Доклад это определение по гост

Обновлено: 05.07.2024

Стандарт предназначен для применения лицами и организациями, подготавливающими и выпускающими первичные и вторичные документы, в том числе в машиночитаемой форме.

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию, построению и оформлению текста реферата (информативного реферата) и аннотации (индикативного реферата) на документы.

ГОСТ 7.5-98 СИБИД. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов

ГОСТ 7.19-85 СИБИД. Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными на магнитной ленте. Содержание записи

ГОСТ 7.51-98 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление

ГОСТ 7.57-89 СИБИД. Издания. Издательские и книготорговые библиографические указатели. Общие требования

3.1 Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

3.2 Аннотация - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

- дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

- предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

- используются в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации.

4.2 Реферат используется в качестве элемента библиографической записи и элемента выходных сведений (по ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.32, ГОСТ 7.51).

4.3 Аннотация используется в качестве элемента библиографической записи, элемента выходных сведений и элемента оформления публикуемых материалов (по ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.5, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.51, ГОСТ 7.57).

Оптимальная последовательность аспектов содержания зависит от назначения реферата. Например, для потребителя, заинтересованного в получении новых научных знаний, наиболее удобным является изложение результатов работы и выводов в начале текста реферата.

5.1.3 Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы. Широко известные методы только называются. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

5.1.4 Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые по мнению автора документа имеют практическое значение. Следует указать пределы точности и надежности данных, а также степень их обоснования. Уточняют, являются ли цифровые значения первичными или производными, результатом одного наблюдения или повторных испытаний.

5.1.6 Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в исходном документе.

5.1.7 Дополнительная информация включает данные, не существенные для основной цели исследования, но имеющие значение вне его основной темы. Кроме того, можно указывать название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе исходного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п. При наличии в исходном документе серьезных ошибок и противоречий могут даваться примечания автора реферата и редактора.

ГОСТ 7.9-95
(ИСО 214-76)

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

РЕФЕРАТ И АННОТАЦИЯ

System of standards on information, librarianship and publishing.
Informative abstract and indicative abstract. General requirements

МКС 01.140.20
ОКСТУ 0007

Дата введения 1997-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским институтом научной и технической информации, ТК 191 "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело"

ВНЕСЕН Госстандартом Российской Федерации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 7 от 26 апреля 1995 года)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

3 Разделы (подразделы, пункты): 3.1, 4.1, 5.1, 5.2, 5.3.1, 5.3.3 настоящего стандарта содержат полный аутентичный текст ИСО 214-76 "Рефераты на издания и документы"

4 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.02.96 N 108 межгосударственный стандарт ГОСТ 7.9-95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1997 года

6 ИЗДАНИЕ (октябрь 2001 года) с Поправкой (ИУС 1-98)

1 Область применения

Стандарт предназначен для применения лицами и организациями, подготавливающими и выпускающими первичные и вторичные документы, в том числе в машиночитаемой форме.

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию, построению и оформлению текста реферата (информативного реферата) и аннотации (индикативного реферата) на документы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.0-99 СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения

* Отменен на территории Российской Федерации с 01.07.2002 без замены (ИУС N 11, 2001 год). - Примечание "КОДЕКС".

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:

3.1 Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

3.2 Аннотация - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

3.3 Сводный реферат - реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.

4 Общие положения

4.1 Реферат и аннотация выполняют следующие функции:

- дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

- предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

- используются в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска документов и информации.

4.2 Реферат используется в качестве элемента библиографической записи и элемента выходных сведений (по ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.32, ГОСТ 7.51).

4.3 Аннотация используется в качестве элемента библиографической записи, элемента выходных сведений и элемента оформления публикуемых материалов (по ГОСТ 7.4, ГОСТ 7.5, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.51, ГОСТ 7.57).

5 Реферат

5.1 Структура реферата

5.1.1 Реферат включает следующие аспекты содержания исходного документа:

- предмет, тему, цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- область применения результатов;

Оптимальная последовательность аспектов содержания зависит от назначения реферата. Например, для потребителя, заинтересованного в получении новых научных знаний, наиболее удобным является изложение результатов работы и выводов в начале текста реферата.

5.1.2 Предмет, тема, цель работы указываются в том случае, если они не ясны из заглавия документа.

5.1.3 Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы. Широко известные методы только называются. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

5.1.4 Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые, по мнению автора документа, имеют практическое значение. Следует указать пределы точности и надежности данных, а также степень их обоснования. Уточняют, являются ли цифровые значения первичными или производными, результатом одного наблюдения или повторных испытаний.

5.1.5 Область применения результатов важно указывать для патентных документов.

5 1.6 Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в исходном документе.

5.1.7 Дополнительная информация включает данные, не существенные для основной цели исследования, но имеющие значение вне его основной темы. Кроме того, можно указывать название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе исходного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п. При наличии в исходном документе серьезных ошибок и противоречий могут даваться примечания автора реферата и редактора.

5.2 Особенности текста реферата

5.2.1 Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата (кроме положений, указанных в 5.1.7), а также информацию, которой нет в исходном документе.

5.2.2 Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.

5.2.3 Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии и библиографическом описании, не должны повторяться в тексте реферата. Следует избегать лишних вводных фраз (например, "автор статьи рассматривает. "). Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения, в реферате не приводятся.

5.2.4 В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций.

5.2.5 В тексте реферата следует применять стандартизованную терминологию. В рефератах по общественным наукам допускается использование терминологии исходного документа.

Следует избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснять их при первом упоминании в тексте.

Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах реферата.

5.2.6 В тексте реферата следует применять значимые слова из текста исходного документа для обеспечения автоматизированного поиска.

5.2.7 Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных в научных и технических текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.

5.2.8 Единицы физических величин следует приводить в международной системе СИ по ГОСТ 8.417. Допускается приводить в круглых скобках рядом с величиной в системе СИ значение величины в системе единиц, использованной в исходном документе.

5.2.9 Имена собственные (фамилии, наименования организаций, изделий и др.) приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция (транслитерация) собственных имен или перевод их на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании.

5.2.10 Географические названия следует приводить в соответствии с последним изданием "Атласа мира". При отсутствии данного географического названия в "Атласе мира" его приводят в той же форме, что и в исходном документе.

5.2.11 Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.

Формулы, приводимые неоднократно, могут иметь порядковую нумерацию, причем нумерация формул в реферате может не совпадать с нумерацией формул в оригинале.

5.2.12 Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), а также доступностью и языком реферируемого документа.

Если вы читаете эту статью, то это значит, что вам нужно подготовить доклад в письменном виде: грамотно и в соответствии с требованиями ГОСТа. Рассказываю, как всех удивить не только устным, но и письменным докладом.

Что такое доклад?

В процессе подготовки научного доклада студент или школьник проделывает серьезную научно-исследовательскую работу, учится анализировать, самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, доступно преподносить информацию.

С устным вариантом все просто: вы можете записывать информацию даже на китайском или идише. Главное, чтобы вам было понятно. С письменным вариантом сложнее. Есть определенные правила, которых следует придерживаться при оформлении, и они не всегда совпадают с требованиями ГОСТа и теми, что предъявляются к реферату.

Какими документами руководствоваться при оформлении?

Если вам выпала участь (или честь) выполнять доклад письменно, не стоит паниковать. Отправляйтесь на кафедру и узнавайте, какие существуют требования конкретно на вашей кафедре и у вашего научного руководителя.

После этого найдите ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 7.9-95.

Отдельного ГОСТа с требованиями по оформлению доклада нет. В этом случае используются те же документы, что и при написании рефератов, курсовых и дипломных.

План работы

Составление плана — лучшее, что вы можете сделать при подготовке. Благодаря ему работа гарантированно получится качественной и грамотной.

Вот 5 основных этапов:

  • выбор темы. Если вы выбираете тему самостоятельно, остановитесь на той, которая вам интересна;
  • поиск информации по теме. Это должно быть не менее 10 различных источников, которые нужно тщательно изучить и проанализировать;
  • составьте план, ориентируясь на будущих слушателей;
  • подведите итоги и сформулируйте основные выводы;
  • продумайте ответы на возможные вопросы.

Структура

  • вступление. Часть приветствия;
  • введение. Здесь формулируется актуальность, новизна, обоснование темы, цели и задачи;
  • основная часть. В ней содержится материал по теме, анализ результатов, перечислены методы исследования;
  • заключение. В этом разделе докладчик подводит итоги по каждой главе и работе в целом, прописывает рекомендации и перспективы изучения темы.

Приведенные выше элементы непосредственно относятся к тексту. Остальные являются неотъемлемой частью доклада как вида самостоятельной работы:

  • титульный лист. Содержит подробную информацию об учебном заведении, учащемся и преподавателе. Как правильно оформлять титульный лист я писал в предыдущей статье;
  • содержание. Обычно это 2-я страница. В содержании последовательно перечисляются главы и параграфы основного текста;
  • список использованных источников. Их должно быть минимум 5. Отдельным источником считаются различные статьи в одном и том же сборнике (журнале, книге и т. д.);
  • приложения. На усмотрение автора. К приложениям относятся графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т. п.

Каждый элемент доклада начинается на новой странице. Это относится и к главам, и к параграфам.

Иногда преподаватели требуют оставить только основную часть, а все остальное, включая библиографию, выбросить. Помните, что даже если вы не составляете список литературы, то в тексте у вас должно быть указано, откуда взята информация.

Оформление доклада по ГОСТу 2020

Технические требования

При оформлении придерживайтесь следующих параметров:

  • объем не более 20 страниц (при формате листа А4). Приложения не учитываются;
  • шрифт Times New Roman, 14 кегль, книжная ориентация;
  • отступы: справа — 1,5 см, слева — 3 см, сверху и снизу — 2 см, красная строка — 1 см. Выравнивание по ширине;
  • междустрочный интервал — 1,5 см;
  • затекстовые ссылки оформляйте с помощью квадратных скобок. Вначале идет номер источника по порядку из списка литературы, а после запятой — страница;
  • после заголовков точка не нужна. Заголовки выделяются жирным (подзаголовки жирным и курсивом) и отделяются отступом сверху и снизу;
  • нумерация проставляется начиная со 2 страницы справа внизу. Титульный не нумеруется;
  • не оформляйте текст различными цветами и шрифтами.

Требования по содержанию

В письменном варианте можно использовать только научный стиль изложения — в этом его принципиальное отличие от других видов работ, а также от устного варианта.

  • длинных и сложных предложений;
  • редких слов на иностранном языке;
  • специальной лексики, ограниченной узким кругом профессионалов;
  • вводных слов и конструкций;
  • личных местоимений.

6 полезных советов по подготовке и оформлению

Чтобы посмотреть, как все правила работают на практике, скачайте примеры оформления доклада для студентов вузов и учащихся школы.

Если у вас не получается выполнить работу самостоятельно, доверьте это дело опытным экспертам Studently.

ГОСТ Р 7.0.99-2018
(ИСО 214:1976)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

РЕФЕРАТ И АННОТАЦИЯ

System of standards on information, librarianship and publishing. Abstract and annotation. General requirements

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН)", Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская государственная библиотека", Федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственная публичная научно-техническая библиотека России" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело"

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 214:1976* "Документация. Рефераты на издания и документы" (ISO 214:1976 "Documentation - Abstracts for publications and documentation", MOD) путем изменения его структуры и приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

В настоящий стандарт не включены разделы и приложения примененного международного стандарта, которые нецелесообразно использовать в российской национальной стандартизации в связи с учетом особенностей объектов стандартизации, характерных для Российской Федерации.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Примеры рефератов и аннотаций приведены в дополнительном приложении ДА.

Примеры библиографических записей, содержащих реферат и аннотацию, приведены в дополнительном приложении ДБ.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДВ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию, построению и оформлению текста реферата и аннотации на документы.

Настоящий стандарт предназначен для применения физическими лицами и организациями, подготавливающими и выпускающими первичные и вторичные документы, в том числе в электронной форме. Настоящий стандарт рекомендован авторам научно-технических и научно-практических документов (статей, текстов докладов, монографий), при составлении авторских резюме (рефератов) к своим публикациям и аннотаций к книгам (монографиям, учебным пособиям и т.д.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.0 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения

ГОСТ 7.1 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.11 (ИСО 832:1994) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках

ГОСТ 7.19 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Формат для обмена данными. Содержание записи

ГОСТ 7.23 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания информационные. Структура и оформление

ГОСТ 7.32 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 7.60 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ 7.86 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Общие требования к издательской аннотации

ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ Р 7.0.3 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения

ГОСТ Р 7.0.4 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления

ГОСТ Р 7.0.5 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 7.0.7 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление

ГОСТ Р 7.0.12 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ Р 7.0.83 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 7.0.3, ГОСТ Р 7.0.83, ГОСТ 7.0, ГОСТ 7.60, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 реферат: Краткое точное изложение содержания первичного документа в текстовой форме, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

По форме изложения

3.1.1 информативный реферат: Реферат, отражающий в обобщенном виде все основные положения первичного документа.

3.1.2 индикативный реферат: Краткий реферат, отражающий основные темы и вид первичного документа.

3.1.3 информативно-индикативный реферат: Комбинированный реферат, отражающий в сокращенном виде основные положения и аспекты первичного документа.

По количеству реферируемых документов

3.1.4 монографический реферат: Реферат, составленный на основе одного первичного документа.

3.1.5 сводный (обзорный) реферат: Реферат, составленный на основе двух и более первичных документов.

По читательскому назначению

3.1.6 общий реферат: Реферат, ориентированный на широкую аудиторию.

3.1.7 специализированный реферат: Реферат, ориентированный на специалистов.

По составителю

3.1.8 авторский реферат (автореферат): Реферат, составленный автором первичного документа.

Примечание - Автореферат диссертации по ГОСТ Р 7.0.11.

3.1.9 неавторский реферат: Реферат, составленный референтом.

3.1.10 машинный (автоматический) реферат: Реферат, составленный с помощью компьютерной программы.

3.2 аннотация: Краткая характеристика первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

По содержанию и целевому назначению

3.2.1 справочная аннотация: Аннотация характеризует тематику первоисточника и приводит уточняющие сведения без критической оценки и без рекомендаций по его использованию.

Примечание - Справочная аннотация может быть описательной или информационной.

3.2.2 рекомендательная аннотация: Аннотация, характеризующая первоисточник и рекомендации по его использованию.

По полноте охвата содержания и по читательскому назначению

3.2.3 общая аннотация: Аннотация, в которой характеризуется первоисточник в целом и которая рассчитана на широкий круг пользователей.

3.2.4 специализированная аннотация: Аннотация, характеризующая первоисточник лишь в определенных аспектах и рассчитанная на узкий круг специалистов.

3.2.5 аналитическая аннотация: Аннотация, составленная не по всему первоисточнику, а по наиболее актуальным тематическим разделам, главам, параграфам.

3.2.6 краткая аннотация: Аннотация, содержащая характеристику одного аспекта первоисточника.

3.2.7 развернутая аннотация: Аннотация, содержащая короткий пересказ содержания первоисточника и перечисление разделов и/или рубрик и составленная, как правило, к научным работам, учебникам, монографиям.

По области применения

издательская аннотация: Аннотация, содержащая краткую характеристику издания с точки зрения его целевого назначения, содержания, читательского адреса, издательско-полиграфической формы и других его особенностей.

Примечание - Представляет собой аннотацию издательства, помещенную в издании на обороте титульного листа, на обложке.

3.2.9 библиографическая аннотация: Аннотация входит в состав библиографической записи и содержит информацию о целевом назначении, читательском адресе издания, авторе, жанре произведения и времени его создания и печати.

4 Общие положения

4.1 При аналитико-синтетической переработке первичных документов проводят качественный отбор информации и представляют ее в сжатой, свернутой форме. Аннотация содержит сведения о первоисточнике, а реферат передает его основное содержание.

4.2 Реферат выполняет следующие функции:

- возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность, а также целесообразность обращения к полному тексту документа;

- предоставление информации о документе и устранение необходимости чтения полного текста документа в том случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

- включение основных терминов, ключевых слов, характеризующих основное содержание документа и позволяющих находить документ в автоматизированных поисковых системах;

- использование автоматизированных информационных систем для поиска документов и информации.

4.3 Реферат используют в качестве элемента библиографической записи и элемента выходных сведений по ГОСТ Р 7.0.4, ГОСТ Р 7.0.12, ГОСТ 7.19, ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.23, ГОСТ 7.32.

Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 2.105-2019 — это свод правил, призванный стандартизировать форму заполнения конструкторской документации. Они содержат нормы, которым должны подчиняться структура и состав текстов в сфере строительства, приборостроения и машиностроения.

Общие моменты

С 1 июля 2020 года вступит в силу приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2019 № 175-ст, которым предусмотрено два нововведения:

  • ГОСТ 2.105-95 утрачивает силу в качестве национального стандарта, но сохраняет действие в качестве межгосударственного;
  • ГОСТ Р 2.105-2019 признают национальным.

Дополнительно в этой сфере приняты:

На практике при выполнении работы применяются те стандарты, которые выставляет заказчик, поскольку требования ЕСКД (единых систем конструкторской документации) и в целом ГОСТы в РФ считаются добровольными. Если документация оформляется для российского рынка, используйте правила оформления из национального свода. Если вы готовите бумаги для партнеров из ЕАЭС, стоит продолжать работу по ГОСТ 2.105-95. В ситуациях, когда документами пользуются компании и из России, и из других стран, укажите наименование стандарта, который использован при их подготовке.

Способы оформления

Разрешается заполнять документацию:

  • машинописным способом в соответствии с ГОСТ 13.1.002-2003. Межгосударственный стандарт. Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.02.2004 № 63-ст);
  • рукописным методом, используя положения ГОСТ 2.304-81. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 № 1562);
  • применяя ЭВМ, согласно ГОСТ 2.004-88. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.11.1988 № 3843);
  • на электронных носителях информации.

Дополнительно в новом национальном стандарте предусмотрены правила подготовки текстовых документов электронных (ТДЭ). Их допускается готовить с использованием стандартизованных информационных моделей программ. Данные либо самостоятельно набираются, либо автоматически генерируются с помощью специализированных программных средств из заранее подготовленных фрагментов.

Техническое оформление: общие требования

Формулировки основных правил ГОСТ оформления текстовых документов несколько отличаются в зависимости от того, как утвержден стандарт. Таблица покажет, в чем разница и сходство редакций:

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95

Национальный стандарт ГОСТ Р 2.105-2019

Высота символов — не менее 2,5 мм

· шрифт Times New Roman или Arial размером 14 для основного текста и размером 12 для приложений, примечаний, сносок и примеров;

· допускается использование шрифта размером 13 и 11 для основного текста и размером 12 и 10 для приложений, примечаний, сносок и примеров соответственно.

Расстояние между боковыми линиями формы и текстом должно составлять минимум 3 мм

Абзац начинается с красной строки, минимальный отступ — 15 — 17 мм

Абзацы начинается с отступа, равного 12,5 — 17 мм

От нижней и верхней границ следует отступать не менее 10 мм

Интервал между строками — не менее 8 мм

· текст оформляют с использованием полуторного межстрочного интервала;

· допускается использование двойного межстрочного интервала.

· расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом равно 3, 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — 15 мм;

· расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала, при выполнении рукописным способом — 8 мм.

· расстояние между заголовком и текстом, между заголовками раздела и подраздела — не менее 4 высот шрифта, которым набран основной текст. Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте;

· при выполнении машинописным способом интервал равен 3 или 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — не менее 15 мм.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы наименование помещают только над первой частью таблицы.

Относительно копий в ГОСТ 2.105-95 заявлено, что их (здесь и далее приведены выдержки из текста):

выполняют одним из следующих способов:

  • типографским — в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям, изготовляемым типографским способом;
  • ксерокопированием — рекомендуется размножать способом двустороннего копирования;
  • светокопированием;
  • микрофильмированием;
  • на электронных носителях данных.

В национальном стандарте на этот счет добавлены способы изготовления электронных копий:

  • сканированием исходного бумажного документа;
  • конвертированием или трансформированием ТДЭ из одного формата в другой или из одной схемы данных в другую;
  • цифровым копированием.

Отдельно следует выделить установленные стандартами требования к текстовым документам, касающиеся структуры последних. Они могут состоять из:

  • частей с присвоенным наименованием и обозначением. За исключением первой, каждой из них присваивается порядковый номер;
  • книг, у которых тоже есть номера и наименования;
  • разделов. Обязательно проставляется номер каждого, отделенный точкой от основного названия. Точка в конце названия не используется, перенос слов не допускается. Начало каждого раздела оформляется на новом листе;
  • подразделов. Первая цифра обозначает принадлежность к конкретному разделу, вторая — порядковый номер конкретного подраздела.

Что касается нумерации, ЕСКД при оформлении документов позволяет сделать ее как сквозной, так и отдельной для каждого раздела.

Чего делать нельзя

Внимательно посмотрите требования ЕСКД к содержанию и оформлению документации. В документах содержится исчерпывающий список того, что нельзя употреблять в тексте. Так, недопустимо:

  • применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
  • применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
  • применять произвольные словообразования;
  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;
  • сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Помимо этого, требования ЕСКД 2020 года запрещают:

  • ставить знак минус для обозначения отрицательных чисел;
  • перечеркивать круг в качестве обозначения диаметра;
  • писать математические знаки без числового сопровождения;
  • указывать индексы стандартов без обозначения присвоенного им регистрационного номера.

Любой элемент текста следует оформлять в соответствии с правилами, отклонение от обязательных требований не допускается.

Пример выполнения текстового документа

2

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Читайте также: