Доклад гистология как наука цели и задачи
Обновлено: 02.07.2024
В течение длительного времени гистология не была самостоятельной наукой – она входила в состав анатомии только в начале XIX века в связи с развитием микроскопической техники и усовершенствованием оптических систем микроскопа гистология приобрела самостоятельные цели и средства исследования.
В истории развития гистологии можно выделить три основных периода: домикроскопический, микроскопический и современный.
Содержание работы
Введение;
Домикроскопический период;
Микроскопический период;
Современный этап развития гистологии;
Заключение:
Список использованной литературы;
Оценочный лист.
Файлы: 1 файл
срс1гисто.docx
- Введение;
- Домикроскопический период;
- Микроскопический период;
- Современный этап развития гистологии;
- Заключение:
- Список использованной литературы;
- Оценочный лист.
В течение длительного времени гистология не была самостоятельной наукой – она входила в состав анатомии только в начале XIX века в связи с развитием микроскопической техники и усовершенствованием оптических систем микроскопа гистология приобрела самостоятельные цели и средства исследования.
В истории развития гистологии можно выделить три основных периода: домикроскопический, микроскопический и современный.
Домикроскопический период (с начала V в. до н. э. и по 1665 г.) связан с именами Аристотеля, Галена, Везалия и других великих ученых того времени. Данный период развития гистологии характеризуется попытками выделения в организмах животных и человека неоднородных тканей с использованием методов анатомического препарирования.
Я. Пуркинье описал наличие в животных клетках цитоплазмы и ядра, а несколько позже Р. Браун обнаружил ядро в растительных клетках. Ботаник М. Шлейден занимался исследованием происхождения клеток – цитокинезисом. В результате своих исследований Т. Шванн сформулировал клеточную теорию:
1) все растительные и животные организмы состоят из клеток;
2) все клетки развиваются по общему принципу – из цитобластомы;
3) каждая клетка обладает самостоятельной жизнедеятельностью, а жизнедеятельность организма является суммой деятельности клеток.
Р. Вирхов в 1858 г. уточнил, что развитие клеток осуществляется путем деления исходной клетки. Разработанная Т. Шванном теория актуальна до настоящего времени.
Современные положения клеточной теории:
1) клетка является наименьшей единицей живого;
2) клетки животных организмов сходны по своему строению;
3) размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;
4) многоклеточные организмы представляют собой сложные ассоциации клеток и их производных, объединенные в системы тканей и органов и связанные между собой клеточными, гуморальными и нервными механизмами регуляции.
Дальнейшее совершенствование микроскопов позволило выявить в клетках более мелкие структуры:
1) пластинчатый комплекс (К. Гольджи – 1897 г.);
2) митохондрии (Э ван Бенда – 1897 г.);
3) центриоли ( Т. Бовери – 1895 г.);
4) эндоплазматическую сеть (К. Портер – 1945 г.);
5) лизосомы (К. Дюв – 1949 г.).
Были описаны механизмы деления растительных (И. Д. Чистяков, 1874 г.) и животных клеток (П. И. Перемежко, 1978 г.).
Современный этап развития гистологии.
Современный этап развития гистологии начался с 1950 г., когда впервые электронный микроскоп был применен для изучения биологических объектов. Однако для современного этапа развития гистологии характерно внедрение не только электронной микроскопии, но и других методов: цито– и гистохимии, гисторадиографии и т. д. При этом обычно используется комплекс различных методов, позволяющих составить не только качественное представление об изучаемых структурах, но и получить тонкие количественные характеристики. Особенно широко в настоящее время применяются различные морфометрические методы, в том числе и автоматизированная обработка полученной информации с использованием персонального компьютера.
Гистологию в России развивали ученые медицинских факультетов российских вузов, где сформировались сильные гистологические школы:
1) Московская школа (А. И. Бабухин, И. Ф. Огнев). Основное направление деятельности – гистогенез мышечной и нервной ткани, гистофизиологические подходы к изучению органов чувств, особенно органа зрения;
2) Петербургская гистологическая школа при Медико- хирургической академии (К. Э. Бэр – эмбриолог, Н. М. Якубович, М. Д. Лавдовский – нейрогистолог и А. А. Максимов – автор унитарной теории кроветворения);
3) Петербургская гистологическая школа при университете (Ф. В. Овсянников – исследования органов чувств, А. С. Догель – нейрогистолог и др.);
4) Киевская гистологическая школа (П. И. Перемежко изучал деление клеток, развитие органов);
5) Казанская гистологическая школа – К. А. Арнштейн, А. С. Догель, А. Е. Смирнов, Т. А. Тимофеев, Б. И. Лаврентьев. Данная школа развивала нейрогистологическое направление.
Наиболее крупными учеными в области гистологии в России были А. А. Заварзин и Н. Г. Хлопин, занимавшиеся исследованием закономерностей развития тканей в филогенезе.
Современный, третий период развития гистологии, цитологии и эмбриологии характеризуется новым методическим уровнем исследований, широким использованием электронной микроскопии, метода замораживания – скалывания, электронно-микроскопической цитохимии и других методов.
Научно-технический прогресс, успехи развития методов исследования позволили дойти до макромолекулярного уровня организации клеток и неклеточных структур, уточнить представления о процессах дифференцировки, регенерации, передаче наследственности признаков и др. Благодаря этому созданы основы ультрамикроскопической цитологии и гистологии и разрабатываются проблемы молекулярной биологии.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ГИСТОЛОГИИ
Описание: Однако такое определение суживает объем этой науки поскольку гистология изучает не только ткани но и клетки и тонкое строение органов. Следует отметить что выше указанное деление гистологии на разделы искусственно поскольку клетки формируют ткани ткани входят в состав органов а органы формирую организм. Следовательно клетки ткани и органы части целого организма. Целостностью обладает только организм в его единстве с внешней средой а клетки ткани и органы имеют подчиненное значение.
Дата добавления: 2015-01-12
Размер файла: 8.01 KB
Работу скачали: 7 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ГИСТОЛОГИИ.
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
В связи с этим, гистологию принято делить на три раздела: цитологию, общую гистологию и частную гистологию (микроскопическую анатомию).
Как вы уже знаете, цитология это наука о клетке элементарной единице строения, функционирования и происхождения живой материи.
В задачу общей гистологии входит изучение строения, развития, функционирования и происхождения тканей.
Частная гистология это учение о микроскопическом и ультромикроскопическом строении органов.
Следует отметить, что выше указанное деление гистологии на разделы искусственно, поскольку клетки формируют ткани, ткани входят в состав органов, а органы формирую организм.
Следовательно, клетки, ткани и органы части целого организма. Целостностью обладает только организм в его единстве с внешней средой, а клетки, ткани и органы имеют подчиненное значение. Тем не менее с делением гистологии на разделы приходится мириться. Оно необходимо, в первую очередь, для удобства изложения материала. Кроме того, каждый из разделов призван решать определенный круг проблем.
Гистология не может развиваться без тесной связи с другими биологическими дисциплинами: анатомией, физиологией, генетикой, эмбриологией и т.д. Кроме того, гистология связана и с химией, физикой, поскольку в гистологических исследованиях все чаще применяются физико-химические методы исследования, различные химические вещества (фиксаторы, красители) и физические приборы (микроскопы, микротомы и т.д.).
Основным методом исследования гистологии является микроскопический, который заключается в специальной подготовке объектов и рассматривании их под микроскопом. Подготовка заключается в фиксации и окрашивании объекта тем или иным красителем и изготовлении тонких срезов с последующим изучением их в микроскопе. Изучать тонкое строение гистологических объектов можно и на живых препаратах. Однако изучение объекта в живом состоянии весьма затруднительно. Во-первых гистологические структуры в проходящем свете бесцветны и почти не различимы в микроскопе, во-вторых изучению их в микроскопе препятствуют большие размеры. Все это обусловливает необходимость исследования фиксированных объектов, т.е. мертвых клеток, обработанных разными веществами, которые сохраняют ее строение и химический состав. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, что указывает на необходимость применения их обоих, как дополняющих друг друга.
Современная техника открывает широкие возможности для исследования гистологических структур в живом виде. На живых объектах изучаются физические свойства и химический состав клеток. При помощи микроманипулятора можно проводить различные операции на клетках (удаление внутриклеточных структур, пересадка ядра из одной клетки в другую и т.д.)
В течение длительного времени гистология не была самостоятельной наукой она входила в состав анатомии только в начале 19 века в связи с развитием микроскопической техники и усовершенствованием оптических систем микроскопа гистология приобрела самостоятельные цели и средства исследования.
Появление гистологии как науки тесно связано с изобретением микроскопа. Однако первые микроскопы не были использованы для гистологических исследований, вследствие их незначительных увеличений объекта. В 1659 году английский физик Х. Гюйгенс сконструировал микроскоп, которым воспользовался его соотечественник Р. Гук. В 1665 году Р. Гук применил этот микроскоп для изучения тонкого строения пробки. В пробке он обнаружил отделенные друг от друга ячейки на подобие пчелиных сот, которые назвал клетками (от греческого kutos полость).
Естественно, что Гук не видел содержимое клетки (собственно клетку в современном понимании), поскольку он исследовал мертвую растительную ткань (опробковевшие оболочки растительных клеток), тем не менее этот термин сохранился по настоящее время. Исследования Гука положили начало микроскопическому изучению растений. Открытие клетки в растениях побудило интерес к изучению микроскопического строения органов животных. Однако здесь исследователи столкнулись со значительными трудностями. Во-первых, животные клетки мелкие по сравнению с растительными, во-вторых, в них отсутствуют плотные оболочки и они плохо отграничены друг от друга и в-третьих, они мягкие и из них труднее изготовить тонкие срезы. Поэтому необходимо было найти возможность уплотнения материала (фиксация), его окраски и изготовление тонких срезов.
Первые исследования над животными объектами произвел итальянский исследователь М. Мальпиги. В период с 1676 по 1719 гг. А.Левенгук открыл красные кровяные тельца, мужские половые клетки и некоторых простейших животных. Исследованиями Левенгука заинтересовался Петр I. Однако нет точных сведений о покупке микроскопа Петром I за границей. В России микроскопы начали изготавливаться с первой четверти 18 века. Однако они не были использованы для гистологических исследований. Они коллекционировались в кунсткамере. Первый усовершенствованный микроскоп был изготовлен русским механиком И.П.Кулибиным. Начало систематическому применению микроскопа в России было положено М.В.Ломоносовым, который применил его в химических исследованиях.
К микроскопическим исследованиям XVIII века следует отнести работы К.Ф.Вольфа, который исследуя развитие кишечника куриного зародыша, выступил против господствующих в то время метафизитических взглядов о развитии как росте уже готового организма, заложенного в половой клетке.
М.М. Тереховский изучая развитие инфузорий опроверг представление о зарождении их из пыли и грязи. Большой вклад в развитие гистологии внесли русские ученые А.М. Шумлянский (микроскопическое строение почек), Д.С.Самойлович (изучение чумной инфекции) и др.
В первой половине XIX века началось изучение внутреннего содержимого клетки (слизистого сока). В 1831 году в клетке обнаружено ядро (Р.Броун).
В 1839 году немецкий зоолог Т.Шванн используя исследования немеецкого ботаника М. Шлейдена сформулировал клеточную теорию, утверждающую всеобщность клеточного строения животных и растений.
Открытие клеточной теории было очень высоко оценено Ф.Энгельсом. Он причислил ее к трем великим открытиям 19 века. Клеточная теория была поставлена рядом с законом превращения энергии и эволюционным учением Ч.Дарвина.
Однако клеточная теория Шлейдена-Шванна имела ряд недостатков: клетка многоклеточных организмов считалась самостоятельной живой единицей, клетка рассматривалась абстрактно, вне связи с организмом, признавалось возможность возникновения клетки из неклеточного вещества и считалось, что без клетки нет жизни.
Идею об автономности клетки развивал немецкий патолог Р.Вирхов. Он объяснял, болезнь организма нарушениями в отдельных клетках. Этим было положено начало целлюлярной патологии, которая представляла организм как простую сумму клеток.
Идеи Вирхова проникли и в физиологию. Немецкий физиолог М. Ферворн является основателем целлюлярной физиологии. Идея которой состояла в том, что все физиологические явления в многоклеточном организме определяются процессами, которые происходят в отдельных клетках.
Такое механистическое представление о клетке вызывало отрицательное отношение к клеточной теории в целом.
Противники клеточной теории упускали из виду, что многоклеточные организмы представляют собой живое тело, находящееся в непрерывном развитии, где клетка имеет соподчиненное положение. Это свойство не позволяет рассматривать клетку как самостоятельную единицу.
Таким образом, развитие зарубежной гистологии в 19 и начале 20 века привело к механистическому представлению о клеточном строении организма.
Первыми гистологами в России были Н.М. Якубович и Ф.В. Овсянников. Работы этих ученных по микроскопическому строению мозга и нервов положили начало успешному развитию гистологии.
Дальнейшее развитие гистологии в России связано с именами А.И. Бабухина, К.А. Арнштейна, П.И. Перемежко, М.Д. Лавдовского и др.
Труды Бабухина по сравнительному изучению сетчатки глаза и развитию электрического органа у рыб сохранили свое значение и в настоящее время. Лавдовский вместе с Ф.В. Овсянниковым создали первое русское руководство по гистологии.
К.А. Арнштейн, предложив метод метиленовой сини, провел серию работ по изучению окончаний нервных волокон в различных тканях.
Следовательно, основанная вначале на описательном, сравнительном и отчасти на экспериментальном методах изучения, современная гистология широко использует эволюционный, экологический, генетический и возрастной методы исследования.
Гистология — это наука, изучающая закономерности развития, строения и функции тканей, а также межтканевые взаимодействия, в историческом и индивидуальном развитии человека и многоклеточных организмов. Объект гистологии — ткани — представляют собой филогенетически сложившиеся, топографически и функционально связанные клеточные системы и их производные, из которых образованы органы.
Как учебная дисциплина гистология включает несколько разделов: 1) цитологию — учение о клетке; 2) эмбриологию — науку о развитии зародыша, закономерностях закладки и образования тканей и органов; 3) общую гистологию — учение о развитии, структуре и функциях тканей; 4) частную гистологию, изучающую микроскопическое строение органов и систем органов.
Организмы человека и животных являются целостными биологическими системами, в которых условно можно выделить несколько взаимосвязанных, взаимодействующих и соподчиненных уровней организации — молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный. Каждый из этих уровней обладает известной автономностью и включает структурные единицы нижележащих уровней.
Организменный уровень — собственно организм — формируется как целостная биологическая система в процессе индивидуального развития, именуемого онтогенезом.
Органный уровень включает комплекс взаимодействующих тканей в процессе выполнения ими функций, свойственных данному конкретному органу или системе органов.
Тканевый уровень объединяет клетки и их производные. В состав тканей могут входить клетки различной генетической детерминации, однако основные свойства тканей определяются ведущими клетками.
Клеточный уровень представлен основной структурно-функциональной единицей ткани — клеткой и ее производными.
Субклеточный уровень включает структурно-функциональные компоненты (компартменты) клетки — плазмолемму, ядро, цитозоль, органеллы, включения и др.
Наконец, молекулярный уровень характеризуется молекулярным составом клеточных компонентов и механизмами их функционирования.
Представления об уровнях организации и взаимосвязях различных уровней позволяют рассматривать организм как целостную и в то же время сложную иерархически соподчиненную систему. Структурные компоненты различных уровней организации живого являются объектом изучения разных медико-биологических дисциплин. В последние годы большое развитие получил комплексный подход к изучению животных организмов с использованием всего арсенала методов и средств, которыми данные дисциплины располагают. Это позволило планировать и выполнять фундаментальные исследования и достигнуть высокого уровня знаний о структурно-функциональной организации живой материи, в том числе — организма человека.
Главное содержание гистологии как науки и учебной дисциплины составляют закономерности гистогенеза, морфофункциональной организации, реактивности и регенерации тканей, выявленные на основе изучения большого фактического материала. Наиболее важное место среди теоретических достижений гистологии занимают клеточная теория, теории зародышевых листков, эволюции тканей, гистогенеза и регенерации.
Актуальными задачами гистологии являются:
- разработка общей теории гистологии, отражающей эволюционную динамику тканей и закономерности эмбрионального и постнатального гистогенеза;
- изучение гистогенеза как комплекса координированных во времени и пространстве процессов пролиферации, дифференциации, детерминации, интеграции, адаптивной изменчивости, программированной гибели клеток и др.;
- выяснение механизмов гомеостаза и тканевой регуляции (нервной, эндокринной, иммунной), а также возрастной динамики тканей;
- изучение закономерностей реактивности и адаптивной изменчивости клеток и тканей при действии неблагоприятных экологических факторов и в экстремальных условиях функционирования и развития, а также при трансплантации;
- разработка проблемы регенерации тканей после повреждающих воздействий и методов тканевой заместительной терапии;
- раскрытие механизмов молекулярно-генетической регуляции клеточной диф-ференцировки, наследования генетического дефекта развития систем человека, разработка методов генной терапии и трансплантации стволовых эмбриональных клеток;
- выяснение процессов эмбрионального развития человека, критических периодов развития, воспроизводства и причин бесплодия.
Изучение гистологии в медицинских вузах должно формировать у будущих врачей представление об уровнях структурно-функциональной организации организма человека, их взаимосвязи и преемственности. Глубокие знания структуры и функции организма человека на всех уровнях его организации крайне необходимы современному врачу, поскольку только на их основе возможно проведение квалифицированного анализа этиопатогенеза заболеваний и назначение патогенетически обоснованной терапии. Для медицины будущего, которая должна стать профилактической, знания о структурных основах и закономерностях обеспечения устойчивости и надежности живых систем (в том числе — тканей) особенно важны, поскольку прогрессивное развитие цивилизации неизбежно влечет за собой появление новых факторов, неблагоприятно воздействующих на животные организмы, в том числе и человека.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Гистология - наука о микроскопическом и субмикроскопическом строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов, их формирование, строение, функции и взаимодействие.
Следовательно, гистология изучает один из уровней организации живой материи тканевой. Различают следующие иерархические уровни организации живой материи:
· структурно-функциональные единицы органов;
Основоположником гистологии считают французского анатома Биша, который, используя усовершенствованные методы анатомической препаровки и мацерирования различных органов человека, еще в 1801 году предложил первую классификацию тканей. В настоящее время гистология вместе с другими фундаментальными медико-биологическими науками, изучает закономерности структурной организации живой материи.
Разделы гистологии
Гистология, как учебная дисциплина, включает в себя следующие разделы: цитологию, эмбриологию, общую гистологию (изучает строение и функции тканей), частную гистологию (изучает микроскопическое строение органов).
Цитология— раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Эмбриология- наука, изучающая развитие организма на самых ранних стадиях, предшествующих метаморфозу, вылуплению или рождению.
Основная задача гистологии состоит в изучении строения клеток, тканей, органов, установления связей между различными явлениями, установление общих закономерностей.
Гистология, как и анатомия, относится к морфологическим наукам, главной задачей которых является изучение структур живых систем. В отличие от анатомии, гистология изучает строение живой материи на микроскопическом и электронно-микроскопическом уровне. При этом, изучение строения различных структурных элементов проводится в настоящее время с учетом выполняемых ими функций. Такой подход к изучению структур живой материи называется гистофизиологическим, а гистология нередко именуется как гистофизиология. Кроме того, при изучении живой материи на клеточном, тканевом и органном уровнях рассматривается не только форма, размеры и расположение интересующих структур, но методом цито- и гистохимии нередко определяется и состав веществ, образующих эти структуры. Наконец, изучаемые структуры обычно рассматриваются с учетом их развития, как во внутриутробном (эмбриональном) периоде, так и на протяжении постэмбрионального онтогенеза. Именно с этим связана необходимость включения эмбриологии в курс гистологии.
Гистология, как любая наука, имеет свои объекты и методы их изучения. Непосредственными объектами изучения являются клетки, фрагменты тканей и органов, особым способом приготовленные для изучения их под микроскопом.
Объекты исследования подразделяются на:
· живые (клетки в капле крови, клетки в культуре и другие);
· мертвые или фиксированные, которые могут быть взяты как от живого организма (биопсия), так и от трупов.
В любом случае после взятия кусочков они подвергаются действию фиксирующих растворов или замораживанию. И в научных, и в учебных целях используются фиксированные объекты. Приготовленные определенным способом препараты, используемые для изучения под микроскопом, называются гистологическими препаратами.
Гистологический препарат может быть в виде:
· тонкого окрашенного среза органа или ткани;
· мазка на стекле;
· отпечатка на стекле с разлома органа;
· тонкого пленочного препарата.
Гистологический препарат любой формы должен отвечать следующим требованиям:
· сохранять прижизненное состояние структур;
· быть достаточно тонким и прозрачным для изучения его под микроскопом в проходящем свете;
· быть контрастным, то есть изучаемые структуры должны под микроскопом четко определяться;
· препараты для световой микроскопии должны долго сохраняться и использоваться для повторного изучения.
Эти требования достигаются при приготовлении препарата.
История развития гистологии как науки
В истории развития гистологии можно выделить три основных периода: домикроскопический, микроскопический и современный.
Домикроскопический период (с начала V в. до н. э. и по 1665 г.) связан с именами Аристотеля, Галена, Везалия и других великих ученых того времени. Данный период развития гистологии характеризуется попытками выделения в организмах животных и человека неоднородных тканей с использованием методов анатомического препарирования.
Я. Пуркинье описал наличие в животных клетках цитоплазмы и ядра, а несколько позже Р. Браун обнаружил ядро в растительных клетках. Ботаник М. Шлейден занимался исследованием происхождения клеток – цитокинезисом. В результате своих исследований Т. Шванн сформулировал клеточную теорию:
1. все растительные и животные организмы состоят из клеток;
2. все клетки развиваются по общему принципу – из цитобластомы;
3. каждая клетка обладает самостоятельной жизнедеятельностью, а жизнедеятельность организма является суммой деятельности клеток.
Р. Вирхов в 1858 г. уточнил, что развитие клеток осуществляется путем деления исходной клетки. Разработанная Т. Шванном теория актуальна до настоящего времени.
Современные положения клеточной теории:
1. клетка является наименьшей единицей живого;
2. клетки животных организмов сходны по своему строению;
3. размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;
4. многоклеточные организмы представляют собой сложные ассоциации клеток и их производных, объединенные в системы тканей и органов и связанные между собой клеточными, гуморальными и нервными механизмами регуляции.
Дальнейшее совершенствование микроскопов позволило выявить в клетках более мелкие структуры:
1. пластинчатый комплекс (К. Гольджи – 1897 г.);
2. митохондрии (Э ван Бенда – 1897 г.);
3. центриоли ( Т. Бовери – 1895 г.);
4. эндоплазматическую сеть (К. Портер – 1945 г.);
5. лизосомы (К. Дюв – 1949 г.).
Были описаны механизмы деления растительных (И. Д. Чистяков, 1874 г.) и животных клеток (П. И. Перемежко, 1978 г.).
Современный этап развития гистологии начался с 1950 г., когда впервые электронный микроскоп был применен для изучения биологических объектов. Однако для современного этапа развития гистологии характерно внедрение не только электронной микроскопии, но и других методов: цито– и гистохимии, гисторадиографии и т. д. При этом обычно используется комплекс различных методов, позволяющих составить не только качественное представление об изучаемых структурах, но и получить тонкие количественные характеристики. Особенно широко в настоящее время применяются различные морфометрические методы, в том числе и автоматизированная обработка полученной информации с использованием персонального компьютера.
Гистологию в России развивали ученые медицинских факультетов российских вузов, где сформировались сильные гистологические школы:
1. Московская школа (А. И. Бабухин, И. Ф. Огнев). Основное направление деятельности – гистогенез мышечной и нервной ткани, гистофизиологические подходы к изучению органов чувств, особенно органа зрения;
2. Петербургская гистологическая школа при Медико-хирургической академии (К. Э. Бэр – эмбриолог, Н. М. Якубович, М. Д. Лавдовский – нейрогистолог и А. А. Максимов – автор унитарной теории кроветворения);
3. Петербургская гистологическая школа при университете (Ф. В. Овсянников – исследования органов чувств, А. С. Догель – нейрогистолог и др.);
4. Киевская гистологическая школа (П. И. Перемежко изучал деление клеток, развитие органов);
5. Казанская гистологическая школа – К. А. Арнштейн, А. С. Догель, А. Е. Смирнов, Т. А. Тимофеев, Б. И. Лаврентьев. Данная школа развивала нейрогистологическое направление.
Наиболее крупными учеными в области гистологии в России были А. А. Заварзин и Н. Г. Хлопин, занимавшиеся исследованием закономерностей развития тканей в филогенезе.
Гистология тесно связана с другими науками, прежде всего с медицинскими и биологическими: анатомией, физиологией, биохимией, биофизикой, генетикой и др. Знание нормального строение и функции всех частей тела человека на органном, тканевом, клеточном и субклеточном уровнях необходимы для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека. На этом фундаменте строится преподавание патологической анатомии и патфизиологии – дисциплин, непосредственно связанных с клиникой. Данные гистологии широко используются в клинических дисциплинах, где наряду с клиническими методами исследования, заслуженное признание получили методы морфологического анализа – изучение клеток крови, красного костного мозга, пунктатов и биоптатов печени, селезенки и других органов.
Концепция ткани сыграла важнейшую роль в развитии эмбриологии. После установления происхождения разных тканей в процессе эмбриогенеза стало проще прослеживать их дальнейший рост, приводящий к образованию органов. Также выяснилось, что различия между опухолями обусловлены их происхождением из разных тканей. Микроскопическое исследование патологически измененных тканей выделилось в самостоятельную науку – патогистологию.
Гистология тесно связана с физиологией. Изучать микростроение клеток необходимо для того, чтобы определить их функции.
В настоящее время исследования клеток и тканей ведутся на субклеточном и молекулярном уровне с применением биохимических методов, методов молекулярной биологии генной инженерии, иммунологии.
Известно, что в иммунных реакциях участвуют клетки различных типов, показана их различная функция в организме и место их дифференцировки, их участие в борьбе с болезнетворными микроорганизмами.
Изучение гистологии включает теоретическую подготовку (лекции, изучение материалов по учебникам и научной литературе) и ознакомление с микроскопическими препаратами и прижизненными наблюдениями живых объектов.
Изучение гистологии имеет значение для решения вопросов медицины, ветеринарии, зоологии, физиологии, сельского хозяйства.
Для изучения клеток и тканей под микроскопом изготавливают гистологические препараты. Основными методами исследования гистологических объектов являются световая и электронная микроскопия, которые широко используются в клинической и экспериментальной практике.
Светооптические микроскопы. Основная оптическая часть микроскопа состоит из объектива и окуляра. Объектив является наиболее ответственной оптической системой, дающей увеличенное изображение предмета. Окуляр – оптическая система, которая служит в качестве лупы при визуальном наблюдении увеличенного изображения предмета, даваемого объективом. Окуляр обычно увеличивает изображение в 5 – 25 раз.
Электронная микроскопия. Электронные микроскопы обладают высокой разрешающей способностью. Другими словами, в электронном микроскопе теоретически возможно повышение разрешающей способности и соответственно увеличение изображения в 150000 раз больше по сравнению со световым микроскопом. Наиболее часто в морфологических исследованиях используются просвечивающие электронные микроскопы, позволяющие получить плоскостное изображение изучаемого объекта. В последние годы активно применяются растровые (сканирующие) электронные микроскопы, способные создавать трехмерные изображение, т.е. получать пространственное изображение структур.
Изучение организма на тканевом и клеточном уровнях требует приготовления гистологических препаратов и их рассмотрения под микроскопом. Цель приготовления гистологического препарата заключается в том, чтобы путем обработки привести исследуемый материал в удобное для изучения под микроскопом состояние, сделать его прозрачным и контрастным.
Чтобы сделать препарат контрастнее и получить возможность хорошо различать отдельные его детали, объект подвергают окрашиванию. При этом пользуются тем, что разные структуры тканей и клеток по-разному реагируют на тот или иной краситель.
Изготовление постоянных препаратов требует довольно большой затраты труден времени, такие препараты можно использовать в течение многих лет. Препараты готовят из небольших целых объектов (тотальные препараты) или срезов; при всех условиях объект или срез должен быть тонким и прозрачным, иначе невозможно его изучение под микроскопом. Изготовление препарата состоит из нескольких этапов.
Вопросы этики.
В настоящее время проблемы этики и деонтологии, включая вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания медицинских работников.
Деонтологию в работе клинической лаборатории определяют как науку о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека. Эта наука о взаимоотношениях между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и социальными учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.
В комплексном обследовании пациента лабораторные методы исследования углубляют данные объективного осмотра и помогают расшифровать и понять сущность субъективных проявлений болезни. Вспомогательные лабораторные методы исследования имеют очень важное значение для ранней диагностики и диагностики заболеваний, протекающих бессимптомно. Таким образом, роль лаборатории в обеспечении медицинской помощи пациентам исключительно велика, от качества их работы зависит не только успех лечебно-диагностического процесса.
Для будущего медицинского работника строгое соблюдение этических норм должно стать неукоснительным правилом его жизни и поведения в семье, на улице, в общественных местах. Это поможет ему почти автоматически, без особых усилий выполнять их повседневно в профессиональной медицинской деятельности.
Деонтология в лабораторной работе включает следующие аспекты:
· взаимоотношения фельдшера-лаборанта и врача-клинициста;
· взаимоотношения специалиста с пациентом;
· взаимоотношения между коллегами;
· соблюдение соответствующей дисциплины с целью предупреждения ятрогенных заболеваний;
· предупреждение ошибок в лабораторной работе и др.
Производственная работа врача клинической лабораторной диагностики включает следующие этапы:
· взятие или прием материала от больного для анализа;
· исследование этого материала;
· заключение по результатам исследования;
· выдача результатов анализа.
Значительное количество врачей КЛД постоянно или периодически связаны непосредственно с пациентом. В данном контексте особое значение приобретает первая встреча с пациентом, результат которой зависит от взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом. Пациенты нуждаются в проявлении должного внимания и чувства сострадания со стороны персонала лаборатории. Открывая дверь лаборатории, пациент должен видеть приветливый взгляд и слышать доброжелательные слова. К сожалению, бывают случаи, когда даже слова приветствия (”Здравствуйте”, “Добрый день”) остаются без ответа со стороны персонала. Иногда остаются без внимания и слова благодарности, сказанные пациентом.
Прямой вред наносят пациентам неприветливое, недоброжелательное, официальное, сухое обращение сотрудников лаборатории с проявлением раздражительности, нетерпеливости, обидчивости, антипатии, спешки, забывчивости, панибратства, своего превосходства, а также их громкие профессиональные разговоры, особенно возгласы, неделовая обстановка, перебранки и споры, замечания старших о недобросовестном отношении к своим обязанностям младших.
2. Гистология под ред. Э.Г.Улугбекова и Ю.А.Челышева М., 1997.
3. Гистология под ред. В.Г.Елисеева М., 1972.
4. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии, Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л., 2010.
Читайте также: