Доклад европейского агентства по окружающей среде еаос

Обновлено: 16.05.2024

Опросы показывают, что российское и европейское население осознает важность сотрудничества в области экологии. Политологи Александр Гаджиев и Игорь Вохминцев проанализировали, сможет ли экологическая политика стать драйвером в отношениях ЕС-России, и сформулировали конкретные рекомендации

Александр Гаджиев, Игорь Вохминцев

С 2014 г. отношения Евросоюза и РФ остаются крайне напряженными, однако на сегодняшний день сохраняются конкретные линии взаимодействия, в рамках которых оба партнера действуют в своих интересах. В частности, взаимовыгодным и, на наш взгляд, весьма перспективным является сотрудничество в сфере экологии и защиты окружающей среды. Во-первых, экологическая повестка все больше выходит на передний план во внутриполитической сфере как в России, так и в ЕС. Во-вторых, эта повестка набирает обороты и во внешнеполитической сфере. В-третьих, эта сфера находит отклик у молодежи — самой активной и легко-мобилизируемой части общества. В-четвертых, она самая деполитизированная в сравнении с другими на двустороннем уровне. Таким образом, экология может выступать катализатором развития взаимоотношений и выхода из кризиса между ЕС и РФ.

Три экологических вызова для ЕС

Высокая концентрация загрязнения воздуха продолжает оказывать негативное влияние на европейцев, особенно тех, кто живет в городских районах. Довольно очевидно и то, что загрязнение воздуха также негативно влияет на экосистемы, нанося ущерб почвам, лесам, озерам и рекам, сокращая урожайность сельскохозяйственных культур. Тем не менее, уже сейчас мы становимся свидетелями необратимых последствий загрязнения воздухе в Европе.

В частности, обновленные оценки показывают, что плотная концентрация твердых частиц в воздухе были причиной около 422 000 преждевременных смертей в 41 европейской стране в 2015 году, из которых около 391 000 были в 28 государствах-членах ЕС. Более широкая оценка, включенная в доклад этого года, относящийся к 1990 году, показывает, что преждевременная смертность от этих твердых частиц была сокращена примерно на полмиллиона преждевременных смертей в год. Это связано с реализацией европейской политики в области качества воздуха и введением мер на национальном и местном уровнях, которые привели, например, к более экологически чистым автомобилям, промышленности и производству энергии.

Второй вызов – загрязнение мусором и отходами. Удаление твердых отходов является острой и широко распространенной проблемой как в городских, так и в сельских районах во многих странах Европы. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов на сегодняшний день является одной из основных проблем городской среды в большинстве стран ЕС. Рост свалок и различных отходов, которые не контролируются должным образом, приводят к серьезному загрязнению тяжелыми металлами, происходящему в воде, почве и растениях. Что уменьшает её плодородие и как следствие также воздействует на экономку, требуя экстенсивного развития сельского хозяйства.

Сбор отходов в открытые места свалок представляют серьезную угрозу для здоровья людей, работающих на этих территориях, выбросы твердых отходов в водоемы усиливает загрязнение окружающей среды. Следовательно, неправильное управление отходами является причиной серьезных и различных экологических, экономических и социальных воздействий. Определенную долю надежды дают страны-члены ЕС, активно занимающиеся разрешением этой проблемы, среди которых, например, страны Скандинавии.

Третий вызов – глобальное потепление. Последствия глобального изменения климата от выбросов парниковых газов разнообразны и потенциально очень велики, и, вероятно, представляют собой наиболее серьезную долгосрочную экологическую проблему, стоящую в настоящее время перед Европой и миром в целом. Последствия от климатических изменений довольно разнообразны. Среди них мы хотели бы выделить следующие основные последствия климатических изменений в Европе: последствия повышения уровня моря, эрозии почвы и засухи, утраты пахотных земель и прибрежных водно-болотных территорий, возникновение необходимости защиты прибрежных районов; негативное влияние на водные ресурсы, а именно недостаток водоснабжения и ухудшение качества воды для потребления населением, дополнительная очистка которой потребует серьезных финансовых вложений.

Эксперты говорят о разных сценариях изменения климата: от нежелательного до катастрофического. Другими словами, позитивного сценария нам ждать не следует. Исходя из вышеперечисленных угроз, можно заявлять о серьезных масштабах экологических и климатических проблем, негативно воздействующие на различные сферы жизни в Европе. Более того, эти негативные последствия могут значительно усугубиться, но вместе с тем сегодняшнее европейское руководство выражает готовность бороться с текущими проблемами, что, в свою очередь, может нам сказать о планомерном движении в сторону усиления политики Европейского союза в сфере защиты экологии, переработке отходов и борьбе с климатическими изменениями. Так, этот анализ разрушает сложившийся миф о благополучности ЕС с точки зрения окружающей среды. В то же время, говоря об экологии, это один из самых благоприятных регионов мира, а также самый активный по её улучшению.

Количество нормативных актов на уровне ЕС обширно и охватывает все сферы и регионы. На практическом уровне, страны отходят от ископаемых источников энергии. Дания к 2050 году планирует полностью перейти на энергию из возобновляемых источников. Уже сейчас она на 40% обеспечивает энергией из возобновляемых источников свои домохозяйства. Также, эта небольшая страна — лидер по производству ветрогенераторов в мире. ФРГ планирует полностью отказаться от угля как топлива и закрыть все свои угольные шахты. Конечно, эта ситуация не одинакова для всех. «Быть экологически чистым сегодня дорого, но ЕС придерживается мнения, что это все равно дешевле, чем в будущем решение экологических проблем.

Экологическая повестка в России: разрушая мифы

Россия также как и весь мир сталкивается с проблемой ухудшения окружающей среды. Потепление в России идёт быстрее в 2.5 раза, чем в среднем по миру. Очень быстро нагревается арктический регион и уменьшается площадь морского льда. Буквально недавно мы могли это видеть разрушения конструкции с продуктами нефтепереработки из-за таяния вечной мерзлоты на одном из предприятий. Счетная палата сообщает, что ущерб от ухудшения экологической обстановки может достигать до 3% ВВП в год. Снижается уровень жизни и повышается смертность. По этому показателю Россия один из лидеров, согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития. Также, из отчета Счетной палаты РФ стало известно, что большая часть рек загрязнена и почти 56 млн граждан дышат загрязненным воздухом.

Если рассматривать конкретные проекты последних лет, то на федеральном уровне самой резонансной оказалась тема мусора. Как показывают опросы, более 70% россиян положительно относятся к этому, но 92% не занимаются этим, а 55% хотели бы это делать. Исследования также показывают, что города устанавливают инфраструктуру для раздельного сбора мусора, а также проводят просветительские мероприятия. В России также распространена проблема по переработке разделенного мусора. В городах его частично разделяют, но все равно он приходит на свалку одним мешком.

Таким образом, социологические опросы демонстрируют несостоятельность мифа о том, что граждане России не привыкнут и не смогут разделять мусор на бытовом уровне. Резонансной оказалась тема мусоросжигательных заводов. Также на всю страну прогремела история вокруг строительства производств рядом с озером Байкал. Один из последних примеров — пожары в Сибири и ситуация в Норильске. Но никаких протестов за экологию в РФ, по масштабу и количеству участников сравнимых с теми, что были в ЕС, не наблюдается. Ту волну, которая наблюдалась в сети Интернет мы не склонны рассматривать как нечто существенное, хотя не стоит списывать со счетов сам факт появления такой волны, которая до этого не наблюдалась.

Прежде всего, сделать репост, поставить лайк или написать комментарий не сравнить с выходом на улицу на митинг для открытого заявления о своей позиции. Из этого мы делаем вывод, что большинство тех, кто открыто выражал свою позицию, сделали это под действием общественного мнения и не ведут активной экологической работы. Но социологические опросы также показывают, что 21% граждан осознают значимость роли рядовых граждан в деле сохранения экологии. 23% возлагают ответственность на местные, а 30% на региональные власти.

Что касается сбережения энергии, то 79% россиян устанавливают энергосберегающие лампочки, а 74% постоянно экономят воду, электричество и газ, 32% участвуют в мероприятиях по озеленению территории. С аргументом об экономии электричества, воды и газа, можно поспорить, указав на то, что такая экономия рождается не из заботы о защите окружающей среды, а из желания экономить собственные средства, но и в этом плане, с благоприятным воздействием на окружающую среду спорить бессмысленно. Население осознает свою ответственность и потенциально готово жить по-новому. Проекты реализуются частично, отсутствует комплексный подход.

Сотрудничество России и ЕС в сфере экологии

P4M охватывает следующие сферы: разработка общей экологической информационной системы; обмен опытом по комплексным разрешениям на основе наилучших доступных технологий, включая более чистое производство и снижение энергоемкости производства; разработка совместных действий по борьбе с незаконной и неустойчивой вырубкой древесины; создание единых стандартов для оценки воздействия на окружающую среду для трансграничных проектов. Большая часть из этого полноценно не реализована. Юридически, вышеприведенный документ не потерял свою силу.

Зелёная сделка ЕС и Россия

Другими словами, диалог не нужно начинать с чистого листа, опыт есть. Но нужно учитывать взаимное недоверие в других сферах, которое вызывает подозрения к любой инициативе, рассматривая её в первую очередь в связке с другими областями взаимодействия. Конечно, это не значит полное отсутствие дискуссий и обсуждений. Более того, сфера экологии между ЕС и РФ свободна от санкций. Здесь не может быть повестки против. Как уже было сказано, конечно, есть политики, которые ставят под сомнение роль антропогенных факторов в возникновении феномена глобального потепления и самого глобального потепления как такового. У ряда стран деятельность НКО в сфере экологии вызывает вопросы. Но ни один политический деятель не станет открыто говорить о том, что он против чистого воздуха, воды, переработки отходов. В публичном политическом поле такая повестка отсутствует.

Рекомендации

В сфере экологии, как и в любой другой сфере совместного сотрудничества, можно дать очень много рекомендаций и предложений разной степени ориентации во времени, но мы основываемся на том, что выходить из кризисной ситуации надо здесь и сейчас. Итак, предложения по направлениям для работы совпадают с теми болевыми точками, с которым сталкивается ЕС и Россия:

Переработка отходов— самое перспективное направление для совместной работы. У ЕС есть опыт реализации и технологии, а у Росси желание этим заниматься. Переработка отходов — это в первую очередь технологии и практики работы. Россия— это огромный рынок, на котором европейские компании совместно с российскими коллегами могли реализовать свои проекты. Интерес России — получение самых передовых практик в сфере переработки без траты средств на изучение и разработку. Для ЕС — это масштабирование бизнеса, развитие проектов и реализация новых продуктов. Несколько лет успешного функционирования совместных проектов, показали бы другим сферам положительный пример, что в России можно работать.

Программа по сбережению энергии. Опыт таких стран как Дания, лидера в использовании зеленой энергии в мире, а также ФРГ был бы крайне полезен в Росии, так как в стране еще очень много населенных пунктов, для которых технологии получения энергии из возобновляемых источников стали бы спасением. Далекие населённые пункты обычно не газифицированы, это дорого и газ становится нерентабелен. В этой сфере возможны общие проекты по принципу покупки готового решения или совместного проекта. А так как, на территории РФ компании стран ЕС ведут активную работу в том числе в сфере энергетики (Шнайдер Электрик), можно использовать их опыт.

Молодое поколение России и ЕС

Одним из самых главных преимуществ выстраивания отношений в сфере экологии является фактор молодежи. Молодые люди в России и ЕС активно работают в сфере экологии. Молодежь не нужно убеждать, что это важно и необходимо. Но нужно создать условия для мотивации занятием экологической сферой. Нужно сделать так, чтобы заниматься этим стало модно не только в силу заботы о будущем, но и о настоящем. Эта сфера может создать дополнительные рабочие места, а сегодня проблема безработицы среди молодежи как в ЕС, так и в РФ стоит остро. Это очень наукоёмкая и технологическая сфера, которая требует специалистов из многих сфер, что поможет проявить свои таланты самому широкому кругу молодых людей.

Этими тремя направлениями не исчерпывается потенциал развития отношений между ЕС и РФ, возможны и иные. Таким образом, экология может стать главной сферой для развития отношений. У РФ и ЕС есть личная заинтересованность в освоении данной темы как по политическим, так и по экономическим причинам. Со стороны России, осталось решить единую для всей страны проблему ясности и стабильности правил игры в сфере внешнего инвестирования в целом, а также переработки мусора и энергетики в частности. Это особенно важно, если страна хочет привлечь инвестиции из-за рубежа.


Защита окружающей среды и климатическая политика, представляющие так называемую зеленую повестку, подаются как одна из визитных карточек Европейского союза, позиционирующего себя как лидера природоохранного законодательства и природоохранной политики в мире.

Брюссель полагает, что ЕС вносит существенный вклад в экологизацию международных отношений. Так, он сотрудничает с универсальными международными организациями, а также с неправительственными организациями.

Среди главных экологических проблем, влияющих на профильные программы ЕС, следует назвать различные неблагоприятные ситуации в сельском хозяйстве, в развитии и функционировании энергетического сектора, рост природных катаклизмов (засухи, наводнения, лесные пожары), сокращение биоресурсов и биоразнообразия. В настоящее время существенное влияние оказывают и дискуссии об изменении климата.

4 декабря 2019 года был опубликован доклад Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС). Эксперты высказали сомнение в возможности достичь всех целей к 2030 году, если немедленно не начать действовать в ближайшие десять лет, не инвестировать в устойчивое развитие и не прекратить финансирование экологически вредных производств. Доклад Евростата за 2019 год также свидетельствует об отсутствии прогресса в развитии климатической политики.

Первый закон ЕС о климате будет представлен в марте 2020 года. В центре нового закона ЕС о климате — реализация плана по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году, по крайней мере, до 50% – 55 %, для чего будут применяться различные информационные и финансовые инструменты. Также прозвучало предложение пересмотреть Директиву о налогообложении энергетики, чтобы скоординировать ее развитие с требованиями ЕС. Предполагается разработать новую схему ограничения выбросов, провести изменение кредитной политики для направления развития предприятий в сторону экологизации, внедрить использование безопасных сельскохозяйственных технологий, пересмотреть законодательство в отношении всех видов загрязнений.

Столь грандиозные задачи потребуют не менее грандиозных финансовых ресурсов. Финансирование низкоуглеродной энергетики и связанной с ней инфраструктуры должно увеличиться почти до 3% в год, что означает выделение дополнительно средств — до 600 млрд евро в год.

Очевидно, что финансирование этих проектов будет осуществлено за счет других коммунитарных политик и перераспределения финансовых потоков внутри ЕС, что уже вызвало острый негативный отклик от таких стран, как Польша.

Защита окружающей среды и климатическая политика, представляющие так называемую зеленую повестку, подаются как одна из визитных карточек Европейского союза, позиционирующего себя как лидера природоохранного законодательства и природоохранной политики в мире. Например, ЕС гордится, что более 18% территории Союза стали охраняемыми природными территориями. Также в качестве достижений на этом поприще ЕС демонстрирует коллективность действий всех стран-участниц и системность в решении экологических вопросов. Брюссель полагает, что ЕС вносит существенный вклад в экологизацию международных отношений. Так, он сотрудничает с универсальными международными организациями, а также с неправительственными организациями. Например, ЕС, прежде всего в лице Франции, называет себя оплотом Климатического соглашения. К настоящему времени Евросоюз накопил большой опыт в разработке соответствующих программ. Первая экологическая программа действий функционировала в Союзе (тогда ЕЭС) в 1970-е гг. А после подписания Маастрихского договора в 1992 г. экологическая политика стала одной из основных коммунитарных политик.

Среди главных экологических проблем, влияющих на профильные программы ЕС, следует назвать различные неблагоприятные ситуации в сельском хозяйстве, в развитии и функционировании энергетического сектора, рост природных катаклизмов (засухи, наводнения, лесные пожары), сокращение биоресурсов и биоразнообразия. В настоящее время существенное влияние оказывают и дискуссии об изменении климата.

Действующая экологическая программа: проблемы в реализации


Доклад Евростата за 2019 год также свидетельствует об отсутствии прогресса в развитии климатической политики. А согласно мониторингу Седьмого европейского плана в области окружающей среды из 30 целей достигнуты только 23. Институт экологической политики Европы говорит о ключевых проблемах экономической, социальной и экологической устойчивости. Не все страны смогли выполнить требования Седьмой программы. Наиболее эффективно работают Дания, Швеция, Финляндия, тогда как Болгария, Румыния и Кипр занимают последнее место среди 28 стран.

Таким образом, ЕС пока не продвинулся в выполнении поставленных целей, но при этом он должен стать мировым лидером и примером соответствующей политики для всего глобального сообщества.

Будущая экологическая политика ЕС


Первый закон ЕС о климате будет представлен в марте 2020 года, но пакет решений в отношении политики и действий ЕС уже был отчасти озвучен комиссаром Ф. Тиммермансом. Судя по заявлениям представителей экологических организаций, этот пакет мер уже вызвал новый раунд споров, так как, с одной стороны, Брюссель пропагандирует декарбонизацию, а с другой, в новом пакете мер нет даже упоминания о возможном налоге на авиационное топливо или налоге на выбросы углекислого газа, что и вызвало критику разных НПО. Также представители Гринпис подвергли критике предлагаемые решения. Экологические организации призывают ЕС к 2030 году достичь сокращения выбросов не менее на 65% по сравнению с 1990 годом, а не на 50 или 55%, как планирует ЕС. Тем более, что эти цифры не соответствуют Парижскому соглашению. Гринпис также критикует непоследовательность Еврокомиссии в транспортной политике и то, что он никак не влияет на вопросы потребления.

С одной стороны, Брюссель пропагандирует декарбонизацию, а с другой, в новом пакете мер нет даже упоминания о возможном налоге на авиационное топливо или налоге на выбросы углекислого газа, что и вызвало критику разных НПО.

В центре нового закона ЕС о климате — реализация плана по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году, по крайней мере, до 50% – 55 %, для чего будут применяться различные информационные и финансовые инструменты. Также прозвучало предложение пересмотреть Директиву о налогообложении энергетики, чтобы скоординировать ее развитие с требованиями ЕС. Предполагается разработать новую схему ограничения выбросов, провести изменение кредитной политики для направления развития предприятий в сторону экологизации, внедрить использование безопасных сельскохозяйственных технологий, пересмотреть законодательство в отношении всех видов загрязнений.

Каким образом новый председатель Еврокомиссии обосновывает политику в области климата как наиболее актуальную для ЕС?


Во-вторых, ЕС заявит о себе как о мировом разработчике экологических стандартов. Более того, любые торговые соглашения, заключаемые ЕС с внешними участниками, будут дополнительно защищать окружающую среду и внедрять стандарты ЕС повсеместно. Но для этого требуется значительное усиление сотрудничества всех государств с универсальными международными организациями.

В-третьих, решение экологических задач связывают с профилактикой экологических бедствий. Природные катастрофы (засухи, наводнения, пожары) приводят к ущербу, поэтому бездействие в этой области также стоит финансовых ресурсов (более 12 млрд евро в год). Еврокомиссия объясняет эти процессы глобальным потеплением. Однако может ли новая экологическая повестка и политика повлиять на природные катаклизмы? Поскольку мы понимаем, что отдельно взятые мероприятия в отдельном регионе не являются глобальными, то вряд ли.

Это не значит, что ничего не следует делать. Напротив, опыт ЕС в данной сфере представляет интерес. А использование разнообразного финансового инструментария требует тщательного анализа.

Столь грандиозные задачи потребуют не менее грандиозных финансовых ресурсов. Финансирование низкоуглеродной энергетики и связанной с ней инфраструктуры должно увеличиться почти до 3% в год, что означает выделение дополнительно средств — до 600 млрд евро в год. Например, для Польши переход к декарбонизации будет болезненным, так как уголь используется там для обеспечения более 80% электроэнергии. Это значит, что и на уровне государства потребуются большие расходы.

Очевидно, что финансирование этих проектов будет осуществлено за счет других коммунитарных политик и перераспределения финансовых потоков внутри ЕС, что уже вызвало острый негативный отклик от таких стран, как Польша.

Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС; EEA; European Environment Agency) – учреждение Европейского Союза, осуществляющее сбор, обработкуи анализ информации о состоянииокружающей средына европейском континенте. Правовую базу деятельности Агентства составляет Регламент 1210/90 от 7 мая 1990 г. об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, изменённый Регламентом 933/1999 от 29 апреля 1999 г.

обеспечение ЕС и государств-членов объективной экологической информацией; регистрация, сопоставление и оценка информации о состоянии окружающей среды; участие в информационном обмене и обеспечение сравнимости получаемой экологической информации на европейском уровне; обеспечение широкого распространения достоверной информации о состоянии окружающей среды и о результатах исследований в области экологии;

координация Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, содействие в инкорпорации её в международные системы мониторинга, содействие государствам-членам в становлении систем мониторинга окружающей среды и консультация государств-членов по данным вопросам;

совершенствование методов оценки стоимости ущерба, превентивных и восстановительных мероприятий;

участие в международном сотрудничестве.

Первоначально ст. 20 Регламента устанавливала возможность в ближайшем будущем наделить Агентство важными функциями по координации политики ЕС в отношении окружающей среды. В частности такими, как участие в контроле за имплементацией экологического законодательства ЕС, участие в создании системы экологической сертификации, а также проведение мероприятий направленных на совершенствование критериев оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренных Директивой 85/337/ЕЭС. Как указывалось в преамбуле документа, Регламент должен был быть пересмотрен через два года после его принятия. Однако через два года после принятия Регламента 1210/90, ЕАОС ещё даже не приступило к деятельности. Пересмотр Регламента состоялся только в 1999 году, когда Советом был утверждён Регламент 933/1999 от 29 апреля 1999 г. изменяющий Регламент 1210/90. Согласно изменениям, Агентство лишь частично было наделено теми полномочиями, которые на него планировалось возложить в соответствии с прежней редакцией ст. 20. Новая редакция ст. 20 не содержит каких-либо положений о будущем расширении компетенции Агентства.

Статья 19 Регламента 1210/90 указывает, что в работе Европейского агентства по окружающей среде могут участвовать не только государства-члены, но и другие государства, разделяющие подход Сообщества и государств-членов к задачам Агентства. Такое участие является предметом специального соглашения.

Регламент 1210/90 по существу ввёл два инструмента экологической политики Сообщества: информационный инструмент экологической политики ЕС – Европейское агентство по окружающей среде, и общую для Сообщества систему мониторингаокружающейсреды – Европейскую сеть информации и наблюдения за окружающей средой. Сеть, согласно ст. 4 Регламента, включает в себя важнейшие элементы национальных информационных сетей государств-членов, национальные опорные пункты по сбору информации, тематические центры обработки информации в государствах-членах. Возглавляет и координирует Сеть, учреждённую Регламентом 1210/90, Европейское агентство по окружающей среде. (См. также Европейский Союз; Право Европейского Союза)

к.ю.н. Калиниченко П.А.

Использованная литература и информационные ресурсы

Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Отв. ред. Кашкин С.Ю. М., 1999.

Калиниченко П.А. Современные тенденции в развитии экологического права ЕС // Преподавание права Европейского Союза в российских ВУЗах – II. Материалы семинара, состоявшегося в Москве 5–7 декабря 2000 г. М., 2001. С. 207–211.

Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. Cambridge: Univ. Press, 1997.

Kramer L. EC Treaty and Environmental Law. London: Sweet & Maxwell, 1995.

Будущее аграрного сектора Европы: вызовы и перспективы

Волна сибирского холода, накрывшая Италию в начале года, знойное засушливое лето, наводнения и проливные дожди в октябре и ноябре не могли не сказаться на урожайности оливковых деревьев и других сельскохозяйственных культур. Согласно данным издания Olive Oil Times, в 2018 г. производство оливкового масла в Италии сократилась на 57%. В 2019 г. аномальная погода пришла и в Испанию, где из-за засухи на 44% упал урожай оливок.

Последствия аномальных климатических условий непосредственно затронут по меньшей мере 22 млн европейских фермеров и сельскохозяйственных рабочих и угрожают 44 млн рабочих мест в различных отраслях пищевой промышленности. Перед Европой, на долю которой приходится одна восьмая мирового производства зерна, две три мирового производства вина и три четверти — оливкового масла, остро стоит проблема адаптации к изменению климата во всех звеньях агропромышленного комплекса.

Изменение климата повлияет на будущие урожаи


Прогнозируемые изменения средней месячной температуры в зимний и летний периоды к концу века (2017 – 2100 гг.) по сравнению с температурными данными за 1981 – 2010 гг., согласно RCP8.5 (Источник: Dosio, 2018 г.)

Согласно недавнему докладу Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС), в Центральной и Восточной Европе количество проливных дождей, заливающих сельскохозяйственные угодья и снижающих урожайность, может увеличиться на 35%. С другой стороны, повышение температуры в последние 40 лет позволило расширить ареал возделывания агрокультур в северном направлении. Ожидается, что в будущем сохранится тенденция к смещению климатических зон, и урожайность может возрасти.

Зерновые культуры достигают пика своей урожайности только при сочетании определенных условий. Этапы их жизненного цикла привязаны к конкретным событиям и конкретному времени, и они не могут не реагировать на нарушение привычного порядка вещей. Повышение температуры заставляет семена прорастать раньше, а растения — расти быстрее. По прогнозам экспертов ЕАОС, период цветения и созревания таких культур, как пшеница и кукуруза, наступит на одну-три недели раньше обычного, особенно в западных и северных регионах Европы.

Однако из-за более быстрого роста в условиях повышенных температур зерновым не хватает времени для формирования достаточного количества биологического материала, что в свою очередь может снизить их урожайность. Это последствие изменения климата уже сказалось на объемах производства кукурузы, пшеницы и овса в регионах Южной и Центральной Европы. По оценкам специалистов, в период с 2051 по 2080 гг. урожай зерна в Португалии может снизиться на 20 – 29 кг/га в год. Некоторые исследования предупреждают и о возможном снижении качества винных сортов винограда в Испании.

От тепловой волны 2010 г. в России пострадало 30% урожая зерна. Российские власти вынуждены были запретить экспорт пшеницы, что вызвало скачок цен на нее во всем мире. Согласно данным крупнейшего союза фермеров Италии Coldiretti, за прошедшее десятилетие сельское хозяйство и аграрная инфраструктура Италии потеряла 14 млрд евро из-за погодных аномалий, связанных с изменением климата. Как считает Алессандро Галло, эксперт метеослужбы Meteonetwork, урожайность зерновых на Сардинии, где средняя температура этой зимой была на 3°C выше обычной, а затяжная засуха сменяется мощными наводнениями, в ближайшие тридцать лет может сильно упасть. По оценкам экспертов ЕАОС, в Португалии, Галиции, на севере Скандинавии и в Турции ожидаются более суровые засухи, а повышение глобальной температуры на 2°C приведет к дефициту воды и увеличению потребности в поливной воде на 4 – 18% к 2100 г.

Как климатические данные помогают в адаптации


Европейское агентство по окружающей среде (2019)

Число случаев успешной адаптации к изменению климата с помощью климатических данных постоянно растет. В Кастильоне, регионе Италии, консалтинговая компания GECOsistema использовала информацию C3S, чтобы помочь органам власти, отвечающим за земельное и водное хозяйства, в планировании стратегий устойчивой ирригации. На основе климатических сценариев 2020, 2050 и 2080 гг. было проанализировано влияние водообеспеченности региона на урожайность шести сельскохозяйственных культур, включая киви, персики и зерно.

В Тоскане Консалтинговая служба по оценке влияния климата на сельское хозяйство использовала климатические прогнозы C3S для оценки ущерба, который могут нанести вредные насекомые оливковым деревьям в условиях меняющегося климата. Анализ показал, что теплые зимы создают благоприятные условия для насекомых и угрозу для урожая оливок. Эта информация поможет фермерам разработать более эффективные стратегии борьбы с насекомыми.

По словам д-ра Рамос, адаптация сельскохозяйственной деятельности к меняющимся климатическим условиям также предполагает выбор сортов, обладающих повышенной устойчивостью к воздействию погодных аномалий. Международный центр селекции пшеницы и кукурузы (CIMMYT) использует данные C3S для выведения улучшенных сортов сельскохозяйственных культур. Наблюдая за растениями в различных условиях, ученые ставят целью вывести сорта, устойчивые к засухе и жаре.

Читайте также: