Доклад еремичевой о ю цифровые инструменты в образовании и проектной деятельности

Обновлено: 06.07.2024

Цифровизация проникла в систему государственного управления, охватывая постепенно все социально-значимые сферы, важнейшая роль среди которых принадлежит образованию, здравоохранению, социальной защиты и др.

Катализатором развития и повсеместной интеграции процесса цифровизации в современное общество стало активное развитие Интернета в конце 90-х годов. Именно тогда появился термин об информатизации общества, раскрывающий понятие возможности взаимного обмена информационными ресурсами между разными объектами экономики [2].

Именно информатизация стала отправителем современной цивилизации, показывая возможности управления экономическими процессами и использования их в современной среде.

Так если одна группа учёных убеждена в потребности разделения данных терминологии [3], то другая группа учёных предполагает объединение указанных терминов в общее определение цифровой экономики [4].

Переходя к проведению анализа рассматриваемых терминов стоит обратить внимание на понятие, даваемое Никулиной Т.В. [5] которая связывает цифровизацию с развитием компьютеров и представляет её, как формат новой эпохи, построенной на больших данных (bigdata). Данный формат строится на определённых технологиях, но не приводит к деиндивидуализации знаний. Напротив, именно он позволяет повысить объемы оказываемых услуг, а также способствует индивидуальному развитию современного человека, работающему в любой сфере.

С другой стороны, автор Фомичева Т.В. [6] представляет цифровизацию, как преобразование информации в цифровую форму, что впоследствии позволит оптимизировать издержки и разработать перспективные направления развития определённых явлений.

Фомичева Т.В. рассматривает цифровизацию как ведущий мировой тренд и сопоставляет его с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Рассматривая данное понятие с позиции зарубежных учёных, стоит отметить, что они представляют цифровизацию как образование новых бизнес моделей, нацеленных на реализацию принципов современной экономики.

Второе определение связано со стратегией развития отдельных государств. Интерес представляет и представление термина цифровизации в законодательстве разных странах, например, в Германии она определена как оцифровка или операционный процесс для дальнейшего электронного использования и автоматизации данных при использовании традиционных технологий.

В России цифровизация также предусматривает оцифровку данных, интеграцию всех цифровых технологий в современную среду, включая образовательные процессы.

Это доказывает роль цифровизации в современных экономических процессах, протекающих в условиях жёсткой конкуренции, сложной внешней среды и строгой регулятивной системы. Повсеместное использование цифровых технологий способствуют росту научных открытий, ускорению выполнения рутинных процессов, повышению интеллектуального потенциала человечества в целом.

Инструменты Цифровой образовательной среды можно представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1- Инструменты Цифровой образовательной среды

Источник: составлено автором на основе [7]

Рисунок 2 - Федеральные проекты, затрагивающие развитие цифровой среды в образовании в 2019-2022 гг. в России, %

Источник: составлено автором на основе [9]

Организация непрерывного профессионального развития усилит и цифровые педагогические компетенций, чему будет способствовать единая электронная коммуникационная площадка, создаваемая для обмена опытом и практиками, выработка знаний и поиск новых более эффективных подходов.

Источник: составлено автором на основе [11]

В целом проект позволит детям не только получать новые знания, но и применять их в реальной жизни. Преимущества проекта цифровизация образования представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Преимущества цифровизация образования

Источник: составлено автором на основе [11]

В совокупности целей и направлений, цифровизация образовательных процессов позволит обновить, улучшить российскую школу. Национальный проект даст шанс на хорошее полноценное образование даже детям из отдаленных уголков России. А оснащение кабинетов инновационными технологиями повысит продуктивность обучения. Однако важнейшим здесь видится цифровизация проектных решений, реализуемых в регионах страны.

Несомненно, в условиях развития цифровизации постепенно произойдет трансформация отдельных функций преподавателя, однако только при его непосредственном участии, энтузиазме и желании возможно донести до учеников учебный материал понятно и интересно. Цифровые технологии при этом будут выступать учебным средством, применение которого поспособствует достижению всех образовательных целей.

1. Стародубцева Е. Б. Цифровая трансформация мировой экономики / Е. Б. Стародубцева, О. М. Маркова // Вестник АГТУ. Экономика. 2018. №2. С. 7-15.

2. Зонова Н. С. Роль цифровой экономики в реформировании российского общества / Н. С. Зонова // Образование и наука в современных реалиях: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. С. 296-298.

5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113

6. Фомичёва Т.В., Катаева В.И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2. С. 80-84


В статье авторами проводится анализ цифровых инструментов реализации проектной деятельности учащихся начальной школы.

Ключевые слова: проектная деятельность, цифровые инструменты, младшие школьники.

В современном, постоянно изменяющемся мире цифровые инструменты представляют собой эффективное средство для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения учебной среды в начальной школе. В процессе решения виртуальных образовательных задач у младших школьников развиваются такие качества, как: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) [1].

Современные цифровые инструменты и сервисы, используемые учителем в учебном процессе, предназначены для самых различных целей. Это и подготовка красочных и наглядных учебно-методических материалов, и создания тестов, и записи аудио, видео и анимационных роликов, и создания графических, музыкальных включений и пр.

Новое поколение ФГОС НОО направлено на формирование творческих и личностных особенностей младших школьников. Добиться эффективного результата возможно лишь заинтересовав ученика новизной подходов воспитательного процесса. Проектная деятельность младших школьников является главным элементом научного познания мира, расширяет кругозор и помогает гармонично развиваться [4, с. 5].

Воспитательная работа учителя состоит в создании таких условий для учащихся, которые выявляют особенности и интересы каждого младшего школьника отдельно. Совместная творческая работа младшего школьника и учителя ярко проявляется при научном подходе выбора темы проекта, литературы, желания и возможности учащихся. Проектная деятельность позволяет младшим школьникам ориентироваться в информационном пространстве, развивает способности отбора тематического материала и помогает самостоятельно мыслить [2, с. 9].

Использование цифровых инструментов реализации проектной деятельности учащихся своей целью имеют формирование активной учебно-познавательной деятельности младших школьников, а также оказывают помощь в освоении младшими школьниками новых способов работы с альтернативными источниками информации, формируют основы информационной культуры. И, как итог — у младших школьников возрастает мотивация к изучению предметов школьной программы.

В процессе использования цифровых инструментов в проектной работе у младших школьников автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.

Следует отметить, что как учитель начальной школы в своей работе по использованию цифровых инструментов при реализации проектной деятельности младших школьников, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, в числе которых выделю такие как: недостаточный уровень самостоятельности младших школьников при выполнении поставленных на уроке задач; неспособность правильного восприятия заданного материала, выражающееся в неумении следовать прочитанному заданию, неправильная последовательность действий при выполнении задания, а также же выполнение работы в соответствии с заданием от начала до конца [3, с. 14].

Использования цифровых инструментов в проектной работе у младших школьников направлено в первую очередь на вовлечение их в эту деятельность, научить учащихся использовать их для поиска, обработки и представления информации.

В своей работе я использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:

— ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;

— ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания;

— ресурсы региональных образовательных порталов;

— ресурсы, разработанные учителями.

Существует много способов развития познавательной активности обучающихся путем использования цифровых инструментов при реализации проектной деятельности. И как один из способов — это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности младших школьников и привлечь их внимание.

Использование цифровых инструментов в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

— создание презентаций к урокам;

— работа с ресурсами Интернет;

— использование готовых обучающих программ;

— использование и разработка собственных авторских программ.

Возможности использования цифровых инструментов велики, это и:

— создание и подготовка дидактических материалов (варианты –заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

— создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

— создание текстовых работ, викторин, кроссвордов, памяток;

— обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Основная цель применения цифровых инструментов на уроке в начальной школе состоит в повышении качества обучения младших школьников.

Исходя из этого, выделим основные цели использования цифровых инструментов реализации проектной деятельности:

— повышение мотивации обучения младших школьников и эффективность процесса их обучения;

— способствование активизации познавательной сферы младших школьников;

— совершенствование методики проведения уроков в начальной школе;

— своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания младших школьников;

— планирование и систематизирование работы учителя;

— использование цифровых инструментов, как средства самообразования;

— качественная и быстрая подготовка урока [2, с. 16].

При подготовке к уроку часто использую готовые современные обучающие программы и интерактивные плакаты, представляющие собой электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Среди особенностей использования интерактивных плакатов, как вида цифровых инструментов отмечу следующие:

— высокая интерактивность — диалог между учителем и учеником посредством данной программы;

— простота в использовании — интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;

— богатый визуальный материал — яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество перед другими продуктами и средствами обучения;

— коллективный и индивидуальный подход — позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);

— учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами [3, с. 10].

На моих уроках в начальной школе итогом использования цифровых инструментов реализации проектной деятельности младших школьников выступают такие продукты, как: презентации поделок, рисунков, коллаж, плакаты, фотоальбомы.

В начале урока по окружающему миру мной была определена тема и цели урока.

При помощи цифровых инструментов (сеть интернет, интерактивные плакаты, ролик на Youtube) на уроке было проведено виртуальное путешествие капельки воды, на интерактивном плакате последовательно представлялась информация о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года, и в разных состояниях (дождь, снег, лед, туман, пар и т. д. Младшие школьники учились в процессе опытов, показанных им в сети Интернет, определять свойства воды, правильно их называть: вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и формы или вода жидкая, может течь, или снег и лед тоже вода.

Младшие школьники после представленного материала с использованием цифровых инструментов, формулировали элементарные понятия о круговороте воды в природе, развивались их способности практически применять полученные знания, развивалось развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

На уроках окружающего мира, работая с обучающей программой, помогающая ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывать за неправильный ответ снижением отметки, младшие школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала.

Одно из направлений применения цифровых инструментов в реализации воспитательной системы класса начальной школы — это проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование цифровых инструментов позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное, позволяет привлечь к их организации большее количество младших школьников и их родителей.

Таким образом, использование цифровых инструментов в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого младшего школьника.

Следует отметить, что на сегодняшний день прогресс в области компьютерных технологий очевиден. Техника дает ощутимые преимущества при ее грамотном использовании на уроках. Сейчас уже невозможно представить школу будущего без Интернета. Как учителю, так и ученику важно найти тот сетевой информационный ресурс, который будет способствовать более прочному усвоению учебного материала; те электронные образовательные ресурсы нового поколения, которые способствуют ориентированию на инновационное развитие ребенка [4, с. 22].

Цифровые инструменты проектной деятельности младших школьников призваны помочь решить следующие дидактические задачи:

— усвоить базовые знания по предмету;

— систематизировать усвоенные знания;

— сформировать навыки самоконтроля;

— сформировать мотивацию к обучению;

— оказать учебно-методическую помощь младшим школьникам в самостоятельной работе над учебным материалом [4, с. 23].

Цифровые инструменты призваны предоставлять информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием цифровых инструментов должна быть четко продумана и дозирована.

Труд и время, затраченные на управление познавательной деятельностью с помощью цифровых инструментов, оправдывают себя во всех отношениях, а именно:

— повышают качество знаний;

— продвигают младшего школьника в общем развитии;

— помогают преодолеть трудности в обучении.

Использование цифровых инструментов в творческой деятельности младших школьников учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей на уроках позволяет:

— повысить эффективность обучения;

— расширить объем предъявляемой учебной информации;

— улучшить организацию проведения урока;

— повысить интерес к изучению предмета и к учению в целом [3, с. 22].

Поэтому достоинства использования интернет-технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Цифровые инструменты реализации проектной деятельности младших школьников — это новое мощное средство в арсенале учителя начальной школы, с помощью которого можно осуществлять педагогическую деятельность, и задача педагога — эффективно и творчески применять цифровые инструменты в зависимости от поставленных целей и задач.

В современной школе нельзя уже больше представить себе урок без использования цифровых инструментов, они прочно вошли в образовательное пространство школы. Если не пользоваться ими в обучении младших школьников, то качество образования будет резко ухудшаться.

Целесообразно будет также отметить, что использование цифровых инструментов на уроке в начальной школе побуждает учителя творить и саморазвиваться. Несомненно, чем больше учитель будет внедрять цифровые инструменты в обучении, тем увлекательнее станет урок, повыситься эффективность обучения, возрастет мотивация у младших школьников.

Цифровые инструменты являются бесспорно необходимым дополнением к традиционному образованию в начальной школе. Младшие школьники в современном мире испытывают большую потребность в визуализации информации и в этом помогает учителю мультимедийный учебный контент [4, с. 15].

Многообразие мультимедийных презентации, видео на дисках и Youtube, аудио к учебно-методическому комплекту в интернете позволяют очень оживлять и дополнять уроки интересными находками.

В своей педагогической практике на уроках в начальной школе мной используются такие виды интерактивного образовательного контента, как интерактивные задания, тренажеры, плакаты, игры, презентации, тесты, веб-ресурсы, видео, электронные рабочие тетради и учебные пособия.

Опыт работы учителей в работе с младшими школьниками позволяет утверждать, что применение современных цифровых инструментов в начальной школе:

— способствует более активному и сознательному усвоению младшими школьниками учебного материала по различным предметам;

— не вызывает существенных трудностей у младших школьников в работе с компьютерными технологиями;

— создает положительное эмоциональное отношение младших школьников к учебному процессу;

— помогает младшим школьникам избежать трудностей в общении со сверстниками;

— стимулирует интерес младших школьников к учебной деятельности;

— активизирует формирование логического, творческого мышления;

— способствует развитию способностей младших школьников;

— обеспечивает дифференцированный подход к изучению учебных предметов.

Следовательно, можно сделать вывод, что применение цифровых инструментов реализации проектной деятельности позволит более глубоко развить потенциал младших школьников, позволит учителю работать творчески, инициативно, повысить профессиональное мастерство.

Современная школа требует от учителя умения распределять тренды технологий, ориентироваться в информационных средах, быть не только учителем, но и учеником. Современное информационное общество побуждает учителя работать на перспективу, владеть инновационными методиками и новейшими технологиями, быть координатором и проводником для ученика в образовательном информационном пространстве.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, школьник, проектная деятельность, инструмент, урок, цифровой инструмент реализации, младший школьник, учебный материал, учитель, учебный процесс.

В современном, постоянно изменяющемся мире цифровые инструменты представляют собой эффективное средство для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения учебной среды в начальной школе.
Современные цифровые инструменты и сервисы, используемые учителем в учебном процессе, предназначены для самых различных целей. Это и подготовка красочных и наглядных учебно-методических материалов, и создания тестов, и записи аудио, видео и анимационных роликов, и создания графических, музыкальных включений и пр.
Добиться эффективного результата возможно лишь заинтересовав ученика новизной подходов воспитательного процесса. Проектная деятельность младших школьников является главным элементом научного познания мира, расширяет кругозор и помогает гармонично развиваться.
Совместная творческая работа младшего школьника и учителя ярко проявляется при научном подходе выбора темы проекта, литературы, желания и возможности учащихся. Проектная деятельность позволяет младшим школьникам ориентироваться в информационном пространстве, развивает способности отбора тематического материала и помогает самостоятельно мыслить.
Использование цифровых инструментов реализации проектной деятельности учащихся своей целью имеют формирование активной учебно-познавательной деятельности младших школьников, а также оказывают помощь в освоении младшими школьниками новых способов работы с альтернативными источниками информации, формируют основы информационной культуры. И, как итог — у младших школьников возрастает мотивация к изучению предметов школьной программы. В процессе использования цифровых инструментов в проектной работе у младших школьников автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.

Оценить 70 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цифровые инструменты в образовательной деятельности.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Организация современной цифровой среды в начальной школе способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды начальной школе. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС школьного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества школы с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Воспитанники начальной школы — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Области применения цифровых технологий педагогами начальной школы.

Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.

Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Отделом образования.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с школьниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для школьников достаточно широк.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.

4. Использование в работе с родителями.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт школы , чаты в Viber, WhatsApp и др.

Использование мессенжеров и Интернет-сайтов, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни школы и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь школьного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Итак, какие же существуют цифровые устройства, применимые для школьного образования? Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски.

А сейчас мне хочется рассказать вам о некоторых, специально созданных для обучения дошкольников цифровых устройствах. К ним относятся:

Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.

Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.

Интерактивные детские Мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.

Интерактивные полы — это горизонтальная интерактивная система в виде пола, которая реагирует на движения тела человека.

Интерактивные тумбы – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.

Интерактивные столы для школьных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание школьника.

Интерактивные комплексы. Они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий.

Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Применение интерактивного оборудования делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем.

Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, педагогами должны быть соблюдены следующие условия применения интерактивных средств.

Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый школьник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию.

Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, должен иметь возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка.

Пятое условие – поддержка детского творчества.

Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для школьного возраста стороны развития.

Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей школьного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база

2. Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс.. Защита здоровья ребенка.

Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии дают возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Дополнительный опыт педагогам дает обмен информацией в Интернете с партнерами из других организаций.

Цифровизация предоставила возможность школы участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает школу по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в школу, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах Вариативные формы школьного образования создаются с целью увеличения охвата детей школьным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы школьного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и школьной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривала основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. Дистанционное образование школьника заключалось в том, что детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучали и выполняли задания педагогов. Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо было создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.

Применение цифровых технологий обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве. Опыт использования дистанционного образования , безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать школу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление (доклад) на педагогическом совете в качестве содокладчика из опыта работы учителя Еремеевой Ю.А по теме "Цифровая образовательная среда".

Интернет и его образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью в преподавании моего предмета и инструментом мотивации и повышения качества обучения. Свои коррективы в жизнь школы внесла пандемия, которая вызвала определенные дефициты в организации электронной формы обучения, потребовала новых компетенций и гибкости педагога в условиях дистанционного обучения.

Слайд 2. Работая над темой, я определила, что для меня составляет цифровую образовательную среду.

Слайд 3. В рамках данной темы передо мной стоят задачи:

Какие ЦОР и как их эффективно использовать на уроке

Как ЦОР использовать как инструмент для подготовки в ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

Как организовать преподавание в условиях дистанционного образования с помощью ЦОР

Как сократить время на подготовку к уроку и проверку работ

Какие электронные образовательные инструменты улучшат методику

Слайд 4 . Передо мной встала проблема: Какие адекватные ЦОРы можно использовать и как наиболее эффективно в рамках офлайн и онлайн и как их интегрировать с традиционными дидактическими материалами.

Слайд 5. Использование электронного журнала дает возможность донесения своевременной информации родителям и учащимся об оценках, домашних заданиях, комментариях учителя, а также получением учителем ведомостей и статистика успеваемости, посещаемости, качества знаний, количества выданных часов по программе ит.д.

Слайд 10. Реализацией принципиально новых форм и методов обучения стало освоение и использование сервиса ZOOM в условиях дистационного обучения. Проведение дистанционных уроков, классных часов, родительских собраний в режиме онлайн остается актуальным и сейчас.

Слайд 11. Интерактивная панель.

Сейчас работаю над использованием и внедрением возможностей интерактивной доски- вместо обычной меловой доски — многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Интеактивная панель дает широкие возможности: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео, фотоматериалов и карт ( где имеется возможность зумирования объекта) и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока.

Слайд 12-13. Активно использую закрытые группы в мессенджерах для учащихся и родителей в целях обратной связи и трансляции актуальной информации: создании видеосюжетов, информировании о проводимых акциях, проведения опросов, анкетирования, инструктажей, дней воинсокой славы, о приглашении на онлайн-конференции.

Слайд 14. В целях трансляции своих методических разработок я создала свой сайт и блог.

Слайд 15. Разнообразить методы и формы урока позволяют полезные электронные ресурсы: облако тегов, метальные карты, сайт создания кроссвордов, ребусов, программа создания презентаций и видеолекций. Готовясь к педсовету, я освоила еще один полезный инструмент - Как превратить презентацию в полноценную лекцию с визуальным материалом и звуковым сопровождением.

Слайд 16. Цифровые технологии будут помогать учителю в основных вопросах образовательного процесса, а также дадут новые возможности для подготовки и проведения уроков. Информационные технологии настолько прочно входят в жизнь школы, что учебный процесс без них представить невозможно! Сегодня это реальность нашего современного образования.

Читайте также: