Доклад эмпатия в цифровой среде

Обновлено: 05.07.2024

Что такое эмпатия, почему она важна для дизайнера, как развивать эмпатию и проявлять ее в отношениях с заказчиком

Понятию эмпатии посвящена отдельная статья, потому что это качество определяет профессиональность дизайнера. Эмпатия — один из самых важных навыков дизайнера. Он не так заметен, как умение обращаться с графическими редакторами, знание теории дизайна или даже чувство стиля, тем не менее эмпатия играет решающую роль в работе дизайнера.


Википедия:
Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Это определение хорошо тем, что в нем есть фокус на том, что это осознанное сопереживание. Человек осознает, что это переживания другого человека, они ему не принадлежат. Он сопереживает, но остается собой. Он не включен в процесс так, как другой человек. Это сохраняет критическое мышление и способность мыслить рационально.

Также эмпатию можно определить как способность поставить себя на место другого, увидеть мир глазами другого человека, сохранив эмоциональные оттенки.



Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
(Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

В целом, рефлексия свойственна любому человеку. Мы все задумываемся над причинно-следственными связями того, что с нами происходит, стараемся анализировать свои поступки и наблюдаем за собственными чувствами.

Применительно к профессии дизайнера, рефлексия — это не стихийный процесс, возникающий как реакция на какое-то событие, а навык, который используется в ежедневной работе. В своей работе дизайнер постоянно проверяет, что он чувствует, какие эмоции у него вызывает то или иное решение и почему.

Эти два понятия, эмпатия и рефлексия, ключевые для дизайнера, потому что дизайн — это не оформление, дизайн — это то, как вы слушаете, размышляете, принимаете решения, где берете идеи.

Эмпатия — профессионально необходимый навык всех специалистов, которые работают с людьми. К ним относятся и дизайнеры, так как вся их работа строится вокруг человека.

Чтобы разобраться в проблеме, которая не является его собственной, дизайнер должен пережить и понять ту ситуацию, в которой находится другой человек или группа людей, и придумать для них решение, инженерное или графическое. Решение, которое сделает жизнь людей легче. Это можно сделать только слушая людей, думая о них и сопереживая им.

Часто проблема не лежит на поверхности, поэтому нужно погрузиться в опыт человека и разобраться в ситуации. Понять, как люди думают, в какой среде они находятся, охватить полноценно весь контекст. Это позволит корректно сформулировать проблему и найти правильную идею для ее решения.


Легко решать проблемы людей, которые близки тебе по духу, интересам, социальному статусу — дизайнеры, архитекторы, фотографы. Если вам нравится электронная музыка, то сделать промосайт концерта Infected Mushroom — задача не из сложных. Это знакомо, близко, вдохновляет. Нет необходимости специально погружаться в контекст — вы в нем живете.

Другое дело, когда нужно решить проблему людей, которые вам совсем не понятны. У вас могут быть разные статусы, доходы, возрастные категории, у вас нет их опыта, это люди из другого мира. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с ними, нужно уметь слушать, слышать, быть чутким, понимать и думать.


Эмпатия позволяет дизайнеру глубоко погружаться в жизненные ситуации и различать детали. Информация стала доступной и многие вещи можно узнать из открытых источников. С другой стороны, большой объем создает информационный шум, в котором легко растеряться и не понять главного. И именно техники наблюдения и активного слушания позволяют дизайнеру справится с этой проблемой и получить более качественные данные.

Эмпатия — навык, а значит ее можно развивать. У каждого человека разная способность к эмпатии, кто-то более восприимчив, кто-то менее, но абсолютно все могут повысить свой уровень эмпатии, если поставить такую задачу.



Суть принципа
Нужно принять все, что тебе дает партнер и развить идею. В жизни чаще всего мы не очень хотим это делать, потому что нам интересно то, что мы сами придумали. Мы не привыкли слушать другого человека и доверять ему.

Действие принципа очень ярко заметно в любой импровизационной игре. Как только люди не используют его и начинают блокировать друг друга, история рассыпается. Людям становится очень не комфортно.

Об эмпатии
Когда говорят, что нужно проявлять эмпатию, то зачастую никто не понимает, что это такое. Я актер, и чтобы встать в позицию персонажа, даже не человека, я должен очень подробно его изучить, прям ощутить его как-то. И это очень длительный процесс, в театре на создание образа уходят месяцы репетиций. И то, ты создаешь не точно то, что написано в книге, а немного свое. Поэтому эмпатия — это сложная вещь, даже для актера.

Эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Она зависит от направленности личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития.

эмпатия клиент психотерапия

Клиент-центрированная точка зрения

Как известно базовое положение теории личности Роджерса состоит в том, что мысли, чувства и поведение человека мотивировано и направляется конструктивной силой, а именно врожденной тенденцией организма к актуализации. Нарушения же личности возникают вследствие интроекций условного принятия от родителей и других значимых других. Эти интроекции условного отношения создают несоответствие между организмическим переживанием и Я-концепцией. Когда Я оказывается под гнетом условий ценности человек становится тревожным и уязвимым.

Соответственно цель терапевтических отношений состоит в исправлении данного положения дел. В рамках постепенно разворачивающегося терапевтического процесса терапевт становится для клиента новым значимым другим, а его безусловное принятие, эмпатия и подлинность создают условия для актуализации организмических переживаний клиента и внутренней реорганизации его Я-концепции.

Наиболее известное определении эмпатии Роджерса звучит следующим образом: эмпатия - это способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим, однако без потери условия "как если бы". Иначе говоря, с клиент-центрированной точки зрения эмпатия - это процесс контактирования с внутренним миром другого посредством воображения, настройка на вчувствование и постижение нюансов его переживания и личностного смысла.

Роджерс следующим образом описывает задачу терапевта: "Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я. Эмпатия подразумевает вхождение в приватный мир представлений другого. будучи в каждый момент чувствительным к смене переживаемых смыслов, которые протекают в другом . которые тот едва осознает, но без попытки раскрыть совершенно неосознаваемые чувства" (1980).

Эмпатическое понимание терапевта нацелено на достижение клиентом самопринятия и доверия к собственным внутренним переживаниям, что постепенно позволяет прервать ощущаемую им психологическую изоляцию. Чтобы облегчить этот процесс клиент-центрированный терапевт стремится помочь клиенту обрести собственный внутренний голос. Терапевт не указывает клиенту путь, а скорее создает условия для познания им своего субъективного мира, обеспечивает клиента поддержкой и заботой, чтобы он не отказался от пути, если что-то начнет его страшить.

Психоаналитическая точка зрения

Сторонники психоаналитической традиции видят роль терапевта главным образом в том, чтобы раскрыть, передать и помочь пациенту ассимилировать материал, который находился вне его осознания, поэтому они по большей части тяготеют к второму видению термина "эмпатия". Такое представление заложил Фрейд своим комментарием о том, что эмпатическая связь может позволить аналитику переживать в себе ассоциации и материал первичного процесса, который блокирован от осознания пациента. Под влиянием этого представления Олиник (1969) даже называл эмпатию "регрессивной открытостью и восприимчивостью" а также регрессией на службе другого.

Сходная мысль, подчеркивающая значение восприимчивости аналитика, была выражена Райком в его известной идее о том, что аналитик должен слушать пациента "третьим ухом". "Одна из способностей третьего уха состоит в том, что оно работает двумя способами: может уловить то, что другие люди не говорят, но только чувствуют и думают, и может быть обращено внутрь. Оно может слышать голоса, идущие изнутри Я, которые иным образом не слышны, потому что их заглушает шум нашего сознательного мыслительного процесса (Томэ и Кэхеле, 1996).

Многие психоаналитические авторы для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификацию. При этом обычно подчеркивается ее частичный или пробный характер. По мнению Гринсона, разница состоит в том, что идентификация - это по большей части бессознательный и долговременный процесс, в то время как эмпатия предсознательна и временна. "Цель идентификации преодолеть тревогу, вину или утрату объекта, в то время как эмпатия используется для понимания" (1960). Гринсон также отмечал, что поскольку эмпатия включает разделение опыта пациента, временное и частичное участие в нем, то есть погружение в эмоциональные переживания пациента, она подразумевает разделенность в функционировании Эго аналитика. Иначе говоря, в этом процессе аналитик колеблется между позициями участника и наблюдателя.

В работе 1926 года Дэйч первой указала на то, что "в эмпатии аналитик может идентифицироваться не только с пациентом, но и с его объектами" (1974). Дальнейшее развитие эта идея получила в теории объектных отношений, в частности в концепции проективной и интроективной идентификации. В рамках данной статьи нет возможности для подробного рассмотрения данной концепции; иллюстрацией же связи между проективной идентификацией и эмпатией может послужить следующая цитата: "Осознание и рассмотрение терапевтом собственного состояния - в силу того, что оно непосредственно связано с спроецированными аспектами внутреннего мира пациента (аспекты Я и внутренних объектов) и было вызвано им посредством давления в ходе взаимодействия - становится основным "инструментом" аналитика в эмпатическом понимании пациента. Осознание и исследование собственного состояния, независимо от того, является ли оно согласующимся или комплементарным с аспектами Я и внутренними объектами пациента, - лучшее средство достижения эмпатического понимания. Это не столько вхождение в положение другого, сколько попадание в него вследствие проекции другого и оказываемого в ходе взаимодействия давления (проективная идентификация)".

По мнению Береса и Арлоу (1974) эмпатия требует способности сохранять стабильные репрезентации Я и объекта. Основная же идея их работы заключалась в том, что степень эмпатической способности аналитика покоится на его способности быть подвергнутым стимулирующему влиянию бессознательной фантазии пациента, когда сам аналитик еще не осознает существование и характер бессознательной фантазии пациента.

Эмпатия в терапевтической коммуникации

Рассмотрение роли эмпатии в процессе терапевтического взаимодействия стоит начать с описания Барретт-Леннардом (1981) цикла эмпатического реагирования, включающего следующие фазы:

Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.

Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.

Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии терапевта. Если эмпатический отклик терапевта адекватен, это приводит к позитивным следствиям, например, терапевтическому молчанию или углублению процесса. Неверная эмпатическая реакция терапевта может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик терапевта может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии.

Барретт-Леннард отмечает, что в реальной сессии выделенные фазы могут быть трудно различимы. "При успешном эмпатическом слушании один эмпатический цикл, включающий в себя выделенные этапы, сменяется другим и так далее, однако при тщательном наблюдении и здесь удаётся увидеть признаки смены фаз" (1981).

Коммуникация эмпатии предполагает умение трансформировать понимание душевной жизни пациента в отклик, с помощью которого терапевт может разделить с ним свое понимание. Умение верно (ясно, сжато, образно и т.п.) и адекватно терапевтической ситуации (то есть, своевременно, с учетом контекста и терапевтических задач) сформулировать эмпатическую реакцию - это комплексная задача, вбирающая в себя навыки коммуникации и концептуализации.

Сопоставление терапевтом своего намерения и формы вмешательства - еще один важный элемент эмпатической коммуникации. Выбор содержания и формы эмпатического отклика предъявляет терапевту требование осознавать свои намерения, то есть понимать, чего он хочет добиться и формулировать свои вмешательства в соответствии с этими задачами.

Проявление эмпатии терапевтом далеко не всегда приводит к желаемой цели. Роджерс указывал на важное условие терапевтической коммуникации - способность пациента воспринять эмпатию терапевта, которую он назвал открытостью новому опыту. Поскольку эмпатия - это двусторонние отношения, способность терапевта к проявлению эмпатии в существенной степени зависит от готовности пациента впустить другого в свой внутренний мир. "Некоторым индивидам вследствие их хрупкой связности Я крайне трудно вынести эмпатическую реакцию другого" (MacIsaac, 1999). "Существуют пациенты, которые сознательно или бессознательно хотят остаться непонятыми; они боятся быть понятыми, так как это угрожает им разрушением, поглощением или разоблачением" (Greenson, 1960). Обретаемая благодаря эмпатии близость может оживлять потаенный опыт прошлого, вселять надежду на удовлетворение ранее отвергнутых потребностей развития, но одновременно и страшить повторением опыта отвержения, утраты и наказания. Иначе говоря, эмпатия несет в себе потенциал к исцелению раненой души, однако условием такого исцеления является болезненное пробуждение и проработка проблематичного, конфликтного или травматического опыта прошлого, что объясняет реакции сопротивления. Тэхкэ привлекает внимание к тому, что порой встречаются неожиданные негативные реакции со стороны пациента после успешно разделенного эмпатического переживания и понимания. "Такие реакции, как правило, происходят после особенно "хорошего часа", когда аналитик остался в приподнятом настроении, сравнимом с переживанием себя родителем как хорошего, заботливого и понимающего по отношению к своему ребенку, который теперь станет радостно и благодарно сотрудничать с ним" (2001). Макисаак отмечает, что способность провести различие между реакцией пациента на неверную эмпатию со стороны терапевта и неспособностью пациента выносить точную эмпатию приходит с клиническом опытом (1999).

При оценке обратной связи пациента следует учитывать его способность прощать эмпатические неудачи терапевта. Так Гринберг и Эллиотт отметили, что порой клиенты вполне удовлетворены тем, что терапевт пытается их понять, воспринимая его неточные попытки отразить их переживания как эмпатические вследствие их намерения (1999). Вместе с тем не стоит упускать из виду тот факт, что признание негативных чувств к терапевту может быть трудным для пациента, так как он нуждается в терапевте. Пациенты могут скрывать свои реакции из уважения к авторитету терапевта и страха возмездия, поэтому обратная связь пациента имеет зачастую неявный характер.

Оценка результата воздействия эмпатии и использование отклика пациента в качестве обратной связи - одновременно и заключительная точка в цикле эмпатического реагирования, и момент начала нового эмпатического акта. Эмпатический отклик терапевта выступает в качестве способа настройки на переживания пациента. Реакция пациента на вмешательство позволяет терапевту осуществить "подгонку" собственного опыта и более точно настроиться на переживание пациента, создавая тем самым почву для точной эмпатии.

Общепринято мнение о том, что эмпатия терапевта вносит вклад в построение отношений сотрудничества между психотерапевтом и пациентом. Поскольку терапевтическая эмпатия предполагает уважение к внутренней системе координат пациента и подразумевает необходимость реакции подтверждения с его стороны логично заключить, что прямым ее следствием будет также разделение власти в терапевтических отношениях. Существуют разные мнения по этому поводу. Сторонники равенства в терапевтических отношениях и самораскрытия терапевта отвечают утвердительно. Существуют и те, кто хотя и разделяют мнение о важности сотрудничества и определенного рода партнерства в терапевтической диаде, все таки считают, что близость (то есть, риск проявлять эту потребность) в психотерапии имеет, по крайней мере, по большей части, односторонний характер. Равенство в терапевтических отношениях возможно примерно в той же степени, в какой это имеет место в отношениях между родителем и ребенком - мнение, которое напоминает нам о роли переноса в терапевтическом процессе. Очевидно, что доступ к приватной информации пациента, который терапевт обретает через эмпатию, выступает в качестве источника его власти и влияния в терапевтических отношениях. Вместе с тем, последовательная эмпатия терапевта служит своего рода гарантией, обеспечивающей пациента верой в то, что следствием его открытости эмпатии терапевта будет получение от него заботы, а не злоупотребление данной ему властью.

Еще одни важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к роли эмпатии в терапевтической коммуникации - критичное отношение пациента к себе и своему опыту. Смягчение критического отношения пациента к собственным переживаниям и психическим процессам, на мой взгляд, является одной из важнейших функций эмпатии в терапевтическом процессе. Эмпатическое обращение терапевта к переживаниям пациента обеспечивает пациента защитой от собственного внутреннего критика, который может уничтожить процесс обращения внутрь себя, назвав его бессмысленным, нелепым или неуместным. Благодаря эмпатическому обращению терапевта к источнику переживаний пациента он (через самоэмпатию) входит в резонанс с собственным переживанием, и может более ясно выразить то, что было до селе неясным и спутанным. Непосредственный опыт того, как сам терапевт реагирует на ошибки и обнаружение ограничений собственных способностей - еще один шанс смягчения самокритики пациента. Терапевты, которые признают свои ошибки обеспечивают пациента примером того, как можно принимать свои недостатки и обращаться с возникающими в отношениях проблемами непонимания. Конструктивное разрешение переживаний непонимания вносит вклад в принятие пациентом собственного несовершенства и большему доверию в отношениях с людьми.

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

2. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

3. Джендлин Ю. (1993). Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта: тенденции развития клиент-центрированной психотерапии. Московский психотерапевтический журнал. №3

4. Кан М. (1997). Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. Б.С.Л.

5. Куртис Х. (2001). Концепция терапевтического альянса: расширение границ Журнал практического психолога. № 1-2.

6. Роджерс К. (1994). Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. Прогресс.

7. Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник. // Журнал практического психолога. 2001. №5-6

Название изображения

— Что это такое эмпатия?

Специалисты очень по-разному это делают: кто-то настаивает на узком определении, кто-то на широком. Я предпочитаю следующее: эмпатия — это наше понимание и отклик на переживания другого человека, ориентированные на то, как сам человек чувствует, ощущает, понимает себя. То есть, это не оценка извне, а понимание как бы изнутри. Среди компонентов эмпатии: сочувствие, сопереживание, забота о чувствах другого человека.

— Почему этим понятием заинтересовались сейчас?

— Во многом это связано с развитием нейронаук. Конечно, не обошлось без конкретного события — открытия зеркальных нейронов. Они были открыты в 90-х годах прошлого века как моторные нейроны, возбуждающиеся в тот момент, когда мы видим или слышим действие другого человека. Впервые они были обнаружены у приматов, а затем и других животных. Наличие зеркальных нейронов у человека на данный момент прямо не доказано. Однако по разным косвенным признакам считается, что они есть и у нас.

Предполагалось, что именно зеркальные нейроны отвечают за эмпатию. Считалось, что когда мы видим мимику лица человека или его движения, то в нашем мозге возбуждаются те же отделы, как если бы мы двигались сами, запуская также связанную с этими движениями эмоциональную реакцию на определенном уровне. Однако сейчас исследователи призывают с осторожностью относиться к предположениям о ведущей роли именно зеркальных нейронов. Например, когда мы читаем книгу, то можем также испытывать эмпатию к вымышленным персонажам, хотя не видим их мимики или движений.

Поэтому специалисты предпочитают говорить не о зеркальных нейронах в отношении эмпатии, а о зеркальном принципе работы мозга. То есть, когда мы наблюдаем или воображаем некоторое событие, действие или поведение человека, то в нашем мозге возбуждаются те же разнообразные отделы мозга, которые возбудились бы, если мы сами испытали это состояние, воспроизвели движение или вели себя подобным образом.

— Есть ли предположения о том, для чего нам нужна эмпатия? И была ли она у наших предков?

— Конечно. Все гипотезы эволюционной значимости эмпатии связывают с повышением шансов на выживание. Почему?

Когда мой сородич испуган, я не могу себе позволить тщательно анализировать его страх, поскольку это может стоить мне жизни. В мозге возникает определенная репрезентация состояния другого человека, что приводит к тому, что я моментально понимаю, что он чувствует. Причем, не в результате логических умозаключений, а именно личных переживаний. Это повышает шансы адекватно и быстро отреагировать на ситуацию.

Тем не менее, в отношении человека, пока нельзя точно сказать, что является врожденным, а что приобретается в результате раннего научения.

— Существует ли коллективная эмпатия? Можем ли мы сопереживать большим коллективам?

— Эмпатия все-таки, с моей точки зрения, относится к индивидуальному переживанию чувств конкретного другого человека. С другой стороны, мы можем распространить наше понимание на других людей, тем самым формируя наше сочувствие к определенной группе.

— В каком возрасте у человека формируется эмпатия?

Год назад вышло исследование израильских ученых, которое показало, что девятимесячные дети сопереживают маме или папе, которые демонстрируют боль от удара руки или ноги. Младенцы волнуются и сочувственно смотрят на взрослых, рассматривают место условного ушиба и т.д.

Название изображения

— Какие особенности поведения указывают на нарушение эмпатии?

По сути, отсутствие непроизвольной эмпатии — это нарушение. Поэтому важно, чтобы проблему заметили как можно скорее. Нечувствительность к страху, к горю другого человека и равнодушие могут сигнализировать о нарушении эмпатии. Существуют специальные программы для детей и подростков, с помощью которых их учат замечать чувства и эмоции других людей.

Название изображения

Помимо этого существует проблема регуляции эмпатии. Это явление называют темной стороной эмпатии или эмпатическим личным дистрессом. Речь идет о личных негативных чувствах человека, возникающих в ответ на переживания другого, или об эмоциональном заражении чувствами другого человека.

В каком-то смысле это тоже нарушение. Мы также проводили исследование, которое показало, что люди с высоким уровнем личного дистресса не справлялись с обучением психологическому консультированию, которое требует вовлечения в переживания другого человека.

— Современное общество изменилось с появлением социальных сетей. Сегодня так просто опубликовать пост в социальных сетях о своих переживаниях. А пользователи в свою очередь могут легко отреагировать, написать сочувственный комментарий или поставить эмотикон. Это способствует развитию эмпатии или говорит о регрессе?

Сейчас мы имеем дело с появлением новых культурных норм и правил. И, в целом, я их приветствую, поскольку они помогают нам выражать эмпатию всеми возможными способами. Конечно, ты не можешь сопереживать всем и каждому. Что-то затронет тебя больше, что-то меньше. Где-то ты отреагируешь более развернуто, написав слова поддержки, а где-то просто поставишь смайлик. В определенном смысле, это приводит к расширению диапазона нашей эмпатии и круга тех, к кому мы ее проявляем.

— Остались ли у психологов и представителей нейронаук нерешенные вопросы об эмпатии?

Другой важный вопрос посвящен механизмам регуляции эмпатии: как способствовать тому, чтобы человек был высоко эмпатичным, но при этом не выгорал, не истощался эмоционально.

Помимо этого остаются нерешенными и другие вопросы. Так что работы еще много!

Интервью осуществлено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.


На сегодняшний день в современном обществе остро стоит проблема его гуманизации, в связи с этим сложно переоценить значение феномена эмпатии. Задача человечества — научиться строить взаимоотношения, основываясь на уважении к индивидуальности каждого индивида.

В современном толковом словаре русского языка [10] приводится следующее определение эмпатии:

  1. Эмпатия — это способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать.
  2. Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека [1].

Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии. К настоящему времени проблемы эмпатии разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии [5].

Ряд отечественных психологов рассматривает эмпатию как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Р. Г. Селиванова, А. П. Сопиков, Л. П. Стрелкова). Специалисты, изучающие феномен эмпатии, выделяют следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (В. А. Петровский, В. В. Шпалинский, П. В. Симонов, П. М. Ершов). В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Н. Н. Обозов, С. А. Тарновский) [5].

Н. Н. Обозов описывает три компонента, соответствующих формам эмпатии.

1) Когнитивный компонент — простейшая форма эмпатии в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния.

2) Эмоциональный компонент в виде не только понимания состояний другого, но сопереживания и сочувствия, причем в основе сопереживания лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия — потребность в благополучии другого.

3) Действенный компонент является высшей формой и заключительной фазой эмпатического акта. Он выражается в действии, активной поддержке личностью партнера по общению. Этот компонент является сложнейшим феноменом психофизиологической и социально-психологической деятельности человека [8].

Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. Один из них — это направление эмпатических переживаний. Данный показатель связан с общей направленность личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первое, как считает Т. П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие [3].

Л. П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения [7].

Сегодня уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Форма эмпатии, направленная на себя — это сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс. Она возникает в тех ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение или собственную фрустрацию. В этом случае человек оказывается эмоционально уязвим. При этом он испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это может проявляться следующим образом: индивид, забегая в будущее, переживает то, что могло бы с ним случиться; или, погружаясь в воспоминания, переживает то, что уже произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют восстановлению психологическое благополучие человека. Они представляют собой охранную функцию.

Форма эмпатии, направленная на другого — это сострадание, сочувствие, она проявляется как забота. В сочувствии переживание индивидом неблагополучия другого человека протекает безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда состояние, переживаемое партнером, побуждает индивида проявить свои лучшие нравственные качества, возникает потребность помочь человеку.

Эмпатийного человека характеризует умение чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других людей, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на улучшение благополучия людей. Личностные черты человека, с высоким уровнем эмпатии, проявляются в том, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих, позитивным отношением к ним. У эмпатийного человека преобладает направленность на партнера по общению, он умеет принимать точку зрения другого человека, быстро и без особых затруднений находить общий язык с другими людьми в разнообразных ситуациях.

Способность к эмпатии связана с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении, что является очень важным для современного общества. Актуальность изучения феномена эмпатии заключается в том, что он является ключевым в понимании человеком объектов социальной природы, в экологичном и эффективном взаимодействии между людьми.

Основные термины (генерируются автоматически): форма эмпатии, эмпатия, собственное благополучие, сопереживание, сочувствие, внутренний мир, переживание, потребность, современное общество.

Читайте также: