Доклад это какой жанр

Обновлено: 02.07.2024

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим" . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое "доклад как жанр" в других словарях:

Доклад Гарси Диеса де Сан-Мигеля — Автор: Гарси Диес де Сан Мигель Жанр: отчет, история, экономика, политика … Википедия

Доклад о сказаниях и обрядах Инков — Relacion de fabulas y ritos de los Incas Автор: Кристобаль де Молина Кускенец Жанр … Википедия

Доклад о происхождении и правлении, имевшемся у Ингов — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/6 сентября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Будем как солнце. Книга символов — Будем как солнце. Книга символов … Википедия

РЕЧЕВОЙ ЖАНР — РЕЧЕВОЙ ЖАНР. Совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), речевых актов, объединенных целевыми установками высказывания. Это типовые способы построения речи, связанные с определенными ситуациями и предназначенные для передачи… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — История английской литературы фактически включает несколько историй различного плана. Это литература, принадлежащая конкретным общественно политическим эпохам в истории Англии; литература, отражающая определенные системы нравственных идеалов и… … Энциклопедия Кольера

Саентология — Эта статья является предметом процедуры посредничества. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за чего начата процедура посредничества. Просьба вносить свои правки в соответствии с принятыми решениями… … Википедия

КАТЕХИЗИС — [греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis], жанр христ. вероучительной лит ры. Как пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни К. предполагает краткость, ясность и однозначность… … Православная энциклопедия

Разговор, доклад, лекция, беседа как способы аргументации в методической литературе изучены достаточно полно. И все же не только с точки зрения методики следует представить себе эти виды аргументирования. На наш взгляд, структурные, композиционные и концептуальные особенности речи, доклада, лекции и беседы таковы: 1. Субъектная структура данного вида аргументации соответствует процессу однонаправленного характера по схеме: аргументатор — адресат. В указанной схеме аргументатор является субъектом аргументации, а адресат— ее объектом. Стороны аргументативного процесса отличаются по степени активности: аргументатор активен, адресат пассивен. 2. Такая разновидность аргументации не дает образца борьбы мнений, конфликта, игровой ситуации. 3. Основой аргументирования служит не взаимодействие, а однонаправленное действие, в частности, передача информации. 4. Обратная связь формулируется в неявной форме. 5. Поле аргументации остается неизменным, ибо определяется не ситуацией, не конвенцией сторон, не конфликтом мнений по поводу спорного положения, а структурой исходного текста, программой, заранее поставленными познавательными задачами. 6. Целями данного вида аргументации будут обучение, передачи информации или опыта, наставничество, коммуникация, обзор.

Схематически рассматриваемый вид аргументирования представлен в табл. 1.

Характерная черта жанра рассказа — целостность передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретируя реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивает их. При этом при помощи определенной функциональной перспективы предложений, порядка слов, интонации, вводных и вставных конструкций, частиц, наречий, перифраз (например: И Петя, этот Плюшкин, вдруг расщедрился. ) адресант создает не только эпистемический ориентированный на мир знаний адресата) модальный план рассказа, но и аксиологическую канву повествования (предлагает иерархию ценностных ориентиров, согласуясь о миром социокультурных стереотипов адресата).

Поддержка коммуникативной инициативы рассказчика и заинтересованность слушателей может проявляться в перебивах, репликах-повторах, восклицаниях, не адресованных говорящему.

Тема рассказа и характер реальных событий (страшные, нейтральные, смешные, поучительные) также определяют модальность речи.

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Словарь, справочник, каталог

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

• Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

• Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

- название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

- название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

- названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

• Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

• Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.


Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации- примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Скорее всего, студенту придется делать его в обеих формах.

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали эссе, вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

Вот, собственно, и все. Остается только оформить титульный лист и список литературы. Перед тем, как распечатать доклад, не поленитесь перечитать его еще раз, а лучше – проверить в сервисах на уникальность и ошибки.

Статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Такому жанру как статья присуща ширина практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Также в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Отличительным аспектом статьи является её готовность. Если подготавливаемый материал так и не был опубликован (не вышел в тираж, не получил распространения), то такой труд относить к статье некорректно. Скорее всего данную работу можно назвать черновиком или заготовкой. Поэтому целью любой статьи является распространение содержащейся в ней информации.

В современной журналистике выделяют пять видов статей:

1.Передовая статья

2.Теоретико-пропагандистская статья

3.Информационная статья

4.Общеисследовательская статья

5.Практико-аналитическая статья.

4 Домашнее задание

Научный стиль речи

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • что такое научный стиль речи;
  • его основная функция и задачи;
  • сфера применения;
  • особенности и характерные черты научного стиля;
  • подстили или разновидности;
  • жанры научного стиля речи;
  • пример научного текста.

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

  1. Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
  2. Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
  3. Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
  4. Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
  5. Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
  6. Чаще всего присутствует монологический характер речи.
  7. Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
  8. Сложное построение предложений.
  9. Предложения в основном длинные.
  10. Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
  11. Правильный порядок слов.
  12. Строгая последовательность изложения.

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

  • Монография — научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
  • Научная статья — небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
  • Диссертация — квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

  1. Название.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

  • Научно-популярные книги — это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
  • Научно-популярные журналы.
  • Детские энциклопедии.
  • Статьи.

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

  • Реферат — это краткий доклад по определенной теме, в котором собрана информация чаще всего из нескольких источников.
  • Реферат-обзор — доклад, в котором сопоставляются различные точки зрения по определенному вопросу. Составляется на основе нескольких источников.
  • Реферат-резюме — краткий доклад, в котором изложены только основные положения.
  • Тезис — ведущий жанр научного стиля. Представляет собой краткую запись, в которой изложены основные положения научного исследования.

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

  • Энциклопедия — научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
  • Словарь — сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
  • Справочник — книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
  • Каталог — список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

  • Патент — документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение, изделие или процесс.
  • Спецификация — определение и перечень специфических особенностей, уточненная классификация чего-либо.
  • Технические условия — документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа.
  • Стандарты.
  • Описание изобретений.

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: