Доклад формирование активной жизненной позиции на примере фактов и событий отечественной истории

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Блинкова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 г. Сальска
Населённый пункт: г. Сальск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа формирования активной жизненной позиции обучающихся
Раздел: полное образование

Авторская инновационная образовательная программа.

формирования активной жизненной позиции

обучающихся
Разработана учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №2 г. Сальска Ростовской области Блинковой Ольгой Васильевной Г. Сальск 2013 год 1
Содержание. 1. Пояснительная записка 3 стр 2. Модель формирования активной жизненной позиции обучающихся 5 стр 3.Механизмы достижения целевых ориентиров 3.1 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных общественных процессов, их анализ и формирование собственного отношения к событиям и фактам об- щественной жизни. 3.1.1. Применение инновационных технологий в преподавании предметов социального цикла. 5 стр 3.1.2
.
Организация исследовательской деятельности обучающихся. 6 стр 3.1.3. Организация краеведческой работы обучающихся 7 стр. 3.1.4. Организация самостоятельного поиска информации обучающимися. 9 стр. 3.2. Приобретение опыта в применении полученных знаний при решении типичных задач в области социальных отношений. 3.2.1.Организация внеурочной деятельности обучающихся. 11 стр. 3.2.2. Организация школьного самоуправления. 12 стр. 2

I. Пояснительная записка.

Цель:
Создание в образовательном учреждении условий для формирования активной жиз- ненной позиции обучающихся в условиях развития учебной и общественно-значимой дея - тельности.
Задачи:
1.Стимулирование самореализации обучающихся посредством применения деятель- н о с т н о г о п о д хо д а в п р е п о д а в а н и и п р е д м е т о в с о ц и а л ь н о г о ц и к л а . 2. Развитие технологий социального партнерства во внеурочной деятельности обучающих- ся 3. Развитие форм общественно - государственного управления в школе, через привлечение обучающихся и родительской общественности к школьному самоуправлению.
Нормативно-правовые и методические документы, являющиеся основой разработки

III. Механизмы достижения целевых ориентиров.

3.1 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных обществен-

ных процессов, их анализ и формирование собственного отношения к событиям и

фактам общественной жизни.

3.1.1. Применение инновационных технологий в преподавании предметов социаль-

ного цикла.
В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веле- ние времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педаго- гических методов и приѐмов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обу - чающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях универсальных форм обу- чения. Поэтому в современной практике необходимо делать акцент на инновационные тех - нологии обучения. Сегодня инновации – это основа жизни общества и они должны разум- но стимулировать обучающегося. При этом преподаватель уже – старший наставник, а не просто носитель знаний. Программа предусматривает применение следующих инноваци- онных технологий: I. Технологии деятельностного подхода к историческому и обществоведческому об- разованию: 1) групповая деятельность: работа в малых группах и обучение в сотрудничестве; 2) проектная технология обучения истории и обществознанию; 3) тренинговая форма обучения. Мозговой штурм; 4) организация практикума по истории и обществознанию; 5) современная ролевая ретроспективная игра на уроках. 5 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных обще- ственных процессов, их анализ и фор- мирование собственного отношения к со- бытиям и фактам общественной жизни Приобретение опыта в применении по- лученных знаний при решении типичных задач в области социальных отношений Применение инновацион- ных техно- логий в пре- подавании предметов социального цикла Организация исследователь- ской деятель- ности обучаю- щихся Организация краеведче- ской работы обучающихся Организация самостоя- тельного по- иска инфор- мации обуча- ющимися Организация внеурочной деятельно- сти обучаю- щихся Организация школьного самоуправле- ния
II. Интерактивные технологии обучения истории и обществознанию: 1) технологии в интерактивном режиме на уроках истории и обществознания; 2) модульные и модульно-блочные технологии на уроках истории и обществознания.
3.1.2

задач в области социальных отношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

«Роль предметов (истории и обществознания) гуманитарного цикла

Слайд 1

Слайд 2

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли
дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

Уроки истории и обществознания обладают возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Уроки можно организовать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятий ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Опыт показывает, что обучающиеся по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.

Работа по воспитанию духовно нравственной личности продолжается и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, посвящённых выдающимся личностям прошлых лет, о памятных датах истории, проектной деятельности, посвящённой изучению родословной своей семьи и др.

Слайд 3

Процесс становления личности учащегося тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом.

Чтобы предметы – история и обществознание выполняли свою роль средства становления ученика как личности, необходимо, чтобы ученик научился усваивать эти предметы с учетом возраста и индивидуальных способностей. А для этого надо создать условия, которые бы помогли ученику усваивать учебный материла.

Реальные трудности в осуществлении такого подхода таит в себе обучение истории, в процессе которого мы постоянно сталкиваемся с формальным усвоением знаний учащегося.

Естественно, возникает вопрос о причинах этого явления и о том, как помочь ученику в учебном процессе, чтобы впоследствии у него не было ощущения недостаточности знаний. Любой учитель может сказать о колоссальном различии в восприятии учебного материала учащимися, о различии их интересов и потребностей. Стало быть, мы не можем ориентироваться на один способ усвоения знаний, один тип мышления, а должны учитывать самые разносторонние индивидуальные особенности детей.

На уроках истории обычно уделяется внимание развитию понятийного, словесно-логического мышления, то есть делается ставка в основном на его вербальную сторону, часто в ущерб другому, не менее важному компоненту мышления – невербальному (образному).

Слайд 4

Какие при этом возникают трудности?

1. Формальное усвоение истории;

2. История усваивается в виде словесных выражений;

3. За словесными выражениями не стоят образы реальных фактов.

Отсутствие четких образов не позволяет наполнить исторические понятия, законы общественного развития и конкретным содержанием. Идея развития образного мышления в процессе обучения истории не нова. Предлагается шире использовать наглядность для красочного эмоционального изложения материала.

Нетрадиционные формы уроков часто производят на учащегося сильное впечатление, но когда речь заходит об изученном на уроке материале, не все могут даже воспроизвести название темы урока, назвать факты, имена, сделать обобщения и выводы.

Между тем развитие образного мышления должно стать и целью и средством обучения. Обучение истории и другим предметам, не адресованные к образному мышлению не только способствует развитию, но и, в конечном счете, подавляет его.

Для реализации данной педагогической задачи учителю важно знать структуру этого процесса, чтобы решать проблему конструктивно и целенаправленно. Как же устроено образное мышление?

Слайд 5

Согласно исследованиям в нем три мыслительных процесса:

1. Создание образа;

2. Оперирование им;

3. Ориентация в реальном и воображаемом пространстве.

Дети, создавая образы на всех уроках не знают, что эти процессы имеют общую основу. Это должны знать учителя. Основа эта зависит не от предмета, а от типа тех пространственных отношений, которые превалируют у учащегося при работе с образом или наглядным объектом, от того, какая из подструктур образного мышления является доминирующей.

Слайд 6

2) Проективная подструктура – учащийся распознает, оперирует и ориентируется среди пространственных объектов или графических изображений самостоятельно выработанного положения, а также устанавливает соответствие между пространственным объектом и его различными проекциями.

Например, учащиеся с ярко выраженной проективной подструктурой успешно справляются с описанием того или иного исторического события, если ведут его от имени одного из участников.

Слайд 7

3) Порядковая подструктура – сопоставление образов и их элементов, установление порядка по различным основаниям больше-меньше, длиннее-короче, ближе-дальше, выше-ниже (это размер и расстояние); прямоугольный, круглый (форма); положение в пространстве (справа-слева) и т. д.

Например, у некоторых учащихся ответы четки, кратки и лаконичны. Подробно рассказать, о каком-то событии для учащегося мука. Но зато этот учащийся хорошо выделяет главное в учебном материале. Порядковые отношения помогает многим прекрасно ориентироваться по карте (примеры Др. Египта, северо-восток Африки, Нил и т. д.).

4) Метрическая подструктура – установление в объектах и их компонентах количество, характеристик, определение конкретных числовых значений, измерение расстояний, протяженности, удаленности и т. д.

5) Композиционная (алгебраическая) подструктура – осуществление прямых и обратных операций над образами, соблюдение законов композиции и оперирование ими, замена нескольких операций одной, объединение блоков в один и т. д.

Например, некоторые учащиеся (9 класс) любят, когда строят схемы, где все компоненты логически связаны между собой. (Схема как бы вырастает, выстраивается.) В готовом виде ее трудно было бы воспринимать (композиционная подструктура).

Все пять подструктур в образном мышлении человека существуют не изолированно, они пересекаются и находятся в определенной иерархии по степени значимости в интеллекте. Индивидуальные особенности человека обуславливают преобладание у него той или иной подструктуры. В соответствии с этим человек по-разному воспринимает, перерабатывает и воспроизводит различную информацию, в том числе и историческую.

Слайд 8

Три описания феодального замка (корректировка):

1. Наша экскурсионная группа находится в древней столице Шотландии – Эдинбурге. Мы подходим к древнему феодальному замку. На пути подъемный мост. Если посмотреть с моста вниз, то мы увидим глубокий ров. Из башен обозревала окрестность стража, зорко следя, не приближается ли враг. Глядя на мощные стены, убеждаешься в том, что они служили надежной защитой

(проективная подструктура).

2. Феодальный замок чаще всего возводили на холме или высокой скале, окружали его высоким рвом с водой. Через ров был перекинут подъемный мост. Мощные стены служили защитой от врагов. Главная башня – донжон. Она возвышалась над всеми постройками. Ниже в сыром же подземелье томились узники замка

(порядковая подструктура).

3. Во-первых, замок был жилищем феодала; во-вторых, его крепостью. Об этом свидетельствует большое количество укреплений. Мост поднимался на двух толстых цепях. Для защиты сооружали не одну, а множество стен и т. д.

(метрическая подструктура).

Так чаще всего навязываем школьнику способ мышления адекватный нашей доминирующей подструктуре. Для одних понятно объяснение учителя, для других нет. Следствие – формальное отношение к истории, как к предмету. А переформировать главенствующую подструктуру ученика можно, хотя и трудно. Вот только будет ли это гуманным. Надо не ломать, а учитывать в процессе обучения индивидуальные особенности каждого ребенка и его доминирующую подструктуру. В этом залог не только успешного обучения, но и общего развития личности учащегося.

Обучение и воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим. (Демокрит)

Тушева Наталья Николаевна


Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Историческое образование — это не трансляция суммы знаний: знания являются только платформой, на которой: формируются чувства , активная позиция убеждения, взгляды, ценности формирующейся личности.

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит обесценивание ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни образовательного учреждения.

Социальный заказ образованию устанавливает сегодня в системе социальных и педагогических формирование чувства патриотизма.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Патриотизм – это верность своей стране и солидарность с ее народом, чувство гордости за свое Отечество. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

Задачи патриотического воспитания на современном этапе: расширить мотивацию изучения истории Отечества; привить студентам навыки исследовательской работы; создать условия для проявления творческих способностей каждого.

Решая задачу патриотического воспитания необходимо вовлечение студентов в активную деятельность:

  • в историко–патриотическом направлении - познание и понимание героического прошлого поколений, боровшихся за независимость страны;
  • в героико–патриотическом направлении – пропаганда знаменательных героических и патриотических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность.

Патриотическое воспитание должно быть интегрировано во все основные виды деятельности студентов: урочную, внеурочную и общественно полезную.

Основные формы деятельности в процессе формирования патриотических качеств личности:

  1. Учебная деятельность по предмету.
  2. Система классных часов.
  3. Работа музея, музейные уроки, экскурсии.
  4. Коллективно-творческие дела.
  5. Участие в конкурсах.
  6. Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми.

1. Учебная деятельность по предмету.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые люди не без основания выстраивают в один ряд. Так, очевидно, что битва на Чудском озере, на Куликовом поле и близ Бородина, воспринимаются как факты, соединенные общей идеей борьбы за независимость родины. Иными словами, мы связываем такие события друг с другом, включая их в историческую традицию. Этот исторический ряд можно продолжить, включая в него Смутное время, Петровские баталии, Отечественную войну 1812 года.

Наиболее благодатный материал для этого содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео и аудио записи, иллюстративный материал, художественные фильмы и кадры кинохроники. Привлекаются фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. Изучение раздела начинается с записи песни “Священная война” и сразу звучит в записи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. При этом используются иллюстрации например, плакат “Родина-мать зовет ”.

На уроке “Блокада Ленинграда” используются записи: “Голоса героического Ленинграда”, “Седьмая симфония” Шостаковича, фотографии из серии “Монумент героическим защитникам Ленинграда”, “Пискаревское кладбище” и другие.

И на заключительном уроке темы – конференции: “Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях студентов звучат примеры мужества и героизма соотечественников, их беспримерного подвига во имя Родины. Объектом особого интереса является знакомство с полководческим искусством.

Для повышения мотивации студентов к изучению предмета используются различные средства, формы и виды деятельности:

а) образные рассказы преподавателя – дополнительно используется художественная литература

б) подготовка рефератов, проектов по предложенным темам

в) проведение диспутов, семинарских занятий, круглых столов и т.п.

2. Система классных часов. Тематический классный час – одна из форм воспитательной работы со студентами. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор студентов, способствовать духовному развитию, формированию интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.

Цель классного часа: пополнить знания о героическом прошлом старших поколений, расширить представление студентов о Сталинградской битве и ее участниках способствовать развитию интереса работы с дополнительными краеведческими источниками; желания и умения поделиться полученной информацией с однокурсниками; способствовать формированию эмоционально- чувственной сферы и ценностного отношения к прошлому нашего края на примере героических поступков людей в годы войны; пониманию необходимости знать прошлое и уважать будущее.

В результате классного часа студенты получат знания: по истории родного края; умения: работать с краеведческим материалом, презентовать полученную информацию, использовать ИКТ.

Так же формируются компетенции в соответствии с ФГОС:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;
  • ОК 3. Анализировать ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде.

3. Работа музея, музейные уроки, экскурсии. Экскурсия, как форма внеклассной работы

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствует расширению кругозора студентов. Изучение вещественных памятников позволяет показать студентам труд народа, воспроизвести крупные исторические события. Педагогическое значение экскурсии очень велико. Экскурсии помогают студентам установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал на уроке преподаватель, то есть учит студентов видеть историю вокруг себя. Экскурсии дают возможность знакомить студентов с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличие от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности студентов.

4. Коллективно-творческие дела.

Метод проектов позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. Поэтому, используя данную технологию, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда студенты становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами. Работа над проектами вовлекает их в поисковую и исследовательскую деятельность. Студенты учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, происходит интеграция и актуализация полученных ранее знаний. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности, ответственности, формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность. Стенгазета по истории это исследовательски–творческий проект, способный одновременно вовлечь в проектную деятельность студентов с различными интересами, способностями и увлечениями.

При проведения конкурса чтец осуществляется инклюзивное образование и воспитание, так как в мероприятии принимают участие студенты и студенты с ОВЗ, а так же слушатели техникума. Для слышащих студентов совместное обучение и воспитание с глухими или слабослышащими обладает значительным воспитательным потенциалом: способствует воспитанию толерантности, понимания проблем человека с нарушенным слухом, уважительного отношения к лицам с нарушенным слухом, преодолевающим специфические трудности, готовности и способности к оказанию помощи, неформальному общению и взаимодействию с глухими и слабослышащими.

Задачи: активизация стремления к углублению знаний по истории родного города, формирование навыков и умения применения знаний, логического мышления, умения делать вывод. Развитие памяти, воображения, организованности студентов, формирование у участников конкурса патриотических чувств через развитие интереса к истории и современности города Волгограда, воспитание толерантности.

6. Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы. Предложенные мероприятия способствуют формированию личностных качеств молодежи. Они реализуют требования социального заказа и федеральных образовательных стандартов профессионального образования. Их преимущества в том что, они: дают студентам возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие духовно – нравственных качеств личности.

Предложенные мероприятия способствуют формированию чувства патриотизма, воспитанию гармоничной духовно – нравственной личности, принимающей судьбу Отечества как свою судьбу, а так же реализуют требования социального заказа и государственных стандартов в сфере образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Автор: Андреев Дмитрий Сергеевич

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

В 2019 году минуло 75 лет со дня полного снятия Блокады Ленинграда. Эта дата стала очередным поводом вспомнить о тех трагических днях в истории России и рассказать о них подрастающему поколению. Ведь отношение к этим событиям у подростков далеко не однозначное. Многие слышали о Блокаде от родственников, у кого-то сохранились семейные архивы и т.п. И очень хорошо, если в семье об этом говорят, хотя бы иногда.

Но все-таки, как поколению молодых, родившихся после Великой отечественной войны, в мирное время, в основном воспитанному в сытости, тепле и комфорте, объяснить, что такое война и голод и для чего вообще мы должны об этом помнить?

Историческая память это основа сознания общества. Без неё общество было бы лишено самоопределения и самоидентификации. Основу исторической памяти человека формирует среда, в которой он живет - круг общения, система образования, средства массовой информации. Качество получаемой информации формирует нравственный облик человека и общества в целом.

Далеко не простая задача сформировать в детях основу взаимоотношений между людьми - взаимоуважение, терпимость, ответственность за свои слова и поступки, умение критически мыслить. Одним из факторов, влияющий на формирование этих качеств – положительный пример для подражания.

История и философия являются основами гуманитарного знания, которое в свою очередь способно передавать основы моральных ценностей.

Историческая память в узком понимании слова, это способность общества передавать из поколения в поколение знания о событиях прошлого, о героях, традициях, опыте прошлых поколений. Гуманитарное знание определяет память как жизненный опыт конкретного человека на основе пережитых событий, выраженных эмоционально. Память позволяет нам осмысленно относиться к окружающей действительности, событиям прошлого и настоящего, саморазвиваться. Человек во многом отличается от других живых существ именно наличием памяти, возможностью анализировать события и мыслить критически. Историческая память – понятие более масштабное. Это некий коллективный опыт поколений. Он может быть опытом одной конкретной семьи, а может быть опытом целого народа.

В нынешних условиях современной России, с ее многонациональным составом населения, имеющим свои традиции и ценностные ориентиры, формирование исторической памяти – процесс не простой. Одним из способов воспитания подрастающего поколения в рамках традиционных ценностей является систематическое изучение исторических событий. В этом процессе роль педагога - огромна.

Сегодняшние дети, это наше общество через 15-20 лет. И любой педагог несет ответственность за формирование общественного сознания, а значит за будущее нашей страны.

В концепции государственного стандарта общего образования второго поколения указаны желаемые качества личности выпускника 21 века: Это патриот, который несёт в себе ценности гражданского общества, осознает сопричастность к судьбе своей Родины, уважает ценности других народов, осознает глобальные проблемы современного общества и свою роль в их решении. Это, конечно, не все черты и качества выпускника, а лишь первостепенные. Формирование личности с вышеуказанными качествами может быть реализовано при условиях воспитания на духовно-нравственных и культурно исторических традициях.

Необходимо объяснять детям , что мир можно и нужно менять в лучшую сторону. Но начать каждый должен с себя, с родной семьи, со своей школы, района. Дети должны осознать, что хорошо, а что плохо, что несёт в себе добро, а что наоборот - зло и разрушение. И семья в этом процессе играет огромную роль. Её уклад и традиции воспитывают нравственные качества детей, закладывают в них определенные знания, передают семейный опыт.

Родители и педагоги своим участием должны способствовать воспитанию молодых людей патриотами и защитниками своего Отечества, формировать в юных сердцах чувство любви к Родине, уважение к своим и чужим традициям и культуре. Именно эти качества пробуждают в сознании молодых людей чувство гордости и ответственности за свой народ и страну. Без всего этого существование духовно-здорового общества невозможно

Читайте также: