Административная юстиция и административное судопроизводство доклад

Обновлено: 04.05.2024

Административная юстиция - система специальных судебных и административных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также в более узком смысле - особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой.

А.ю. в РФ имеет конституционную основу (п. 2 ст. 118 Конституции РФ) и представлена судами общей юрисдикции. ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" не предусматривает административных судов. В то же время в Законе оговорено, что специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий ФКЗ.

Административное судопроизводство — это средство рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия органов власти и разрешения споров между административными органами управления и населением (индивидуальными гражданами и организациями).

Административное судопроизводство подчиняется общим принципам отправления правосудия. На него распространяются все гарантии беспристрастности судей, которые действительны для других видов судопроизводства.

Вопрос 55: Правовые основы дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность — разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

• применяется, как правило, за дисциплинарные проступ­ки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

• состоит в применении карательных санкций — дисципли­нарных взысканий;

• право на ее применение принадлежит субъектам линей­ной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю чле­нов коллектива;

• основания и порядок наступления дисциплинарной ответственность регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, положениями о прохождении службы (ОВД, УИС) и рядом других административно-правовых актов.

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов — это замечание, выговор, строгий выговор, исключение. А для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в долж­ности, лишение поощрительного нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очере­ди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Третьим видом административного процесса является административное судопроизводство. Об административном судопроизводстве в России впервые в официальном порядке упомянуто в ст. 118 Конституции РФ. В ст. 126 Конституции РФ указано на административные дела, рассматриваемые судьями общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ. Административное судопроизводство - необходимый, органический элемент института административной юстиции. О необходимости введения этого института теперь уже не только научные работники, но и политики, и законодатели не спорят. Проблема заключается в том, в каких организационно-правовых формах наиболее эффективно будет действовать этот институт в современных условиях России, какие полномочия органов судебного контроля за законностью действий и решений публичной администрации должны найти законодательное закрепление. Естественно, возникает проблема регулирования процессуальной стороны деятельности соответствующих судов.

Учреждение административных судов обусловливает необходимость создания процессуального кодекса, который должен определить порядок административного судопроизводства, отразить специфику и принципы административной юстиции и обеспечить эффективную деятельность будущей новой ветви системы судов. На мой взгляд, задачи такого кодекса состоят в том, чтобы обеспечить:

А) облегчённый доступ гражданину или организации (юридическому лицу) к правосудию путём установления специальных процессуальных сроков обращения в суд, порядка подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения дела;

Б) оказание помощи гражданину в подаче обращения (административной жалобы) в суд;

В) активную роль суда в защите прав заявителя жалобы (в отличие от гражданского судопроизводства), имея в виду истребование необходимых доказательств и документов, которые недоступны гражданину; осуществление судом иных мер по собственной инициативе;

Г) возложение бремени доказывания на орган публичной администрации, поскольку процессуальное положение сторон в публично- правовом (административном) споре должно компенсировать определённое неравенство в положении субъектов публичного права;

Д) обеспечение справедливого разрешения возникшего публично- правового (административного) спора и оперативного исполнения судебного решения.

Представляется, что в структуре кодекса могли бы быть выделены Общая и Особенная части. В Общей части необходимо определить основные понятия и принципы административного судопроизводства, предметную и территориальную подсудимость дел административным судам, правовой статус участников процесса; систему доказательств, процессуальные сроки; систему судебных инстанций.

Мною было проведено комплексно структурно- логическое исследование сущности и видов административного процесса ,дана характеристика состояния дел в области административно процессуального права, применительно к реалиям сегодняшнего дня.

Цели курсовой работы не в полном объеме в связи с недостатком литературы по данному вопросу. В ходе работы были решены следующие задачи :

- рассмотреть виды административного процесса.

- проанализировать сущность административной процедуры.

- описать административное судопроизводство и административную юстицию.

Таким образом, по моей курсовой работе можно сделать следующие выводы: Я думаю административные процедуры можно рассматривать как вид правовой процедуры под которой понимается особый нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, реализацию норм. Административные процедуры можно рассматривать как вид правовой процедуры, под которой понимается особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию норм материального права, самих материальных правоотношений и охраняемый от нарушений правовыми санкциями.[11]

Управленческий процесс, как и административный процесс, содержит процессуальные нормы. Однако назначение и функциональные характеристики этих норм различны: в одном случае процессуальные нормы устанавливают порядок совершения конкретных управленческих действий (например, принятия акта управления), в другом обеспечивают процедуру рассмотрения административного спора в административном суде. В настоящее время обсуждается проект Кодекса административного судопроизводства (КАС), начинающийся статьёй, в которой устанавливается возможность осуществления защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений о неправомерных действий и решений органов публичной администрации в административных судах общей юрисдикции. Кодекс (его проект) включает в себя не только положения принципиально административно-процессуального характера и значения, но и многие нормы, традиционно содержащиеся в гражданском процессуальном законодательстве, в частности, доказывание и доказательства; процессуальные сроки; порядок судебного рассмотрения; процессуальные стадии; исполнительное производство. Весьма интересным является установление в проекте КАС административно-процессуального статуса участников судебного разбирательства, в частности заявителя; административного ответчика; прокурора; определённых лиц и организаций; свидетелей; экспертов; специалистов; заинтересованных в решении суда третьих лиц; представителей; адвоката.

Практически все проводимые в настоящее время в стране реформы, связанные с модернизацией публичного управления, обеспечением единого правового пространства и улучшения деятельности судов (административная, судебная, правовая реформы), могут воздействовать на формирование нового взгляда на российский административный процесс. Вместе с тем в теории административного права пока не предпринимается попыток рассмотрения во взаимосвязи перспектив и планов реформирования административной и судебной власти, с одной стороны, и развития самого административного права с другой. Так, одним из важнейших вопросов проводимой административной реформы является, с моей точки зрения, вопрос о соотношении административного права и его содержания с параметрами административной реформы. Можно задать вопрос: изменит ли административная реформа само административное право? В каких очертаниях и принципиальных характеристиках мы будем наблюдать российское административное право после проведения административной реформы? С административно-правовой точки зрения, предельно важным является установление взаимосвязи результатов и самого содержания административной реформы, административного права, его системы и всех основных частей административно-правового регулирования. Думается, что именно при таких условиях модно увидеть новое содержание административного процесса.

Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.93 года).

4. АПК РФ. М. Проспект. 2003.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ. М. Проспект. 2004.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М. Юристъ. 2004.

Учебная и научная литература:

1. Комментарий к Кодексу РФ об АП / Под ред. Козлова Ю.М. М. Юристъ. 2004

2.Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. М. 2002.

3. Административное право / Под ред. Попова Л.Л. М. Юристъ. 2004.

4. Габричидзе В.Н., Черневский А.Г. Административное право. М. Проспект. 2002.

5. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно- процессуальное право. Спб. 2002.

6. Тихомиров Ю.А. Административное право и административный процесс. М. 2001.

1. Власов А. Как повысить эффективность гражданского судопроизводства // Рос. юстиция. 2003. № 9.

2. Лебедев В. Совершенствование правосудия- существенный фактор устойчивого развития // Рос. юстиция. 2003. № 3.

3. Старилов Ю.И. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Гос-во и право. 2004. № 6.

4. Серов П. Ведение административного судопроизводства - долг законодательства // Рос. юстиция. 2003. № 12.

[1] Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры.-ЖРП. 2000. № 8. С. 97

[2] Алексеев С. С. Теория права 1994 с.23.

[3] Панова И.В. Административно–процессуальная деятельность в РФ. Саратов, 2001. С. 39-40

[4] Яковлев В.Ф. Арьитражные суды на новом этапе судебной реформы // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 7.

[7] ВВС СССР. 1980. № . Ст. 192; 1988. № 6. Ст. 94.

[8] Тихомиров Ю.А. Административное право и административный процесс. М., 2001. С. 583-584

[9] Административное право / Подред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л., С. 392-403.

[11] Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры.-ЖРП. 2000. № 8. С. 97

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 48904
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Административная юстиция – часть прямого судебного контроля за административной деятельностью. Это понятие включает в себя только рассмотрение судами административных споров по жалобам граждан и их организаций на действия (бездействие) публичной власти. А судебный контроль включает в себя еще и споры, возникающие по инициативе субъектов публичной власти, в том числе между субъектами власти, а также косвенный судебный контроль.

Административная юстиция – научное, а не легальное понятие. Она имеет следующие особенности:

осуществляется по жалобам граждан и юридических лиц;

это рассмотрение и разрешение споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;

она состоит в проверке законности и обоснованности властных действий (бездействия).

В России административная юстиция в большей части осуществлялась и осуществляется по нормам гражданского процессуального права. В судах общей юрисдикции эта деятельность регламентируется подразделом III разд. II ГПК РФ (ст. 245–261). В этих случаях административная юстиция осуществляется в гражданско‑процессуальной форме, является гражданским судопроизводством. А административное судопроизводство осуществляется в порядке, регламентируемом нормами административного права.

В одних странах административная юстиция осуществляется в порядке гражданского, а в других – административного судопроизводства. Основное отличие между административной юстицией и административным судопроизводством состоит в том, что административная юстиция может быть и гражданским, и административным судопроизводством.

Следующее отличие административной юстиции от административного судопроизводства состоит в том, что последнее включает в себя и споры между субъектами публичной власти (например, прокуратуры и областной Думы, правительства области с главой муниципального образования, двух органов исполнительной власти между собой). Такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции.

И наконец, рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность ограничивающих их права нормативных актов – это тоже разновидность административной юстиции. Но это конституционное, а не административное судопроизводство.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Например, согласно Правилам пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в городе Екатеринбурге, утвержденным постановлением главы города, школьники и студенты профессионально‑технических, средних профессиональных и высших учебных заведений, за исключением учащихся платных учебных заведений, пользовались правом льготной оплаты проезда на общественном транспорте.

Студентка негосударственного вуза обжаловала указанные положения Правил в Уставном суде Свердловской области как противоречащие законодательству об образовании и Уставу Свердловской области.

Суд признал, что согласно принципу законности нормативные акты органов местного самоуправления, устанавливающие правила пользования общественным транспортом, не должны противоречить федеральному и областному законодательству. Ни федеральное, ни областное законодательство не предусматривает для студентов льгот по оплате проезда. Органы местного самоуправления за свой счет, устанавливая такие льготы, осуществляют социальную поддержку некоторых категорий граждан. Согласно Уставу Свердловской области вопросы социальной поддержки решаются местной властью в соответствии с федеральными и областными законами. Федеральное законодательство не предусматривает такого вида образовательных учреждений, как платные учебные заведения, а определение видов и типов учебных заведений к полномочиям органов местного самоуправления не относится. Более того, правом издания общеобязательных актов, таких как Правила, обладает не глава города, а городская Дума. Приняв во внимание изложенное выше, Уставный суд Свердловской области признал оспариваемую норму не соответствующей Уставу Свердловской области[68].

Есть различия между такими понятиями, как судебный контроль и административное судопроизводство. Второе – малая часть первого. Судебный контроль за деятельностью публичной администрации может осуществляться в рамках уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. А рассмотрение судами дел об административных правонарушениях хотя и включает контроль за соблюдением материальных и процессуальных норм субъектами административной власти, но предполагает наказание виновных.

Часть вторая

АДМИНИСТРАТИВНО‑ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО


Одной из наиболее проблематичных сфер процессуального законодательства на данный момент времени выступает административное судопроизводство. Данное обстоятельство обусловлено тем, что многие важные аспекты правового регулирования этой области оставлены законодателем без внимания. Цель исследования — выявить актуальные проблемы административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Автором использовались диалектический, системный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. В результате исследования были обозначены четыре основные проблемы административного судопроизводства и предложены пути их решения.

Ключевые слова: административное судопроизводство; административные суды; меры предварительной защиты.

One of the most problematic areas of procedural legislation at the moment is administrative legal proceedings. This circumstance is due to the fact that many important aspects of the legal regulation of this area have been ignored by the legislator. The purpose of the study is to identify the actual problems of administrative proceedings in courts of general jurisdiction. The author used dialectical, systemic, logical, comparative-legal, formal-legal methods. As a result of the study, four main problems of administrative proceedings were identified and ways to solve them were proposed.

Keywords: administrative proceedings; administrative courts; measures of preliminary protection.

Административное судопроизводство, безусловно, играет важнейшую роль в системе российского правосудия, поскольку именно в процессе его реализации осуществляется защита прав, свобод и законных интересов участников административных и других публично-правовых отношений. Несмотря на особую ценность данного механизма, в настоящее время существует множество существенных проблем законодательного регулирования в этой сфере.

Говоря о проблемах административного судопроизводства в Российской Федерации, в первую очередь отметим, что в российской судебной системе нет специализированных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел — административных судов. При этом во многих европейских странах (например, Франции, Германии) административные суды внутригосударственным законодательством предусматриваются.

Так, административные суды Франции являются вполне независимыми и самостоятельными в системе судоустройства. Ежегодно в административные суды поступает несколько тысяч жалоб на деятельность (бездействие) органов государственной власти. Административные суды рассматривают как малозначительные административные дела (о пенсиях, возмещении ущерба и др.), так и политические. Они проверяют законность административных актов–от выдаваемых муниципальными органами до указов (ордонансов) Президента, имеющих силу закона.

Решения административных судов касаются практически всех сфер жизни общества, в частности политической сферы — выборы; экономической — строительство, хозяйственное управление; социальной — общественная безопасность, благоустройство городов, защита окружающей среды; культурной — реформа образования; моральной — цензура прессы и кино.

Современная модель административной юстиции во Франции представлена Государственным советом, который по сути является высшим административным судом Франции, апелляционные административные суды и территориальные (региональные и специализированные). На Государственный совет, помимо разрешения публично–правовых споров, возложены также полномочия, связанные с консультированием правительства Франции по вопросам публичного администрирования [1, с. 49].

По нашему мнению, такие суды должны функционировать и в России, поскольку судьи специализированных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел будут лучше изучать суть рассматриваемых административных дел, что, бесспорно, позволит улучшить качество принятых судебных решений.

Сложности использования и толкования отдельных дефиниций из административно-процессуальной сферы способны негативно влиять не только на дальнейшее развитие правового регулирования указанной сферы, но и в большей степени на практические аспекты применения процессуальных норм.

Некоторые авторы (например, Н. Г. Канунникова [2, с. 32]), выделяя данную проблему, пишут о том, что для ее решения следует принять отдельный нормативно-правовой акт (федеральный закон, посвященный административному судопроизводству), в котором бы нашли отражение дефиниции всех административно-процессуальных терминов. Мы согласиться с таким подходом не можем, поскольку, на наш взгляд, это существенным образом усложнит практику применения норм административно-процессуального законодательства.

В КАС РФ имеется проблема пролонгации сроков для реализации отдельных подготовительных действий. К примеру, неурегулированным является вопрос пролонгации сроков получения компетентным судебным органом административно-процессуальных доказательств. Так, на данный момент времени КАС РФ предусматривает правила: 1) об обязанности для участника административного судопроизводства проинформировать компетентный судебный орган о невозможности предоставления истребуемых доказательств в выбранный срок; 2) о порядке принятия компетентным судебным органом мер при неисполнении участником названной обязанности. Это правила сконструированы в п. п. 4, 5 ст. 63 КАС РФ. В приведенных административно-процессуальных нормах ничего не говорится о праве участника административного судопроизводства просить компетентный судебный орган о продлении срока предоставления истребуемых административно-процессуальных доказательств. Хотя закрепление такого права было бы логичным, так как вполне можно допустить ситуацию, когда участник административного судопроизводства не имеет возможности выполнить возложенную на него обязанность вовремя в силу болезни, командировки и т. п.

На сегодняшний день КАС РФ не закрепляет возможности применения мер предварительной защиты по административному иску по инициативе суда. Думается, что этот подход был использован российским законодателем для соблюдения принципа диспозитивности в административном судопроизводстве. Однако, по нашему мнению, предоставление суду возможности самостоятельно инициировать применение мер предварительной защиты нельзя расценивать в качестве нарушения данного административно-процессуального принципа. Здесь нет никакого противоречия. Поэтому, на наш взгляд, было бы правильным этот законодательный подход изменить. При получении права на инициирование применения мер предварительной защиты в административном судопроизводстве у суда также появится возможность уравновешивать положение сторон административного дела, где, например, одной из сторон выступает простой гражданин, а другой — орган государственной власти.

Итак, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о существовании множества проблем нормативно-правовой регламентации административного судопроизводства: 1) отсутствие специализированных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел; 2) незакрепление в КАС РФ легальных дефиниций наиболее важных терминов, используемых в административном судопроизводстве; 3) отсутствие возможности пролонгации сроков получения компетентным судебным органом административно-процессуальных доказательств; 4) невозможность применения мер предварительной защиты по административному иску по инициативе суда.

  1. Безрученков М. В. Административная юстиция в зарубежных странах // Политика, государство и право. — 2015. — № 2 (38). — С. 48–53.
  2. Канунникова Н. Г. Актуальные проблемы совершенствования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2019. — № 9. — С. 32–34.
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 10. — Ст. 1391.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, РФ, предварительная защита, компетентный судебный орган, административный иск, Российская Федерация, суд, государственная власть, Государственный совет, правовое регулирование.

Читайте также: