Заслушивает ежегодно доклад генерального прокурора рф о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией

Обновлено: 01.07.2024

Заслушав доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2018 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2018 год.

2. Комитетам Совета Федерации проанализировать доклад в целях подготовки предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

3. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

продолжить совместно с заинтересованными государственными органами работу по подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленного на расширение полномочий органов прокуратуры Российской Федерации на досудебной стадии уголовного судопроизводства;

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

принять меры по повышению безопасности дорожного движения при передвижении по автомобильным дорогам, в том числе обеспечить соблюдение требований законодательства при перевозке автомобильным транспортом пассажиров, особенно детей;

усилить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, установкой и использованием систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

5. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

организовать системный надзор за исполнением законов при реализации национальных проектов, обратив особое внимание на правомерность использования бюджетных средств, выделенных на их реализацию;

повысить эффективность исполнения установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов прокуратуры Российской Федерации в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных (трудовых, жилищных и иных), охраняемых законом интересов общества и государства;

принять меры по усилению надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями законодательства об охране здоровья граждан, включая вопросы оказания качественной и своевременной медицинской помощи, ее доступности, эффективности реализации мероприятий национального проекта „Здравоохранение„;

продолжить надзор за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, уделив особое внимание вопросам соблюдения законности уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сферах рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, а также за исполнением законодательства о недропользовании, лесного законодательства;

усилить надзор за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе при реализации мероприятий федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации в сферах обеспечения обороны страны и безопасности государства, импортозамещения, гражданской обороны;

усилить надзор за исполнением законодательства об интеллектуальной собственности, а также законодательства в области противодействия использованию контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов при производстве вооружения, военной и специальной техники;

обращать особое внимание на соразмерность применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, соблюдение разумных сроков судопроизводства при осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан при реализации правоохранительными органами функции уголовного преследования и обоснованность применения особого порядка судебного разбирательства;

принять дополнительные меры по усилению надзора за соблюдением в учреждениях уголовно-исполнительной системы конституционных и иных гарантированных законодательством Российской Федерации прав и свобод содержащихся в них граждан, уделив особое внимание вопросам обеспечения их личной безопасности, исключения фактов неправомерного применения к ним физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы, привлечения к труду осужденных к принудительным работам и осужденных к лишению свободы;

продолжить развитие международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств в сфере выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговоров и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе по вопросам розыска, ареста, изъятия и возврата имущества, полученного преступным путем;

продолжить проведение комплексных мероприятий, направленных на пресечение фактов избыточного административного давления на субъекты предпринимательской деятельности, обеспечение в рамках осуществления надзора восстановления нарушенных прав предпринимателей и инвесторов;

подготовить во взаимодействии с комитетами Совета Федерации до 1 июля 2019 года проект федерального закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленного на совершенствование оснований и порядка продления срока содержания под стражей или домашнего ареста в качестве меры пресечения в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе преступлений в сфере предпринимательской деятельности;

подготовить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, закрепляющей контрольно-надзорные функции государства в сфере предпринимательской деятельности, и представить их рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 года № 2655-р;

усилить надзор за исполнением законодательства Российской Федерации, направленного на профилактику правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав, свобод и законных интересов, противодействие вовлечению детей и подростков в противоправную деятельность и деструктивные движения и сообщества, распространению в молодежной среде криминальной субкультуры;

повысить эффективность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе в сферах противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, преступлениям экстремистской направленности и террористического характера;

принять меры, направленные на реализацию достигнутых в 2018 году договоренностей о развитии двустороннего сотрудничества с органами прокуратуры и юстиции иностранных государств, а также на углубление взаимодействия с партнерами в рамках Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и других международных объединений.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

принять дополнительные меры, направленные на своевременную и эффективную реализацию федеральных целевых программ и государственных программ субъектов Российской Федерации;

активизировать работу постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, обратив особое внимание на профилактику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, преступлений экстремисткой направленности и террористического характера, а также коррупционных преступлений;

сформировать комплексную систему обучения детей в образовательных организациях основам безопасного участия в дорожном движении, используя опыт организации деятельности отрядов юных инспекторов движения и возможности детско-юношеских автомобильных школ;

разработать и реализовывать с участием органов местного самоуправления комплексные планы мероприятий, направленных на снижение аварийности по вине водителей автобусов, включающие в том числе следующие мероприятия: по организации маршрутной сети и ее соответствия потребностям населения в транспортном обслуживании; по обеспечению безопасности пешеходов в местах размещения остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта; по выявлению и устранению причин и условий организации незаконной перевозки пассажиров.

7. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2020 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).

В частности, в Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.

В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.

Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупционным проявлениям.

предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);

борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);

минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.

В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению:

своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий;

прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;

привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;

защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

В соответствии с поставленными задачами СППК осуществляют следующие функции:

надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;

антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;

надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;

поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;

возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;

мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;

участие в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;

деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;

работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;

работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 января 2016 г. состоится заседание Совета при президенте РФ по противодействию коррупции - консультативного органа при главе государства, образованного указом президента РФ Владимира Путина от 19 мая 2008 г. "О мерах по противодействию коррупции".

Задачи

Среди основных задач совета - подготовка предложений главе государства в сфере государственной политики противодействия коррупции; координация работы федеральных и региональных органов исполнительной власти по борьбе с ней; контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

История

С ноября 2003 г. по февраль 2007 г. при президенте РФ действовал Совет по борьбе с коррупцией, учрежденный указом главы государства от 24 ноября 2003 г.

Противодействие коррупции в России. Досье

В его состав по должности входили глава правительства РФ, спикеры Совета Федерации и Государственной думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Совет ежегодно заслушивал доклад Генерального прокурора РФ о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией, а также представлял ежегодный доклад президенту РФ по результатам своей работы. В составе совета действовала Комиссия по противодействию коррупции, которая занималась анализом деятельности органов государственной власти и судов, выявлением причин и условий (например, пробелов в законодательстве), способствующих коррупции. Также при совете работала Комиссия по разрешению конфликта интересов. В соответствии с указом президента РФ от 3 февраля 2007 г. Совет по борьбе с коррупцией прекратил свою работу.

Структура и руководство

Пост председателя Совета по противодействию коррупции занимает глава государства, он же утверждает его состав (в данный момент - 29 человек). Члены совета принимают участие в его работе на общественных началах. Для реализации принятых консультативным органом решений могут издаваться указы, распоряжения и поручения президента РФ.

Президиум

Для решения текущих вопросов деятельности в составе совета создан президиум из 17 человек. Его возглавляет руководитель Администрации президента РФ Сергей Иванов, его заместителем является помощник президента РФ Евгений Школов. Должность ответственного секретаря президиума занимает начальник Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой.

Президиум формирует повестку заседаний совета; рассматривает вопросы, связанные с обеспечением реализации его решений; создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам, привлекая в их состав представителей иных государственных органов, общественных деятелей и ученых.

Его важной функцией является контроль за соблюдением требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности РФ, в том числе высшие. Президиум рассматривает вопросы, связанные с декларациями чиновников о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликтов интересов, возникающих при исполнении ими служебных обязанностей.

Заседания

30 сентября 2008 г. прошло первое заседание Совета по противодействию коррупции по председательством президента РФ Дмитрия Медведева. Обсуждались первоочередные задачи по реализации Национального плана противодействия коррупции.

10 марта 2009 г. на совете были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией антикоррупционной стратегии государства, в частности создание системы антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов, мониторинг их правоприменения.


Полномочия прокурора в сфере противодействия коррупции

Еже­год­но 9 де­каб­ря от­ме­ча­ет­ся Меж­ду­на­род­ный день борь­бы с кор­руп­ци­ей, учре­жден­ный Ге­не­раль­ной Ас­сам­бле­ей ООН. В этот день го­су­дар­ства – чле­ны ООН ин­фор­ми­ру­ют об­ще­ствен­ность о на­цио­наль­ных ме­рах по про­ти­во­дей­ствию кор­руп­ции. Рос­сия в чис­ле пер­вых стран под­пи­са­ла Кон­вен­цию.

Про­ти­во­дей­ствие кор­руп­ции, ее вы­яв­ле­ние и пре­се­че­ние яв­ля­ет­ся од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний над­зо­ра ор­га­нов про­ку­ра­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Про­бле­ма кор­руп­ции в дей­ству­ю­щей в Рос­сии си­сте­ме го­су­дар­ствен­ных и му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов, учре­жде­ний, пред­при­я­тий при­об­ре­ла не се­го­дняш­ний день гло­баль­ный и си­стем­ный ха­рак­тер. Кор­руп­ция в совре­мен­ный пе­ри­од ста­ла не­пре­одо­ли­мым ба­рье­ром на пу­ти со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, а так­же го­су­дар­ствен­но- пра­во­вых ре­форм. По­след­ствия кор­руп­ции пря­мо или кос­вен­но ска­зы­ва­ют­ся на жиз­не­де­я­тель­но­сти прак­ти­че­ски каж­до­го граж­да­ни­на на­шей стра­ны. Вслед­ствие это­го не­га­тив­но­го яв­ле­ния в ор­га­нах вла­сти и управ­ле­ния хо­зяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты не­сут не­вос­пол­ни­мые из­держ­ки, ко­то­рые су­ще­ствен­но сдер­жи­ва­ют их эко­но­ми­че­ский рост и ин­но­ва­ци­он­ное раз­ви­тие.

Од­ним из го­су­дар­ствен­но - пра­во­вых ин­сти­ту­тов, при­зван­ных осу­ществ­лять про­ти­во­дей­ствие кор­руп­ции как в ор­га­нах вла­сти и управ­ле­ния, так и в сфе­ре хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, яв­ля­ют­ся ор­га­ны про­ку­ра­ту­ры. Про­ку­ра­ту­ра, это, преж­де все­го, субъ­ект пра­во­при­ме­ни­тель­ной

огра­ни­че­ний, обу­слов­лен­ных их пуб­лич­ной служ­бой.

В це­лях ре­а­ли­за­ции над­зор­ных пол­но­мо­чий про­ку­ра­ту­ра за­ко­ном на­де­ле­на пра­вом вне­се­ния в под­над­зор­ные ор­га­ны и ор­га­ни­за­ции пред­став­ле­ний об устра­не­нии на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства, а так­же при­чин и усло­вий, им спо­соб­ству­ю­щих; пра­вом при­не­се­ния про­те­стов на не­за­кон­ные пра­во­вые ак­ты; пра­вом воз­буж­де­ния про­из­вод­ства по де­лу об адми­ни­стра­тив­ных на­ру­ше­ни­ях; пра­вом на­прав­ле­ния в след­ствен­ные ор­га­ны для ре­ше­ния во­про­са о воз­буж­де­нии уго­лов­но­го де­ла ма­те­ри­а­лов про­ве­рок, со­дер­жа­щих дан­ные о пре­ступ­ле­нии кор­руп­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти; пра­вом объ­яв­ле­ния предо­сте­ре­же­ния о не­до­пу­сти­мо­сти на­ру­ше­ния за­кон­но­сти.

при­зна­нии сдел­ки не­дей­стви­тель­ной, о воз­ло­же­нии опре­де­лен­ных обя­зан­но­стей и т.д.).

Про­ку­ра­ту­ра ко­ор­ди­ни­ру­ет пра­во­охра­ни­тель­ную де­я­тель­ность всех ор­га­нов, упол­но­мо­чен­ных на осу­ществ­ле­ние пред­ва­ри­тель­но­го рас­сле­до­ва­ния пре­ступ­ле­ний и опе­ра­тив­но - ро­зыск­ной де­я­тель­но­сти, в том чис­ле, в сфе­ре борь­бы с кор­руп­ци­ей. Кро­ме то­го, про­ку­рор за­ко­ном упол­но­мо­чен на осу­ществ­ле­ние над­зо­ра за рас­сле­до­ва­ни­ем кор­руп­ци­он­ных пре­ступ­ле­ний, а так­же про­ве­де­ние по ним опе­ра­тив­но – ро­зыск­ной де­я­тель­но­сти.

В слу­чае на­прав­ле­ния в суд уго­лов­ных дел о пре­ступ­ле­ни­ях кор­руп­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти, пред­ста­ви­те­ли про­ку­ра­ту­ры под­дер­жи­ва­ют по та­ким де­лам го­су­дар­ствен­ное об­ви­не­ние, обес­пе­чи­вая за­кон­ность и спра­вед­ли­вость при­ни­ма­е­мых су­дом ре­ше­ний, в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми Уго­лов­но­го ко­дек­са РФ и Уго­лов­но -про­цес­су­аль­но­го ко­дек­са РФ.

По­мощ­ник про­ку­ро­ра
юрист 2 клас­са
И.В. Ме­ден­цев

Читайте также: