Доклад генезис отношения к природе у детей дошкольного возраста

Обновлено: 08.07.2024

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики.

Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости".

Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между "человеческим" и "не-человеческим".

Поскольку все природное включается дошкольником в сферу "человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере "человеческого" вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности:

Почему у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник.

Зачем ты ломаешь кусты? А их здесь много!

Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит "субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей самоценности.

Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм (от лат. arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей.

Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба звездочку и т.д. "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама, еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз".

Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: "А что мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам", "Солнце существует для того, чтобы я мог загорать" и т.д. Ярким выражением типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой детьми серии мультфильмов про Виннипуха: "Зачем существует дерево? Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел".

Вообще, наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника "зачем". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и А.Р.Лурия .

Алик, 5 лет 5 месяцев.

Вечером через окно увидел Юпитер.

- Мама, а зачем существует Юпитер?

Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.

-Ну, зачем же существует Юпитер?

Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:

-А мы с тобой зачем существуем?

На это получила мгновенный и уверенный ответ:

-Ну, и Юпитер тоже для себя.

Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:

-И муравьи, и клопы, и комары, и крапива тоже для себя?

И он радостно засмеялся.

Юпитер не может существовать "просто так": это разрушает сложившийся образ мира. Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным, дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя".

Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.

В какой же сфере в наибольшей степени проявляется отношение к природе у дошкольников, какой компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический или поступочный у них преобладает?

Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т.д. . Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.

С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и проявляется субъективное отношение к природе у дошкольников. Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых, с которыми они взаимодействуют, например, воспитателей в детском саду. Если первая реакция воспитательницы, увидевшей бабочку: "Ах, какая прелесть!" (перцептивно-аффективный компонент), то первая реакция дошкольника поймать ее и потрогать, узнать, "какая она на ощупь" и т.д. (когнитивный компонент).

Иногда познавательная активность дошкольника носит слишком "исследовательский" характер: в этом случае он может стереть пыльцу с крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет". Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным объектам объясняется тем, что дошкольники, как уже говорилось, просто не относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности.

В сущности, воспитатели навязывают детям свой собственный, свойственный взрослым, тип отношения к природе, в котором преобладает перцептивно-аффективный компонент.

Это ярко проявляется в таких явно "скопированных" со взрослых ответах дошкольников на вопрос, почему они любят природу: "Нравится любоваться природой", "Природа украшает нашу жизнь" и т.п. С трудом можно представить дошкольника, который идет по лесу и "любуется природой", если, конечно, рядом нет взрослого, который подскажет, что природой нужно любоваться.

Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже, практически только к юношескому возрасту. В то же время, неразвитость перцептивно-аффективного компонента у дошкольников вовсе не означает низкого уровня такого параметра отношения как эмоциональность. Именно поэтому часто считается, что отношение к природе у дошкольников носит эмоциональный характер. Но оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не "эмоционально" по своей направленности.

Практический компонент интенсивности отношения к природе у дошкольников также сформирован достаточно низко. Их стремление к практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке, он просто реагирует на поступающие от нее специфические стимулы. Кроме того, из-за отсутствия технологической вооруженности, т.е. наличия соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут реализовать практический компонент отношения.

В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: "не рвать", "не сорить", "не ломать". Действенность таких запретов весьма относительна. Если человеку дается инструкция: "Ни в коем случае не представляйте яблоко" он просто не может не представить это яблоко.

Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Следует подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.

Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.

Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.

Для формирования гуманного отношения к природе необходимо, чтобы ребенок овладел системой экологических знаний, основанных на естественно-научных идеях: единстве живого и неживого; приспособленности живого организма к среде; многообразии и изменчивости природы; видении человека и природы как единого целого.

Гуманное, осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой природы воспитывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые составляют его непосредственное окружение.

Формирование гуманного отношения к природе должно осуществляться во всех видах детской деятельности: бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной и др.

Эффективность сформированного нравственно-ориентированного поведения в природе определяется его прочностью и гибкостью, то есть способностью проявить его не только в привычных условиях взаимодействия со знакомыми объектами, но осуществлять перенос на другие объекты, требующие заботы.

Совместная согласованная деятельность всех участников педагогического процесса способствует созданию благоприятных условий для развития у дошкольников заботливого отношения к миру окружающей природы.

Наша работа с дошкольниками направлена на развитие мотивационной сферы ребенка; обогащение и активизацию эмоционально-положительных переживаний в процессе взаимодействия с животными и растениями; усвоение детьми природоведческих и нравственных представлений; овладение нормами и правилами экологически целесообразного поведения; формирование умений и навыков гуманного отношения к природному окружению.

Воспитание у детей эмоционально-нравственного отношения к природному миру, навыков и привычек заботливого поведения - одна из задач нашей работы. Решение этой задачи помогало осуществлять развитие у детей познавательного интереса к природе; формирование экологических знаний об особенностях строения, поведения, приспособления к среде обитания живых организмов, представлений о нормах и правилах взаимодействия с природными объектами; развитие нравственно-мотивированной деятельности дошкольников в природе. Для решения данной задачи потребовалось обогатить природную среду в группе; обеспечить постоянный, непосредственный контакт детей с объектами уголка природы; организовать систематическую трудовую деятельность. Экологическое воспитание должно было сформировать у дошкольников представления о том, что означает заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе, какие чувства нужны ребенку, чтобы он мог проявить заботу.

Педагогический процесс выстраивался в соответствии с принципами чувственного познания, эмоциогенности, систематичности и последовательности, индивидуализации при организации детской деятельности.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключалась в том, что формирование заботливого отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах деятельности детей — бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, это позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями ближайшего природного окружения.

Важной задачей воспитательно-образовательного процесса являлось накопление детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой, поддержание интереса и развитие мотивации. Для этого в живой уголок вносились новые животные и растения (рыбки, попугай, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, монстера), за которыми дети вели наблюдения по собственной инициативе и по заданию воспитателя. В процессе такой работы ребята учились определять состояние живого объекта, обнаруживать причину неблагополучия и устранять ее.

Помимо непосредственного контакта детей с объектами живой природы использовались специальные игры, игровые упражнения, природоведческая литература, живопись. Эти средства вызывали у детей яркие эмоциональные переживания, побуждали их к проявлению заботы (действовать так же, как герой произведения).

На развитие эмоциональной отзывчивости положительно влияли игровые ситуации, приемы идентификации, эмпатийные переживания, которые способствовали переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект. Эмпатийные переживания способствовали проявлению положительных эмоций.

Гуманное отношение ребенка к природе невозможно, если у ребенка нет представлений о взаимосвязях между строением и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворения его жизненно важных потребностей, о роли взрослого человека и ребенка в поддержании жизни животных и растений, о способах проявления заботы о них. Дошкольникам необходимы также знания о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность, участие в экспериментировании давали им возможность включаться в поиск условий, необходимых для комфортного состояния живого организма.

Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам детей вовлекали в трудовую деятельность. Дошкольников приобщали к совместной трудовой деятельности со взрослыми, детям поручали доступные их возрасту задания: зимой — убирать снег, чистить дорожки, развешивать кормушки для зимующих птиц, весной — подметать территорию участка, помогать убирать ветки, оставшиеся после обрезки деревьев. В коллективном труде у ребят воспитывается бескорыстность, понимание зависимости всего живого от человека.

В результате проведенной нами воспитательно-образовательной работе дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут ее проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что дети стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь, позаботиться о другом. Дошкольники бережно и с интересом относятся к объектам окружающей природе.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, девальвацией нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова,

А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.

Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Следует исподволь подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.

Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.

Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.

Следует учитывать, что взаимодействие с природой вызывает у ребенка яркие эмоциональные переживания, стремление испытывать эти чувства снова и снова. У дошкольника появляется желание быть рядом с объектами природы, оказывать им посильную помощь.

В.Н. Мясищев, С.Г. Якобсон и др.). У дошкольников можно формировать достаточно стойкий и глубокий познавательный интерес к природному окружению, если опираться на эмоции ребенка, вызывать у него чувства радости, грусти, удовольствия, развивать стремление к познанию и др. (Н.Ф. Виноградова).

Доказано, что общение ребенка с объектами природы происходит благодаря непосредственной деятельности, в которой дошкольник активно познает окружающий мир, усваивает нормы и правила поведения и взаимоотношений с животными и растениями.

Гуманное, осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой природы воспитывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые составляют его непосредственное окружение.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключается в том, что формирование гуманного отношения к живым объектам должно осуществляться во всех видах детской деятельности: бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, что позволяет обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями.

Эффективность сформированности нравственно-ориентированного поведения в природе определяется его прочностью и гибкостью, то есть способностью проявить его не только в привычных условиях взаимодействия со знакомыми объектами, но осуществлять перенос на другие объекты, требующие заботы.

Совместная согласованная деятельность всех участников педагогического процесса способствует созданию благоприятных условий для развития у дошкольников заботливого отношения к миру окружающей природы.

Воспитание привычки заботиться об окружающей природе осуществляется при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. В семье через близких людей ребенок получает первый опыт заботливых, гуманных отношений. При этом большое значение имеет настроенность родителей на формирование экологической культуры детей. Поэтому главное в нашей работе с родителями заключалось в том, чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать в детях заботливое отношение ко всему живому; дать им представление о необходимых условиях, способствующих воспитанию этого нравственного качества; убедить в необходимости тесного взаимодействия с дошкольным учреждением; оказать методическую помощь.

Основные формы работы с родителями: родительские собрания, тематические родительские собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, совместная с детьми деятельность по озеленению детского сада и групповых комнат, праздники и коллективные творческие вечера, субботники по благоустройству территории детского сада (осень, зима, весна).

Беседуя с родителями, мы убеждали их в том, что взаимодействие с природой является показателем общего нравственного развития ребенка, раскрывали возможности семьи и каждого ее члена в формировании у дошкольников гуманного, заботливого отношения не только к природному окружению, но и к родственникам, и к другим людям, объясняли, какое большое значение для ребенка имеет пример их собственного поведения.

Большое значение имеет организация совместной деятельности детей и родителей в детском саду. Главным образом, это субботники по благоустройству территории детского сада (осенью, зимой, весной). Этот вид трудовой деятельности очень важен с точки зрения проявления заботливого отношения в природе. Дошкольников нужно приобщать к совместной трудовой деятельности со взрослыми, детям можно поручить доступные их возрасту задания: зимой — убирать снег, чистить дорожки, развешивать кормушки для зимующих птиц, весной — подметать территорию участка, помогать убирать ветки, оставшиеся после обрезки деревьев. В коллективном труде у ребят воспитывается бескорыстность, понимание зависимости всего живого от человека.

Как показывает изучение опыта дошкольных учреждений, повышение профессиональной компетенции в области экологического образования требуется и педагогам. Для этого прежде всего необходимо сформировать у них установку на развитие у детей гуманного отношения к природе, раскрыть технологию его становления, обеспечить тесное взаимодействие воспитателей с другими специалистами дошкольного учреждения (психологом, экологом, музыкальным работником, руководителем изодеятельности). Особую значимость приобретает умение педагога организовать в дошкольном учреждении эколого-развивающую среду, обеспечивающую разностороннее знакомство детей с природой ближайшего окружения, и включить все элементы среды в воспитательно-образовательный процесс.

Наибольшую результативность показали разные формы работы с педагогами, среди них семинар-практикум, на котором отрабатывается содержание и технология воспитания у детей заботливого отношения к природе. Для активизации и осмысления собственной деятельности педагогов целесообразно проводить тренинги. Они способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, дают им возможность не только получать полезную информацию, но и овладевать способами эффективного общения и взаимодействия с ребенком, учат лучше понимать себя и дошкольников. Для повышения экологической грамотности воспитателей большое значение имеют консультации (индивидуальные, групповые). Содержание их определяется результатами тематического контроля и наблюдений за работой педагогов дошкольного учреждения. По итогам проведенной методической работы с педагогическим коллективом целесообразно провести педсовет в форме соревнования. Использование такой формы способствовало повышению интереса воспитателей, требовало от них умения показывать все имеющиеся знания, демонстрировать опыт, воображение, творчество.

Работа с дошкольниками была направлена на развитие мотивационной сферы ребенка; обогащение и активизацию эмоционально-положительных переживаний в процессе взаимодействия с животными и растениями; усвоение детьми природоведческих и нравственных представлений; овладение нормами и правилами экологически целесообразного поведения; формирование умений и навыков гуманного отношения к природному окружению.

Педагогический процесс выстраивался в соответствии с принципами чувственного познания, эмоциогенности, систематичности и последовательности, индивидуализации при организации детской деятельности.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключалась в том, что формирование заботливого отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах деятельности детей — бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, это позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями ближайшего природного окружения.

Важной задачей воспитательно-образовательного процесса являлось накопление детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой, поддержание интереса и развитие мотивации. Для этого в живой уголок, зимний сад вносились новые животные и растения (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, циперус, монстера), за которыми дети вели наблюдения по собственной инициативе и по заданию воспитателя. В процессе такой работы ребята учились определять состояние живого объекта, обнаруживать причину неблагополучия и устранять ее.

Помимо непосредственного контакта детей с объектами живой природы использовались специальные игры, игровые упражнения, природоведческая литература, живопись, киноматериалы. Эти средства вызывали у детей яркие эмоциональные переживания, побуждали их к проявлению заботы (действовать так же, как герой произведения).

На развитие эмоциональной отзывчивости положительно влияли игровые ситуации, приемы идентификации, антропоморфизации, эмпатийные переживания, которые способствовали переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект. Эмпатийные переживания способствовали проявлению положительных эмоций.

Гуманное отношение ребенка к природе невозможно, если у ребенка нет представлений о взаимосвязях между строением и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворения его жизненно важных потребностей, о роли взрослого человека и ребенка в поддержании жизни животных и растений, о способах проявления заботы о них. Дошкольникам необходимы также знания о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность, участие в экспериментировании давали им возможность включаться в поиск условий, необходимых для комфортного состояния живого организма.

Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам детям предлагали ситуацию, когда появлялась возможность проявить гуманное отношение к живым объектам. Такой методический прием способствовал актуализации навыков и привычек экологически целесообразного поведения, стимулировал различные проявления непрагматической мотивации при взаимодействии с животными и растениями. У детей развивались рефлексивные действия, совершенствовались оценочные суждения по отношению к себе и к поведению сверстников, формировалось умение замечать неблагополучие в состоянии живых объектов и исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого.

Технология воспитательно-образовательного процесса работы в этом направлении ориентирована на организацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Взрослые являются инициаторами и партнерами по ее осуществлению (участие в совместном труде, решение реальных проблемных ситуаций).

В работе применялись методы и приемы, которые воспитывали у детей самостоятельность, инициативность. Это поручения и дежурства, сюжетные игры, реальные и специально созданные проблемные ситуации, задания для самостоятельных наблюдений, упражнения. Приобщение дошкольников к практической деятельности в природе осуществлялось на основе дифференцированного подхода: использование различных по сложности заданий, воздействие на детей через лидеров.

В результате проведенного исследования дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут ее проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что дети стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь, позаботиться о другом.

Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1993. - 80 с.

Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности (тексты) / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1992. - С. 161-165.

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей /

С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 27 с.

Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения / Л.Г. Нисканен. - М.: МГПУ, 2011. - С. 51-63.

Прокопова А.В. Формирование у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: дис. . канд. пед. наук / А.В. Прокопова. - М., 2011. - 207 с.

При разработке системы экологического образования ребенка в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта. Первый – выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда в естественной среде жизнедеятельности человека. Второй – отношения к собственным природным данным, к своему организму, включенному в систему экологических взаимодействий. Третий – как отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Следует также учитывать, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего. Исходя из этого, отношение к природе выражается в сознательных, избирательных связях ребенка с различными природными объектами и явлениями. Природными объектами при этом будет сама природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек, как часть природы.

Педагогу следует знать, что экологическая ответственность ребенка выражается в ряде эмоциональных состояний: беспокойство, озабоченность, старание, тревога, напряженность, волнение, сосредоточенность, сомнение и др. Экологическая ответственность как внутреннее качество, как элемент сознания есть форма принятия системы ответственной зависимости человека от природы. Она основана на разумном, глубоком понимании своих действий и осознании своей роли в конкретной экологической ситуации.

В реальной жизни эффективность формирования экологической ответственности ребенка зависит от того, насколько в учебно-воспитательном процессе будут учтены сами компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения – потребность – интересы – цели – мотивы – установки – ценностные ориентации.

Педагогу важно помнить, что потребность общения с природой может косвенно влиять и на социальные потребности ребенка и включаться в систему мотивов индивидуального поведения.

В раннем и дошкольном возрасте в процессе экологического образования на первое место должны выдвигаться гуманистические (выражающиеся в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить) и эстетические (проявляющиеся в потребности сохранять красивое) мотивы. По мере взросления ребенка выделяются гражданско-патриотические, научно-познавательные, гигиенические и экономические мотивы. Первые из них выражаются в желании приумножить богатства природы и связаны с формированием чувства долга перед обществом по охране природы; вторые – связаны с пониманием сложных связей общества, человека и природы, законов ее развития.

В процессе экологического образования детей большое внимание следует уделить позитивным и негативным сторонам эмоционального восприятия, отношения к тем или иным явлениям, ситуациям. Позитивные эмоции проявляются при расширении круга знаний о природе и ее роли в жизни человека. Эти знания способствуют возникновению у человека таких чувств, как наслаждение, радость от общения с природой, потребность пребывания в ней. В то же время отрицательное воздействие на природные объекты должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка, сопровождающиеся, в дальнейшем, выражением чувства негодования, возмущения и, в итоге, формированием необходимости защитить элементы (компоненты) природы.

Эффективность экологического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от того, как формируется мировосприятие ребенка, от чего зависит его богатство, яркость и глубина проникновения в реальные отношения человека с природой. Для ребенка данного возраста ознакомление с природой является важнейшим элементом формирования интереса и положительного отношения к природе. Восприятие природы обогащает речь ребенка, его мышление, оказывает положительное отношение на его духовный мир, физическое развитие.

Ребенку дошкольного возраста свойственно созерцательное отношение к природе, любование ее красотой и интерес к новому, неизведанному. Поэтому дети этого возраста остро реагируют на негативное отношение ко всему живому, хотя в своих личных действиях могут совершать противоречивые поступки. Эти свойства ребенка необходимо учитывать в процессе осуществления экологического воспитания и обучения.

Читайте также: