Доклад философа эдгара морена

Обновлено: 12.05.2024

СОДЕРЖАНИЕ

В начале 20 века семья Морена перебралась из османского города Салоники (Салоники) в Марсель [16], а затем в Париж, где родился Эдгар. Он имеет иудео-испанское ( сефардинское ) происхождение. [17]

Когда немцы вторглись во Францию ​​в 1940 году, Морен помогал беженцам и присоединился к французскому Сопротивлению. [18] Как член французского Сопротивления он принял псевдоним Морен , который он будет использовать до конца своей жизни. Он вступил в Коммунистическую партию Франции в 1941 году.

В 1945 году Морен женился на Виолетте Шапеллобо, и они жили в Ландау , где он служил лейтенантом французской оккупационной армии в Германии.

В 1946 году он вернулся в Париж и бросил военную карьеру, чтобы продолжить свою деятельность в Коммунистической партии. Из-за его критической позиции его отношения с партией постепенно ухудшались, пока он не был исключен в 1951 году после того, как он опубликовал статью в L'Observateur politique, économique et littéraire . В том же году он был принят в Национальный центр научных исследований ( CNRS ).


В 1960 году Морен много путешествовал по Латинской Америке, посетив Бразилию, Чили, Боливию, Перу и Мексику. Он вернулся во Францию, где опубликовал L'Esprit du Temps , работу о массовой культуре .

В том же году, французский социолог Жорж Фридман принес ему и Ролана Барта вместе , чтобы создать центр по изучению массовых коммуникаций , что после нескольких смен имени, стал Эдгар Морен Центр по EHESS , Париж. [19]

Также в 1960 году Морен и Жан Руш стали соавторами фильма Chronique d'un été , раннего примера cinéma vérité и прямого кино .

Начиная с 1965 года, Морен был вовлечен в крупный междисциплинарный проект, финансируемый Délégation Générale à la Recherche Scientifique et Technologique в Плозевете .

В 1983 году он опубликовал де - ла - природы де l'URSS, который углубил свой анализ советского коммунизма и предвестником перестройки в Михаиле Горбачеве .

В 2002 году Морен участвовал в создании Международной этической, научной и политической коллегии . Также в том же году он совершил поездку в Иран с Дариушем Шайеганом.

После встречи на музыкальном фестивале в Фесе, Марокко , в 2009 году Морен сблизился с профессором социологии Сабахом Абуэссаламом . Пара поженилась в 2012 году. [22] Он сотрудничал с ней над текстом L'homme est faible devant la femme (Presses de la Renaissance, 2013), а в 2020 году - над Changeons de voie - Les leçons du coronavirus (Denoël, 2020). ).

Помимо того, что он является кафедрой комплексной мысли ЮНЕСКО , Морен известен как основатель трансдисциплинарности и имеет почетные докторские степени в различных областях социальных наук из 21 университета (Мессина, Женева, Милан, Бергамо, Салоники, Ла-Пас, Оденсе, Перуджа. , Козенца, Палермо, Нуэво Леон, Университет Лаваль в Квебеке, Брюссель, Барселона, Гвадалахара, Валенсия, Вера-Крус, Сантьяго, Католический университет Порту-Алегри, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти и Университет Кандидо Мендес (Рио-де- Жанейро)). [23]

Университет Мессина в Сицилии, Рикардо Пальма университет в Лиме, и Национальный центр научных исследований (CNRS) , Национальный исследовательский центр Франции в Париже, создали научно - исследовательские центры , основанные на его методах трансдисциплинарных и философии. [23] Кроме того, в Мексике был основан университет Multiversidad Mundo Real Edgar Morin , основанный на его работе. Морен не принимал французских постмодернистов или постструктуралистов. движений, вместо этого преследуя свои собственные исследовательские планы. В результате американские ученые не перенесли его теории в дисциплинарные дискурсы в той же манере, что и теории Фуко и Деррида. Работы Морина охватывают научную и популярную литературу, и он появлялся на обложках множества публикаций, включая Science Humaines и специальный выпуск Le Monde .

«6 - объем метод, возможно , кульминация работа Морина, замечательная и , казалось бы , неисчерпаемая сокровищница идеи, отражения, и реальное руководство для тех , кто заинтересован в расширении природы человеческого запроса. Опираясь на кибернетике , теории информации , теории систем , но также объединяя всю работу, которую он проделал раньше, от работы над воображением в его исследованиях фильмов до его глубоких размышлений о смерти, Method объединяет путешествие Морена и предоставляет читателю альтернативу традиционным предположениям и методам исследования нашего времени. . "

Эдгар Морен является престижным французским социологом, философом и режиссером, чьи обширные литературные работы широко известны во всем мире. Он родился в Париже, Франция, 8 июля 1921 года по имени Эдгар Наум.

Морин считается одним из самых символичных мыслителей прошлого века и нынешнего за его вклад в анализ сложной мысли. Его имя обязательно упоминается, когда речь идет о смене парадигмы в образовании и реформе мышления..


После публикации в 1977 году первого тома Метод, считается его самой важной работой, фигура Морина приобрела большую актуальность, поскольку стала первым научным предложением, связанным с новой интегрирующей парадигмой для лучшего понимания физической и социальной реальности..

Его литературный вклад привел его к бесчисленным академическим наградам по всему миру: почетные докторские степени и отличия различных академических и официальных учреждений.

Среди его самых выдающихся работ: Человек и смерть (1951), Летняя хроника (1961), Потерянная парадигма: человеческая природа (1973), Метод I, II, III, IV, V и VI (1977 - 2004), социология (1984), Мои демоны (1994), Семь знаний, необходимых для образования будущего (2000), среди многих других.

Его работа над сложностью и комплексным мышлением признана во всем мире, особенно во франкоговорящих странах, а также в Европе и Америке. Его академический вклад в социологию, визуальную антропологию, экологию, политику, образование и системную биологию получил широкую оценку.

Он также написал несколько эссе по истории, праву и экономике, которые характеризуются его дотошным, непочтительным и дерзким духом.

  • 1 Биография
    • 1.1 Исследования и политическая деятельность
    • 1.2 Тайный бой
    • 1.3 Семейная и политическая жизнь
    • 2.1 1945 - 1960
    • 2.2 1960 - 1970
    • 2.3 1970 - 1990
    • 2.4 1990 - 2000

    биография

    Эдгар Наум происходит из семьи сефардского еврейского происхождения, возглавляемой его отцом Видалем Наумом, который родился в Салониках (Греция) в 1894 году, а затем натурализовался во французском языке. Его мать, Луна Бересси, задумала это в очень драматических условиях, потому что из-за болезни сердца он не мог иметь детей..

    Тем не менее, его отец никогда не узнал об этой трудности, и роды происходили в условиях высокого риска для матери и ребенка, который оставил сиквелы в Morin во время его детства.

    В возрасте 10 лет будущий писатель потерял свою мать, поэтому его тетя по имени Корин Бересси вместе со своим отцом были ответственны за продолжение их воспитания..

    Ранняя смерть его матери отметила Морена на всю жизнь. После этого эпизода он искал в литературе убежища для своей грусти и стал ненасытным читателем книг самых разных тем. Вместо того, чтобы играть, как любой ребенок, он часами читал, увлекался велоспортом и авиацией..

    Исследования и политическая деятельность

    В 19 лет он поступил в университет в поисках новых знаний и интеллектуального обучения. Морин хотел узнать больше о кино, музыке, социальных науках и природе.

    В Сорбонне он поступил на факультет искусств, факультет политологии и юридический факультет одновременно. После прочтения различных авторов Просвещения в течение восемнадцатого века, он был связан с философской работой.

    В возрасте 15 лет он вступил в ряды испанского республиканского правительства во время гражданской войны в Испании. В течение этого времени чтения привели его к связи с политикой и социалистической мыслью через Народный фронт, к которому он присоединился, вступая в Федерацию студентов фронта..

    Эта политическая группа во главе с Гастоном Бержери отвергла войну и предложила национал-социализм.

    Тайный бой

    В 1940 году ему пришлось прервать учебу в университете и бежать в Тулузу, когда нацисты вторглись во Францию. За это время он посвятил себя помощи беженцам и стал активным последователем марксистского социализма..

    Несмотря на войну, его жадность к чтению всех видов не прекращалась, и он стал частым посетителем муниципальной библиотеки. В 1942 году он получил степень в области истории, географии и права в Сорбонне..

    Он принимал активное участие во французском сопротивлении и в 1941 году вступил во французскую коммунистическую партию. В августе 1944 года он активно участвовал в борьбе за освобождение Парижа.

    Его тройной характер еврея, коммуниста и члена французского Сопротивления сделал его целью гестапо, нацистской тайной полиции. В августе 1944 года он участвовал в акциях сопротивления, кульминацией которых стало восстание в Париже..

    Семейная и политическая жизнь

    Год спустя он женился на Вайолетт Шапелло, социологе, с которым познакомился в студенческой жизни, и переехал из Парижа. Оттуда он уехал с женой, чтобы поселиться в Ландау в Пфальце, Германия. Затем он занимал звание подполковника французской оккупационной армии..

    В 1946 году он вернулся в Париж и оставил военную карьеру, чтобы продолжить свою политическую деятельность. Однако он был исключен из Коммунистической партии Франции в 1952 году из-за своих критических позиций, раскрытых в статье, опубликованной в газете France Observateur..

    Морин осудил отклонения и эксцессы советского коммунистического режима под кулаком Иосифа Сталина; заметные различия с югославским лидером Тито и китайской революцией Мао.

    Его пацифистские убеждения и сильная социальная приверженность привели его к участию в Интеллектуальных комитетах за мир в отказе от войны в Алжире и ремилитаризации Германии..

    В то время, по рекомендации других интеллектуалов, он был принят в Национальный центр научных исследований (CNRS)..

    Между 1948 и 1949 годами Эдгар и его жена переехали в Ванв из-за беременности Виолетты, где молодая пара жила с большими экономическими трудностями. Виолетта проводила уроки философии, чтобы помочь поддержать дом. Ее первая дочь Ирина родилась в 1947 году, а через год родилась Вероника, вторая.

    Брак с Виолеттой был расторгнут, и в 1963 году Морин заключил брачный контракт с художником по пластике Джоан Харрелль, от которого она также рассталась вскоре после этого. Спустя годы, в 1984 году, его отец умер в возрасте 91 года.

    Затем в 1982 году она вышла замуж за Эдвиг Л. Агнес, с которым она жила до февраля 2008 года, когда она умерла. Затем он встретил своего нынешнего партнера Сабаха Абуессалама.

    Вклад в философию и социологию

    Философский и социологический вклад Морина можно разделить на этапы для практических целей:

    1945 - 1960

    В своей первой книге, написанной между 1945 и 1946 годами, под названием Нулевой год Германии, Морин рассказал о собственном опыте жизни в Германии, полностью разрушенной после войны.

    В 1951 году он написал книгу Человек и смерть, которая стала основой его обширной культуры, охватывающей такие разные сферы, как философия, социальная география, история идей, этнография, предыстория, детская психология, мифология, психоанализ и история религий. среди прочих.

    Его социально-антропологические исследования в области кино представлены в: Кино или воображаемый человек (1956), а затем в 1957 году в книге Звезды: миф и соблазнение кино.

    В том же году он основал Центр изучения массовых коммуникаций (CECMAS), который впоследствии стал Центром трансдисциплинарных исследований: социология, антропология, семиология.

    1960 - 1970

    Его работа привела его к посещению нескольких латиноамериканских университетов в Мексике, Перу и Боливии и был назначен руководителем исследований в Национальном центре научных исследований (CNRS)..

    В 1962 году вместе с Роланом Бартом и Жоржем Фридманом он основал журнал Communications, которым он руководил с 1973 по 1990 год. В тот год он начал писать Жизнь субъекта. Позже, вместе с Лефортом и Касториадисом, он работал в Исследовательском центре социальных и политических исследований..

    Морин участвовал в большом междисциплинарном исследовательском проекте между 1965 и 1967 годами, который проходил в коммуне Плозевет..

    В 1965-1967 годах он был приглашен для участия в крупном междисциплинарном исследовательском проекте, финансируемом Генеральной делегацией научных и технических исследований, в коммуне Плозевет..

    В 1968 году он поступил в Университет Нантерра, чтобы заменить Анри Лефевра, и стал участвовать во французских студенческих демонстрациях в мае по всей Франции..

    Писал в Ле Монд о студенческой коммуне, ездил в Рио-де-Жанейро, чтобы диктовать кафедру в университете Кандидо Мендеса, и быстро вернулся в Париж..

    1970 - 1990

    На студенческих демонстрациях того года он написал второй раунд статей, которые он назвал Революция без лица. Между 1969 и 1970 годами он расследовал слухи о похищении молодых женщин в Орлеане торговцами-евреями..

    Из этого расследования Морин написал книгу Слух Орлеана, который изучает источники слухов, а также каналы распространения, ценностей, мифов и антисемитизма.

    Исследования и чтения во время этой поездки в Соединенные Штаты побудили Морина пересмотреть свои теории. Он вошел в общую теорию систем и углубил свои знания о кибернетике, теории информации и новом экологическом мышлении в Беркли.

    Трансдисциплинарное мышление

    В те годы он продолжал свои поиски и развитие подлинно трансдисциплинарной мысли, которая не только позволяла обмены между биологическими науками и науками о человеке..

    В начале 70-х годов он вместе с другими исследователями создал Международный центр исследований в области биоантропологии и фундаментальной антропологии, который впоследствии стал Центром наук о человеке Роямонта..

    Эти новые интеллектуальные течения привели Морина к созданию своего шедевра Метод, чье вступление он написал в Нью-Йорке, также под влиянием чтений Поппера, Башлара, Тарского, Готарда Гюнтера, Витгенштейна, Фейерабенда, Холтона и Лакатоса.

    Морин возобновил свой интерес к развитию общей антропологии после коллоквиума, организованного Центром Роямонта в 1972 году "Единство человека: биологические, универсальные и культурные инварианты".

    Работы и обсуждения мероприятия были собраны и опубликованы в книге под названием Единство человека. Примат и человек. Его внимание было сосредоточено на "unidualidad del hombre", из которого вышла книга Потерянная парадигма (1973).

    В 1989 году Морин совместно выпустил книгу о своем отце, которую он назвал Видал и его люди, вместе со своей дочерью антрополог Вероник Грапп-Наум и историком и лингвистом Хаимом Видалем, учеником сефардской культуры.

    1990 - 2000

    Он возглавлял Комитет Национального центра научных исследований по науке и гражданам с начала 90-х годов. Оттуда он попытался на практике развить свою диссертацию о когнитивной демократии, основываясь на убеждении, что научные знания должны распространяться среди граждан в их интересах..

    В конце того же года он также организовал Первый меж-латинский конгресс по комплексной мысли, а в 1999 году создал кафедру странствий Эдгара Морина, посвященную обучению комплексному мышлению, спонсируемую ЮНЕСКО..

    Затем в 2001 году он был назначен президентом Агентства европейской культуры и Французской Республики, а с 2002 года - почетным директором Национального центра научных исследований..

    завод

    - Нулевой год Германии (1946)

    - Человек и смерть (1951)

    - Коммуна Франции: метаморфоза Плозевета (1967)

    - Слух Орлеана (1969)

    - Потерянная парадигма: человеческая природа (1973)

    - Метод I. Природа природы (1977)

    - Способ II Жизнь жизнь (1980)

    - Наука с совестью (1982)

    - О природе СССР (1983)

    - Метод III. Знание знаний (1986)

    - Думай европе (1987)

    - Введение в сложную мысль (1990)

    - Способ IV Идеи (1991)

    - Человеческая сложность (1994)

    - Год Сизиф ", газета 1994 (1995)

    - Любовь, поэзия, мудрость (1997)

    - Упорядоченный ум (1999)

    - Семь знаний, необходимых для образования будущего, ЮНЕСКО (2000)

    «Принципы сложного мышления, формулируемые Эдгаром Мореном , дополняют друг друга, пересекаются, являются взаимнозависимыми. И тем не менее можно выделить в его ментальных построениях семь принципов, перечисляемых в одной из его работ: Сложное мышление / Introduction à la pensée complexe.

    1. Системный или организационный принцип привязывает познание частей к познанию целого.

    2. Голографический принцип показывает, что во всяком сложном явлении не только часть входит в целое, но и целое встроено в каждую отдельную часть.

    Типичный пример - клетка и живой организм. Всякая клетка является частью целого - живого организма, но само это целое присутствует в части: вся полнота генетической наследственности представлена в каждой отдельной клетке этого организма. Подобным образом общество в его целостности встроено в каждый индивид, общество присутствует в нем через язык, через культуру, через социальные нормы.

    3. Принцип обратной связи, введённый Норбертом Винером , позволяет познавать саморегулирующиеся процессы. Он порывает с принципом линейной причинности. Причина и следствие замыкаются в рекурсивную петлю: причина воздействует на следствие, а следствие - на причину, как в системе отопления, в которой термостат регулирует работу нагревательного элемента.

    4. Принцип рекурсивной петли развивает понятие регуляции в понятие самопроизводства и самоорганизации. Это - генерирующая петля, в которой продукты сами становятся производителями и причинами того, что их производит.

    Так, индивиды продуцируют общество в ходе их взаимодействий друг с другом и посредством них, а общество как целое, обладающее эмерджентными свойствами, продуцирует человеческое в этих индивидах, оснащая их языком и прививая им культуру.

    5. Принцип авто-эко-организации (автономии / зависимости) заключается в том, что живые существа являются самоорганизующимися существами и поэтому расходуют энергию, чтобы поддержать свою автономию. Поскольку им необходимо черпать энергию и информацию из окружающей их среды, их автономия неотделима от их зависимости от окружения. Стало быть, нам нужно их понимать как авто-эко-организующие существа.

    Принцип авто-эко-организации имеет силу в отношении отдельных человеческих существ и человеческих обществ. Человеческие существа строят свою автономию в зависимости от их культуры, определяемой социальной средой. А общества зависят от своего гео-экологического окружения. Невозможно понять деятельность человека как самоопределяющегося и суверенного существа, если абстрагироваться от субъекта деятельности как живого организма, который включен в определенную ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, т.е. действующего в экологически определённых условиях.

    Эдгар Морен развивает в этой связи представление об экологии действия. Неопределенность имманентно вписана в само представление о сложности мира. Неопределенность означает незавершенность всякого процесса познавательной и практической деятельности, непредзаданность, открытость и нелинейность исхода этой деятельности. […]

    Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

    Размышление о Познании

    Сегодня, перед лицом гигантских требований и проблем, предъявляемых современным миром, обитатели планеты — представители разных культур, все больше осознают необходимость создания универсальной культуры, планетарного общества для выживания и мирного развития. Эта новая универсальная этика должна создаваться на базе полилога культур как результат интетеграции различных интеллектуальных и духовных концепций и глубоких преобразований в сознавнии людей. Новая культура поможет создать новый тип универсального сознания, в основе которого смогут гармонично сосуществовать и обогащать друг друга специфические особенности различных культур, нашедшие отражение в общечеловеческих универсальных ценностях, а также осознанное и ответственное отношение к планете, на которой мы живем. Этой сложной проблеме наряду с другими многообразными проблемами современной цивилизации, массовой культуры, экологии, роли интеллектуалов в нынешнем мире, посвящены интердисциплинарные исследования ученых разных стран.

    Признанный международный авторитет в разработке общей теории систем и принципов комплексного познания, Эдгар Морен назван в энциклопедии, изданной Международным обществом по исследованию комплексных систем в 1997 г ., в числе тридцати наиболее выдающихся ученых наряду с биологом Людвигом фон Берталанфи, кибернетиком Стаффордом Биром, нейробиологом Франсиско Варелой и математиком Норбертом Винером. Книги и статьи Морена переведены на многие языки мира, особенно он известен в Испании, Португалии, Латинской Америке. Почётный доктор более 15 университетов мира, (университет Мексико и центр СNRC в Париже носят его имя), командор ордена Почётного легиона и Ордена искусств и литературы, кавалер орденов и медалей (Большого креста ордена Св. Иакова и Меча (Португалия), ордена Гражданских заслуг (Испания), Международной премии Каталонии, Золотой медали Аристотеля ЮНЕСКО и т.д.

    После учебы в Сорбонне Эдгар Морен вступил в коммунистическую партию Франции и впоследствии стал активным участником антифашистского Сопротивления, где он подружился с Франсуа Миттераном. Тогда же он взял псевдоним Морен. Годы борьбы в рядах Сопротивления, ставшие позднее толчком к сопротивлению сталинизму, дали Морену возможность пережить моменты дружбы, братства и солидарности, которые также оказали большое влияние на формирование его мировоззрения. С 1949 года он отходит от ФКП и впоследствии исключен из неё за антисталинистские высказывания.

    В 1955 году Морен становится одним из организаторов Комитета против войны в Алжире. При поддержке Мориса Мерло-Понти он поступил в Национальный центр научных исследований (CNRS), а в 1957 году вместе с Ж. Дювиньо и Р. Бартом основал философско-социологический журнал Аргументы, который был создан по модели журнала Ragionamenti, издававшегося в Италии его друзьями Ф. Фортини и Р. Гвидуччи.

    В 1961 году Морен c Г. Фридманом и Р. Бартом основал журнал Communications и возглавил Центр исследований массовых коммуникаций. В 1960-е годы Морен много работал и преподавал в Латинской Америке, в Мексике создал университет.

    К основным работам с использованием антропологического подхода следует отнести следующие труды. Человек и смерть (L’Homme et la mort ,1951), где Морен на границах дисциплин этнографии, социологии, философии и биологии впервые использует антропологический подход в исследовании темы смерти с доисторических времен до современности.

    Во Введении к политике человека (Introduction à une politique de l’homme 1965) Морен показывает, как политика в процессе превращения в антропополитику, завоевывает все большее пространство в жизни, становясь все более многодимензиональной и противоречивой по отношению к человеку.

    В работе Единство человека ( L’Unité l’homme, 1974) пересекаются теория эволюции, этология, история, исследования мозга и гуманитарные науки, чтобы дать основу для многодимензиональной антропологии.

    В Диалоге о природе человека (Dialogue sur la nature humaine, 2000) с Борисом Сирильником, в центре внимания находится вопрос о соединении естественных наук с гуманитарными науками: социологией, психиатрией, психоанализом.

    На русском языке изданы книги Морена О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя (М.: РГГУ,1995) и 1 том Метод. Природа Природы (Прогресс-Традиция, 2005).

    Читайте также: