учетом всех параметров выделяются группы учащихся, по-разному относящихся к учению:

- дети с положительным устойчиво продуктивным отношением;

- дети с неустойчиво продуктивным отношением;

- дети с малопродуктивным отношением;

- дети с индифферентным отношением.

Они все сидят в одном классе, к ним нужен необходимый подход с учётом всех их данных и возможностей, учителю надо знать специфику обучения глубже.

Помимо привития умственно отсталым детям навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.

Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ.

Все учебные предметы в коррекционном учреждении группируются в два блока: образовательный блок и коррекционно-развивающий. Базисный план включает в себя общеобразовательные предметы: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психомоторики и сенсомоторных функций.

Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида эффективна только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем:

Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных (коррекционных) школах.

В коррекционной школе используются те же принципы обучения, которые практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с умственным недоразвитием вносит в них свои коррективы. (Здесь перечисляются 10 принципов с характеристикой для обучения в коррекционной школе).

В коррекционной школе восьмого вида объем общеобразовательных предметов меньше, чем в обычной общеобразовательной школе. Программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала. Получаемые детьми сведения значительно меньше в объеме, ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, даётся значительно меньше специальных терминов.

Наполняемость классов не более 12 человек.

Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд.

Готовиться необходимо к каждому уроку, сколько времени на это уйдет, зависит от опыта и мастерства педагога.

Готовясь к уроку, зная тему урока, учитель определяется с типом урока. Существует много классификаций типологий уроков. Помимо традиционных (стандартных) типов уроков существует более 30 видов различных нетрадиционных форм проведения урока: урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция и т.п. Большинство из них не подходит для коррекционных школ. Ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозировка времени связана с психофизическими и интеллектуальными особенностями учащихся.

Готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие.

Суть коррекционно-развивающих задач такова:

коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения. ;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение. ;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом). ;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) . ;

коррекция и развитие зрительных восприятий. ;

развитие слухового восприятия. ;

коррекция и развитие тактильного восприятия. ;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений). ;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления). ;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

Продолжительность урока 40- 45 минут, а для 1 классов 30-35 минут. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физкультминуток (начальные классы – 2 физкультминутки, старшие классы – 1 физкультминутка);

- соответствие мебели возрасту детей;

- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

В течение урока учитель должен охватить каждого ученика в нескольких видах заданий, к каждому необходим индивидуальный подход, иначе ленивый может просидеть пассивно, слабый не освоит материала, и по отношению ко всем требуется ступенчатое повторение и закрепление материала. Учитель должен знать каждого ребёнка, фазы работоспособности каждого ученика.

Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений.

Как и учитель массовой школы, учитель коррекционной школы должен хорошо знать и представлять, какой тип урока наиболее эффективен для контингента. Должен знать, на каком этапе урока акцентировать внимание определённых учеников, какой этап повторить на следующем уроке.

Подробно стоит акцентировать внимание на некоторых этапах и моментах урока, присущих для коррекционной школы.

При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

На этапе объяснения нового материала необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения. Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Хотя дети являются обучающимися коррекционных учреждений, но требования в системе образования к педагогу столько же серьёзные, как и в массовых общеобразовательных школах. От правильно организованного педагогического процесса, как и от воспитательного процесса, зависит интеграция особого ребёнка в общество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, её сознания. Для ребенка со слаборазвитым интеллектом деятельность имеет очень важное значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.

Подготовил Шагдуржапов А.Д.

Общая характеристика деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.

В связи с недоразвитием психики и слабо развитым интеллектом ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности обучающего специальной коррекционной школы VIII вида.

Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, её сознания. Для ребенка со слаборазвитым интеллектом деятельность имеет очень важное значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.

Вся деятельность ребенка со слаборазвитым интеллектом глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для школьника со слабо развитым интеллектом характерна слабость ориентировки, неумение его анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для выполнения задания. Он не уверен в своих силах при встречающихся трудностях, постоянно отключается от поставленной задачи, цели, подменяет её другой, более легкой и доступной. Часто это соскальзывание вызвано случайными ассоциациями, отсутствием настойчивости при выполнении задания, отвлекаемость и т.п. Дети со слабо развитым интеллектом некритически относятся к результатам своей деятельности. Они не соотносят их с поставленной задачей.

Внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлено на процессуальную сторону, а не на получение результата, в котором выражены суть действия, качество его выполнения. Испытывая затруднения в актуализации прошлого опыта, дети зачастую не используют его вовсе при решении новой задачи, или наоборот, в готовом виде переносят отдельные элементы прошлого опыта на решаемую в данный момент задачу.

Правила приема деятельности обучающихся нередко усваивают механически – не применяют их там где следует, и наоборот, используют в тех случаях, где это не нужно. Ограниченные познавательные возможности, неумение использовать прошлый опыт, узкий круг потребностей и интересов, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят к тому, что ребенок более склонен к близкой мотивации своей деятельности нередко руководствуется не объективными данными задачи, стремлением удовлетворить требования учителя, родителей и т.п. В связи с этим дети нередко выполняют задание без интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и отчасти в средних классах специальной (коррекционной) школы довольно затруднена.

Для детей со слабо развитым интеллектом характерна склонность к автоматическим стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему интеллектуальных усилий, самостоятельности и активности. Недостатки таких детей связаны с недоразвитием не только его психики, но и моторики.

Основными видами деятельности для таких детей, как и нормальных детей, являются игра, учение, труд.

Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики обучающегося. Особенности деятельности наиболее выпукло выступают в его труде: весьма заметно снижение интеллектуальной стороны труда, что является прямым следствием основного дефекта обучающего специальной (коррекционной) школы VIII вида. Это значительно ограничивает возможность привить творческое отношение к труду, помочь ребенку овладеть навыками конструкторского и организаторского труда.

По этой же причине обучающемуся специальной (коррекционной) школы недоступны различные виды квалифицированного труда, требующие высокого уровня интеллектуального развития, овладение сложными механизмами. В то же время обучающиеся успешно овладеваю такими видами труда, которые состоят из несложных операций и доступных приемов.

Недостаток интеллекта мешает ученикам школы выработать сознательность трудовых навыков и умений. Для выработки навыка со слаборазвитым интеллектом ребенку нужно значительно больше упражнений, чем нормальному. В то же время усвоенный учеником навык носит довольно устойчивый характер. Ученик специальной (коррекционной) школы часто не может установить связь между выполняемыми им отдельными операциями и всем процессом изготовления изделий, между целью труда и его результатом. Труд содержит богатые коррекционные возможности.

Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают обучающемуся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи.

Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к выполняемой работе, активность, формирует более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.

Задания, требующие решения мыслительных задач, повышают интерес к учению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей. В процессе выполнения трудового задания обучающиеся практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ребенку овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия.

У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности.

На уроках труда обучающийся практически усваивает приемы измерения, взвешивания, распознавания форм и величины, цвета др.качества обрабатываемого материала. Таким образом, у него появляется возможность применить знания, полученные на уроках, тогда же дети осознают необходимость и важность этих теоретических знаний. При соответствующей организации труда у школьников воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, вырабатываются навыки совместной организованной работы.

Доклад

Обучение детей ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта.

Дети, обучающиеся в нашем интернате, совершенно разные и по личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию: это и сироты, и дети-инвалиды с разными, порой сложными дефектами в развитии.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.

Важное место в интернате придается трудовому обучению. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Поэтому в интернате разработаны программы социально-педагогической деятельности, включающие в себя несколько методик.

В нашей работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов, приёмов в обучении, воспитании и адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

Педагоги школы - интерната широко используют разнообразные формы коррекционной работы.

Дети совместно со взрослыми посеяли семена пшеницы и ржи в ящики с землей. Затем наблюдали за их ростом и записывали свои наблюдения. Чтобы лучше узнать процесс изготовления хлеба, они замесили тесто и испекли вкусные булочки.

Такая работа помогает сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, позволяет расширить познавательную активность. Она позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребёнок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Хочется отметить, что работа в проекте доставила детям большое удовольствие. Они остались довольны результатами своего труда. Каждый раз, садясь за стол, ребёнок будет помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.

Таким образом, тесное взаимодействие педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, со школьным психологом, врачом, администрацией и внешкольными учреждениями, родителями- наш залог эффективной работы по социальной реабилитации детей с ОВЗ.

В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и наш опыт работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:

-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.

Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в школе-интернате при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников и их родителей в жизни ДОУ и социума дают право говорить об эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодняя елка, День 8 марта, Всемирный День ребёнка, День семьи, День матери, Парад военных профессий и т. д

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

1) комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;

2) взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);

3) использовании программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.

Читайте также: