Доклад экономическая и социальная безопасность

Обновлено: 25.04.2024

Экономическая безопасность человека — это такое состояние, когда гарантированы предпосылки для защиты жизненных интересов чело­века, когда обеспечивается система социального развития и социаль­ной защиты человека и общества.

Экономическая безопасность человеческой личности предопреде­ляется национальной экономической безопасностью, социально-эко­номической политикой государства.

Правовой основой экономической безопасности человека в нашей стране выступают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы и законодательные акты РФ, гарантирующие права и интересы граж­дан России.

Объектом экономической безопасности человека являются отдель­ные граждане и общество и целом.

Субъектом экономической безопасности человека выступают по­тенциальные рабочие места, сфера социального обеспечения, матери­альное производство.

Предметом государственной деятельности в сфере экономической безопасности человека являются:

• анализ и синтез факторов, негативно влияющих на систему эко­номической безопасности человека;

• осуществление такой государственной экономической политики и институциональных сдвигов, которые элиминировали бы несо­вершенство социально-экономической политики.

Государственная стратегия экономической безопасности челове­ческой личности включает в себя:

• характеристику внутренних и внешних угроз;

• состояние экономики, соответствующее условиям экономиче­ской безопасности человека;

• защиту важнейших интересов человека на базе экономических, правовых и административных мер воздействия;

• контроль за выполнением государственной стратегии экономичес­кой безопасности человека.

Экономическая безопасность человека предполагает разработку и реализацию системы мер, нацеленных на обеспечение граждан:

• защитой личных сбережений;

• благоприятными экологическими условиями и т. п.

Экономическая безопасность человека зависит от государственной социально-экономической политики и предполагает достижение та­кого уровня дохода, который был бы достаточен для удовлетворения потребностей.

Социальная безопасность человека означает достижение такого уровня развития экономики страны, в том числе здравоохранения, об­разования, культуры и других отраслей социальной сферы, который удовлетворяет потребности индивида в благах и услугах необходимо­го объема и качества.

Целью данной работы является анализ проблемы социальной безопасности, ее места и значения в системе национальной безопасности России. Для реализации заданной цели были поставлены и решены ряд задач:
Сбор информации по выбранной проблеме, имеющейся в литературе, периодических изданиях и ресурсах Интернета.
Рассмотрение основных теорий относительно сущности и места социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.
Анализ взаимодействия социальной безопасности с социальной политикой государства на практике.
Сформировать собственное мнение по проблеме и сделать выводы о ее текущем состоянии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Место социальной безопасности в системе
национальной безопасности, ее сущность и значение………………………………..4
Субъекты и объекты социальной безопасности,
ее угрозы, критерии и показатели ее оценки………………………………………….6
Социальная безопасность и социальная политика государства……………….9
Заключение………………………………………………………………………. 11
Список использованной литературы………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономическим основам СР.doc

национальной безопасности, ее сущность и значение………………………………..4

ее угрозы, критерии и показатели ее оценки………………………………………….6

  1. Социальная безопасность и социальная политика государства……………….9

Список использованной литературы…………………………………………………. 13

Любое государство, которое заинтересовано в собственном стабильном развитии, высоко ценит свою национальную безопасность. В этой связи проблемы безопасности не только актуальны, но жизненно необходимы обществу, особенно проблемы социальной безопасности, которые касаются напрямую каждого члена социума, порой незаметно определяя его жизнедеятельность.

В социальной сфере фокусируются все проблемы национальной безопасности, она связана многообразными сильными прямыми и обратными связями с экономической, политической и духовной сферами функционирования общества.

Целью данной работы является анализ проблемы социальной безопасности, ее места и значения в системе национальной безопасности России. Для реализации заданной цели были поставлены и решены ряд задач:

  1. Сбор информации по выбранной проблеме, имеющейся в литературе, периодических изданиях и ресурсах Интернета.
  2. Рассмотрение основных теорий относительно сущности и места социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.
  3. Анализ взаимодействия социальной безопасности с социальной политикой государства на практике.
  4. Сформировать собственное мнение по проблеме и сделать выводы о ее текущем состоянии.

Объектом изучения был выбран процесс обеспечения социальной безопасности в государстве в контексте национальной безопасности, а предметом принципы и закономерности, характеризующие протекание данного процесса в России.

1. Место социальной безопасности в системе национальной безопасности, ее сущность и значение.

Проблема национальной безопасности России приобрела особую значимость и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам - Россия подошла к опасной черте.

Концепция национальной безопасности России - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая.

Социальная безопасность – понятие социологии, теории и методики социальной работы, социальной антропологии, характеризующее состояние защищенности социальных сил субъекта общественной жизни, социальных интересов личности, социальных групп, общества, государства, социального института. Социальная безопасность подразумевает стратегию прогрессивного развития общества и человека, защищенность интересов и потребностей личности, социальных слоев общества на основе принципов гуманизма и социальной справедливости, естественной логики социально-исторического развития социума, формирования и эволюции первичных социальных отношений владения и т.п.

Социальная безопасность – это показатель, характеризующий уровень социальной защищенности граждан того или иного государства, составная часть государственной и национальной безопасности.

Социальную безопасность граждан можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В первом случае социальная безопасность определяется совокупностью прав и свобод, обеспечивающих основные материальные интересы граждан. Однако такой подход явно недостаточен, так как интересы человека и его потребности в цивилизованном мире не ограничиваются лишь материальной сферой. В широком смысле слова социальная безопасность граждан определяется не только традиционными, но и новыми материальными требованиями и духовными потребностями . Имеется в виду весь спектр человеческих ценностей, прав и свобод, в том числе учитываются законные интересы личности, охрана безопасности, имущества и достоинства граждан.

2. Субъекты и объекты социальной безопасности, ее угрозы, критерии и показатели ее оценки.

Объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее гарантированные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства и т.д. Объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.

Поэтому существуют не только общие, но и приоритетные объекты социальной безопасности, т.е. такие социальные группы и общности, которые в определенных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Субъектами социальной безопасности могут выступать граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной или судебной властей, органы местного самоуправления, члены общества и их субъекты представители в лице партий и других общественных организаций и движений.

Обеспечение социальной безопасности подразумевает минимизацию или ликвидацию угроз социальной стабильности на всех уровнях. Социальные угрозы появляются под воздействием противоречий, являющихся результатом столкновений интересов участников общественных отношений.

Выделяют следующие группы угроз социальной безопасности:

  • угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов;
  • угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и региона страны, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами;
  • угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом;
  • угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить.

Социальная безопасность должна обеспечивать законные интересы, права и свободы личности, а также поддерживать многие другие положительные социальные явления, поэтому для оценки ее эффективности существуют определенные общие критерии:

  • демографическая ситуация и охрана здоровья;
  • трудозанятость, квалификация работников;
  • уровень образования;
  • уровень и качество жизни;
  • жилищно-бытовая обеспеченность;
  • доступ к информации и ценностям культуры;
  • состояние охраны материнства и детства;
  • уровень социального обслуживания;
  • состояние охраны окружающей среды;
  • личная безопасность и неприкосновенность.

- уровень роста потребительских цен;

- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от ВВП и пр.

Как сообщает Национальное статистическое управление, уровень сентябрьской инфляции 2011 года составил 4,3% в годовом исчислении, в то время как соответствующий августовский показатель составил 5,3%. Базовая инфляция – рост цен без учета изменения стоимости продовольствия и топлива, а также сезонных и конъюнктурных явлений – составила 3,9% по сравнению с сентябрем 2010 года. Это на 0,2% меньше августовского показателя. Уровень базовой инфляции составил по сравнению с августом 0,1% . В то время как темпы роста потребительских цен в еврозоне около 2,7% в годовом выражении, о чем свидетельствуют предварительные данные Статистического управления Европейского Союза.

Учитывая относительность этих данных и невозможность получения абсолютно достоверной информации, можно сделать вывод, что социальная безопасность России находится на совершенно ином уровне по сравнению с развитыми странами, на более низком уровне.

3.Социальная безопасность и социальная политика государства.

С социальной безопасностью тесно связаны понятия социальной сферы и социальной защиты населения. Социальная защита населения, социальное обслуживание и обеспечение являются частью социальной политики государства, которая определяет социальную безопасность в обществе. Иными словами социальная политика представляет собой орудие обеспечения социальной безопасности, поэтому структуру социальной безопасности целесообразно рассматривать, учитывая функционирование учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты в рамках социального государства, социальной политики и социальной работы.

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

- обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

- создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

- обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

- обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Гост

ГОСТ

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономического субъекта от угроз, исходящих из внутренней и внешней среды, и его способность адаптироваться к изменившимся условиям общественной жизни.

Социальные аспекты категории экономическая безопасность

Экономическая безопасность – это особый феномен жизнедеятельности общества, который имеет комплексный характер. Обеспечение экономической безопасности страны – это проблема стратегического характера, решение которой во многом зависит от правильности выбора и реализации стратегии социально-экономического развития государства.

Целостность социально-экономической системы обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов. В частности, экономическую сферу сейчас невозможно воспринимать в разрыве от социальной сферы. Отсюда следует, что экономическая безопасность также оказывает определенное влияние на состояние социальных отношений в обществе. Следовательно, экономическую безопасность в некотором роде можно воспринимать как социальное явление.

Зкономическая безопасность страны гарантирует ее независимость, стабильность и эффективность жизнедеятельности общества, достижение им успеха. В связи с этим обеспечение экономической безопасности (как составляющей системы экономической безопасности) принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Традиционное рассмотрение экономической безопасности предполагает ее определение как важнейшей качественной характеристики экономической системы, которой определяется:

  • Способность экономической системы поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения страны;
  • Устойчивое обеспечение ресурсами развития национальной экономики;
  • Последовательная реализация интересов нации и государства.

Экономическая безопасность оценивается через систему пороговых значений ряда показателей. Эти значения выражают предельные величины, несоблюдение которых будет означать нарушение нормального хода развития отдельных элементов системы воспроизводства, возникновение в ней негативных, разрушительных тенденций.

Готовые работы на аналогичную тему

Примером такого порогового значения можно назвать уровень безработицы в стране. При ее приближении к предельно допустимой величине возрастает риск нарушения социально-экономической стабильности общества, что в конечном итоге может привести к возникновению социальных конфликтов.

Таким образом, экономическая безопасность, характеризуя, в первую очередь, состояние экономической системы общества, непосредственно воздействует на его социальное развитие, поэтому тезис о том, что экономическая безопасность есть социальное явление, может быть признан как правдивым.

Социальное значение обеспечения экономической безопасности

Поскольку экономическая безопасность – это социальное явление, в ее обеспечении в равной степени заинтересованы все члены общества. Поэтому для решения данной задачи настойчиво предлагается принятие следующих мер:

  • Пространственно-временной мониторинг (т.е. комплексное, постоянное и непрерывное наблюдение) социальных явлений, происходящих в обществе;
  • Разработка качественных и количественных критериев и индикаторов состояния экономической стабильности страны и регионов;
  • Прогнозирование возникновения и развития факторов, которые угрожают экономической безопасности общества;
  • Создание и использование моделей экономического развития общества в целях предотвращения угроз экономической безопасности;
  • Разработка комплекса мер по своевременному выявлению и пресечению угроз экономической безопасности.

Политика государства по обеспечению экономической безопасности преследует не только экономические цели (например, в виде увеличения валового внутреннего продукта), но и социальные цели. Последние охватывают более широкий круг вопросов, поскольку отражают развитие совокупного (а не только экономического) благосостояния общества. Кроме того, определение государственной политики предусматривает анализ вариантов политических решений, которое учитывает долгосрочное воздействие не только на экономические, на и на экологические, социальные, духовные и другие тенденции.

Обеспечение экономической безопасности является средством достижения целей более высокого порядка, чем формирование рыночной экономики. Обеспеченная экономическая безопасность страны непосредственно содействует повышению уровня и качества жизни ее граждан, увеличению продолжительности их здоровой жизни и т.д.

Стабильность и экономическая безопасность поддерживаются, в первую очередь, усилиями государственных структур. А приоритетные цели государственной политики выбираются посредством действия механизмов, подверженных влиянию социальных особенностей страны. Например, для России характерным является относительно низкий уровень жизни населения, неразвитость структур гражданского общества, невысокий уровень правового сознания и поведения и т.д.

В современном мире также стоит учитывать, что решение проблемы экономического роста (в том числе, через обеспечение экономической безопасности) только углубит другие социально-экономические проблемы – сильное неравенство по доходам отдельных групп населения и бедность большого числа граждан. В связи с этим требуется принятие мер, которые бы скорректировали действие социально-экономической системы.

Таким образом, экономическую безопасность стоит рассматривать в качестве не только чисто экономического явления, но и социального явления, что по определению охватывает более широкий круг субъектов, отношений и взаимосвязей между ними, которые имеют место в современной системе общественной жизни.


Социальная политика в стратегии экономической безопасности

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономическая безопасность определяет состояние государства и его экономики, которое способствует обеспечению защиты национальных интересов страны, устойчивости и независимости от внешних и внутренних угроз, защите наиболее важных аспектов жизнедеятельности граждан, а также способности к развитию социальных, экономических, политических и прочих систем общества и государства в целом. Основными факторами, в свою очередь, являются совокупность материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих потребности личности и общества для прогрессивного развития. С обеспечением экономической безопасности условия стабильности и эффективной жизнедеятельности страны в целях достижения успехов как на мировой арене, так и во внутренней экономической и политической деятельности общества в целом у любого государства появляется гарантия независимости и стабильности общества.

Экономическая безопасность – это состояние хозяйственных объектов, которое характеризуется конкурентоспособностью предприятий и организаций, получением стабильного дохода и прибыли всеми экономическими субъектами, сохранением платежеспособности, прогрессивного развития и прочих ресурсов, позволяющих не только поддерживать определенный уровень жизни в обществе, но и достигать заданных темпов развития экономики в стране. В экономической сфере обеспечение оценка экономической безопасности рассматривается как целенаправленная деятельность по сохранению устойчивости и стабильности всех процессов, связанных с развитием экономики, а также экономико-социальной стабильности и жизнедеятельности общества [4].

Защита экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности и успешной жизнедеятельности общества. Трудности установления экономической безопасности в стране как необходимого условия ее стабильности привлекают к себе очень пристальное внимание многих политиков, известных личностей, деятелей в различных сферах экономики, науки и образования и являются на сегодняшний день одними из самых актуальных проблем общества и человечества [2].

Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой критериев, параметров и индикаторов экономического, социального, экологического характера.

Традиционно под социальной безопасностью понимается совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с вектором развития нынешних и будущих поколений.

Социальная стабильность представляет собой устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры. Механизмами, обеспечивающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и гражданского общества.

В качестве объектов и индикаторов социальной безопасности рассмотрим следующие показатели:

– демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения, продолжительность жизни и т. д.;

– состояние медицинской помощи населению: число больничных учреждений, наличие коек в больничных учреждениях, обеспеченность медперсоналом и т. д.;

– уровень и качество жизни населения, в первую очередь связанные с уровнем доходов, соотношением богатых и бедных, уровнем бедности и т. д.

Охарактеризуем каждый из этих показателей более подробно.

1. Демографические показатели в системе социальной безопасности.

Фактор здоровья все чаще становится показателем достигнутого уровня качества жизни людей, социально-экономического развития общества. Выгоды человека от хорошего здоровья также заключаются в способности выполнить репродуктивную функцию. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2018 г., с учетом Крымского полуострова, составила 146 389 999 чел. и за год увеличилась на 59 995 чел., а годовой прирост составил 0,04 %.

За последние годы в Российской Федерации отмечена благоприятная динамика основных демографических показателей в Российской Федерации. Так, в 2014 г. уровень рождаемости в Российской Федерации впервые с начала 1990-х гг. превысил уровень смертности. В 2015 г. рождаемость составила 13,3 на 1 000 населения. За 2016 г. зафиксирован естественный прирост – 32 038 чел. (в 2015 г. прирост составил 30 336 чел.). Данная тенденция сохранилась и в 2017 г. По данным Росстата, в 2018 г. показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении составил 72,26 года (для женщин – 77,49, для мужчин – 66,93).

Общим показателем оценки качества здравоохранения является уровень младенческой смертности. В России в последние годы на фоне положительных изменений других социально-демографических индикаторов прослеживается устойчивая динамика снижения младенческой смертности. Усиливающий эффект дали два фактора: распространение современных методов планирования семьи, увеличение инвестиций государства в здравоохранение.

Однако, как показывает статистика, в настоящее время рождается меньше здоровых детей, чем раньше. По сравнению с показателями младенческой и материнской смертности, имеющими позитивную динамику, уровень заболеваемости социальными болезнями продолжает расти. Социальными болезнями являются туберкулез, ВИЧ/СПИД, злокачественные новообразования, сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания, гепатиты В и С и др.

Эти болезни – индикатор социального неблагополучия, низкого уровня жизни и слабого санитарно-эпидемиологического контроля в регионах, индикатор низкого уровня социальной безопасности государства.

2. Медицинские показатели в системе социальной политики.

3. Уровень доходов и качество жизни в системе социальной безопасности.

Бедный человек в обществе – это социальная и экономическая проблема всего общества, а психологическая проблема – это проблема не только индивида, но и членов его семьи. К концу 2017 г. в России насчитывалось 21,7 млн чел., или 15,1% населения, находящегося за чертой бедности. Другими словами, бедняком признается каждый седьмой россиянин. Уровень бедности существенно увеличился по сравнению с 2016 г. Денежные доходы населения, зарплата и пенсии существенно сократились относительно прожиточного минимума.

О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Моногр. / Т.Р. Орехова, О.В. Карагодина и др.; под науч. ред. Т.Р.Ореховой. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 105с.

Новиков А. И. Экономическая и социальная модернизация как условие неоиндустриального развития России / А. И. Новиков // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 11 / РАН, ИНИОН, Отд. науч. сотр. ; отв. ред. В. И. Герасимов. – М., 2016. – Ч. 3. – С. 78–82.

Гришина E., Кириллова М. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2015. № 2. С. 23–25

Читайте также: