Доклад генерального секретаря оон о положении в таджикистане

Обновлено: 28.06.2024

Ежегодно 2 марта отмечается как день вступления Республики Таджикистан в члены ООН.

29 января 1992 года в ходе сессии Совета безопасности ООН была принята резолюция о приеме Республики Таджикистан в ООН в качестве равноправного члена.

И наконец, став членом ООН 2 марта 1992 года, Республика Таджикистан заложила прочную основу для развития ее сотрудничества с институтами, учреждениями и специализированными организациями системы ООН. В настоящее время, Республика Таджикистан активно сотрудничает с ООН в различных отраслях, в том числе в сфере обеспечения всеобщего мира и стабильности, борьбы с современными угрозами и вызовами безопасности, защиты окружающей среды, устойчивого развития общества, управления водными ресурсами.

За недолгий по историческим меркам период членства в ООН Республика Таджикистан прошла определенные этапы взаимоотношений с Организацией Объединенных Наций. Как известно, в самом начале в связи с внутренней ситуацией приоритетным направлением для Таджикистана было сотрудничество, направленное на достижение мира и стабильности в стране. Первое представительство ООН - Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ) была открыта в Душанбе 1 февраля 1993 года. Деятельность МНООНТ обеспечила продвижение мирного процесса в Таджикистане, оказала содействие в миротворческих усилиях и предоставлении срочной гуманитарной помощи. В связи с выполнением Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, в мае 2000 года по инициативе бывшего Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана на базе МНООТ было создано Бюро ООН по содействию миростроительству в Таджикистане (БООНСМТ).

В августе 2007 года Бюро по содействию миростроительству в Таджикистане успешно завершило свою деятельность. Десятки участников этой миссии были удостоены высоких наград Республики Таджикистан, а таджикская модель национального примирения при содействии ООН и стран-гарантов стала служить примером превентивной дипломатии для стран, имеющих внутренние конфликты.

Данная статья посвящена 21-ой годовщине принятия Республики Таджикистан в членство ООН . В предлагаемой статье на основе анализа, обобщений и изучения литературных источников автором ставится задача краткого изложения миссии ООН в урегулировании межтаджикского конфликта . В статье особое внимание уделяется деятельности Миссии наблюдателей ООН в урегулировании межтаджикского конфликта . В статье отмечается, что Организация Объединенных Наций не только оказала неоценимую помощь таджикским сторонам в ходе переговоров и последующего этапа достижения мира в стране, но и сама приобрела важный опыт, который может оказаться полезным в её деятельности при разрешении конкретных ситуаций. Подводя итог роли ООН в переговорном процессе по межтаджикскому урегулированию, в статье подчёркивается, что её воздействие на этот процесс был многоплановым. Они контактировали со всеми прямыми и косвенными участниками переговорного процесса и межтаджикского конфликта .

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абдуллоев И.

Attempts of the united Nations Organization for providing peace and national compliance in Tajikistan

UNO and inter-Tajik Conflict: UNO Peacemaking Mission in inter-Tajik Dialogue

The article is devoted to the 21 st anniversary since the adoption of Tajikistan Republic into UNO membership. Proceeding from analysis, generalization and scrutiny of literary sources, the author pursues the objective of brief reproduction of UNO mission in inter-Tajik conflict settlement. The author marks that the United Nations Organization not only rendered invaluable help to both Tajik parties in the course of negotiations and the following stage of peace attainment in the country, but UNO itself acquired an important experience which may be useful in its activity when concrete situations requiring settlement spring up either. Summing up UNO role in the process of negotiations on inter-Tajik adjustment the author lays an emphasis upon the idea that its sway over the process was multiaspectal. They got in touch with all direct and indirect participants of the negotiating process and inter-Tajik conflict .

ТАЪРИХ ВА САНЪАТ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

ООН И МЕЖТАДЖИКСКИЙ КОНФЛИКТ: МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ ООН В МЕЖТАДЖИКСКОМ ДИАЛОГЕ

Ключевые слова: ООН, конфликт, политический диалог, консолидация, соглашение

Республика Таджикистан до 1992г. не была членом ООН. Вопрос о членстве Таджикистана в ООН возникал ещё при создании Организации Объединённых Наций. Однако, при сложившейся политической обстановке того времени данное предложение не претворилось в жизнь. Таджикистан был принят в ООН только после распада Советского Союза и провозглашения независимости 2 марта 1992г. на 46-ой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1, 168).

Принятие Таджикистана в члены ООН совпало со сложными и трагическими событиями в истории Республики - гражданской войной. События, развернувшиеся в Таджикистане, обеспокоили международные организации, в том числе и ООН. Три политических фактора - заинтересованность со стороны правительства, понимание со стороны оппозиции и посредничество международных организаций и дружественных стран - привели к межтаджикским переговорам. Значительная роль в этом принадлежит ООН.

С просьбой об участии ООН в стабилизации положения в Таджикистане дважды (29 сентября и 15 октября 1992г.) обращался исполняющий обязанности Президента Республики Таджикистан А. Нскандаров.

После анализа положения на местах, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали 29 октября 1992г. принял решение о направлении

миссии доброй воли в Таджикистан.

Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане заключалась, по мнению первого её руководителя Ливиу Бота, в том, чтобы вести наблюдение за эволюцией позиций различных политических партий, движений и групп, которые принимали участие в конфликте и на основе всестороннего анализа подготавливать отчёты о процессе событий и положении в Таджикистане Генеральному секретарю. Тем самым найти пути и принимать все меры, чтобы восстановить мир на этой земле (2).

Существенные расхождения в позициях сторон накануне переговорного процесса по межтаджикскому урегулированию, высокая степень недоверия между ними, а также фактическое непризнание друг друга, вызвали необходимость задействования

После ознакомления с ситуацией в Таджикистане, представительство ООН начало принимать необходимые срочные меры по обеспечению прекращения огня и начала политического диалога между конфликтующими сторонами с привлечением заинтересованных стран. Для решения данного вопроса 26 апреля 1993г. Генеральный секретарь ООН принял решение о назначении своего Специального посланника в Таджикистане (3, 25).

В Душанбе 16 мая 1993г. прибыл специальный представитель Генерального секретаря ООН Исмат Киттани со следующими полномочиями: обеспечить достижение Соглашения о прекращении огня и вынести рекомендации в отношении международных контрольных механизмов, которые могут быть целесообразными; выяснить позиции всех заинтересованных сторон и предоставить добрые услуги в целях содействия обеспечения начала переговоров для поиска политического решения, заручиться содействием соседних стран и других заинтересованных сторон в целях достижения вышеупомянутых целей.

Вскоре после прибытия в Душанбе Исмат Киттани провёл ряд встреч с главой республики Эмомали Рахмоном, премьер-министром и министром иностранных дел Таджикистана. Он посетил Хорог, где провёл переговоры с различными группировками, включая полевых командиров, выступающих против Правительства. В Душанбе он обменялся мнениями с его небольшим дипломатическим корпусом, а также с рядом представителей оппозиции в столице.

В рамках своего мандата Спецпосланник посетил столицы Узбекистана, Российской Федерации, Кыргызстана, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии для проведения переговоров с руководителями этих стран. 20 августа 1993г. был обнародован доклад Генерального Секретаря ООН о положении в Таджикистане.

В документе подчёркивалось, что насилие и продолжение вооружённого конфликта не решат проблемы Таджикистана, а только приведут к дальнейшему кровопролитию и обострению ситуации. Решение может быть достигнуто только на путях мирного примирения, при как можно более широком участии всех

политических групп регионов страны.

Генеральный Секретарь ООН обязал Специального представителя как можно скорее посетить Кабул для проведения с правительством вопроса о его мандате в Таджикистане и ознакомления с мнениями и позицией лидеров таджикской оппозиции, находящихся в Афганистане. По мнению ООН, было необходимо в безотлагательном порядке предпринять согласованные усилия, с тем, чтобы убедить Правительство Таджикистана и все основные фракции оппозиции признать необходимость политического решения и принять участие в переговорах.

В Таджикистане и Иране Исмат Киттани встретился с лидерами различных группировок, противодействующих Правительству республики, ознакомился с мнением и позицией лидеров оппозиции, находящихся в Афганистане.

По оценке Генсека ООН, для оказания правительству Таджикистана различных видов помощи требовалось многостороннее присутствие ООН в Душанбе. 23 августа 1993г. председатель СБ ООН распространил заявление, в котором Совет вновь подчеркнул настоятельную необходимость прекращения всех враждебных акций на таджикско-афганской границе, призвал правительство Таджикистана и все оппозиционные группировки как можно скорее признать необходимость всеобъемлющего политического урегулирования и принять участие в процессе переговоров в целях скорейшего прекращения огня и окончательного национального примирения при возможно более широком участии всех политических групп и всех регионов страны.

В результате активной деятельности ООН удалось убедить конфликтующие стороны в необходимости политического решения вопроса и принять участие в процессе переговоров. Была также достигнута договорённость о том, что Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Россия и Узбекистан будут присутствовать на переговорах в качестве наблюдателей.

В феврале - марте 1994г. был сформирован состав участников переговоров. Каждая сторона имела до десяти членов. Таким образом, при всесторонней деятельности Представительства ООН в Таджикистане и Спецпосланника Генерального секретаря, к началу

апреля 1994г. были подготовлены условия для начала межтаджикских переговоров.

19 мая 1994г. члены СБ рассмотрели доклад Генсека ООН о положении в Таджикистане и полностью поддержали усилия по решению проблем, определённых таджикскими сторонами и относящихся к достижению национального примирения. Членов Совета обнадёжили результаты первого раунда межтаджикских переговоров в Москве, в ходе которых обе стороны подтвердили свою приверженность политическому диалогу как единственному средству достижения национального примирения. Они высказались за необходимость и дальше развивать достигнутый в Москве прогресс и сделать политический диалог необратимым.

В урегулировании межтаджикского конфликта основную роль из международных организаций играли ООН, позже ОБСЕ, которые активно выступали в роли посредников, а также не прекращали и гуманитарную деятельность. 16 декабря 1994г. была принята резолюция № 968, в которой Совет Безопасности постановил учредить Миссию наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ).

В его мандат входили:

- оказывать помощь Совместной комиссии (СК) в осуществлении контроля за выполнением Соглашения от 17 сентября 1994г.;

- поддерживать тесные отношения с конфликтующими сторонами, а также тесную связь с Миссией ОБСЕ в Таджикистане и с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане и пограничными войсками России.

МНООНТ принимала самое непосредственное участие в работе СК и председательствовала на её заседаниях, а военные наблюдатели участвовали в расследованиях, проводимых Комиссий на местах. Местонахождение штаба МНООНТ в Душанбе облегчало связь с правительством, KMC СНГ и российскими пограничными отрядами, но трудной была связь с

оппозицией, контакты с которой поддерживались, главным образом, через её членов в СК. МНООНТ пыталась установить прямые контакты с полевыми командирами оппозиции в Северном Афганистане Одновременно миссия продолжала обеспечивать политическую связь и координацию в целях оказания гуманитарной помощи Таджикистану.

За годы переговорного процесса и последующий период спецпосланниками Генерального секретаря ООН в Таджикистане были такие видные политические деятели, как Ливиу Бота, Исмат Киттани, Ромиру Пирис Балон, Дарко Шилович, Герд Дитрих Мерем, Ян Кубиш и Иво Петров. С первых дней переговоров и до их завершения переговаривающимся сторонам оказал огромную помощь ответственный сотрудник секретариата ООН В. И. Горяев.

Через МНООНТ в качестве военных наблюдателей прошёл большой по численности персонал - представители около 30 государств мира. Военные наблюдатели также внесли значительный вклад в достижение мира в стране. Миссия военных наблюдателей ООН завершила свою деятельность в Таджикистане 15 мая 2000 года [4]. В разное время миссией руководили такие военные деятели, как Хасан Абаза (Иордания), Болислав Изидорчик (Польша), Тенгку Арифорин (Малайзия), Джон Хирегард (Дания).

Организация Объединённых Наций не только оказала неоценимую помощь таджикским сторонам в ходе переговоров и последующего этапа достижения мира в стране, но и сама приобрела важный опыт, который может оказаться полезным в её деятельности при разрешении конкретных ситуаций.

В июне 2002г. Республика Таджикистан отметила пятую

годовщину подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии. По этому случаю в Душанбе по инициативе Университета Мира Организации Объединённых Наций была проведена международная научно-практическая конференция, в работе которой принимали участие видные общественно-политические деятели, учёные и дипломаты.

Опыт мирного урегулирования межтаджикского конфликта получил высокую оценку в специальном послании Генерального секретаря ООН, господина Кофи Аннана, в адрес форума.

Другая сторона проблемы, которую обсуждала конференция, заключалась в том, чтобы показать мировому сообществу достигнутые Таджикистаном за короткий период времени результаты по консолидации общества и формированию его институциональных, политических и общественных структур.

С первых дней прихода к власти Эмомали Рахмона все его помысли были направлены на достижение главной цели: добиться мира. Но путь к нему оказался тернистым. Только выдержка, такт и огромные усилия главы государства сделали возможным подписание 27 июня 1997г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в нашей стране. Этот судьбоносный доку мент явился завершающим в межтаджикских переговорах под эгидой ООН, длившихся три года и три месяца (7, 5).

История ещё не раз подтвердит, что именно Президент Эмомали Рахмон, благодаря последовательной и дальновидной политике, сумел сохранить государственность, территориальную целостность и отстоять независимость Таджикистана.

Еще в 1999 году с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН президент Таджикистана говорил: «Охваченный пламенем конфликта Афганистан является источником многих опасностей, дестабилизирующих обстановку в Таджикистане, во всей Центральной Азии и далеко за её пределами (8, 64).

Список источников и использованной литературы

1.Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. В двух томах. Том 1. Под общ. ред. X. Зарифи. - Душанбе, 2009

2.// Садои мардум, 12 февраля 1993

3.Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. В двух томах. Том 1. Под общ. ред. X. Зарифи. - Душанбе, 2009

4.ЦентральнаяАзия: три государства в условиях кризиса. Отчёт МГПК по Азии, № 7, 7 августа 2000

5.Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. - Душанбе, 2003

6.Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. - Душанбе, 2003

7.Общее Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Что он собой представляет? Подготовлено Миссией Наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ). - Душанбе, 1997 8.Абдуллаев С., Сайфуллоев А. Президент Эмомали Рахмонов. - М., 2000

ООН и межтаджикский конфликт: миротворческая миссия ООН в межтаджикском диалоге

Ключевые слова: ООН, конфликт, политический диалог, консолидация, соглашение

Данная статья посвящена 21-ой годовщине принятия Республики Таджикистан в членство ООН.

В предлагаемой статье на основе анализа, обобщений и изучения литературных источников автором ставится задача краткого изложения миссии ООН в урегулировании межтаджикского конфликта.

В статье особое внимание уделяется деятельности Миссии наблюдателей ООН в урегулировании межтаджикского конфликта.

В статье отмечается, что Организация Объединенных Наций не только оказала неоценимую помощь таджикским сторонам в ходе переговоров и последующего этапа достижения мира в стране, но и сама приобрела важный опыт, который может оказаться полезным в её деятельности при разрешении конкретных ситуаций.

Подводя итог роли ООН в переговорном процессе по межтаджикскому урегулированию, в статье подчёркивается,

что её воздействие на этот процесс был многоплановым. Они контактировали со всеми прямыми и косвенными участниками переговорного процесса и межтаджикского конфликта.

UNO and inter-Tajik Conflict: UNO Peacemaking Mission in inter-Tajik Dialogue

Key words: UNO, conflict, political dialogue, consolidation, agreement

The article is devoted to the 21st anniversary since the adoption of Tajikistan Republic into UNO membership.

Proceeding from analysis, generalization and scrutiny of literary sources, the author pursues the objective of brief reproduction of UNO mission in inter-Tajik conflict settlement.

The author marks that the United Nations Organization not only rendered invaluable help to both Tajik parties in the course of negotiations and the following stage of peace attainment in the country, but UNO itself acquired an important experience which may be useful in its activity when concrete situations requiring settlement spring up either

Summing up UNO role in the process of negotiations on inter-Tajik adjustment the author lays an emphasis upon the idea that its sway over the process was multiaspectal. They got in touch with all direct and indirect participants of the negotiating process and inter-Tajik conflict.

ТАСС-ДОСЬЕ. В 1991 г. Таджикистан стал независимым государством.

В 1992 г. в стране началась гражданская война. С одной стороны ее участниками были сторонники центральных органов власти и светского правления, с другой - исламистские и др. группировки в лице Объединенной таджикской оппозиции.

Причинами конфликта стали тяжелое экономическое положение, региональное клановое мировоззрение, нашедшее свое выражение в острой борьбе между Севером и Югом Таджикистана, высокая степень религиозности населения. В декабре 1992 г. оппозиция потерпела поражение, большая часть оппозиционных сил ушла на территорию Афганистана, откуда они продолжали дестабилизировать положение в стране. С согласия правительства Таджикистана вдоль границы наряду с вооруженными силами Таджикистана были размещены российские пограничные войска. В Таджикистане были развернуты миротворческие силы СНГ.

"Миссия добрых услуг"

В январе 1993 г. ООН направила в эту страну "миссию добрых услуг" - группу в составе сотрудников по политическим, военным и гуманитарным вопросам для наблюдения за ситуацией на месте. Начиная с 1993 г. спецпредставитель генсека ООН выступал посредником между правительством и оппозицией. Проводимые под его эгидой переговоры привели к подписанию в 1994 г. в Тегеране (Иран) соглашения о временном прекращении огня. В декабре 1994 г. для контроля за выполнением этого соглашения Совет Безопасности ООН учредил Миссию наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ).

С мая 1995 г. по май 1997 г. при посредничестве ООН между конфликтующими сторонами прошло еще пять раундов переговоров. 23 декабря 1996 г. в Москве было подписано соглашение, предусматривающее включение оппозиции в правительство, а также амнистию для 5 тыс. ее членов. 27 июня 1997 г. в Москве стороны заключили окончательное мирное соглашение (Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане и Московский протокол).

В годы гражданской войны в Таджикистане погибли около 60 тыс. человек. Число внутренних переселенцев достигло 1 млн человек, около 200 тыс. человек стали беженцами в страны СНГ.

Военные наблюдатели ООН продолжали находиться в Таджикистане до 15 мая 2000 г.

таджикистан, власть, транзит, рф, спецоперация, оборона, донбасс, днр, украина

Валентина Матвиенко провела встречу с Рустамом Эмомали. Фото со страницы Совета Федерации в Flickr

Россия и Таджикистан вышли на новый уровень стратегического сотрудничества. Об этом заявила председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко по итогам переговоров со спикером верхней палаты парламента Таджикистана Рустамом Эмомали. С главой государства Эмомали Рахмоном она обсудила ситуацию вокруг Украины, но официальной поддержки России по вопросу признания Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также проведения спецоперации в Украине не получила.

Валентина Матвиенко посетила Душанбе в конце минувшей недели. Принимал ее сын президента Таджикистана Рустам Эмомали. Это была их вторая встреча с момента назначения Рустама Эмомали главой таджикского парламента. Ранее, в ноябре 2020 года он побывал с визитом в Москве. Тогда стороны договорились об ускорении строительства русских школ в Таджикистане и обсудили вопросы трудовой миграции. В ходе нынешней встречи чиновники съездили на строительство школы в Душанбе. Это учебное заведение откроет свои двери для 1224 учеников. Подобные школы появятся и других городах страны – в Кулябе, Ходженте, Бохтаре и Турсунзаде. Обучение в них также будет проходить на русском языке.

С президентом Эмомали Рахмоном Валентина Матвиенко обсудила вопросы региональной безопасности. Стороны также обменялись мнениями о быстро меняющейся политической ситуации в мире, эскалации конфликтов в некоторых регионах, политической ситуации в Афганистане, борьбе с угрозами и вызовами современного мира.

Он не исключает, что часть трудовых мигрантов вернутся на родину, как это было в 2014 году. Негативное влияние оказала и пандемия. Вернувшиеся остались в Таджикистане, многие из них до сих пор без работы. В республике растет социальное напряжение, новых рабочих мест нет.

Напомним, что Рустама Эмомали к посту президента начали готовить давно. До назначения главой парламента он с апреля 2017 года является депутатом столичного Маджлиса, он мэр Душанбе, был также руководителем Таможенной службы при правительстве Таджикистана и директором Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан. С 2012 года Рустам Эмомали возглавляет Федерацию футбола Таджикистана.

Эксперт также обратил внимание на то, что если в одной из стран Центральной Азии начнется дестабилизация, то могут активизироваться международные террористы, часть из которых залегла в подполье, образовав так называемые спящие ячейки. Другая часть боевиков находится в афганском приграничье, где создано около 40 лагерей подготовки. Дестабилизация – единственный для них шанс установления своей власти.


Эмомали Рахмон выступает с трибуны Генассамблеи ООН, архивное фото
Фото: Официальная страница пресс-службы президента РТ в Facebook

Организация Объединённых Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств.

Дата вступления Устава в силу - 24 октября отмечается, как День Организации Объединённых Наций.

Таджикистан и ООН: 28 лет сотрудничества

Республика Таджикистан стала членом ООН 2 марта 1992 года.

29 января 1992 года в ходе сессии Совета безопасности ООН была принята резолюция о приеме Республики Таджикистан в ООН в качестве равноправного члена.

И наконец, став членом ООН 2 марта 1992 года, Республика Таджикистан заложила прочную основу для развития ее сотрудничества с институтами, учреждениями и специализированными организациями системы ООН. В настоящее время, Республика Таджикистан активно сотрудничает с ООН в различных отраслях, в том числе в сфере обеспечения всеобщего мира и стабильности, борьбы с современными угрозами и вызовами безопасности, защиты окружающей среды, устойчивого развития общества, управления водными ресурсами.

За недолгий по историческим меркам период членства в ООН Республика Таджикистан прошла определенные этапы взаимоотношений с Организацией Объединенных Наций.

Как известно, в самом начале в связи с внутренней ситуацией приоритетным направлением для Таджикистана было сотрудничество, направленное на достижение мира и стабильности в стране.

Первое представительство ООН - Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ) была открыта в Душанбе 1 февраля 1993 года. Деятельность МНООНТ обеспечила продвижение мирного процесса в Таджикистане, оказала содействие в миротворческих усилиях и предоставлении срочной гуманитарной помощи. В связи с выполнением Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, в мае 2000 года по инициативе бывшего Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана на базе МНООТ было создано Бюро ООН по содействию миростроительству в Таджикистане (БООНСМТ).

В августе 2007 года Бюро по содействию миростроительству в Таджикистане успешно завершило свою деятельность. Десятки участников этой миссии были удостоены высоких наград Республики Таджикистан, а таджикская модель национального примирения при содействии ООН и стран-гарантов стала служить примером превентивной дипломатии для стран, имеющих внутренние конфликты.

В настоящее время постоянным представителем Таджикистана при ООН является Махмадамин Махмадаминов.


1. Инициатива Президента Республики Таджикистан о провозглашении 2003 года Международным годом пресной воды, предложенная в ходе 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1 октября 1999 года). На основе данной инициативы 20 сентября 2000 года на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция об объявлении 2003 года – годом пресной воды. 29 августа - 1 сентября 2003 года в городе Душанбе был проведен Международный форум по пресной воде.

2. Инициатива Президента Республики Таджикистан о провозглашении 2005-2015 гг. Международным десятилетием действий “Вода для жизни”. В соответствии с Душанбинской декларацией 23 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию и объявила 2005-2015 годы Международным десятилетием действий “Вода для жизни”.

3. Объявление 2013 года Международным годом водного сотрудничества.

В 2013 году международное сообщество признало резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 67/204 о проведении Международного года водного сотрудничества, инициатором проведения которого была Республика Таджикистан. 11 февраля 2013 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась церемония объявления Международного года водного сотрудничества, в которой принял участие и выступил Министр иностранных дел Республики Таджикистан.

ПРООН проанализировала влияние пандемии на Таджикистан

Программа развития ООН проанализировала влияние пандемии на жизнь, хозяйство и бизнес в Таджикистане. Подробный отчет был представлен в конце сентября.

Ранее мы пообщались с постоянным представителем ПРООН в Таджикистане доктором Пратибха Мехта, и узнали, почему больше всего пострадали женщины и молодежь, сколько малых и средних предприятий почувствовали негативное влияние от сложившейся ситуации, и что делать, чтобы восстанавливаться.

Читайте также: