Доклад европейской комиссии по эффективности правосудия

Обновлено: 30.06.2024

По результатам исследования Европейской Комиссии российские суды продемонстрировали лучшие показатели в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран Совета Европы. Работа российской судебной системы является одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.

Европейская Комиссия по эффективности правосудия Совета Европы (СЕ) оценивает работу судебных систем европейских стран, а также государств, являющихся наблюдателями при СЕ каждые два года.

По итогам последних двух исследований первое место занимают российские суды. Актуальный оценочный доклад был опубликован Комиссией 22 октября этого года, по большинству показателей в нем деятельность судей в РФ оказалась эффективнее, чем у их коллег из 47 государств (45 государств-членов Совета Европы, кроме Лихтенштейна и Сан-Марино, и 3 наблюдателей: Израиль, Марокко и Казахстан).

Судя по тому, что основные характеристики качества работы российских судов на несколько порядков превосходят не только среднеевропейский уровень, но даже показатели ближайших преследователей, лидерство нашей страны в этой области выглядит стабильным на долгие годы.

Скорость

Например, такой важный показатель как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров в России составляет 50 дней, что почти в пять раз превосходит среднеевропейское значение (233 дня). В Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней.

При этом аналогичный показатель в административном судопроизводстве России еще кардинально лучше – всего лишь 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня). В Германии средний срок рассмотрения административного дела составляет 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.

При этом важно понимать, что выше сравниваются системы одной правовой модели – романо-германской семьи. То есть такое выдающееся различие в сроках судопроизводства объясняется именно профессионализмом и эффективностью работы судей, а не различиями в характере их деятельности.

Так что количество ежегодно поступающих в суды дел соответствует количеству ежегодно рассматриваемых дел, что свидетельствует об отсутствии волокиты. Для сравнения скорость рассмотрения административных дел в Великобритании составляет 89%, в Люксембурге – 86%; в гражданском и экономическом судопроизводстве скорость рассмотрения дел в Испании составляет 87%, в Греции – 86%, в Ирландии – 63%.

Доклад Европейской Комиссии фактически утверждает российскую судебную систему в роли флагмана и ориентира для устройства работы судов практически всех стран континентальной Европы. Некоторые эксперты предполагают, что по окончанию периода ограничений в работе судов в связи пандемией коронавируса элементы судебной реформы в России, приведшей к столь выдающимся результатам, могут быть заимствованы рядом других государств для скорейшего восстановления эффективной работы их судов.

Технологичность

В этом году Европейская Комиссия впервые изучила эффективность применения судами современных технологий. По всем показателям Российская Федерация получила высокие оценки, которые значительно превышают среднеевропейские. Например, уровень применения цифровых технологий судами РФ при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем в два раза выше среднеевропейского: 8,6 баллов против 4,1.

В части электронного взаимодействия с участниками судопроизводства России присвоена оценка в 9,09 балла (среднеевропейский показатель – 5,04 балла), в части использования цифровых технологий в распределении дел и организации работы судов – также 9,09 балла (среднеевропейский показатель – 7,11 балла), а в части применения современных технологий при подготовке судебных актов – 8,24 балла (среднеевропейский показатель – 6,15 баллов).

Общая оценка применения цифровых технологий в российских судах составляет 8,81 балла. В Германии этот показатель составляет 8,3 балла, во Франции – 5,19 баллов, в Италии – 6,42 балла, в Швейцарии – 5,55.

Во время периода самоизоляции российскими судами в сети интернет публиковались судебные акты, давались ответы на запросы заявителей, сторонам гарантировалось право осуществлять аудиофиксацию судебного разбирательства, для которой не требуется разрешения судьи, получать копии судебного решения, осуществлять с разрешения суда видеозапись судебного процесса. Все это позволило максимально сохранить гласность правосудия.

Таким образом, оценки европейских экспертов подтвердили актуальность разработанных в России задолго до пандемии технологических и цифровых решений. Ставка РФ на развитие электронного правосудия признана абсолютно верной, а опыт российской реформы, проводимой Вячеславом Лебедевым, теперь может быть взят на вооружение другими европейскими страна.

Экономность

Помимо экстраординарной по среднеевропейским меркам эффективности другой отличительной чертой современной судебной системы России является ее экономичность ее функционирования. Если опыт цифровизации российских судов играет первостепенную роль в условиях пандемии, то экономическая оптимизация их работы становится еще более значимой в условиях международного экономического кризиса.

В Российской Федерации на одного человека приходятся 20,6 евро, выделенных на финансирование судов, при этом среднеевропейский показатель в два раза выше и составляет 40,79 евро на человека. В Польше этот показатель составляет 40,8 евро, во Франции – 49,9 евро, в Италии – 53,2 евро, в Швейцарии – 141 евро.

Сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в два раза выше и составляет 7,67 евро.

В России гражданину необходимо выплатить в качестве государственной пошлины при обращении в суд с иском о взыскании долга в размере 3000 евро порядка 75 евро. Аналогичный среднеевропейский показатель составил 154 евро, в частности, в Германии – 325 евро, в Швейцарии – 646 евро.

Таким образом, функционирование российской судебной системы даже в самых больших объемах (российские суды, по оценкам Комиссии, на первом месте в Европе по интенсивности поступления в суды административных дел) требует абсолютно минимального уровня трат как рядовых граждан, так и из государственного бюджета. Этот факт оставляет большой запас прочности и пространство для дальнейшего роста и эволюционного развития судебной системы России, которая в настоящий момент является одним из главных предметов гордости нашей страны на международной арене.

К сожалению, одной из причин такой экономичности судебной системы РФ является относительно низкий уровень зарплат. Средний годовой доход российских судей абсолютно совершенно несопоставим с зарплатами их западных коллег: 7411 евро при среднеевропейском показателе более, чем в три раза выше – 25135 евро. Во Франции эта сумма составляет 35763 евро, в Германии - 53688 евро, в Швейцарии – 71641 евро (почти в 100 раз выше, чем у россиян).

Результаты исследования позволяют заключить, что насколько российские судьи превосходят западных коллег по степени нагрузки, скорости и эффективности работы, уровню овладения новейшими электронными технологиями, примерно настолько же меньше денег тратится на оплату и организацию их работы. Такая предельная оптимизация деятельности судейского корпуса России в условиях финансового кризиса превращает его в образцовую модель для других стран и сфер деятельности.

Прогрессивность

При этом важно учитывать, что процесс многолетней ускоренной реформы судебной системы при решительном обновлении принципов ее работы в прогрессивном ключе не оказало никакого негативного эффекта (даже промежуточного) на соблюдение всех высочайших правовых норм и гарантий, в т.ч. внутри судейского корпуса.

Так, Европейская Комиссия пришла к выводу о том, что процедуры отбора кандидатов на судейские должности, а также их профессиональное повышение в России соответствуют общеевропейским тенденциям.

Так, отбор кандидатов на судейские должности в России осуществляется органом, включающим как судей, так и лиц ими не являющихся – аналогичные процедуры предусмотрены в 43 государствах, участвовавших в оценке. Этот же орган принимает решение о рекомендации судьи к повышению в должности, как и в 32 государствах, участвовавших в оценке.

Критериями повышения судьи в должности являются судейский стаж и профессионализм (как и в 39 государствах, участвовавших в оценке), а также качество работы и данные, характеризующие личность судьи (как и в 30 государствах, участвовавших в оценке).

Ни по одному из оцененных Европейских Комиссией показателей российская судебная система не показала неудовлетворительного или даже среднего результата.

Быстрое и технологичное: Европейская комиссия оценила эффективность российского правосудия

Европейская комиссия по эффективности правосудия Совета Европы оценила работу судов 47 стран, в том числе и России. Эксперты подсчитали, как быстро судьи рассматривают дела, сколько получают и эффективно ли внедряют в работу современные технологии.

Это восьмой отчет об оценке с момента основания комиссии (2002 год). Всего в исследовании участвовало 47 стран. Израиль, Марокко и Казахстан были наблюдателями. Европейская комиссия подсчитала количество профессиональных судей в разных государствах. В среднем на 100 000 человек приходится 21,4 служителя Фемиды (в России – 15,1 на 100 000 человек). Отчет показал, что число женщин среди судей растет, но юридическая профессия остается преимущественно мужской. В исследовании оценили и уровень достатка. Рекордсменом стала Швейцария. Судьи в этой стране в год получают €71 641. Средний годовой доход российских судей оказался меньше, чем у западных коллег.


Европейская комиссия впервые изучила технологичность судов. Для этого оценивала эффективность применения ими цифровых технологий. Россия в этом рейтинге показала высокий результат. При среднем показателе в 6,11 у нашей страны 8,81.


Отдельно эксперты остановились на электронном правосудии во время пандемии. Комиссия сделала вывод, что информационные технологии оказались важны для продолжения работы правовых систем. Хорватия, Латвия, Словения, Турция и Россия рекомендовали использовать электронную связь между судами и участниками процесса. В отчете сказано: важно не допустить влияния новых инструментов на принципы справедливости, беспристрастности и независимости правосудия.

Европейская комиссия дала оценку еще и скорости работы судов. Согласно данным, почти в пять раз быстрее, чем в среднем по Европе, в России рассматриваются гражданские дела, а административные – практически в 25. Отечественные суды показали минимальный результат по решению административных споров (за исключением Казахстана) – всего 13 дней.


При более эффективной деятельности по некоторым показателям российская судебная система оказалась экономичнее, чем в среднем по Европе. В России на одного человека тратят порядка €30, выделенных на финансирование судов. Для сравнения: в Швейцарии – €200, а в Монако – больше €180.

Европейская комиссия по эффективности правосудия (ЕКЭП/CEPEJ), функционирующая в рамках Совета Европы, с помощью своего доклада и общедоступной интерактивной базы данных представляет основные тенденции, наблюдаемые в данной сфере в 45 европейских странах (*).

В оценочный доклад, являющийся седьмым с момента учреждения ЕКЭП в 2002 году, включены тенденции в следующих областях:

  • бюджет судебной системы;
  • судьи и прокуроры;
  • гендерное равенство внутри судебной системы;
  • организация судов;
  • эффективность судебной системы.


(*) Из 47 государств-членов Совета Европы только Лихтенштейн и Сан-Марино не смогли дать информацию. Израиль и Морокко принимали участие в качестве наблюдателей в ЕКЭП.

Армения:

является страной с наименьшим числом профессиональных судей на 100 тысяч жителей (а именно 7,7). В то же время, в докладе отмечается, что судьи в Армении получают высокую зарплату, по сравнению со средними зарплатами в стране. В начале карьеры судьи получают зарплату в более чем четыре раза выше, чем средняя зарплата по стране, а в конце карьеры даже в восемь раз выше. Средний показатель по Европе — в конце карьеры судья получает зарплату в 4,5 раз выше, чем средняя зарплата по стране.

Согласно докладу, в Армении на 100 тысяч населения приходится 61,9 юристов, что более, чем в два раза ниже средних показателей по Европе.

Что касается гендерного равенства, то в Армении лишь 9% прокуроров и 41% юристов женщины.

Азербайджан:

в Азербайджане самый низкий государственный бюджет на судебную систему.

Россия: по сравнению с другими странами Совета Европы (СЕ) в России больше всего прокуроров – на 100 000 жителей их 25. Судей несколько меньше, а вот адвокатов на душу населения в три раза меньше, чем в среднем по СЕ. В среднем в Европе на каждые 100 000 населения приходятся 12 прокуроров, что на 13 меньше, чем в России, сообщает РБК со ссылкой на обзор Европейской комиссии по эффективности правосудия. В докладе рассмотрены данные 2016 года по 45 странам-членам Совета Европы.Разница в количестве сотрудников прокуратуры связана с отличием функций российской прокуратуры от большинства европейских. Основная функция прокуратуры в России – надзор всех общественных институтов. В уголовном процессе прокуроры только утверждают обвинительные заключения и представляют гособвинение в суде. В иностранных же правовых системах они, чаще всего, непосредственно расследуют уголовные дела.

Судей в России чуть меньше, чем в странах-членах СЕ – 18 на 100 000 населения и 21 на 100 000 соответственно. При этом в России 49,4 адвоката на каждые 100 000 человек, что в три раза меньше, чем в странах СЕ – там их 162. Больше всего адвокатов на Кипре – 425 на 100 000 населения, меньше всего в Азербайджане – девять на 100 000.

Наибольшая часть расходов (30%) в странах Восточной Европы приходится на содержание прокуратуры. В странах Северной Европы авторы доклада обнаружили тенденцию к увеличению господдержки юридической помощи (на нее расходуется 30%).

Лишь 12% российского бюджета на правосудие покрывается пошлинами и сборами, следует из доклада. При этом в Германии, Ирландии, Исландии, а также на Мальте, в Турции и на Украине сборы компенсируют до 40% бюджетных трат на судебную систему.

Россия оказалась в тройке государств — членов Совета Европы, судебные инстанции которых отличаются скоростью рассмотрения дел, согласно выводам Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ).

Так, в российских судах второй инстанции дела рассматриваются в среднем за 31 день, на Украине — за 54 дня, в Армении — за 60 дней.

Кроме того, Европейская комиссия включила Россию в число 16 государств из 45, представивших необходимый пакет данных за период с 2014 по 2016 годы и показавших удовлетворительные результаты в плане продуктивности работы судов второй инстанции.

В результате Россия попала в группу наряду с Германией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Словенией, Венгрией, Данией, Литвой, Румынией, Украиной, Эстонией, Арменией, (Бывшей югославской республикой) Македонией.

Россия уверенно опережает другие страны СЕ по гендерному равноправию в судебной системе. Так, количество женщин среди профессиональных судей составляло за указанный период 60% (53% в среднем). На высоком уровне этот показатель находился и в отношении адвокатов (41% женщин при среднем значении 40%), нотариусов (84% и 54% соответственно) и судебных исполнителей (75% и 43%).

Еврокомиссия опубликовала отчет об оценке европейских судебных систем в 47 странах (последние использованные в отчете данные датированы 2018 г.). Согласно исследованию Европейской комиссии, российские суды продемонстрировали одни из лучших показателей в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран, представленных в Совете Европы. Работа российской судебной системы признана одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.

Например, такой важный показатель, как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров, в России составляет 50 дней, что почти в 5 раз лучше среднеевропейского значения (233 дня). Для сравнения: в Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней. Аналогичный показатель в административном судопроизводстве в России еще лучше – всего 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня). В Германии средний срок рассмотрения административного дела – 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.

В этом году Европейская комиссия впервые изучила и эффективность применения судами современных технологий. По всем показателям Россия получила высокие оценки, они значительно превышают среднеевропейские. Например, уровень применения цифровых технологий российскими судами при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем вдвое выше среднеевропейского – 8,6 балла против 4,1.

Что касается финансов, то сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в 2 раза выше – 7,67 евро. В качестве сравнения: российский гражданин, обращающийся в суд с иском о взыскании долга в размере, например, 3000 евро, заплатит в качестве государственной пошлины порядка 75 евро, житель Германии – 325 евро, Швейцарии – 646 евро, при этом среднеевропейский показатель составляет 154 евро.

– за последние 10 лет число осужденных к реальному лишению свободы сократилось на 40%;

– в 2019 г. по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности рассмотрено 153 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворено 87 (57%), соответственно, в удовлетворении 66 ходатайств (43%) отказано;

– количество несовершеннолетних осужденных сократилось с 96 800 в 2003 г. до 16 900 в 2019 г., т. е. в 5 раз;

– в 2019 г. судами рассмотрены уголовные дела об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ) в отношении 133 лиц, из них осуждены 73 (55%), а в отношении 60 лиц (45%) уголовное преследование прекращено судом.

6 октября Комиссия Совета Европы по эффективности правосудия (CEPEJ) опубликовала доклад об оценке качества судебных систем европейских стран. Одновременно была запущена в работу интерактивная база данных со статистической информацией по национальным системам правосудия.

Совет Европы опубликовал доклад об эффективности судебных систем европейских стран

6 октября Комиссия Совета Европы по эффективности правосудия (CEPEJ) опубликовала доклад об оценке качества судебных систем европейских стран. Одновременно была запущена в работу интерактивная база данных со статистической информацией по национальным системам правосудия.

Для экспертной оценки в документе использованы данные, представленные международной организации за 2014 год. Доклад освещает основные тенденции в финансировании судов и исправительных учреждений, а также изменения, коснувшиеся кадрового состава судов, прокуратуры, адвокатуры, и организации судебной системы.

Комиссия отмечает, что Российская Федерация привлекла значительные ресурсы для развития национального правосудия. В частности, средства были направлены на строительство и ремонт пенитенциарных учреждений, внедрение новых технологий, повышение заработной платы специалистов, предоставление юридической помощи социально незащищенным гражданам.

Это шестой доклад, подготовленный с момента учреждения Комиссии Совета Европы по эффективности правосудия в 2002 году. Он содержит данные 45 Совета Европы. Информацию для оценки не предоставили и Лихтенштейн.

По материалам Совета Европы

Фото: открытые источники

Защита прав женщин станет одним из направлений сотрудничества между омбудсменами России и Бахрейна

9 ноября Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова и Председатель Совета уполномоченных Национального института по правам человека Али Ахмед Аль-Дерази подписали Протокол о взаимодействии между институтами государственной правозащиты на 2022 год. Одним из ключевых направлений сотрудничества в рамках протокола станет защита прав женщин. Стороны договорились подготовить в…

Татьяна Москалькова встретилась с Председателем Совета Шуры и членами Комитета по правам человека

8 ноября в рамках визита в Королевство Бахрейн Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова встретилась с Председателем Совета Шуры (верхняя палата Парламента) господином Аль ибн Салех Аль-Салехом и членами Комитета по правам человека. В ходе общения с Председателем, а также членами Комитета по правам человека при Совете Шуры Татьяна Москалькова рассказала об истории института Уполномоченного по правам человека в России, работе…

Читайте также: