Доклад на тему народное творчество в современном мире

Обновлено: 09.05.2024

Но именно в конце ХХ века весь мир вдруг почувствовал, что массовое производство приводит к снижению духовного начала в жизненном окружении. От безликости существования возросло количество наркоманов, попыток суицида. Депрессия стала выходить на первое место, оставляя позади себя сердечно-сосудистые заболевания и онкологию. Люди зарабатывали деньги, но перестали мастерить, заниматься творчеством. Приходя со службы домой, человеку оставалось только удобно устроиться на диване и включить телевизор. Дети начали раздражать: они требовали вложения средств, а главное — внимания. Это раньше дедушка чинил табурет, бабушка вязала, мама пекла пироги, папа прилаживал полку, а дети вертелись рядом, постигая секреты их мастерства.

Почувствовав какую-то пустоту, люди потихоньку начали обращаться к традиционному творчеству народа, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим. В Америке уже давно в моду вошли изделия, сделанные своими руками. Люди стали ценить не только личную индивидуальность, но и собственное лицо своего жилища. А ведь это все может дать богатейшее народное искусство России…

Хохломская роспись

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства — рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Вместе с голубой керамикой в наш дом приходит частичка солнечного Узбекистана. Резная фигурка из моржовой кости — частичка самобытной культуры народов Чукотки. А Хохлома? Разве это не яркий символ России?

В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться — таково требование народа.

Поэтому традиционное творчество практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сделаны. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты. За ними не одно поколение безвестных мастеров.


В народной орнаментике до сих пор встречаются очень древние мотивы. Но посмотрите, как они изменились за долгие века: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подобные изменения говорят о жизненности старых образов: они продолжают волновать людей.

Многие мотивы вошли в творчество народов в еках — источниками служили стили барокко, классицизма, ампира. Образы становились выражением народного мировоззрения, приобретая даже новый облик. Так, нижегородские резчики ввели в свои узоры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвижными. Львы на подоконных досках изб перекликаются с каменными львами усадеб XVIII в. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное искусство никогда ничего не копирует, всегда остается самим собой.

Богородская резная игрушка

Художественные промыслы имеют богатую историю. Например, хохломская роспись по дереву, богородская резная игрушка. Живут виды творчества, возникшие в глубоком прошлом из художественных ремесел города и посада: чернение по серебру Великого Устюга, холмогорская резьба по кости, финифтяные росписи Ростова Великого.

Прялка. Пермогорская роспись

Верили в старину и в силу доброй магии. Вот один пример. На расписных прялках часто изображали птицу Сирин в окружении фантастических цветов. Сладкоголосая эта птица живет, по древним поверьям, в раю. Услышав ее дивное пение, люди забываются и в счастливом забытьи проводят долгие годы… Но не рисовали Гамаюна и Алконоста — птиц, предвещающих несчастье. Красивая прялка была, как правило, свадебным подарком жениха. Преподнося ее, он как бы желал невесте счастья — жизни прекрасной, как песня чудесной птицы. И верил: Сирин поможет этому сбыться.

Разнообразен процесс познания. Об окружающем мире ребенок узнает не только из уст матери и бабушки, из песен и сказок. О многом рассказывает ему телевидение, радио, книги, а потом и Интернет. Но песня и сказка, краски народных росписей, узоры вышивок и домотканого ковра ему по-прежнему необходимы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция 2. Современное декоративно-прикладное искусство

Широкую популярность приобрели пэчворк, или лоскутное шитье, бисероплетение, художественное шитье (в том числе — золотное и лицевое), петельная (ковровая) вышивка, нетканый гобелен, исполненный в прошивной и иглопробивальной техниках, иконопись, роспись пасхальных яиц и матрешек и художественная кукла.

Однако одновременно и ведущие направления декоративного искусства подверглись серьезной эволюции, а творческий спектр их расширился как за счет участия в художественных процессах значи-тельного числа непрофессиональных исполнителей, так и по причине переориентации профессионалов

выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия, предметы для частного интерьера и арт-дизайн.

2010-е годы с распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластических материалов, в том числе — полимерных, области декоративного искусства стали тесно взаимодействовать друг с другом, объединяться со скульптурой и графикой. Авторы в качестве художественных элементов начали использовать фотографические изображения и опираться при создании декоративных изделий на высокотехнологичные машинные процессы.

Художественные ткани с авторской росписью продолжают оставаться востребованными. Они находят применения в авторском моделировании и отделке интерьеров, костюмных аксессуарах, текстильных украшениях, а студийные тематические и абстрактные композиции реализуются в декоративных панно или облекаются в станковые произведения среднего и малого формата. Лучшие творческие образцы ежегодно представляются на международных текстильных смотрах.

Гобелены — тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей, уже в конце 1980-х годов обрели среди авторов-приверженцев малую камерную форму, получившую наименование мини-гобелена. В условиях отсутствия государственного заказа в 90-е годы на смену большеформатным гобеленам пришли работы среднего формата, ориентированные на частного заказчика, а мини-гобелен стал популярной декоративной формой, сохранившей классическую технологию плетения. В настоящее время гобелен является одной из немногих областей декоративного искусства, базирующихся на ручной технике исполнения, одновременно включающих, наряду с текстильной нитью, разнообразные материалы: металл, стекло, пластики, керамику, бумагу, конский волос и другие. Такие гобелены получили название таписерия.

Поиск новых технологических приемов, позволяющих приблизиться к достижению художественного результата классического гобелена, привел к распространению известной уже на рубеже 80–90-х годов технологии нетканых гобеленов. Наиболее доступным для мастеров стало создание коллажей из натуральных и синтетических волокон, тканей, кожи, бумаги ручного отлива и других материалов, помещенных на текстильную основу, с последующей машинной прошивкой цветными нитями для закрепления и получения художественного результата, которые утвердилось как самостоятельное направление художественного текстиля в 1990–2000-е годы — прошивной гобелен или артпротис.

Принципиально новым высокотехнологичным направлением в декоративном текстиле последних лет стало малотиражное изготовление гобеленных композиций на компьютеризированных ковроткацких станках. В отличие от серийных машинных ковров со стриженным ворсом, эти работы не носят орнаментальный характер, и являются вполне завершенными авторскими произведениями. Данная технология позволяет исполнить работы, размеры которых достигают размеров классических гобеленов.

К лоскутному шитью — объемному квилту примыкает текстильная скульптура, получившая признание в начале 2000-х годов. Ранее это направление развивалось в тесной связи с нетканым гобеленом, в котором рельефные и объемные элементы соседствовали с аппликацией, а также с текстильной художественной куклой.

Сегодня скульптура из текстиля приобрела самостоятельный характер и стала одной из областей декоративного искусства, где наряду со станковыми формами, авторами создаются многофигурные композиции, трехмерные интерьерные объекты и текстильные инсталляции.

Новым направлением художественного текстиля 1990-х годов стало возрожденное в России после семидесятилетнего забвения лицевое шитье золотыми и серебряными нитями и цветным шелком — текстильная или шитая икона. Следуя в целом религиозному канону, текстильная икона между тем ушла от скупых лаконичных приемов монастырского шитья XIX века в сторону большей красочности и декоративности и приобрела особое современное звучание.

Традиционная иконопись темперными красками также пережила в 1990-е годы второе рождение. Сохраняющаяся десятилетиями в форме светской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше прославленных центров Палеха, Мстеры и Холуя, иконописная техника обогатилась приемами, почерпну

тыми из опыта реставрации древнерусской живописи. Каноничным для современной иконописи стали классические русские иконы XV – XVI веков, однако художники, наряду с углубленным вниманием к передаче ликов святых, тщательно работают над изображением их одежд.

конце 80-х годов несколько профессиональных авторов предприняли попытку возрождения ху-дожественной росписи подарочных пасхальных яиц, весьма популярной в России во второй половине XIX –начале ХХ века и сохранявшейся лишь в народной полхов-майданской росписи по дереву.

Эта инициатива была подхвачена сотнями художников и самодеятельных мастеров, расписывающих сегодня не только формы из дерева, но и использующих в качестве основы фарфор, стекло и папье-маше. Сувенирное пасхальное яйцо ныне утратило исключительную роль ритуального подарка в день Светлого Христова Воскресения и стало в ряде случаев авторским арт-объектом.

Современная резьба по дереву включила ряд областей куда вошли круглая скульптура малых форм, резной рельеф, разнообразная декорированная посуда и предметы, орнаментальные декоративные панно, архитектурные детали и резная икона.

Практически все направления резьбы по дереву имеют в России многолетние традиции, и за исключением резной иконы, сохранялись в художественной практике профессиональных и самодеятельных мастеров и находили общественное признание и поддержку в ХХ веке. Резная деревянная икона, как и шитая икона и иконопись, начинает самостоятельное формирование и развитие в 1990-е годы, и поправу принадлежит к числу наиболее каноничных областей декоративного искусства.

Художественная керамика пережила за последние два десятилетия несколько периодов общественного интереса. В 1990-е годы с распадом крупных производств и организацией малых предприятий и мастерских, в условиях сравнительно дешевых энергоносителей, художники обратились к созданию разнообразной керамической скульптуры малых форм, декоративных панно, расписной майоликовой посуды, сувениров, глиняной игрушки, фарфоровых изделий с подглазурной кобальтовой росписью и оригинальных авторских композиций, выполненных надглазурными красками по фарфоровому белью.

2000-е годы керамическая скульптура становится важным объектом ландшафтного дизайна, однако падает интерес заказчика к майоликовой посуде и фарфоровым изделиям с подглазурной кобальтовой росписью. Рост цен на сырье и энергоносители привел к нерентабельности серийных производств на малых предприятиях и в мастерских, что привело к сокращению авторского предложения.

Последнее десятилетие отмечено организацией авторских студий, оборудованных современными муфельными печами, где художники работают в рамках индивидуального заказа и ограниченного ассортимента, выполняя фарфоровые изделия с надглазурной живописью, авторские керамические композиции, скульптуру малых форм и разнообразные сувениры.

Сохраняется популярность глиняной игрушки и декоративных композиций из майолики, при этом авторские студии, использующие готовый фабричное сырье-полуфабрикат, делаются общедоступными для посетителей, которые могут принять непосредственное участие в создании художественных изделий с красочной росписью.

Плетение бисером никогда не составляло отдельной области профессионального декоративного искусства ХХ века, хотя вышивка бисером и стеклярусом являлась важнейшим декоративным элементом костюма XVIII столетия, а с начала XIX века плетение и вышивка бисером приобретает в России массовый характер. Плетение и вышивка бисером сохраняется в элементах народного и театрального костюма и в аксессуарах также и в ХХ столетии.

Художественное стекло начала ХХ I века остается одной из самых живых и развивающихся областей декоративного искусства. Пережив многочисленные утраты технологий, сложившихся за десятилетия, в связи с ликвидацией крупных производств и переходом к студийной форме изготовления авторских образцов, оно успешно продолжает играть ведущую роль в декоративном искусстве России.

Гутные и литые в форму композиции выполняются художниками исключительно в производственных мастерских, оснащенных варочными и плавильными печами. Рост интереса к частному интерьеру, желание владельцев придать ему индивидуальный характер за счет включения оригинальных декоративных

Новыми развивающимися и совершенствующимися технологиями ХХ I века стало спекание пластин стекла — фьюзинг с целью создания многослойных композиций и изготовление объемных художественных моделей по технологии Pate de Verre из стеклянных фритов, осуществляемые в специальных электрических печах. Еще одним студийным направлением обработки художественного стекла сегодня является гравировка и шлифовка, где в качестве материала используется высокочистое, окрашенное в массе и оптическое стекло.

По-прежнему остается востребованным выполнение художниками оригинальных авторских настольных композиций, елочных украшений, бижутерии и сувенирной продукции из стеклянных трубок, стержней и стрингеров, при помощи высокотемпературной газовой горелки, которое получило современное название лэмпворк.

Самым молодым направлением декоративного искусства России стала художественная кукла. До конца 1980-х годов кукла изготавливалась массовым тиражом и была игровой или сувенирной, а авторами ее выступали художники, работающие на фабриках игрушки и на предприятиях народных художественных промыслов. На рубеже 80-х–90-х годов в эту область пришли скульпторы, театральные художники и модельеры. Их усилиями в декоративном искусстве сформировалось самостоятельное направление, которое в настоящее время представлено оригинальными авторскими работами из фарфора или специального пластика и текстиля, имеющими преимущественно выставочно-коллекционный характер, разнообразными текстильными (тряпичными) куклами и куклами из папье-маше. Последние являются расписной скульптурой малых форм и имеют ярко выраженный декоративный характер.

История последних десятилетий показала, что современное отечественное декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Художественное наследие во всем его многообразии органично обогащает новые декоративные формы, вызванные широким проникновением технологий ХХ I века. Под влиянием различных этнокультур и в результате глобализации происходит переосмысление национальных традиций при сохранении сложившихся культурных приоритетов России.

Читайте также: