Действие закона во времени доклад

Обновлено: 01.06.2024

1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Комментарии к ст. 9 УК РФ

1. Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления (ч. 1 ст. 9). Таковым является уголовный закон, уже вступивший в силу и еще не утративший ее.

Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определяется порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов, к которым относится и УК. В соответствии с данным актом в Российской Федерации могут действовать только законы, официально опубликованные. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой Федерального Собрания РФ в окончательной редакции. Уголовный кодекс был принят 24 мая 1996 г.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

2. Уголовный закон прекращает свое действие путем отмены, замены другим законом, истечения срока, предусмотренного самим законом. Отмена, замена или иная форма прекращения действия закона означают невозможность его дальнейшего применения. Если при замене старого уголовного закона в новой норме устанавливаются более строгие правовые последствия, то к отношениям, возникшим до вступления в силу нового закона, применяются положения старого (замененного) закона.

3. Временем совершения преступления является время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствия (ч. 2 ст. 9). Это правило является универсальным независимо от конструкции состава преступления (усеченного, формального или материального).

Правило о времени совершения преступления применяется к длящимся и продолжаемым деяниям. Имеется мнение, что к длящемуся и продолжаемому преступлениям следует применять уголовный закон, в период действия которого наступило их фактическое окончание .

См.: Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб., 1995. С. 71 - 73.

В соответствии с другим подходом следует применять закон, во время действия которого было исполнено общественно опасное деяние (юридическое окончание) независимо от времени фактического прекращения длящегося преступления .

См.: Уголовное право. Общая часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой (автор главы - З.А. Незнамова). М.: Инфра-М, Норма, 1999. С. 37.

Предпочтительным представляется второе мнение, т.е. квалификация длящегося преступления по закону, действовавшему в момент юридического окончания преступления.

4. В литературе считается, что к соучастникам следует применять закон, действовавший в момент совершения преступления исполнителем независимо от времени осуществления действий другими соучастниками . Обоснованней является вторая позиция, в соответствии с которой к каждому соучастнику применяется закон, действовавший в момент выполнения им своих функций .

См.: Российское уголовное право: Курс лекций / Под ред. А.И. Коробеева (автор главы - Н.Ф. Кузнецова). Т. 1. Преступление. С. 183.

См.: Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой (автор главы - Ю.М. Ткачевский). М., 2004. С. 69.

В статье рассмотрены особенности действия во времени уголовно-правовых норм при трансформации их бланкетной части, а также при изменении конкретизирующих (вторичных) уголовно-правовых предписаний, сформулированных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Ключевые слова: действие уголовно-правовых норм, обратная сила уголовного закона, бланкетность, бланкетная часть уголовно-правовой нормы, постановления Пленума, источники уголовного права.

Operation of criminal legal provisions in time: problems of theory and practice

Obrazhiyev Konstantin Viktorovich, LLD, Assoc. Prof., Head of Department, Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation.

The article describes the temporal action of criminal law in the case of the transformation of the blanket part of criminal law rule, as well as specifying the change secondary criminal law regulations set forth in the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation.

Key words: action of criminal law, the retroactive action of the criminal law, blanket part of criminal law, the decision of the Plenum, the sources of criminal law.

Статьи 9 и 10 УК РФ предусматривают правила темпорального действия лишь одного юридического источника уголовного права — уголовного закона, не учитывая факт существования иных источников, способных без корректировки УК РФ изменить содержание уголовно-правовых норм, а значит, и повлиять на положение лица, совершившего преступление. Изменение содержания уголовно-правовой нормы, не связанное с трансформацией УК РФ, может иметь место в следующих случаях: а) при изменении бланкетной части соответствующей уголовно-правовой нормы; б) при изменении конкретизирующих (вторичных) уголовно-правовых предписаний, сформулированных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Приступая к рассмотрению особенностей действия во времени уголовно-правовых норм при изменении их бланкетной части, отметим, что бланкетная часть нормы может быть выражена:

б) в нормативных правовых актах иных отраслей права, например в различного рода правилах и требованиях: охраны труда, пожарной безопасности, производства тех или иных работ, дорожного движения и т.д. В таких случаях составной частью уголовно-правовых норм становятся соответствующие предписания административного, гражданского, налогового, трудового и др. законодательства;

в) в подзаконных уголовно-правовых актах — постановлениях Правительства, принимаемых в соответствии с примечаниями к статьям Особенной части УК РФ . Эти постановления определяют бланкетное содержание предметов преступлений, предусмотренных ст. ст. 226.1, 228, 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1, 231, 234, 258.1 УК РФ, а значит, их изменение приводит к трансформации содержания уголовно-правовой нормы в целом;

г) в решениях Верховного Суда, которые определяют бланкетное содержание признаков отдельных составов преступлений. Например, ст. 205.5 УК РФ предусматривает ответственность за организацию деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. по решению суда ) признана террористической; ст. 282.2 УК РФ устанавливает ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Следовательно, принятие нового решения Верховного Суда РФ о признании какой-либо организации террористической или экстремистской расширяет содержание соответствующего уголовно-правового запрета.

Процитированная правовая позиция Конституционного Суда позволяет при квалификации преступления придавать обратную силу уголовно-правовой норме, которая претерпела изменения вследствие трансформации бланкетной части (разумеется, при условии, что соответствующие изменения улучшают положение лица, совершившего преступление).

Этот подход применяется и в практике Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам.

Аналогичным образом разрешается вопрос о темпоральном действии уголовно-правовой нормы, содержание которой трансформировалось в результате внесения изменений в Постановление Правительства РФ, принятое в соответствии с примечанием к статье Особенной части УК РФ. Если эта норма улучшает положение лица, совершившего преступление, то она обладает обратной силой.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 71-Д13-13 (Обзор практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2014 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 10).

См.: Пикуров Н.И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава: Монография. М.: Российская академия правосудия, 2009. С. 164.

См.: Пикуров Н. Установление пределов действия уголовного закона во времени с учетом межотраслевых связей // Уголовное право. 2012. N 5. С. 105 — 106.

Российская газета. 2006. 31 декабря.

Переходя к рассмотрению особенностей темпорального действия уголовно-правовых норм при изменении постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следует отметить, что эти правовые акты содержат уголовно-правовые предписания, конкретизирующие уголовный закон (т.е. имеющие подзаконный характер) . Причем изменение постановления Пленума может самым непосредственным образом повлиять на содержание уголовно-правовой нормы, а значит, и на положение лица, которому эта норма вменяется.

Подробнее о юридической природе и уголовно-правовом значении постановлений Пленума см.: Ображиев К. Постановления Пленума Верховного Суда РФ как формальные (юридические) источники российского уголовного права // Уголовное право. 2008. N 4.

Российская газета. 2000. 14 марта.

Российская газета. 2011. 11 февраля.

К сожалению, действующее законодательство официально не признает постановления Пленума Верховного Суда РФ юридическими источниками права, в связи с чем вопрос об их темпоральном действии остается открытым. Чтобы решить этот вопрос, необходимо, в первую очередь, определить юридическую природу постановлений Пленума. Если они имеют нормативный характер, то к ним по идее необходимо применять общие принципы действия закона во времени (ст. 54 Конституции РФ). Если же постановления Пленума имеют ненормативную природу, то основания для этого отсутствуют.

Применяя эти критерии к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, можно однозначно заключить, что постановления Пленума обладают всеми нормативными свойствами. Следовательно, на них в полной мере распространяются предписания ст. 54 Конституции РФ, согласно которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2) .

С учетом этих конституционных предписаний можно сформулировать следующие правила квалификации.

  1. По общему правилу уголовно-правовая оценка преступления должна осуществляться на основании уголовного закона и конкретизирующих его разъяснений Пленума, которые действовали во время совершения преступления. Применение для квалификации нового (изменившегося) постановления Пленума, ухудшающего положение лица, совершившего преступление, недопустимо. Например, выявленный в результате проверочной закупки факт передачи наркотического средства, который был совершен до вступления в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 30, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228.1 УК РФ, поскольку действующее во время совершения преступления постановление Пленума предписывало именно такой вариант квалификации. Если же аналогичное преступление совершено после вступления в силу Постановления Пленума от 30 июня 2015 г. N 30, то его на основании новых разъяснений Пленума следует квалифицировать как оконченный незаконный сбыт наркотического средства.
  1. Если новое (изменившееся) постановление Пленума, конкретизирующее уголовный закон, улучшает положение лица, совершившего преступление, то этому постановлению (а точнее, изменившейся в связи с его принятием уголовно-правовой норме) следует придавать обратную силу. В частности, совершенные в 2010 г. нерезультативные действия, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных действий, следует квалифицировать не как оконченное преступление (в соответствии с п. 8 Постановления Пленума от 14 февраля 2000 г. N 7), а как покушение на преступление, предусмотренное ст. ст. 150 или 151 УК РФ (т.е. на основании п. 42 Постановления Пленума от 1 февраля 2011 г. N 1).

Практическое применение вышеизложенных правил затрудняет два обстоятельства. Первое из них — это неопределенность с моментом вступления в силу постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Вследствие того, что нормативность постановлений Пленума на законодательном уровне не признается, порядок их опубликования и вступления в силу не урегулирован. Тем не менее вполне очевидно, что без официального опубликования постановления Пленума применяться (в том числе и для квалификации преступлений) не могут, так как напрямую затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Что же касается начала их действия, то, поскольку постановления Пленума имеют преимущественно подзаконный характер, логично предположить, что процедура их вступления в силу должна подчиняться тем же правилам, которые предусмотрены для указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (если самими указанными актами не установлен другой порядок вступления в силу).

Второе обстоятельство, затрудняющее применение вышеизложенных правил темпорального действия уголовно-правовых норм, изменившихся в результате принятия нового (корректировки ранее принятого) постановления Пленума, заключается в отсутствии четкой процедуры пересмотра судебных решений в связи с изменением нормативных позиций Пленума. Если улучшающие положение виновного разъяснения Пленума вступили в силу во время предварительного расследования, а также во время производства в суде первой или апелляционной инстанции (т.е. до вступления приговора в силу), то особых проблем при изменении квалификации не возникает. Она осуществляется в том же порядке, что и при принятии нового уголовного закона, смягчающего наказание. Так, суд первой инстанции, применяя новое постановление Пленума, улучшающее положение подсудимого, может в пределах своих полномочий изменить обвинение и квалификацию преступления (при условии, что этим не нарушается право подсудимого на защиту).

Намного сложнее изменить квалификацию преступления в случае, если новое постановление Пленума, улучшающее положение лица, начало действовать после вступления обвинительного приговора суда в законную силу. Дело в том, что уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает изменение позиции Пленума Верховного Суда РФ в качестве самостоятельного основания отмены или изменения вступивших в силу судебных решений .

В этом отношении в выгодную сторону отличается арбитражно-процессуальное законодательство, которое относит изменение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы к основаниям пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

С точки зрения действующего уголовно-процессуального законодательства в этом случае (т.е. при принятии нового постановления Пленума, предусматривающего иную, более выгодную осужденному уголовно-правовую оценку совершенного им деяния) изменить вступивший в силу приговор и содержащуюся в нем квалификацию преступления можно только в связи с существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела (ч. 1 ст. 401.15, ст. 412.9 УПК РФ). Поскольку иные варианты изменения квалификации в рассматриваемой ситуации отсутствуют, судебная практика вынуждена применять именно этот процессуальный механизм, хотя, по большому счету, он для этого не предназначен (ведь на момент вынесения обвинительного приговора квалификация преступления была верной — соответствующей уголовному закону и конкретизирующим его разъяснениям Пленума). Это подтверждает необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства в части регламентации процедуры пересмотра судебных решений в связи с изменением нормативных позиций Пленума Верховного Суда РФ.

В завершение отметим, что основная причина возникновения рассмотренных правоприменительных проблем кроется в явно неудачной редакции ч. 1 ст. 9 и ст. 10 УК РФ. Они регламентируют правила действия во времени лишь уголовного закона, тогда как квалификация преступления осуществляется на основании системы источников уголовного права; не учитывают, что положение лица, совершившего преступление, может быть улучшено вследствие трансформации бланкетной части уголовно-правовой нормы либо конкретизирующих уголовно-правовых предписаний, содержащихся в постановлениях Пленума. В подобных случаях ретроспективное действие имеет не собственно уголовный закон (так как УК РФ остается неизменным), а изменившаяся уголовно-правовая норма, которая улучшает положение лица, совершившего преступление. По этой причине в ст. ст. 9 и 10 УК РФ правильнее было бы регламентировать действие во времени не уголовного закона, а уголовно-правовых норм .

Подробнее об этом см.: Ображиев К.В. Система формальных (юридических) источников российского уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 404 — 408.

Действие закона (нормативного акта) в самом общем плане это состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

В уголовном праве выделяют действие закона во времени и пространстве.

Действие уголовного закона во времени включает четыре основных аспекта:

· вступление закона в силу;

· утрата зако­ном своей юридической силы;

· принципы действия закона во време­ни;

· время совершения преступления.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона датой принятия федерального закона считается день его принятия Государ­ственной думой в окончательной редакции. Так, для УК РФ это 24 мая 1996 года.

Закон вступает в юридическую силу одновременно на всей территории Российской Федерации.

При этом сущест­вует два порядка:

- необычный (экстраординарный) порядок предусматривает или со­кращенные (менее 10 дней), или более длительные сро­ки. Так, УК РФ вступил в силу с 1 января 1997 г., спустя более полугода после его опубликования.

2. Утрата уголовным законом юридической силы озна­чает, что закон прекращает свое действие и его нормы не применяются к тем преступле­ниям, которые совершены после этого. В теории уголовного права выделяют два основания утраты уголовным законом юридической силы: отмену и замену (факти­ческую отмену).

Отмена уголовного закона имеет место в тех случаях, когда он упраздняется компетентным государственным ор­ганом и это фиксируется в законодательном акте:

а) путем издания самостоятельного закона, устраняю­щего юридическую силу другого закона;

б) путем издания перечня законов, утративших юриди­ческую силу в связи с принятием нового уголовного закона;

в) путем указания на отмену в новом уголовном законе, заменяющем предыдущий;

г) путем указания на отмену в законе о порядке введе­ния в действие вновь принятого уголовного закона.

Замена уголовного закона означает, что законодатель принимает новый уголовный закон, регулирующий те же об­щественные отношения, что и старый, но при этом офици­ально не отменяет его действие.




Под ретроактивностью, или обратной силой (исключи­тельный принцип), понима­ется распространение действия нового уголовного закона на те преступления, которые были совершены еще до его вступ­ления в силу, то есть в период действия старого закона. Данный принцип сформулирован в ст. 10 УК РФ, в соответствии с которым закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость.

И наоборот, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение виновного лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу.

Таким образом, в уголовном праве обратную силу име­ют только более мягкие законы. Таковым признается уголовный закон:

- декриминализирующий то или иное деяние;

- смягчающий наказание, то есть снижает максимальные или минимальные размеры основ­ных либо дополнительных видов наказания, в качестве аль­тернативного предусматривает более мягкий вид наказания, устраняет дополнительные наказания, которые ранее были обязательными и т. д.;

Различаются две разновидности обратной силы закона:

- простая – рас­пространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу;

Таким образом, закон запрещает применять новые уголовно-правовые нормы к деяниям, совершенным в период, когда этой нормы не было, что соответствует принципам демократиз­ма и гуманизма.

Для того чтобы правильно применить надлежащий закон, необходимо точно определить время совершения преступления. В соответствии с законодательной формулировкой (ч. 2 ст. 9 УК РФ) временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Это положение, по мнению ряда научных сотрудников, противоречит определению понятия окон­ченного преступления (ч. 1 ст. 29). В связи с этим в материальных составах преступлений предлагается временем совершения преступления считать момент наступления общественно опасных последствий, а в формальных и усеченных составах – совершение деяния.

Действие закона (нормативного акта) в самом общем плане это состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

В уголовном праве выделяют действие закона во времени и пространстве.

Действие уголовного закона во времени включает четыре основных аспекта:

· вступление закона в силу;

· утрата зако­ном своей юридической силы;

· принципы действия закона во време­ни;

· время совершения преступления.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона датой принятия федерального закона считается день его принятия Государ­ственной думой в окончательной редакции. Так, для УК РФ это 24 мая 1996 года.

Закон вступает в юридическую силу одновременно на всей территории Российской Федерации.

При этом сущест­вует два порядка:

- необычный (экстраординарный) порядок предусматривает или со­кращенные (менее 10 дней), или более длительные сро­ки. Так, УК РФ вступил в силу с 1 января 1997 г., спустя более полугода после его опубликования.

2. Утрата уголовным законом юридической силы озна­чает, что закон прекращает свое действие и его нормы не применяются к тем преступле­ниям, которые совершены после этого. В теории уголовного права выделяют два основания утраты уголовным законом юридической силы: отмену и замену (факти­ческую отмену).

Отмена уголовного закона имеет место в тех случаях, когда он упраздняется компетентным государственным ор­ганом и это фиксируется в законодательном акте:

а) путем издания самостоятельного закона, устраняю­щего юридическую силу другого закона;

б) путем издания перечня законов, утративших юриди­ческую силу в связи с принятием нового уголовного закона;

в) путем указания на отмену в новом уголовном законе, заменяющем предыдущий;

г) путем указания на отмену в законе о порядке введе­ния в действие вновь принятого уголовного закона.

Замена уголовного закона означает, что законодатель принимает новый уголовный закон, регулирующий те же об­щественные отношения, что и старый, но при этом офици­ально не отменяет его действие.

Под ретроактивностью, или обратной силой (исключи­тельный принцип), понима­ется распространение действия нового уголовного закона на те преступления, которые были совершены еще до его вступ­ления в силу, то есть в период действия старого закона. Данный принцип сформулирован в ст. 10 УК РФ, в соответствии с которым закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость.

И наоборот, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение виновного лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу.

Таким образом, в уголовном праве обратную силу име­ют только более мягкие законы. Таковым признается уголовный закон:

- декриминализирующий то или иное деяние;

- смягчающий наказание, то есть снижает максимальные или минимальные размеры основ­ных либо дополнительных видов наказания, в качестве аль­тернативного предусматривает более мягкий вид наказания, устраняет дополнительные наказания, которые ранее были обязательными и т. д.;

Различаются две разновидности обратной силы закона:

- простая – рас­пространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу;

Таким образом, закон запрещает применять новые уголовно-правовые нормы к деяниям, совершенным в период, когда этой нормы не было, что соответствует принципам демократиз­ма и гуманизма.

Для того чтобы правильно применить надлежащий закон, необходимо точно определить время совершения преступления. В соответствии с законодательной формулировкой (ч. 2 ст. 9 УК РФ) временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Это положение, по мнению ряда научных сотрудников, противоречит определению понятия окон­ченного преступления (ч. 1 ст. 29). В связи с этим в материальных составах преступлений предлагается временем совершения преступления считать момент наступления общественно опасных последствий, а в формальных и усеченных составах – совершение деяния.

Действие закона во времени.

Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона.

Вступление в действие закона происходит в соответствии со следующими темя принципами:

1) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи, но все, что было до дня вступления закона в действие под него не попадает, т.е. закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие указанного закона, то указанный закон не применяется.

2) обратное действие(обратная сила, когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи, т.е. на все правоотношения, которые возникли как до вступления закона в силу (что было раньше), так и после, которые возникнут после вступления закона в силу.

3) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона, может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Переживание закона – редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемые в законе (в постановлении о порядке введения в действие закона).

Момент (день) вступления закона в действие закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. С того же дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

В основном законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Решающее значение в порядке вступления в действие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок.

После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории РФ в соответствии со следующими правилами. Общий порядок – закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

1) Закон вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования.

2) Закон вступает в действие по истечении срока, предусмотренного при принятии закона (например, с 1 июня, с 1 марта…).

Определенные правила установлены в отношении вступления в действие актов Президента и Правительства РФ. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия закона означает утрату им юридической силы. Эти последствия могут наступать при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который был принят закон;

2) отмена закона (в постановлении о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают силу).

3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы, но этот способ создает трудности на практическом применении закона.

Суд указал, что положение ГК о том, что не подлежат взысканию проценты в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка, не применяется на правоотношения, возникшие до вступления этого положения в силу


Один из экспертов предположил, что трудности, возникающие у судов с вопросами действия закона во времени, связаны с недостаточной определенностью формулировок тех правовых норм, которые определяют порядок введения законов в действие. Второй с сожалением отметил, что суды, с учетом огромной нагрузки, не всегда имеют возможность разобраться во всех положениях закона и разъяснениях Пленума ВС РФ в их взаимосвязи. Третий эксперт порадовалась тому, что в данном случае правила действия законов во времени хоть и не с первой попытки, но сработали, указав, что ее соответствующие жалобы суды оставили без внимания.

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-27688, в котором разобрался, подлежат ли взысканию проценты за пользование чужими деньгами, если правоотношения возникли до вступления на это запрета.

Вступившим в законную силу решением суда от 21 мая 2018 г. по делу № А40-29795/2018 с корпорации в пользу общества было взыскано более 128,5 млн руб. задолженности по оплате выполненных по договору работ.

Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о взыскании с корпорации процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 6 сентября 2016 г. по 25 декабря 2018 г., обосновывая требование несвоевременным исполнением корпорацией обязанности по оплате выполненных работ.

Суд указал на то, что стороны в п. 29.15.1 договора субподряда в редакции дополнительного соглашения от 1 октября 2014 г. № 15 предусмотрели условие об ответственности подрядчика за просрочку оплаты работ в виде неустойки. Требование о взыскании процентов за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 1 июня 2015 г. договора, заявлено в отношении периодов просрочки после вступления в силу поправок в ст. 395 ГК, в связи с чем предусмотренные данной статьей проценты не подлежат взысканию. Апелляция и кассация решение первой инстанции поддержали.

Общество обратилось в Верховный Суд.

Изучив материалы дела № А40-201685/2018, ВС отметил, что п. 4 ст. 395 ГК РФ предусмотрено, что, в случае когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не указано в законе или договоре. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 83 Постановления Пленума ВС № 7, положения ГК в измененной Законом № 42-ФЗ от 8 марта 2015 г. редакции не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 г.). При рассмотрении споров из названных договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского кодекса с учетом сложившейся практики ее применения (п. 2 ст. 4, абз. 2 п. 4 ст. 421, п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Высшая инстанция заметила, что, поскольку договор субподряда, за неисполнение денежного обязательства по которому предъявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, заключен до вступления в силу Закона от 8 марта 2015 г., положения п. 4 ст. 395 ГК РФ в редакции данного Закона не могли быть применены к правоотношениям сторон по настоящему спору.

Таким образом, указал ВС, вывод судов о недопустимости взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду наличия в договоре субподряда условия о возможности начисления неустойки основан на неправильном применении норм материального права.

Верховный Суд указал, что согласно разъяснениям, приведенным в п. 37 Постановления Пленума № 7, положения ст. 395 ГК предусматривают последствия неисполнения или просрочки денежного обязательства.

Таким образом, ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

В заключение Галина Романова отметила, что суды совершенно осознанно применяют закон в той редакции, в которой это удобно для изготовления мотивированного решения.

Читайте также: